Карьера: работать по 12 часов и получать 170 000 ₽, но выгореть и уйти в никуда
В рубрике «Карьеры» читатели Т—Ж рассказывают, какие события и решения повлияли на их профессиональный путь.
Героиня этого выпуска начинала со скромной должности секретаря в маленькой фирме, потом доросла до менеджера в крупном интернет-магазине, стала самым молодым руководителем направления на известном маркетплейсе, росла на каждом месте работы. Но на последнем так устала от постоянных переработок, тяжелой атмосферы внутри коллектива, газлайтинга и неуважения со стороны начальства, что была вынуждена поставить карьеру на паузу, и вот уже два года пытается восстановиться.
Профессиональный путь
Три дня работала на овощном рынке. У меня была самая обычная небогатая семья, мы жили в городе-миллионнике в юго-западной части России. Отчим сажал, выращивал и продавал сезонные овощи. Мама тоже торговала на рынке. Жили очень скромно. Как-то перед Новым годом было много покупателей, и мама предложила пойти с ней. Мне было 15, я обрадовалась, мне казалось это интересным, а еще я очень хотела сделать ей подарок. Весь день стояла за прилавком, надо было взвешивать и упаковывать овощи и фрукты, рассчитываться с покупателями. Заработала около 600 ₽ и подарила маме браслет.
Окончила колледж, потом вуз. Я очень боялась ЕГЭ. Попала в «первую волну», когда еще можно было избежать сдачи экзамена. По совету классного руководителя после девятого класса решила пойти в колледж. Мы с мамой договорились, что я еду в Москву, там меня встречают родственники, я подаю документы, и если поступаю на бюджет, то вся семья тоже переезжает. Так и вышло.
Я поступила на специальность «коммерция в торговле». После колледжа продолжила обучение в МГУТУ имени Разумовского, на заочке по сокращенной программе, выбрала направление «финансы и кредит». Всего за три года получила диплом, смогла рано начать работать и не зависеть от семьи. У меня были очень тяжелые отношения с отчимом, пришлось экстренно съехать и снимать жилье. Если бы не было работы, я бы, наверное, оказалась на улице.
💎 Я не понимала, какие профессии востребованны, кем хочу быть и есть ли у меня таланты, а взрослые вокруг говорили, что устроиться на хорошую работу можно только по блату.
Устроилась на первую работу. В 19 лет параллельно с учебой в вузе я начала работать в маленькой компании из двух человек — гендиректора и программиста. Они занимались созданием и продвижением сайтов и интернет-магазинов. Вакансию нашла, кажется, на «Хедхантере». Собеседование прошла легко, руководителю понравилась моя готовность работать и знание «Экселя». Это была пятидневка, с 09:00 до 18:00. Опоздания или приход минута в минуту сопровождались тяжелым взглядом начальника.
Я работала неофициально, первая зарплата была 12 500 ₽. Через пару месяцев она стала 15 000 ₽, еще через пару месяцев ее повысили до 20 000 ₽. После испытательного срока меня обещали оформить в штат, но, когда я заводила разговор об этом, всегда находились причины, почему сейчас это неудобно. Тогда я была еще слишком робкой, чтобы отстаивать свои права. По сути, договор я так и не подписала, но в момент увольнения выяснилось, что трудовую все-таки завели и какое-то время я у них числилась.
- 12 500 ₽
Моя должность никак не называлась. Я совмещала функции секретаря, контент-менеджера, менеджера по работе с клиентами, SEO-специалиста и другие. То есть фактически делала все, что не полагается программисту и гендиру. Отвечала на звонки и письма, разбирала почту, общалась с клиентами. У новых заказчиков надо было выяснить, какой сайт им нужен, предложить больше и продать дороже. Я работала не за процент, но раз велено — делала, как сказали. Объясняла клиентам, что и как работает, узнавала, что нужно добавить, какие ошибки устранить. Все свои действия согласовывала с главой компании и программистом.
