Как наша дочь пыталась уехать учиться за границу после 9 класса

Как наша дочь пыталась уехать учиться за границу после 9 класса

Варианты поступления в Чехии и Финляндии и почему в итоге не сложилось

361
Аватар автора

Татьяна Бородина

поддержала решение дочери о зарубежном образовании

Страница автора

Даша мечтала о заграничном образовании и сначала хотела в Великобританию.

Но учебные учреждения Великобритании оказались слишком дорогими, а Канада и США — чересчур далеко. Решили сконцентрироваться на остальной Европе.

До четвертого класса дочка училась в частной школе Магнитогорска, потом еще четыре года в государственном лицее Челябинской области. В июне 2020 года мы переехали в Санкт-Петербург, и программу девятого класса она окончила в онлайн-школе. Аттестат с преобладанием пятерок получала в московской гимназии. О сравнении этих трех систем образования я уже писала в Тинькофф Журнал.

Для поступления в зарубежные учреждения Даша учила английский, чешский, а потом финский языки. В 2021 году она успела поучаствовать в двух приемных кампаниях.

Даша не поступила, но мы получили немало информации, которая, надеюсь, многим пригодится.

Мы потратили на подготовку к поступлению 116 900 ₽

Уроки чешского30 000 ₽
Уроки финского22 000 ₽
Сопровождение поступления в финский лицей21 000 ₽
Уроки по IELTS20 000 ₽
Оплата IELTS14 000 ₽
Сопровождение поступления в финский колледж9900 ₽

Мы потратили на подготовку к поступлению 116 900 ₽

Уроки чешского30 000 ₽
Уроки финского22 000 ₽
Сопровождение поступления в финский лицей21 000 ₽
Уроки по IELTS20 000 ₽
Оплата IELTS14 000 ₽
Сопровождение поступления в финский колледж9900 ₽

Идея о поступлении в Чехию

Причины выбора. Осенью 2019 года дочь пошла в восьмой класс магнитогорского лицея и начала искать образовательные учреждения в Чехии. Выбор был во многом связан с тем, что мы отдыхали в Праге. Понравились доброжелательные, спокойные люди, старинные замки и площади, необычный зоопарк, милые посиделки в ботаническом саду и дегустация чая на Хеллоуин.

Вдобавок дочь моего коллеги уехала на языковые курсы в Чехию. Жила в Брно и, кажется, была совершенно счастлива. Потом она подала «приглашки», то есть заявления, в несколько университетов. Поступила и с удовольствием училась — бесплатно. Жаловалась разве что на излишне спокойную и тихую обстановку.

Квартиру девушка снимала вместе с подругой, которую нашла в Чехии, на двоих получалось 24 000 ₽. Под конец первого курса подрабатывала в магазине — забирала вещи из кабинок для переодевания и развешивала. За пару недель получала около 13 000 ₽ и уже сама, без помощи родителей, могла оплачивать свою часть аренды. Пример был притягательным, но дочь хотела уехать раньше, уже после девятого класса.

Нам сначала казалось, что 16 лет — слишком рано для самостоятельной жизни. Потом муж вспомнил, что примерно в этом возрасте перебрался от родителей в другой город: учился в университете и жил в общежитии. А я после десятого класса работала в археологической экспедиции в Ханты-Мансийском автономном округе, глубоко в Сибири.

Школы и колледжи. Даша смотрела условия поступления и обучения в старших классах средних школ и в колледжах. Сначала делала это на сайте Министерства образования, молодежи и спорта Чешской Республики. Там публикуют новости и много информации обо всех видах образования. Разобраться оказалось непросто — на этом сайте слишком много всего.

Потом удалось найти сайт средних школ, гимназий и колледжей Чехии, где в более упорядоченном виде выложены списки учреждений, описание и ссылки.

Сайт министерства образования, молодежи и спорта Чехии. Источник: msmt.cz
Сайт министерства образования, молодежи и спорта Чехии. Источник: msmt.cz
Портал со школами, гимназиями и колледжами Чехии. Источник: stredniskoly.cz
Портал со школами, гимназиями и колледжами Чехии. Источник: stredniskoly.cz

Одновременно с этим нам стала попадаться реклама компаний, которые предлагали помощь желающим учиться в Европе. С профессией дочь тогда не определилась, поэтому выбор был разнообразный. Исходя из данных учебных центров и правительственных сайтов, она наметила для поступления:

Подумывала также об учебе в Колледже международных отношений в Праге. Искала подходящие варианты в Остраве. Но это были лишь идеи, до конкретики мы так и не дошли. Дальше расскажу почему.

Образовательные учреждения среднего образования на сайте учебного центра, который попадался в рекламе
Образовательные учреждения среднего образования на сайте учебного центра, который попадался в рекламе

Изучение чешского языка. Различные компании предлагали путевки в летний лагерь с изучением языка. Месяц отдыха, совмещенного с образованием, стоил 1500 €⁣ (108 000 ₽). Отзывы были замечательные. Дети знакомились с Прагой, иногда ездили в Италию и Германию. Правда, обучение чешскому неизменно оказывалось на последнем месте. Поездка выглядела просто очень дорогим развлечением, и мы отказались от этой идеи.

Следом обратили внимание на годовые языковые курсы при вузах Чехии — в 2019 году цены были такими:

Курсы рассчитаны на выпускников одиннадцатого класса — чтобы учиться, надо было жить в Чехии. Подумали, что в течение восьмого и девятого классов Даша все-таки сможет выучить язык с репетиторами. Репетиторы на profi.ru и других сайтах просили минимум 900 ₽ за час. Чаще встречалась цена от 1000 ₽ и выше. Мы тогда жили в Магнитогорске, где цены на образовательные услуги значительно ниже, чем в Москве и за рубежом. Правда, неожиданно выяснилось, что в местных школах иностранных языков легче найти китайский, чем чешский.

В конце концов помог языковой центр DoGlobal, ее сотрудники нашли девушку, которая недавно окончила вуз в Чехии. Для Даши составили таблицу занятий с указанием дат, времени и тем.

