За 12 лет я опробовала шесть велосипедов: три горных, дорожный, городской и туринговый — для путешествий.
Первый велосипед я купила в 2011 году. Тогда он был просто средством для отдыха — я каталась по городу в свое удовольствие. А сегодня велосипед — важная часть моей жизни. Я забыла, что такое общественный транспорт и пробки, потому что езжу на нем буквально везде: на работу, в многодневные походы, стокилометровые туры и просто по делам. Я сама планирую маршруты и время в пути, экономлю на топливе. А еще не окуриваю выхлопами окружающую среду и не паркуюсь на газоне под окнами.
Ездить на велосипеде полезно для здоровья: постоянные умеренные тренировки держат меня в тонусе и повышают настроение. А в 2021 году я поучаствовала в своем первом велофестивале «Северное лето». Так я убедилась, что даже после 30 лет можно заниматься велоспортом.
В статье расскажу, какие бывают велосипеды и как я выбирала идеальную модель для себя. Дам советы, как ухаживать за велосипедом, чтобы он прослужил дольше. И покажу, что купила из одежды, обуви и аксессуаров для езды. Но предупрежу, что эта статья — для новичков. Опытные велосипедисты ничего нового здесь, скорее всего, не обнаружат.
Как устроен стандартный велосипед
Все велосипеды можно условно поделить на две большие группы — со скоростями и без. Первые еще называют скоростными. Но это не значит, что они способны очень быстро ехать. На них просто можно переключать скорости, которые работают примерно как передачи в автомобиле. Поэтому не стоит удивляться, если при 27 скоростях вас обгоняет человек на велосипеде без скоростей.
Казалось бы, велосипед устроен примитивно: рама, руль, педали, два колеса и седло. Но на деле он намного сложнее: например, в скоростном около 50 элементов. Расскажу об основных.
Рама — это скелет велосипеда, к ней крепятся другие компоненты: колеса, педали, седло, руль. Чаще всего рамы делают из алюминия. Более дорогие варианты — из карбона. Рамы бывают разного размера — от XS до L. Чтобы выбрать свой, надо перешагнуть через раму — до паховой области должно быть 2,5—5 см.
Колесо состоит из обода, спиц и втулки. Обычно встречаются колеса диаметром от 26 до 29 дюймов. Различается также их ширина: например, на фэтбайках колеса шире стандартных, а на шоссейных велосипедах — уже.
Вилка соединяет переднее колесо, руль и раму. Поворачивая руль, вы вращаете вилку, а вместе с ней и колесо. Вилка бывает жесткой и амортизационной. Амортизационная поглощает удары при наездах на препятствия: кочки, ямы, бордюры.
Руль может быть прямой, выгнутый и шоссейный — его еще называют бараном. На руль надевают грипсы — резиновые или поролоновые ручки, — чтобы повысить его сцепление с ладонями. А вынос, или кронштейн для руля, помогает изменить посадку велосипедиста.
Система велосипеда — это то, что мы вращаем ногами. Она состоит из двух шатунов и одной, двух или трех передних звезд. По звездам бегает цепь и движет колесо. Когда мы переключаем скорость на руле, цепь перебрасывается с одной звезды на другую. Шатуны же соединяют передние звезды и педали.
Еще есть задние звезды — набор включает кассету или трещотку.
Трансмиссия — это система велосипеда плюс педали, цепь, каретка и тормоза. Вместе они заставляют колеса крутиться. Каретка соединяет раму велосипеда с системой и передает вращение педалей друг другу.
Система переключения передач регулирует скорость велосипеда. Она состоит из нескольких элементов:
- Манетки — это рычаги на руле, с помощью которых можно переключать скорости.
- Передний переключатель перебрасывает цепь на передние звезды.
- Задний переключатель двигает цепь по задним звездам.
- Тросы передают сигнал от манеток к переднему и заднему переключателям.
Велосипед без скоростей устроен проще. Там нет системы переключения передач и кассеты, а звезд всего две: спереди и сзади — только для вращения колес.
Где купить велосипед
Покупать велосипед лучше в специализированном магазине, а не в супермаркете. По опыту моих знакомых, вариант из условного «Ашана» за 5000—10 000 ₽ с большой вероятностью окажется непрочным. Среди опытных велосипедистов даже появилось понятие «ашанбайк» — китайский велосипед сомнительного качества.
Детали такого велосипеда бывают изначально кривыми или могут лопнуть во время банальной настройки. В худшем случае он сломается в процессе езды, что чревато травмами для владельца. Я видела, как люди с ашанбайками приходили в ремонтную мастерскую по два-три раза в месяц. В итоге уставали от этого и покупали качественный велосипед по совету мастера.
Я считаю, что лучше переплатить и сразу приобрести хороший велосипед: он не обязательно будет дорогим. Например, я покупала неплохие варианты — новые и подержанные — за 10 000—20 000 ₽.
При выборе магазина ориентируйтесь на бренды, которые там представлены. Они должны хорошо зарекомендовать себя на рынке. Я советую присмотреться к маркам Giant, Jamis, Merida, Orbea, Kona, Author, Cannondale, Corratec, Cube, Outleap. Из российских брендов назову молодой, но, на мой взгляд, перспективный Shulz. Неплохие модели бывают у Stels, Stinger, Stern, Forward. Новые велосипеды этих марок лучше покупать в магазинах-дистрибьюторах.
