Карьера: работать в продажах, вложиться в бизнес и криптоферму и зарабатывать до 350 000 ₽
В рубрике «Карьеры» читатели Т—Ж рассказывают, какие события и решения повлияли на их профессиональный путь.
Герой этого выпуска учился на юриста и работал на автомойке, но в итоге ушел в продажи, где дорос до регионального представителя известного спортивного бренда. А параллельно решил начать собственный бизнес: сначала с женой взял в кредит 1,5 миллиона и открыл студию лазерной эпиляции по франшизе, а потом занялся майнингом с друзьями. За 9 лет он увеличил свой доход в 20 с лишним раз и сейчас в хорошие месяцы зарабатывает до 350 тысяч рублей.
Профессиональный путь
Учился на юриста. Изначально выбирал между ИТ и юридической сферой, но в 11 классе выиграл республиканскую олимпиаду по правоведению и подумал, что это мое призвание — я ошибался. Возможно, я всерьез не рассматривал ничего, кроме юрфака, еще и потому, что все мои родственники работают юристами.
В школе учился на пятерки и рассчитывал поступить на бюджет, так как семья не тянула расходы на платное обучение, но, увы, прошел только на бесплатное среднее профессиональное образование по юриспруденции. После трех лет учебы можно было обхитрить систему и перевестись на третий курс университета, что я и сделал. Но денег молодому студенту никогда не хватало, приходилось подрабатывать.
💎 Если бы финансовая ситуация в семье была иной, я бы спокойно поступил в университет на платное, учился на дневном и сейчас бы тихо работал помощником судьи за 30 000 ₽ в месяц.
Подрабатывал на мойке. На третьем курсе три месяца подрабатывал на автомойке. Платили честно — 30% от намытого. В месяц получалось около 12 000—18 000 ₽.
- 18 000 ₽
Это простая физическая работа, но есть нюанс: при стоимости услуги «кузов и коврики» 180 ₽ клиенты часто скандалили из-за каждой пылинки — было тяжело морально, чувствовал себя некомфортно. Однажды, когда мыл очередное авто, сильно порезал руку о фару и с досады решил поискать что-то более стоящее.
Устроился продавцом-консультантом в магазин спортивной одежды. Случайно увидел в ленте во «Вконтакте» объявление о поиске сотрудников и приехал по адресу. Меня встретила директор. На вопрос: «Почему вы выбрали наш бренд?» — выдавил, что всегда мечтал с ним работать. В тот момент очень смутился, потому что, если честно, особо ничего не выбирал, а пришел наугад — нужна была любая работа.
💎 В ретейл можно легко устроиться без опыта: руководители точек оценивают не знания и навыки, а личные качества — активность, адекватность. И дальше берутся тебя обучать.
Оклад был 8500 ₽ плюс небольшой процент с продаж. Всего в месяц получалось в районе 20 000—25 000 ₽. Коллектив молодой, работать было весело. Я должен был продавать товары, поддерживать чистоту и порядок в торговом зале. Еще нужно было обязательно предлагать покупателю дополнительные товары, за этим строго следили. Например, если человек берет обувь, ты обязан продать ему носки, если куртку — хватаешь шапку или перчатки и уговариваешь их купить. 50% людей с удовольствием покупку дополняли, с остальными нужно было повозиться: отрабатывать возражения по цене, качеству и так далее.
- 20 000 ₽
Стал старшим продавцом. Из-за того, что я был исполнительным и креативным, директор поручала мне и другие задачи. Креативность можно было проявить, например, при оформлении доски для персонала: распечатать смешные мотивирующие фото из интернета. Ребятам это нравилось, появлялась командная атмосфера в коллективе. Креатив в продажах — это, допустим, какие-то эффективные, цепляющие клиента фразы. Еще можно было изменить что-то в обучении, найти и добавить в теоретические материалы какие-то интересные факты о бренде.
В общем, когда половину штата магазина уволили за различные проступки, освободилась должность старшего продавца. На нее не стали искать никого со стороны и предложили попробовать мне. Продавцов было шесть, из них уволили троих и на их места взяли новых. Я стал отвечать за весь цикл работы магазина.