Таблица занятий для Даши
Таблица занятий для Даши

Один урок через организацию стоил 600 ₽. Вскоре репетитор решила работать с нами напрямую, и цена снизилась до 500 ₽ за час. Занимались два раза в неделю с середины сентября 2019 года до июня 2020. Потратили за девять месяцев примерно 30 000 ₽.

Смешки по поводу похожих слов с противоположным значением в русском и чешском быстро закончились: pozornost по-чешски — «внимание», а čerstvý — «свежий». Убеждение о простоте славянских языков оказалось мифом. Язык сложный, с массой разнообразных окончаний, которые зависят от пола, падежа, единственного и множественного числа. Тем не менее обучение продвигалось вполне успешно. Даша до сих общается на языке с онлайн-друзьями из Чехии.

Особенности поступления. Больше всего полезной информации нашли в закрытой группе «Альма-матер Чехия» во «Вконтакте». Она работает и сейчас, чтобы туда попасть, нужно рассказать о себе, написать причины вступления в сообщество.

В группе есть описания курсов, списки необходимых документов и ссылки на перечень учебных заведений. Родители абитуриентов и студентов активно общались. Мамы детей, которые уехали учиться в Чехию после девятого класса, рассказали много интересного.

Оказалось, некоторым не понравилось — попросились домой. Трудно было в первые недели понимать учителей и одноклассников, которые говорили слишком быстро. Возникали сложности со знакомствами, не хватало друзей. То, что в России казалось мелочью, в Чехии приобрело большую важность. Например, очень серьезным делом оказался сбор гербария — незачет равносилен отчислению. Еще родители жаловались на излишнюю бюрократию различных ведомств в Чехии и рекомендовали поступать все-таки после одиннадцатого класса.

Обсуждения, ссылки и справочники группы «Альма-матер Чехия»
Обсуждения, ссылки и справочники группы «Альма-матер Чехия»
1/2
Обсуждения, ссылки и справочники группы «Альма-матер Чехия»
Обсуждения, ссылки и справочники группы «Альма-матер Чехия»

Из разговоров в группе мы выделили для себя несколько осложняющих обстоятельств:

  1. Учиться после девятого класса в Чехии придется четыре года, а не два, как в России. Сказывается другая система образования.
  2. Для несовершеннолетних нужен опекун — эту функцию зачастую берет на себя руководство школы, но не всегда. Решению вопроса нужно уделить особое внимание.
  3. Лучше выбирать образовательное учреждение с матуритой, то есть выпускными экзаменами по типу ЕГЭ. Без них нельзя поступить в вуз.
  4. Получение учебной визы занимает много времени — от трех месяцев до полугода.

Образовательные учреждения Чехии подразделяются на частные и государственные. В первые поступить проще, но образование платное. В государственных учатся бесплатно, но нужно сдавать экзамены. Обычно это математика, география или физика. Впрочем, могут быть и другие экзамены: количество зависит от специфики образовательного учреждения и зачастую определяется по справке с количеством часов обучения по всем предметам за четыре последних года. Если часов не хватает, ученикам дают дополнительные испытания. Чехия выдвигает следующие требования:

  • за четыре года — не менее 4500 часов;
  • за девятый класс должно быть 1125—1200 часов обучения.

В июне 2020 года мы уехали из Магнитогорска в Санкт-Петербург. Дочь окончила восьмой класс в государственном лицее. В девятом перешла в онлайн-школу и была зачислена в московскую гимназию на семейную форму обучения. Получить документ с часами обучения в этом случае сложно. Во-первых, непонятно, кто должен предоставить справку. Во-вторых, трудно посчитать часы. Можно взять за основу длительность видеолекций, но по математике она может идти 30 минут, по обществознанию — 10—15. По другим предметам время тоже отличается. Время, потраченное на домашнее задание, школа не фиксирует.

Поэтому некоторым детям с семейной формой «повезло» сдавать по 7—8 предметов, чтобы компенсировать разницу. Это напугало и нас с мужем, и дочку. Решили отказаться от поступления в Чехию и поискать другие варианты.

Финская попытка

Причины выбора. К осени 2020 года мы просмотрели много информации о зарубежных учебных заведениях. После Чехии остановились на Финляндии, потому что привлекла возможность бесплатного обучения в лицеях и колледжах на английском языке, который дочь хорошо знала: смотрела на нем фильмы, пела песни и общалась с заграничными друзьями.

Иностранным учащимся Финляндия дает не учебную визу, как в Чехии, а вид на жительство. Родители несовершеннолетних тоже могут получить ВНЖ. Обычно сначала ВНЖ получает ребенок, потом заявления подают родители. Можно попробовать даже сделать это одновременно, но специалисты говорят, что лучше последовательно. Информация об этом опубликована в открытом доступе на сайте Миграционной службы Финляндии.

В случае поступления на счете нужно иметь 6720 €⁣ (616 513 ₽), но деньги не замораживают. После получения справки из банка можно тратить их по своему усмотрению.

Вариант казался неплохим. Тем более что мы ездили в Финляндию в 2019 году. Жили в городке Вантаа и Кумпуле, зеленом районе Хельсинки. Конечно, гуляли по столице. Люди оказались приятными и отзывчивыми, жизнь — вполне комфортной. Понравилось обилие парков и велодорожек. Пригороды порою выглядели скучновато и по-северному сурово, но это не смущало.

Даша на автобусной остановке в районе Кумпула
Даша на автобусной остановке в районе Кумпула
Вантаа — небольшой город Финляндии, который многие считают районом Хельсинки
Вантаа — небольшой город Финляндии, который многие считают районом Хельсинки

Где хотели учиться. После девятого класса иностранцы, в том числе россияне, могут выбрать для поступления:

  1. Лукио — так в Финляндии называют лицеи, в которых учатся три года.
  2. Колледжи — выбор на английском языке ограничен, сроки обучения варьируются от нескольких месяцев до трех лет, длительность зависит от целей поступления: короткие программы не включают полного среднего образования, после них нельзя сразу поступить в вуз.

