Производство керамической плитки в Екатеринбурге

42
Производство керамической плитки в Екатеринбурге
Аватар автора

Анна Самохвалова

поговорила с основателями бизнеса

Три подруги вложили 700 000 рублей в производство керамической плитки.

Планировали стартовать через два месяца, но вышло в пять раз дольше. Зато два года спустя их среднемесячная прибыль — 150 000 рублей, и они работают с партнерами в девяти городах.

Я расспросила Ксюшу, Олю и Лену о том, как они запустили свое производство.

Основатели «Мира керамик» Оля Бачурина, Ксюша Клыпина и Лена Клыпина
Основатели «Мира керамик» Оля Бачурина, Ксюша Клыпина и Лена Клыпина

Идея

Ксюша ремонтировала кухню и пожаловалась подругам Оле и Лене, как сложно найти приличную плитку для фартука.

Художница Оля в то время занималась гипсовой лепниной. Она обратила внимание на то, что технологические процессы производства лепнины и плитки одинаковые. Изготовить плитку ручной работы не очень сложно: нужна глина, глазурь и печь для обжига. Плитке придают форму, высушивают, обжигают в печи, покрывают цветом (это называется глазуровка) и снова обжигают.

Спрос на оригинальную плитку ручной работы есть, потому что в России таких предложений мало. К тому же себестоимость плитки небольшая, а цены на рынке — космические.

Оля предложила подругам запустить свое производство плитки. Момент был подходящий: маркетолог Ксюша вышла из декрета, Лена уволилась с должности исполнительного директора, а Оля искала дело для души. Подруги согласились.

10 месяцев
ушло на запуск бизнеса

Девушки хотели выйти на рынок с плиткой премиум-класса: нестандартными формами и расцветками, ручным производством и невысокой ценой — выше, чем масс-маркет, но ниже, чем популярная керамика из Испании.

Подруги думали, что единственная сложность — это поиск рецепта для плитки, чтобы она обжигалась без брака. Они планировали подобрать его за пару месяцев, а параллельно арендовать помещение, купить печь и запустить производство.

На деле на подготовку ушло 10 месяцев.

Фартук на кухне Ксюши — один из первых проектов «Мира керамик»
Фартук на кухне Ксюши — один из первых проектов «Мира керамик»

Регистрация юридического лица

В июне 2016 года девушки открыли ИП на упрощенной системе налогообложения. Затраты — 5000 рублей.

Кассовый аппарат не покупали: компания работает лишь с юрлицами и ИП и получает деньги только на расчетный счет, поэтому касса не нужна. Счет в банке открыли бесплатно, обслуживание стоило 1500 рублей ежемесячно. В будущем девушки собираются установить онлайн-кассу для обслуживания физических лиц.

Помещение

Поиск помещения занял 2 месяца.

Так как производство не автоматизированное, большую часть работы мастер делает самостоятельно. Поэтому искали помещение с достаточным количеством дневного света и проведенной водой. Еще одно требование — напряжение не меньше 380 вольт, этого требует печь для обжига. Идеальная площадь помещения — от 70 до 100 квадратных метров, чтобы разделить его на офисную, складскую и производственную части, но не платить большие коммунальные платежи.

На городском портале девушки нашли 80-метровое помещение в здании Екатеринбургского художественного фонда. Аренда стоила 20 000 рублей в месяц, коммунальные услуги оплачивались отдельно.

20 000 ₽
платили за аренду помещения площадью 80 кв. м. в Екатеринбурге

Помещение оказалось с большими окнами, проведенной водой и розетками на 380 вольт. Девушки планировали в центре поставить печь, а остальное место использовать для работы за компьютером, смешивания материалов, хранения плитки и образцов.

Ремонтировать помещение не пришлось — обошлись генеральной уборкой. Потом подруги купили стеллажи для продукции в Икее, 3 рабочих стола и 4 стула, мелованную доску для записей и чайник. На мебель девушки потратили 27 000 рублей.