Я живу в Архангельске, и у нас мало магазинов, где продают проверенные хорошие велосипеды, — «Триал-спорт». Точки этой сети есть во многих крупных городах. Там я купила Corratec за 60 000 ₽, на котором до сих пор катаюсь. Бренд представлен только в «Триал-спорте» — это его официальный дистрибьютор. Там же можно присмотреться к велосипедам фирмы Outleap. Они качественные и пока относительно недорогие — от 20 000 до 60 000 ₽.
Можно заказывать велосипеды и в онлайн-магазинах вроде «Велосклада», «Велостраны», «Велодрайва», pro-bike.ru или на маркетплейсах. Но тогда тщательно изучите отзывы и узнайте, есть ли у продавца сертификаты. Натолкнуться на паль можно даже с велосипедом.
Можно приобрести и подержанный велосипед, но не выбирайте самый дешевый. И внимательно осмотрите покупку: нет ли на ней трещин, царапин, сколов. Проверьте исправную работу оборудования: прокатитесь, переключая скорости, испытайте тормоза.
Если есть возможность, возьмите в помощь человека, который разбирается в велосипедах. В крайнем случае прислушайтесь к советам ютуб-блогеров. Подробнее о том, как купить велосипед с рук, в Т—Ж уже писали.
Виды велосипедов
Велосипеды различаются по назначению: бывают модели для города, леса, бездорожья, шоссе. На каких-то удобно путешествовать, а есть велосипеды для трюков. Все они выглядят по-разному, хотя неопытным людям может быть сложно их различить.
Расскажу о велосипедах, которые встречаются чаще всего.
Городской, или ситибайк, — комфортный для города. На нем будет удобно людям, которые не умеют переключать скорости: он либо совсем без них, либо всего с тремя или семью. Если хочется картинку как из «Пинтереста», к ситибайку можно добавить корзинку, а в нее закинуть букетик полевых цветов и багет.
В среднем отечественные городские велосипеды типа Shulz, Bearbike, Stels стоят 13 000—35 000 ₽.
Горный, он же маунтинбайк — МТБ. Отлично подходит для поездок по лесу, горам, грязи и бездорожью. У маунтинбайков много подвидов для разных спортивных дисциплин, например для ол-маунтина, апхилла, даунхилла, фрирайда.
Стоимость приличного горного велосипеда — от 50 000 ₽.
Шоссейный велосипед предназначен для быстрой езды по ровному покрытию. Для катания по лесам и полям он не подходит: у шоссейника узкие колеса, которые плохо сцепляются с неровной поверхностью. Также у него часто узнаваемый руль-баран, он помогает принять правильную посадку для улучшения аэродинамики.
Шоссейник стоит от 40 000 ₽.
Гравийный велосипед, или грэвел, подойдет, если вам нравится ездить по мягким проселочным дорогам и лесным тропинкам на довольно плоской местности. По сути это тот же шоссейный велосипед, но покрышки у него шире, так что без проблем можно кататься вне асфальта.
Цена — от 80 000 ₽.
Фикс — велосипед без переключения скоростей с фиксированной передачей. Такие развивают большую скорость и хорошо подходят для треков. Поэтому их еще называют трековыми велосипедами. Сейчас они популярны и среди модников, потому что выглядят эффектно.
Цены стартуют от 18 000 ₽.
Циклокросс, он же велокросс, — велосипед с рамой неклассической формы. На таких обычно участвуют в соревнованиях по велокроссу. Они проходят в «грязный» период года по бездорожью с препятствиями: бродами, рвами, корнями деревьев и поваленными стволами.
Стоимость циклокроссов — от 45 000 ₽.
Туринговые и гибридные варианты выбирают велопутешественники. Туринговый — велосипед с жесткой вилкой, а гибридный — обычно с амортизирующей, то есть это смесь горного и шоссейного видов.
У таких велосипедов есть специальные отверстия под крепления, так что на них можно установить багажники или закрепить велосумки для туристического снаряжения. Еще у них подходящая геометрия рамы для комфортной посадки и правильного распределения нагрузки.
Цены на туринговые и гибридные велосипеды — от 35 000 ₽.
Складной велосипед подойдет, когда нужно передвигаться на небольшие расстояния в городе или, например, спускаться в метро. Он складывается пополам, полностью разбирается или позволяет дополнительно складывать заднее колесо. Такой велосипед в собранном виде занимает в два-три раза меньше места, чем обычный.
Отечественные складные велосипеды вроде Shulz, Stern, Stels, Forward стоят от 15 000 ₽, иностранные, например Strida, Dahon, Brompton, — от 40 000 ₽.
Каргобайк, или грузовой велосипед, — вариант для тех, кто хочет перевозить детей, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку. Он может быть двухколесным и трехколесным.
Каргобайк — довольно редкий экземпляр в России, хотя найти его можно. К примеру, Stels выпускает грузовые велосипеды — трициклы. Стоимость — от 27 500 ₽. Из западных производителей можно рассмотреть шведский трансформер Tricksy или мини-каргобайк Woom Now.
Фэтбайк — велосипед с массивными колесами на широких покрышках. На фэтбайке удобно ездить по рыхлым поверхностям: снегу, грязи, песку.
