![Личный опыт: как я выбирала идеальный велосипед](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-main-istock-536856537-jmichl.flp2zb..jpg)
За 12 лет я опробовала шесть велосипедов: три горных, дорожный, городской и туринговый — для путешествий.
Первый велосипед я купила в 2011 году. Тогда он был просто средством для отдыха — я каталась по городу в свое удовольствие. А сегодня велосипед — важная часть моей жизни. Я забыла, что такое общественный транспорт и пробки, потому что езжу на нем буквально везде: на работу, в многодневные походы, стокилометровые туры и просто по делам. Я сама планирую маршруты и время в пути, экономлю на топливе. А еще не окуриваю выхлопами окружающую среду и не паркуюсь на газоне под окнами.
Ездить на велосипеде полезно для здоровья: постоянные умеренные тренировки держат меня в тонусе и повышают настроение. А в 2021 году я поучаствовала в своем первом велофестивале «Северное лето». Так я убедилась, что даже после 30 лет можно заниматься велоспортом.
В статье расскажу, какие бывают велосипеды и как я выбирала идеальную модель для себя. Дам советы, как ухаживать за велосипедом, чтобы он прослужил дольше. И покажу, что купила из одежды, обуви и аксессуаров для езды. Но предупрежу, что эта статья — для новичков. Опытные велосипедисты ничего нового здесь, скорее всего, не обнаружат.
![Я на первой спонтанной гонке в гоночно-шоссейной категории. Я собиралась просто поддержать друзей, но они уговорили меня поучаствовать. Повезло, что на мне была специальная контактная обувь: она помогла облегчить крутые подъемы. О ней тоже расскажу в статье](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-01.vtves6..jpg)
![А это мой автопортрет с велосипедом](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-02.dsclhs..png)
Как устроен стандартный велосипед
Все велосипеды можно условно поделить на две большие группы — со скоростями и без. Первые еще называют скоростными. Но это не значит, что они способны очень быстро ехать. На них просто можно переключать скорости, которые работают примерно как передачи в автомобиле. Поэтому не стоит удивляться, если при 27 скоростях вас обгоняет человек на велосипеде без скоростей.
Казалось бы, велосипед устроен примитивно: рама, руль, педали, два колеса и седло. Но на деле он намного сложнее: например, в скоростном около 50 элементов. Расскажу об основных.
Рама — это скелет велосипеда, к ней крепятся другие компоненты: колеса, педали, седло, руль. Чаще всего рамы делают из алюминия. Более дорогие варианты — из карбона. Рамы бывают разного размера — от XS до L. Чтобы выбрать свой, надо перешагнуть через раму — до паховой области должно быть 2,5—5 см.
Колесо состоит из обода, спиц и втулки. Обычно встречаются колеса диаметром от 26 до 29 дюймов. Различается также их ширина: например, на фэтбайках колеса шире стандартных, а на шоссейных велосипедах — уже.
![Диаметр колес указан на покрышке. У моего нынешнего велосипеда — 28 дюймов](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-03.drfril..png)
Вилка соединяет переднее колесо, руль и раму. Поворачивая руль, вы вращаете вилку, а вместе с ней и колесо. Вилка бывает жесткой и амортизационной. Амортизационная поглощает удары при наездах на препятствия: кочки, ямы, бордюры.
Руль может быть прямой, выгнутый и шоссейный — его еще называют бараном. На руль надевают грипсы — резиновые или поролоновые ручки, — чтобы повысить его сцепление с ладонями. А вынос, или кронштейн для руля, помогает изменить посадку велосипедиста.
Система велосипеда — это то, что мы вращаем ногами. Она состоит из двух шатунов и одной, двух или трех передних звезд. По звездам бегает цепь и движет колесо. Когда мы переключаем скорость на руле, цепь перебрасывается с одной звезды на другую. Шатуны же соединяют передние звезды и педали.
Еще есть задние звезды — набор включает кассету или трещотку.
Трансмиссия — это система велосипеда плюс педали, цепь, каретка и тормоза. Вместе они заставляют колеса крутиться. Каретка соединяет раму велосипеда с системой и передает вращение педалей друг другу.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-1desk.xffw84..png)
Система переключения передач регулирует скорость велосипеда. Она состоит из нескольких элементов:
- Манетки — это рычаги на руле, с помощью которых можно переключать скорости.
- Передний переключатель перебрасывает цепь на передние звезды.
- Задний переключатель двигает цепь по задним звездам.
- Тросы передают сигнал от манеток к переднему и заднему переключателям.
Велосипед без скоростей устроен проще. Там нет системы переключения передач и кассеты, а звезд всего две: спереди и сзади — только для вращения колес.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-2desc.zmnigi..png)
Где купить велосипед
Покупать велосипед лучше в специализированном магазине, а не в супермаркете. По опыту моих знакомых, вариант из условного «Ашана» за 5000—10 000 ₽ с большой вероятностью окажется непрочным. Среди опытных велосипедистов даже появилось понятие «ашанбайк» — китайский велосипед сомнительного качества.
Детали такого велосипеда бывают изначально кривыми или могут лопнуть во время банальной настройки. В худшем случае он сломается в процессе езды, что чревато травмами для владельца. Я видела, как люди с ашанбайками приходили в ремонтную мастерскую по два-три раза в месяц. В итоге уставали от этого и покупали качественный велосипед по совету мастера.
Я считаю, что лучше переплатить и сразу приобрести хороший велосипед: он не обязательно будет дорогим. Например, я покупала неплохие варианты — новые и подержанные — за 10 000—20 000 ₽.
![Я не советую покупать подобный велосипед. За эти деньги лучше взять подержанный, но более надежный вариант. Источник: auchan.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-1.hmefqv..png)
![Такие велосипеды из супермаркетов, с «Алиэкспресса» и других маркетплейсов я называю макетами. Они часто привлекают детей, но это настоящая головная боль: все дешевое, кривое, а ездит до первого падения — если его вообще удастся собрать и настроить. В отзыве об этой модели сказано, что при езде бывают прокруты, а камера рванула при первом же накачивании. Источник: ozon.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-2.yyuooy..png)
При выборе магазина ориентируйтесь на бренды, которые там представлены. Они должны хорошо зарекомендовать себя на рынке. Я советую присмотреться к маркам Giant, Jamis, Merida, Orbea, Kona, Author, Cannondale, Corratec, Cube, Outleap. Из российских брендов назову молодой, но, на мой взгляд, перспективный Shulz. Неплохие модели бывают у Stels, Stinger, Stern, Forward. Новые велосипеды этих марок лучше покупать в магазинах-дистрибьюторах.
Я живу в Архангельске, и у нас мало магазинов, где продают проверенные хорошие велосипеды, — «Триал-спорт». Точки этой сети есть во многих крупных городах. Там я купила Corratec за 60 000 ₽, на котором до сих пор катаюсь. Бренд представлен только в «Триал-спорте» — это его официальный дистрибьютор. Там же можно присмотреться к велосипедам фирмы Outleap. Они качественные и пока относительно недорогие — от 20 000 до 60 000 ₽.
