Как устроен кэшбэк и в чем выгода банка?

42
Аватар автора

Шопоголик

спросил в Сообществе

Многие банки предлагают кэшбэк по своим картам. Иногда бывают очень выгодные предложения. У меня и у многих близких и знакомых из-за этого есть карты нескольких банков, чтобы было выгоднее платить.

Но как все это работает? В чем выгода банка давать кэшбэк за покупки? Откуда берутся деньги на это?

Аватар автора

Виктор Джин

частный инвестор

Страница автора

Кэшбэк — вознаграждение за оплату покупок. Это часть программы лояльности от банков, магазинов и различных сервисов. Например, если расплатиться на кассе дебетовой или кредитной картой, банк обычно возвращает 1—5% от потраченной суммы. Так бизнес привлекает клиентов, стимулирует их покупать определенные товары и услуги и расплачиваться картой.

Что такое кэшбэк

В английском cashback дословно означает «возврат наличных». Но на деле поощрение происходит в безналичной форме — в виде рублей или бонусов.

Кэшбэк предлагают магазины, авиакомпании, разные сервисы, но чаще его связывают с банками. Последние возвращают процент с покупок при оплате картами — онлайн или на кассе. Бывает и так, что кэшбэк начисляют одновременно и банк, и магазин.

Как работает банковский кэшбэк

Кэшбэк от банков формируется за счет интерчейнджа — взаимообменного сбора. Это комиссия, которую банки платят друг другу за обработку безналичных расчетов.

Представим, что Василий оплатил покупку в магазине картой — через торговый терминал на кассе. Терминал обслуживает банк-эквайер, которому магазин платит комиссию за обработку платежей.

Большую часть этой комиссии банк-эквайер переводит банку, который выпустил карту. Это и есть интерчейндж. Часть полученной комиссии банк возвращает Василию в виде кэшбэка, поощряя его за покупку.

Для продавца это дополнительные издержки. Помимо покупки и обслуживания терминала, он платит взаимообменный сбор — до 1—3% от чека покупателя.

Эта комиссия зависит от оборота: крупным торговым сетям банки предлагают условия лучше, чем небольшим предпринимателям. В мелких точках бывает так, что продавцы отказываются работать с банковскими картами и просят наличные или оплату переводом на карту, хотя это и не всегда законно. С другой стороны, такой продавец теряет клиентов, которые привыкли платить картой.

Банки также часто предлагают повышенный кэшбэк, 5—30%, по партнерским программам, но с дополнительными условиями, например на первую покупку или при заказе на определенную сумму. Высокий процент достигается за счет скидки со стороны магазина. Но ему это тоже выгодно: он получает охват клиентов банка и новых покупателей.

В итоге все участники в плюсе:

  1. Банк привлекает новых клиентов, повышает их лояльность, зарабатывает больше на эквайринге. Еще банк может анализировать траты, лучше понимать поведение клиентов и более персонализированно продвигать услуги.
  2. Магазины получают рекламу, увеличивают оборот и привлекают новых покупателей.
  3. Люди экономят за счет возвращенных денег и бонусов. Главное — четко понимать, как работает программа, какие условия получения и начисления кэшбэка.

Кто еще предлагает кэшбэк

Кроме банков, кэшбэк часто предоставляют и продавцы: используя при покупке карту лояльности, клиент получает бонусы, которые можно списать при следующих посещениях магазина. Например, карты лояльности есть в «Пятерочке», «Ашане», «Петровиче» и других торговых сетях.

В последнее время пластиковые карты активно заменяют на виртуальные — доступные в мобильном приложении или по номеру телефона. В некоторых магазинах бонусы сгорают через определенное время, если их не потратить.

Курс обмена бонусов может быть разным — например, 100 баллов в «Перекрестке» эквивалентны 10 ₽. Баллы можно списать при следующей покупке, но зачастую ими оплачивается только определенный процент, например 20% от чека. С условиями программ лояльности надо разбираться отдельно в каждом случае.

