Сколько стоит заниматься шоссейным велоспортом

77
Сколько стоит заниматься шоссейным велоспортом
Аватар автора

Настя Попинако

занимается велоспортом

Шоссейный велоспорт — это гонки по дорогам с твердым покрытием на шоссейных велосипедах.

Я заинтересовалась им весной 2020 года. В то время из-за пандемии повсюду вводили ограничения. Чтобы не сидеть в четырех стенах в московской квартире, я уехала к родителям в загородный дом в Подмосковье. Работала с ноутбуком, сидя в саду, а по выходным подолгу каталась по окрестностям на своем старом горном велосипеде.

Во время таких выездов я постоянно встречала группу из трех-четырех велосипедистов: все были в сногсшибательной велоформе и на невероятно красивых шоссейных велосипедах. Меня это так восхитило, что я захотела стать частью этого комьюнити.

При помощи знакомых спортсменов и интернета я за полтора месяца изучила велосипеды, разобралась в экипировке, а потом нашла группу и тренера. Так шоссейный велоспорт стал частью моей жизни.

Расскажу, сколько я трачу на свое увлечение и что оно мне приносит.

Рассылка для всех, кто любит спорт
Истории о спорте во всех проявлениях — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

За 2,5 года я потратила на шоссейный велоспорт 674 865 ₽

Второй велосипед208 000 ₽
Тренировки на велотреке146 400 ₽
Тренировки в команде126 276 ₽
Первый велосипед и комплектующие90 500 ₽
Экипировка74 619 ₽
Аксессуары и мелочи13 570 ₽
ТО велосипедов12 500 ₽
Участие в соревнованиях3000 ₽

За 2,5 года я потратила на шоссейный велоспорт 674 865 ₽

Второй велосипед208 000 ₽
Тренировки на велотреке146 400 ₽
Тренировки в команде126 276 ₽
Первый велосипед и комплектующие90 500 ₽
Экипировка74 619 ₽
Аксессуары и мелочи13 570 ₽
ТО велосипедов12 500 ₽
Участие в соревнованиях3000 ₽

Особенности шоссейных велосипедов

Главное отличие шоссейного велосипеда от любого другого в том, что шоссейник предназначен для скоростной езды по ровной дороге — асфальтовому шоссе. Скорость достигается за счет облегченной рамы, отсутствия амортизаторов, более аэродинамичных колес, формы руля и других деталей.

Материал рамы. Рамы шоссейных велосипедов производят из разных материалов, например из титана, алюминия или карбона. Карбоновые считаются лучшими, так как они достаточно прочные, но при этом легкие — в среднем 1,1—1,5 кг, а самая легкая карбоновая рама Vial evo Ultra весит 600 г. Алюминиевые рамы весят от 1,6 кг, со временем алюминий теряет жесткость и рама становится менее прочной.

Размер рамы. Шоссейный велосипед подбирается по ряду параметров, ключевой из которых — ваш рост. Рамы бывают размером от XXS до XXL. Но подобрать размер непросто.

Самые известные производители шоссеров — Canyon, Pinarello, Look, Trek, Scott, Specialized, Ridley, Wilier, Cervelo, Bianchi, BMC, Colnago. У разных производителей велосипедов размерная сетка может не совпадать. И даже у одного бренда в зависимости от модели шоссейника разные размеры рам. Например, мой рост — 160 см. У некоторых производителей мне подходил размер рамы XS, а у других — XXS. При выборе надо учитывать и другие параметры.

Можно также рассчитать размер рамы с помощью калькулятора
Можно также рассчитать размер рамы с помощью калькулятора

Руль. На современных шоссейниках чаще всего стоит «баран» — это руль с четырьмя хватами. От вида хвата зависит наклон спины, а от наклона — сопротивление воздуха и скорость. Также наличие разных хватов на руле помогает сменить положение рук, чтобы мышцы не забивались в одном положении.

Руль тоже нужно выбирать по индивидуальным параметрам — в зависимости от ширины плеч. А положение руля надо регулировать в зависимости от длины рук.

Разные хваты на руле влияют на угол наклона корпуса — следовательно, на аэродинамику и скорость. Седло шоссейника находится либо на одном уровне с рулем, либо выше него. Так поза спортсмена приобретает обтекаемую форму, что тоже увеличивает скорость движения
Разные хваты на руле влияют на угол наклона корпуса — следовательно, на аэродинамику и скорость. Седло шоссейника находится либо на одном уровне с рулем, либо выше него. Так поза спортсмена приобретает обтекаемую форму, что тоже увеличивает скорость движения

Колеса у шоссейников узкие — обычно 22—28 мм, в основном сейчас катаются на 28-миллиметровых. Бывают колеса с карбоновым профилем и алюминиевым ободом, бывают полностью карбоновые. Материал колес влияет на разгон и качение. А чем уже покрышка, тем меньше сопротивление — значит, выше скорость.

Тормоза на шоссейных велосипедах бывают ободные и дисковые. Ободные работают за счет сдавливания колодками верхней части обода. Дисковые тормоза состоят из диска и тормозной машинки с колодками. Диски крепятся к втулкам в центре колес, тормозная машинка подключается к диску. При торможении колодки машинки сдавливают диск.

У обоих видов тормозов есть преимущества и недостатки:

  • дисковые тормоза более эффективны, особенно в дождливую погоду, но конструкция добавляет 400—500 г к весу велосипеда;
  • ободные тормоза легче, но хуже работают и быстрее изнашиваются.

Популярные бренды тормозов для шоссейных велосипедов — Shimano и Tektro.

Ободной тормоз
Ободной тормоз
Дисковый тормоз
Дисковый тормоз

Система переключения скоростей. В нее входят:

  1. Шифтеры — переключатели скоростей на руле.
  2. Передний переключатель — перемещает цепь по передним звездам, на шоссейных велосипедах их обычно 2—3.
  3. Задний переключатель — перемещает цепь по задним звездам, на шоссейниках их 6—12.
  4. Втулка и каретка — вращательные элементы.
  5. Тросы или актуатор. Тросы соединяют шифтеры на руле с передним и задним переключателями скоростей. Актуатор — беспроводной переключатель, который меняет скорости по блютус-сигналу.
  6. Цепь.

На шоссейные велосипеды устанавливают титановые и карбоновые системы переключения. Самые популярные модели производит Shimano — у них огромный выбор на любой бюджет. Также известны Campagnolo и Sram, но они производят премиальные системы, где один только задний переключатель стоит от 40 тысяч рублей.

Со всеми комплектующими современные шоссейные велосипеды обычно весят до 10 кг, а лучшие, из карбона, — 5—7 кг.

Как я покупала первый шоссейник

В России много онлайн- и офлайн-магазинов шоссейных велосипедов. Вот самые популярные:

Стоимость велосипеда зависит от материала рамы, колес, типа руля, пробега и других параметров. Цены на качественные фирменные велосипеды начинаются от 75 тысяч рублей и могут превышать миллион. Мой бюджет был около 100 тысяч.

Я знала, что в Москве есть сервисы байкфита — там помогают настроить посадку и подобрать велосипед. Специалист измеряет ваш рост, длину рук и ног, ширину седалищных костей и другие параметры. Их вводят в специальную программу, и она выдает, какой нужен размер рамы, колес, тип седла, какая должна быть посадка и так далее. Такая услуга стоит порядка 10—20 тысяч рублей. Я решила не тратить на это деньги, а разобраться самостоятельно.

Какую-то базовую информацию я нашла на ютуб-канале «Бег вреден». Мне показалось полезным видео про выбор шоссейного велосипеда и несколько роликов про экипировку: например про плюсы и минусы разных шлемов.

Но все самое важное я узнавала от знакомых, которые занимаются триатлоном и велоспортом. Их я расспрашивала о брендах велосипедов, о том, где они продаются, какие есть нюансы при подборе и так далее.

В итоге я поняла, что мне нужен велосипед с рамой XXS или XS. Но таких в наличии в российских магазинах было очень мало. А ждать, пока привезут подходящий велосипед из Европы или США, мне не хотелось.

В результате свой первый шоссейный велосипед я нашла случайно. В июне 2020 года после тренировки на лыжероллерах вдоль Гребного канала я зашла в магазин «Остров сокровищ» у велотрека в Крылатском — там стоял подержанный велосипед незнакомой мне на тот момент фирмы Ridley, модель Liz Al 2016.

Я знала продавца в этом магазине, так как частенько заходила туда и консультировалась по поводу велосипедов. Он сказал, что это просто идеальный для меня экземпляр: карбоновый велосипед с рамой нужной высоты, вес — 8 кг, пробег — всего 200 км.

