Производство керамической плитки в Екатеринбурге
![Производство керамической плитки в Екатеринбурге](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/cover_ceramic.jedtwzc7g8nq.jpg)
Три подруги вложили 700 000 рублей в производство керамической плитки.
Планировали стартовать через два месяца, но вышло в пять раз дольше. Зато два года спустя их среднемесячная прибыль — 150 000 рублей, и они работают с партнерами в девяти городах.
Я расспросила Ксюшу, Олю и Лену о том, как они запустили свое производство.
![Основатели «Мира керамик» Оля Бачурина, Ксюша Клыпина и Лена Клыпина](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/image1_ceramic.lg9kyaxxflci.jpg)
Идея
Ксюша ремонтировала кухню и пожаловалась подругам Оле и Лене, как сложно найти приличную плитку для фартука.
Художница Оля в то время занималась гипсовой лепниной. Она обратила внимание на то, что технологические процессы производства лепнины и плитки одинаковые. Изготовить плитку ручной работы не очень сложно: нужна глина, глазурь и печь для обжига. Плитке придают форму, высушивают, обжигают в печи, покрывают цветом (это называется глазуровка) и снова обжигают.
Спрос на оригинальную плитку ручной работы есть, потому что в России таких предложений мало. К тому же себестоимость плитки небольшая, а цены на рынке — космические.
Оля предложила подругам запустить свое производство плитки. Момент был подходящий: маркетолог Ксюша вышла из декрета, Лена уволилась с должности исполнительного директора, а Оля искала дело для души. Подруги согласились.
- 10 месяцев
- ушло на запуск бизнеса
Девушки хотели выйти на рынок с плиткой премиум-класса: нестандартными формами и расцветками, ручным производством и невысокой ценой — выше, чем масс-маркет, но ниже, чем популярная керамика из Испании.
Подруги думали, что единственная сложность — это поиск рецепта для плитки, чтобы она обжигалась без брака. Они планировали подобрать его за пару месяцев, а параллельно арендовать помещение, купить печь и запустить производство.
На деле на подготовку ушло 10 месяцев.
![Фартук на кухне Ксюши — один из первых проектов «Мира керамик»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/image9_ceramic.l6rfx6prnynn.jpg)
Регистрация юридического лица
В июне 2016 года девушки открыли ИП на упрощенной системе налогообложения. Затраты — 5000 рублей.
Кассовый аппарат не покупали: компания работает лишь с юрлицами и ИП и получает деньги только на расчетный счет, поэтому касса не нужна. Счет в банке открыли бесплатно, обслуживание стоило 1500 рублей ежемесячно. В будущем девушки собираются установить онлайн-кассу для обслуживания физических лиц.
Помещение
Поиск помещения занял 2 месяца.
Так как производство не автоматизированное, большую часть работы мастер делает самостоятельно. Поэтому искали помещение с достаточным количеством дневного света и проведенной водой. Еще одно требование — напряжение не меньше 380 вольт, этого требует печь для обжига. Идеальная площадь помещения — от 70 до 100 квадратных метров, чтобы разделить его на офисную, складскую и производственную части, но не платить большие коммунальные платежи.
На городском портале девушки нашли 80-метровое помещение в здании Екатеринбургского художественного фонда. Аренда стоила 20 000 рублей в месяц, коммунальные услуги оплачивались отдельно.
- 20 000 ₽
- платили за аренду помещения площадью 80 кв. м. в Екатеринбурге
Помещение оказалось с большими окнами, проведенной водой и розетками на 380 вольт. Девушки планировали в центре поставить печь, а остальное место использовать для работы за компьютером, смешивания материалов, хранения плитки и образцов.
Ремонтировать помещение не пришлось — обошлись генеральной уборкой. Потом подруги купили стеллажи для продукции в Икее, 3 рабочих стола и 4 стула, мелованную доску для записей и чайник. На мебель девушки потратили 27 000 рублей.