Можно заказывать велосипеды и в онлайн-магазинах вроде «Велосклада», «Велостраны», «Велодрайва», pro-bike.ru или на маркетплейсах. Но тогда тщательно изучите отзывы и узнайте, есть ли у продавца сертификаты. Натолкнуться на паль можно даже с велосипедом.
![Это хороший вариант с солидной скидкой. Источник: trial-sport.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-3.ckfrsp..png)
![Так выглядит сертификат продавца: он подтверждает, что магазин «Велосклад» — официальный дилер бренда Stels. Источник: velosklad.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-4.epmrms..png)
Можно приобрести и подержанный велосипед, но не выбирайте самый дешевый. И внимательно осмотрите покупку: нет ли на ней трещин, царапин, сколов. Проверьте исправную работу оборудования: прокатитесь, переключая скорости, испытайте тормоза.
Если есть возможность, возьмите в помощь человека, который разбирается в велосипедах. В крайнем случае прислушайтесь к советам ютуб-блогеров. Подробнее о том, как купить велосипед с рук, в Т—Ж уже писали.
Виды велосипедов
Велосипеды различаются по назначению: бывают модели для города, леса, бездорожья, шоссе. На каких-то удобно путешествовать, а есть велосипеды для трюков. Все они выглядят по-разному, хотя неопытным людям может быть сложно их различить.
Расскажу о велосипедах, которые встречаются чаще всего.
Городской, или ситибайк, — комфортный для города. На нем будет удобно людям, которые не умеют переключать скорости: он либо совсем без них, либо всего с тремя или семью. Если хочется картинку как из «Пинтереста», к ситибайку можно добавить корзинку, а в нее закинуть букетик полевых цветов и багет.
В среднем отечественные городские велосипеды типа Shulz, Bearbike, Stels стоят 13 000—35 000 ₽.
![Это старый немецкий городской велосипед, на котором ездит моя мама. Там всего три скорости. Трансмиссия надежной фирмы Shimano, которую производили еще в Японии, а не в Китае, как сейчас. Мы полностью перебрали и настроили этот велосипед, он отлично ездит и не скрипит](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-04.eexwon..jpg)
Горный, он же маунтинбайк — МТБ. Отлично подходит для поездок по лесу, горам, грязи и бездорожью. У маунтинбайков много подвидов для разных спортивных дисциплин, например для ол-маунтина, апхилла, даунхилла, фрирайда.
Стоимость приличного горного велосипеда — от 50 000 ₽.
![Амортизирующая вилка очень важна в горном велосипеде и стоит денег. Поэтому хороший новый горник не может быть дешевле 20 000 ₽. Источник: velostrana.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-5.jtfrhq..png)
![Двухподвес — это велосипед с амортизацией обоих колес. Хороший вариант точно будет стоить более 120 000 ₽. Источник: velostrana.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-6.mgcfdm..png)
Шоссейный велосипед предназначен для быстрой езды по ровному покрытию. Для катания по лесам и полям он не подходит: у шоссейника узкие колеса, которые плохо сцепляются с неровной поверхностью. Также у него часто узнаваемый руль-баран, он помогает принять правильную посадку для улучшения аэродинамики.
Шоссейник стоит от 40 000 ₽.
![Разброс цен на шоссейные велосипеды очень большой. Источник: pro-bike.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-7.lcbzhw..png)
Гравийный велосипед, или грэвел, подойдет, если вам нравится ездить по мягким проселочным дорогам и лесным тропинкам на довольно плоской местности. По сути это тот же шоссейный велосипед, но покрышки у него шире, так что без проблем можно кататься вне асфальта.
Цена — от 80 000 ₽.
![В некоторых магазинах поиск выдает одну и ту же модель и как шоссейный, и как гравийный велосипед. Но покрышки у гравийных должны быть шире. Источник: pro-bike.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-8.ssa7pl..png)
Фикс — велосипед без переключения скоростей с фиксированной передачей. Такие развивают большую скорость и хорошо подходят для треков. Поэтому их еще называют трековыми велосипедами. Сейчас они популярны и среди модников, потому что выглядят эффектно.
Цены стартуют от 18 000 ₽.
![Фикс — это тоже разновидность шоссейного велосипеда, у него тонкие колеса. Источник: myfixedgear.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-9.pjoqnw..png)
Циклокросс, он же велокросс, — велосипед с рамой неклассической формы. На таких обычно участвуют в соревнованиях по велокроссу. Они проходят в «грязный» период года по бездорожью с препятствиями: бродами, рвами, корнями деревьев и поваленными стволами.
Стоимость циклокроссов — от 45 000 ₽.
![Так выглядит циклокросс. На официальном сайте именно такой велосипед Merida не купить, но можно найти официальных дилеров. Источник: merida-bikes.com](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-10.p1iy5r..png)
Туринговые и гибридные варианты выбирают велопутешественники. Туринговый — велосипед с жесткой вилкой, а гибридный — обычно с амортизирующей, то есть это смесь горного и шоссейного видов.
У таких велосипедов есть специальные отверстия под крепления, так что на них можно установить багажники или закрепить велосумки для туристического снаряжения. Еще у них подходящая геометрия рамы для комфортной посадки и правильного распределения нагрузки.
Цены на туринговые и гибридные велосипеды — от 35 000 ₽.
![Гибридный велосипед с амортизирующей вилкой. Источник: velodrive.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-11.o9ues2..png)
![Туринговые велосипеды с жесткой вилкой. Источник: mountainpeaks.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-12.8vvfyi..png)
![У туринговых и гибридных велосипедов есть специальные крепления для установки багажников](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-05.gznr5x..jpg)
![По бокам — два горных велосипеда, посередине — туринг и циклокросс](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-06.22fovo..jpg)
Складной велосипед подойдет, когда нужно передвигаться на небольшие расстояния в городе или, например, спускаться в метро. Он складывается пополам, полностью разбирается или позволяет дополнительно складывать заднее колесо. Такой велосипед в собранном виде занимает в два-три раза меньше места, чем обычный.
Отечественные складные велосипеды вроде Shulz, Stern, Stels, Forward стоят от 15 000 ₽, иностранные, например Strida, Dahon, Brompton, — от 40 000 ₽.
![Dahon — американский бренд, который основали бывший специалист в области космических технологий Дэвид Хон и его брат Генри. У этого бренда широкий выбор надежных складных велосипедов. Источник: velostrana.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-13.forh7f..png)
![Так выглядит складной велосипед Stels в сложенном виде. Источник: youla.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-14.1lu3dh..png)
Каргобайк, или грузовой велосипед, — вариант для тех, кто хочет перевозить детей, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку. Он может быть двухколесным и трехколесным.
Каргобайк — довольно редкий экземпляр в России, хотя найти его можно. К примеру, Stels выпускает грузовые велосипеды — трициклы. Стоимость — от 27 500 ₽. Из западных производителей можно рассмотреть шведский трансформер Tricksy или мини-каргобайк Woom Now.