Вы можете услышать и о других велосипедах, например дорожном. Но это не конкретный вид, а большая группа. В нее входят шоссейный, циклокросс, грэвел, фикс. Еще существуют электробайки — ими могут быть любые велосипеды. Я видела даже складные с электродвигателем. А есть трюковые велосипеды, например биэмиксы.
По моему опыту, самые популярные велосипеды — горные. Однажды летним вечером я ради интереса решила посчитать, на каких моделях ездят жители Архангельска. Для наблюдения выбрала набережную и наблюдала 15 минут в будний день с 20:15 до 20:30. Вот какие результаты получились:
- Горный — 85.
- Ситибайк — 12.
- Складной — 6.
- Дорожный: шоссейный, гравийный, фикс — 4.
Какие велосипеды были у меня
В моем детстве у нашей семьи не было лишних денег, и велосипед мне не покупали. А в 2011 году я училась на третьем курсе университета и всерьез задумалась о приобретении. Тогда мне приходилось много ездить по городу, и меня раздражало каждое утро стоять в пробках в переполненном автобусе. Так я и решила пересесть с общественного транспорта на велосипед. Бонусом шли и другие плюсы: я могла знакомиться с велосипедистами, ездить на природу и поддерживать хорошую физическую форму.
Тогда я получала повышенную стипендию 3500 ₽ и социальную выплату — 3700 ₽. Еще я подрабатывала, а мама каждый месяц давала мне 2000 ₽. Итого выходило 10 000—13 000 ₽ в месяц. В 2011 году для студентки в Архангельске это были неплохие деньги, на них можно было вполне комфортно жить. За два месяца я накопила 10 000 ₽ и потратила их на мечту детства — свой первый велосипед. После него у меня было еще пять.
Сколько стоили мои велосипеды
Велосипед | Состояние | Когда купила | За сколько купила | За сколько продала |
---|---|---|---|---|
Горный Stark Chaser | Новый | 2011 год | 9400 ₽ | 7500 ₽ |
Горный GT Aggressor | Б/у | 2018 год | Подарили | 15 000 ₽ |
Горный GT Avalanche | Б/у | 2019 год | 15 500 ₽ | 20 000 ₽ |
Туристический Diamant | Б/у | 2019 год | 20 000 ₽ | 20 000 ₽ |
Городской Forward Indie Jam | Новый | 2019 год | 9000 ₽ | 8500 ₽ |
Туринг Corratec Allroad A2 | Новый | 2020 год | 60 000 ₽ | — |
Сколько стоили мои велосипеды
Горный Stark Chaser | |
Состояние | Новый |
Когда купила | 2011 год |
За сколько купила | 9400 ₽ |
За сколько продала | 7500 ₽ |
Горный GT Aggressor | |
Состояние | Б/у |
Когда купила | 2018 год |
За сколько купила | Подарили |
За сколько продала | 15 000 ₽ |
Горный GT Avalanche | |
Состояние | Б/у |
Когда купила | 2019 год |
За сколько купила | 15 500 ₽ |
За сколько продала | 20 000 ₽ |
Туристический Diamant | |
Состояние | Б/у |
Когда купила | 2019 год |
За сколько купила | 20 000 ₽ |
За сколько продала | 20 000 ₽ |
Городской Forward Indie Jam | |
Состояние | Новый |
Когда купила | 2019 год |
За сколько купила | 9000 ₽ |
За сколько продала | 8500 ₽ |
Туринг Corratec Allroad A2 | |
Состояние | Новый |
Когда купила | 2020 год |
За сколько купила | 60 000 ₽ |
За сколько продала | — |
Горный Stark Chaser
Когда я училась на третьем курсе, все вокруг ездили на горных велосипедах. Я подумала, что такой мне и нужен. Прежде чем пойти в магазин, почитала и спросила у знакомых, какого бренда должно быть оборудование, чтобы мне не продали барахло. Но это не очень помогло: я все равно ничего не понимала в технике. К тому же у всех велосипедов до 10 000 ₽ был обвес Shimano Tourney — это стартовая бюджетная трансмиссия для горных моделей.
Так в июне 2011 года я и купила отечественный велосипед Stark Chaser за 9400 ₽. Он был вполне обычный, весом около 15 кг, с трансмиссией Shimano Tourney и самой простой вилкой, которая плохо амортизировала. Но я узнала об этом, только когда сравнила его с другим велосипедом.
К велосипеду я дополнительно купила крылья за 500 ₽ и замок за 100 ₽ — уложилась в бюджет с точностью до рубля. Крылья нужны, чтобы грязь не летела на ноги, спину и голову. К тому же грязь легко попадает на переключатели, а крылья этот поток сдерживают. С ними мой велосипед выглядел не так круто. Но я решила, что лучше крылья, чем грязь фонтаном.
Позже я докупила еще маленький насос для подкачки колес и велосипедный мультитул — набор ключей на случай, если нужно что-то открутить или прикрутить. Благодаря мультитулу я смонтировала багажник, держатель для бутылочки и устраняла небольшие поломки в дороге. Уже не помню, во сколько он мне обошелся, но сейчас похожий стоит около 500 ₽.