Несколько раз меня просили отвезти документы клиенту или бухгалтеру, иногда отправляли за канцеляркой в магазин. Мне это не нравилось, поскольку отнимало рабочее время и мы об этом не договаривались. А еще у моего руководителя был свой сайт, посвященный внедорожникам. Я заполняла карточки с их описаниями. Иногда информация была уже собрана, иногда приходилось гуглить. Это было несложно, но довольно далеко от заранее оговоренных обязанностей.
Еще на меня пробовали возложить функции копирайтера, и какое-то время я писала тексты про грузовые автомобили. Вот это было настоящим испытанием. Благо эксперимент длился всего месяца три, потом руководитель все-таки раскошелился на копирайтера-фрилансера — которого, кстати, тоже искала я. Создавала задания на площадках по поиску фрилансеров, отбирала кандидатов, объясняла наши требования, согласовывала условия с директором. После того как удаленный сотрудник присылал текст, я его рерайтила.
💎 Думаю, поскольку это был мой первый опыт, даже полезно, что меня загружали разной работой. Еще я перестала трястись от общения с незнакомыми людьми. Но быстро поняла, что в таких маленьких компаниях тухло, иначе не скажешь.
Через год я уволилась. Я не видела никакого будущего в компании, эта работа не вызывала у меня интереса. И гендир стал откровенно наглеть с количеством обязанностей. Он даже из отпуска продолжал меня контролировать. Однажды он написал письмо, что, как ему кажется, я стала расслабляться. Хотя мне очень хотелось его не подвести, и я работала еще усерднее, чем обычно. Это стало финалом.
Тогда я даже представить не могла, что руководителю можно выразить свое недовольство или попытаться о чем-то договориться. Высказалась всего один раз, когда увольнялась. Сказала, что меня очень расстроило его недоверие.
Нашла подработку в крупном интернет-магазине. Попала туда через знакомую, которая работала в колцентре. Она сказала, что компания ищет временного сотрудника на пару недель для несложной работы с эксель-таблицами и 1С-системой. У меня как раз было время перед сессией. Я прошла собеседование сначала с эйчаром, потом с двумя руководителями.
- 15 000 ₽
«Эксель» я знала очень прилично — единственное полезное, чему обучили в колледже. Про 1С сказали, что помогут освоить. Обучение длилось около часа. Руководитель просто села рядом и показала, чего от меня хочет. Я вносила информацию в 1С из «Экселя». Работала в графике с 10:00 до 19:00, час на обед. За две недели заплатили 15 000 ₽, на этот раз все было официально.
После сессии меня пригласили еще раз на неделю. И потом снова. В третий раз проработала уже два месяца. Был высокий сезон продаж, закупщики не успевали набивать заказы.
Устроилась туда же на постоянную работу. Моя работа устроила руководителя, и меня пригласили на полную ставку — модератором в коммерческий отдел. График был тот же, зарплата — 30 000 ₽ на руки.
- 30 000 ₽
Я искала в интернете вес и габариты товаров и вносила их в табличку, эти данные нужны были работникам склада и курьерской службы. Искала характеристики товара в собранном виде без упаковки — это уже для сайта. В основном работала с таблицами и карточками товаров, немного в 1С.
Постепенно стала писать макросы в «Экселе». Они были нужны для обработки прайс-листов от поставщиков: каждое утро в 1С надо было загружать цены с учетом скидок, количество товара, который есть в наличии. Число поставщиков росло, на обработку каждого прайса вручную уходило очень много времени. А макрос запускал порядок действий, благодаря которому прайс-лист подгонялся под определенный формат. Это экономило часы работы.
Мне помогла случайность. Сначала аналитик, который занимался макросами, ушел в отпуск, и у нас что-то поломалось. Я попыталась разобраться. На тот момент о макросах я знала мало — пару приемов, и только. Я читала что-то на форумах и пробовала. Мне даже нравилось, что я такая самостоятельная, казалось, это может быть моим плюсиком. Потом аналитик по макросам вернулся, но через какое-то время уволился, и мне предложили продолжить этим заниматься. Я была очень рада, потому что хотела развиваться. Еще я надеялась, что мне поднимут зарплату, но этого не произошло.