- 30 000 ₽
💎 Поскольку на тот момент я отработал всего пару месяцев, это был огромный стресс.
Зарплата выросла на 10 000 ₽, я получал уже 30 000—35 000 ₽ в месяц. Работал 2/2 с 10:00 до 22:00 — открывал и закрывал точку, собирал деньги, контролировал линейный персонал, обучал продавцов. Старался давать им обратную связь, хотя ничего в этом не понимал, помогали гайды-подсказки — это 4—7 страниц на определенную тему. Например, в материале «Ключевые технологии изготовления обуви» рассказывается об основных технологиях, которые бренд использует в беговой и тренировочной обуви. Гайды составляются для тех, кто ничего не понимает в теме, поэтому информация подается максимально понятно и просто.
Продвинулся в администраторы. За два месяца работы старшим продавцом я многому научился, в мои смены росли KPI розничных продаж. Грубо говоря, я привел магазин в порядок, настроил процессы. Персонал до меня не соблюдал регламенты, работали «на лайте», никто не волновался о результатах. Немного дисциплины — и магазин «задышал» и заработал по-другому.
Еще одним челленджем для меня стало сделать так, чтобы магазин обгонял другие торговые точки в сети, это было интересно и азартно, весь коллектив подобрали под эту задачу. Думаю, с этим был связан успех в продажах.
Когда наш администратор ушел на повышение, мне предложили занять его место. Я сдал небольшую аттестацию, в которую входило тестовое задание: описать работу в каких-то сложных ситуациях либо описать регламент — как ты его понял, как сделать так, чтобы твой магазин ему соответствовал. И продолжил работу уже админом.
График остался прежним, зарплата выросла до 40 000—45 000 ₽. В обязанности добавилось составление графиков, проверки персонала, отчетность перед центральным офисом. У меня были специальные анкеты для оценки эффективности сотрудников: наблюдаешь, как человек работает, проставляешь галочки по пунктам, потом даешь работнику обратную связь — с чем он справляется хорошо, с чем не очень. По анкетам можно было собрать статистику и понять, какой блок западает: знания технологии производства, истории бренда или техники продаж.
- 40 000 ₽
💎 Это был мой первый серьезный опыт в управлении персоналом. В 20 лет сложно переходить на какую-то должность повыше прежде всего психологически. Приходится прикладывать много усилий, чтобы твои сверстники считали тебя старшим сотрудником и слушали твою обратную связь.
Многое было неидеально, не по книжкам, но зато я работал с душой, мне нравилось развивать магазин, менять вокруг себя обстановку, набирать новых людей, я обожаю проводить обучение. На этом фоне продажи продолжали расти, хотя, конечно, случались экономические кризисы, росли цены и так далее.
Доучивался заочно. Когда стал расти на работе, я перевелся на заочное. Родители были против, но я выбрал карьеру. Можно сказать, что с этого момента учебу я забросил, потому что заочка не дает нужных знаний.
С горем пополам доучился, это частично пригодилось в работе. Например, в ситуациях с бракованными товарами и недовольными покупателями — закон о защите прав потребителей я изучил самым первым. Трудовой кодекс помогал, когда я нанимал персонал. Будь то взаимоотношения с арендодателями или какие-то частные случаи типа ограничений во время пандемии — везде нужно знать закон, уметь его прочесть и понять, а также донести до сотрудников.
Возглавил магазин. Через два года работы мне предложили стать директором этого магазина. Должность получил, потому что предыдущий директор расслабилась, перестала справляться. Руководство видело, что я стараюсь, и мне решили дать шанс. Позвонили в выходной с предложением, спросили: «Выходишь?» И я вышел.
💎 Я просто любил свою работу, находил в ней много плюсов, в том числе возможность роста. Первые 2—3 года вообще не думал о зарплате, работал, чтобы показать себя.