В центре помещения установили печь для обжига
В центре помещения установили печь для обжига

Материалы

Подруги не смогли подобрать рецепт глины своими силами и взяли на временную работу технолога. Технолог экспериментировала с глиной по 8—12 часов в неделю, месяц ее работы обходился в 8000 рублей. Зарплату выплачивали из личных сбережений. Четыре месяца технолог подбирала глину, глазурь и режимы обжигов. Найдя заветный рецепт, девушки попрощались с технологом и продолжили работать самостоятельно.

Глину и глазурь подруги закупают в Санкт-Петербурге у компаний «Бризколор» и «Керамика Гжель» — там приемлемые цены и широкий выбор цвета глазури.

2460 ₽
стоит квадратный метр самой дорогой плитки в «Мира керамик»

На 1 квадратный метр плитки уходит 1 кг глазури и 20—30 кг глины. Чем толще плитка, тем больше расход материала. Вместе с доставкой 1 кг глины стоит 42 рубля, значит, на 1 квадратный метр нужно закупить глины на 840—1260 рублей. Стоимость глазури зависит от цвета и варьируется от 200 до 1200 рублей за кг.

В результате квадратный метр самой бюджетной плитки «Мира керамик» обходится в 1040 рублей, самой дорогой — в 2460 рублей.

Обжиг и покупка собственной печи

Пока девушки два месяца искали помещение, плитку приходилось обжигать на других производствах. Подруги привозили основу для плитки из глины и оплачивали обжиг. За один раз обжигалось до 1 квадратного метра керамической плитки, каждый обжиг обходился в 1200 рублей.

Обожженную плитку девушки забирали через 2—3 дня. Дома Оля наносила на плитку глазурь и отвозила обратно для повторного обжига. Иногда удавалось договориться и нанести покрытие на месте сразу после обжига.

Будущей плитке придают форму
Будущей плитке придают форму
Плитку подготавливают к обжигу
Плитку подготавливают к обжигу
Так выглядит плитка после обжига в печи
Так выглядит плитка после обжига в печи
А так на плитку наносят глазурь
А так на плитку наносят глазурь

Чужие производства не особо следили за процессом и у их печей часто слетали настройки. Если плитка обжигалась в печи, нагретой хотя бы на 10 градусов выше 1170 °C, продукция портилась. Если изделия проводили в печи на час дольше, чем нужно, то их тоже приходилось выбрасывать. Девушки получали около 20% брака при норме 5—7%.

После того как подруги арендовали помещение, они начали искать печь для собственного производства. Готовые печи из Санкт-Петербурга стоили 300 тысяч рублей, а из Германии, от лидеров рынка, — 400 тысяч. Таких денег не было, поэтому через знакомых нашли местного мастера, который изготовил печь за 110 тысяч. Печь была без паспорта, сертификата качества и гарантийного талона и выглядела менее нарядно. Но печь от российского мастера решала те же задачи, что и импортная, а качество обжига не страдало. В отличие от арендованных печей, брак составлял не более 8%.

110 000 ₽
потратили на печь для обжига

В случае поломки мастер обещал приехать и устранить проблему через час после звонка. Девушки пользовались этой услугой дважды, когда у печи сбрасывались настройки. В обоих случаях мастер действительно приезжал очень быстро и сразу всё чинил. Немецкие печи пришлось бы отправлять на завод к производителю или ждать визита технического специалиста.

Девушки увозят бракованную продукцию домой
Девушки увозят бракованную продукцию домой

Продукция

Сейчас компания производит керамическую плитку 11 форм и 48 цветов. Квадратный метр стоит в среднем 13 000 рублей.

За изготовление керамических изделий отвечает Оля. Художественное образование помогает ей придумывать новые формы плитки, цвета и их сочетания.

Большинство форм девушки подсмотрели у испанских производителей, которые задают тренды на рынке. Популярностью пользуются сложные формы: многогранники, шестиугольники, ромбы, треугольники.

Другой источник вдохновения — дизайнерские проекты. Нередко подруг просят сделать плитку по индивидуальному заказу. Оля изготавливает новую форму, подбирает глазурь и температурные режимы для обжига, а потом эта модель остается в ассортименте компании.