💎 Руководство ценило мою полную автономность. Как правило, раз в несколько дней у меня просто спрашивали: «Все хорошо?» — и я работала дальше. Еще у меня осталась привычка с предыдущего места работы записывать, что я делаю, поэтому я всегда быстро отвечала на любой вопрос. Косяки бывали, но небольшие и нечасто. Думаю, я была беспроблемным сотрудником.
Через некоторое время мне стали доверять отбор других модераторов. После того как кандидаты проходили собеседование с эйчарами, приглашали меня. Я спрашивала, что они умеют делать в «Экселе», потом давала ноут и просила показать. Соискателю достаточно было знать элементарные функции, дальше я готова была подсказывать. Было понятно, что вряд ли кто-то будет знать 1С с учетом уровня предлагаемой зарплаты.
Потом я стала налаживать коммуникацию между коммерческим и ИТ-отделом. Например, большой проблемой было то, что информация о ценах и наличии товаров обновлялась на сайте всего раз в сутки — и покупатели постоянно заказывали то, что уже кончилось. Сложно подробно описать все взаимодействие, перечислю лишь ряд вопросов, которые возникали в процессе. Как оперативно получать достоверные данные от поставщиков и максимально быстро обновлять их на сайте? Как договориться с поставщиками, чтобы они для начала просто отвечали на наши письма? Как сделать так, чтобы информация не поступала по электронной почте, а с сервера поставщика сразу отображалась у нас на сайте? И так далее.
Получила первое повышение. Через год и три месяца постоянной работы в компании я стала старшим ассистентом коммерческого департамента. Теперь с меня спрашивали за весь отдел, в котором на тот момент кроме меня было еще два ассистента-модератора.
Перешла на должность с новыми обязанностями, но старой зарплатой. Примерно через полгода поменялся коммерческий директор, мне предложили новую должность — «коммерческий администратор». Я стала посещать общие встречи департамента, на которых присутствовали генеральный директор, коммерческий директор, все руководители из коммерции. Должна была контролировать, чтобы встречи были регулярными и все вовремя получали приглашения, вела запись обсуждений, подводила итоги и рассылала участникам саммари. Еще я помогала с ассортиментным анализом категорийным менеджерам и руководителям. Все старые обязанности при этом остались.
💎 Но опять без повышения зарплаты. А мне очень хотелось, чтобы мой рост как-то выражался в деньгах.
Так я проработала месяц, официально это даже не успели зафиксировать.
Попросилась на новое повышение. Тут приняли решение к каждому категорийному менеджеру, то есть руководителю товарной категории, приставить младшего менеджера. А я как раз страстно желала перейти на эту должность! Я давно наблюдала за категорийными менеджерами, мне казалось, что их работа очень интересная, они играют важную роль в компании и принимают много ключевых решений. Я сообщила об этом руководителям. Коммерческий директор решила, что мне нужно попробоваться в категорию «Игрушки для детей». Сама бы я выбрала «Товары для дома», но так хотела этого повышения, что не стала спорить. Про игрушки я вообще ничего не знала, кроме того, что они бывают плюшевые и резиновые, есть Барби и «Лего». Зарплату наконец-то подняли до 35 000 ₽.
- 35 000 ₽
На этой должности я проработала до увольнения. Искала новых поставщиков и заключала с ними договоры, расширяла ассортимент, удаляла неактуальные товары, следила за ценами и наличием, запускала промоакции, анализировала продажи, с контент-менеджером работала над описанием и фото, удаляла дубли карточек.
💎 За все время работы в компании мне несколько раз выплачивали премию: пару раз — по 5000 ₽ благодаря руководителю, который просто хотел меня поощрить, и пару раз — до 10 000 ₽ за выполнение плана.
Через два года компания стала разваливаться, зарплату задерживали неделями, поставщикам тоже платили с очень большим опозданием. Проработала так пару месяцев, но по разговорам более опытных коллег понимала, что все плохо. Мне пришлось уволиться — просто не на что было жить.
Устроилась на маркетплейс менеджером по продукту. Работу нашла за две недели на «Хедхантере». Собеседования было два — с эйчаром и с будущим начальником.