Велосипед продавался за 85 000 ₽, что прекрасно вписывалось в мой бюджет. Такой же новый велосипед на официальном сайте производителя стоил около 2000 €⁣ (160 000 ₽). Это была невероятная удача, так что тянуть с покупкой я не стала.

85 000 ₽
стоил мой первый шоссейник
Мой велосипед Ridley. Рама и вилка карбоновые, а диски алюминиевые
Мой велосипед Ridley. Рама и вилка карбоновые, а диски алюминиевые

Как я покупала педали и шипы

Так как на шоссейном велосипеде спортсмен старается набрать высокую скорость, важно, чтобы при активном кручении педалей ноги не выскользнули. Но шоссейный велосипед продается без педалей — их нужно покупать дополнительно.

Есть два вида педалей: традиционные и контактные. Традиционные фиксируют стопы с помощью ремней, контактные — с помощью шипов, которые крепятся к обуви и встегиваются в педаль. Я выбрала педали с шипами, так как они надежнее фиксируют ногу.

Производителей педалей много, самые популярные — Shimano и Look. Я выбрала бренд Shimano.

Шипы Shimano различаются по цветам:

  1. Красные — для профессиональных спортсменов. Они зафиксированы на педали неподвижно, что дает максимальную передачу энергии при кручении.
  2. Желтые — для новичков. У них есть небольшой угол вращения — вправо и влево на три градуса. Это снижает нагрузку на суставы.
  3. Синие — промежуточный вариант. Они позволяют поворачивать стопу вправо и влево на один градус.

Отстегнуться от педали просто: достаточно отвести стопу чуть в сторону. Но первое время лучше потренироваться, чтобы довести движение до автоматизма.

В 2020 году я потратила на велосипед и педали 90 500 ₽

Велосипед85 000 ₽
Педали3000 ₽
Велошипы2500 ₽

В 2020 году я потратила на велосипед и педали 90 500 ₽

Велосипед85 000 ₽
Педали3000 ₽
Велошипы2500 ₽
У меня подобные педали бренда Shimano
У меня подобные педали бренда Shimano
Так выглядят шипы Shimano — у меня желтые
Так выглядят шипы Shimano — у меня желтые

Какая нужна экипировка

Чтобы начать заниматься велоспортом, одного велосипеда недостаточно, нужно докупить экипировку и аксессуары. Я предпочитаю покупать офлайн: мне важно примерить, пощупать материал. Некоторые вещи я заказывала онлайн с доставкой в магазин, там и примеряла. Вот магазины, в которых я чаще всего находила необходимое:

Со временем хочется улучшать свой комплект. Но база может быть такой: велотуфли, шлем, велоформа, носки, вещи на прохладную погоду.

Велотуфли. Для езды на контактных педалях нужна специальная обувь — велотуфли.

Они очень легкие, мягкие внутри, но с жесткой негнущейся подошвой. Она может быть выполнена из пластика, нейлона, карбона и других материалов. Как обычно, все, что с карбоном, самое легкое и дорогое.

Шип на велотуфлях выступает из подошвы, поэтому ходить в них неудобно, такая обувь предназначена только для кручения педалей. Но несколько шагов до велосипеда сделать можно.

Так выглядит крепление шипов к туфлям
Так выглядит крепление шипов к туфлям

Сначала я купила велотуфли Shimano Road за 5729 ₽. Они прослужили больше двух лет, но со временем сильно износились.

В апреле 2022 года я купила новые велотуфли — Shimano SH-RC500. Носок ноги просто фиксируется липучкой, а нахлест над верхней частью стопы регулируется резиновыми затяжками. Благодаря этому туфли стабильно сидят, стопам в них комфортно. Они стоили 12 490 ₽. Но есть и еще дороже: например, туфли из линейки Specialized за 50—60 тысяч рублей.

12 490 ₽
стоили мои велотуфли

Велотуфли, педали и шипы лучше покупать одновременно. В магазинах продавцы помогут установить шипы и покажут, как встегиваться и отстегиваться.

Мои первые велотуфли. Источник: velik-tlt.ru
Мои первые велотуфли. Источник: velik-tlt.ru
Теперь у меня такие велотуфли
Теперь у меня такие велотуфли
1/2
Теперь у меня такие велотуфли
Теперь у меня такие велотуфли

Шлем. Так как на шоссейниках ездят на большой скорости и по обычным дорогам, соседствуя с машинами, велика вероятность упасть и получить травму. Поэтому шлем обязателен.

Шлемы производят из пластика. Важно, чтобы шлем был оборудован системой MIPS: это дополнительный слой с низким трением, который обеспечивает 10—15 мм проскальзывания скорлупы шлема вокруг головы во всех направлениях. По заверениям производителей, это снижает нагрузку на мозг во время удара.

На выбор шлемов тоже можно потратить немало времени, их великое множество. Качественные шлемы производят фирмы Specialized, Scott, Bliz, Kask, Oakley и прочие. Большинство спортсменов ездят в Kask.

Я выбрала шлем Oakley по нескольким причинам. Фирма мне знакома: я увлекаюсь горными лыжами, для этого вида спорта у меня тоже был шлем Oakley. В нем есть система MIPS, он прекрасно сидит и просто отлично выглядит.

Я увидела его со скидкой в онлайн-магазине, шустро заказала с самовывозом, чтобы предварительно примерить. В итоге вместо 17 000 ₽ я потратила на шлем 12 900 ₽. Почему он был со скидкой — не знаю, но никаких изъянов в нем не было. Возможно, это был последний размер, который долго не покупали.

У меня модель шлема Oakley AR05
У меня модель шлема Oakley AR05

Базовая велоформа — это спортивный лиф, футболка-джерси с коротким рукавом, велотрусы и носки. В зависимости от погоды добавляют штаны, жилетку и другие элементы.

Вся велоформа шьется из синтетических эластичных материалов — чаще всего полиэстера, полиамида, лайкры. Такие материалы обладают хорошими влагоотводящими свойствами, хорошо тянутся, но при этом долго сохраняют форму. У велотрусов в области седалища есть специальная мягкая подкладка из вспененного материала — она необходима, чтобы защитить седалищные кости и органы малого таза во время долгой езды.

На качественной форме не чувствуются швы, она не натирает, но при этом сидит как влитая — не парусит и просто отлично смотрится.

Свой первый велокостюм я купила в «Триатлон-центре», специализированном магазине на велотреке в Крылатском. Это был комплект из джерси с коротким рукавом и велотрусов итальянского бренда спортивной одежды Santini. Тут я не экономила, потратила 17 380 ₽.

17 380 ₽
я потратила на велоформу

Носки. Нельзя, чтобы во время езды носки сползали и причиняли дискомфорт, поэтому нужны специальные. У меня есть три пары таких — бренда Assos. Они высокие, прекрасно держатся, сделаны из полиамидного материала с вкраплением частиц серебра. В них ноги «дышат» даже в жаркую погоду.

Летняя велоформа. Чаще всего летом в 2022 году я каталась в ней
Летняя велоформа. Чаще всего летом в 2022 году я каталась в ней

Для прохладной погоды пригодятся велоштаны, жилетка, бахилы, джерси с длинным рукавом и отдельно рукава, которые можно надеть как дополнительный утепляющий слой.

Велоштаны сделаны из плотного материала и выглядят как комбинезон — за счет лямок они лучше сидят и не будут сползать во время езды.

Жилетка нужна для защиты от ветра. Она должна быть из непродуваемого материала на груди и с сетчатой тканью на спине. Такая конструкция защищает от ветра и дождя, но не мешает циркуляции воздуха.

Еще пригодятся бахилы для туфель — это такие силиконовые или тканевые чехлы. Туфли легкие, с отверстиями для отвода тепла — в холодную ветреную погоду, да еще и на большой скорости ноги будут в них мерзнуть. В этом случае надевают бахилы: так и теплее, и туфли остаются чистыми.

У бахил есть градация по температуре. Теплые бахилы нужно надевать при температуре до +15 °C, иначе можно застудить ахиллово сухожилие. Мои напоминают валенки — в них мне даже при +4 °C не холодно.