Этот велосипед Stark был, как я сейчас его называю, макетом. Внешне он выглядел как горный, но для характеристик ему не хватало облегченной рамы, амортизирующей вилки и хорошей трансмиссии. Я хранила его в квартире и с трудом затаскивала на восьмой этаж, особенно когда лифт не работал. Однако на этом велосипеде я счастливо проездила семь лет без крупных поломок и проблем.
В итоге я продала его в 2019 году через объявление в соцсетях за 7500 ₽. К тому моменту у меня было еще два велосипеда.
Горный GT Aggressor
Горный GT Aggressor мне подарили летом 2018 года. Это модель с более качественной трансмиссией — Shimano Alivio. Вес — около 13 кг, диаметр колес — 26 дюймов. Велосипед был б/у, но у предыдущего владельца долго находился в гараже, поэтому выглядел как новенький. Я не знаю, сколько он стоил. По словам велосипедистов, такие продавали примерно за 23 000 ₽.
По сравнению с предыдущим велосипед оказался легким и быстрым — я будто пересела с Приоры на Мустанг. Поднимать его домой было легче. Вилка амортизировала хорошо, скорости переключались быстрее. С этим велосипедом у меня связаны только приятные воспоминания. Я продала его весной 2019 года за 15 000 ₽. Сейчас новый со скидкой стоит более 40 000 ₽.
Горный GT Avalanche
Весной 2019 года мне предложили велосипед того же бренда, что и предыдущий, но на более продвинутом оборудовании Shimano Deore — оно дороже и надежнее. Диаметр колес был такой же, 26 дюймов, а вес чуть больше, но это особо не сказывалось на езде.
Этот велосипед я тоже покупала с рук за 15 500 ₽, но его сложно было назвать бывшим в употреблении. Мне его привезли с чеком: покупали в 2009 году за 8000 ₽, но не катались, и за десять лет он подорожал в два раза. Все это время он стоял в гараже, в хороших условиях, поэтому не было никакой коррозии и повреждений. Даже вилка была «нехоженая». Я это поняла, потому что обычно при работе амортизационной вилки остается линия: краска немного стирается. На этом велосипеде такой не было.
- 15 500 ₽
На GT Avalanche стояли грязевые покрышки — они хорошо подходят для осени и начала весны с грязью, лужами, мокрым снегом. Но для сухой погоды и поездок по асфальту такие не годились: из-за протектора накат меньше, а покрышки при такой езде стираются. Пришлось их менять.
Я купила полуслики фирмы Mitas по цене 1700 ₽ за пару. Их протектор был не агрессивный, без грунтозацепов. По асфальту велосипед катился как по маслу, но зато «танцевал» в песке и глине. А бывают еще слики — абсолютно гладкие покрышки для катания по асфальту. А также зимние покрышки с шипами.
Чуть позже у меня появился более легкий городской велосипед — о нем расскажу дальше. Места дома не хватало, потому что у моего будущего мужа тоже было два велосипеда — в сумме четыре на небольшую квартиру. В итоге на горном GT Avalanche я откатала всю весну и лето 2019 года, а осенью продала его за 20 000 ₽ и даже осталась в небольшом плюсе.
Туристический Diamant
Diamant был не мой, но я периодически брала его у мужа, чтобы прокатиться. Эта фирма производит велосипеды класса люкс. Средняя цена на такие — около 1300 € (80 381 ₽). В Россию они попадают случайно через тех, кто покупает их в Европе.
Вот и мой муж в 2019 году взял Diamant с рук за 20 000 ₽. Бывший владелец привез его из-за границы, но, видимо, ему что-то не понравилось или не было времени кататься, поэтому велосипед оказался не у дел.
Мне понравились жесткая вилка и большие 28-дюймовые колеса. Оборудование стояло немецкое, передняя звезда одна. На велосипеде были крепления для багажников и широкий руль — все говорило о том, что это крепкий и надежный товарищ, если захочется обвесить его баулами и багажниками для путешествий.
Еще это был первый велосипед, который удивил меня расположением фонарей. Светодиоды были встроены в руль и подседельный штырь, а подпитывались от аккумуляторов, которые спрятали внутри рулевой трубы. Если светодиоды разряжались, нужно было достать аккумулятор, зарядить — и снова в путь. По-моему, гениально и просто.
Но мой муж, как и я, в тот момент искал универсальный велосипед для туризма, поездок по городу и соревнований. Поэтому продал туристический Diamant вместе с другим велосипедом — горным Rock Machine. Не помню точно, сколько он выручил за каждый, но в сумме получилось около 60 000 ₽. Велосипед Diamant был классным, но тогда я не понимала его ценности и уникальности. Сегодня я бы не позволила его продать.
Ситибайк Forward Indie Jam
Ситибайк Forward Indie Jam я купила летом 2019 года как второй велосипед. Он был городской, весом всего 9 кг, с колесами 28 дюймов и жесткой вилкой. Моя модель была 2017 года и стоила 9000 ₽ на распродаже в магазине товаров для туризма и спорта. Сейчас такую уже не выпускают, ее можно найти разве что б/у.
После покупки этого велосипеда я окончательно поняла, насколько тяжело и неудобно ездить на горном в городе. Меня не устраивала его геометрия: хотелось посадку полегче, чтобы выпрямить спину, расслабиться. А если использовать багажник и велосумку, его вес увеличивается, ехать тяжелее.