💎 На вопрос о дальнейших планах я прямо ответила, что хочу стать руководителем. Когда у меня спросили, куда денется текущий руководитель, я пожала плечами и ответила, что, скорее всего, тоже продвинется в должности.
Платили 48 000 ₽ на руки. Классический офисный график, работа с ассортиментом, поставщиками, заказами, согласование промоакций, возвратов товара. Мои обязанности на предыдущем месте были намного скромнее. Я немного волновалась, получится ли у меня, но успокаивала себя тем, что всегда могу спросить у коллег или просто стараться, как делала это раньше.
- 48 000 ₽
Когда стала изучать процессы, заметила, что многие сотрудники не могут объяснить, что и как работает. Часто они просто не знали, им было неинтересно. Стала копаться, знакомилась с коллегами из других подразделений, ходила в разные отделы с вопросами, за помощью и с предложениями, искала тех, кто что-то пробовал и знал, просила их объяснить. Делилась информацией со своим отделом.
Потом стала предлагать разные решения. Например, читая договоры с поставщиками, я поняла, что с некоторыми у нас очень невыгодные условия: в контрактах, подписанных несколько лет назад, были указаны объемы продаж, которые мы уже превысили, и можно было давно просить скидки и другие бонусы. В закупках чем больше продаешь, тем на большую скидку можешь рассчитывать. Когда я в первый раз об этом заговорила, на меня посмотрели с большим удивлением, но дали добро на переговоры. Многие поставщики пошли навстречу и вообще были рады более плотному сотрудничеству, а некоторые признавались, что раньше их предложения отвергались площадкой.
С более выгодными условиями прибыль увеличилась на 20—30%. Категория «Детские игрушки», за которую я отвечала и на этой работе, хорошо росла в продажах. Мы пробовали новые форматы рассылок и промо. Может показаться, что такие акции, как два по цене одного или скидка 50% на вторую покупку, достаточно распространены, но реализовать их оказалось не так просто. Надо было согласовать с поставщиком, руководством, потом подписать документы. Иногда выяснялось, что нужно оформить все иначе и за это поставщик должен заплатить дополнительные деньги, а в финале разработчики говорили, что исполнить это технически невозможно. Тогда приходилось бегать дальше и искать лазейки: а точно ли ничего нельзя или все-таки что-то можно?
Еще я предлагала новые варианты витрины, каталогов и фильтров на сайте, чтобы подать товар более интересно для покупателя. Делала «шоп-ин-шопы» — магазины внутри магазина, — чтобы привлечь к какому-то бренду внимание. Я работала с большим азартом и постоянно генерировала идеи, как заработать больше.
- 62 000 ₽
Например, есть поставщик с брендовыми игрушками, которые у нас хорошо продаются. Почему не начать продавать и другие его игрушки? Далее мы можем попросить у поставщика скидку, мы ведь стали продавать больше. Или, наоборот, лежит сток игрушек, которые не продаются, так, может, попытаться вернуть их поставщику? Или можно во время промоакции делать скидки не за свой счет, а за счет поставщика, ему же тоже выгодно продать больше — заработает на объеме. Если ты работаешь хотя бы пару лет в закупках, ты все это знаешь. У меня был опыт всего полгода, но я легко находила подобные решения.
Доросла до старшего менеджера и собрала команду. В каждой аттестации я писала, в каком направлении хочу развиваться, что мне для этого нужно — запрашивала обучение, особенно курсы английского, — и какое планирую продвижение. Сначала указывала должность старшего менеджера, так как не сразу готова была занять место руководителя, — все-таки компания большая. С руководством договорились, что у меня испытательный срок на полгода. Если справлюсь — повысят до руководителя направления.
Как старший менеджер получала уже 87 000 ₽. Мне повышали зарплату примерно раз в год на 10 000—12 000 ₽.
Старые обязанности остались, но теперь я отвечала за результаты по продажам целого отдела и стратегию развития всего направления детских товаров. Много времени уходило на аналитику и составление прогнозов продаж и закупок, добавились встречи с поставщиками, на тот момент их было около 200, и управление командой.
