Как съездить в морской круиз и сколько это стоит

129
Как съездить в морской круиз и сколько это стоит

Для нас с мамой круиз — самый удобный вид путешествия.

Аватар автора

Александра Будянская

ездила в круиз

Страница автора

За неделю можно посмотреть несколько европейских городов. Еще не надо тратиться на рестораны или готовить самостоятельно: буфет на корабле работает 20 часов в сутки. Каюта похожа на номер в неплохой гостинице, а виды с балкона в открытом море не сравнить ни с чем.

В круизах по Европе мы бывали два раза в год — весной и осенью. За поездку осенью 2019 года в каюте с балконом заплатили 100 тысяч рублей на двоих. Из них сам круиз стоил всего 38 тысяч.

Обычно круиз обходится мне в два раза дешевле, чем путешествие по суше. Расскажу, как его купить и на чем можно сэкономить.

Потратили на двоих за 9 дней круиза в 2019 году — 102 600 ₽

Авиабилеты в Рим и обратно40 000 ₽
Круиз38 100 ₽
Чаевые на корабле10 500 ₽
Трансфер в порт6700 ₽
Ночевка перед круизом4500 ₽
Возвращение в аэропорт2800 ₽

Потратили на двоих за 9 дней круиза в 2019 году — 102 600 ₽

Авиабилеты в Рим и обратно40 000 ₽
Круиз38 100 ₽
Чаевые на корабле10 500 ₽
Трансфер в порт6700 ₽
Ночевка перед круизом4500 ₽
Возвращение в аэропорт2800 ₽

Зачем идти в круиз

Много стран. В круизе можно комфортно посмотреть сразу несколько стран. Когда путешествуешь по суше, на переезды тратишь больше времени, чем на осмотр достопримечательностей. В европейских круизах все наоборот: ночью плывешь в другую страну, а днем гуляешь по городу. За время стоянки мы проходим 10—15 км, осматриваем пару музеев и соборов, закупаемся на рынке и распродажах.

В более длинных круизах дней в море больше и они могут идти подряд. Атлантический океан корабли пересекают без остановок за 4—6 дней.

Расписание стоянок в стандартном круизе по Средиземному морю. За 8 часов стоянки можно обойти полгорода
Расписание стоянок в стандартном круизе по Средиземному морю. За 8 часов стоянки можно обойти полгорода

Комфорт. Круизы подходят для отдыха с пожилыми родственниками. В таком путешествии никто не устанет от переездов и не потеряет багаж. Еще корабль хорошо приспособлен для людей, передвигающихся на колясках: везде есть пандусы, лифты и специально обученный персонал. Людям старше 55 лет круизные компании иногда дают скидки.

Дети. В круизе удобно с детьми. Обычно на лайнерах есть детская комната для малышей и развлечения для подростков: аквапарк, бассейны, кинотеатр, спортивные площадки, веревочные парки, дискотеки и мастер-классы.

Тратьте в отпуске меньше
Подпишитесь на бесплатную рассылку. В подарок пришлем 10 важных статей об экономии в поездках

На кораблях интересно. Некоторые пассажиры вообще не сходят на берег во время стоянок. Лайнер огромен, там всегда есть чем заняться. Развлечения интернациональные: опера, классические концерты, джаз, дискотеки, «Цирк дю Солей», кулинарные классы и дегустации, уроки рисования и танцев, спортивные классы.

Если хотите тишины, можно просто загорать у бассейна с книгой. За неделю на корабле я успеваю прочитать пару произведений.

Круизный лайнер — это такой плавучий курорт. Легко забыть, что ты в море, а не на суше. На некоторых лайнерах даже есть настоящие парки с лавочками в тени деревьев.

А еще можно посмотреть места, куда дорого и неудобно добираться самостоятельно. Например, на Аляску или остров Пасхи в несколько раз дешевле попасть на корабле, чем по воздуху или суше.

В порту Мальты в кадр поместилась только половина корабля «Меравилья»: в длину он 316 метров. Наша каюта была под эмблемой на 11-й палубе
По лестнице с кристаллами Сваровски можно узнать любой корабль MSC. Она соединяет три общие палубы с барами, ресторанами, казино и ресепшн. Каждый вечер там выступают музыканты
Фотографию на лестнице корабельный фотограф сделает за 20 € (1420 рублей), а мама — бесплатно
На всех новых кораблях MSC под потолком променада установлены огромные светодиодные экраны. На них показывают короткие ролики. Фон меняется несколько раз в час
На всех новых кораблях MSC под потолком променада установлены огромные светодиодные экраны. На них показывают короткие ролики. Фон меняется несколько раз в час

Круизы из России

Круизный сезон в России короткий — с мая по август. Для сравнения, в Средиземном море круизный сезон не прекращается вообще.

В России четыре круизных порта — Санкт-Петербург, Сочи, Петропавловск-Камчатский и Владивосток. Путешествия оттуда дорогие, и их мало. Мы с мамой покупали круизы в Европе.

В 2023 году международные круизы возможны только из Сочи в Турцию. Однако это недешево — от 80 000 ₽ на человека в двухместной каюте.

Недельное путешествие в Турцию обойдется недешево, зато будет интересно. Источник: cruclub.ru
Недельное путешествие в Турцию обойдется недешево, зато будет интересно. Источник: cruclub.ru

Многие путают круизы с путешествием на пароме «Принцесса Анастасия», который ходил из Санкт-Петербурга до 2020 года. Но он сильно отличается от круизных лайнеров. В первую очередь паром предназначен для доставки пассажиров, транспорта и грузов из одной точки в другую, поэтому на нем можно перевозить автомобили и собак. На круизных лайнерах животные запрещены и нет специальной палубы для транспорта.

Еще паром не такой комфортный, как лайнер. «Принцессе Анастасии» почти 40 лет. Стандартные каюты там похожи на купе в старых поездах, кают с балконами нет, а питание платное.

Мы с мамой никогда не стартовали из Санкт-Петербурга, потому что не удавалось поймать низкую цену.

Круизы по Европе

Круизов по Европе — десятки. Лайнеры останавливаются в портах Испании, Италии, Франции, Великобритании и других стран.

Вот, например, маршрут одного из самых популярных недельных круизов по Средиземному морю: Барселона, Марсель, Генуя, Рим, Палермо, Мальта и один день в море. Он круговой — это значит, что круиз можно начать из любого порта. Стоимость зависит от города, в котором турист садится на лайнер. Обычно дешевле круизы из Барселоны, Генуи и города Чивитавеккья в 80 км от Рима.