Джерси с длинным рукавом. Источник: veter.cc
Джерси с длинным рукавом. Источник: veter.cc
Велоштаны. Источник: veter.cc
Велоштаны. Источник: veter.cc
1/2
Джерси с длинным рукавом. Источник: veter.cc
Моя жилетка от бренда «Ветер»
Моя жилетка от бренда «Ветер»
Это силиконовые велобахилы для дождливой прохладной погоды
Это силиконовые велобахилы для дождливой прохладной погоды
Такие велобахилы из неопрена еще лучше сохраняют тепло
Такие велобахилы из неопрена еще лучше сохраняют тепло
1/2
Это силиконовые велобахилы для дождливой прохладной погоды

За 2,5 года я потратила на экипировку 74 619 ₽

Джерси и велотрусы17 380 ₽
Шлем12 900 ₽
Вторые велотуфли12 490 ₽
Велоштаны7990 ₽
Джерси с длинным рукавом6490 ₽
Первые велотуфли5729 ₽
Носки4500 ₽
Жилетка3490 ₽
Велобахилы теплые3080 ₽
Велобахилы силиконовые570 ₽

За 2,5 года я потратила на экипировку 74 619 ₽

Джерси и велотрусы17 380 ₽
Шлем12 900 ₽
Вторые велотуфли12 490 ₽
Велоштаны7990 ₽
Джерси с длинным рукавом6490 ₽
Первые велотуфли5729 ₽
Носки4500 ₽
Жилетка3490 ₽
Велобахилы теплые3080 ₽
Велобахилы силиконовые570 ₽

Аксессуары и мелочи

Спортивные очки. Для комфортной езды на велосипеде понадобятся спортивные очки. Вот какие характеристики отличают качественные модели:

  • ударопрочные фотохромные линзы;
  • фильтр для защиты от вредных UVA-, UVB- и UVC-излучений;
  • регулируемый силиконовый носоупор;
  • силиконовые противоскользящие накладки на дужках.

Спортивные очки можно купить и за 3000 ₽, но качественные удобные модели стоят дороже. У меня очки бренда Bliz — они стоили 8000 ₽. Сейчас я планирую взять на смену очки Oakley — они повторяют контуры лица, обеспечивают более широкий обзор, да и просто выглядят очень футуристично и стильно. Такие стоят 298 $⁣ (22 350 ₽).

Пока у меня такие очки Bliz
Пока у меня такие очки Bliz

Бутылка для воды. Главные детали на бутылке — сужение посередине, чтобы было удобно ухватиться, и клапан для подачи воды, который легко открыть и закрыть зубами. Мне бутылку подарили во время одного мастер-класса, подобная стоит 1000 ₽.

Крепление. Для бутылки понадобится крепление, а для долгих заездов хорошо бы иметь даже два, чтобы можно было взять с собой побольше воды. У меня на велосипеде крепление для бутылки уже было, но в магазине оно стоит от 400 ₽.

Что нужно на всякий случай. Хорошо иметь под рукой мультитул — компактный набор всевозможных инструментов. Одним мультитулом можно полностью разобрать и собрать велосипед. Чаще всего он нужен, чтобы поднять или опустить седло, закрепить разболтавшийся болт на педали и так далее.

Еще нужны запасные камеры — я купила сразу две, одну всегда вожу с собой. Также у меня есть насос Stels ZF-037 с набором ниппелей. Он большой, для подкачки шин много усилий прикладывать не надо. Насос я храню дома. Можно купить маленький насос и возить с собой, но мне он так и не понадобился — я продала его на «Авито».

Мультитул я заказывала на «Озоне»
Мультитул я заказывала на «Озоне»
Велонасос тоже можно купить онлайн. Например, вот мой на «Яндекс-маркете»
Велонасос тоже можно купить онлайн. Например, вот мой на «Яндекс-маркете»
1/2
Мультитул я заказывала на «Озоне»

Спортивное питание. Есть куча спортпита в виде протеиновых батончиков и печенья, но мне они совершенно не нравятся по вкусу. Мне подходит изотоник и гели.

Изотоник — это порошок со специальным составом. Его разводят с водой и пьют во время тренировки, тем самым восполняя нужные микроэлементы. Килограммовой банки изотоника хватает на 33—34 тренировки.

Энергетические гели нужны для восполнения сил во время длинных тренировок или гонок. Масса геля всего 32 г, а калорийность — 100 ккал. Я покупаю гели без кофеина: у меня и без него пульс порой зашкаливает.

Отмечу, что некоторые спортсмены, съедая гель, тут же бросают упаковку на дорогу. Это неуважение к другим спортсменам и к природе. Упаковку от геля можно спокойно хранить в кармане джерси.

Затраты на спортивное питание я не учитываю в общих подсчетах на велоспорт, так как занимаюсь и другими видами спорта.

Чтобы возить мультитул, запасную камеру, гели и всякие мелочи, нужна маленькая сумочка — она крепится под седлом. Подобные стоят в районе 1500 ₽. Источник: aliexpress.ru
Чтобы возить мультитул, запасную камеру, гели и всякие мелочи, нужна маленькая сумочка — она крепится под седлом. Подобные стоят в районе 1500 ₽. Источник: aliexpress.ru

За 2,5 года я потратила на аксессуары и мелочи 13 570 ₽

Спортивные очки8000 ₽
Запасные камеры1980 ₽
Маленькая сумка1500 ₽
Насос с набором ниппелей1440 ₽
Мультитул650 ₽

За 2,5 года я потратила на аксессуары и мелочи 13 570 ₽

Спортивные очки8000 ₽
Запасные камеры1980 ₽
Маленькая сумка1500 ₽
Насос с набором ниппелей1440 ₽
Мультитул650 ₽

Как я тренировалась самостоятельно

Летом 2020 года я собрала весь комплект и начала тренироваться. На первых порах крутить контактные педали неудобно, ими нужно научиться правильно пользоваться. Я не стала брать персональные тренировки и сразу же начала ездить по шоссе.

Первые разы я каталась по Москве и Московской области. Посмотрела по карте, что можно проложить круговой маршрут от усадьбы Архангельское в сторону Николиной горы, и поехала. Помню свои первые впечатления: велосипед показался очень шустрым, при малейшей невнимательности меня уводило в сторону. Особых трудностей не было, даже контактные педали почти не беспокоили. Я проехала тогда 25—28 км. Маршрут отслеживала в приложении Strava — им пользуюсь до сих пор.

Я стала устраивать заезды два-три раза в неделю. Но их с трудом можно было назвать тренировкой, скорее это были прогулки на 40—50 км. Несколько раз я проезжала по 80 км. Мне не было страшно рядом с машинами, поскольку раньше я выезжала на трассы даже на своем горном велосипеде. Если кто-то мне и сигналил, то получал от меня презрительный взгляд, приправленный исконно русскими выражениями.

Но уже тогда, в первые месяцы езды на шоссейнике, мне захотелось испытать свои силы на соревнованиях. В августе я приняла участие в одном из заездов Gran Fondo на 60 км. На первых 30 км, пока ветер дул в спину, было классно, но на оставшейся части маршрута я крутила педали против ветра — и к финишу была как выжатый лимон. К таким соревнованиям нужно готовиться, важно умение ездить в группе. А я выступала сольно, так что намучилась.

Это я на своем первом соревновании в августе 2020 года
Это я на своем первом соревновании в августе 2020 года

Как я стала тренироваться в команде

К лету 2021 года я начала подозревать, что кататься лучше в группе. Мне хотелось улучшить выносливость, научиться ездить эффективно и быстро и стать частью велокомьюнити.

В начале летнего сезона я по рекомендации коллеги пришла в одну велокоманду. Он заверил, что тренер там очень крутой. Это было действительно так: я стала заниматься трижды в неделю, многому научилась и обзавелась новыми знакомствами. С командой мы даже участвовали в передаче «Сто к одному» — и выиграли!

С июля 2022 года я стала тренироваться в Legion Cycling Club под руководством Паши Соловьева и Жени Тихонина. Оба — мастера спорта в шоссейном велоспорте. Паша — участник и победитель множества российских и международных соревнований. Он же и основал Legion Cycling Club. Женя — дважды чемпион России в шоссейном велоспорте, участник Кубка мира по велоспорту на треке. В общем, оба с огромным опытом.

Это я с бывшей командой. Соперниками в игре тоже были велосипедисты, наши друзья
Это я с бывшей командой. Соперниками в игре тоже были велосипедисты, наши друзья
Мои нынешние тренеры — Павел Соловьев и Евгений Тихонин
Мои нынешние тренеры — Павел Соловьев и Евгений Тихонин

Как попасть в команду. Мы были знакомы с Женей Тихониным. В июле 2022 года я написала ему, что хотела бы присоединиться к команде, но предварительно пришла бы на тестовый заезд. Он моментально ответил, что можно прийти завтра: остальная команда была после соревнований, планировалась восстановительная тренировка, которая подходит по интенсивности для нового, но опытного участника. Участие в тренировке стоило 2500 ₽.

К тому моменту я уже две с половиной недели не каталась на велосипеде — и во время тренировки почувствовала, что потеряла форму. Заезд был довольно интенсивный. Но мне понравилась атмосфера в команде и то, как тренеры организуют группу, так что я осталась в этом клубе.