![У российской фирмы Stels в продаже есть трициклы. Источник: stelstour.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-15.izqgol..png)
Фэтбайк — велосипед с массивными колесами на широких покрышках. На фэтбайке удобно ездить по рыхлым поверхностям: снегу, грязи, песку.
Вы можете услышать и о других велосипедах, например дорожном. Но это не конкретный вид, а большая группа. В нее входят шоссейный, циклокросс, грэвел, фикс. Еще существуют электробайки — ими могут быть любые велосипеды. Я видела даже складные с электродвигателем. А есть трюковые велосипеды, например биэмиксы.
![У фэтбайка низкое давление в шинах — за счет этого он проезжает там, где остальные не могут. Колеса фэтбайка весят около 6 кг, поэтому он тяжелее остальных велосипедов. Источник: velodrive.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-16.r9d1jp..png)
По моему опыту, самые популярные велосипеды — горные. Однажды летним вечером я ради интереса решила посчитать, на каких моделях ездят жители Архангельска. Для наблюдения выбрала набережную и наблюдала 15 минут в будний день с 20:15 до 20:30. Вот какие результаты получились:
- Горный — 85.
- Ситибайк — 12.
- Складной — 6.
- Дорожный: шоссейный, гравийный, фикс — 4.
Какие велосипеды были у меня
В моем детстве у нашей семьи не было лишних денег, и велосипед мне не покупали. А в 2011 году я училась на третьем курсе университета и всерьез задумалась о приобретении. Тогда мне приходилось много ездить по городу, и меня раздражало каждое утро стоять в пробках в переполненном автобусе. Так я и решила пересесть с общественного транспорта на велосипед. Бонусом шли и другие плюсы: я могла знакомиться с велосипедистами, ездить на природу и поддерживать хорошую физическую форму.
Тогда я получала повышенную стипендию 3500 ₽ и социальную выплату — 3700 ₽. Еще я подрабатывала, а мама каждый месяц давала мне 2000 ₽. Итого выходило 10 000—13 000 ₽ в месяц. В 2011 году для студентки в Архангельске это были неплохие деньги, на них можно было вполне комфортно жить. За два месяца я накопила 10 000 ₽ и потратила их на мечту детства — свой первый велосипед. После него у меня было еще пять.
Сколько стоили мои велосипеды
Велосипед | Состояние | Когда купила | За сколько купила | За сколько продала |
---|---|---|---|---|
Горный Stark Chaser | Новый | 2011 год | 9400 ₽ | 7500 ₽ |
Горный GT Aggressor | Б/у | 2018 год | Подарили | 15 000 ₽ |
Горный GT Avalanche | Б/у | 2019 год | 15 500 ₽ | 20 000 ₽ |
Туристический Diamant | Б/у | 2019 год | 20 000 ₽ | 20 000 ₽ |
Городской Forward Indie Jam | Новый | 2019 год | 9000 ₽ | 8500 ₽ |
Туринг Corratec Allroad A2 | Новый | 2020 год | 60 000 ₽ | — |
Сколько стоили мои велосипеды
Горный Stark Chaser | |
Состояние | Новый |
Когда купила | 2011 год |
За сколько купила | 9400 ₽ |
За сколько продала | 7500 ₽ |
Горный GT Aggressor | |
Состояние | Б/у |
Когда купила | 2018 год |
За сколько купила | Подарили |
За сколько продала | 15 000 ₽ |
Горный GT Avalanche | |
Состояние | Б/у |
Когда купила | 2019 год |
За сколько купила | 15 500 ₽ |
За сколько продала | 20 000 ₽ |
Туристический Diamant | |
Состояние | Б/у |
Когда купила | 2019 год |
За сколько купила | 20 000 ₽ |
За сколько продала | 20 000 ₽ |
Городской Forward Indie Jam | |
Состояние | Новый |
Когда купила | 2019 год |
За сколько купила | 9000 ₽ |
За сколько продала | 8500 ₽ |
Туринг Corratec Allroad A2 | |
Состояние | Новый |
Когда купила | 2020 год |
За сколько купила | 60 000 ₽ |
За сколько продала | — |
Горный Stark Chaser
Когда я училась на третьем курсе, все вокруг ездили на горных велосипедах. Я подумала, что такой мне и нужен. Прежде чем пойти в магазин, почитала и спросила у знакомых, какого бренда должно быть оборудование, чтобы мне не продали барахло. Но это не очень помогло: я все равно ничего не понимала в технике. К тому же у всех велосипедов до 10 000 ₽ был обвес Shimano Tourney — это стартовая бюджетная трансмиссия для горных моделей.
Так в июне 2011 года я и купила отечественный велосипед Stark Chaser за 9400 ₽. Он был вполне обычный, весом около 15 кг, с трансмиссией Shimano Tourney и самой простой вилкой, которая плохо амортизировала. Но я узнала об этом, только когда сравнила его с другим велосипедом.
![Такой же велосипед я приобрела в 2011 году, только мой был без крыльев. Сейчас эту модель уже не купить: ее сняли с производства. Источник: velostrana.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-17.wilhw6..png)
К велосипеду я дополнительно купила крылья за 500 ₽ и замок за 100 ₽ — уложилась в бюджет с точностью до рубля. Крылья нужны, чтобы грязь не летела на ноги, спину и голову. К тому же грязь легко попадает на переключатели, а крылья этот поток сдерживают. С ними мой велосипед выглядел не так круто. Но я решила, что лучше крылья, чем грязь фонтаном.
Позже я докупила еще маленький насос для подкачки колес и велосипедный мультитул — набор ключей на случай, если нужно что-то открутить или прикрутить. Благодаря мультитулу я смонтировала багажник, держатель для бутылочки и устраняла небольшие поломки в дороге. Уже не помню, во сколько он мне обошелся, но сейчас похожий стоит около 500 ₽.
![Ручной насос удобно возить с собой. Крепления для него идут в комплекте или продаются отдельно, они стоят в пределах 400 ₽. Здесь они на раме. На фото не мой велосипед](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-07.cgh2ij..jpg)
![Насосы бывают ручные и напольные. Ручной легко возить с собой. На более дорогих моделях есть шкала манометра, она помогает правильно определить давление в колесах и закачать нужное количество воздуха. Источник: ozon.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-18.svyktx..png)
![Мультитул может стоить как 250 ₽, так и 3000 ₽. Не обязательно брать самый дорогой, средний по цене тоже вполне подойдет. Источник: ozon.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-19.4ribqw..png)
Этот велосипед Stark был, как я сейчас его называю, макетом. Внешне он выглядел как горный, но для характеристик ему не хватало облегченной рамы, амортизирующей вилки и хорошей трансмиссии. Я хранила его в квартире и с трудом затаскивала на восьмой этаж, особенно когда лифт не работал. Однако на этом велосипеде я счастливо проездила семь лет без крупных поломок и проблем.
