«Если чувствую высокомерное отношение, быстро увольняюсь»: сколько зарабатывает клинер
Читатели продолжают делиться с нами историями о своих профессиях.
Героиня этого выпуска рубрики в 40 лет ушла со спокойной должности на заводе и стала зарабатывать на уборке квартир. На разовых заявках от клининговых агентств Лариса создала себе хорошую репутацию, и теперь у нее есть постоянные клиенты, которые приносят стабильный доход. Она рассказала, почему считает себя клинером, а не уборщицей, какие сложные случаи были в ее практике и зачем ей курсы по ведению переговоров.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала ее и оформила по стандартам журнала
Выбор профессии
По образованию я библиотекарь, но по специальности работала совсем недолго. Быстро ушла в декрет, а выйдя из него, устроилась няней в детский садик, потому что как сотрудник могла оформить туда своих детей и меньше за них платить. Там я проработала четыре года. Крики, визги, плач, беготня — тишина стояла только в тихий час! Многие тогда мне говорили: «Ну ты и герой!» В группе 25 и больше ребятишек, их нужно было одеть и раздеть, сопельки вытереть, уговорить покушать, постели расстелить, потом заправить и, конечно же, постоянно поддерживать чистоту. Медсестра регулярно проводила осмотр санитарного состояния помещения, буквально ходила с ваткой и проверяла пыль. Опыт работы нянечкой мне очень помог в моей нынешней профессии: я отслеживаю чистоту в таких уголках, куда не каждая хозяюшка будет заглядывать.
После садика я трудилась 12 лет на заводе, занималась административной рутиной. Перспектива там была только одна — тихо и спокойно работать до пенсии, считая каждую копейку. Было ощущение, что я в норке, а жизнь бурно проходит мимо. Хотелось направить свои силы на помощь другим, как-то проявлять заботу, внимание, двигаться и общаться с людьми, а не киснуть в офисе с 8 до 17. Мне было жизненно необходимо что-то поменять.
О клининге я узнала от знакомой, которая работала в этой сфере и неплохо зарабатывала. Я подумала, что тоже так смогу, и смело прыгнула с трехметровой вышки в неизвестность.
Начинать с уборки у незнакомых клиентов было страшновато, поэтому я обратилась в клининговые агентства, которые нашла через знакомых и объявления в газетах. Агентство обсуждало все детали с клиентами, а мне оставалось только выполнять договоренности по уборке. В первую же неделю я попала в мобильную бригаду и получила первый гонорар — 800 ₽ за выход.
Мобильная бригада — это группа клинеров, работающих на одном объекте. Она формируется из работников, которые свободны на данный момент, и направляется по поступившей заявке. Это может быть и генеральная уборка в квартире, и отмывка магазина перед открытием. Заявки поступали ежедневно: мне звонили из агентства и предлагали объект на этот день, я могла согласиться или отказаться. Иногда давали несколько вариантов на выбор.
Агентство также предлагало клиентам пробные уборки: сначала приходит один клинер, в следующий раз — другой и так далее, пока человек не выберет того, кто ему больше нравится. Уже на второй неделе работы я получила своего первого постоянного клиента — двухкомнатную квартиру на улице Кошурникова. За выход мне платили 1000 ₽. До сих пор помню хозяйку: она хотела, чтобы кроме общей уборки я протирала листья растений и чистила обувь специальными средствами. Потом появились и другие просьбы.
Дошло до того, что хозяйка попросила меня крестовой отверткой открутить стекло в духовке, помыть его и прикрутить обратно.
Агентство решило, что такие услуги должны оплачиваться отдельно, а клиентка отказалась платить больше. Меня сняли с этого объекта и направили на другой.
С агентствами я сотрудничала около года, зарабатывала себе репутацию. Сейчас у меня четыре постоянных клиента. Они рекомендуют меня своим друзьям и знакомым, те звонят, просят выйти на разовые уборки. Таких просьб очень много, новые заказы поступают часто, а неделя у меня уже вся расписана. Я либо сразу отказываю, либо ставлю в очередь — выхожу, когда появляется свободное время и необходимость в дополнительном заработке.