Организация и оплата. Коммуникация команды проходит в телеграм-чате. Там мы обсуждаем вообще все: тренировки, оплату, новости велоспорта, велосипедные мемы. Ну и просто общаемся, делимся фото с тренировок.

Групповые тренировки проходят по одним и тем же дням в одно и то же время. С апреля по октябрь мы катаемся на свежем воздухе в Крылатском и Хорошево-Мневниках. Летом 2022 года я ходила на тренировки дважды в неделю — в понедельник и четверг.

Одна групповая тренировка стоит 2500 ₽, но выгоднее покупать абонементы. Например, если я планировала тренироваться два раза в неделю в течение месяца, то покупала абонемент на восемь занятий — он стоит 12 000 ₽. Если тренировалась три раза в неделю, то брала абонемент на 12 занятий за 17 000 ₽.

17 000 ₽
стоит абонемент на 12 занятий в Legion Cycling Club

План тренировки. Мы собираемся всегда в одном месте — у главного входа в здание велотрека в Крылатском. На точку сбора я сразу приезжаю на своем велосипеде: от моего дома до Крылатского 13 км. Я выезжаю в 06:20, в это время дороги еще свободные.

В 06:55 нужно быть уже на месте, за пять минут тренер проводит брифинг. Вот о чем он обычно рассказывает:

  1. Описывает маршрут и план тренировки. Например, пять кругов от велотрека по Хорошево-Мневникам, после заезжаем на часть большого велокольца или проезжаем малое, заезжаем в Строгино — и снова на велотрек. Или два разминочных круга по этим районам, затем заезжаем на малое велокольцо, едем пять кругов, поднимаемся в гору, стоя над седлом. И так далее.
  2. Дает ценные указания — ехать ровно в группе, не отставать, не допускать просвета между твоим передним колесом и задним впереди едущего человека. Нельзя мешать сокомандникам при входе в поворот. Еще нужно предупреждать сзади едущих о помехах на дороге — камнях, лужах, лежачих полицейских. Это все показывается специальными жестами.
  3. Распределяет последовательность участников в группе — кто едет первым, кто сзади. Впереди обычно самые сильные, выносливые и профессиональные спортсмены. Скорость в группе у всех одинаковая — цель групповых заездов как раз в том, чтобы вся команда ехала с одной скоростью и не разваливалась.
  4. Как часто делаем смены — это когда велосипедисты меняются местами. Таким навыком тоже необходимо овладеть. Если едем очень быстро, то девушки могут ехать сзади без смен. Если задача всем участвовать в смене, то девушки сначала едут сзади, потом перемещаются в начало.

Как проходят тренировки. Тренировка длится полтора-два часа. В заездах обычно участвуют 4—12 человек — все, кроме тренеров, велоспортсмены-любители.

На тренировке можно ехать по одному друг за другом, если дорога узкая или участников недостаточно, чтобы разбиться на пары. Но обычно велосипедисты едут в парах. Это дает каждому участнику группы возможность укрыться от ветра за спинами двух ведущих велосипедистов.

Впереди едущим гораздо сложнее, чем остальным участникам команды: они «разрезают» воздух, борются с его сопротивлением, в то время как остальная команда едет в «воздушном мешке». Время, которое каждый велосипедист проводит в первом ряду, оговаривается заранее, учитывая возможности и степень усталости. Главное условие — поддержание стабильной скорости.

Кажется, что в групповой езде нет ничего сложного. Но научиться управлять велосипедом на скорости 30—40 км/ч, пытаясь при этом никому не помешать и время от времени перестраиваясь, — непростая задача.

Все участники группы едут в непосредственной близости друг к другу — расстояние между ними не более одного колеса. Поэтому особенно важно контролировать скорость и плавность движения. Резкое торможение и ускорение недопустимы. Вообще, любое резкое движение — опасность для группы.

Когда пришло время сдать смену, участники выходят из линии, съезжая вправо после подачи сигнала, и немного снижают темп, чтобы сместиться в хвост колонны.

Группа на олимпийской велотрассе в Крылатском — видно, насколько близко велосипедисты держатся друг к другу
Группа на олимпийской велотрассе в Крылатском — видно, насколько близко велосипедисты держатся друг к другу

Мои впечатления. С тех пор как я вошла в Legion Cycling Club, не было ни одной тренировки, чтобы кто-то из тренеров не поправил мою технику и не дал комментарий. Порой у меня бывают дни, когда я не в настроении или устала, думаю, что где-нибудь сачкану, но нет! Тренеры все видят. А после каждого заезда задают вопросы о самочувствии — это тоже важная часть тренировочного процесса. Так тренер понимает, как спортсмен восстанавливается.

На первых тренировках я с трудом успевала за остальными участниками: ребята ездят очень быстро. Но, как говорится, на тренировках умирать нельзя, после — можно. Спустя месяц я уже чувствовала себя вполне комфортно. А если в паре мне попадался кто-то такой же болтливый, как я, то тренировка пролетала незаметно. Помню, как с одной сокомандницей почти половину тренировки обсуждали, какое у нас любимое шампанское и игристое.

Моя техника езды в начале и сейчас — это небо и земля. Я стала шустрее, правильно переключаю скорости в зависимости от рельефа трассы, плавно вхожу в повороты, не боясь приложиться к асфальту, более стойко переношу подъемы в гору, отработала ускорения.

Нынешняя команда подошла мне по всем критериям — и по атмосфере, и по профессионализму тренеров, и по индивидуальному подходу. Но полноценным участником велокоманды становишься после того, как надеваешь клубную форму. Нашей велокоманде ее шьют на заказ в Чехии. Это отражается на сроках пошива и доставке в Москву.

Я пришла в команду в июле 2022 года, сразу же заказала форму, но она задерживалась в пути. Тогда одна из участниц одолжила мне свою запасную клубную джерси, чтобы я не выбивалась из коллектива. Это в очередной раз показало мне, что с Legion Cycling Club я надолго: подобное отношение друг к другу внутри команды дорого стоит и его нельзя искусственно создать.

Из-за всех таможенных проволочек форма пришла мне только в октябре. Однако ожидание того стоило: качество супер, а велотрусы сидят как вторая кожа.

Так выглядит наша клубная велоформа
Так выглядит наша клубная велоформа

За два сезона я потратила на тренировки в команде 126 276 ₽

Тренировки в первой команде60 000 ₽
Тренировки во второй команде44 900 ₽
Клубная велоформа первой команды12 000 ₽
Клубная велоформа второй команды9376 ₽

За два сезона я потратила на тренировки в команде 126 276 ₽

Тренировки в первой команде60 000 ₽
Тренировки во второй команде44 900 ₽
Клубная велоформа первой команды12 000 ₽
Клубная велоформа второй команды9376 ₽

Как я купила новый велосипед

В сентябре 2022 года в разговоре с Пашей Соловьевым я упомянула, что хочу новый велосипед, и он скинул мне ссылку на шоссейник Canyon Aeroad CF SLX моего любимого черного цвета с небольшим пробегом.

Мы с тренером позвонили продавцу, и нам по видеосвязи показали этот велосипед и все про него рассказали. Состояние было прекрасное, размер идеально подходил под мои параметры. Велосипед карбоновый, вес — 7,76 кг. Велосипед находился в другом городе. Я договорилась, чтобы мне его привез знакомый. Оплатила ему перелет в обе стороны компанией «Победа» и провоз негабаритного груза — все обошлось в 5200 ₽. Даже так получилось дешевле, чем доставка транспортной компанией: ее услуги стоили бы от 10 тысяч.

5200 ₽
я заплатила за доставку нового велосипеда
Знакомый сам упаковал разобранный велосипед в коробку
Знакомый сам упаковал разобранный велосипед в коробку
Карбон — хрупкий материал. При перевозке велосипеда важно убедиться, что он надежно упакован
Карбон — хрупкий материал. При перевозке велосипеда важно убедиться, что он надежно упакован
1/2
Знакомый сам упаковал разобранный велосипед в коробку

Велосипед я купила за 200 000 ₽. Докупать ничего не пришлось: педали Shimano уже стояли, они мне подошли. Я только заплатила механику 2800 ₽ за сборку и ТО, а также поставила седло Specialized от старого велосипеда.

200 000 ₽
стоил мой второй шоссейник

Я убедилась, что сменила велосипед не зря: по сравнению со старым этот более юркий, легкий. Свой Ridley я продаю дороже, чем покупала: во-первых, у него редкий размер рамы, который при этом подойдет как взрослым ростом до 160 см, так и детям. А во-вторых, цены даже на б/у велосипеды за последнее время существенно выросли.