Еще есть сервисы-агрегаторы с предложениями кэшбэка, например «Мегабонус» и «Едадил». Они заключают соглашение с продавцами, рекламируют их услуги и приводят клиентов. Взамен они получают от магазинов вознаграждение, часть от которого идет клиенту бонусами.

Виды кэшбэка

Кэшбэк клиентам могут возвращать по-разному.

Деньгами — накопленный кэшбэк периодически, обычно раз в месяц, просто зачисляют на счет клиента. Например, так делают по дебетовым картам «Росбанка» и Тинькофф. Правда, в «Росбанке» деньги зачислят, только если кэшбэком накопилось от 100 ₽.

Бонусами — когда начисляют виртуальные баллы, которые можно списать при покупках или обменять на рубли. Один балл обычно равен 1 ₽. Примеры: бонусы «Альфа-банка», ВТБ и баллы «Спасибо» у Сбера. Баллы также начисляют магазины и сервисы.

Милями — некоторые банки, например «Газпромбанк» и «Юникредит», предлагают «карты путешественников». На них копятся мили — баллы, которые можно потратить при покупке билетов и бронировании гостиниц.

Вознаграждение в рамках бонусных программ авиакомпаний тоже обычно называют милями.

Как пользоваться кэшбэком

Кэшбэк, как правило, не нужно подключать отдельно: он уже предусмотрен условиями карты. Зачастую в приложении банка можно выбрать одну или несколько приоритетных категорий, по которым будут начислять повышенный кэшбэк.

Так, на дебетовой карте Тинькофф можно раз в месяц выбрать четыре категории из предложенных, одна из которых — 1% на все покупки и еще три — с более высоким кэшбэком, но только на определенные виды трат. Например, это могут быть кафе и рестораны или такси. Чтобы выбрать выгодный для себя вариант, надо исходить из частоты и размера трат.

Что касается повышенного кэшбэка по партнерским программам с магазинами, возможно, его придется активировать вручную. Это зависит от банка.

Далее все происходит автоматически. Когда вы расплатитесь картой онлайн или в магазине, система проверит, соответствует ли платеж условиям программы. Если все правильно, клиенту начислят бонусы. Кэшбэк обычно не предусмотрен за другие операции по карте — например, пополнение и снятие наличных, переводы между людьми, уплату штрафов, пошлин и коммунальных услуг.

Зачисление кэшбэка на счет обычно происходит не сразу, а раз в месяц — в конце расчетного периода. Сумма зачисляется в полном объеме и не облагается налогом, так как выплаты в рамках программы лояльности доходом не считают.

Важно также учесть, что часто есть лимит на сумму кэшбэка в месяц. Например, может быть предел в 3000 ₽ — то есть, если кэшбэка в расчетном периоде накопилось больше, банк все равно выплатит только 3000 ₽. Для улучшенных условий по кэшбэку придется подключать премиальные тарифы.

Что в итоге

Кэшбэк — это возврат небольшого процента за оплаченные картой покупки. Его выплачивают за счет интерчейнджа: банк продавца платит комиссию банку, картой которого воспользовался покупатель. Также банки предоставляют повышенный кэшбэк по партнерским программам с магазинами — он может достигать 30% за счет скидки продавца.

На большинство покупок банки обычно дают кэшбэк 1%, но на несколько категорий процент может быть выше, 2—5%. Для этого в банковском приложении нужно выбрать любимые категории, например АЗС, театры, такси или супермаркеты.

Магазины и сервисы-агрегаторы также предоставляют кэшбэк по своим программам лояльности. Его чаще всего дают баллами, которые можно списать при следующих покупках.

Прежде чем начать пользоваться кэшбэком, изучите условия программы. Может оказаться, что его начисляют при определенных условиях и есть лимиты.

Кэшбэк стоит расценивать как приятный бонус, он не должен быть целью покупки. На кэшбэке вы не зарабатываете, а только компенсируете небольшую часть трат.