Круиз по Европе считается недорогим, если ночь на человека во внутренней каюте обходится в 50 €⁣ (3550 ₽). Недельный дешевый круиз на двоих стоит 700 €⁣ (49 700 ₽) и меньше. Обычно их можно поймать в несезон: по Средиземноморью — с ноября по март, а по фьордам — весной.

«Меравилья» в порту Мальты. Этот большой корабль компании MSC перевозит 6000 человек — 4500 пассажиров и 1500 сотрудников
«Меравилья» в порту Мальты. Этот большой корабль компании MSC перевозит 6000 человек — 4500 пассажиров и 1500 сотрудников
Стандартный круг по Средиземному морю можно начать из любого порта. Если корабль идет по часовой стрелке, из кают по левому борту видно побережье. В такие круизы ходят лайнеры компаний «Коста», MSC, «Аида». Дорогие компании предлагают более долгие некруговые круизы
Стандартный круг по Средиземному морю можно начать из любого порта. Если корабль идет по часовой стрелке, из кают по левому борту видно побережье. В такие круизы ходят лайнеры компаний «Коста», MSC, «Аида». Дорогие компании предлагают более долгие некруговые круизы

Межконтинентальные круизы

Бывают круизы, например, из Европы в Северную или Южную Америку, из Европы в Азию и наоборот. Цена ночи в длинных круизах меньше, поэтому двухнедельное трансатлантическое путешествие может стоить 700 €⁣ (50 400 ₽) на человека. В такой круиз я отправлюсь, когда найду попутчика: мама не переносит перелеты на дальние расстояния.

В межсезонье корабли перегоняют с континента на континент. Например, весной с Карибских островов на Средиземное море, осенью обратно. Они идут с минимальным количеством остановок. Подобные «перегонные» круизы дешевле остальных: не так много желающих провести неделю в море, не сходя на берег. Цена на такие круизы может падать до 15 $⁣ (960 ₽) за сутки.

24 ночи в море с отправлением с Мартиники. Источник: navimba.com
24 ночи в море с отправлением с Мартиники. Источник: navimba.com

Как устроен круизный корабль

У дорогих компаний есть плохие корабли, у дешевых — хорошие. На корабле-гиганте всегда будет шумно и тесно, а маленький дорогой лайнер может оказаться плавучим домом престарелых. Перед тем как бронировать круиз, я читаю отзывы о корабле на форуме Винского и круизном форуме «Навимба».

Современный круизный корабль может вмещать 2000—8000 человек. Там есть тематические рестораны и бары, казино, спа, открытые и закрытые бассейны, джакузи, аквапарк, магазины, спортзал, кабинет врача и салон красоты.

Корабли бывают размером с двадцатиэтажный дом. У каждой лестницы и лифта размещен удобный стенд с картой. Из любой точки корабля до бассейна или ресторана можно добраться максимум за 5 минут. Правда, иногда приходится долго ждать лифта или они приходят переполненные. Обычно я хожу по лестницам.

Несколько палуб полностью заняты каютами. На большой «Меравилье» таких палуб семь. Они похожи на коридоры в отелях. Каюты с четными и нечетными номерами расположены на разных сторонах корабля. Моя мама как-то прошла по кругу три раза в поисках нашей каюты, пока не поняла, что идет по неправильной стороне.

Высота современных лайнеров — около 70 метров. Размеры корабля сначала пугают. Кажется, что он затонет, как только выйдет из порта
Высота современных лайнеров — около 70 метров. Размеры корабля сначала пугают. Кажется, что он затонет, как только выйдет из порта
На каждом этаже удобная навигация. 17-й палубы на корабле нет: для итальянцев это несчастливое число
На каждом этаже удобная навигация. 17-й палубы на корабле нет: для итальянцев это несчастливое число
1/2
Высота современных лайнеров — около 70 метров. Размеры корабля сначала пугают. Кажется, что он затонет, как только выйдет из порта

Обычно в каюте размещаются вдвоем, но есть и семейные номера на четверых. Такие каюты надо брать за год или полтора: их меньше, чем двухместных. Часто семье дешевле взять две каюты, чем одну на всех.

Мы всегда выбираем каюту в центре корабля на средних палубах. На верхних сильнее ощущается качка в шторм. На нижних может быть шумно, если рядом технические помещения, рестораны или бассейн.

Нам никогда не попадались плохие каюты, потому что я долго выбирала каждую на плане корабля. Но на форумах много историй о вибрации от винтов, неработающей канализации, неприятных запахах и шумных соседях. Если у меня есть несколько номеров на выбор, я гуглю их: в интернете можно найти отзывы о конкретной каюте и ее фотографии.

Каюта похожа на небольшой номер в гостинице. Мы всегда берем каюту с балконом, потому что не можем просыпаться в темноте и любим проветривать
Каюта похожа на небольшой номер в гостинице. Мы всегда берем каюту с балконом, потому что не можем просыпаться в темноте и любим проветривать
Виды с балкона такие, что можно и не выходить в город. Но в несезон мы проводим там минут 10 в день: все⁠-⁠таки холодно
Виды с балкона такие, что можно и не выходить в город. Но в несезон мы проводим там минут 10 в день: все⁠-⁠таки холодно
Во всех каютах есть ванная с душевой кабиной. Гель для душа и шампунь можно с собой не брать. На более дорогих кораблях есть каюты с ванной вместо душа
Во всех каютах есть ванная с душевой кабиной. Гель для душа и шампунь можно с собой не брать. На более дорогих кораблях есть каюты с ванной вместо душа

Какие бывают круизные компании

Круизные компании можно поделить на три категории.

Недорогие круизные компании — это итальянские MSC, Costa (сайт недоступен из РФ) и немецкая Aida. Почти все круизы я купила у них. Стандартная стоимость — 50 €⁣ (3550 ₽) за человека в сутки. У MSC и «Косты» много кораблей, которые не заполняются на 100%, поэтому всегда есть скидки. Детей часто можно взять бесплатно или за небольшую доплату.

Круизы средней ценовой категории продают компании Royal Carribean, Princess, Holland America Line, Mein Schiff — раньше она называлась TUI. Для этих компаний низкая цена — 100 €⁣ (7100 ₽) за человека во внутренней каюте. Двухнедельный круиз из Барселоны в Тампу в ноябре 2023 года обойдется в 1216 €⁣ (96 757 ₽) на четверых.