Суть профессии
Клининг — это привычная нам уборка. Просто «клинер» звучит по-современному и отражает новые реалии, когда каждый может зарабатывать на качественно оказанной услуге, в то время как уборщицей в нашем обществе принято называть человека, который находится внизу социальной лестницы и не достиг чего-то значимого в жизни.
Я считаю, что уборка — это умение, которое воспитывается с детства. У взрослых людей порой бывают совершенно разные представления о порядке и чистоте. Именно поэтому в профессии клинера важен навык коммуникации. Нужно обсуждать, какой результат человек хотел бы видеть после уборки, выстраивать с ним сбалансированные рабочие отношения.
Иметь постоянных клиентов лучше, чем работать по разным заявкам от агентства. Это и стабильный доход, и устойчивый график, и возможность для профессионального и личностного роста, а главное — работать становится проще. За четыре раза можно качественно отмыть квартиру, а потом лишь поддерживать чистоту.
Самый большой минус в работе с частными клиентами в том, что за нее не начисляется трудовой стаж. Можно, конечно, оформить самозанятость, чтобы шли отчисления в пенсионный фонд, но я нашла другой выход: устроилась уборщицей в офисную компанию. На это меня подтолкнула пандемия, когда все мои клиенты сидели по домам и сами у себя убирались, тогда вообще никаких заявок не было.
Поначалу я даже радовалась, что можно валяться на диване и ничего не делать, не спешить, не мотаться по городу, но уже через неделю появилось чувство тревоги: неясно было, как долго продлится самоизоляция. И тут мне позвонил клиент, у которого я разово убирала квартиру, когда его жена была в роддоме. Он предложил мне поработать в фирме, им нужен был человек для дезинфекции поверхностей. Я согласилась, а потом осталась там уже на официальной должности уборщицы. Сейчас совмещаю эту работу с уборкой квартир.
Когда я вижу грязное помещение, у меня руки начинают чесаться, появляется азарт и энергия.
«Сейчас, сейчас я тут все помою, приберу, по полочкам разложу», — думаю я, когда берусь за работу. Простую поддерживающую уборку в квартире всегда начинаю с того, что поднимаю все разбросанные предметы и раскладываю их по местам. Помню, папа в детстве всегда говорил: «У каждой вещи должно быть свое место!» Затем мою посуду и убираюсь на кухне: чищу плиту, микроволновку, холодильник. Дальше идет поверхностная уборка в комнатах и мытье полов, обязательно протираю все двери. Заканчиваю наведением порядка в ванной и туалете. Есть клиенты, к которым я прихожу раз в две недели, у них уже уборка с элементами генеральной: перестелить кровать, постирать и погладить белье.
Кроме еженедельных уборок у постоянных клиентов меня иногда вызывают отмыть квартиру после ремонта. Цена за такую услугу выше, потому что работы больше. Начинаю с мытья потолка и стен: на них оседает строительная пыль, хотя и несильно. Дальше мою люстры, плинтусы и двери. Пол обычно очень запачкан, мою его два-три раза, а некоторые места оттираю вручную. Убирать ванную комнату в квартирах после ремонта сложно: даже на новом кафеле остается строительный налет, избавиться от которого непросто, а уж отмыть старый кафель и сантехнику — это вообще отдельная история.
В офисе я собираю мусор, протираю столы, подоконники и двери в кабинетах, убираю в коридорах. В туалетах обрабатываю раковины и унитазы, протираю зеркала, ставлю свежую бумагу, жидкое мыло и салфетки. На офисной кухне мою микроволновку, обеденные столы, холодильник, раковину и разные мелочи. В мои обязанности входит также вынос мусора.
Специальной униформы у меня нет, но есть два комплекта одежды. Один — для работы в компании, другой — в квартирах. Мне кажется, что переносить пыль и грязь из офисных помещений в жилые неправильно. В каждом комплекте у меня удобная обувь, футболка, спортивные штаны и носки. Когда иду убирать квартиру, беру еще перчатки и специальные фирменные тряпочки «Белый кот» или Tupperware. Также у меня своя швабра, ведро и палка для мытья окон. Химию на постоянную уборку не беру, пользуюсь тем, что есть у клиента, потому что у всех свои предпочтения относительно моющих средств.