Сначала Даша обращала внимание только на лицеи. Мы пытались найти нужные учреждения на сайте Национального агентства образования Финляндии. Потом изучали портал с международными образовательными программами IB. Попытки оказались не очень успешными. К тому же узнали, что для поступления несовершеннолетним нужен опекун. Руководство образовательных учреждений Финляндии, в отличие от Чехии, не заключает подобные договоры. Все это показалось сложным.

Начали выбирать компанию, которая специализируется на сопровождении абитуриентов. Цены порадовали — если за помощь с Чехией просили 50 000—80 000 ₽, то с Финляндией ситуация в 2020 оказалась другой:

  1. Тома School, Санкт-Петербург — 27 600 ₽.
  2. Центр «Инициатива», Петрозаводск — 25 000 ₽.
  3. Unif, Петрозаводск — 21 000 ₽, выбрали его.

После заключения договора компания предоставила контакты опекуна, информацию о периодах приемных кампаний и способах отправки документов. А также следующие услуги:

  • списки лицеев на выбор — с пояснениями по каждому учреждению;
  • перечень нужных документов по выбранным лицеям;
  • перевод документов с печатью сертифицированного специалиста.

Менеджер предложила выбрать пять лукио и рассказала об особенностях каждого учебного заведения. Убрали из списка лицеи с обязательным знанием финского и техническим уклоном. В перечне оказались:

  1. Vasa Ovningsskola в городе Вааса.
  2. Kannaksen lukio — Лахти.
  3. Mattlidens Gymnasium — Эспоо.
  4. Etelä-Tapiolan lukio — Эспоо.
  5. SYK — Хельсинки.

Документы. В пандемию многие лицеи Финляндии ограничились отбором по документам и онлайн-собеседованиями. Подать заявки нужно было с 23 февраля до 15 марта, а первые испытания намечались только в апреле.

Вот список необходимых документов:

  1. Заявление на английском языке — заполняется на бланке, который лицеи высылают по электронной почте.
  2. Дополнительная анкета для некоторых лукио — ее заполняет учитель школы, где учится ребенок: оценивает успеваемость, мягкие навыки.
  3. Цветная копия загранпаспорта.
  4. Справка об обучении из школы и перевод на английский.
  5. Табель с оценками за полгода и перевод.
  6. Сертификат IELTS.
  7. Мотивационное письмо на английском.
Образец заявления в финский лицей
Образец заявления в финский лицей
Мотивационное письмо Даши
Мотивационное письмо Даши

У мотивационного письма в финские образовательные учреждения есть существенное отличие по сравнению со многими другими странами. Там можно признаться, что хочешь жить, учиться и работать в Финляндии. В Чехии о подобных желаниях нельзя даже намекать. Письмо Даша написала без проблем. А вот с получением документов из школы возникли сложности.

Дочь, как я уже писала, занималась в онлайн-школе, жила в Санкт-Петербурге, а числилась в московской гимназии. Для получения аттестата за девятый класс нужно быть зачисленным в обычную школу хотя бы формально. Проблематично оказалось получить даже справку о принадлежности к учебному заведению. Руководители опасались проверок и одновременно наших жалоб в вышестоящие органы. В итоге справку дали, а за рекомендациями мы обратились в лицей Магнитогорска, где Даша училась с пятого по восьмой класс. Преподаватели выслали характеристики с подписями. Дочь сама перевела все на английский язык и вставила в анкеты.

Два финских лицея ждали заявки и анкеты с электронной почты учебного заведения. И пришлось вновь уговаривать руководителей московской гимназии, которые не хотели ничего отправлять. Впрочем, в итоге все было сделано.

Образец дополнительной анкеты
Образец дополнительной анкеты

В SYK потребовали бумажные варианты: мы переслали пакет через СДЭК, заплатив 3120 ₽. В остальные учреждения документы направляла Unif. Опекуном оказался студент Иван из Ваасы, небольшого финского города около Швеции. Оказалось, что для статуса опекуна достаточно наличия ВНЖ, не обязательно иметь гражданство.

Переписывались с ним через «Вотсап». Отправили предоставленный компанией бланк, в который Иван вписал ФИО, адрес проживания, контакты и поставил подпись. Заплатили 50 €. Это было уже в конце 2020 года. В рублях получилось примерно 4000. В дальнейшем опекун, видимо, подписывает и другие документы, но нам это не понадобилось.

30 000 ₽
в месяц мы планировали отправлять дочери на расходы

Подготовка к IELTS. Менеджеры компании заявили, что в прошлом году без IELTS даже не рассматривали заявления. В некоторых лукио в ответ на наши письма поясняли, что сертификат не нужен, но мы решили на всякий случай его получить. В Москве и Санкт-Петербурге цена на подобные уроки стартовала с 1000 ₽.

Для подготовки мы выбрали занятия с преподавателем от Unif. Они проходили по «Скайпу» два раза в неделю — с графиками, экономическим анализом, публицистикой, рассуждениями на актуальные темы и написанием эссе. Готовились ко всем частям грядущего экзамена: аудированию, чтению, письму, говорению.

В занятии принимали участие сразу две ученицы. Один урок стоил 800 ₽, всего мы потратили на репетитора чуть больше 20 000 ₽.

Сборники типовых заданий есть в свободном доступе. Можно скачать и заниматься, но без преподавателя обойтись сложно. Должен же кто-то контролировать правильность выполнения и подсказывать корректные варианты. Вдобавок регулярные занятия дисциплинируют.

В идеале преподаватель должен иметь опыт прохождения IELTS — чтобы подготовить именно к формату экзамена. Даша посчитала, что у преподавателя от Unif такого опыта не было. Впрочем, подготовила она все равно хорошо. Правда, до конца намеченной программы дойти не удалось: преподавательница начала спорить с дочкой о политике, причем на русском, и Даша отказалась с ней учиться. Дальше занималась самостоятельно.