Виктор ДжинПоделитесь своими лайфхаками по кэшбэку:
  • Александр ЛевитТуда сюда, обратно, тебе и им приятно 😃 Выгодно, без переплат, со скидкой 90 процентов и кэшбеком. Предупрежден, значит вооружен....0
  • Nerferoth DrakeЧто касается повышенных категорий кешбека, это как повезёт. Например, один раз очень неплохо получилось, когда выпала категория стройматериалов и товаров для дома, когда мы как раз поюланировали покупку оных для ремонта. Ещё приятно, когда выпадает повышенная категория в конкретной сети, в которую и так часто ходишь, например, перекрёсток. Практически всегда выбираю категорию "аптеки", когда она есть, потому что жена любит покупать много лекарств. Хотелось бы хоть раз попасть на категорию покупки на Озоне (если такая есть вообще).7
  • Станислав НиколаевNerferoth, это категория называется супермаркет. Не важно что купишь шоколадки, носки, телефон. Все пройдет через эту категорию. Не благодари)))5
  • ЕлизаветаЯ работаю в банке, и открою страшную тайну: по программам кэшбэка сейчас банки в минусе. Отсутствие доходов от эквайринга/ интерчейнджа (которые и ушли на кэшбэк) компенсируется деньгами от маркетинга: интересные кэшбэк предложения и программы начисления стимулируют людей заводить именно эту карту этого банка и отлично повышают лояльность. Пока что выгоднее не рекламу за многие миллионы по тв крутить, а вернуть эти деньги людям в формате кэшбэка, как только штука перестанет быть такой выгодной и рынок перенасытится, программы начнут сворачиваться.11
  • Boris KölnСтанислав, в зависимости от категории POS-терминала / онлайн-кассы. У меня покупки на Амазоне независимо от купленного товара падают в разные категории: то книги, то супермаркет, то еще что-то.2
  • Либерж КпадонуОгромный минус этой системы это система мсс кодов, в бильярдном клубе указан 5812 Рестораны, в магазине воздушных шаров 5999 Различные товары, в магазине одежды что-то вообще не относящееся к одежде, уже не найду точно. Раньше поддержка Тинькофф компенсировала такие моменты, теперь я понимаю, что это вина не банка, а предпринимателя и не пишу больше в банк, но стараюсь уведомить компанию об ошибочном мсс коде, некоторые исправляют, многие забивают26
  • Julia NС мужем чаще пользуемся банком Райфайзен. У них на все покупки 1,5 процента, и начисляют даже за чек в 50 рублей. При этом есть предложения с повышенным кэшбэком. Бывает, что в конце месяца на все покупки 5%. Почти перед каждой покупкой смотрим категории и спец предложения от Тинькофф, Райфа, потом только оплачиваем.2
  • Alex VВ последние года 1,5 выбор категорий кэшбека примерно у всех банков превратился в это. Дают хотя бы 1-1,5% на всё, и на том спасибо.43
  • АнтиконсьюмеристAlex, ну не так уж всё плохо. У меня в Тиньке сейчас 5% на рестораны, автозапчасти и автоуслуги и 4% на бензин. В прошлые месяцы вместо ресторанов были аптеки, тоже востребованная категория.4
  • NastyAstiЛиберж, я как предприниматель обслуживаюсь в двух банках и оба банка не дают возможности редактировать мсс код, он устанавливается банком по умолчанию7
  • ShevРебята, если часто будете покупать товары в категориях с повышенным кэшбэком (5%), то банк блокирует программу лояльности, конкретных лимитов нет, действуют по собственным соображениям.0
  • Nerferoth DrakeСтанислав, на супермаркет не попадал тоже. Если под этим не "все покупки" подразумеваются, конечно)0
  • Борис БахтинЕлизавета, это не страшная тайна для тех, кто интересуется темой, и уже давно проанализировал, но за подтверждение спасибо. А всё почему? Два десятка банков годами бомбардируют предложением взять кредит и - реже - кредитку, а некоторые аж по 2 раза в день. ))3