В итоге я продала его в 2019 году через объявление в соцсетях за 7500 ₽. К тому моменту у меня было еще два велосипеда.
Горный GT Aggressor
Горный GT Aggressor мне подарили летом 2018 года. Это модель с более качественной трансмиссией — Shimano Alivio. Вес — около 13 кг, диаметр колес — 26 дюймов. Велосипед был б/у, но у предыдущего владельца долго находился в гараже, поэтому выглядел как новенький. Я не знаю, сколько он стоил. По словам велосипедистов, такие продавали примерно за 23 000 ₽.
По сравнению с предыдущим велосипед оказался легким и быстрым — я будто пересела с Приоры на Мустанг. Поднимать его домой было легче. Вилка амортизировала хорошо, скорости переключались быстрее. С этим велосипедом у меня связаны только приятные воспоминания. Я продала его весной 2019 года за 15 000 ₽. Сейчас новый со скидкой стоит более 40 000 ₽.
![На этом велосипеде GT Aggressor я путешествовала по городу и пересеченной местности. Он выполнял те же функции, что и прежний, но на более дальних расстояниях](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-08.phschd..jpg)
![Сейчас GT Aggressor поменял дизайн и комплектацию. Этот велосипед переключается быстрее и легче, чем предшественник. Источник: trial-sport.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-20.xm7an3..png)
Горный GT Avalanche
Весной 2019 года мне предложили велосипед того же бренда, что и предыдущий, но на более продвинутом оборудовании Shimano Deore — оно дороже и надежнее. Диаметр колес был такой же, 26 дюймов, а вес чуть больше, но это особо не сказывалось на езде.
Этот велосипед я тоже покупала с рук за 15 500 ₽, но его сложно было назвать бывшим в употреблении. Мне его привезли с чеком: покупали в 2009 году за 8000 ₽, но не катались, и за десять лет он подорожал в два раза. Все это время он стоял в гараже, в хороших условиях, поэтому не было никакой коррозии и повреждений. Даже вилка была «нехоженая». Я это поняла, потому что обычно при работе амортизационной вилки остается линия: краска немного стирается. На этом велосипеде такой не было.
- 15 500 ₽
- я заплатила за свой GT Avalanche в 2019 году
На GT Avalanche стояли грязевые покрышки — они хорошо подходят для осени и начала весны с грязью, лужами, мокрым снегом. Но для сухой погоды и поездок по асфальту такие не годились: из-за протектора накат меньше, а покрышки при такой езде стираются. Пришлось их менять.
Я купила полуслики фирмы Mitas по цене 1700 ₽ за пару. Их протектор был не агрессивный, без грунтозацепов. По асфальту велосипед катился как по маслу, но зато «танцевал» в песке и глине. А бывают еще слики — абсолютно гладкие покрышки для катания по асфальту. А также зимние покрышки с шипами.
Чуть позже у меня появился более легкий городской велосипед — о нем расскажу дальше. Места дома не хватало, потому что у моего будущего мужа тоже было два велосипеда — в сумме четыре на небольшую квартиру. В итоге на горном GT Avalanche я откатала всю весну и лето 2019 года, а осенью продала его за 20 000 ₽ и даже осталась в небольшом плюсе.
![Мой GT Avalanche с грязевыми покрышками](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-09.bsqk4y..jpg)
![Он же велосипед на покрышках-полусликах](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-10.7fmbld..jpg)
![Так полуслики выглядят вблизи. Эти покрышки Continental Ridetour я заказывала в 2020 году из Германии уже для нового велосипеда. Каждая обошлась мне в 6,5 €](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-11.xbc7ki..jpg)
![Сейчас подобный новый велосипед GT Avalanche со скидкой стоит более 54 000 ₽. Источник: trial-sport.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-21.gnv021..png)
Туристический Diamant
Diamant был не мой, но я периодически брала его у мужа, чтобы прокатиться. Эта фирма производит велосипеды класса люкс. Средняя цена на такие — около 1300 € (80 381 ₽). В Россию они попадают случайно через тех, кто покупает их в Европе.
Вот и мой муж в 2019 году взял Diamant с рук за 20 000 ₽. Бывший владелец привез его из-за границы, но, видимо, ему что-то не понравилось или не было времени кататься, поэтому велосипед оказался не у дел.
Мне понравились жесткая вилка и большие 28-дюймовые колеса. Оборудование стояло немецкое, передняя звезда одна. На велосипеде были крепления для багажников и широкий руль — все говорило о том, что это крепкий и надежный товарищ, если захочется обвесить его баулами и багажниками для путешествий.
Еще это был первый велосипед, который удивил меня расположением фонарей. Светодиоды были встроены в руль и подседельный штырь, а подпитывались от аккумуляторов, которые спрятали внутри рулевой трубы. Если светодиоды разряжались, нужно было достать аккумулятор, зарядить — и снова в путь. По-моему, гениально и просто.
Но мой муж, как и я, в тот момент искал универсальный велосипед для туризма, поездок по городу и соревнований. Поэтому продал туристический Diamant вместе с другим велосипедом — горным Rock Machine. Не помню точно, сколько он выручил за каждый, но в сумме получилось около 60 000 ₽. Велосипед Diamant был классным, но тогда я не понимала его ценности и уникальности. Сегодня я бы не позволила его продать.
![Я рассекаю на туристическом Diamant своего мужа. Я советую не стесняться и просить у знакомых прокатиться на их велосипедах. Возможно, какой-то вам понравится по посадке и управлению](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-12.zy7fel..jpg)
Ситибайк Forward Indie Jam
Ситибайк Forward Indie Jam я купила летом 2019 года как второй велосипед. Он был городской, весом всего 9 кг, с колесами 28 дюймов и жесткой вилкой. Моя модель была 2017 года и стоила 9000 ₽ на распродаже в магазине товаров для туризма и спорта. Сейчас такую уже не выпускают, ее можно найти разве что б/у.
После покупки этого велосипеда я окончательно поняла, насколько тяжело и неудобно ездить на горном в городе. Меня не устраивала его геометрия: хотелось посадку полегче, чтобы выпрямить спину, расслабиться. А если использовать багажник и велосумку, его вес увеличивается, ехать тяжелее.
Но в 2019 году я начала активно путешествовать по Архангельской области. Мне понадобились дополнительные багажники и велосумки для туристического снаряжения. Я стала задумываться о новом велосипеде и зимой присматривалась к разным вариантам. А в марте 2020 года началась пандемия коронавируса — я поняла, что отпуск в ближайшем году светит только на даче. Тогда я продала ситибайк Forward за 8500 ₽, добавила денег и купила новый хороший туринг.
![Я редко переключаю передние звезды, а на этом городском велосипеде спереди была только одна звезда. Для меня это удобно: на руле всего две тормозные ручки и один переключатель. Меньше ручек — не в чем путаться](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-13.klo29b..jpg)
Туринг Corratec Allroad A2
Туринг — велосипед с большим количеством креплений под велосумки и багажники. Мне кажется, это мечта каждого велопутешественника. В интернет-магазинах ничего подходящего я не нашла, к тому же боялась покупать велосипед без примерки, только по картинкам.