Экзамены сдавала во второй половине декабря в Санкт-Петербурге. Там, как и во многих других городах, тогда работал Students International IELTS Test Centre. Записываться лучше заранее, потому что количество мест на каждую дату ограничено. В 2020 году экзамен стоил 14 000 ₽.

Тест на устную речь, который проводили отдельно, показался дочери веселым развлечением. Остальные задания пришлось делать на следующий день в течение трех часов, что само по себе утомительно. Через две недели пришло сообщение с приглашением забрать сертификат. Результат — 6,5, уровень B2. Дашу это несколько расстроило: она ожидала, что будет больше. Впрочем, с подобным уровнем можно поступать сразу в университет.

Дашин сертификат IELTS
Дашин сертификат IELTS

Отбор абитуриентов. Лицей Лахти не стал мучить поступающих и сразу сообщил, что не возьмет тех, кто не поставил учреждение первым в перечне. У дочери лидировала Вааса, так что один вариант исчез быстро.

Лукио Ваасы назначило онлайн-собеседование по «Скайпу» в конце апреля. В испытании принимали участие сразу пять школьников и двое преподавателей. Были обязательные вопросы и темы для добровольного обсуждения. Говорили о любимых книгах и фильмах, волонтерстве, учебе и дружбе. В одном из заданий предложили назвать, что важнее: телефон, самолет, поезд или колесо, а потом обосновать свою позицию. Три человека оказались активными, в том числе моя дочь. Одна девочка с трудом говорила на английском и, похоже, плохо понимала вопросы. И был абитуриент, который предпочитал просто молчать.

Преподаватели много улыбались, подбадривали участников собеседования. Вроде все прошло отлично. Учится дочь в основном на пятерки. Казалось, что можно паковать чемоданы и уже не ждать лицеи, где проходит конкурс документов.

Но ответ пришел только через два месяца, во второй половине июня. В письме от департамента образования Финляндии содержалась информация сразу по всем лукио. Увы, было написано, что студент «не выбран». Для нас это, конечно, стало большим разочарованием.

Дополнительный набор в колледжи. Летом в колледжи Финляндии принимают документы на дополнительный набор, где не нужно сдавать экзамены, достаточно собеседования. Только испытания проходят на финском. Изначально мы не рассматривали колледжи: были уверены, что дочка поступит в лицей.

Дочь начала неторопливо учить язык весной, но в июне мы делали перерыв. Преподаватель был тоже от компании из Петрозаводска, студент финского вуза. Объяснял все очень доходчиво, стиль общения Даше нравился. Через некоторое время студент отказался от преподавания в компании, сославшись на экзамены.

После него уроки вела женщина из Unif. Сначала все было нормально, но в начале августа репетитор решила не ограничиваться прямыми обязанностями. Начала рассказывать дочери о том, что в 16 лет рано красить волосы, а жить и учиться надо в родной стране. Отвлечь преподавателя от процесса воспитания и вернуться к формату урока не удалось.

Занятия длились по часу, стоили по 850 ₽. Всего потратили 22 000 ₽.

Затея с быстрым изучением финского языка была авантюрной, но мы читали рассказы учащихся, которые поступили с уровнем А2 и даже ниже. Да и в компании заверили, что все может получиться. Дочь была настроена на учебу именно в Финляндии. Кроме того, в колледжах с обучением на финском много преимуществ:

  • бесплатное образование и питание;
  • многие учреждения предоставляют бесплатное общежитие, правда, не сразу и не всегда, на него очередь;
  • поступившим в колледж на финском с бесплатным общежитием достаточно показать на счете 3000 €⁣ (249 000 ₽), а не 6720 €;
  • наборы идут в течение всего года — велик шанс рано или поздно поступить.

Компания Unif уточнила интересующие дочь направления. Ее привлекал дизайн и графика. Нам предоставили соответствующие списки колледжей, выделив желтым учреждения, куда поступить проще.

Такую таблицу с колледжами прислала компания
Такую таблицу с колледжами прислала компания

Колледжей, как и школ, надо было выбрать пять. В одном отказались принимать документы — не устроил указанный уровень А2. Осталось четыре учреждения:

Позже узнали, что ограничений по количеству заявок в СПО нет. Просто компании не хотят перерабатывать. Документы подали в конце июня. Потом выяснилось, что в июле работники колледжей отдыхают. Можно было не спешить, тщательнее выбирать и сделать все к августу. Сопровождение по среднему профобразованию стоило 9900 ₽. Перечень документов был меньше, чем в лукио: заявление, переведенный аттестат, мотивационное письмо на финском. Хорошо, если есть языковой сертификат YKI-testi, но он необязателен. Цена экзамена зависит от уровня — в 2021 году он стоил 120 €⁣ (9960 ₽) за начальный, 180 за продвинутый.

Аттестат дочки за девятый класс на финском языке
Аттестат дочки за девятый класс на финском языке

Собеседования в колледжах. Встречи проходили онлайн в Microsoft Teams, который похож на «Скайп» и «Зум». Собеседования начались 9 августа. К этому времени уровень знания языка у дочери превысил А2, но еще не дошел до В1.

Колледж Riveria представляла комиссия из трех человек. В основном говорила одна представительница — очень быстро и тихо. Надо было ответить на вопросы и выполнить задания: прочитать текст, пересказать, проанализировать. В общем, проводился настоящий языковой экзамен, который во многом превосходил знания дочери по финскому. Отказ пришел быстро, уже через пару дней.

Собеседование с представителями Ylä-Savon ammattiopisto длилось больше часа. Первые 30 минут дочь отвечала довольно бодро, о чем-то шутила на финском. Потом явно устала. С трудом рассказала о городах и достопримечательностях страны. Последние 10 минут уже отвечала только «да», «нет», «не знаю». Отказ пришел со списком рекомендуемых языковых курсов.

Оставался еще один колледж — Koulutuskeskus JEDU. Преподаватель этого учреждения написала дочери на почту и предложила пообщаться просто по «Вотсапу». Пару раз переносила собеседования. Потом задержалась на часок. В итоге они созвонились по видео. Преподаватель улыбнулась, сказала, что, вообще-то, занята, но ладно, «давай пообщаемся». Они поболтали минут десять. Решение было принято только к ноябрю, через два месяца после собеседования. Даше сообщили, что нужно еще поучить финский.