💎 Честно, пару раз меня накрывала истерика в туалете. От усталости, давления, от того, что нелегко руководить теми, с кем раньше работал на одной позиции, кто не согласен с твоими решениями и вообще отказывается тебе подчиняться.
Меня страшно удивляло, как можно работать без страсти и быть такими равнодушными. Конечно, этим страдал не весь отдел, а примерно половина. Другие просто были недовольны тем, что руководителем выбрали меня. И только один сотрудник был со всем согласен и готов сотрудничать. В итоге часть людей уволилась, кое-кого я уволила сама. И перед самым высоким предновогодним сезоном нас осталось всего трое.
Но эти сложные времена длились только те самые полгода испытательного срока. Дальше мы наконец-то нашли новых, более заряженных ребят, и команда получилась отличная. Я понимала, что чем четче сотрудники будут знать, как все устроено в отделе, тем они будут продуктивнее. Поэтому много времени тратила на то, чтобы помочь им адаптироваться. Поначалу мы примерно три раза в неделю уходили в переговорку, где я рассказывала про внутреннее ПО и аналитику, общение с поставщиками и цели. Потом тот, кто уже прошел обучение, помогал влиться другим. Я хотела, чтобы они именно по-человечески друг друга поддерживали, старалась, чтобы в отделе была здоровая и приятная атмосфера. Мы с удовольствием общались и по работе, и лично.
Я стала планировать и воплощать масштабные переговорные кампании, пересогласовывать условия работы с большинством или со всеми поставщиками. По-хорошему, такие мероприятия проводятся раз в год, весной после закрытия сезона. Например, в последней кампании у нас было 250 поставщиков. Я поняла, как работать со строптивыми поставщиками, на что нужно давить, научилась лучше маневрировать в процессе переговоров и выбивать выгодные условия.
А еще вела большой проект по автоматизации регулярных заказов. Я научилась работать с очень большим объемом задач и систематизировать их, чтобы освободить время на стратегические решения. Работала чаще всего 9—10 часов в день, иногда 12—13, но в выходные могла отдыхать. Переработки не оплачивались.
💎 Я знала, что от меня ждут результат. За сколько часов я его достигну, никого не волновало.
Стала самым молодым руководителем в компании. Через два с половиной года работы в компании я действительно стала руководителем, как и обещала. Мне тогда было 24 года. Зарплата осталась 87 000 ₽, но через три месяца ее повысили до 104 000 ₽. Она меня не устраивала, но мне так нравилась моя работа, что я была готова вкалывать и за эти деньги. При выполнении плана были ежеквартальные премии — в среднем около 20% от трехмесячного оклада.
- 104 000 ₽
Так я проработала еще около двух лет.
Уволилась, когда произошли изменения в топ-менеджменте, которые меня не устроили. Сменился генеральный директор, и по цепочке стали меняться директора под ним, дошло и до моего непосредственного руководителя — коммерческого директора. У нас были отличные рабочие отношения, мы хорошо понимали друг друга. На его место назначили моего коллегу, который до этого был директором по аналитике и в коммерции опыта не имел. Он всегда казался мне сложным, нудным и «несдвигаемым». Поработав с ним пару месяцев, я поняла, что с этим человеком не смогу развивать свое направление, моя команда не будет расти, и я тоже. Это было начало весны, и меня как раз ждала недельная командировка в Испанию. Перед ней я принесла заявление. Меня просили подумать, но я уже твердо решила уходить.
Полгода не работала. Мне захотелось наконец отдохнуть, так как всю юность я пахала. У меня были какие-то небольшие накопления, и мне много выплатили за неиспользованные отпуска. А еще через три месяца уволился мой муж. На тот момент у нас было около 400 000 ₽. Мы решили: к черту все! И на пару недель рванули в Турцию.
Муж отдыхал еще, наверное, месяц и потом снова устроился на работу, а я была очень вымотана, и мне нужно было время, чтобы восстановиться.