Керамическая плитка из коллекции «Пентагон»
Керамическая плитка из коллекции «Пентагон»
Чем шире палитра, тем лучше. Клиенты любят, когда есть выбор
Чем шире палитра, тем лучше. Клиенты любят, когда есть выбор

Клиенты и продвижение

Первый заказ девушки получили спустя 10 месяцев после регистрации юридического лица. Столько времени заняли поиск помещения, эксперименты с печами, создание нескольких коллекций и поиск клиентов.

Сегодня основные клиенты — это магазины керамической плитки и дизайнеры. Ищет клиентов и ведет переговоры бывший маркетолог Ксения. Она использует холодные звонки и продвигает студию в Инстаграме и Фейсбуке. В социальных сетях девушки рассказывают о новых формах плитки и цветах глазури, публикуют фото реализованных проектов. Группы Ксения ведет самостоятельно, а реклама обходится в 15 000 рублей в месяц.

Чтобы клиенты могли посмотреть формы плиток и цвета, девушки самостоятельно сделали сайт. В этом помог опыт Лены, которая до этого разрабатывала и продвигала сайты. Доменное имя и оплата хостинга на 1 год стоили 1200 рублей. Кроме сайта продукцию можно посмотреть в каталогах компании и в мастерской.

15 000 ₽
в месяц тратят на рекламу в соцсетях

Доставкой девушки сами не занимаются — они договорились с курьерскими службами и предлагают клиентам разные варианты в зависимости от бюджета.

Каталог продукции «Мира керамик»
Каталог продукции «Мира керамик»

Особенности рынка

Премиум-рынок керамической плитки не знаком с отечественными производителями. Керамическая плитка из Испании стоит в 2—2,5 раза выше, чем у российских производителей. Доставка в два раза дольше. Но клиент готов переплачивать только потому, что не знает компании из России.

Чтобы решить эту проблему, Ксюша находит партнеров среди магазинов керамики. За полтора года она договорилась с магазинами в 9 городах: Екатеринбурге, Москве, Набережных Челнах, Новосибирске, Самаре, Сочи, Ростове-на-Дону, Туле и Уфе. Они предлагают клиентам плитку «Мира керамик» за полную стоимость, а сами заказывают ее у девушек со скидкой. Размер скидки для каждого партнера согласовывают на переговорах. Цифра зависит от конкуренции в городе и потенциального спроса на керамику премиум-класса.

Другая особенность рынка в том, что клиенты долго решаются на покупку — от 2 до 10 месяцев. Сначала дизайнер показывает плитку заказчику в проекте интерьера кухни или ванной комнаты, после одобрения согласовывает стоимость и сроки поставки, а потом формирует заказ. Из-за этого девушкам сложно прогнозировать продажи. Бывает, что в месяц они получают по 5—7 заявок от клиентов, а бывает и ни одной.

Проект по индивидуальному заказу — плитка в ванную комнату
Проект по индивидуальному заказу — плитка в ванную комнату

Результаты

Оборот компании непостоянный. В один месяц девушки могут получить заказы на 20 000 рублей, а в следующий — на 500 000 рублей. Это связано с плохо прогнозируемым спросом на плитку.

Прибыль в среднем составляет 156 000 рублей в месяц. Девушки делят деньги между собой и оставляют часть средств на счету для оплаты аренды и коммунальных услуг (27 000 рублей) в менее прибыльные месяцы.

156 000 ₽
средняя прибыль в месяц

В 2017 году подруги продавали по 23 м² плитки в месяц. К концу 2018-го они хотят продавать по 70 м² ежемесячно и увеличить оборот до 900 000 рублей.

Один из необычных заказов — декоративное панно для украшения камина
Один из необычных заказов — декоративное панно для украшения камина

Выводы

Перед стартом важно создать личную «подушку безопасности». Стоит отложить средства на 4—5 месяцев, чтобы не было соблазна опустить руки, еще не получив прибыли. В первые месяцы студия не приносила девушкам дохода, а деньги продолжали уходить: на аренду, коммунальные платежи, закупку материалов. Подруги несколько раз думали закрыть производство, но выручило то, что Ксюшу поддерживал муж, а Оля с Леной подрабатывали.