Преподаватель колледжа Ammattiopisto Tavastia оказалась неторопливой и доброжелательной. Даша рассказала о разных видах дизайна и возможностях, которые дает обучение в этой сфере. Поговорили о Финляндии и самом колледже. Потом была приятная беседа об увлечениях и образовании в целом. Даше казалось, что в этот колледж ее точно примут. Тем более что менеджер компании неожиданно расстаралась и подала в это учреждение не одну, а несколько заявок на разные факультеты. Но ответа мы так и не получили.

Итоги

Поступить после девятого класса в зарубежные лицеи и колледжи возможно, но к вопросу подготовки нужно подойти тщательнее. Важен и фактор везения.

Приемная кампания в финские образовательные учреждения непрозрачная. Только после подведения итогов мы узнали о существовании балльной системы. Баллы были указаны в письме с результатами. Не поняли, сколько надо было набрать для приема, к чему они вообще привязаны и как выставлялись. Плюс проще поступить на программы с финским языком. Он сложный, но выйти на уровень А2 можно месяца за четыре. В идеале для поступления в колледж необходим уровень В1, а лучше В2.

После поступления в школу или колледж Чехии процесс получения визы в Чехию может затянуться. В период пандемии он стал еще длиннее. Вдобавок в школах обычно нет общежитий, или они не подходят иностранцам. Нужно снимать жилье, и тут могут возникнуть проблемы: никто не будет сдавать квартиру несовершеннолетнему. Чешская матурита по отзывам студентов и их родителей не легче российского ЕГЭ. Если в России ребенок был отличником или близко к этому уровню, то в другой стране успеваемость может снизиться из-за неродного языка.

Важна психологическая устойчивость семьи. Нужно быть готовым к любым поворотам событий и разрабатывать запасные варианты. Ведь можно потерять деньги, время и остаться без полного среднего образования. Мы это предусмотрели. В середине сентября дочь продолжила учебу в онлайн-школе. Выбрала ускоренное обучение с прохождением программ 10 и 11 классов за один год.

Мастерству дизайнера Даша обучилась дистанционно на девятимесячных курсах в России. Рассматривает эту специальность в качестве подработки.


Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Татьяна БородинаА вы бы отправили подростка учиться за рубеж?
  • Михаил ТевсСтранно мне это желание получать европейское образование по принципу 'лишь бы европейское'. В Чехии из заметного на мировом уровне только образование в Карловом университете. В Финляндии, может, тоже что-то есть в Хельсинки в единственном экземпляре. При этом в России топовых универов десяток, а то и два. При этих же усилиях можно комфортно поступить в МФТИ, МГУ или ВШЭ и потом спокойно уехать работать или доучиваться в более развитые европейские страны, чем Чехия. При этом за разбор спасибо (хотя весь не осилил) и дочь у вас сильная и способная девушка.84
  • Алексей ПетровНам бы тоже надо для поступающих в наш университет сначала проводить языковое собеседование, а потом по итогам уже вступительные экзамены. А то приезжают китайцы, вьетнамцы, латиноамериканцы и сирийцы, и сразу в магистратуру поступают. Хорошо если он что-то понимает на занятиях, а если нет? А потом на защите магистерской выпускной члены ГАК мучаются ужасно, и двойку ставить нельзя, и вопросов он не понимает, а мы не понимаем ответов. Особенно мьянманцы этим отличаются. Хочет человек учиться в другой стране - пусть сначала русский выучит, а потом мы подумаем. А наши чиновники всех подряд рады принимать, чтобы отчитаться за число иностранных студентов. Но что девушка забыла именно в Чехии и Финляндии - не очень понятно. С точки зрения образования так себе страны (какие у нас там с ними отношения - это другой вопрос). Вот в Германии в некоторых инженерных ВУЗах или в MTI я бы поучился, но возраст уже, увы, не тот.25
  • Женя ОбразцовПочему то у меня сложилось мнение,что у экзаменаторов в Финляндии предвзятое отношение к иностранным абитуриентам,в частности из России.Но это лишь моё мнение. Ваша дочь большая молодец как и родители,похвально.Думаю ваши усилия не пройдут зря. У многих в России и B2 по IElts,то нету. Удачи и успехов.Упорность даст результат.18
  • ЛагуПосле хорошего российского бакалавриата можно относительно легко поступить в топовые мировые вузы для продолжения учёбы. Куча народу это ежегодно делает (со школьной скамьи это сложнее). А Чехия и Финляндия, по-моему, такая образовательная глушь, что стоит только порадоваться, что не получилось.25
  • Татьяна БородинаМихаил, спасибо за отзыв. Она рассматривала поступление после 9 класса на тот момент, не хочет жить в России по политическим моментам. Выбирала из стран, которые знакомы и более-менее подходят по средствам.42
  • Татьяна БородинаАлексей, в наших вузах за иностранных студентов доплачивают и еще баллы дают для аттестации )) Образование Финляндии считается одним из лучших. Чехия - просто понравилась. А в Германию она хочет позже, по программе Эразмус или, может быть, в магистратуру.20
  • Татьяна БородинаЛагу, ну, признаюсь, я рада - никому только не говорите )) Вариант с высшим образованием как-то более понятен.16
  • Татьяна БородинаЖеня, у нас тоже, честно говоря. Мне потом некоторые родители рассказывали, что и английским уровня С, с красными дипломами не взяли детей в этом году. Такое ощущение, что россиян особо и не рассматривали даже.17
  • ЕленаМихаил, наша дочь уехала после 11-го учиться в Чехию. Технический университет в Праге. Но у нее техническая специальность. Факультет электротехники, в итоге она закончила дисциплину Компьютерные сети и устройства, работает в Авасте в Праге. Учиться очень интересно, была на двух оплачиваемых университетом стажировках - в университетах Сеула, Пекина и Копенгагена. А желание получить европейское образование вполне мне понятно - если честно, сейчас качество российского падает все ниже((( при этом вышка в чешском гос.университете бесплатна. А получивший европейское образование может устроиться на работу в ЕС наравне с местными жителями (сначала местные в приоритете, потом европейцы-не граждане ес, а потом уже мигранты). Сейчас дочь свободно общается на английском, чешском, немецком, были коллеги по работе из Польши и Испании - выучила польский и испанский;)) ждёт документы на ПМЖ и посматривает куда переехать дальше на работу - пока "зреет" Дания;)) Я считаю, учиться за рубежом можно и нужно, если ребенок самостоятельный и с характером, нет ничего невозможного))111
  • Stanislav LysikovСестра учится 3 год в коледже в Ювяскуля, но на финском языке. Правда поступала после 11. Есть девочки соседки и младше из России. В СПб есть бесплатные курсы финского, благодаря которым и поступила. И это тяжело, все-таки вот так без семьи и друзей, надо быть очень коммуникабельным человеком. Вы уверены, что дочь после домашнего обучения вывезёт? К тому же там много практики в колледжах, надо будет искать работу.18
  • Stanislav LysikovМихаил, при этих же усилиях не поступишь в мфти, МГУ или вшэ. Затраты больше, конкуренция выше, внж Евросоюза никто не даст.54
  • AlbariñoСухарик, тоже не понимаю такого стремления учиться неважно чему, неважно где и даже неважно на каком языке, и все ради того, чтобы «только не в России». Может, отсутствие внятной мотивации и стало причиной отсева на собеседовании.17
  • Надежда ПрасоловаМихаил, нет условия не такие же. Мои племянник с племянницей учатся в Праге по грантовой программе. В разы дешевле, проще и прозрачнее21
  • Михаил ТевсНадежда, предлагаю использовать QS для оценки образования стран - он одинаково не связан ни с Чехией, ни с Россией. Я учился в Новосибирском госуниверситете и в Чехии только один универ занимает позицию в рейтинге выше, чем НГУ. При этом в России есть более топовые универы, чем НГУ.18
  • Сергей КирилловОгромное спасибо за ваш подробный рассказ. Я живу во Вьетнаме, моей старшей ещё 6, и вопрос образования для меня тоже стоит очень остро. Меня страшно поразили два факта, которые с моей эмигрантской точки зрения кажутся, извините, полной дуростью. 1. Вы с какой целью лишили ребёнка нормального образования в России? Что за неофициальная онлайн-школа, которая не даёт аттестат за 9-й класс? Как вы умудрились оставить ребёнка без важнейшей полноценной бумажки? 2. Язык - архиважен. 6,2 на IELTS - это очень круто, с таким уровнем в некоторых странах английский можно преподавать детям, как иностранный. Зачем вам эти псевдостраны с их никому не нужными наречиями? Что чешский, что финский - это даже не немецкий и не испанский, это абсолютно неприкладные языки. И что значит: Австралия и Канада "далеко"? Вы ждёте, что она из Чехии домой на выходные будет летать? Это полноценные страны, в которых она сможет полноценно жить и работать, язык которых она знает очень хорошо. Рассмотрите, кстати, образование на английском в недорогих школах Юго-Восточной Азии - Китай, Вьетнам, Таиланд, Малайзия. В мегаполисах можно выехать на одном только английском, местные языки не очень нужны. Ваша дочка умница, не надо ей забивать голову скандинавскими или славянскими падежами и склонениями, пусть летит в какой-нибудь Эдмонтон или Торонто. Идея "учить новый бесполезный язык с нуля ради колледжа" (даже не вуза!!!) - это титанический и совершенно ненужный труд.74