💎 Я много гуляла, встречалась с теми, с кем давно не получалось, стала больше общаться с семьей. Занялась спортом с личным тренером, научилась кататься на велосипеде и играть в пинг-понг. Просто танцевала одна дома, смотрела залпом фильмы и сериалы, играла в видеоигры, читала и рисовала. Одно из самых приятных воспоминаний — это поездка на велосипеде под дождем, было очень здорово!
Ушла в офлайн-торговлю. Работу нашла снова через «Хедхантер». На собеседовании мне все понравилось, задачи показались очень интересными. До этого я работала только в онлайн-торговле, офлайн-магазин привлек меня возможностью получить новый опыт и выйти на новый профессиональный уровень. Предлагали зарплату около 100 000 ₽, но я просила 150 000 ₽.
💎 На предыдущем месте работы я провела сотни переговоров и почувствовала, что настал наконец момент провести эффективные переговоры о своей зарплате, у меня был своего рода спортивный интерес.
В итоге сошлись на 140 000 ₽. Еще платили 2000 ₽ в месяц на питание и 10 000 ₽ на транспорт. Каждые полгода выдавали премию в размере месячного оклада.
- 140 000 ₽
Я отвечала за стратегическое развитие вверенной мне категории, работала с ассортиментом и магазинами. В целом делала примерно то же самое, что и раньше, но в офлайн-торговле был очень большой фокус на формировании товарной матрицы. Это правильно подобранный, сбалансированный ассортимент с учетом цен и всех характеристик товаров. Например, вам нужно платье. Вы идете в офлайн- или интернет-магазин, заходите в категорию «Платья» или находите отдел с платьями в торговом зале, дальше выбираете по длине, цвету, сезону, материалу и цене, и, конечно же, вам важен размер. Вот в ассортиментной матрице товары должны быть подобраны так, чтобы основная часть покупателей нашла все, что хочет.
У меня была категория «Аксессуары для ванной комнаты». Это мыльницы, дозаторы, ершики, полочки, крючки, шторки и коврики, то есть все, что может понадобиться в ванной. Эта категория считается декоративной, потому что от внешнего вида товаров зависит дизайн ванной, а еще можно без ремонта изменить настроение и атмосферу.
Когда я пришла, ассортимент был почти как с рынка, но было очевидно, что у клиентов меняются предпочтения и товары, как, например, в «Икее», выглядят более привлекательно. Поэтому ассортимент нужно было обновить. Меня это увлекло.
Работала без выходных. Я потратила очень много личного времени, чтобы натренировать насмотренность и найти новые идеи и дизайны для товаров, обсудить это с поставщиками и производителями, получить образцы, запустить их в производство.
Процесс был таким: я искала идеи в интернете, далее с указанием технических характеристик «раскладывала» их в «Экселе», визуализировала. Я представляла, как эти товары должны быть размещены на полке, чтобы покупатель легко нашел то, что ему нужно. Потом обсуждала с поставщиками, что из этого они могут привезти из Китая, какие условия и сроки производства. Поставщики подключали своих дизайнеров, те делали отрисовки, присылали мне. Отобранные варианты заказывали на фабриках в Китае и потом присылали образцы. Я оценивала их качество и соответствие изначальной концепции. После чего товары в формате эксперимента расставлялись на полках, чтобы понять, как это увидит покупатель: может, какие-то позиции лишние или, наоборот, чего-то не хватает. Поставщикам сообщали финальное решение, и они запускали производство. Примерно через четыре месяца после запуска товар оказывался в магазине.
Был и более простой путь: поставщики закидывают готовыми предложениями, мы выбираем из каталога нужные позиции и сразу запускаем производство. Это чуть дешевле и чуть быстрее.
💎 В онлайне от принятия решения разместить новый товар на сайте до доставки первому клиенту могла пройти всего неделя, а в офлайне — в лучшем случае месяц, если этот товар есть у поставщика прямо сейчас и в большом количестве. У тебя есть несколько сотен магазинов в разных городах, где живут люди с разной покупательской способностью и разными предпочтениями. А еще ассортимент сильно ограничен размером полки, и есть физический сток, который не должен лежать долго. То есть надо запускать в продажу только то, что будет покупаться массово, иначе это невыгодно.