Дорогие круизы — у Celebrity и Сunard (недоступны из РФ), Azamara, Oceania. Хорошая цена — 200 €⁣ (16 071 ₽) за человека в сутки. Недельный круиз по Европе на четверых в январе 2025 года стоит 4168 €⁣ (331 647 ₽). Никаких скидок для детей у этих компаний нет.

Чем корабль дороже, тем он меньше и спокойнее: обычно на них нет развлечений для детей, ярких шоу и дискотек до утра. Такие корабли рассчитаны на взрослую респектабельную публику. Еда на них всегда лучше: в буфете будут ягоды, соленый лосось и палтус.

Из чего складывается стоимость круиза

В стоимость круиза входят портовые сборы, питание и развлечения. Еще на цену влияет тип каюты, питание и чаевые.

Каюты бывают трех типов: внутренние без окна, внешние с окном или балконом. Самые дешевые — внутренние.

Стоимость каюты зависит от корабля. На старых лайнерах, где больше внутренних кают, номер с балконом будет стоить в разы дороже, чем без окон. Например, на маленькой «Магике» каюта с балконом обойдется почти в два раза дороже, чем внутренняя. На большом «Спектруме» стоимость кают отличается всего на четверть.

Сэкономить можно, если купить гарантированную каюту. В этом случае путешественнику сообщают только тип каюты — внутренняя или с балконом. Точное расположение становится известно ближе к дате отплытия. Экономия может быть существенной.

Если брать гарантированную внутреннюю каюту в несезон, можно надеяться на бесплатный апгрейд до каюты с окном или балконом. Но иногда туристам не везет и каюта оказывается у моторного отсека, над шумной общественной палубой или далеко от лифтов.

Чаевые. Обязательная доплата почти во всех компаниях — чаевые за обслуживание на корабле. Это примерно 10 €⁣ (710 ₽) в сутки за взрослого и 5 €⁣ (355 ₽) за ребенка, в американских компаниях — 15 $⁣ (960 ₽) независимо от возраста. За день до окончания круиза вы получите счет со своими тратами и чаевыми, который нужно оплатить картой или наличными на ресепшн.

Отказаться от уплаты чаевых можно на кораблях MSC, «Селебрити» и «Океании». Для этого нужно подойти на ресепшн на второй-третий день круиза. Отказ от чаевых ни на что не влияет. Некоторые туристы раздают чаевые персонально, кто-то не платит их вообще.

Где покупать круиз

Круизные компании — это MSC, «Коста», «Аида», Mein Schiff. Для каждой страны перевозчик предлагает свою цену. Я всегда захожу на несколько национальных сайтов и сравниваю цены. Один и тот же круиз может стоить по-разному для россиян и итальянцев.

В марте 2019 года я сэкономила на круизе, купив его на французской версии сайта «Косты» costacroisieres.fr (недоступен из РФ). Шестидневный тур из Марселя в Венецию на март 2021 года обошелся мне в 358 €⁣ (25 418 ₽) на двоих. На российской версии сайта он стоил 680 €⁣ (54 641 ₽).

Чтобы купить круиз у французов, надо было указать адрес во Франции. Я использовала адрес случайного отеля в Париже и изменила номер дома на несуществующий. Так я за 5 минут сэкономила 320 €⁣ (22 720 ₽). Все документы компания прислала мне на электронную почту.

Агентства продают круизы на форумах «Навимба» и Винского. Удивительно, но покупать круиз у агентов чаще дешевле, чем напрямую у круизной компании: агенты получают скидки и снижают собственную комиссию, чтобы продать больше круизов.

Еще агенты часто предлагают бонусы: включенные чаевые, пакеты напитков, ужины в платных ресторанах, бесплатный интернет или бортовой кредит — деньги на любые траты на корабле. Однажды агент предложил нам с мамой пакет из 12 напитков на каждого и бесплатную минеральную воду. Так мы сэкономили минимум 100 €⁣ (7100 ₽).

В 2023 году перед покупкой билета на зарубежном сайте стоит выяснить политику компании: некоторые перевозчики, например «Коста» и «Аида», отказывают в посадке тем, кто зарегистрирован на территории России.

Когда выгоднее покупать

Обычно самые низкие цены бывают за 1,5—2 года и за 1,5—2 месяца до круиза. Если вам нужен определенный маршрут и корабль, советую не ждать скидок. К концу продаж могут закончиться каюты на четверых или останутся только дорогие каюты с балконами. Круиз на 2021 год я купила почти за 2 года до отплытия за 36 €⁣ (2556 ₽) с человека в сутки.

На Новый год, католическое Рождество и Пасху круизы не дешевеют: слишком много желающих их купить. Такие круизы тоже лучше брать на старте продаж.

Я веду таблицу с ценами на круизы. Раз в месяц проверяю изменения стоимости интересных нам маршрутов и заношу результаты. За полгода один круиз подешевел на 900 € за каюту. Я ждала, когда цена опустится еще на 300 €
Я веду таблицу с ценами на круизы. Раз в месяц проверяю изменения стоимости интересных нам маршрутов и заношу результаты. За полгода один круиз подешевел на 900 € за каюту. Я ждала, когда цена опустится еще на 300 €

Нам с мамой неважно, на каком корабле плыть, поэтому мы часто покупаем горящие круизы. Но когда находишь вариант в последний момент, есть риск потратиться на авиаперелет: обычно к дате вылета он только дорожает. Круиз в 2019 году мы покупали за полтора месяца и потратили на авиабилеты по 20 000 ₽. За полгода до этого их продавали по 7000 ₽.

102 600 ₽
мы потратили на горящий круиз

Но даже переплатив за перелет, мы сэкономили на общей стоимости поездки: потратили 102 600 вместо 132 100 ₽.