  • Татьяна БородинаСергей, аттестат она получила. Почему решили, что её этого лишили? Просто система такая - учится в онлайн-школе, а зачислена в обычную, там и проходят экзамены, выдают документы. На счет забивать голову - и мысли не было. В Канаде и Австралии дорого же. И да, мне хочется видеть дочь хоть изредка )) А так-то соглашусь, что на английском было бы проще. Он ей уже почти как родной. Но все варианты с английским оч затратные. В Китай и Вьетнам она не хочет...16
  • Татьяна БородинаКонстантин, за 3 года А2 на английском - это рекорд, извините)) У меня с языками гораздо хуже, чем у дочери, но уж этого уровня можно добиться за 3-4 месяца. А вот дальше сложнее... Впрочем, мой муж с вами может, наверное, посоревноваться. Вообще не может учить иностранные языки, хотя память идеальная. Не воспринимает их... ))21
  • Татьяна БородинаЗаур, сложно всё в области знаний выпускников. Многие вот говорят, что в Советском Союзе отлично учили, но откуда тогда масса безграмотных пожилых людей? Или это возрастная деградация? По поводу элементарных знаний - пообщайтесь с современными школьниками. Впрочем, я думаю, что не нужно обобщать. Все люди разные и уровень знаний тоже отличается ))29
  • Margarita MalikovaТатьяна, решили что лишили потому что вы сами писали, сколько в итоге проблем это принесло и как непросто было бумаги получить.13
  • Татьяна БородинаMargarita, не, я писала о сложности получения различных справок. А с прохождением экзамена после 9 класса и аттестата было все норм. Эта система отработана.12
  • Татьяна БородинаАлександр, вы образец того, что нам не нравится.33
  • Amalia_OwlКонстантин, для девочки это уже третий иностранный язык. Очевидно, она 1) уже понимает, как эффективно учить языки; 2) несмотря на перерыв, в остальное время занимается регулярно и добросовестно, а не "раз в неделю и без домашки".16
  • Татьяна БородинаNatalia, как хотите. На чем основаны ваши выводы, не понимаю. Если про веру, то муж и дочь атеисты, я - агностик. Предпочитаем обходиться без крайностей и опасаемся излишне категоричных людей.15
  • Anička KovalevaМихаил, какая разница, где учиться. Физика и математика везде одна и та же, голова должна быть талантливая. Если человек способный творческий устроится. В Чехии есть открытый доступ к научной литературе и очень удобные онлайн скрипты, ну и плюс бесплатное образование. Чехи к тому же достаточно уравновешены, что для усвоения программы очень важно. Карлов универ не совсем сильная школа, только лечебный.6
  • Amalia_OwlElena, при чем тут "пихать"? По всему тексту: "Даша мечтала", "Даша искала информацию", то есть очевидно, что это осознанный выбор ребенка, который поддержали родители. Представьте себе, не все подростки в 16 лет поступают "куда мама сказала".16
  • Анастасия ПарфеноваАлександр, вы сами справились с тем, чтобы Россию обхаять, раз 100 тысяч для вас - огромные деньги, которые нельзя потратить на ребёнка.16
  • Ольга КлимановаИнтересная статья. Если есть цель уехать из РФ, то такой подход в принципе вполне приемлем. У меня ученица выбрала просто самый дешевый и непопулярны у иностранцев сельскохозяйственный бакалавриат тоже где-то в восточной Европе. На полную/частичную стипендию она даже не пыталась подавать. Для этого нужно демонстрировать отличный язык (хотя бы 7.5), хороший портфель работ (если речь идет о дизайне это вообще первостепенное условие обычно), дополнительные достижения (кроме отличных оценок и характеристик) ну и полную вовлеченность именно в выбранную профессию. И все это демонстрировать в мотивационном эссе и на интервью. Универы заинтересованы в самых лучших студентах. Колледжи тоже. У вас был минимальный пакет, поэтому и конкурс не прошли. Мне кажется, вам лучше сейчас закончить 11 класс, сосредоточится на английском, потому что 6,5 для комфортного обучения на бакалавриате маловато, и не везде можно пройти с таким баллом без дополнительного языкового года. Ну и все-таки за 2 года определиться с направлением с прицелом на возможности трудоустройства на последнем курсе, чтобы решать визовые вопросы до того, как закончится учебная виза. И уже в течение этого периода целенаправленно изучать условия университетов по конкретному направлению и нарабатывать портфолио. Параллельно откладывать деньги на обучение. Так как англоязычные программы бакалавриата почти везде платные. Кроме Чехии возможно. Финляндия с 2017 года тоже платно, но сравнительно не дорого. Можно найти достаточно дешевые (до 3000 евро в год)в Германии и Нидерландах. Еще можно посмотреть Ирландию. Студенты из восточной Европы многие туда едут, так как значительно дешевле, чем в Великобритании, но конечно дороже, чем в Финляндии и Германии. 2 -3 года быстро пролетят, думаю, с любыми политическими взглядами ребенок переживет в РФ без психологических травм))). Ну и 18 лет это уже самостоятельный человек. Не будет дополнительных проблем с перелетами, проживанием, подработкой, адаптацией. Удачи вам.19
  • Ольга ЗагорскаяДочь в этом году закончила 11 класс, уехала учиться в UBC в Канаду. Дорого очень. Подготовка заняла почти год. В июле она пошла на курсы для сдачи языкового экзамена (с 1 по 9 класс в школе с английским уклоном, с 9 по 11 в медицинском классе). В итоге Ielts 7.0 (8, 8, 6,5, 6). Подготовкой документов занималось агентство - все четко, в сроки, от выбора универов, до получения визы и оплаты вуза и кампуса. Подали в пять вузов. Приглашения пришли из всех, но в 4 были нюансы. Либо не приоритетная специальность, либо условие сдачи доп. предметов ЕГЭ (тех, к которым мы не готовились). В итоге выбрали Университет Британской Колумбии, но кампус не в Ванкувере, а в Келоуне (450 км от Ванкувера). Для подстраховки ЕГЭ дочь тоже сдавала, плюс у нее были в запасе две выигранные олимпиады по биологии, по которым у нее был большой выбор вузов без экзаменов. Подали доки в Сеченовку, поступили, потом отозвали заявление, когда стало ясно, что поездка состоится. Дочь общительная, активная, самостоятельная. НО. Сказать, что ей тяжело-ничего не сказать. Во-первых две недели карантина одной в комнате подорвут чей угодно моральный дух. Потом физика, химия, математика, биология и англ.литература на английском языке на университетском уровне. Лекции, лабораторные, домашки - она сидит не поднимая головы даже в выходные. Только сейчас нашла компанию для общения. На самом деле-одиночество оказалось самой большой проблемой. Хотя этого никто из нас не ожидал, так как в Москве у нее друзей просто море. Эти первые два месяца были просто испытание для всей нашей семьи. Не поверите, я сейчас так радуюсь тому, что она с кем-то общается, как не радовалась ее успехам в учебе. Потому что уже стала думать, что неправильно поступила позволив ей уехать, настолько я заволновалась ее моральной подавленностью. Почему мы приняли такое решение? Хочу чтобы мой ребенок был "человеком мира", сама выбирала страну, образ жизни и то, чем она хочет заниматься. Диплом канадского универа дает такую возможность. Поехать после окончания вуза в России все равно, что начать с нуля. Конечно, в 22 года человек уже покрепче, мозги уже другие. Но не факт)). Кто-то и в 40 так и не определился.44