Дикий дискомфорт приносили встречи, они занимали около 90% официального рабочего времени, приходилось много работать в личное время. Надо было все узнавать в магазинах. В торговых точках была большая текучка, и у персонала не было ни минуты, поэтому получить какую-то точную информацию было очень сложно. Приходилось просто полагаться на приблизительный опыт коллег, но все говорили разное. Мне было непонятно, как работать, когда нет четких цифр по продажам, как делать выводы о том, что продается хорошо, а что плохо, если данные в отчетах не совпадают.
Чтобы добиться роста продаж, надо было сильно обновить ассортимент. А для этого — распродать старый сток так, чтобы именно в этот момент подъехал новый. Еще сообщить менеджерам в магазинах, какие изменения нужны на полках. Они могли пропустить письма, запутаться в них, у них могло не быть бюджета для этих изменений, а могло не хватать персонала. А еще они плохо понимали, зачем это все нужно, и могли просто не делать. В таком случае надо было лично проговаривать все изменения с сотрудниками. И это сотни часов, которых не было, но иначе повлиять на результат было невозможно.
Я работала по 10—12 часов в день, включая выходные. Параллельно два раза в неделю занималась английским с репетитором, полуторачасовой урок стоил 1500—2000 ₽. На собеседовании было озвучено, что нужен человек со свободным английским, так как придется общаться с коллегами из Франции и Китая. Я сообщила, что мой уровень Elementary, но я готова быстрым темпом продвинуться в языке. Я знала, что у меня нет языкового барьера. Я могла говорить неправильно или не знать чего-то, но при этом у меня неплохо получалось донести свою мысль. Поэтому я понимала, что, если поднажму, будет вполне терпимо. Работодателя это устроило, занималась я около девяти месяцев, но из-за частых командировок продвинулась только до середины Pre-Intermediate.
💎 Дошло до того, что я вообще отказалась от метро и перемещалась на такси либо меня подвозил муж. Я везде ходила с ноутбуком, потому что в любой момент он мог понадобиться, и очень много ездила в разные магазины, чтобы пообщаться с сотрудниками и клиентами или просто что-то проверить. Я жила в бешеном темпе, было много командировок и перелетов. Однажды на паспортном контроле я не могла вспомнить, откуда прилетела. Я просто начала теряться во времени и пространстве.
Прошла через давление и газлайтинг со стороны руководства. Для меня полной неожиданностью стал стиль внутренних коммуникаций, я не привыкла общаться так жестко. Чувствовалась конкуренция, нужно было подробно проговаривать все свои заслуги перед руководством. Обычно это нормальный процесс, но конкретно в этой компании такие доклады приняли какую-то нездоровую форму, их было слишком много.
Мне не нравилось, что все планы и стратегии, которые обсуждались с руководством, могли измениться за неделю. Очень много внимания уделялось бесполезным тренингам. Меня могли задействовать в десятке дополнительных проектов, на которых времени совсем не было, и потом за них жестко спрашивали.
И самым большим испытанием стало общение с моей непосредственной руководительницей. Она всегда была мной недовольна. Ситуации, когда озвучивалось одно, я это делала, а потом выяснялось, что нужно было совсем другое и я вообще не тем занимаюсь, случались регулярно. Иногда оказывалось, что я за что-то ответственна, а я об этом даже не знала. Или она говорила: «Тебе нужно больше отдыхать, ты слишком много работаешь». Однажды я с ней согласилась и мы решили, что я буду перерабатывать не больше двух часов в день. Через неделю начальница отругала меня за то, что я очень мало сделала.
Я всегда считала, что руководитель — это мой главный партнер. Мы вместе идем к нашей общей цели, и я априори ему доверяю. Я пыталась сделать наше общение менее формальным, поднимать какие-то интересные ей темы за обедом, но это не помогало.
💎 Наверное, впервые в жизни я столкнулась с таким обесцениванием меня и как человека, и как сотрудника. Никогда не думала, что буду чувствовать себя такой сломленной.