  • Борис БахтинShev, когда вас или кого-то из ближайшего окружения заблокировали в ПЛ? И за что?1
  • ShevБорис, Тинька заблокали за "злоупотребление" программой лояльности. Хоббистов думаю часть блокают.0
  • Антон КазанцевAlex, а говорят что у альфы кэшбэк лучше Или одно и тоже ?0
  • Alex VАнтон, как раз в конце прошлого года завёл красную карту для того, чтобы проверить. На мой взгляд, абсолютно то же самое)0
  • Alexander RusAlex, Не знаю, как у вас, но у меня на Альфе в этом месяце 10% на кафе и рестораны, 7% на АЗС, 7% на фастфуд, 1% на все и ещё несколько нормальных категорий. Периодически даже на супермаркеты 5-7% бывает. Сейчас вот акция на Макдак 50%. Это по премиум.1
  • Игорь ГончарюкAlex, у меня так (альфа-б)0
  • Игорь ГончарюкИгорь, альфа-б0
  • Игорь ГончарюкИгорь, Тинькоф Б0
  • ЕлизаветаБорис, ну "страшная тайна" здесь сарказм, но реально многие люди думают, что банк на кэшбэке каким-то образом именно зарабатывает 😂 есть и другая крайность - те, кто считают, что бесплатный сыр только в мышеловке и панически боятся кэшбэка, опасаясь, что это "во что-то кредитное выльется" (это обычно старшее поколение, моя бабушка, например, не верит, что сколько-то денег может вернуться)6
  • Игорь ГончарюкАнтон, лично я считаю, что лучше в Альфа-Б.0
  • Борис БахтинShev, формулировка понятна. Хочу узнать после какой операции (дата, ТСП, сумма).0
  • Борис БахтинNastyAsti, попробуйте как покупатель (с другого номера, например) позвонить в ваш банк-эвайер и сказать, что MCC не соответствует. Заодно тут позже сообщите, поменяли ли. Потому что изменения MCC делают, это точно.2
  • Игорь ГончарюкЕлизавета, я понимаю что вы имеете в виду. Но пока есть такая возможность, почему бы не пользоваться всеми преимуществами? Если бы не КБ, я бы, возможно, продолжал пользоваться зеленым банком. У него много банкоматов и отделений, за шесть лет не было проблем, а когда нужно было взять кредит, у него была самая выгодная ставка. Да, желтый и красный банк, конечно, по обслуживанию на высоте, как и зеленый, но они частные, и у людей моего окружения есть недоверие к таким банкам. Они постоянно ищут подвохи в договоре и комиссиях. Но, с другой стороны, денежки обратно падают, и на ежедневный кофе перед работой в кафе уже есть, и это приятно. Хотя рекламу я тоже люблю смотреть. Красный и зеленый банк в роликах всегда были самыми лучшими. Но это просто мое хобби - снимать рекламу для брендов и вдохновляться идеями других.1
  • Игорь ГончарюкЮлия, конечно, это немного утомительно проверять каждый банк перед покупкой (у меня красны-А и желтый-Т), но на собственном опыте я понял, что лучше потрачу пару минут на проверку возможности получить часть денег обратно, чем куплю то, что и так куплю, но без кэшбэка. Когда вы покупаете кофе или платите за ужин на 2-3-5 тысяч рублей "не той" картой, это не страшно, но когда вы покупаете мебель или технику, то тут уже чувствуется упущенная возможность сэкономить.1
  • Антон УездинБорис, блокировать могут как по одной, так и нескольким операциям, никто схему не раскроет и выглядит она не всегда честно. Слышал историю про мужчину, который Т-премиум подключил, поехал в Леруа закупаться на 600к (30к потолок кэшбека в расчетном) и ему ничего не выплатили, а он брал по повышке дом и ремонт, на банках.ру висит вроде1
  • ЕлизаветаИгорь, конечно надо пользоваться. И в целом здравая идея сравнивать предложения и пользоваться несколькими банками для максимизации своей выгоды. Ну, разве что не тогда, когда это до маразма дозодит и когда человек кучу времени тратит на высчитывание процентов и мониторинг скидок)2