График стал более похож на обычную пятидневку по восемь часов в день. Я стал принимать стратегические решения. Нужно было считать «математику точки», то есть следить за всеми числовыми показателями магазина — чтобы из среднего чека и общего количества чеков складывалась выручка, которую компания заложила в бюджет. О проблемах сигнализируют все цифры, которые можно превратить в статистику: данные по прошлому году или по предыдущему месяцу, количество посетителей, KPI продаж и другие. Если что-то ниже нормы, можно посчитать, сколько именно магазину не хватает чеков до выполнения плана по выручке либо сколько рублей не хватает по среднему чеку. Все цифры анализирует и главный офис, и директор, чтобы понять, где надавить, что исправить.
Дальше уже мозговой штурм: в чем проблема? Например, если средний чек низкий, то это означает, что персонал не может продать дорогой товар. Задача директора — понять почему. Не хватает нужного товара, неудачный мерчандайзинг, нет необходимых знаний у сотрудников? А доступны ли персоналу обучающие курсы, подготовил ли вообще администратор информацию, донес ли ее правильно? Отрабатывают ли продавцы возражение «дорого»? Так искали причину, пробовали перенастроить работу.
У меня появилась возможность целиком подобрать себе команду и научить ее. Мне очень нравились такие обязанности, работал я по-прежнему с удовольствием. Зарплата выросла в два с половиной раза по сравнению с первой ставкой, я стал получать 50 000—55 000 ₽ — очень приличные деньги по тем временам, когда бензин стоил 26—27 ₽ за литр.
- 50 000 ₽
💎 Много тратил на девайсы, ненужную одежду дорогих брендов, часто питался в кафе, о чем сейчас жалею, потому что мог бы откладывать.
Стал региональным управляющим. Спустя пять лет работы директором перешел на следующую должность с окладом 80 000 ₽. Сейчас я отвечаю за работу шести магазинов. График остался 5/2 по восемь часов в день.
В мои обязанности входит поиск и обучение директоров, контроль их работы. Есть специальная программа адаптации, где все, что должен знать сотрудник, расписано по дням. Один день он изучает информацию, на следующий его проверяют. И так целый месяц. Раз в неделю проходят планерки, на которых разбираются проблемы, анализируются так называемые best practices, то есть опыт лучших магазинов. Все обучение и все совещания проходят в «Зуме». В целом интересно пообщаться с коллегами, послушать, что происходит в таком же магазине, но в другом регионе. Провожу также тренинги для продавцов и директоров. А иногда обучение ведут бизнес-коучи, которых нанимает компания.
Контроль осуществляется с помощью отчетности. В основном отчеты выгружаются из CRM-системы, отдельные виды отчетов высылаются по запросу или по регламенту в определенный день недели. Далее все они анализируются, по ним делаются выводы и принимаются решения: усилить контроль, провести обучение, изменить подход к работе и так далее. Крупные проверки, влияющие на мотивацию директора, проводятся раз в квартал: магазин полностью проверяется по чек-листам на соответствие стандартам бренда.
Перейти в региональные управляющие получилось не с первой попытки. После пробного месяца на должности меня вернули в магазин. Мне дали обратную связь: выделили шесть пунктов, своего рода точек роста. Например, для успеха на моей должности нужен высокий эмоциональный интеллект, то есть я должен принимать очень точные, взвешенные решения. С этим у меня были проблемы, мог лишний раз проявить эмоции, поспорить с руководством, не разобравшись в задаче, сделать поспешные выводы. Когда у тебя в подчинении 30—50 человек, конечно, нужно мыслить более глобально. Мне посоветовали список литературы, я ознакомился с некоторыми книгами — думаю, что стал более уравновешенным.
Я повышал квалификацию еще примерно год, закрыть вакансию компания не могла — нужен был человек изнутри, поэтому мне дали еще один шанс. Со второго раза все получилось. Я стал ездить в командировки в регионы, появилась возможность влиять на работу 45 подчиненных. Это интересно, но требует больших сил, иногда очень устаешь от 200 сообщений за день и от 30 звонков за три часа.
💎 У меня есть начальник — исполнительный директор, а дальше — только генеральный. На данном этапе для меня это потолок. Я четко понимаю, что не созрел до того, чтобы брать под контроль больше торговых точек.