Чтобы избежать конфликтов внутри коллектива, нужно еще «на берегу» договориться, кто и за что отвечает. Лучше составить список на бумаге, каждому его подписать и повесить на видном месте. В «Мира керамик» Ксюша развивает партнерскую сеть, Оля расширяет ассортимент, а Лена следит за выполнением заказов.

Ассортимент глазури «Мира керамик» девушки расширяют каждый месяц
Ассортимент глазури «Мира керамик» девушки расширяют каждый месяц

Чтобы на старте понять, что доработать или исправить, предприниматель может сам пройти все этапы покупки. Ксюша стала одним из первых клиентов «Мира керамик». После этого девушки на 2 недели увеличили в договоре срок изготовления плитки. Дополнительное время понадобится, если придется устранять брак или ждать поставку глазури.

Если оборот небольшой или непостоянный, не нужно нанимать штатных сотрудников. Выгоднее работать с аутсорсинговыми компаниями или по договору подряда: специалисты решают поставленные задачи, а предприниматель платит за результат. Подруги договорились, что как только оборот компании стабильно выйдет на 500 000 тысяч рублей в месяц, то они возьмут в штат бухгалтера, грузчика, маркетолога и офис-менеджера. Девушки сосредоточатся на глобальных задачах по развитию, а текучка перейдет на штатных сотрудников.

Сколько стоит запустить производство керамической плитки в Екатеринбурге

Запуск, 2016 год — 700 000 ₽

Аренда помещения, 10 месяцев200 000 ₽
Печь110 000 ₽
Материалы110 000 ₽
Коммунальные платежи, 10 месяцев70 000 ₽
Страховой взнос за ИП, обслуживание счета в банке53 000 ₽
Обжиг изделий в арендованной печи41 000 ₽
Зарплата технолога32 000 ₽
Продвижение в интернете, 2 месяца30 000 ₽
Мебель27 000 ₽
Печать полиграфии22 000 ₽
Профессиональная фотосессия5000 ₽

Запуск, 2016 год — 700 000 ₽

Аренда помещения, 10 месяцев200 000 ₽
Материалы110 000 ₽
Печь110 000 ₽
Коммунальные платежи, 10 месяцев70 000 ₽
Страховой взнос за ИП, обслуживание счета в банке53 000 ₽
Обжиг изделий в арендованной печи41 000 ₽
Зарплата технолога32 000 ₽
Продвижение в интернете, 2 месяца30 000 ₽
Мебель27 000 ₽
Печать полиграфии22 000 ₽
Профессиональная фотосессия5000 ₽

Операционные расходы в месяц в 2018 году — 175 000 ₽

Материалы115 000 ₽
Аренда помещения20 000 ₽
Налоги18 000 ₽
Продвижение в интернете15 000 ₽
Коммунальные платежи7000 ₽

Операционные расходы в месяц в 2018 году — 175 000 ₽

Материалы115 000 ₽
Аренда помещения20 000 ₽
Налоги18 000 ₽
Продвижение в интернете15 000 ₽
Коммунальные платежи7000 ₽