Как менялась стоимость круиза в 2019 году

РасходыЦена в июлеЦена в декабре
Круиз93 600 ₽38 100 ₽
Билеты на самолет14 000 ₽40 000 ₽
Чаевые на корабле10 500 ₽10 500 ₽
Трансфер в порт6700 ₽6700 ₽
Ночевка перед круизом4500 ₽4500 ₽
Дорога в аэропорт2800 ₽2800 ₽
Итого132 100 ₽102 600 ₽

Как менялась стоимость круиза в 2019 году

Круиз
Цена в июле93 600 ₽
Цена в декабре38 100 ₽
Билеты на самолет
Цена в июле14 000 ₽
Цена в декабре40 000 ₽
Чаевые на корабле
Цена в июле10 500 ₽
Цена в декабре10 500 ₽
Трансфер в порт
Цена в июле6700 ₽
Цена в декабре6700 ₽
Ночевка перед круизом
Цена в июле4500 ₽
Цена в декабре4500 ₽
Дорога в аэропорт
Цена в июле2800 ₽
Цена в декабре2800 ₽
Итого
Цена в июле132 100 ₽
Цена в декабре102 600 ₽

Горящий круиз нужно оплачивать сразу, все остальные — за 45—90 дней до их начала в зависимости от компании. Если покупать круиз заранее, путешественник вносит только депозит. Он бывает возвратным и невозвратным. Например, у компании MSC на американском рынке возвратный депозит стоит 199 $⁣ (12 736 ₽) с человека, у «Роял Карибиан» — 500⁠—⁠900 $⁣ (32 000⁠—⁠57 600 ₽).

Часто круизные компании устраивают акции с уменьшенным депозитом — иногда до 1 $⁣ (64 ₽). В таком случае можно сразу забронировать несколько вариантов и потом выбрать самый удобный.

Визы

Для круиза по большинству европейских стран нужна только шенгенская мультивиза. В таком круизе смотрят Лондон без визы и экономят 95 GBP⁣ (7596 ₽) на ее получении. Еще без визы Великобритании в круизе можно посетить Гибралтар.

Во время круиза по Канарам лайнеры иногда заходят в Марокко, но россиянам в такой поездке достаточно шенгенской визы. Для трансатлантического круиза, например из Италии в Бразилию, Аргентину или на Кубу, иногда нужен только шенген. Если круиз по Карибским островам начинается или заканчивается на Мартинике или в Гваделупе, требуется длинный французский шенген или виза в заморские территории Франции. Виза в США нужна в любом круизе, где есть заход хотя бы в один американский порт. То же касается и Канады.

Я никогда не получала визу под круиз, но делала такую для мамы в 2018 году. Круиз начинался в Риме и заканчивался в Генуе, по пути была остановка в Палермо. Из семи дней путешествия три приходились на Италию, по одному — на Францию, Испанию и Мальту. За визой мы обратились в визовый центр Италии. Дополнительно к стандартному пакету документов я приложила круизный ваучер и письмо от круизного агента. Визу дали на год.

Письмо от агентства было на английском языке, документы на круиз — на немецком. Визу под этот маршрут нужно получать итальянскую
Письмо от агентства было на английском языке, документы на круиз — на немецком. Визу под этот маршрут нужно получать итальянскую

Еда

Еда на круизных лайнерах — в неограниченном доступе 20 часов в сутки. У нас с мамой разные вкусы, но мы обе всегда довольны питанием. По моему опыту, еда на дешевом корабле лучше, чем по системе «все включено» в отелях Греции и Турции.

Рестораны. При посадке за каждой каютой закрепляют место и время ужина в одном из ресторанов. Столиков на двоих мало, поэтому на «Меравилье» нас посадили за стол для шестерых с другими пассажирами.

Мы практически не ходили в рестораны. Там душно, долго обслуживают, нужно приходить к определенному времени, а порции маленькие. Все напитки там платные, даже вода. Вместо ресторана мы ходили в буфет.

В ресторан нужно приходить к определенному времени. Оно указано в корабельной карточке. Фото: Msccruises
В ресторан нужно приходить к определенному времени. Оно указано в корабельной карточке. Фото: Msccruises

Буфет открыт с 6 утра до 12 ночи. Он работает по принципу шведского стола в ресторане: берешь еду и садишься за любой свободный столик. Количество подходов неограниченно — можно есть сколько хочешь. Каждый вечер основное блюдо в буфете повторяет ресторанное.

Выбор в буфете огромный: фрукты, свежая пицца, сыр, колбасы, супы, мясо и рыба, азиатская еда, десерты и выпечка. Еще можно самому собрать салат или бургер. На завтрак добавляются станции с яйцами и блинчиками, можно заказать омлет с начинками. На «Меравилье» за стеклянной витриной в буфете каждый день делают моцареллу.

В буфете есть автоматы с водой, кофе и кипятком для чая. Многие туристы ходят туда со своими бутылками и наполняют их. На каждом столе есть кнопка вызова официанта — можно заказать из бара любые платные напитки.

В буфете нет белых скатертей и официантов, но больше выбор еды. Фото: Msccruises
Мои завтраки и ужины выглядели примерно так. Все фрукты свежие, каждый день были арбузы, дыни нескольких сортов, ананасы, фруктовый салат и целые фрукты: бананы, яблоки, апельсины, мандарины и груши
На завтрак предлагают много блюд из яиц, можно сделать омлет с начинками на свой вкус
В платной кондитерской продается вкусный шоколад и всегда есть свободные столики

Развлечения в круизе

Каждый вечер стюард приносит в каюту программу развлечений на следующий день. У немецких компаний программа только на немецком, у большинства остальных — на языке пассажира.

Почти все развлечения на корабле бесплатные. Платные отмечены звездочкой: это некоторые спортивные классы, спа-процедуры, боулинг и лотереи. Спа-процедуры на корабле очень дорогие. Массаж стоит от 100 €⁣ (8036 ₽), боулинг — 30 €⁣ (2411 ₽) за полчаса. На верхней палубе есть бесплатные водные горки и веревочный парк, но в несезон из-за сильного ветра они часто закрыты.

Расписание дня в море, когда большинство пассажиров участвуют в корабельных развлечениях. Обычно дневная программа менее насыщенная
Расписание дня в море, когда большинство пассажиров участвуют в корабельных развлечениях. Обычно дневная программа менее насыщенная

Итальянские круизные компании MSC и «Коста» делают яркие театральные представления. Каждый день — новый спектакль. В зале примерно 1000 мест. Шоу повторяют трижды за вечер, поэтому место можно найти всегда. В морской день добавляют одно дневное представление. В одном из наших круизов по Средиземному морю это была итальянская опера. Иногда на палубах дают камерные концерты, но места на них найти труднее, поэтому приходится слушать музыку стоя.

В своем первом круизе мы практически не выходили из каюты, а потом стали ходить в театр. Постановки незамысловатые: в основном это международные хиты разных лет, классические танцы и акробатические номера. Артисты показывают трюки даже в условиях качки и шторма. За все время наших путешествий было отменено только одно представление «Цирка дю Солей» в сильный шторм.