В итоге я пошла в «Триал-спорт» и выбрала из наличия велосипед немецкого бренда Corratec Allroad в комплектации Shimano Claris — это стартовая трансмиссия шоссейных велосипедов. Модель оказалась прошлогодней, поэтому ее продавали со скидкой — за 60 000 ₽ вместо 84 000 ₽.
Около месяца я привыкала к велосипеду, особенностям его переключения, настройкам посадки. Он был как новая пара обуви: надо было привыкать к нему и разнашивать — точнее, разъезжать. Время от времени я регулировала высоту и наклон седла.
Этот велосипед у меня до сих пор.
![Март 2020 года — я купила туринговый велосипед и радуюсь этому. Выбрала модель весом 11 кг и с рулем-бараном. Поначалу он немного смущал, ведь это смена посадки. Но теперь такой руль спасает мою спину из-за того, что вся нагрузка распределяется на руки](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-14.cfba79..jpg)
![Сейчас похожий велосипед тоже можно купить со скидкой — за 63 735 ₽. Источник: trial-sport.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-22.f2sqjj..png)
Как ухаживать за велосипедом
При правильном уходе даже старенький дедушкин велосипед может выглядеть достойно. Сегодня на улицах города я замечаю много людей на таких винтажных моделях. Часто на них меняют колеса, перекрашивают раму, полируют детали. Иногда даже ставят более современные механизмы: все-таки велосипед не может ездить как новый на старых компонентах. Но ждать чудес от них не стоит: некоторые современные запчасти им не подходят.
Чтобы велосипед служил дольше, просто не забывайте о сезонной гигиене. Расскажу о правилах ухода, которые я выделяю для себя.
![Это мой старый деревенский «Спутник», произведенный в 1970-х годах на Харьковском велосипедном заводе — ХВЗ. Велосипед перекрасили, поставили новые колеса, перебрали и заменили некоторые компоненты. Тормоза и система остались прежними. Но велосипед поскрипывает, и это уже не устранить, потому что на него подходят запчасти только от таких же стареньких ХВЗ](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-15.u58nui..jpg)
Держать в чистоте. Велосипед можно мыть на автомойках или самостоятельно. Понадобятся только губка, щетка, средство для мытья посуды или автошампунь. А вот мыть автомобильной мойкой высокого давления вроде «Керхера» я не рекомендую, иначе под сильным напором мелкая грязь и вода забьются внутрь механизмов.
Желательно после каждой поездки протирать велосипед от пыли и грязи. Особенно важно держать чистой цепь: со временем налипшая грязь образует абразив, который стирает цепь и звезды.
Хранить правильно. Велосипед нужно держать не на улице, а в крытом помещении: на балконе, в гараже, специальном боксе или дома. Убедитесь, что там нормальная влажность воздуха, а на велосипед не попадает влага от дождя, снега или конденсата.
![Хороший пример того, как влажность действует на велосипед: он простоял в сарае на голом грунте зиму и весну. Ржавчина поела компоненты не только снаружи, но и внутри](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-16.imcpd6..jpg)
![Мой GT Avalanche на зимовке в квартире. Крючок, четыре уголка и крепления из магазина крепежа — я потратила не более 300 ₽](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-17.z6nqj7..jpg)
![На маркетплейсах продают готовые кронштейны. Источник: ozon.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-23.ook4ol..png)
Смазывать цепь нужно специальной смазкой, как только она зашелестит или застрекочет от сухости. Если заскрипит — это уже крик о помощи.
Смазки бывают для сухой и влажной погоды. Для постоянной езды советую первую: ее проще нанести и отмыть. Смазка для сырой погоды более жирная, к ней налипает больше грязи. Недавно я услышала от клиента велосервиса, что он смазывает цепь WD-40 — в народе ее называют вэдэшкой. Это неправильно: она убирает смазку.
Также для ухода за велосипедами используют литиевые смазки, или литолы, — густые и мазеобразные. Но они предназначены для внутренних работ — там, где жидкая смазка быстро вытекает. Такими цепь лучше не обрабатывать, состав должен быть жидким.
Рекомендую покупать смазку не в баллончике, а в тубе или бутылочке, потому что баллончиком надо работать аккуратно, чтобы случайно не сбрызнуть тормоза и обод. И смазывать нужно правильно. Я прокапываю смазкой только цепь и прощелкиваю переключателем всеми скоростями. Так смазка с цепи попадает на каждую звездочку, а излишки я стираю тряпкой.
Есть люди, которые поливают смазкой и тормоза, и звезды, и цепь, а затем удивляются, почему тормоза не работают, а на велосипед налипла грязь и пыль. Так делать не стоит: тормоза и звезды должны оставаться необработанными.
![Это я чищу трансмиссию](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-18.zcsyfw..jpg)
![Неплохая цепная смазка для сухой погоды, она подойдет для постоянной езды. Источник: sportmaster.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-24.w7dpex..png)
Обслуживать у специалистов. Велосипед нужно отдавать в сервис на переборку раз в два-три года: его полностью разберут, почистят все детали, смажут что нужно и заново соберут. В Архангельске такая услуга стоит около 3000 ₽. В Москве — от 2500 до 7000 ₽, в зависимости от модели велосипеда. Главное — не тяните с обслуживанием до весны или лета, когда у мастеров много работы и нужно ждать очереди. Лучше отдавать велосипед на ТО в конце сезона или ранней весной.
Но если есть проблемы с работой механизмов, советую обращаться к мастерам сразу. Не нужно ждать, когда скрип превратится в хруст и велосипед просто перестанет нормально ездить.
Велосервисов сейчас много, но найти хороший бывает сложно. При выборе обязательно почитайте отзывы в интернете, попросите рекомендаций у знакомых. Некоторые спортивные магазины, например «Спортмастер» и «Триал-спорт», тоже предлагают услуги веломастерских.
Проверенный веломастер как хороший доктор. Например, перед продажей моего первого велосипеда в 2019 году оказалось, что вилка не амортизировала из-за попавшей туда влаги. Умелый мастер привел ее в рабочее состояние, хотя она была простая и дешевая. Плюс полностью перебрал весь велосипед, и он стал как новый. За все я заплатила 2600 ₽.
Если веломастер предлагает поменять сломавшуюся деталь, соглашайтесь. Не пытайтесь выжать максимум из старых запчастей. Будьте аккуратны только с б/у запчастями: они могут оказаться сильно изношенными и прослужат недолго.
Хорошие велосервисы дают сезонную гарантию на ремонт: если сломается та же деталь, проблему устранят бесплатно. Поэтому не выбрасывайте чеки и квитанции из веломастерских.