![В центре помещения установили печь для обжига](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/image8_ceramic.ikwvohnebzfl.jpg)
Материалы
Подруги не смогли подобрать рецепт глины своими силами и взяли на временную работу технолога. Технолог экспериментировала с глиной по 8—12 часов в неделю, месяц ее работы обходился в 8000 рублей. Зарплату выплачивали из личных сбережений. Четыре месяца технолог подбирала глину, глазурь и режимы обжигов. Найдя заветный рецепт, девушки попрощались с технологом и продолжили работать самостоятельно.
Глину и глазурь подруги закупают в Санкт-Петербурге у компаний «Бризколор» и «Керамика Гжель» — там приемлемые цены и широкий выбор цвета глазури.
- 2460 ₽
- стоит квадратный метр самой дорогой плитки в «Мира керамик»
На 1 квадратный метр плитки уходит 1 кг глазури и 20—30 кг глины. Чем толще плитка, тем больше расход материала. Вместе с доставкой 1 кг глины стоит 42 рубля, значит, на 1 квадратный метр нужно закупить глины на 840—1260 рублей. Стоимость глазури зависит от цвета и варьируется от 200 до 1200 рублей за кг.
В результате квадратный метр самой бюджетной плитки «Мира керамик» обходится в 1040 рублей, самой дорогой — в 2460 рублей.
Обжиг и покупка собственной печи
Пока девушки два месяца искали помещение, плитку приходилось обжигать на других производствах. Подруги привозили основу для плитки из глины и оплачивали обжиг. За один раз обжигалось до 1 квадратного метра керамической плитки, каждый обжиг обходился в 1200 рублей.
Обожженную плитку девушки забирали через 2—3 дня. Дома Оля наносила на плитку глазурь и отвозила обратно для повторного обжига. Иногда удавалось договориться и нанести покрытие на месте сразу после обжига.
![Будущей плитке придают форму](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/image2_ceramic.kceeiylpdfw0.jpg)
![Плитку подготавливают к обжигу](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/image3_ceramic.5ftlpoj0hof3.jpg)
![Так выглядит плитка после обжига в печи](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/image4_ceramic.gukenos0p71o.jpg)
![А так на плитку наносят глазурь](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/image5_ceramic.hyaxem1g1nn9.jpg)
Чужие производства не особо следили за процессом и у их печей часто слетали настройки. Если плитка обжигалась в печи, нагретой хотя бы на 10 градусов выше 1170 °C, продукция портилась. Если изделия проводили в печи на час дольше, чем нужно, то их тоже приходилось выбрасывать. Девушки получали около 20% брака при норме 5—7%.
После того как подруги арендовали помещение, они начали искать печь для собственного производства. Готовые печи из Санкт-Петербурга стоили 300 тысяч рублей, а из Германии, от лидеров рынка, — 400 тысяч. Таких денег не было, поэтому через знакомых нашли местного мастера, который изготовил печь за 110 тысяч. Печь была без паспорта, сертификата качества и гарантийного талона и выглядела менее нарядно. Но печь от российского мастера решала те же задачи, что и импортная, а качество обжига не страдало. В отличие от арендованных печей, брак составлял не более 8%.
- 110 000 ₽
- потратили на печь для обжига
В случае поломки мастер обещал приехать и устранить проблему через час после звонка. Девушки пользовались этой услугой дважды, когда у печи сбрасывались настройки. В обоих случаях мастер действительно приезжал очень быстро и сразу всё чинил. Немецкие печи пришлось бы отправлять на завод к производителю или ждать визита технического специалиста.
![Девушки увозят бракованную продукцию домой](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/image14_ceramic.rtymv05xmqqa.jpg)
Продукция
Сейчас компания производит керамическую плитку 11 форм и 48 цветов. Квадратный метр стоит в среднем 13 000 рублей.
За изготовление керамических изделий отвечает Оля. Художественное образование помогает ей придумывать новые формы плитки, цвета и их сочетания.
Большинство форм девушки подсмотрели у испанских производителей, которые задают тренды на рынке. Популярностью пользуются сложные формы: многогранники, шестиугольники, ромбы, треугольники.