На всех круизных кораблях есть открытые бассейны и джакузи. На «Меравилье» есть еще закрытый бассейн и джакузи на 15-й палубе, но из-за сильного запаха хлорки мы там не купались. У всех бассейнов дежурят спасатели, даже зимой, когда никто не плавает.

На «Меравилье» большой глубокий бассейн. Зимой и летом температура в нем +28 °С. В несезон в бассейне плавают максимум три человека
На «Меравилье» большой глубокий бассейн. Зимой и летом температура в нем +28 °С. В несезон в бассейне плавают максимум три человека

Как добраться до начальной точки круиза

По моему опыту, самые удобные города для старта круиза по Средиземному морю — Барселона и Генуя. В Барселону до коронавируса летало много регулярных рейсов, а до Генуи легко добраться на поезде из Милана. Порты в этих городах расположены в центре города. До порта в Барселоне можно взять такси из аэропорта или доехать из центра на специальном шаттле. Порт Генуи расположен напротив железнодорожного вокзала. В 2023 году добраться до большинства европейских портов из России можно только с пересадками в третьих странах.

Я часто покупала круизы из Чивитавеккьи — это порт в 80 км от Рима. До круиза мы останавливались на несколько дней в Риме или ночевали рядом с портом. До Чивитавеккьи из Рима ходят электрички. Однажды мы заказывали трансфер из аэропорта у хозяев квартиры в Чивитавеккье.

Карибские круизы часто стоят дешевле, чем перелет туда. Популярные у российских туристов круизы по Карибам без американской визы начинаются и заканчиваются в доминиканской Ла-Романе, гваделупском Пуэнт-а-Питре или в столице острова Мартиника Фор-де-Франсе.

Добираться до Гваделупы или Мартиники дешевле и удобнее из Парижа: это заморские территории Франции, куда часто летают чартеры. В круиз со стартом в ОАЭ отправиться легко и не очень дорого: прямой перелет из Москвы в Дубай и обратно в мае 2023 года стоит около 35 000 ₽.

Опытные любители круизов советуют приезжать в город минимум за сутки до отправления корабля. Это дороже, чем прилететь в день начала круиза, но дешевле, чем догонять корабль. Мы всегда приезжаем заранее. Из-за непогоды компания может изменить порт выхода, а авиакомпания — отменить или перенести рейс.

Например, однажды мы прилетели в Италию за день до отплытия. Это было правильное решение: в те выходные «Аэрофлот» отменил 130 рейсов. Ночевка в Чивитавеккье стоила 60 €⁣ (4260 ₽) за комнату с завтраком.

Я советую заранее изучить, как проходит посадка и высадка. Регистрация на корабль обычно заканчивается за 2 часа до отправления — приезжайте в порт вовремя.

Утром из окна в Чивитавеккье мы увидели наш корабль. Хозяин квартиры отвез нас в порт бесплатно
Утром из окна в Чивитавеккье мы увидели наш корабль. Хозяин квартиры отвез нас в порт бесплатно

Как выходить в город и что нужно знать о тратах

Время выхода в город и возвращения на корабль указано в ежедневных программах и на информационных экранах по всему кораблю. Если корабль ночует в порту, можно вернуться в любое время или остаться в городе до утра. Для выхода и возвращения на корабль нужна корабельная карточка.

В каждом порту круизная компания предлагает трансфер до города на фирменных автобусах. Добраться самостоятельно в разы дешевле. Например, первый раз в Барселоне мы потратили на корабельный трансфер до города и обратно 18 €⁣ (1278 ₽). В следующем круизе воспользовались портовым автобусом за 8 €⁣ (568 ₽) на двоих. Еще можно дойти пешком: порт находится в получасе ходьбы до главной туристической улицы Ла Рамбла.

В Марселе круизная компания в 2019 году предлагала свой трансфер за 18 €⁣ (1446 ₽) с человека, а поездка в центр на такси стоила 20 €⁣ (1607 ₽). Мы нашли попутчиков на стоянке и доехали за 5 €⁣ (402 ₽) с человека. На Мальте мы сэкономили 40 €⁣ (3214 ₽), отказавшись от туристического автобуса. Недалеко от порта были остановки общественного транспорта и лифт в столицу Валлетту за 1 €⁣ (80 ₽).

Корабельную карту дают при регистрации на корабль. Без нее вас не выпустят в город и не пустят обратно. Для удобства пассажиры носят ее в пластиковом кармашке на шее. Его можно взять с собой или купить на корабле
Корабельную карту дают при регистрации на корабль. Без нее вас не выпустят в город и не пустят обратно. Для удобства пассажиры носят ее в пластиковом кармашке на шее. Его можно взять с собой или купить на корабле

В новых городах мне хватает дня стоянки, чтобы понять, хочу ли я вернуться туда еще раз. Я планирую прогулки по путеводителю «36 часов» и отмечаю нужные точки в приложении «Мэпс-ми». Короткие маршруты по главным достопримечательностям есть в рубрике Тинькофф Журнала «Город за один день».

В городе мы заходим перекусить в знаковое городское кафе или на рынок. Экономные путешественники возвращаются обедать на корабль или берут бутерброды и фрукты в буфете утром. Формально выносить еду с корабля запрещено, но за этим никто не следит.

В первом круизе мы старались обежать весь город: уходили раньше всех и возвращались последними. Это было утомительно, и на корабле мы только спали. В следующем круизе мы уже никуда не торопились и гуляли в городах максимум по 6 часов, зато активно проводили вечера на корабле.

Один из городов, который мы обошли за 6 часов, — Палермо. Порт находится в самом центре. Мы с мамой сходили на знаменитый рынок Балларо и по магазинам, выпили кофе на панорамной террасе, дошли до кафедрального собора и древних городских ворот, заглянули в несколько церквей. Входные билеты в музеи в Палермо стоят дешево, а собор бесплатный. Всего мы потратили в городе около 30 €⁣ (2130 ₽).

Кафедральный собор в Палермо бесплатный. За деньги можно забраться на крышу
Кафедральный собор в Палермо бесплатный. За деньги можно забраться на крышу

В среднем в каждом городе в 2019 году мы тратили 30 €⁣ (2130 ₽) на еду и входные билеты. Экономные путешественники осматривают достопримечательности снаружи и берут еду на корабле.