Мой новый велосипед. У него более аэродинамичные колеса, и он больше заточен под гонки
Мой новый велосипед. У него более аэродинамичные колеса, и он больше заточен под гонки

Расходы на новый велосипед — 208 000 ₽

Велосипед200 000 ₽
Доставка5200 ₽
Сборка и ТО2800 ₽

Расходы на новый велосипед — 208 000 ₽

Велосипед200 000 ₽
Доставка5200 ₽
Сборка и ТО2800 ₽

Где я тренируюсь зимой

С октября я начала тренироваться на крытом треке в Крылатском, это культовое место для российского велоспорта. Велотрек возвели здесь в 1979 году — в преддверии Олимпиады-80.

Здание велотрека имеет форму эллипса, по размеру он примерно как два футбольных поля. Трековое полотно сделано из сибирской лиственницы, его длина — 333 м, ширина — 10 м. Полотно выглядит как чаша. Участки, где спортсмены едут по прямой, не превышают 37 м, их наклон — 11°. Радиус виражей — 33 м, эти места подняты под углом 42°. Благодаря такой геометрии спортсмен может разогнаться до 100 км/ч и поддерживать такую скорость.

Здесь есть вся необходимая инфраструктура: душевые, кафе, различные магазины с товарами для велоспорта, механики, массажные кабинеты и даже гостиница — для иногородних спортсменов, которые приезжают на соревнования. Еще там есть теннисные и сквош-корты, площадка для бадминтона, беговые дорожки, гимнастика для детей.

Кое-какие доработки и ремонт треку нужны. Например, первые утренние группы осенью и зимой мерзнут: температура на треке не превышает +15 °C. Во время дождя крыша протекает и ставит тренировки под вопрос, не говоря уже о безопасности.

Вид на велотрек в Крылатском. Источник: krylatskoe.com
Велотрек внутри
Так выглядит трековое полотно

Как устроены тренировки на велотреке

На велотреке тренируется и национальная сборная по велоспорту, и спортсмены-любители. Расскажу, сколько там стоит аренда трекового велосипеда и полотна, и поделюсь тем, как проходят индивидуальные и групповые тренировки.

Трековый велосипед. Нельзя просто взять шоссейный велосипед, отмыть от дорожной пыли и начать кататься по треку. Для этого нужен специальный трековый велосипед — он без тормозов, с одной передачей, у него более аэродинамичный руль, который позволяет спортсмену сгруппироваться еще компактнее. У меня пока нет такого, я арендую. Найти подходящий велосипед помог Паша Соловьев, тренер моего велоклуба. Он же договорился о стоимости.

Велосипед мне сдает в аренду тренер другой команды. Я говорю, в какие дни хочу тренироваться, и просто забираю его на велотреке. Обычная стоимость аренды — 1000 ₽ за тренировку, но я по договоренности плачу 700 ₽.

Вообще-то я не очень люблю брать что-то в аренду, но в случае с трековым велосипедом предпочитаю пока такой подход. Если попадется подходящий по цене и параметрам велосипед — куплю. Но пока я еще толком даже не приценивалась. Думаю, что трековый велосипед будет стоить от 100 тысяч.

Аренда полотна: час — 650 ₽, два часа — 1300 ₽. Время тренера в групповой тренировке делится на всех участников: например, в группе из трех человек каждый платит по 866 ₽ за час. Мои восемь занятий в месяц по полтора часа обошлись в 11 222 ₽. Тренироваться на велотреке я планирую до апреля.

Индивидуальные тренировки. Велотрек — это дорога с очень сложным односторонним движением, где нельзя отвлекаться ни на долю секунды. Он не прощает невнимательности, рассеянности и пренебрежения правилами. По велотреку нужно научиться ездить, и это не просто «сел и поехал». Для правильной езды нужно понимать разметку трека — это самые азы.

На полотне находятся и небольшие группы велосипедистов, и велокоманды — одновременно могут тренироваться несколько десятков человек. Важно уметь вовремя встегнуться и поехать, не создавая ни для кого помех. Поскольку на трековом велосипеде нет тормозов, съезжать с полотна нужно в несколько этапов. Чтобы научиться стартовать, тормозить и не бояться, понадобится пара индивидуальных тренировок.

Такой трафик часто бывает на полотне. Если не умеешь ездить по треку, тебя просто сметут
Такой трафик часто бывает на полотне. Если не умеешь ездить по треку, тебя просто сметут

Я заплатила 10 500 ₽ за три индивидуальных занятия, каждое длилось полтора часа. Во время первого я была уверена, что никогда не буду ездить на этом треке. Все непривычно, велосипед заваливается, чувствуешь постоянное эмоциональное напряжение. Но в конце заезда, отдышавшись пару минут, я уже выбирала дату следующей тренировки.

Вот как в итоге выглядит старт, заезд и торможение на велотреке:

  1. Спортсмен стартует с места на плоской части трека. Кто-то сразу встегивает одну ногу и начинает движение. Я же облокачиваюсь на борт, встегиваю обе ноги и постепенно начинаю двигаться, придерживаясь рукой за перила.
  2. Если старт уже на полотне, например на соревнованиях, то велосипедист стоит на треке, полностью готовый к движению. Но ему нужна опора, чтобы не упасть. Этой опорой выступает тренер: он придерживает сзади, чтобы во время начала движения тело спортсмена было в ровном положении.
  3. Разгон начинается в зоне тихой езды — она отмечена голубым цветом. Но довольно быстро спортсмен перемещается в спринтерскую зону — между черной и красной линиями трека, в так называемый коридор. За счет угла в 11° и усилий спортсмена его скорость растет.
  4. На поворотах спортсмен способен еще больше увеличить скорость — за счет собственных усилий, угла и центробежной силы.
  5. При торможении недопустимо создавать помехи другим участникам на полотне. Нужно постепенно спускаться без резкого снижения скорости, иначе можно завалиться. Чтобы снизить скорость, нужно просто расслабить ноги и вальяжно крутить педали, пока не почувствуешь, что можно выстегнуть ноги. По мере снижения скорости нужно перемещаться к зеленой зоне велотрека — там можно спешиться.

Есть целый ряд правил: как двигаться, какие и когда делать голосовые предупреждения, как обгонять впереди движущихся. Допустим, по треку едут две команды, одна приближается к другой. В таком случае тот, кто едет впереди догоняющей команды, произносит предупреждение «без смен» — то есть впереди идущая группа должна двигаться по прямой, без перестроения, чтобы избежать столкновений.

Чтобы съехать вниз, нужно убедиться, что перемещение никому не помешает. Например, если позади велосипедиста едет группа, надо продолжить движение с той же скоростью по своей траектории, пропустить их — и уже после на прямом участке трека опуститься.

Так выглядит старт с места. Тренер помогает велосипедистке устоять
Так выглядит старт с места. Тренер помогает велосипедистке устоять
На этом фото хорошо видны зоны. Плоская в самом низу — «зеленка», зона тихой езды. Голубая — «лазурка», в которой начинается разгон. Между черной и красной линиями — «коридор», спринтерская зона, там скорость выше всего
На этом фото хорошо видны зоны. Плоская в самом низу — «зеленка», зона тихой езды. Голубая — «лазурка», в которой начинается разгон. Между черной и красной линиями — «коридор», спринтерская зона, там скорость выше всего

Вообще, занятия на велотреке с тренером я бы назвала «сеанс с психологом-тренером». Именно велотрек дал мне понять, какая я трусиха, вскрыл кладезь всевозможных загонов, а тренер внушил, что у меня все получится. Спустя несколько занятий я действительно стала относительно смелее и освоила нюансы езды по треку. Тогда тренер сказал, что меня можно допустить к езде в группе.

Групповые тренировки. С ноября 2022 года я приступила к регулярным тренировкам — по полтора часа дважды в неделю. В идеале нужно заниматься три раза в неделю, но у меня пока нет такой возможности. К тому же по выходным я люблю кататься на беговых лыжах, эти виды спорта хорошо дополняют друг друга с физической точки зрения. Многие велогонщики крутят дома велостанок, но, судя по отзывам, это какая-то пытка нудятиной.

Я тренируюсь в женской команде из двух-трех девушек. Главная задача — совершенствовать езду. Тренировка разделена на несколько сетов:

  1. Разминка, до 25 минут, — ездим по треку со сменами.
  2. Основная работа — старты с места, ускорения, отработка смен внутри команды и прочее.
  3. Заключительная часть — напоминает разминку, но в более спокойном режиме, чтобы снизить пульс.