Параллельно начал свой бизнес. В 2020 году мы открыли с женой студию лазерной эпиляции по франшизе. Началось с того, что моя тогда еще будущая жена пошла на процедуру лазерной эпиляции, а я ждал ее в холле. От нечего делать смотрел на цены, считал, пришел к выводу, что бизнес очень рентабельный. Это было в 2017 году. Студий было буквально по пальцам пересчитать. Три года думали, рассматривали другие ниши, но приоритет отдавали бизнесу, связанному с продажами.
💎 Беременность жены заставила быстро принять решение. От ее заработной платы оставалось всего 40%, экономить не хотелось — наоборот, хотелось обеспечить ребенку нормальную жизнь.
Рискнули и взяли кредит на полтора миллиона рублей, чтобы открыть франшизу известного и раскрученного в России и странах СНГ бренда. Взнос по франшизе был 350 000 ₽.
Мы сразу решили заняться франшизой, поскольку опыта в своем бизнесе не было — я понятия не имел, что это такое. Зато был опыт в организации процессов и управлении командой. Всему остальному учился сам, в интернете, плюс помогали держатели франшизы. Нам выслали пошаговый план и вебинары по продажам, клиентскому сервису, развитию бизнес-аккаунтов в «Инстаграме» и «Вконтакте», добавили в чат с личным менеджером, которому в любой момент можно позвонить или написать. В базе знаний есть информация о том, как устроить сотрудника, как платить налоги и так далее — все это мы изучили за месяц и в плане теории были подкованы.
Сложность в том, что у владельцев франшизы слишком много таких, как мы. Их задача — масштабироваться, и на наши мелкие проблемы не всегда есть время, в основном мы их решали сами. Я это понимал сразу, но без франшизы вряд ли запустил бы бизнес. Мы с женой знали, что должны быть готовы к рискам и к тому, что нам никто не будет помогать. Мы с ней в этом плане единодушны, стараемся в первую очередь обсуждать негативные сценарии.
💎 Спешу огорчить тех, кто думает: «Куплю франшизу и не буду ничего делать. Ко мне приедет кто-то и что-то откроет, я ведь плачу деньги». Франшиза — это фундамент, это база знаний и ошибок. А открываете свое дело вы сами, решаете свои проблемы сами.
Студию открывали за тысячу километров от дома — в Барнауле. Крупные города поблизости были уже заняты, а в маленький заходить не хотелось — выше риски. Я посмотрел численность населения, средние доходы, прочитал рассказ девушки из Барнаула в Т—Ж. В общем, собрал данные о городе, оценил потенциал — показалось, что он есть, хотя средний доход и ниже, чем в нашем городе. Мы оказались в Барнауле впервые в жизни.
По поиску помещения были инструкции от бренда и помощь от менеджера, нам даже скинули варианты с «Авито». Подсказали самый перспективный торгово-офисный центр, я позвонил на горячую линию наугад — оказалось, что там есть подходящее помещение. Обычно в этот ТЦ была очередь, но нам помогла пандемия: мы открывались после первой волны, много арендаторов тогда съехало, и нам достался хороший офис — это была удача.
Сотрудников искали сами, через «Хедхантер». Опыт в подборе персонала у меня есть, но было страшно, что они не выйдут.
💎 Мы потратили месяц на подготовку к запуску, в дичайшем стрессе проделали титаническую работу, заказали шары, украшения, сладости и прочее, приехали на торжественное открытие, а все клиенты отменились. Оказалось, что мы открывались в День города, была сказочная погода, и вечером накануне открытия запись была практически пустая. Утром мы сидели и думали, как будем продавать свой новый бизнес и, возможно, ипотечную квартиру. Но в итоге за первый день заработали 100 000 ₽ — благодаря грамотным скидкам в честь открытия. Клиенты не пришли в студию, но переводами оплачивали абонементы — мы не успевали их оформлять. В тот момент я понял, что надо работать и что все получится.
У нас небольшая студия — 26 м². Клиенты ходят по записи, по одному. Два мастера работают по графику 2/2. В смену в студии находится только один мастер, она же выполняет обязанности администратора. Уборка, электричество и даже подземный паркинг входят в стоимость аренды. Подземный паркинг, кстати, стоит 1500 ₽, и отказаться от него нельзя. Мы им не пользуемся, мастера у нас без личных автомобилей — немного обидно. Но локация крутая, и мы согласились. Еще мастер ведет учет расходников, сигнализирует, когда пора заказать, например, перчатки.
