Письмо психологу: чувство пустоты и одиночества из-за невозможности быть рядом с дочерью
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Вышла замуж дочь в одну из стран Европы.
И до этого, когда она жила в Москве от меня за 1000 км, я испытывала одиночество, что греха таить, плакала и очень много временами, была в депрессии периодами. Не замужем.
Конечно, вокруг есть люди: коллеги, пара подруг, знакомые, но это всё не то… Общение с ними неспособно, как мне кажется, заполнить ту пустоту, которая образовалась в душе. В ней безмерная тоска, которую ничем не заглушить. Мне никто и ничто неинтересны. Время от времени пробую заняться декоративно-прикладным творчеством: шью игрушки и кукол из ткани, делаю разные поделки. Стараюсь читать. Смотрю старые фильмы. Стала много бесцельно ходить по улицам: мне так легче. Но ничто не помогает мне преодолеть страшное одиночество и депрессию.
Конечно, во время наших немногочисленных встреч «оживаю», о чём говорят публикуемые мной фото, которыми охотно делюсь в соцсетях. А потом, после расставания, опять «накатывает». Вот так и сейчас…
Чего же мне не хватает? Хочется быть ближе к дочери. Конечно, я понимаю, что давно уже нужно было отпустить тридцатилетнего на сегодняшний день «ребёнка», обрезать, так сказать, пуповину. Очень стараюсь не быть навязчивой, не звоню поминутно (даже не каждый день), не лезу с постоянными расспросами, что да как. Быть ближе к дочери в моём представлении не значит жить только вместе с ней, досаждая своим присутствием в её жизни ежечасно, быть назойливой, держать её под своей бесконечной опекой и контролем. Нет! Это значит быть неподалёку и ощущать свою нужность.
Сколько мне ещё осталось? У меня на счету каждый день, увы. Хочется проводить время не от редкой встречи до встречи раз в год, а несколько чаще: не просто поговорить по телефону, а сесть рядом, обнять, вместе куда-нибудь сходить, что-то сделать; быть полезным человеком, а не только далёким собеседником.
Спросила как-то у женщины, покинувшей свою страну вслед за дочерью, счастлива ли она на чужбине. Она ответила, что счастлива там, где счастлива её дочь. Тогда я подумала, что это очень верно и про меня. Я очень люблю Родину. Но при всей любви к России, признаюсь, что сегодня мне всё равно, где жить: в какой стране, в крупном городе или глухой деревне, главное — ближе к родным людям, ведь только рядом с ними не буду чувствовать себя одинокой.
Каждый человек хочет быть счастливым, но счастье у всех своё. Для меня — жить в семье, ощущать поддержку близких и самой поддерживать, помогать. Надвигающаяся старость должна быть в радость, но увы. Как хочется не просто тихонько доживать свой век, а не быть одинокой, чувствовать себя востребованной, передавать свой опыт — делать, пока есть физические силы, добро близким, заботиться о них — теперь это уже не только моя дочь, но и её молодая семья. Быть на расстоянии, которое преодолеть было бы не так затруднительно и проблемно, как сейчас. Сразу примчаться по первому зову или, позвав, увидеть родного человека на пороге своего дома, не ожидая месяцы и годы. Не просто дождаться внуков, а участвовать в их воспитании, быть нужной: ухаживать, гулять, развивать, читать книжки на ночь. Мне же один «добрый» человек напомнил, где теперь моё место далеко-далеко и предупредил, чтобы готовилась внуков видеть только по WhatsApp*. Это моя боль — быть «телефонной» матерью, а потом и бабушкой, боль, с которой просыпаюсь и засыпаю.
Довольно долгая, очень долгая предыстория. Так вот, значит, задумала я о переезде в Португалию. Ещё год назад от коллег и подруг слышала: «Ну так переедешь к дочери, дел(ов)-то…» В общем, надела розовые очки и носила их. А тут время пришло наконец-то поизучать, что да как, чтобы понять, что шансов-то у меня в ближайшие 7 лет, увы, НИКАКИХ!
Посмотрим конкретно на визы, с помощью которых российскому пенсионеру можно легально переехать в Португалию. Отметаем сразу студенческую, рабочую (умудриться надо при вакансиях до 55 лет и проблемах в здоровье), как предпринимателю, цифровому кочевнику (заработок на удалёнке от 2820 евро ежемесячно) и за инвестиции (взнос от 250 000 евро).
Короче, предоставляемых возможностей очень мало.
- Воссоединение с семьёй через замужество. Ну, можно, конечно, почти в 60 лет поискать мужа-португальца, но если ты на родине никому не приглянулась за столько лет, то и за границей шансы невелики. С незнанием ни португальского, ни английского языка шансы ноль. Фиктивный брак? Что-то пугают проверки властей подлинности брака. Кроме того, очень долгая история: поиски, общение по Интернету, ожидание брака… Может растянуться на несколько лет даже при самом удачном раскладе. Да он особо и не нужен, этот муж, если честно. Итак, вариант не подходит вообще.