Другой источник вдохновения — дизайнерские проекты. Нередко подруг просят сделать плитку по индивидуальному заказу. Оля изготавливает новую форму, подбирает глазурь и температурные режимы для обжига, а потом эта модель остается в ассортименте компании.
![Керамическая плитка из коллекции «Пентагон»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/image6_ceramic.dzfio4okbqr4.jpg)
![Чем шире палитра, тем лучше. Клиенты любят, когда есть выбор](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/image11_ceramic.twh6tr6ymhst.jpg)
Клиенты и продвижение
Первый заказ девушки получили спустя 10 месяцев после регистрации юридического лица. Столько времени заняли поиск помещения, эксперименты с печами, создание нескольких коллекций и поиск клиентов.
Сегодня основные клиенты — это магазины керамической плитки и дизайнеры. Ищет клиентов и ведет переговоры бывший маркетолог Ксения. Она использует холодные звонки и продвигает студию в Инстаграме и Фейсбуке. В социальных сетях девушки рассказывают о новых формах плитки и цветах глазури, публикуют фото реализованных проектов. Группы Ксения ведет самостоятельно, а реклама обходится в 15 000 рублей в месяц.
Чтобы клиенты могли посмотреть формы плиток и цвета, девушки самостоятельно сделали сайт. В этом помог опыт Лены, которая до этого разрабатывала и продвигала сайты. Доменное имя и оплата хостинга на 1 год стоили 1200 рублей. Кроме сайта продукцию можно посмотреть в каталогах компании и в мастерской.
- 15 000 ₽
- в месяц тратят на рекламу в соцсетях
Доставкой девушки сами не занимаются — они договорились с курьерскими службами и предлагают клиентам разные варианты в зависимости от бюджета.
![Каталог продукции «Мира керамик»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/image12_ceramic.oue3rbibt9tb.jpg)
Особенности рынка
Премиум-рынок керамической плитки не знаком с отечественными производителями. Керамическая плитка из Испании стоит в 2—2,5 раза выше, чем у российских производителей. Доставка в два раза дольше. Но клиент готов переплачивать только потому, что не знает компании из России.
Чтобы решить эту проблему, Ксюша находит партнеров среди магазинов керамики. За полтора года она договорилась с магазинами в 9 городах: Екатеринбурге, Москве, Набережных Челнах, Новосибирске, Самаре, Сочи, Ростове-на-Дону, Туле и Уфе. Они предлагают клиентам плитку «Мира керамик» за полную стоимость, а сами заказывают ее у девушек со скидкой. Размер скидки для каждого партнера согласовывают на переговорах. Цифра зависит от конкуренции в городе и потенциального спроса на керамику премиум-класса.
Другая особенность рынка в том, что клиенты долго решаются на покупку — от 2 до 10 месяцев. Сначала дизайнер показывает плитку заказчику в проекте интерьера кухни или ванной комнаты, после одобрения согласовывает стоимость и сроки поставки, а потом формирует заказ. Из-за этого девушкам сложно прогнозировать продажи. Бывает, что в месяц они получают по 5—7 заявок от клиентов, а бывает и ни одной.
![Проект по индивидуальному заказу — плитка в ванную комнату](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/image13_ceramic.k5ryvx0rpepp.jpg)
Результаты
Оборот компании непостоянный. В один месяц девушки могут получить заказы на 20 000 рублей, а в следующий — на 500 000 рублей. Это связано с плохо прогнозируемым спросом на плитку.
Прибыль в среднем составляет 156 000 рублей в месяц. Девушки делят деньги между собой и оставляют часть средств на счету для оплаты аренды и коммунальных услуг (27 000 рублей) в менее прибыльные месяцы.
- 156 000 ₽
- средняя прибыль в месяц
В 2017 году подруги продавали по 23 м² плитки в месяц. К концу 2018-го они хотят продавать по 70 м² ежемесячно и увеличить оборот до 900 000 рублей.