Мы ведем дела удаленно: у нас настроена система видеонаблюдения, CRM-система, для контроля визитов используем Yclients. Жена следит по камерам за сотрудниками, раздает им задания. Стараемся постоянно быть на связи с мастером: разбираем ее действия, ставим цели как на месяц, так и на день.
Сначала было страшно, что что-то пойдет не так, но потом мы привыкли. Например, были ситуации, когда мастер не вышла или заболела. Экстренно искали подмену и за год обросли контактами на любой случай.
- 70 000 ₽
Окупаемость студии — 9—12 месяцев, но нужно очень стараться быть на слуху, грамотно настраивать рекламные кампании в соцсетях, сотрудничать с блогерами. Отвечает на отзывы и занимается развитием студии моя жена. У меня на студию уходит несколько часов в день.
Расходы на бизнес — от 128 500 ₽ в месяц. Аренда вместе с коммуналкой стоит до 25 000 ₽, на зарплаты до вычета налога идет 65 000—70 000 ₽, еще примерно 6500 ₽ — это налоги. От 7000 до 10 000 ₽ тратим на расходные материалы. Рекламный бюджет у нас — 25 000 ₽. И еще 3000—5000 ₽ дополнительных трат — например, нужно делать ТО аппарата раз в полгода.
Первые месяцы студия приносила грязными в среднем по 190 000 ₽, но доход был неравномерным: 200 000, 190 000, 200 000, 150 000 ₽ — с сентября по декабрь. Нужно учесть, что все это с дикими скидками — до 60%. То есть мы тратили на клиента чуть ли не столько же, сколько он нам приносил, если учитывать стоимость расходников и зарплаты мастеров, — такая была стратегия привлечения посетителей. После Нового года мы отошли от скидок, поменяли весь персонал, который, как оказалось, был нечист на руку. Стали уделять больше внимания обучению мастеров — учили их предлагать дорогие абонементы. В марте студия принесла 440 000 ₽, летом вышли на доход 310 000 ₽ — это примерно 240 клиентов в месяц, то есть по восемь посетителей в день. На каждого уходит по 30—60 минут. Чистыми это от 100 000 до 200 000 ₽ в сезон.
Студия живет за счет продажи абонементов. Волосы удаляются за 8—12 сеансов, в зависимости от физиологических особенностей. Процедуру проводят раз в 3—4 недели. Если разовый визит на процедуру «ноги полностью» стоит в районе 3000 ₽, то абонемент на 10 сеансов — 18 000 ₽. То есть если платишь за шесть сеансов сразу, четыре получаешь в подарок. Еще есть абонементы «3 + 1» и «4 + 2».
Обычно курс эпиляции начинают в сентябре-октябре, поскольку эти процедуры нельзя совмещать с интенсивным загаром, заканчивают к маю-июню и счастливые, гладкие едут в отпуск. Из-за ковида ситуация изменилась: многие отдыхать не поехали и летом студия работала в полную силу. Надеюсь, что и осенью темп сохранится.
- 200 000 ₽
Я считаю, что студия стала успешной благодаря локации, известности бренда и хорошему сервису, так как многие клиенты пришли путем сарафанного радио. Плюс сыграли роль наши упертость и где-то чрезмерное бесстрашие.
💎 Лучший друг отговаривал меня очень долго, в итоге мы открыли студию, и никто полгода об этом не знал. Может быть, я сам не верил в успех.
Занялся добычей крипты. Во время первого бума криптовалюты в 2017—2018 годах я уже интересовался майнингом, но тогда еще не решался попробовать. Читал профильные форумы, статьи на «РБК Крипто», в ЖЖ и Т—Ж. Из книг — только про основы блокчейна, в основном читаю короткие статьи, разборы рынка, подписываюсь на инстаграм-аккаунты и телеграм-каналы известных трейдеров криптовалюты, смотрю аналитические видео по майнингу и так далее. Никакие курсы никогда не покупал, твердо считаю, что все можно бесплатно найти в интернете.