  • Татьяна БородинаОльга, спасибо за то, что поделились вашим опытом.5
  • Татьяна ПавленкоТатьяна, а почему она не рассматривала, например, Германию или обучение по программе двойного диплома, когда половину обучения она учится в российском учебном заведении, и потом уезжает заканчивать учёбу в зарубежный вуз? При этом 2 диплома, хорошая база и практика, да и готовить её будут к поступлению в зарубежный вуз11
  • Fcük døwnОльга, так же сильно, как и страна ненавидит своё население 😁14
  • AlbariñoОльга, могу только поддержать. В свое время сама училась год в одной европейской стране. Мне тогда было 21. Очень хотела там поучиться, язык заранее учила, думала, что смогу там потом остаться. Но в итоге очень остро ощущала одиночество, очень быстро «ушла в себя» и хотя завела там друзей - все пребывание было сплошным стрессом, даже вес лишний набрала. И хотя потом думала о поступлении в тамошнюю магистратуру - уже не было прежней мотивации. Но Вы абсолютно правы в том, что такой опыт открывает границы сознания и делает тебя гражданином мира - по крайней мере, когда повзрослеешь. Главное, чтобы этот опыт случился в правильный момент жизни и ты сам был готов к его восприятию. Мой ребенок сейчас учится в российском вузе, но готовится к магистратуре в Германии. Если все получится - буду рада за нее и всячески поддержу. Если передумает - тоже не беда, главное, чтобы это был осознанный выбор взрослого человека.11
  • Lyuba BelovaМихаил, ну,провинциальные универы в России --это часто отстой. И потом, всё-таки жизнь ,например, в Финляндии куда комфортнее и спокойнее,чем в России, а в дальнейшем будет открыт весь мир, что в России тоже проблематично22
  • XYОльга, я думаю, что 9-классик вполне адекватно может оценивать политическую ситуацию, и делать собственные выводы. А если судить о политике могут только люди, имеющие собственный опыт, то совершеннолетие наступало бы не 18 лет (вместе с правом голосовать), а лет в 70, так что ли? Люди уезжают пачками, и многие задумываются об эмиграции как раз в таком возрасте - 15-16 лет. Автору статьи респект за поддержку дочери.63
  • XYМихаил, российское высшее образование уже давно в упадке. Старая, рудиментарная, советская система, которой все сложнее соревноваться с тем, что предлагают европейские университеты.17
  • XYСергей, совершенно с вами не согласен. Во-первых, разные языки - это огромный плюс, особенно при приёме на работу в странах ЕС. Во-вторых, многие европейские страны (такие как Чехия и Финляндия) делают образование на государственном языке полностью бесплатным, чего не скажешь об англоговорящих странах. И вообще, что значит «псевдостраны с никому не нужными наречиями»? А ваши Тайланд с Вьетнамом кому-то нужны? В Финляндии уж точно поприличнее будет.29
  • Vitali vinМихаил, вы забыли назвать МГИМО, тоже известный институт. Мне кажется вы упустили главное в этих мытарствах: не просто европейское, а бесплатное европейское! Поступить в ведущие вузы РФ на бесплатные факультеты намного сложнее.8
  • Vitali vinТатьяна, это очень сложная программа. Пока оформите документы, получите ответы, выучите языки - закончится обучение в вузе РФ.5
  • Hellena RybyakovaВалентина, совсем там того, патриот-дистрофик?)17
  • Юлия РахимбековаМихаил, можно потом поступить на магистратуру или докторантуру, но... сначало надо будет признать наш российский диплом (а это не всегда легко, т.к. часы и экзамены расходятся). В Европу едут за образованием, которое потом без проблем примут в других странах. Мы с мужем врачи и подтверждали свои дипломы в Чехии, прошли 7 кругов ада, и рады, что нашим детям это не придется повторять. А образование в Чехии и в университетах и в гимназиях достойные. Дочь окончила магистратуру и сейчас на докторантуре в Австрии в престижном универе, прошла очень трудный отбор за счёт того, что в магистратуре студенты практически работают в настоящих научных международных проектах (а не только лекции и семинары, 5ки на экзаменах), от своих друзей с детьми этого возраста ни разу не слышала, чтоб студенты (причем все) реально участвовали в научных проектах,8
  • Vera KorabliovaМихаил, почему не рассмотреть Норвегию , есть бесплатные программы на английском и даже можно иметь стипендию.2
  • Елена ШиковаМихаил, а мне не странно. Образование за рубежом, в том числе в Финляндии или Чехии, в 99% используется как возможность пожить с пользой за границей или как трамплин для смены места жительства.8
  • ИгорьМихаил, лично я не уверен что у нас легко поступить в университет, ещё труднее с нашим дипломом устроиться на работу в Европе, ещё сложнее получить вид на жительство. Нас везде ждут с распростёртыми объятиями, но встречаться не спешат.3
  • Vitalii BashilovМихаил, я думаю, вы очень удивитесь, когда ознакомитесь с текущем положением дел в мире образования, посмотрев профильные рейтинги университетов. например, откройте какой-нибудь из the financial times rankings, посмотрите где ВШЭ, где университет Аалто в Хельсинки, Hanken School of Economics, Университет Хельсинки… Потому что это кажется, что у нас тут ничего нет, но если смотреть рейтинги с объективными критериями, а не опираться на свои личные представления, то ситуация другая. Инженерных специальностей это тоже касается, гляньте рейтинги, сравните Аалто и ваши школы.1
  • Клара ВербаТатьяна, Татьяна напишите пожалуйста что за онлайн школа где один год как за два и с окончанием 11 классов. Сколько стоит в год?0
  • Татьяна БородинаКлара, Интернетурок. Там есть такой формат. Стоимость зависит от периода оплаты. Чем больше, тем ниже цена за месяц - у нас получалось тысячи четыре (рублей), но сейчас, наверное, цены выше. Посмотрите у них на сайте. Любой браузер сразу выдаст ссылку.0
  • кекСергей, поржала про псевдостраны с отличной промышленностью … и Таиланд. .да любой азиат выиграет в битве на рабочее место на местном рынке. Престижно там ЗАГРАНИЧНОЕ образование . В том же Китае русской девочке с в1 английским платят на порядок больше местной учительнице,которая вуз закончила1
  • Алена МорозVitalii, у каждого рейтинга есть авторы. Они формируются людьми и организациями на основании доступной для них информации и отобранных ими критериев. Как говориться "что русскому хорошо, то немцу смерть". Поэтому вопрос об объективнсти и доверии к европейским рейтингам остается открытым. Вообще целью любого такого рейтинга является политизирование вопроса.0
  • Алена МорозVitalii, сейчас, кажется, ставится вопрос о выходе российских выших школ из подобных рейтингов.0
  • Алена МорозОльга, это здорово быть "человеком мира". Если я правильно понимаю, единственная страна, где Ваша дочь теперь не сможет работать - это Россия.0