Прибыль в месяц

Продажа 23 м² плитки300 000 ₽
Чистая прибыль156 000 ₽

Прибыль в месяц

Продажа 23 м² плитки300 000 ₽
Чистая прибыль156 000 ₽
Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.
Анна СамохваловаКак вам такой бизнес?
  • Evgeniy DudarevХорошая статья! Пишите такого побольше! :)8
  • Anna LeksinaБольшие молодцы!2
  • Аркадий БортниковИнтересная статья1
  • Сергей АнтошкинСупер!1
  • Алексей ШадринНравится, интересная идея. Больше таких статей! Прикрепляем ссылки на их сайт и соцсети.0
  • killroyИнтересная история. Вот бы ещё ссылки на их сайт или соцсети0
  • Виталий Щукинkillroy, https://www.instagram.com/mira_ceramic/0
  • Елена РубанТруженицы и работяги!!!Успехов в развитии!!!2
  • Елена РубанИ статья очень подробная!!!0
  • ptizaкрасивый бизнес :-) удачи девушкам!0
  • Kristina UsanovaВ результате квадратный метр самой бюджетной плитки «Мира керамик» обходится в 1040 рублей, самой дорогой — в 2460 рублей. Зашла в «Инстаграмм» цена за 1 кв м 9 с лишним тыс., 11 с лишним...0
  • Леонид ШумихинKristina, "обходится" - это не розничная цена, а лишь затраты на материалы.1
  • Kristina UsanovaЛеонид, ок0
  • StreetingЧудесно и все со вкусом!! Молодцы! Верю в успех! Думайте о сокращении издержек и расширении производства. И делайте побольше бесплатных выставочных образцов, чтобы люди видели результаты - стена в плитке , в инсте мало таких фоток, много фотографий плитки отдельно но сложно представить результат. Экспериментируйте с этим. Сделали искусственную стену - сфотали, и так далее. Если фишка именно в индивидуальном дизайне тогда сделайте на сайте конструктор чтобы люди как пазл собирали сами из кусочков. Можно еще раз они мелкие делать картины , лица людей или животных. Есть же такое из точек создается картина. Успехов!!!! Молодцы!!0
  • StreetingKristina, это часто отличает российский бизнес. Так как у нас нет индустрий, сложно делать доступно и круто. Потому что круто и доступно это всегда очень сложно. Ну и плюс я думаю желания нет тоже. Засело всем продавай дорого )0
  • Эльдар ШулохинОчень интересная статья. Тинькофф, продолжай в том же духе.0
  • Ян ЛернерОтличный пример сильных предпринимателей. Анна, благодарю за данный материал0
  • Артём МорковинТакая милота, молодцы девочки, обязательно стану клиентом. Успехов и терпения! Аня, спасибо за статью.0
  • Александр КудиновВ результате квадратный метр самой бюджетной плитки «Мира керамик» обходится в 1040 рублей, самой дорогой — в 2460 рублей. - Это себестоимость? Квадратный метр стоит в среднем 13 000 рублей. И кто покупает такую плитку ?0
  • Аликсан ТельновКакие молодцы!) Болею за такие проекты всей душой.0
  • Юрий НикитинЗдравствуйте. Не очень. Аналогия: если торговать то БЭНТЛИ, зачем мелочиться?0
  • Николай АлексеевичВспомнилась история жизни Саввы Мамонтова, он на старости лет, делал (скорее всего не в одиночку) изразцы́ ручной работы. Да, крупнейший промышленник и предприниматель своего времени. Зато он лепил их на воле.0
  • Денис ЗаровнятныхХороший и интересный бизнес! Статья очень познавательная!0
  • Альбина Коротаевастатья интересная, бизнес креативный но не простой. а как рассказать о нашем производстве полигональных фигур и арт-объектов, мебели из металла, литьевого камня, мрамора, бетонного массива и стекла. частично про артобъекты здесь polyhead.ru0
  • Лосев НиколайСлабо представляю перспективы когда у руля 3 собственника. Сайт кстати сделали может и сами, но с помощью конструктора. И качество от этого видно. Ну и самое главное - у меня плитка квадрат что то около тысячи рублей. Среди моих знакомых есть обеспеченные люди, но вряд ли они потратят в районе 15 000 на квадрат такой лепнины. Бизнес как хобби. Сомневаюсь в его перспективах.0