- Воссоединение с семьёй как мать дочери (через визу D6). Увы! Родителей можно перевезти в Португалию, только если им более 65 лет (65 считается вплоть до 65 лет и 364 дней, т.е. можно старше 66 лет). К сожалению, не могу ждать более 7 лет. Боюсь не дожить в тоске, одиночестве, депрессии до того времени, ведь они сильно влияют на самочувствие и продолжительность жизни. А кроме того, надеюсь, что в эти 7 лет будут очень важные изменения в жизни семьи моей дочери, и хочется посильно помогать, участвовать. Итак, вариант опять не подходит.
- Воссоединение с семьёй через визу D6 как мать до 65 лет. Внимание, условия: а) признание меня недееспособной (должна официально стоять на учёте в спецучреждениях), б) признание меня финансово зависимой — вряд ли прокатит, потому что хотя у меня пенсия ниже средней зарплаты в Португалии (820 евро), но есть другой небольшой доход — от репетиторства (он, подчеркну, нестабильный, месяц на месяц не приходится, может достигать 25-30 тысяч); посчитают ли мать финансово зависимой с общим доходом в 60 тысяч? Вряд ли.
- ВНЖ через визу D7, которую мне и рекомендовали как подходящую на данный момент. Она для финансово независимых лиц, к которым, среди прочих, отнесли и пенсионеров. Итак, изучаем внимательно её требования.
Требования или условия «простые». Это слово с одного из сайтов о визах. И от этого слова хочется просто плакать после их изучения.
Нужно получение пассивного дохода в размере минимальной зарплаты в стране. В январе 2024 г. в Португалии она была 820 евро в месяц, но в рекомендациях по оформлению визы написано, что лучше, если доход будет 900-1000 евро в месяц, не меньше, а не минимум, потому что средняя зарплата медленно, но растёт, возможно, ещё вырастет к моменту подачи на визу. Далее подчеркну: нужно не наличие средств, например, в банке, а именно получение регулярного, постоянного дохода. Это может быть пенсия. У меня 24 650 руб (не самая, кстати, плохая среди моих сверстников) + 934 руб за почётное звание.
Кроме того, инвестиции, дивиденды. Их нет. Доход от сдачи недвижимости в аренду. Есть двухкомнатная квартира. Сдать могу только комнату, потому что во второй закрою ценные вещи. Ценные — памятные, значимые, дорогие для моей семьи, а также какая-то одежда, посуда и проч., что квартирантам не отдам в пользование. Это в лучшем случае 15-17 тысяч. Но у нас строится много жилья, а народ, кстати, бежит из города за лучшей жизнью. Так что особо рассчитывать не надо на большие деньги.
Проценты от вкладов в банках. Небольшой вклад на чёрный день есть, в пределах полумиллиона. Всё. А теперь смотрим, что может предложить банк, например, какие ставки и сколько у меня должно быть на счету, чтобы получить искомый пассивный доход. Давайте уже грубо считать, что нужен пассивный доход в 1000 евро в месяц, а евро тоже грубо приравняем к 100 рублям. Считаем. В общем, имея вклад в почти 9 млн рублей, можно набрать необходимую сумму пассивного дохода. Так мне объяснили.
Ещё нужно будет предъявить договор о покупке или аренде жилья по месту пребывания. Ну, про покупку даже говорить не стоит (это ещё от 12 млн рублей). Аренда от 500-700 евро в месяц. Надо предъявить договор и заплатить за аренду за год вперёд.
А ещё стоимость услуг по оформлению бумаг (виза, справки, проставление апостилей, перевод на португальский язык, услуги нотариуса, риэлтора, поддержка агентом по формированию и подаче документов, т.к. без внешней помощи я вряд ли одна справлюсь, пошлина), медицинская страховка. Ещё нужно иметь счёт в местном банке со средствами, необходимыми для годового проживания в стране (около 10 000 евро).
Набегает не просто круглая сумма, а сумма, от которой страшно: нужно ни много ни мало более 10 миллионов рублей, и это минимум! Это точно та виза, которая может быть предложена пенсионерам и которую рекламируют как доступную? Ау, писавшие эту фразу — о «простоте» и «доступности». Вы точно знаете жизнь российских пенсионеров?
Даже не представляю эти деньги. Для меня это из области нереального. Мне никогда не заработать, не накопить этой суммы.
Итак, ожидания и горькая-горькая реальность. Страшная депрессия. От слёз опухли глаза. Впереди одинокая старость.