Я уволилась месяцев через десять. Однажды после очередного унижения на общем собрании я просто не выдержала, взяла свои вещи, извинилась и вышла из переговорной. А потом выбежала из офиса, чтобы не заплакать на виду у всех. Я рыдала, наверное, час, такой истерики у меня не было со времен подросткового периода, я просто не могла остановиться.
Когда успокоилась, я позвонила мужу и сказала, что увольняюсь. Он поддержал, я написала сообщение руководительнице, что прошу о короткой встрече. Постаралась спокойно объяснить, что меня не устраивает такое отношение. Она сказала, что просто пыталась меня «взбодрить», извинилась и предложила попробовать еще раз, обещала, что будет деликатнее. Но следующие два месяца прошли примерно так же, поэтому я все-таки ушла. Когда я увольнялась, мне выплатили около 370 000 ₽. В них вошли остатки оклада, премии, отпускные и командировочные. Благодаря ежегодной индексации моя зарплата на тот момент была 170 000 ₽.
- 170 000 ₽
Поставила карьеру на паузу. После увольнения я сменила четырех психотерапевтов: просто не могла самостоятельно справиться с последствиями стресса. Первого специалиста нашла в интернете. Были неплохие отзывы, и цена всего 1000 ₽ за сеанс. Но она была больше про «успокоить», а успокаивать меня и так было кому, поэтому новых встреч я не назначала. Второго мне посоветовала сестра. Было три встречи по 2000 ₽ и потом еще одна за 3000 ₽. А дальше началась пандемия.
Так вышло, что тогда мы с мужем снимали студию и единственным отдельным помещением был санузел, но там общаться с психотерапевтом было невозможно. Полгода мы жили вдвоем в квартире 30 м². Замкнутое пространство и мои нерешенные психологические проблемы привели меня почти к депрессии, а может, и действительно к депрессии. Я дошла до стадии «мне неинтересно жить, меня ничего не радует». Ну да, есть семья, друзья, лучший в мире муж, но мне просто больше ничего не хотелось, я не понимала, куда дальше двигаться, какие у меня цели. Здоровье вообще скатилось, я заработала гастрит, иммунитет сильно ослаб, я стала часто болеть. На лекарства в общей сложности я потратила примерно 10 000 ₽. Консультации специалистов и анализы по ДМС мужа были бесплатные.
Как только первая волна ковида немного спала, мы переехали в двушку. Я сразу стала искать психотерапевта для занятий онлайн. По ДМС у меня были бесплатные консультации на «Яндекс-здоровье», туда я и обратилась. Первый специалист был мужчина, он давил на то, что я сама во всем виновата, и, как мне показалось в моем уязвимом состоянии, его раздражали мои слезы. Мне стало только хуже. После нескольких бесед с мужем я пришла в себя и стала искать специалиста с более мягким и бережным подходом. Нашла максимально комфортный вариант, смогла взглянуть на ситуацию под другим углом, лучше понять себя, и мне стало в целом полегче. В общей сложности было около шести сеансов. Пока что у меня перерыв, но в ближайшее время планирую возобновить терапию, потому что до конца эта тема еще не проработана. Страх, что все повторится, остается. Но интерес к жизни возвращается, и даже появляются планы и цели — больше личные, чем профессиональные.
Стратегия на будущее
С момента моего увольнения прошло два года. Пока я не планирую выходить на работу, и есть мысли вообще уйти из закупок. Сейчас мы с супругом купили свою квартиру, переехали и копим на ремонт. Планируем расширение семьи, я активно занимаюсь своим здоровьем, чтобы подготовиться к этому событию.
По поводу работы я пока до конца ничего не решила. Я знаю, что вернусь в продажи только в том случае, если мне нужен будет хороший заработок. Но не готова больше перерабатывать. Еще я давно интересуюсь дизайном интерьеров, хотелось бы развиваться в этой области. Но хочу дать себе еще время на восстановление. У меня появились мысли, что работа не обязательно должна быть страстью, она может просто приносить доход. Не в том смысле, что надо заниматься чем-то совсем скучным и неприятным, но, возможно, иногда лучше не быть такой влюбленной в свою работу.