Я спокойно отношусь к тому, что в процессе уборки натыкаюсь на интимные вещи хозяев, это жизненно. Квартира — личное пространство людей, которые там живут, а я человек приходящий.
У меня низкая степень брезгливости, самое неприятное — это уборка лотков за животными.
Моими услугами чаще всего пользуются семьи с маленькими детьми и домашними питомцами. С клиентами мне везет: это адекватные люди, которые прекрасно понимают, что уборка — сложное занятие, отнимающее много сил и времени. Они относятся ко мне уважительно, хвалят результаты моей работы. С некоторыми бывшими клиентами мы до сих пор переписываемся, поздравляем друг друга с праздниками.
Я позитивный и открытый человек, но если чувствую к себе высокомерное отношение, то на работу либо не соглашаюсь, либо быстро увольняюсь с такого объекта. С критикой и непониманием мне тоже приходилось сталкиваться — правда, за всю практику могу вспомнить только три сложных случая.
Как-то у одного клиента прогенералила спальню, а в остальных комнатах сделала обычную поддерживающую уборку. Закончила, уехала домой. Поздно вечером звонит клиент, спрашивает, стирала ли я шторы в спальне. Я ответила, что стирала их и гладила два месяца назад и что в этот раз стирку мы не обговаривали. Он же считал, что генеральная уборка по умолчанию включает в себя эту услугу, жаловался, что пыль со штор нападала и теперь в квартире снова грязно. Мне было очень обидно это слышать. Для понимания ситуации: на улице зима, штор в спальне пять единиц, а времени хозяин дал всего лишь четыре часа.
Был еще случай, когда я убирала в квартире, где был котенок. Я, как обычно, сделала уборку в детской комнате и ушла работать дальше. Котенок бегал за мной везде, гонялся за шваброй, а потом вдруг пропал. Я подумала, что он наконец-то устал и спит где-нибудь, а оказалось, что он забежал в детскую, запрыгнул на комод и начал играть с цветами в горшках. Земля была разбросана по всей комнате, а я перед уходом туда даже заглядывать не стала: была уверена, что все чисто. Вечером хозяйка позвонила и обвинила меня в том, что в детской я не убирала. После этого я стала всегда закрывать двери в уже убранные помещения.
Ошибки бывают даже у опытных клинеров, это абсолютно нормально. Главное — уметь справляться с последствиями.
Однажды при уборке квартиры я поторопилась и случайно разбила стеклянную вазу. Клиентка очень расстроилась, так как это был подарок ее сестры. Я извинилась, объяснила ситуацию, и мы остались в хороших отношениях. Еще недавно я случайно сломала часы. Вытирала пыль под полочкой, на которой они стояли, каким-то образом их задела, они сверху на меня и упали. Мне ничего, а механизм у часиков отвалился, пришлось возместить хозяйке часть денег за ремонт. Часто в таких случаях я просто беру меньше за работу, чтобы компенсировать ущерб. От полной стоимости испорченного предмета клиенты почему-то всегда отказываются.
За 12 лет в клининге я многому научилась. Например, могу на глаз определить степень загрязнения помещения и быстро назвать цену за работу. Поняла, с чего мне легче всего начинать уборку. Но главное — научилась внимательно относиться к пожеланиям клиента, даже мельчайшим. Их я выполняю обязательно и в первую очередь, а уже потом делаю то, что считаю нужным.
В профессии клинера многое приходит с опытом, но учиться всегда есть чему. Я читаю статьи в интернете, связанные с уборкой, например, как что-то отмыть при помощи натуральных средств, без химии.
Вот несколько моих советов, как сделать процесс уборки более легким и эффективным:
- Гладьте белье в самом начале — вы не представляете, сколько от него потом пыли.
- Чтобы избежать матового налета и разводов при мытье зеркальных поверхностей, добавьте в моющее средство воды.
- Попробуйте помыть окна «Мистером Пропером» для пола и стен, по-моему, это лучшее средство!
- Используйте специальные тряпки для уборки, а не все, что попалось под руку, — они действительно лучше собирают грязь.
- После чистки кранов на кухне и в ванной натрите их сухой тряпочкой — сразу появится яркий блеск, который поднимет настроение.