Но в 2019 году я начала активно путешествовать по Архангельской области. Мне понадобились дополнительные багажники и велосумки для туристического снаряжения. Я стала задумываться о новом велосипеде и зимой присматривалась к разным вариантам. А в марте 2020 года началась пандемия коронавируса — я поняла, что отпуск в ближайшем году светит только на даче. Тогда я продала ситибайк Forward за 8500 ₽, добавила денег и купила новый хороший туринг.
Туринг Corratec Allroad A2
Туринг — велосипед с большим количеством креплений под велосумки и багажники. Мне кажется, это мечта каждого велопутешественника. В интернет-магазинах ничего подходящего я не нашла, к тому же боялась покупать велосипед без примерки, только по картинкам.
В итоге я пошла в «Триал-спорт» и выбрала из наличия велосипед немецкого бренда Corratec Allroad в комплектации Shimano Claris — это стартовая трансмиссия шоссейных велосипедов. Модель оказалась прошлогодней, поэтому ее продавали со скидкой — за 60 000 ₽ вместо 84 000 ₽.
Около месяца я привыкала к велосипеду, особенностям его переключения, настройкам посадки. Он был как новая пара обуви: надо было привыкать к нему и разнашивать — точнее, разъезжать. Время от времени я регулировала высоту и наклон седла.
Этот велосипед у меня до сих пор.
Как ухаживать за велосипедом
При правильном уходе даже старенький дедушкин велосипед может выглядеть достойно. Сегодня на улицах города я замечаю много людей на таких винтажных моделях. Часто на них меняют колеса, перекрашивают раму, полируют детали. Иногда даже ставят более современные механизмы: все-таки велосипед не может ездить как новый на старых компонентах. Но ждать чудес от них не стоит: некоторые современные запчасти им не подходят.
Чтобы велосипед служил дольше, просто не забывайте о сезонной гигиене. Расскажу о правилах ухода, которые я выделяю для себя.
Держать в чистоте. Велосипед можно мыть на автомойках или самостоятельно. Понадобятся только губка, щетка, средство для мытья посуды или автошампунь. А вот мыть автомобильной мойкой высокого давления вроде «Керхера» я не рекомендую, иначе под сильным напором мелкая грязь и вода забьются внутрь механизмов.
Желательно после каждой поездки протирать велосипед от пыли и грязи. Особенно важно держать чистой цепь: со временем налипшая грязь образует абразив, который стирает цепь и звезды.
Хранить правильно. Велосипед нужно держать не на улице, а в крытом помещении: на балконе, в гараже, специальном боксе или дома. Убедитесь, что там нормальная влажность воздуха, а на велосипед не попадает влага от дождя, снега или конденсата.
Смазывать цепь нужно специальной смазкой, как только она зашелестит или застрекочет от сухости. Если заскрипит — это уже крик о помощи.
Смазки бывают для сухой и влажной погоды. Для постоянной езды советую первую: ее проще нанести и отмыть. Смазка для сырой погоды более жирная, к ней налипает больше грязи. Недавно я услышала от клиента велосервиса, что он смазывает цепь WD-40 — в народе ее называют вэдэшкой. Это неправильно: она убирает смазку.
Также для ухода за велосипедами используют литиевые смазки, или литолы, — густые и мазеобразные. Но они предназначены для внутренних работ — там, где жидкая смазка быстро вытекает. Такими цепь лучше не обрабатывать, состав должен быть жидким.
Рекомендую покупать смазку не в баллончике, а в тубе или бутылочке, потому что баллончиком надо работать аккуратно, чтобы случайно не сбрызнуть тормоза и обод. И смазывать нужно правильно. Я прокапываю смазкой только цепь и прощелкиваю переключателем всеми скоростями. Так смазка с цепи попадает на каждую звездочку, а излишки я стираю тряпкой.
Есть люди, которые поливают смазкой и тормоза, и звезды, и цепь, а затем удивляются, почему тормоза не работают, а на велосипед налипла грязь и пыль. Так делать не стоит: тормоза и звезды должны оставаться необработанными.
Обслуживать у специалистов. Велосипед нужно отдавать в сервис на переборку раз в два-три года: его полностью разберут, почистят все детали, смажут что нужно и заново соберут. В Архангельске такая услуга стоит около 3000 ₽. В Москве — от 2500 до 7000 ₽, в зависимости от модели велосипеда. Главное — не тяните с обслуживанием до весны или лета, когда у мастеров много работы и нужно ждать очереди. Лучше отдавать велосипед на ТО в конце сезона или ранней весной.
Но если есть проблемы с работой механизмов, советую обращаться к мастерам сразу. Не нужно ждать, когда скрип превратится в хруст и велосипед просто перестанет нормально ездить.
Велосервисов сейчас много, но найти хороший бывает сложно. При выборе обязательно почитайте отзывы в интернете, попросите рекомендаций у знакомых. Некоторые спортивные магазины, например «Спортмастер» и «Триал-спорт», тоже предлагают услуги веломастерских.
Проверенный веломастер как хороший доктор. Например, перед продажей моего первого велосипеда в 2019 году оказалось, что вилка не амортизировала из-за попавшей туда влаги. Умелый мастер привел ее в рабочее состояние, хотя она была простая и дешевая. Плюс полностью перебрал весь велосипед, и он стал как новый. За все я заплатила 2600 ₽.