Менять цепь. В мультискоростной трансмиссии более тонкая цепь и звездочки. При езде на одной и той же скорости цепь растягивается, изнашивает звезды и появляются «проскоки»: ездок давит на педаль, а цепь не фиксируется и проскакивает. В будущем это грозит тем, что придется менять кассету, цепь и, возможно, передние звезды. Также растянутая цепь слетает и иногда рвется. Поэтому важно переключать передачи, а не ездить на любимой скорости.
Чтобы трансмиссия изнашивалась медленнее, цепь нужно периодически менять. Сейчас у меня в наборе две, которые я чередую. 500 км проезжаю на одной, следующие 500 км — на другой. И так по кругу.
![Понять, что пора менять цепь, можно с помощью такого инструмента — измерителя износа](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-19.qcoxl2..jpg)
![Научиться им пользоваться легко. Просто приставьте измеритель к цепи: если его зубчики провалились в цепь, как на фото, значит, ее пора менять](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-20.iqjkqv..jpg)
![Такой измеритель можно купить в веломагазинах или на маркетплейсах, цена — от 250 ₽. Источник: ozon.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-25.9nzfqh..png)
Следить за лакокрасочным покрытием. Чтобы тросы не стирали краску, можно надеть на них резиновые трубочки или наклеить на велосипед прозрачную пленку. Такие трубочки на маркетплейсах стоят до 100 ₽.
Если на велосипеде появилась царапина и вас это смущает, купите в автомагазине краску в маленьком тюбике. Я взяла такую за 350 ₽. Цветов было много, а продавец помог выбрать правильный оттенок.
![Чтобы тросики не стирали краску, я повесила на них трубочки с «Алиэкспресса», а на сам велосипед местами наклеила прозрачную пленку](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-21.rexsd3..jpg)
![Такая защита стоит до 100 ₽. Источник: aliexpress.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-26.rpbp0l..png)
![Автомобильная краска подойдет и для велосипедов. Источник: ozon.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-27.90lw4g..png)
Что купить для велосипеда
Я не представляю поездок без велосумок, аксессуаров для безопасности и велосипедного замка.
Велосумки. Я много путешествовала на велосипеде и возила туристическое снаряжение. К своему турингу я заказала на «Алиэкспрессе» три сумки фирмы Rockbros разных размеров: большую нарульную на 7 л, узкую подрамную и среднюю подседельную. С этого момента я стала не просто велосипедистом, а так называемым байкпакером — человеком, который все вещи упаковывает по велосумкам. В 2020 году за свой набор я отдала 6500 ₽. Сейчас подобные стоят на 10—40% дороже.
Велосумки нужны не только велопутешественникам. Даже для обычных поездок по городу может понадобиться небольшая сумочка под раму, чтобы положить телефон, ключи и прочую мелочевку.
![С велосумками мне не нужно носить рюкзак, и спина отдыхает](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-22.pk1jck..jpg)
![Небольшая подрамная велосумка пригодится не только путешественникам. Недорогой вариант обойдется в 500 ₽. Источник: ozon.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-28.llxnmm..png)
Аксессуары для безопасности. В идеале для безопасности нужны несколько вещей:
- катафоты — красные, оранжевые или белые светоотражатели;
- фонари;
- световозвращающие стикеры и брелоки;
- зеркала заднего вида;
- звоночек.
У меня есть все, кроме зеркал. Некоторые из этих аксессуаров идут в комплекте с велосипедом. Остальное можно купить на маркетплейсах — выбор большой, разброс цен тоже разный.
Также можно установить динамо-фонарь на колесо: он производит электричество при движении велосипеда. У меня такой был на стареньком Batavus Champion. Кроме того, «динамка» стрекочет, поэтому пешеходы слышат, что вы приближаетесь. Подобные фонари могут служить еще и источником зарядки для телефона — на маркетплейсах продают такие динамо-пауэрбанки.
Я не помню, сколько потратила на все аксессуары. Но я поняла, что при выборе не обязательно смотреть на бренд. Лучше просто читать отзывы или слушать своего веломастера. Например, на первом велосипеде у меня был фонарик хорошего бренда BBB. Такие сейчас стоят от 1000 ₽. Спустя десять лет у него лопнуло резиновое крепление. Тогда я купила два фонаря из «Фикс-прайса» по 150 ₽. Они хорошо светят и заряжаются от USB. Особой разницы я не заметила.
![Фонари обязательны как передние, так и задние — это вопрос безопасности](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-23.o3j7mr..jpg)
![Динамо-фонарь на винтажном велосипеде Batavus Champion. Принцип работы простой: не едешь — фонарь не светит](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-24.rtycvh..jpg)
![На колеса турингового велосипеда я установила световозвращатели с «Алиэкспресса» — так они выглядят в темное время суток при свете фонарика. На набор я потратила около 250 ₽](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-25.ahykmo..jpg)
![Похожий фонарь фирмы BBB служил мне десять лет. Как и у большинства других, у него несколько режимов, включая мерцание. Источник: ozon.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-29.vecpd4..png)
![Можно найти неплохие динамо-фонари до 1000 ₽. Источник: aliexpress.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-30.eiw33i..png)
Велозамок нужен для временного хранения велосипеда, например на велопарковке или во дворе. В идеале оставляйте его под видеокамерами. И не пристегивайте только за переднее колесо: лучше прихватите и колесо, и раму, если позволяет длина.
Рекомендую брать замок с наименьшим количеством пластика. Однажды пластик на моем замке сломался — пришлось резать трос болторезом. Удивительно, что никто из прохожих даже не поинтересовался, свой ли велосипед я освобождаю. Теперь я выбираю тросы и цепи с металлическим замком.
Можно использовать два замка: один — блокирующий U-lock — в форме буквы U, его невозможно снять болторезом. Второй — на тросе или с цепью для большей защиты. Стоимость хорошего велозамка — от 800 ₽.
Постоянно хранить велосипед в подъезде опасно: его могут угнать, сломать или банально проткнуть колесо. К тому же он может мешать кому-то из соседей или коммунальным службам. Оставлять ненадолго можно, но дорогие навесные фонари и бутылочки лучше забирать. Я даже видела, что некоторые велосипедисты снимают седла и уносят с собой.
![Замок U-lock. Источник: trial-sport.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-31.csloot..png)
![Цепь этого замка — в тканевом рукаве. Он защищает велосипед от царапин. Источник: velodrive.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-32.9d2wd2..png)
Контактные педали и контактная обувь
Для езды не обязательно покупать специальные велотуфли. Можно кататься в удобных кроссовках или ботинках. Но во время поездок легко испачкать обувь, стереть подошву, поцарапать кожу. Поэтому лучше не использовать то, что жалко испортить. Я обычно надеваю кроссовки и кеды для скейтеров вроде Vans, DC Shoes, потому что у них прочная подошва. В холодное время езжу в обычных ботинках.