Тренер чутко следит за всем и подмечает каждую ошибку — иногда мне кажется, что он вообще не моргает. Какие могут быть ошибки:

  1. Неровная езда.
  2. Едешь вторым этажом — то есть не колесо в колесо, а чуть выше. Это опасно, может спровоцировать аварийную ситуацию.
  3. Недостаточно мощный разгон.
  4. Отвлекаешься на что-то.
  5. При обгоне чужой команды начинаешь двигаться с их скоростью, разгоняя своих партнеров, хотя задание было другое.

Как правило, за тренировку мы проезжаем около 40 км. Средняя скорость зависит от заданий и упражнений. Например, разминка у нас проходит в районе 36—37 км/ч, основную работу делаем на скорости повыше. Профессиональные спортсмены и те, кто давно катается на полотне, ездят существенно быстрее — от 50 км/ч.

Для фиксации тренировки я использую приложение Strava, которое теперь работает только с VPN. Там же тренер следит за отчетом по пульсовым зонам. Наш маршрут выглядит забавно — словно мы искали выход и истерично метались по велотреку
Для фиксации тренировки я использую приложение Strava, которое теперь работает только с VPN. Там же тренер следит за отчетом по пульсовым зонам. Наш маршрут выглядит забавно — словно мы искали выход и истерично метались по велотреку

Выше я писала, что на треке можно кататься лишь на специальном велосипеде. Однако для шоссеров подходит «лазурка», голубая зона. Не так давно мы стали между сетами не сидеть, приводя пульс в порядок, а крутить шоссейный велосипед на высоком каденсе — то есть часто-часто, но на легкой передаче. И так до получаса, разгоняясь до 30 км/ч и выше.

Для этой части тренировки я использую свой новый шоссейник. Он все время хранится на велотреке, в комнате нашей велокоманды. За хранение велосипеда и аренду шкафчика я плачу 2000 ₽ в месяц.

Что я купила для тренировок на треке. Apple Watch — совершенно бестолковые часы для заездов в закрытом пространстве. Они то адекватно и правдиво фиксируют дистанцию, то могут просто прибавить 10 км. Плюс их надо каждый день заряжать. В итоге эти часы я продала на «Авито».

Недавно у меня появились часы Garmin Venu 2. В России этот бренд больше не продается, мне привез друг из Дубая — часы стоили около 30 тысяч рублей. Но оказалось, что к ним надо докупить трекер скорости для записи тренировки в помещении, он стоит еще 3500 ₽. Пока его не купила, это стоит в планах.

По всей видимости, я еще и велокомпьютер куплю, и пульсометр. Велокомпьютер крепится на руль, поэтому данные о скорости постоянно перед глазами. Также он работает как навигатор. А пульсометр крепится под грудь и более точно измеряет пульс. Все это вместе с трекером будет стоить около 1000 $⁣ (75 000 ₽).

Это в очередной раз доказывает, что покупки в велоспорте никогда не заканчиваются: все хочется улучшать, многое устаревает — и приходится покупать новое. Я называю расходы на велоспорт не тратами, а инвестициями. Мне так проще воспринимать эти суммы.

Мои часы Garmin. Источник: garmin.com
Трекер скорости для записи тренировки в помещении. Источник: garmin.com
Велокомпьютер Garmin. У меня на велосипеде даже есть крепление для него, осталось купить только сам девайс. Источник: garmin.com
Такой пульсометр я планирую купить. Источник: garmin.com

Мои впечатления. Заниматься на велотреке совершенно не скучно, даже наоборот. Хотя со стороны кажется, что все просто ездят по кругу, как в цирке. Очень раздражает, когда говорят, что велоспорт — это скучный циклический вид спорта. Не соглашусь, ведь мало где за счет своих же ног можно разгоняться до приличных скоростей — от этого зашкаливает адреналин. Именно на полотне можно научиться держать стабильно высокую скорость. Это хорошее подспорье для летнего сезона на шоссе.

Недавно я призналась тренеру и девчонкам из команды, что до сих пор волнуюсь перед занятиями на треке. Я ни разу там не падала, но видела происшествия. Каждый раз с замиранием сердца слушаю план тренировки, первые минуты на полотне калибруюсь — и только потом эмоции отступают и я начинаю полноценно тренироваться.

Особый навык равновесия и самообладания — езда без рук. Руль и переднее колесо достаточно чувствительные, и от любого неловкого движения велосипед может завалиться. Я пока так не умею
Особый навык равновесия и самообладания — езда без рук. Руль и переднее колесо достаточно чувствительные, и от любого неловкого движения велосипед может завалиться. Я пока так не умею

За пять месяцев тренировок на велотреке я потратила 146 400 ₽

Групповые тренировки60 000 ₽
Спортивные часы30 000 ₽
Аренда велосипеда24 000 ₽
Аренда шкафчика и хранение велосипеда15 600 ₽
Три персональные тренировки10 500 ₽
Дополнительные велотрусы5900 ₽

За пять месяцев тренировок на велотреке я потратила 146 400 ₽

Групповые тренировки60 000 ₽
Спортивные часы30 000 ₽
Аренда велосипеда24 000 ₽
Аренда шкафчика и хранение велосипеда15 600 ₽
Три персональные тренировки10 500 ₽
Дополнительные велотрусы5900 ₽

Как я ухаживаю за велосипедом

Я сдаю велосипед на полное ТО в велосервис дважды в год — там его моют, чистят и натирают специальной смазкой цепь, смазывают детали. В начале сезона это необходимо, чтобы подготовить велосипед к выездам на шоссе и быть уверенным, что все работает исправно. А в конце сезона — чтобы со спокойной душой поставить его на хранение. ТО с мойкой, чисткой и смазкой стоит от 1500 ₽. Обычно я забираю велосипед на следующий день. Если у механиков большая нагрузка, то чуть позже.

Примерно раз в сезон нужно менять цепь, каждые 4000—5000 км — проверять и при необходимости менять тормозные тросы. Эти детали растягиваются, из-за чего могут подвести в самый неподходящий момент. На одном из ТО веломеханик заметил, что цепь на моем первом велосипеде растянулась. Новая цепь и замена стоили около 5 тысяч рублей. В прошлом году мне пришлось в середине сезона сдавать велосипед на ТО, потому что стало барахлить переключение передач. Оказалось, что надо подтянуть тросики, это заняло буквально десять минут.

Бывает, что после тренировки велосипед в пыли или в дорожной грязи, поэтому по приезде домой я мою его в ванной со средством для посуды. После этого, правда, приходится отмывать стены и саму ванну.

Сейчас мой старый велосипед хранится на балконе, а новый я оставляю на велотреке.

Итоги и планы

Для меня велоспорт — это идеальная форма эскапизма: увлекательно, азартно, в меру экстремально, хороший метод держать себя в форме, отвлекает от удручающих мыслей.

Конечно, мне хотелось бы начать выступать в любительских гонках. Тогда появляется больше осмысленности в тренировках. Даже любимый вид спорта может несколько приедаться, а гонки мотивируют.

Зимний блок соревнований на велотреке стартует в начале ноября и заканчивается в начале марта. Набор трековых дисциплин обширен: групповые, индивидуальные, командные гонки. Разумеется, поскольку это любительские заезды, они меньше, чем у профессиональных спортсменов. Хотя групповые и командные гонки проходят на полной дистанции.

По словам тренера, для начала надо пробовать себя в индивидуальных дисциплинах — для девушек это бесконтактная гонка на 2000 м, или 6 кругов. Самой тяжелой считается гонка преследования с дистанцией 2000 м у девушек и 3000 м у мужчин.

Рассчитываю, что в следующем сезоне поучаствую в какой-нибудь индивидуальной гонке на треке. О предстоящих соревнованиях можно узнать в календарях гонок:

Условия участия в гонках. Источник: cyclingrace.ru
Условия участия в гонках. Источник: cyclingrace.ru

Если вы хотите заняться шоссейным велоспортом

  1. Будьте готовы к постоянным тратам. Качественный шоссейник, даже подержанный, стоит дорого. К нему придется докупить педали, велотуфли, запасные камеры и так далее. Для езды понадобится качественный шлем, пара комплектов велоформы — на холодный и теплый период. А со временем захочется все улучшать, так что траты будут только расти.
  2. Уделите время подбору правильного велосипеда. От размера рамы, формы руля, вашей посадки зависит и комфорт при езде, и качество тренировок. Если есть возможность, пройдитесь по магазинам с шоссейными велосипедами, пообщайтесь с продавцами — вам помогут выбрать подходящую модель. А если не жалко 10—20 тысяч рублей, попробуйте байкфит — сервис подбора велосипеда по вашим параметрам.
  3. Начать помогут несколько персональных тренировок с профессиональным велоспортсменом. Тренер научит основам, объяснит принципы езды на шоссейнике. Самостоятельно обучиться тоже можно, но это займет больше времени, неизбежно возникнут какие-то ошибки, которые потом все равно придется исправлять с тренером.
  4. Найдите команду для тренировок. Она поможет улучшить технику, да и просто в группе ездить веселее и интереснее: командный дух поддерживает мотивацию.
  5. Важно не забрасывать тренировки в холодное время года, иначе потеряете форму и накопленный прогресс. Можно тренироваться на велотреке — это совершенно иной опыт, он точно пойдет на пользу велоспортсмену. Чтобы начать ездить на треке, тоже понадобится несколько занятий с тренером.