Мне нравится приводить хаос к порядку, видеть и ощущать результат собственной работы. Убранное помещение становится светлее, в воздухе появляется запах свежести.
Также приятно осознавать, что и директор фирмы, и клиенты ценят и уважают меня за добросовестный труд. Об этом говорят премии и добрые слова в мой адрес. Недавно был смешной случай. Я пришла на квартиру по графику, навела порядок. Не успела дойти до автобусной остановки, как звонит хозяйка: «Лариса, представляете, я сейчас зашла к себе домой и испугалась: там все убрано и чистотой пахнет, не могла понять, что произошло. А потом вспомнила, что сегодня вторник и вы приходили на уборку. У меня совсем это из головы вылетело! Спасибо вам большое за все». В такие моменты я особенно ценю свою работу: она положительно влияет на людей, поднимает им настроение и дает ощущение свободы в том пространстве, где они живут.
Еще мне нравится, что можно самостоятельно выстраивать свой график. Также я сама решаю, какой объем дополнительной работы готова взять.
Минус моей профессии — это усталость. Иногда так выматываюсь, что ни рук, ни ног не чувствую, стала побаливать спина. Дерматит на руках и проблемы дыхательных путей — тоже спутники клинера, так как приходится много работать с бытовой химией.
Из-за усталости и постоянных физических нагрузок уборка в собственном доме мне стала в тягость.
Сапожник без сапог, называется. Вечером нет сил, а в выходные наваливается куча личных и семейных дел. Вот и ждет меня моя домашняя уборочка, слезки льет. В последнее время для решения этой проблемы я стала применять метод размусоривания. Каждый будний день выделяю минут 10—15 на быструю уборку небольшой зоны, в воскресенье навожу чистоту там, где не успела за неделю, а субботу оставляю свободной, чтобы себя баловать, — без этого никак.
Рабочий день
В понедельник и четверг я убираю в офисной компании, во вторник, среду и пятницу — у частных клиентов. В стандартной неделе у меня 32 рабочих часа.
В компании рабочий день начинается в восемь, так что, к сожалению, приходится просыпаться рано. Ну что ж, терплю, с вечера настраиваюсь. Зато в 16 часов уже заканчиваю. В дни, когда убираю у частных клиентов, позволяю себе поспать подольше, завтракаю, собираюсь без спешки и еду по адресу. За день до уборки всегда отправляю смс клиенту с напоминанием о своем приходе. Заканчиваю тоже не позже 15—16 часов и еду домой.
Время при уборке квартиры распределяю примерно так: работаю час-полтора, делаю маленькую паузу — чем-нибудь перекусываю, потом часа полтора или два убираю, 30 минут на полноценный обед, затем еще два-три часа работы. В целом на одну квартиру уходит от пяти до семи часов.
Самое большое помещение, которое я убирала в одиночку, — трехэтажный коттедж с двумя оранжереями, собакой и котом. На уборку этой громадины уходило больше восьми часов.
Свободное время трачу на отдых, домашние дела, любимых детей и внуков, на дорогих друзей и на духовное — читаю Библию.
Доходы и расходы
В месяц я зарабатываю около 50 000 ₽, офис и частные клиенты приносят примерно поровну, по 25 000 ₽. Я считаю, что получаю неплохо, моя зарплата явно выше рынка. В сезон, с работой по субботам и разовыми подработками, выходит около 70 000 ₽. Заявки на разовые уборки поступают постоянно, особенно много их весной и осенью, когда людям нужно помыть окна, а под Новый год большой спрос на генеральную уборку. С этой работой я без денег точно не останусь.
Цены на мои услуги варьируются в зависимости от степени загрязнения помещения или предметов и выглядят примерно так:
- 700—800 ₽ — час генеральной уборки;
- 600 ₽ — стоимость часа при выполнении еженедельной стандартной уборки, сюда входит вынос мусора, дополнительно за это денег не беру;
- 600—700 ₽ — помыть стандартное двухстворчатое окно с пластиковым профилем, в цену включено само стекло, профиль, резинки, фурнитура, откосы, бонусом идет мытье батареи под окном;
- 200—300 ₽ — работа со шторами: снять, постирать, повесить.