Чтобы сэкономить в городе, можно найти попутчиков и разделить с ними траты на экскурсии и трансферы. В дешевый популярный круиз отправляются по 200—500 человек с форума. Они сообща заказывают экскурсии, арендуют машины, помогают найти отель поближе к порту и удобные билеты на самолет. В последнем круизе форумчане посоветовали мне удачное место для ночевки в порту.

Попутчиков удобно искать на «Навимбе». Там есть отдельная ветка для каждого круиза, в общей сложности там больше сотни тем.

Как подготовиться к круизу

Изучите корабельный дресс-код. В буфете лайнеров MSC и «Косты» встречаются люди в полотенцах и сланцах. В дорогих круизах от «Кунарда» без костюма не пустят в ресторан. На немецких кораблях дресс-код всегда демократичный: в ресторан вечером можно прийти в джинсах. На корабле дорогие услуги прачечной — берите немнущиеся вещи.

Возьмите аптечку и купите страховку. Мы берем стандартную аптечку, но все, кроме антибиотиков, можно купить на корабле или в городах. По всему лайнеру расставлены автоматы с дезинфицирующей жидкостью и напоминания о необходимости мыть руки: кишечные инфекции редко, но случаются.

Возьмите туристическую симкарту. Интернет на корабле платный и очень дорогой. Пакет на неделю у MSC стоит 70 €⁣ (5625 ₽). Я пользовалась безлимитным интернетом «Билайна». Обычно сигнал пропадает через два часа после выхода в море.

Пройдите электронную регистрацию на сайте круизной компании. За 2 недели до начала круиза зайдите на сайт круизной компании и пройдите электронную регистрацию по номеру брони. Некоторые агентства регистрируют туристов сами — уточните это при покупке круиза. При посадке на корабль нужно показать распечатанные круизные документы.