Если веломастер предлагает поменять сломавшуюся деталь, соглашайтесь. Не пытайтесь выжать максимум из старых запчастей. Будьте аккуратны только с б/у запчастями: они могут оказаться сильно изношенными и прослужат недолго.
Хорошие велосервисы дают сезонную гарантию на ремонт: если сломается та же деталь, проблему устранят бесплатно. Поэтому не выбрасывайте чеки и квитанции из веломастерских.
Менять цепь. В мультискоростной трансмиссии более тонкая цепь и звездочки. При езде на одной и той же скорости цепь растягивается, изнашивает звезды и появляются «проскоки»: ездок давит на педаль, а цепь не фиксируется и проскакивает. В будущем это грозит тем, что придется менять кассету, цепь и, возможно, передние звезды. Также растянутая цепь слетает и иногда рвется. Поэтому важно переключать передачи, а не ездить на любимой скорости.
Чтобы трансмиссия изнашивалась медленнее, цепь нужно периодически менять. Сейчас у меня в наборе две, которые я чередую. 500 км проезжаю на одной, следующие 500 км — на другой. И так по кругу.
Следить за лакокрасочным покрытием. Чтобы тросы не стирали краску, можно надеть на них резиновые трубочки или наклеить на велосипед прозрачную пленку. Такие трубочки на маркетплейсах стоят до 100 ₽.
Если на велосипеде появилась царапина и вас это смущает, купите в автомагазине краску в маленьком тюбике. Я взяла такую за 350 ₽. Цветов было много, а продавец помог выбрать правильный оттенок.
Что купить для велосипеда
Я не представляю поездок без велосумок, аксессуаров для безопасности и велосипедного замка.
Велосумки. Я много путешествовала на велосипеде и возила туристическое снаряжение. К своему турингу я заказала на «Алиэкспрессе» три сумки фирмы Rockbros разных размеров: большую нарульную на 7 л, узкую подрамную и среднюю подседельную. С этого момента я стала не просто велосипедистом, а так называемым байкпакером — человеком, который все вещи упаковывает по велосумкам. В 2020 году за свой набор я отдала 6500 ₽. Сейчас подобные стоят на 10—40% дороже.
Велосумки нужны не только велопутешественникам. Даже для обычных поездок по городу может понадобиться небольшая сумочка под раму, чтобы положить телефон, ключи и прочую мелочевку.
Аксессуары для безопасности. В идеале для безопасности нужны несколько вещей:
- катафоты — красные, оранжевые или белые светоотражатели;
- фонари;
- световозвращающие стикеры и брелоки;
- зеркала заднего вида;
- звоночек.
У меня есть все, кроме зеркал. Некоторые из этих аксессуаров идут в комплекте с велосипедом. Остальное можно купить на маркетплейсах — выбор большой, разброс цен тоже разный.
Также можно установить динамо-фонарь на колесо: он производит электричество при движении велосипеда. У меня такой был на стареньком Batavus Champion. Кроме того, «динамка» стрекочет, поэтому пешеходы слышат, что вы приближаетесь. Подобные фонари могут служить еще и источником зарядки для телефона — на маркетплейсах продают такие динамо-пауэрбанки.
Я не помню, сколько потратила на все аксессуары. Но я поняла, что при выборе не обязательно смотреть на бренд. Лучше просто читать отзывы или слушать своего веломастера. Например, на первом велосипеде у меня был фонарик хорошего бренда BBB. Такие сейчас стоят от 1000 ₽. Спустя десять лет у него лопнуло резиновое крепление. Тогда я купила два фонаря из «Фикс-прайса» по 150 ₽. Они хорошо светят и заряжаются от USB. Особой разницы я не заметила.
Велозамок нужен для временного хранения велосипеда, например на велопарковке или во дворе. В идеале оставляйте его под видеокамерами. И не пристегивайте только за переднее колесо: лучше прихватите и колесо, и раму, если позволяет длина.
Рекомендую брать замок с наименьшим количеством пластика. Однажды пластик на моем замке сломался — пришлось резать трос болторезом. Удивительно, что никто из прохожих даже не поинтересовался, свой ли велосипед я освобождаю. Теперь я выбираю тросы и цепи с металлическим замком.
Можно использовать два замка: один — блокирующий U-lock — в форме буквы U, его невозможно снять болторезом. Второй — на тросе или с цепью для большей защиты. Стоимость хорошего велозамка — от 800 ₽.
Постоянно хранить велосипед в подъезде опасно: его могут угнать, сломать или банально проткнуть колесо. К тому же он может мешать кому-то из соседей или коммунальным службам. Оставлять ненадолго можно, но дорогие навесные фонари и бутылочки лучше забирать. Я даже видела, что некоторые велосипедисты снимают седла и уносят с собой.
Контактные педали и контактная обувь
Для езды не обязательно покупать специальные велотуфли. Можно кататься в удобных кроссовках или ботинках. Но во время поездок легко испачкать обувь, стереть подошву, поцарапать кожу. Поэтому лучше не использовать то, что жалко испортить. Я обычно надеваю кроссовки и кеды для скейтеров вроде Vans, DC Shoes, потому что у них прочная подошва. В холодное время езжу в обычных ботинках.