  • Андрей ГригорянЛосев, за косарь это очень фиговая плитка из Ашана или другого гипермаркета. Плохая может не правильное слово конечно, но она простая. Она простая типа какой нибудь Керамы Марацци, как Солярис например или Логан, выглядит не плохо но качество прям полный трындец. есть хорошие вещи но они стоят в район 3-6к за м², это уже как Мерседес, ну и есть такие вещи как девушки делают, что то люксовое, интересное, ручной работы, оно и стоит уже в районе 10. И очень много людей такое покупает, просто мало кто о них знает.0
  • Лосев НиколайАндрей, ну да - керама мараци или мозаика китайско-итальянская. Только - в чем проблема с качеством такой плитки? Моется нормально, эксплуатируется тоже. Мерседес, люкс. О чем речь? Я что попой катаюсь по плитке? Она выполняет практично-эстетичную вещь и от нее не нужно никакой электроники. На мой век хватит.0
  • Вячеслав СмородинАндрей, плитка ручной работы всегда будет проигрывать по качеству заводской, даже самой китайской, если говорить о техническом качестве. Выложить такую плитку очень большая проблема для укладчика, нельзя сделать руками идеально ровную и одинаковую плитку из сырой глины - она дает усадку, поэтому плитку на заводах штампуют из сухого порошка под давлением. Плюс, при таком способе изготовления всегда будут скрытые дефекты, например глазурь начнет трескаться через год, девушки еще об этом узнают с течением времени по рекламациям... Выигрыш такой плитки только в уникальности и то сомнительный. Частая ошибка многих начинающих предпринимателей следующая логика - нет производителей , нет конкурентов - ниша наша! На самом деле в такой старой сфере как эта, это говорит лишь о том , что на этот продукт просто нет спроса. Дорогую плитку крайне редко будет выбирать сам хозяин квартиры, который сам не разбирается и мог бы повестись на ручную работу. Люди у которых есть деньги заказывают дизайн проекты, дизайнеры закладывают в проект проверенные бренды и дилеров, которые дают откаты и обхаживают дизайнеров. Часто дизайнер еще и ведет шеф-монтаж и отвечать за непонятную, не проверенную годами и испытаниями плитку ему совершенно ни к чему, да и опытный дизайнер при слова ручная работы скорее вздрогнет и перекреститься...Так работает этот рынок. Кстати насчет испытаний - об этом в статье ни слова, а ведь есть госты на плитку по износостойкости, плотности, ударостойкости и т.д., сертификация, есть классы и т.д. Ручная плитка ни когда не будет соответствовать ни каким нормам, так как условия изготовления такие - ручные, параметры плавающие - качество то же. Каждый год появляются сотни людей начинающие изготавливать плитку ручной работы и где они? - изучал этот вопрос детально. Плитка - продукт такой довольно сложный на самом деле в деталях...Поэтому и ниша свободная и спроса нет на самом деле.5
  • Lilia BlanariНадо пообщается, есть предложение от https://www.facebook.com/souvenirsmadeinmoldova/0
  • Олег МазниковТо пишут, что зарегистрировались, как ИП. Потом далее по тексту, что первый заказ получили через 10 мес. после регистрации юрлица. В условиях кризиса спрос на такую дорогую плитку будет падать. Продажа 23 м² плитки 300 000 Р?????? Да ну нафиг. Народ в нищету погружается. Какая тут плитка?0
  • Serge BoublikОтличная история. сами работаем с плиткой (итальянской), много работаем с дизайнерами, и хочу сказать что такие производства вполне могут иметь большое будущее. Здорово!0
  • Юлия КомиссароваНепонятно только, кто делает эту плитку, если все подружки только развивают, контролируют и разрабатывают. И где фонд оплаты труда и налоги на него в этой сказочной истории?0
  • Юлия КомиссароваАлександр, Состоятельные люди.0
  • Юлия КомиссароваВячеслав, все не совсем так. Ниша люксовая, спрос колоссальный. Если делать керамику из проверенных и желательно импортных масс, то в технологическом качестве разницы не будет. Кривость геометрии это фишка, а не недостаток. Так что, перспективы есть. Только таких мастерских - вагон и маленькая тележка, поэтому говорить, что ниша не занята будет неправдой. Она не занята, возможно, только Екатеринбурге.0