Ко второму криптобуму уже кое-что понимал, плюс на работе появились коллеги, которые собрали себе ферму для добычи монет Ethereum. Сам майнинг представлялся каким-то легким заработком, и очень хотелось поучаствовать в этой теме. Мой друг нашел человека, который живет только за счет своих ферм. Он ввел нас с товарищами в курс дела, нашел нам место под майнинг в Иркутской области — так называемый хост. В этом году мы втроем скинулись на оборудование: на 735 000 ₽ закупили по 7 ASIC-майнеров S9 на каждого — самых простых, но в то же время эффективных — и приступили к добыче. Мой доход в месяц вырос на 40 000—50 000 ₽.
- 40 000 ₽
💎 Считаю, что не надо бояться рисковать. Главное — найти соратников, которые поверят даже в «дурацкую» идею о криптовалюте.
Нам сказали, что майнеров хватит на несколько лет, в железе я не силен, поэтому поверил на слово. За время владения фермой сами уже немного начали разбираться в терминах, появились некоторые знакомства, и работать стало легче.
Для меня главное — чтобы была возможность масштабирования. Первые арендодатели нам сказали, что больше оборудования не поставят, повысили плату с 3,8 до 4 ₽/кВт, чтобы мы съехали. По слухам, дата-центром, в котором мы держали нашу ферму, заинтересовались крупные инвесторы с большими объемами оборудования, и так его хозяева избавлялись от мелких арендаторов. Поэтому мы перевезли ферму из Иркутской области к себе в Красноярск.
Майнеры окупились за пять месяцев, с сентября мы выходим в плюс. Недавно опять скинулись по 245 000 ₽, купили еще 17 штук майнеров, теперь у нас их 38, прибыль делим поровну на троих. Сейчас зарабатываю на этом 90 000 ₽ в месяц.
- 90 000 ₽
При текущем курсе один майнер приносит 11 000 ₽ и потребляет 1008 кВт в месяц, что эквивалентно 3600 ₽ — по 3,5 ₽/кВт. Общий доход грязными — 418 000 ₽. На электричество уходит 136 800 ₽ в месяц, еще 5000 ₽ — на замену плат и ремонт. Комиссия за вывод средств — около 1%, то есть чуть больше 4 тысяч рублей. Еще стоит учитывать комиссию на переводы между картами, безлимитные переводы. Например, в Сбербанке стоимость подписки на них — 300 ₽ в месяц. То есть чистыми выходит примерно 270 000 ₽ на троих. Монеты можно выводить не сразу, ждать выгодного курса, но мы стараемся не играть в рулетку. Сам рынок для меня еще не очень понятен, сильно изменчив, и при курсе биткоина от 40 000 $ мы тут же их продаем. В дальнейшем хочу освоить трейдинг на крипторынке, посмотрим, что из этого выйдет.
Решился на понижение на основной работе. Я решил спуститься на позицию ниже — на место директора магазина. Так времени на бизнес будет больше. Тем более мы планируем открывать клинику аппаратной косметологии, а доходы от майнинга растут — потребность в официальной зарплате постепенно отпадает.
- 60 000 ₽
Перехожу в магазин, где пока нет директора. Зарплата снизится до 55 000—60 000 ₽ в месяц.
Стратегия на будущее
Планируем получить медицинскую лицензию, чтобы открыть еще кабинеты косметолога и массажиста, и из студии эпиляции вырасти в эстетическую клинику — это уже другой уровень дохода. Плюс медлицензия позволит обогнать 90% других студий эпиляции, это будет еще одним преимуществом — рынок эстетических услуг очень конкурентен.
Лицензию можно сделать под ключ за 270 000 ₽. Это оценка помещений, уплата пошлин, услуги консалтинга, сбор необходимых документов, закупка медицинской мебели, ведь даже на обычный письменный стол должен быть документ, разрешающий работать за этим столом в медкабинете, хотя он ничем не отличается от стола из «Икеи».
План по майнингу — удвоить добычу в ноябре-декабре. Нужно будет снова закупить оборудование, возможно, более эффективное и дорогое.
Моя цель — зарабатывать 500 000 ₽ в месяц, и в 2022 году я планирую ее достичь.