Кто-то из моих коллег берет поменьше, но у меня больше десяти лет опыта, поэтому и цены такие. Когда прихожу в новую квартиру, разговариваю с хозяйкой, выясняю ее пожелания и исходя из них называю общую цену. Если все устраивает, приступаю к работе, договор не заключаю — все исключительно на доверии и взаимопонимании.
Все, что зарабатываю, я распределяю по категориям. Например, получила доход 3000 ₽ за выход на уборку и делю его: 700 ₽ — на накопительный счет, 300 ₽ — на инвестиции, 2000 ₽ — на насущные расходы вроде продуктов и транспорта. С официальной зарплатой делаю то же самое. Корректировки в эту систему вношу по ходу — например, когда предстоит крупная покупка.
Живу я с мужем, он работает на железной дороге осмотрщиком-ремонтником вагонов, получает в районе 45 000 ₽. Квартиру брали в ипотеку. Раньше все платежи муж вносил самостоятельно, а я этим сильно не интересовалась, но чуть больше года назад прошла курсы по инвестированию и поняла, как можно быстрее рассчитаться с долгами. С тех пор помогаю мужу со взносами и стараюсь погасить ипотеку досрочно.
До апреля у нас был совместный бюджет, а сейчас в качестве эксперимента решили перейти на раздельный.
Я трачу гораздо больше, чем муж, и, чтобы бороться с этой проблемой и пожестче себя контролировать, решила попробовать интересный метод накопления денег. Сразу скажу, это не я такая умная, автор метода — Ольга Гогаладзе. Вот что я сделала:
- открыла два счета в Т-Банке — накопительный и брокерский;
- на карте денег не держу, все храню только на накопительном счете. Когда нужно рассчитаться за покупку, захожу в мобильное приложение и перевожу нужную сумму на карту. Это неудобно для трат, но эффективно для накопления;
- 10% с каждого полученного дохода перевожу на брокерский счет и покупаю валюту — доллары и юани.
Планирую пользоваться этим методом ближайшие три месяца. Посмотрим, что получится в плане экономии.
Кроме того, стараюсь избегать спонтанных покупок, беру еду по списку, слежу за акциями на нужные товары. Одежду и обувь покупаю только при необходимости.
У нас открыты ИИС, у мужа есть личный брокерский счет, у меня — Инвесткопилка. Инвестируем в основном на ИИС: покупаем краткосрочные облигации, акции надежных эмитентов, дивидендные акции, ETF-фонды, валюту и золото. Мы долгосрочные инвесторы, в рисковые активы не вкладываем.
Также у нас есть депозит в Сбербанке под 3% годовых, с которого можно снять любую сумму при необходимости, он выполняет роль финансовой подушки безопасности. Берем оттуда деньги в крайних случаях, например на взнос по кредиту или ипотеке, если не хватило ежемесячных доходов.
В общей сложности у нас накоплено около 100 000 ₽.
Финансовая цель
Моей финансовой целью на этот год была покупка машины. Начала копить, собрала первые 5000 ₽, а потом родственники предложили купить машину у них по очень интересной цене. Мы с мужем посоветовались и решили взять кредит. Так что на данный момент вместо стратегии накопления обдумываю варианты досрочного его погашения. Поставила для себя срок — три года.
До машины мы с мужем копили на отдых в Турции, и нам это удалось. Летом едем отдыхать. За 161 000 ₽ приобрели тур на двоих на 12 дней. Планируем еще взять с собой 200 $ (16 266 ₽) на покупки и разные нужды. Едем первый раз, новички. На отдых получилось накопить за год и три месяца.
Будущее
Будущее мне пока непонятно. Хочу найти баланс между работой и отдыхом, сократить рабочий график и выделить один будний день на личные дела.
В долгосрочной перспективе планирую продолжить обучение по инвестированию, а еще — пройти курсы по умению вести переговоры. Мне кажется, это навык, который пригодится и в профессии, и в жизни. К сожалению, все подобные курсы в Новосибирске проходят онлайн, а мне бы хотелось живого общения, так что буду искать дальше.
Собственное клининговое агентство открывать не планирую, хотя задумывалась об этом.