Хотите написать такую статью для Т⁠—⁠Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Т⁠—⁠Ж. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.

Настя ПопинакоЗанимаетесь спортом? Расскажите о ваших тратах:
  • PlrnkСпасибо за статью! Велик вообще очень хорошо развивает физику, за пару месяцев поездок по городу на гравийнике, выросла средняя скорость, выносливость, пульс перестал выпрыгивать за 170, пошли результаты в силовых тренировках. Ещё сезон покататься самому, понять свои возможности, и уже задуматься о тренерах, группе и богатых велосипедах)15
  • Павел МарландВсе хорошо, подробно, но небольшая ошибка с фото педалей: у вас мтб педали на фотографии, а используете вы явно шоссейные.5
  • Ярослав ГладкихКлассная статья, спасибо ! Тоже люблю велосипед, в этом году друг подарил велостанок, теперь хочу грэвел или шосс, но цены сейчас кусаются больно (5
  • Илья НиколаевЯрослав, берите б/у , Авито в помощь и друзья велосипедисты со стажем или тренеры. Сам брал отличный аппарат на Авито, шоссер из-под бегуна, не зашёл ему велоспорт, отдал в три раза дешевле розницы, с пробегом в 50км. Заменил покрыхи только на непробивайки Мишлен и праздник пришел в душу!5
  • Пошлый кактусИлья, только не карбон, мне кажется, ибо опасно с рук0
  • NVR LSСамое главное вложение в велоспорте - это поддержание здоровья коленей... Вылетела из велоспорта в юности из-за травмы, до сих пор разгребаю последствия( Статья огонь, в такую ностальгию окунулась!5
  • Poline MurravНа всякий случай хотела бы сказать о велосипедах из Калининграда. Велик из Калининграда — это мем в велотусовке, своего рода синоним «ворованного» или «с мутной историей». Почему-то в случае с машиной большинство смущает, если она стоит значительно ниже рынка. Или когда машину с «минимальным пробегом» продают за 40-60% от розницы. А в случае с великами то, что товар за 400+, на Авито продают за 200 — нет. В общем, если увидели клёвый велик из Калининграда за сладкий прайс — подумайте, а готовы ли вы закрыть глаза на то, почему он столько стоит. Вообще, покупая велик у барыги на Авито (их там много), потратьте несколько тысяч рублей на осмотр в мастерской или советуйтесь с теми, кто разбирается.26
  • Андрей КоростелевКак раз недавно купил б.у. шоссейник первый вернее когда занимался был стартшоссе 35 лет назад) я конькобежец у нас в межсезонье много вело .и вот лет пять назад начал бегать .с км двух. Дошел до ежедневно 10 .в выходные 20. Темп средний из 5.все бы хорошо но ковид два года назад рубанул сильно по лёгким .с этого сезона стал тренить с ветеранами конькобежцам и к лету стал вопрос о шоссейнике.взял рама Мерида дуалы переключатель кампа хорус но старый 2/8 .втулка перед с колесом кампа.зад Шимано касета Китай вроде цепь и касета под замену и да найти касету за недорого и неплохую ой как не просто оказалось столько нюансов .переклюк короткая лапа рассчитан максимально под 26.нашел вроде вариант Шимано 12/25 .цепь пока КМС поставлю .покрышки 25 .камеры насос тоже надо в дорогу и компрессор купить придется тоже мультитул .жду с нетерпением сезона .да по велотуфлям раньше другие были.решил пока на мтб попробовать говорят с ними тоже крутят.есть горный на нем крутил но он тяжёлый каденса не хватает.вобщем пока только в предвкушении .2
  • Gleb VorontsovPoline, согласен, Karma is not a bitch. «Этот велосипед тоже достался мне по очень удачной цене» 🤡🤡🤡6
  • KIZПошлый, ровно наоборот, алюминий весьма себе устаёт в отличие от карбония0
  • Пошлый кактусKIZ, я тут даже больше про трещины, которые можно не заметить Но в шоссейниках я вообще профан, поэтому тут так, предположение0
  • KIZПошлый, трещины на лаке влияют только на эстетику, можно хоть лаком для ногтей заклеить. Можно ознакомится самому, справедливо и для даунхилла - первый прилетевший булыжник отправлят алюминиевую раму на свалку, а карбоний если выжил - можно катать без раздумий лишних, у него нет скрытых повреждений и текучести. А усталостные трещины алюминия можно ультразвуком искать и не найти, и на спуске получить отвал рулевого стакана. Б\у китай-карбон даже надежнее, особенно из-под гонца: если гонец его сразу не сломал - любитель крайне врядли когда-либо сломает, даже 100+ кг. P.S. веду речь только про надежность. Понятное дело что алюминий в разы дешевле а карбоний не всем сдался за пивом и сигами в ларёк катать2
  • AnastasiaСтатья о шоссейном велоспорте в России без упоминания слов балкон или вентилятор, считаю, не дописана 😁 А если серьезно, все по делу, понравилось про форму эскапизма, тоже буду так говорить мне повезло начать кататься в 2019 когда можно было за 100\200 тыщ купить хороший велосипед в магазине4
  • Poline MurravК чести автора, она ошиблась. По ссылке она приводит совсем новый Аэроад на дисках и новой 12 ск ди2, а у нее — немножко пожилой велик на крабах и, насколько я могу разглядеть, Ультегре 6800, причем механической. Ее велик 6 тысяч евро никогда не стоил) Я не могу по фотке понять, оригинальные ли это колеса Мавик. Если да, то с натяжкой и правда цена ему 200К. Но это не отменяет того факта, что велик из Калининграда.11
  • ВилкоСтатья годная!2
  • Павел БасистовУ меня за четыре года ушло почти миллион. С начала этого года только: шоссейник карбоновый на ультегре каска с визором пару штанов, тапи, покрышки в сумме 400 тыщ. И это я еще на новый велик мощемер не купил и аэроколеса хочется. Но для здоровья полезно, и в целом интересно.8
  • Павел БасистовPoline, велосипеды из Европы вообще мутная тема. Но с калининграда лучше не брать, может такой хлам приехать. Даже если он не ворованный, а просто перекуплен в сомнительном месте. В общем даже если на карму положить, то проблем с ним может быть полно.1
  • Павел БасистовПошлый, у меня велик 23х летний карбон. Все отлично. И чинится если что. А вот старый люминий так треснуть может, что костей не соберешь. Так как усталость он накапливает очень сильно.2
  • СашаЯрослав, есть ещё вариант с китайкарбоном и китайскими запчастями. Сейчас уже всё вроде хорошего уровня у них.1
  • Павел БасистовНу и чета мало теренировок два раза в неделю. Я чтобы держать свои чахлые 300 ватт фтп по 8 часов в неделю кручу.5
  • Алексей ЛанцовРассказ об опыте погружения в хобби - это прекрасно, и опыт вовсе не обязан быть на 100% правильным. Но кто-то должен о неправильности рассказать) - ТО раз в полгода или в сезон не заменяет смазку цепи раз в 100-200км. Если бесит чистить, как и меня, то можно пользоваться парафиновыми смазками, они почти не собирают на себя грязь, и вместо чистки достаточно тряпочкой протереть. Наиболее популярные бренды таких смазок - Squirt и Smoove. Наверняка есть и другие. - Для велосипедизма велокомп удобнее, чем часы. Если уже есть Apple Watch для жизни, и в целом их хватало, то для велика можно сразу брать Garmin Edge с пульсометром. Для трека - ещё и с датчиком скорости. 530 обладает минимальной необходимой функциональностью, 830 - ещё и сенсорным дисплеем, что в некоторых случаях предпочтительнее. - Пульсометр и пульсоксиметр - разные вещи. Второе в Garmin Venu 2s есть, а нужен именно нагрудный пульсометр, если хочется крепить часы на руль и всё ещё измерять пульс.11
  • AnastasiaПавел, балкон ИЛИ вентилятор ))2
  • Анастасия ПопинакоПавел, в плане спортивных приблуд я аскетична, поэтому стараюсь не покупать то, что не нужно на постоянку или то без чего смогу тренироваться. У меня даже летняя велоформа в двух комплектах, чтобы не столкнуться с проблемой выбора и маяться, что на тренировку "нечего надеть")2