А для туристических вылазок я решила поменять педали на велосипеде и купить к ним специальные туфли. У велоблогеров я услышала о контактных педалях, которые используют не только в шоссейных гонках, но и при обычной езде. На контактные педали не надо давить: ноги становятся одним целым с велосипедом — если вы с одной стороны поднимаете педаль, с другой она идет вниз. Как результат — вы затрачиваете меньше усилий. Помощь контактов особенно ощущается на больших расстояниях и при подъемах в гору.
Для меня удобнее двусторонние контактные педали: с одной стороны у них крепления для соответствующей контактной обуви, а на обороте обычные педали, которые велосипедисты зовут топталками, — видимо, потому, что мы их топчем. Бывают педали, где крепления с обеих сторон.
Мне повезло: когда я задумалась о покупке контактных педалей, в велосообществе нашего города один человек продавал Shimano Deore XT. Про себя я подумала, что многие девушки мечтают о «Диоре», а я — о «Деоре». В итоге я купила эти педали за 600 ₽. Новые такие сейчас стоят более 17 000 ₽.
- 600 ₽
Поэтому я советую вступить в группы велосипедистов вашего города в соцсетях. Там часто можно купить что-нибудь с хорошей скидкой.
У обуви, которая нужна для контактных педалей, есть крепления. Крепления и педали должны быть одной фирмы. Например, крепления Shimano не подойдут на педали Crankbrothers. Это примерно как пытаться заряжать Айфон зарядником от Самсунга.
Шипы-крепления Shimano я покупала с рук отдельно от обуви у запасливого велосипедиста. Заплатила не более 1000 ₽. А вот контактную обувь купила Northwave. Ее продавали со скидкой в «Триал-спорте» примерно за 4000 ₽. Ношу обувь уже два года, ничего не порвалось и не протерлось. Единственный недостаток — в ней становится холодно при осенних температурах из-за неподвижности ступни и металлических креплений.
Мне нравится ездить в контактной обуви. Когда нужно долго крутить, она помогает снять нагрузку с ног. Но есть один нюанс: к ним приходится привыкать и не забывать выстегиваться при торможении. Поначалу я несколько раз падала, потому что забывала, что ноги зафиксированы.
Еще учтите, что велообувь скользит. К примеру, в моих контактных кроссовках сложно ходить по наклонной деревянной или металлической плоскости. Будьте внимательны, когда передвигаетесь в велообуви даже по асфальту.
Вместо контактных педалей и обуви можно использовать туклипсы. Это крепления, которые фиксируют ногу на педали. Они не требуют обуви с креплениями и довольно просто снимаются. Туклипсы часто используют для езды на велосипедах-фиксах.
Одежда и аксессуары для меня
У меня есть шлем, светоотражающая одежда и вещи для катания днем. Рассказываю, зачем они нужны.
Шлем, по моим наблюдениям, велосипедисты надевают редко. Я тоже раньше его не носила, но мой туринг оказался очень быстрым и маневренным. Я решила купить шлем, чтобы не рисковать. Он может защитить при падениях, ударах и делает меня заметнее на дороге. Существуют даже велошлемы с подсветкой. Более того — экипированного велосипедиста водители стараются объезжать, потому что для них он уже выглядит как полноценный участник движения.
За шлемом я пошла в «Триал-спорт» — там оказалось около 30 разных моделей. Я сразу отмела самые дорогие — стоимостью более 10 000 ₽. В итоге перемерила около десяти шлемов и остановилась на итальянском бренде Briko. Меня устроила посадка на голове: шлем не жмет, не трет и не съезжает. Также понравились дизайн и цена — 4000 ₽.
- 4000 ₽
Штаны и куртку из светоотражающей ткани я купила для езды в темноте. Штаны брала в «Бершке» за 2000 ₽, а ветровку заказала на «Алиэкспрессе» за 500 ₽.
У костюма есть один минус — ткань не дышит, и он работает как пакет поверх одежды. Поэтому ездить в нем можно только в холодную погоду и не очень интенсивно. Также штаны быстро протираются в местах сгиба. Сейчас я бы не стала тратить деньги на этот костюм. Как альтернативу советую купить одежду с элементами светоотражающей ткани, но не полностью из нее.
Повседневная одежда для поездок. В мире велосипедистов есть свои «Шанель» и «Армани»: Fox, Yoko, Quiksilver, Roxy, Shimano, Tempesta, Fizik. С появлением турингового велосипеда я попалась на эту удочку: стала выбирать спортивную одежду таких брендов. Она более качественная, технологичная, с защитой от грязи, воды и ветра. Полный комплект одежды обошелся мне в 42 100 ₽. Я предполагала, что эти вещи будут служить несколько лет. Но не все оказалось долговечным.
Ветровка с флисовой подкладкой Napapijri стоила 14 000 ₽. Она сохраняет тепло, защищает от ветра, не промокает. Из неудобства назову один большой карман, который топорщится, если в него положить телефон, ключи, перчатки.
- 42 100 ₽
Брюки с защитой от грязи Fox обошлись в 5800 ₽. Грязь легко отлетает, брюки прекрасно дышат и отводят влагу, зауженные штанины не попадают в цепь.