Запомнить

  1. Покупайте дешевый круиз сразу: низкие цены долго не живут.
  2. Выбирайте дешевую гарантированную каюту. Если повезет, ее заменят на балкон. Если не хотите рисковать, покупайте конкретную каюту в середине центральных палуб.
  3. Получите все визы и сделайте прививки, если нужно — без них не посадят на корабль.
  4. Найдите попутчиков: вместе организовать путешествие дешевле.
  5. Приезжайте в город как минимум за сутки до начала круиза.
  6. Возьмите медицинскую страховку и туристическую симкарту.
Александра БудянскаяВы были в круизе? На что еще посоветуете обратить внимание новичку?
  • Павел ШороховПравильно ли я понял, что можно сначала купить круиз, а затем оформить визы?3
  • Пр. ЛепковскийVictor, очень ценное замечание прям про корабли и суда. Еще надо всегда всех тыкать носом про плавают/ходят - это же так важно и принципиально, почти как про крайний/последний. А про круизы из Питера написано же, что не надо круизные корабли путать с паромами.31
  • Art ZhdankoffБлагодарю, столько подробностей о малознакомом виде путешествий в одном месте!90
  • BequeБывал на MSC, больше меня ни в какой круиз не затащить: - Абсолютно везде дичайшие пробки из людей - Сервис и staff attitude - пробивает дно. Людей можно понять: выходных нет вообще или около, рабочий день - от 16-ти часов. Но в плане ощущений мне как пассажиру не легче. - Интернет. Дико дорогой и не работает - Тебе постоянно пытаются что-то впарить по дикой цене - Качество продукта (еда, развлечения и все остальное - очень низкое (много людей, уставший персонал, желание что-то все таки впарить) - Если едешь один, то 99%, что бронировать и платить ты будешь за двоих Короч, тоже же all inclusive в какой нибудь Турции в плане продукта и сервиса - на три головы выше.15
  • BequeИ да, флер романтики улетает уже тогда,.когда стоишь час с лихом под солнцем, ожидая когда все или многие из 2к+ пассажиров пройдут все чеки и поднимутся на борт4
  • Anastasia FedinaПавел, если исходить из того, что круиз можно купить за 2 года, а визу только за 3 месяца оформляют - то "да"3
  • Алёна КанинаЛетом в аэропорту Пальмы познакомилась с семьей, которая как раз возвращалась из круиза по Средиземноморью. Они все так здорово расписали, что я тоже загорелась идеей отправиться в такое путешествие. Сейчас частенько катаюсь на MOBY SPL и Tallink, и даже такие паромы – прямо любовь) Александра, спасибо за ваш рассказ – много полезного узнала для планирования своего будущего круиза! Подскажите еще, пожалуйста, каково на лайнере в шторм? Сильная ли качка?7
  • Александра БудянскаяАлёна Канина, меня сильно укачивает в машине, поэтому всегда с собой вожу Драмину - так ни разу не воспользовалась. Качка страшит в первый раз, скорее, психологически: страшно засыпать - вдруг проснешься уже под водой?) Когда сильно качает, заметно уменьшается количество людей на общественных палубах. Зимой из-за шторма корабли часто пропускают сложные порты типа Мальты.6
  • Юрий КузяевОгромное Вам спасибо! Очень загорелся идеей!12
  • Dmitry OboukhovВсе хорошо, только MSC брать не стоит, ужасный сервис, особенно на Меравилье. Огромное кол-во людей и мало общественных пространств. Усталый персонал и очереди на ресепшн, в случае любой нештатной ситуации будет огромная головная боль. И все эти люстры от Сваровски уже не помогут. На мой взгляд Holland American Line - хороший компромисс между уровнем и стоимостью.7
  • Александра БудянскаяDmitry, поэтому мы плаваем на больших кораблях типа Меравильи только зимой-весной. Фотографии променада сделаны в час пик (около 20.00), никаких толп нигде не было, очередей на посадку-высадку тоже. Летом - только маленькие недешевые корабли, конечно: ХАЛ, ТУИ, Селебрити.7
  • Dmitry OboukhovАлександра, видимо слава уже идет за кораблем:) Мы были в ноябре 2017го, когда ему еще не было года.1
  • Александра БудянскаяDmitry, Dmitry, даааа, тогда слава о нем шла такая, что я даже думала отменить купленный круиз на апрель 2018. Но с тех пор были на Меравилье уже дважды и пойдем еще, если поймаем балкон за 500 долларов!1
  • Basilic- Добро пожаловать в наш клуб зануд! Возьмите, пожалуйста, стул и присаживайтесь. - У этого, как вы выразились, стула нет спинки, так что технически это табуретка. - Кажется, у нас новый председатель!37
  • Dmitry OboukhovАлександра, очень надеюсь, что мне удалось приложить руку к этой славе на Винском.2
  • Борис КрестинВ Марселе ходит бесплатный городской шаттл до метро "Жюльетт". Выход по пешеходной разметке минут 10 от терминала.4
  • Александра БудянскаяAlla, невежество истребляется при помощи толкового словаря, но никак не комментариев в интернете. Открываем словарь и читаем: "корабль - крупное морское судно", и только второе значение - "военно-морское судно любого класса".14
  • Miguel DiazЕсли у вас не all inclusive, то в ресторане можно купить бутылку воды 1 раз, забрать её и дальше доливать из халявного кулера. С "чужой" водой в ресторан могут не пустить. И да, алкоголь спокойно проносится с берега, особенно перелитый в пластиковую тару.3
  • Нина ТуркинаСпасибо большое за такой подробный рассказ. В круизе ещё не была, но планирую недельный на декабрь 2020 по Персидскому заливу. Мне понравилось в статье инфа про VPN) сейчас тоже хочу проверить цену из другой страны, хотя и от Dreamlines она не кажется высокой. Но ради интереса проверю5
  • Александра БудянскаяСергей, именно так. "Судно" вместо "корабля" и "ходить" вместо "плавать" - это профессиональный жаргон моряков, который к языковой действительности не имеет никакого отношения. Я филолог, а не моряк - это вы правильно подметили! ;)17
  • Александра БудянскаяНина, на Навимбе в теме про дешевые круизы путешественники выкладывают такие находки: проверять все страны мира долго! Если смотрите "Косту", то учитывайте, что на скандинавском и некоторых других рынках у них в цену уже включены чаевые.4
  • Александра БудянскаяСергей, так мы и не спорим, кажется. "Разные термины, четко определенные в руководящих документах морских и военно-морских ведомств". Мы же не об употреблении слова "корабль" в таком документе сейчас говорим? Для носителя русского языка корабль - это просто "крупное морское судно", даже для высокообразованного носителя вроде Бунина или Грибоедова. Пусть будут два "корабля": "корабль"-термин и "корабль" - общеупотребительное слово.5
  • Александра БудянскаяСергей, а про пушку и парус - спасибо. Запомнить легко, но такого простого объяснения не встречала!3
  • Нина ТуркинаАлександра, спасибо за совет! Я уже и на форуме зарегистрировалась, начала читать его. Раньше про него и не знала.1
  • Александра БудянскаяСергей, так и правильно останется бунгАлом: два академических словаря из трех дают как правильные оба варианта ударения, это как с творогом. Вариант бУнгало существует как калька с английского, где ударение на первом слоге.4
  • Alla VershininaСпасибо за отличную статью! Как я вас понимаю! )) Я была в недельном средиземноморском круизе и получила огромное удовольствие. Я поняла, что это мое! Каждый день новый город, а то и новая страна. Тебя везут, кормят, развлекают и все это удовольствие за 50 евро в сутки (в среднем)! Плавали на Costa Diadema в феврале (в Барселоне было +18). Шикарное совершенно новое круизное судно, огромное, полный восторг! Еда, удобства, услуги, персонал - все на высшем уровне. Готовилась к круизу 2 недели, смотрела что где можно посмотреть за один день, а то и за несколько часов, и как добраться от причала, где стоит судно в город и обратно. Эти изыскания помогли сэкономить много денег на трансферах и ненужных предлагаемых экскурсиях. В Марселе и Пальме-де-Майорке круизные причалы находились на расстоянии 7-8 км! Но ходили маршрутные такси примерно за 2 евро с человека. Все эти моменты надо знать заранее, потому что время нахождения в каждом порту очень ограничено, а посмотреть хочется много. Я была с дочерью и каждый день мы уходили с судна после завтрака и возвращались за 1,5 часа до отплытия. Есть четкие правила по возвращению на судно, нельзя прийти на полчаса. Уставали так, что хватало сил сходить в ресторан и посидеть потом где-нибудь послушать живую музыку, иногда потанцевать. В каюте только спали как убитые. Завтраки