![Три года я откатала в кедах Vans Old Skool, в этом сезоне купила новые DC Shoes](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-26.aq2biv..jpg)
А для туристических вылазок я решила поменять педали на велосипеде и купить к ним специальные туфли. У велоблогеров я услышала о контактных педалях, которые используют не только в шоссейных гонках, но и при обычной езде. На контактные педали не надо давить: ноги становятся одним целым с велосипедом — если вы с одной стороны поднимаете педаль, с другой она идет вниз. Как результат — вы затрачиваете меньше усилий. Помощь контактов особенно ощущается на больших расстояниях и при подъемах в гору.
Для меня удобнее двусторонние контактные педали: с одной стороны у них крепления для соответствующей контактной обуви, а на обороте обычные педали, которые велосипедисты зовут топталками, — видимо, потому, что мы их топчем. Бывают педали, где крепления с обеих сторон.
Мне повезло: когда я задумалась о покупке контактных педалей, в велосообществе нашего города один человек продавал Shimano Deore XT. Про себя я подумала, что многие девушки мечтают о «Диоре», а я — о «Деоре». В итоге я купила эти педали за 600 ₽. Новые такие сейчас стоят более 17 000 ₽.
- 600 ₽
- я заплатила за контактные педали
Поэтому я советую вступить в группы велосипедистов вашего города в соцсетях. Там часто можно купить что-нибудь с хорошей скидкой.
![Мои педали Shimano Deore XT. На одной стороне — контакты для специальной обуви на шипах](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-27.jsxknj..jpg)
![На второй стороне — стандартная поверхность обычной педали](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-28.5slfgs..jpg)
![Подобные новые педали Shimano стоят более 17 000 ₽. Так что мне очень повезло найти такие подержанные почти в 30 раз дешевле. Источник: pro-bike.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-33.xu0br2..png)
У обуви, которая нужна для контактных педалей, есть крепления. Крепления и педали должны быть одной фирмы. Например, крепления Shimano не подойдут на педали Crankbrothers. Это примерно как пытаться заряжать Айфон зарядником от Самсунга.
Шипы-крепления Shimano я покупала с рук отдельно от обуви у запасливого велосипедиста. Заплатила не более 1000 ₽. А вот контактную обувь купила Northwave. Ее продавали со скидкой в «Триал-спорте» примерно за 4000 ₽. Ношу обувь уже два года, ничего не порвалось и не протерлось. Единственный недостаток — в ней становится холодно при осенних температурах из-за неподвижности ступни и металлических креплений.
![Новые шипы Shimano в интернет-магазине стоят 1350 ₽, но я купила б/у подешевле. Источник: pro-bike.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-34.by9hzs..png)
![С виду контактные кроссовки ничем не отличаются от обычных, пока не перевернешь подошву](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-29.habywk..jpg)
![На подошву устанавливаются шипы, которые должны подходить к педалям. Поскольку у меня педали Shimano, я искала крепления этого же бренда](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-30.iqrj6g..jpg)
Мне нравится ездить в контактной обуви. Когда нужно долго крутить, она помогает снять нагрузку с ног. Но есть один нюанс: к ним приходится привыкать и не забывать выстегиваться при торможении. Поначалу я несколько раз падала, потому что забывала, что ноги зафиксированы.
Еще учтите, что велообувь скользит. К примеру, в моих контактных кроссовках сложно ходить по наклонной деревянной или металлической плоскости. Будьте внимательны, когда передвигаетесь в велообуви даже по асфальту.
Вместо контактных педалей и обуви можно использовать туклипсы. Это крепления, которые фиксируют ногу на педали. Они не требуют обуви с креплениями и довольно просто снимаются. Туклипсы часто используют для езды на велосипедах-фиксах.
![Туклипсы дешевле, чем контактные педали и обувь. Источник: myfixedgear.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-35.qkhoiu..png)
Одежда и аксессуары для меня
У меня есть шлем, светоотражающая одежда и вещи для катания днем. Рассказываю, зачем они нужны.
Шлем, по моим наблюдениям, велосипедисты надевают редко. Я тоже раньше его не носила, но мой туринг оказался очень быстрым и маневренным. Я решила купить шлем, чтобы не рисковать. Он может защитить при падениях, ударах и делает меня заметнее на дороге. Существуют даже велошлемы с подсветкой. Более того — экипированного велосипедиста водители стараются объезжать, потому что для них он уже выглядит как полноценный участник движения.
За шлемом я пошла в «Триал-спорт» — там оказалось около 30 разных моделей. Я сразу отмела самые дорогие — стоимостью более 10 000 ₽. В итоге перемерила около десяти шлемов и остановилась на итальянском бренде Briko. Меня устроила посадка на голове: шлем не жмет, не трет и не съезжает. Также понравились дизайн и цена — 4000 ₽.
- 4000 ₽
- стоил мой велошлем Briko
![В несезон шлемы, как и другие товары для велосипедистов, продают с хорошими скидками — можно подобрать надежный до 8500 ₽. Источник: trial-sport.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-36.28k23u..png)
![Для своей безопасности я выбрала шлем ярких цветов. Но прежде чем выезжать на дорогу, советую почитать ПДД для велосипедов, иначе экипировка может не спасти](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-31.fkwl2l..jpg)
![Для большей заметности я наклеила световозвращающие наклейки на шлем и велосипед. Их можно купить в туристических магазинах или заказать на маркетплейсах](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-32.w3yire..jpg)
Штаны и куртку из светоотражающей ткани я купила для езды в темноте. Штаны брала в «Бершке» за 2000 ₽, а ветровку заказала на «Алиэкспрессе» за 500 ₽.
У костюма есть один минус — ткань не дышит, и он работает как пакет поверх одежды. Поэтому ездить в нем можно только в холодную погоду и не очень интенсивно. Также штаны быстро протираются в местах сгиба. Сейчас я бы не стала тратить деньги на этот костюм. Как альтернативу советую купить одежду с элементами светоотражающей ткани, но не полностью из нее.
![Костюм хорошо виден в темноте, но ездить в таком некомфортно — в общем, не советую](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-33.n59w26..jpg)
Повседневная одежда для поездок. В мире велосипедистов есть свои «Шанель» и «Армани»: Fox, Yoko, Quiksilver, Roxy, Shimano, Tempesta, Fizik. С появлением турингового велосипеда я попалась на эту удочку: стала выбирать спортивную одежду таких брендов. Она более качественная, технологичная, с защитой от грязи, воды и ветра. Полный комплект одежды обошелся мне в 42 100 ₽. Я предполагала, что эти вещи будут служить несколько лет. Но не все оказалось долговечным.
Ветровка с флисовой подкладкой Napapijri стоила 14 000 ₽. Она сохраняет тепло, защищает от ветра, не промокает. Из неудобства назову один большой карман, который топорщится, если в него положить телефон, ключи, перчатки.
- 42 100 ₽
- я потратила на повседневную одежду и аксессуары для езды на велосипеде
Брюки с защитой от грязи Fox обошлись в 5800 ₽. Грязь легко отлетает, брюки прекрасно дышат и отводят влагу, зауженные штанины не попадают в цепь.