За термобелье я отдала 4000 ₽. Выручает осенью, зимой и ранней весной. Но после поездок с палаткой я поняла, что на лето не помешают термоноски. Посматриваю на длинные термоноски до колена в сети магазинов Boardriders — они стоят около 2000 ₽.
Шорты Fox Ranger с отделяемым «велопамперсом» стоили 3200 ₽. У них внутри специальная мягкая подкладка, которая служит амортизатором при трении и прыжках, а также отводит пот. Большой плюс — «памперс» снимается, и шорты можно носить отдельно. Они быстро сохнут, дышат, плотно прилегают. Я покупала свои велошорты в «Триал-спорте» со скидкой, обычно такие стоят дороже.
Джерси обошлись мне в 9000 ₽ за две штуки. Это специальные велорубашки из дышащей ткани с коротким или длинным рукавом. Удобные, хорошо проветриваются и быстро отводят пот. В одном из моих джерси сзади есть карманы для мелочей.
Важный момент: велосипедная одежда требует деликатной стирки специальными неагрессивными средствами. Внимательно изучайте требования по уходу на ярлыках.
Я использую капсулы или гели — их часто можно увидеть в магазинах типа «Спортмастера» у кассы.
Аксессуары я брала таких же известных брендов, как и одежду. Очки со сменными линзами Giro стоили 1800 ₽. Они защищают от всех видов осадков, пыли, насекомых.
Флисовый бафф обошелся в 800 ₽. Он защищает лицо от холода и ветра, а отверстие для носа позволяет дышать не через ткань.
За перчатки Fox Dirtpaw я отдала 3500 ₽. К сожалению, они не оправдали своей цены. Перчатки хорошо держат хват, не скользят, в них можно пользоваться смартфоном не снимая. Но сетчатый материал на пальцах уже через три месяца порвался и покрылся катышками. Учитывая, что они больше предназначены для маунтинбайкеров, возникает вопрос, а сколько перчатки служат у них.
На одежду, обувь и аксессуары я потратила 54 200 ₽
Ветровка Napapijri | 14 000 ₽ |
2 джерси | 9000 ₽ |
Брюки Fox | 5800 ₽ |
Шлем | 4000 ₽ |
Контактная обувь Northwave | 4000 ₽ |
Термобелье | 4000 ₽ |
Перчатки Fox Dirtpaw | 3500 ₽ |
Шорты Fox Ranger | 3200 ₽ |
Костюм из светоотражающей ткани | 2500 ₽ |
Очки со сменными линзами Giro | 1800 ₽ |
Шипы-крепления для контактных педалей Shimano, б/у | 1000 ₽ |
Флисовый бафф | 800 ₽ |
Контактные педали Shimano Deore XT, б/у | 600 ₽ |
На одежду, обувь и аксессуары я потратила 54 200 ₽
Ветровка Napapijri | 14 000 ₽ |
2 джерси | 9000 ₽ |
Брюки Fox | 5800 ₽ |
Шлем | 4000 ₽ |
Контактная обувь Northwave | 4000 ₽ |
Термобелье | 4000 ₽ |
Перчатки Fox Dirtpaw | 3500 ₽ |
Шорты Fox Ranger | 3200 ₽ |
Костюм из светоотражающей ткани | 2500 ₽ |
Очки со сменными линзами Giro | 1800 ₽ |
Шипы-крепления для контактных педалей Shimano, б/у | 1000 ₽ |
Флисовый бафф | 800 ₽ |
Контактные педали Shimano Deore XT, б/у | 600 ₽ |
Что в итоге
В езде на велосипеде я вижу много плюсов: я не трачу деньги на общественный транспорт или бензин, не стою в пробках в часы пик и не врежу окружающей среде. Благодаря физическим нагрузкам я всегда в хорошей форме, к тому же тренировки укрепляют характер и силу воли, а настроение после них улучшается. Во время велопутешествий я общаюсь с единомышленниками и встречаюсь с новыми людьми. К слову, со своим мужем я именно так и познакомилась. Плюс некоторые мои родственники и друзья тоже стали велосипедистами, и теперь мы видимся чаще.
Но у велосипедистов бывают и трудности. Например, у нас в городе и стране для них плохая инфраструктура. И мы часто сталкиваемся с грубостью и нарушениями со стороны автомобилистов. Из-за этого всегда есть риск получить травму и заработать проблемы со здоровьем.
Велосипедисты не носят одежду, которая может попасть в цепь или колесо. А мне иногда хочется нарядиться: надеть платье, длинную юбку, каблуки. Но приходится натягивать джерси и шорты с «памперсом».
Что касается финансов, то велосипедный спорт — недешевое хобби: сами велосипеды дорогие, да и одежда стоит немало. При этом для велосипедистов всегда есть способы сэкономить. Самый очевидный — покупать велосипед, детали к нему и экипировку в несезон: в конце лета, осенью и зимой. В это время их продают с хорошей скидкой. Некоторые магазины представляют новые модели каждый сезон, а значит, прошлогодние коллекции уходят по приятной цене.
Также не бойтесь покупать б/у велосипеды и аксессуары: среди них встречаются достойные экземпляры. А иногда можно заработать на продаже — мне удавалось сбыть велосипеды дороже, чем я их покупала.
Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Т—Ж. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.