![Один из необычных заказов — декоративное панно для украшения камина](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/image7_ceramic.qcopcyistyra.jpg)
Выводы
Перед стартом важно создать личную «подушку безопасности». Стоит отложить средства на 4—5 месяцев, чтобы не было соблазна опустить руки, еще не получив прибыли. В первые месяцы студия не приносила девушкам дохода, а деньги продолжали уходить: на аренду, коммунальные платежи, закупку материалов. Подруги несколько раз думали закрыть производство, но выручило то, что Ксюшу поддерживал муж, а Оля с Леной подрабатывали.
Чтобы избежать конфликтов внутри коллектива, нужно еще «на берегу» договориться, кто и за что отвечает. Лучше составить список на бумаге, каждому его подписать и повесить на видном месте. В «Мира керамик» Ксюша развивает партнерскую сеть, Оля расширяет ассортимент, а Лена следит за выполнением заказов.
![Ассортимент глазури «Мира керамик» девушки расширяют каждый месяц](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/image10_ceramic.m3gqjkrk7ffc.jpg)
Чтобы на старте понять, что доработать или исправить, предприниматель может сам пройти все этапы покупки. Ксюша стала одним из первых клиентов «Мира керамик». После этого девушки на 2 недели увеличили в договоре срок изготовления плитки. Дополнительное время понадобится, если придется устранять брак или ждать поставку глазури.
Если оборот небольшой или непостоянный, не нужно нанимать штатных сотрудников. Выгоднее работать с аутсорсинговыми компаниями или по договору подряда: специалисты решают поставленные задачи, а предприниматель платит за результат. Подруги договорились, что как только оборот компании стабильно выйдет на 500 000 тысяч рублей в месяц, то они возьмут в штат бухгалтера, грузчика, маркетолога и офис-менеджера. Девушки сосредоточатся на глобальных задачах по развитию, а текучка перейдет на штатных сотрудников.
Сколько стоит запустить производство керамической плитки в Екатеринбурге
Запуск, 2016 год — 700 000 ₽
Аренда помещения, 10 месяцев | 200 000 ₽ |
Печь | 110 000 ₽ |
Материалы | 110 000 ₽ |
Коммунальные платежи, 10 месяцев | 70 000 ₽ |
Страховой взнос за ИП, обслуживание счета в банке | 53 000 ₽ |
Обжиг изделий в арендованной печи | 41 000 ₽ |
Зарплата технолога | 32 000 ₽ |
Продвижение в интернете, 2 месяца | 30 000 ₽ |
Мебель | 27 000 ₽ |
Печать полиграфии | 22 000 ₽ |
Профессиональная фотосессия | 5000 ₽ |
Запуск, 2016 год — 700 000 ₽
Аренда помещения, 10 месяцев | 200 000 ₽ |
Материалы | 110 000 ₽ |
Печь | 110 000 ₽ |
Коммунальные платежи, 10 месяцев | 70 000 ₽ |
Страховой взнос за ИП, обслуживание счета в банке | 53 000 ₽ |
Обжиг изделий в арендованной печи | 41 000 ₽ |
Зарплата технолога | 32 000 ₽ |
Продвижение в интернете, 2 месяца | 30 000 ₽ |
Мебель | 27 000 ₽ |
Печать полиграфии | 22 000 ₽ |
Профессиональная фотосессия | 5000 ₽ |
Операционные расходы в месяц в 2018 году — 175 000 ₽
Материалы | 115 000 ₽ |
Аренда помещения | 20 000 ₽ |
Налоги | 18 000 ₽ |
Продвижение в интернете | 15 000 ₽ |
Коммунальные платежи | 7000 ₽ |
Операционные расходы в месяц в 2018 году — 175 000 ₽
Материалы | 115 000 ₽ |
Аренда помещения | 20 000 ₽ |
Налоги | 18 000 ₽ |
Продвижение в интернете | 15 000 ₽ |
Коммунальные платежи | 7000 ₽ |
Прибыль в месяц
Продажа 23 м² плитки | 300 000 ₽ |
Чистая прибыль | 156 000 ₽ |
Прибыль в месяц
Продажа 23 м² плитки | 300 000 ₽ |
Чистая прибыль | 156 000 ₽ |