  • Анастасия ПопинакоПавел, не написала об этом, хотя действительно стоило бы. Помимо тренировок с командой, начиная с мая и до октября, езжу по утрам часов одна или с приятельницей в сторону Николиной горы. Получается по 50-60 км/заезд, в выходные - 80-100 км.4
  • Анастасия ПопинакоKs, to be continued. Это в будущих сериях велосипедного сериала, видимо)2
  • ДмитрийОбожаю велосипед: это приключения, энергия, движение, впечатления, своя тусовка. Влюбился в эти джерси и шлемы. Уговариваю себя, что для всего этого мне не нужен новый, супер легкий, супер стильный гравел, а хватит моего алюминиевого старичка, а то и 100 000₽ не покажутся пределом. :))) Боюсь, что когда то ошибусь, и впишусь в покатушки, где будут только одни шоссейники. Но сейчас, обычно, собирается настолько разношерстная группа великов, от аккумуляторных моделей до складных или антикварных. Что переживать за то, что буду плестись в конце не приходится. )2
  • Kira Smirnovaкстати у китайцев велокомпьютеры тоже неплохие, magene, xoss всякие. Чтобы не тратить большие деньги на garmin, wahoo и тд. Я недавно купила себе magene, с пульсометром и датчиком каданса/скорости. Пока что все отлично, я довольна. Впрочем, как и велоформа у них есть очень приличная, но только именно фирменная — Lameda, Spexcel и тд. Это чтобы и аскетичность сохранить, и добавить разнообразия:)2
  • Павел БасистовАнастасия, я в ленобласти за 30 тыщ пробега пару раз вступал в конфликтные ситуации. Но обычно, если едешь адекватно, с фонарями, согласно ПДД да еще и в велоформе. Никто тебя не трогает и обгоняют даже с поворотниками :-)2
  • Павел БасистовKira, magene у меня отпал, так как тренировки рисовать красиво не может. Даже гармин 130 лучше это делает. Для тренирующихся это принципиально может быть. Ну и лично у меня вся экосистема Garmin, а magene даже в страву уже VPN хочет.1
  • hjoi guiooПавел, перепись велосипедистов-выебонщиков объявляется открытой, держите в курсе. казалось уже нигде нет такого явного пренебрежения и токсичности, но нет, старый-добрый велоспорт всё еще тут8
  • Alexey RozovЕсли б я прочитал такую статью в начале нулевых, наверное, впал бы в уныние, и не сел бы на шоссер никогда). Мой первый алю шоссер Пежо весом 10кг стоил 400 у.е., и не мешал приезжать на групповых в маме и разыгрывать спринты. Да, сейчас велосипед дороже, но это скорее удовлетворение личных эстетических потребностей, а не обязательное условие. И писать статью про шоссейный велосипед, ставя во главу угла деньги, это крайне поверхностно, и вообще не первостепенно. Но, учитывая, что автор делает вывод, о том, что велошоссе, это в меру экстремальный вид, говорит ещё о крайне малом опыте. За мои 25 лет в шоссе, я не знаю ни одного велознакомого, который не попадал бы в ДТП, или завалы, как с переломами себя и инвентаря, так и летальными исходами, и именно это нужно объяснять начинающему, а не стоимость велотрусов, простите, человек должен понимать, на что он подписывается.6
  • Анастасия ПопинакоПавел, у меня был полуконфликтный и то единожды, когда какие-то колхозники в Рузском районе выкрикнули мне из своей копейки, что я еду неправильно, надо ехать против движения! Был забавный и в то же время нелепый случай. ДПСники решили перевести через дорогу с велосипедом. Хотя я об этом не просила и мне не нужно было. Вот такая забота.1
  • Анастасия ПопинакоМак, громко сказано "поле". Это прям рядом с шоссе было, буквально пару шагов от дороги, ха.1
  • Павел Басистовhjoi, вы лучше в какойнибудь специализированный чат зайдите или на форум. Вот там токсичность так токсичность. А я лишь заметил, что тренировок для прогресса маловато.0
  • Павел БасистовАнастасия, ну покажется снобизмом для многих, но чем дешевле машина, тем менее адекватен ее владелец.1
  • Анастасия ПопинакоПавел, и пусть покажется! 100%. Катаясь порой по Рублевке, я ни разу не была обсигналена.2
  • АртурПавел, весь потенциал это до 20 лет в циклике , если базы не было в пик набегано , наплавано , накручено - все остальное " для себя " покупай хоть че , будешь просто красиво обутый и одетый человек на дорогом оборудовании )1
  • Pink MilkAlexey, абсолютно точно, в РФ шоссейный велоспорт уничтожен как класс, опасно ездить по дорогам просто...и главное конечно в велоспорте не деньги, а время и желание. Я сравнивал два своих вела, один стоил 1 к другой 5 к с контактами, разница по средней 2 км/ч. Сейчас из 7 велов один на двоих с сыном, он в спортзал ездит, я вечером вдоль виноградников, мало конечно 25-30 в день, но работа и быт. 21 год ещё живя РФ ездил на работу каждый день в сумме 44 км, душ на работе и тп, но работоспособность редко падает, пришлось снова сесть на машину.0
  • Александр КупераСначала несколько удивила ширина шин - 28мм, показалось, что это очень широко для шоссейника. А потом дошло, что я как на mtb оцениваю ширину протектора в дюймах, были плюсовые колеса на 2.8 дюйма, уставал на них после 2.2, зато вниз по камням держак был изумительный. Каждая дисциплина - это свой мир.1
  • user2506447Poline, классный отчет, очень информативный для начинающих. Одно замечание, раз катаете по Москве с интенсивным трафиком, форма нужна начиная со шлема более заметная яркая, включая белые носки, это классика всех шоссейников в мире, при движении ног в белых носках велосипедиста очень далеко видно. Непонятно почему ваши уважаемые МС этого не понимают. 🤷‍♂️ А за отчет большой плюс ставлю.4
  • Владимир БубновПульсометр обязательно! Иначе как вы вообще своё состояние, нагрузку и прогресс оцениваете?1
  • Андрейhjoi, это совсем не токсично. Вы бы на самом старом форуме горнолыжок и сноуборда зашли, похвастаться, что купили Burton. Вас там проклянут и порчу побегут наводить))1
  • АндрейАнастасия, почему только там? Вы запросто можете до Звенигорода доезжать по красивой и относительно свободной трассе. Мимо деревни Аксиньино. Посмотрите на карте. увеличите маршрут. в одном из мест река совсем рядом проходит, сможете искупаться ли просто отдохнуть. виды на километры вокруг очень красивые.1
  • Μаксим ΟрловНастя, молодец, отличная статья, спасибо! Думаю, что также стоит отметить преимущества велоспорта - велопутешествие. Лично для меня, самыми яркими впечатлениями за последние несколько лет стал спуск с озера Рица в Абхазии, в Гагре тоже, то еще зрелище и ощущение!1
  • Анастасия ПопинакоАндрей, да, и до Звенигорода доезжала. Спасибо за рекомендацию! Изучу маршрут через эту деревню. Хотя наименование очень знакомое, возможно, проезжала мимо, но, разумеется, про view point не знала0
  • Анастасия ПопинакоПавел, конечно, написать, раз не занята ниша)1
  • Анастасия ПопинакоАндрей, даже негативный комментарий - это еще один плюс к продвижению статьи! :) Но сколько людей, столько и мнений. Тема велоспорта обширная и все знать невозможно, да мб и не надо любителю. Что касается ГАИ и ДПС, то и сейчас не то, чтобы уж очень приветствуют велосипедистов, даже знак повесили несколько лет назад. И все бы ничего, но так высоко, что его увидеть нереально)))2
  • Анастасия ПопинакоΜаксим, привет!)))) Да, кстати, у меня была поездка в Турцию с велотусовкой. Очень клевый опыт и страну смотришь с нового ракурса: как ведет себя водители, инфраструктуру, прежде всего на качество асфальта. Но не стала писать об этом опыте, а то статья бы никогда не закончилась бы)1
  • Андрей ОрловСпасибо,Настя. Вам в удовольствие - значит дело того стоит. Аккуратнее на дорогах. Сложится ситуация - кого сносить, даже выбирать не будут. И про заметность тут писали. О-о-очень важно. Счастья.1
  • Михаил ШамовПавел, чахлые или нет - зависит от веса) Если у вас вес 65 кг - одно дело, если 85 - совсем другое.0