и обеды были в ресторане-буфете. Хотя обедали мы только один раз, когда весь день были в море. В другие дни возвращаться на обед из города не было никакого смысла. Как Александра и писала, многие делали на завтраке бутерброды, чтобы взять с собой. Но мы поняли это только под конец круиза, как обычно полагая, что еду из ресторана с сбой брать нельзя. Ужинали в другом ресторане, и мне это очень понравилось! Каждый день новое меню, можно выбрать из 3-4 вариантов блюд в каждом разделе меню: салат или закуска, основное блюдо и десерт. Да, порции действительно были не большие, но это всегда было что-то эксклюзивное! И голодные мы не уходили. И еще мне понравилось, что в меню всегда было отмечено, что было приготовлено из свежих продуктов, а что из замороженных. Это касалось в основном рыбы и морепродуктов. Еще для меня было открытием в ресторане, что можно взять бутылку вина и не обязательно ее допивать. Вино укупоривают, подписывают и на следующий вечер тебе приносят. Мы это увидели в первый же вечер и делали так же! Еще надо отметить, что в круизе люди вокруг тебя постоянно меняются, потому что в каждом порту кто-то выходит и кто-то заходит. Мы садились в Чивитавеккья недалеко от Рима, большинство итальянцев и французов сели в Савонне. А в Марселе завалила толпа молодежи, мне показались они выпускниками школ и очень сильно разбавили в основном возрастную публику. Кто-то здесь написал, что круиз – отдых для пенсионеров. Не могу согласиться. Хотя конечно пенсионеров много, у них есть средства и время для этого. Но многие пенсионеры даже не сходят с судна, может быть уже были не раз, может быть им и на судне хорошо, я не знаю. Было много молодых пар с маленькими детьми, были люди разных возрастов. И развлечений здесь достаточно для всех. Я любила вечером посидеть в Рок-Клубе и потанцевать. Практически у меня не хватило времени на театр, я приходила туда, когда все места уже были заняты и стоя в проходе я просто слушала музыку. Я для себя отметила еще много интересных мест, которые нужно будет посетить в следующий раз! )) Александра просто профессионал в круизах. Меня очень восхитили цены, по которым она умудряется их покупать. Я теперь тоже отслеживаю цены на нескольких сайтах, но таких цен как у нее я не видела. Наверное, этому надо еще поучиться!10
  • ГалинаОгромное спасибо, все так подробно! Давно мечтаю побывать в таком круизе, но нет попутчика, а одной не очень комфортно.3
  • Александра БудянскаяAlla, спасибо за очень важное добавление про вино в ресторане! По поводу цен - первый наш круиз тоже стоил больше 1000 евро за 6 ночей, что неоправданно дорого для MSC, конечно!4
  • Дима КурбановАлександра, Да, уже сталкивался с ними) С пеной у рта доказывают что это не пирамида и все честно))3
  • Александра БудянскаяAlla, это правда - все корректно и по делу!3
  • Валентина ЯнчукБольшое спасибо за ваш гигантский труд - так подробно все описать! Сама была в круизе 2 раза и знаю все плюсы и минусы. Главное достоинство - посетить несколько городов за раз, но это и главный минус - за короткое время толком страну не почувствовать. Но ведь можно и задержаться или приехать раньше. Комфортно - да, о еде не надо беспокоиться и пр. Минус - очень дорогие корабельные экскурсии, которые стоит брать ТОЛЬКО при крайней необходимости. В первом круизе мне все это напомнила давно забытое - жизнь в студенческом общежитии... В общем, стоит попробовать всем. Молодец, что маму берете.4
  • Александра БудянскаяЕлена, страх проходит за первую же ночь ;) Все-таки даже если Титаник вспоминать - он тонул несколько часов. Паромы тонут за несколько минут с сотнями и тысячами погибших. В самой крупной катастрофе круизного лайнера в современной истории в 2012 году погибло 32 человека из 4000, на пароме "Эстония" погибло 850 человек из 1000.4
  • Александра БудянскаяВалентина, спасибо! Цены на экскурсии на корабле совершенно неадекватные, конечно!0
  • Антон ПетряковЯ жду, когда любимый тиньков турагенство откроет :) С авиабилетами авиасейлз (Костя RIP ) решил вопросы, с отелями букинг рулит. Осталось таки что бы кто нибудь с чартерами и формированием продукта решил. И поскольку руки, кроме тиньковских, походу у всех из задницы, лучше бы ,что бы это были вы.9
  • Irina VetluzhskihАлександра, статья просто супер!!! Столько информации и вся полезная и доступная. Ни разу в круизах не была. Прочитав статью, загорелась!!!6
  • Leona KrasuckaАлександра, спасибо огромное за такую подробную и толковую статью!! Никогда не ездила в круизы, считала, что это запредельно дорого. Но с вашими лайфками про форумы и впн оказывается всё доступнее, чем кажется! Очень круто, спасибо! Захотелось попробовать. :)3
  • Тоха RotarenkoАнтон, А у вас канал шикарный!!!1
  • Keyser SozeСветлана, всё понятно. Рустем - проповедник инкруиз. Финпирамиды под прикрытием продажи круизов6
  • Александра БудянскаяЗинаида, дешевле, чем 500 долларов за двоих на неделю в каюте с балконом?2
  • Лариса ТимофееваАлёна, Там нет качки. Если есть шторм, тона верхних пабах ощущается немного меньше, чем в поезде. А на нижних даже не чувствуется. В сильный шторм не попадала.0
  • mr.gorzelskyiсколько бутылок водки (бухать в каюте) и денег для казино, возможно пронести на борт ..??2
  • Алена ГрудницкаяАлёна, за полгода работы на круизном лайнере сильная качка была только один раз: я имею в виду, когда сами по себе перемещались незакрепленные предметы и наш медицинский отдел сделал пассажирам около двух сотен инъекций от морской болезни за несколько часов. А вообще качка почти никогда не ощущается. Стугерон лучше драмины - от него не хочется спать.4
  • danieАлександра, я правильно понимаю, что ваша рекомендация - брать круизы на больших кораблях в несезон(весна, осень, зима), а на маленьких плыть летом?1
  • Александра Будянскаяdanie, да, именно так. На кораблях-гигантах летом как в метро в час пик. Но сейчас непонятно, что будет с круизной отраслью вообще (как и с любой туристической): наш круиз в апреле не состоялся, перенесли на октябрь, но не уверена, что и в октябре состоится. Вся отрасль в вынужденном простое.1
  • Оксана ПилипчукAnton, совершенно с вами не согласна! У вас какая-то странная информация! all inclusive в какой нибудь Турции в плане продукта и сервиса - рядом даже не стоит. И никаких дичайших пробок из людей там точно нет, все очень грамотно и равномерно распределяется, особенно сейчас.1
  • Dmitry OboukhovОксана, я был с MSC Средиземном, с HAL и Oceania на Карибах - поверьте опыта достаточно;)) и поэтому с MSC очень не рекомендую. Но тут на вкус и цвет каждый сам выбирает2
  • Ivan DobrodeyАлександра, а как сейчас? Какие перспективы на 2021 год?1
  • Александра БудянскаяИван, такие же туманные, как и во всей круизной отрасли. Мы должны были поехать в круиз в апреле прошлого года. Два раза его переносила, точнее выбирала другой круиз. Вместе с круизом переносили и билеты. На круизе денег я не потеряла, но и в круиз до сих пор не уехала. Сейчас он по расписанию в мае с Пальмы, но пока корабли ходят в круизы без высадки. Желающие есть, как ни странно! И с высадкой ходили круизы по Канарам и Греции, но только для жителей Германии.0
  • Anton ArkhipkinАлександра, а как находить дешевые цены? Я вот подписан на https://t.me/cruisetips, и там по акциям не так часто цены за карту меньше 1000. Я правда беру из расчета на 2 взрослых + 2 ребенка)) У нас была одна попытка на круиз весной 2021, отметился из-за короны. Сейчас попытка нлмер 2 и ждем на октябрь по маршруту Венеция - Бари - Корфу - Миконос - Дубровник - Венеция на корабле MSC ORCHESTRA. Вышло 1250 евро на семью за каюту с окном. Понимаю, что это не предел низких цен, поэтому интересно, как найти (если реально) что-то в пару раз дешевле))1
  • Александра БудянскаяAnton, к сожалению, сейчас никак. Рынок очень сильно перегрет, потому что десяткам тысяч людей нужно пристроить свои сертификаты. Круизтипс отличные предложения выкладывают, но только в "мирное время", которое пока не вернулось на туристический рынок. У меня тоже завис круиз, о котором я писала в статье, 600 евро предоплаты где-то болтаются. Ваша цена на четверых за окно очень неплохая, тем более за такой красивый маршрут. Надеюсь, ваш круиз состоится!1