  • Вячеслав СмородинЮлия, в люксовой нише по определению не может быть колоссального спроса. Колоссальный спрос на гречку и туалетную бумагу в период кризиса. В люксовом сегменте конкуренция адцкая и цена входа огромная. Достучаться до обеспеченного клиента и тем более его дизайнера это весьма приличные затраты на маркетинг + время принятия решений + кассовые разрывы. Да Вы и сам все прекрасно знаете...Не сравнивайте пож-ста свою многолетнюю историю, с наработанным портфолио и клиентской базой, с новичками на этом рынке. А в России, ко всему прочему, с каждым днем авторитет ручной работы падает все ниже и ниже - Вы сами о качестве пишете регулярно...Именно, что мастерских вагон и маленькая тележка, а по настоящему качественных изделий днем с огнем не найти, да еще что бы отработали в срок и без косяков! А Вам удачи и больше по настоящему творческих проектов!2
  • Юлия КомиссароваЛосев, Я не понимаю, о какой "лопнутой глазури" вы говорите и почему что-то вообще должно лопнуть. К слову, отсроченный треск присутствует и в готовой плитке. Если вы имеете в виду т.н. "кракле", то это особенность глазури и бывает очень красиво, прсмотрите на всемирно-известные селадоны, например. Что же касается "самодурства" и "дурдома", то не судите, да не судимы будете. Это если корректно. Если же не совсем корректно, то вкус следует развивать, а не демонстрировать окружающим свое воинствующее невежество.1
  • Юлия КомиссароваВячеслав, Спасибо, хотя я и не во всем с вами согласна. На самом деле, при отработанной технологии и соблюдении всех технических условий, качество плитки ручной работы будет стабильно высокое. На технологию при мозгах требуется год-два "с нуля". Без мозгов можно и десятилетиями говно гнать - примеры есть. Но главное в этой керамике не техническая составляющая, а художественная, ибо только за это богатые люди готовы платить и только тут есть ресурс для развития. Но вот именно это и есть самое сложное, поскольку страна очень долго была закрыта от всего мира.1
  • Алёна ЛобоваКлассно, девушки молодцы! Обожаю такое)0
  • Анатолий ВостриковЗдорово Молодцы Дай вам бог терпения0
  • Лосев НиколайЮлия, простите что поздно отвечаю, тем не менее.. Вы тут пишите о вкусе. Но вкус проявляется у человека во всем. Есть вещи, где я не готов тратить деньги ввиду неэффективности трат. Для меня плитка - это некий минимум покрытия для функционирования ванной или туалетной комнаты. Да приятно, когда покрытие плитки радует глаза. Моему глазу этого достаточно. Что же говорить о тех людях, кто продвигает люкс плитку, типа у них вкус отличный, потом смотришь сайт - а там ниже плинтуса. Можно дальше мне не рассказывать, я в сайтах собаку съел, какой может быть вкус у таких ребят? Какие там прибыли, если они отвалить пару сотен не могут в норм агентство чтобы сделать себе немного приличный кусок интернета? Да что говорить, вот этот засаленный лоб на фото главной страницы со сливающимся белым фото белой рубашки - это показатель что фото свое сделать с фотографом не смогли. Уж лучше в таком случае не рассуждать о дурном вкусе.0
  • Юлия КомиссароваЛосев, Сходила, прсмотрела на их сайт. Это? http://mira-ceramic.ru/ Вполне приличный сайт. Выдержанный, стильный. Плохо оптимизированный, но по дизайну совершенно нормальный, в духе европейских сайтов. Но вкус это немного о другом. Вы никогда не поймете, кто покупает эту плитку и зачем, ибо вы находитесь в другой социальной страте. Наверное, вам непонятно, и кто камины заказывает за миллион+. А у меня этих заказчиков столько, в т.ч. зарубежных, что иногда одновременно по 20 объектов веду. Девочки въехали в нишу премиум сегмента, это всегда сложно, индивидуально и дорого. Сейчас происходит сильный откат от техно к товарам ручной работы — одежда, обувь, мебель, плитка, изразцы, ковка и т.д. и т.п. Все хорошие мастера сейчас на подъеме. Можно сказать, что мы переживаем эпоху нео-луддизма. Я например, делаю вот такие вещи. И работы у меня столько, что я просто падаю иногда от усталости.0