![Ветровка-анорак Napapijri обошлась мне в 14 000 ₽, но полностью стоила своих денег: в ней тепло и сухо](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-34.pqbbq2..jpg)
За термобелье я отдала 4000 ₽. Выручает осенью, зимой и ранней весной. Но после поездок с палаткой я поняла, что на лето не помешают термоноски. Посматриваю на длинные термоноски до колена в сети магазинов Boardriders — они стоят около 2000 ₽.
Шорты Fox Ranger с отделяемым «велопамперсом» стоили 3200 ₽. У них внутри специальная мягкая подкладка, которая служит амортизатором при трении и прыжках, а также отводит пот. Большой плюс — «памперс» снимается, и шорты можно носить отдельно. Они быстро сохнут, дышат, плотно прилегают. Я покупала свои велошорты в «Триал-спорте» со скидкой, обычно такие стоят дороже.
Джерси обошлись мне в 9000 ₽ за две штуки. Это специальные велорубашки из дышащей ткани с коротким или длинным рукавом. Удобные, хорошо проветриваются и быстро отводят пот. В одном из моих джерси сзади есть карманы для мелочей.
![Внутренний «памперс» у велошорт берет на себя часть вибраций при поездках на дальние расстояния или на жестких дорогах](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-35.v3qsic..jpg)
![Со стороны велошорты выглядят как обычные велосипедки](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-36.sj6ksq..jpg)
![Велоджерси Fox мне нравится тем, что быстро сохнет](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-37.mnmg1l..jpg)
![Моя первая поездка на 100 км. Из амуниции — велошорты, джерси, шлем и кеды](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-38.4p1bsy..jpg)
Важный момент: велосипедная одежда требует деликатной стирки специальными неагрессивными средствами. Внимательно изучайте требования по уходу на ярлыках.
Я использую капсулы или гели — их часто можно увидеть в магазинах типа «Спортмастера» у кассы.
![Для стирки спортивной одежды я пользуюсь подобными средствами. Они хорошо очищают, но для объема 260 мл это дорого. Источник: sportmaster.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-37.xwmfc0..png)
Аксессуары я брала таких же известных брендов, как и одежду. Очки со сменными линзами Giro стоили 1800 ₽. Они защищают от всех видов осадков, пыли, насекомых.
Флисовый бафф обошелся в 800 ₽. Он защищает лицо от холода и ветра, а отверстие для носа позволяет дышать не через ткань.
За перчатки Fox Dirtpaw я отдала 3500 ₽. К сожалению, они не оправдали своей цены. Перчатки хорошо держат хват, не скользят, в них можно пользоваться смартфоном не снимая. Но сетчатый материал на пальцах уже через три месяца порвался и покрылся катышками. Учитывая, что они больше предназначены для маунтинбайкеров, возникает вопрос, а сколько перчатки служат у них.
![Очки Giro плотно прилегают к лицу и хорошо защищают глаза от непогоды и насекомых. Еще одно отличное свойство спортивных очков — пластиковая оправа хорошо гнется](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-39.zm8urs..jpg)
![Перчатки Fox Dirtpaw приходится зашивать каждые четыре месяца. Одновременно мы купили перчатки Fox Ranger для мужа — с ними почти ничего не случилось: там однородная и более плотная ткань](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-40.unein3..jpg)
На одежду, обувь и аксессуары я потратила 54 200 ₽
Ветровка Napapijri | 14 000 ₽ |
2 джерси | 9000 ₽ |
Брюки Fox | 5800 ₽ |
Шлем | 4000 ₽ |
Контактная обувь Northwave | 4000 ₽ |
Термобелье | 4000 ₽ |
Перчатки Fox Dirtpaw | 3500 ₽ |
Шорты Fox Ranger | 3200 ₽ |
Костюм из светоотражающей ткани | 2500 ₽ |
Очки со сменными линзами Giro | 1800 ₽ |
Шипы-крепления для контактных педалей Shimano, б/у | 1000 ₽ |
Флисовый бафф | 800 ₽ |
Контактные педали Shimano Deore XT, б/у | 600 ₽ |
На одежду, обувь и аксессуары я потратила 54 200 ₽
Ветровка Napapijri | 14 000 ₽ |
2 джерси | 9000 ₽ |
Брюки Fox | 5800 ₽ |
Шлем | 4000 ₽ |
Контактная обувь Northwave | 4000 ₽ |
Термобелье | 4000 ₽ |
Перчатки Fox Dirtpaw | 3500 ₽ |
Шорты Fox Ranger | 3200 ₽ |
Костюм из светоотражающей ткани | 2500 ₽ |
Очки со сменными линзами Giro | 1800 ₽ |
Шипы-крепления для контактных педалей Shimano, б/у | 1000 ₽ |
Флисовый бафф | 800 ₽ |
Контактные педали Shimano Deore XT, б/у | 600 ₽ |
Что в итоге
В езде на велосипеде я вижу много плюсов: я не трачу деньги на общественный транспорт или бензин, не стою в пробках в часы пик и не врежу окружающей среде. Благодаря физическим нагрузкам я всегда в хорошей форме, к тому же тренировки укрепляют характер и силу воли, а настроение после них улучшается. Во время велопутешествий я общаюсь с единомышленниками и встречаюсь с новыми людьми. К слову, со своим мужем я именно так и познакомилась. Плюс некоторые мои родственники и друзья тоже стали велосипедистами, и теперь мы видимся чаще.
Но у велосипедистов бывают и трудности. Например, у нас в городе и стране для них плохая инфраструктура. И мы часто сталкиваемся с грубостью и нарушениями со стороны автомобилистов. Из-за этого всегда есть риск получить травму и заработать проблемы со здоровьем.
Велосипедисты не носят одежду, которая может попасть в цепь или колесо. А мне иногда хочется нарядиться: надеть платье, длинную юбку, каблуки. Но приходится натягивать джерси и шорты с «памперсом».
Что касается финансов, то велосипедный спорт — недешевое хобби: сами велосипеды дорогие, да и одежда стоит немало. При этом для велосипедистов всегда есть способы сэкономить. Самый очевидный — покупать велосипед, детали к нему и экипировку в несезон: в конце лета, осенью и зимой. В это время их продают с хорошей скидкой. Некоторые магазины представляют новые модели каждый сезон, а значит, прошлогодние коллекции уходят по приятной цене.
Также не бойтесь покупать б/у велосипеды и аксессуары: среди них встречаются достойные экземпляры. А иногда можно заработать на продаже — мне удавалось сбыть велосипеды дороже, чем я их покупала.
![Одна и та же модель разных годов выпуска может стоить по-разному. Например, велосипед Author Classic 2022 года стоит 50 290 ₽. Источник: velodrive.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-38.nddw8n..png)
![Такая же модель 2018 года стоит менее 30 000 ₽. Правда, найти ее в наличии в магазинах сложно. Источник: velodrive.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/choose-bike-screen-39.gixy57..png)
Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Тинькофф Журнала. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.