  • ShevБорис, да они не скажут конкретно, потому что им удобнее блочить, когда они заметят, что клиент борзеет. Кто-то покупает на миллион-два рублей, кого-то и раньше блочат.0
  • GalsБорис, вот, например + в комментариях куча бедолаг, которых Тинькофф отключил без объяснения причин https://vc.ru/claim/578370-tinkoff-isklyuchaet-iz-programmy-keshbeka-bez-razyasneniya-prichin1
  • Борис БахтинGals, это именно ТБ, может быть связано со сменой стратегии после смены собственника. И кого-то одного откатили обратно из блока (если не для показухи). Значительная часть связана с ЯМ, вот это настораживает. ТБ точно может проверять список покупок, а ещё ЯМ может ему помечать покупки как "подозрительные". И ещё. В начале года (если память не изменяет ЯМ пропал из КБ-сервисов. А значит, мог не выплатить бонусы по спецпредложениям именно ЯМ, ведь маркетинговые расходы нёс Яндекс, а не ТБ - процент КБ слишком высокий. Один случай по Райфу - и тоже с ЯМ. То есть, если вернуться к первому комменту в ветке - не за 5%, а за какой-то лимит по спецпредложению. Хотя про повышенные категории тоже было. Пока наблюдаю.1
  • Борис БахтинShev, ну это можем увидеть и мы, если посмотрим на историю покупок такого заблокированного. Для исследования эта информация важна.0
  • Борис БахтинАнтон, сложно сказать, мы не знаем, что именно он купил. Ещё одна причина, кроме иксов по какой-то позиции, - это низкие доходы или регистрация самозанятым.0
  • Дмитрий БеляковNastyAsti, по умолчанию они устанавливают тот код который у вас указан в ОКВЭД... История из жизни... Пришел в ресторан, есть повышенный кэшбэк... В итоге категория при оплате - Фастфуд... Это уловка самого предприятия, так как по некоторым сферам деятельности с высоким оборотом по эквайрингу снижается комиссия...0
  • Дмитрий БеляковNastyAsti, и да, там в чем подвох... С какой кассы именно вам пробили... Если это ресторан с полным обслуживанием в зале, то да это категория Ресторан, но если пробили с кассы допустим на которой подключена доставка, то это Фастфуд0
  • Станислав НиколаевNerferoth, нет, не все именно супермаркет. Я так кружки для кофе покупал, сам удивился0
  • ГалинаNerferoth, дали озон 5% при оформлении карты Тинькофф.1
  • ГалинаРешила в мае провести для себя эксперимент и оплачивать разными картами в зависимости от кэшбека, у меня три карты, зеленую исключила. Интересно насколько это удобно, я обычно одной пользовалась.1
  • ЕленаЕлизавета, а что банк, привлекая кэшбеком клиентов, не зарабатывает? Не получают комиссию с этих транзакций или ну хотя бы за обслуживание карты с клиентов? Для чего тогда вся эта суета с программами лояльности? Или есть банки которые заплатят кому -то кэш больше того, что они получили с этих платежей? Не поверю я никогда, что банки в минусе остаются.0
  • ЕлизаветаЕлена, зарабатывают конечно, но на совершенно других продуктах. Я же черным по белому пишу - деньги, которые вы получаете кэшбэком, это собственные деньги банка (а не какой-то реальный % с продаж, о котором банк с продавцом договорился). Просто иначе эти деньги пошли бы на рекламу - и был бы другой канал привлечения новых клиентов и удержания старых. Лично мне, как пользователю, приятно, что мою лояльность покупают реальными деньгами, это лучше, чем рекламу своего банка видеть на банерах и на тв.0
  • Валериан КочергинВсегда пользуюсь кэшбеком, хотя в последнее время заметил, что процент явно уменьшился0