Какую машину купить в 2024 году, чтобы в будущем потерять меньше денег
В конце сентября прошла вторая онлайн-конференция Т—Ж «Деньги».
Мы говорили о том, как зарабатывать, копить, защищать и тратить свои деньги. На сайте конференции можно посмотреть список докладов и получить доступ к записи выступлений.
Я рассказал, на что обращать внимание при выборе новой машины с ДВС до 5 млн рублей и какие модели рассмотреть к покупке.
О чем вы узнаете
Где в 2024 году покупают новые машины
Новые машины покупают в четырех местах, а не в двух, как это было раньше.
Официальные дилеры. Обычно китайских либо российских марок. Есть официальная гарантия производителя, иногда — особые условия кредита.
Продавцы ушедших марок, довольно часто — премиальных: BMW, Range Rover, Mercedes, Audi. Гарантия своя. Выбор больше, машины завозят через параллельный импорт. Доступные варианты интереснее китайских, но стоят дорого. Могут называть себя официальными, но с юридической точки зрения это не так.
Онлайн-площадки, например Т-Авто. Машины от официальных дилеров, гарантия производителя. Самый простой способ купить машину без допоборудования.
Мини-автосалоны. Обычно продают ликвидные модели ушедших брендов, реже — что-нибудь небольшое, недорогое и неизвестное широкому кругу покупателей. Гарантия если будет, то минимальная — обычно месяц.
Машины, с которыми есть риск потерять деньги в долгосрочной перспективе
Машина, для которой сложно найти запчасти или их приходится ждать очень долго. Есть мнение, что это история про модели ушедших с рынка брендов, — но нет. При ДТП, негарантийном случае или если понадобится что-то из расходных материалов, у вас не будет проблем ни с БМВ, ни со Шкодой, ни с Киа. Цепочки поставок перестроились, все работает, склады пополняют.
При этом в России есть новые машины, которые продают официально, но с запчастями для них плохо. Нет выбора, покупателю нужно либо переплачивать, либо жертвовать качеством. Нет на складе в России — запчастей приходится ждать, часто месяцами.
Машина, которую не берется ремонтировать или обслуживать никто, кроме дилера. До февраля 2022 года дилеры не ремонтировали моторы и коробки передач, только меняли. Продавцы машин, представленных в России официально в 2024 году, работают так же.
Для владельца машины привычного бренда это не было проблемой, и сейчас ситуация почти не изменилась. Он идет в клубный сервис, где есть запчасти и опытные специалисты. Запчасти приходят в течение 3—5 дней. Если хочется сэкономить, можно купить их в одном из множества сторонних магазинов, подождать 30 дней, в крайнем случае 60.
Это не работает для многих машин, представленных на российском рынке официально. В стороннем сервисе могут сделать базовое ТО или поменять рычаг в подвеске. Но если потребуется более сложный ремонт, скорее всего, придется идти к дилеру.
Неликвидная машина. Многие слышали про правило трех F: «не надо покупать Ford, Fiat и все французское». Сейчас это точно не работает, гораздо важнее критично относиться к восторженным отзывам.
Есть риск насмотреться роликов, начитаться историй, как кто-то пересел на китайскую машину с БМВ и кайфует. Есть ряд моделей, которые хорошо покупают новыми, но они мало кому нужны на вторичке. Чтобы продать такую, придется серьезно снизить цену и потерять деньги.
Ненадежная машина — такая может подвести в самый неподходящий момент. Может внезапно погаснуть приборка, машина перестанет видеть ключ или просто встанет. Есть соблазн довериться гарантии, но в любом случае придется тратить время, ехать к дилеру и доказывать, что ваша проблема — гарантийный случай.
Какую машину купить у официального дилера
Solaris. Это машины, которые собирают из машинокомплектов Hyundai и Kia. Hyundai Solaris или Kia Rio когда-то стоили недорого, но сейчас это не так: другой рынок, другое время. Машины при этом все те же: по-прежнему надежны, их, как и раньше, обслужат как в клубном сервисе корейских машин, так и в любом мультибрендовом сервисе.
С запчастями нет никаких проблем. Эргономика нормальная: вы относительно удобно усядетесь, с относительным комфортом проедете на этой машине по трассе сотни километров. Автомобили Solaris недороги в обслуживании и очень ликвидны.
Geely. Но не все, а варианты на платформах CMA и CMB. Речь о Monjaro, новом Atlas 2024 года, Preface. Или Coolray — желательно в последнем кузове.
CMA — платформа, которую разрабатывали совместно с Volvo. Это по-прежнему машина, которая в два раза дешевле Volvo, но по меркам китайского автопрома она приемлемо рулится, на ней можно ехать 130 км/ч, и при этом машину не будет трясти или кидать по колее. Есть комплектации с тканевым салоном.
Есть вопросы к настройкам подвески: вряд ли получится ездить с комфортом по какому-нибудь СНТ. Но по совокупности качеств все это можно пережить.
Также Geely без проблем могут обслужить в клубном сервисе Volvo. Там же подберут запчасти, но возьмут за техобслуживание этой машины и ремонт столько же, сколько взяли бы за Volvo: жидкости и стоимость запчастей плюс-минус такие же. Вы покупаете Monjaro, но на ТО тратите столько же, сколько владелец Volvo XC60.
Haval. Можно рассматривать почти весь модельный ряд. Главное преимущество в том, что многие из них собирают под Тулой методом мелкоузловой сборки. Это очень здорово, потому что дает покупателю спокойствие и возможность быстро устранять неисправности: запчасти и кузовные панели почти всегда есть на складе. Также официальный дилер довольно демократичен в вопросах стоимости ТО.
Это очень ликвидные машины. Несмотря на определенные минусы, условный Haval Jolion можно покупать — и не переживать, что потом его будет сложно продать.
Кроссоверы Haval, скорее всего, не подойдут тем, кто привык к комфорту за рулем. Им будет тяжело. Для регулярных поездок на дачу или перемещения по трассе между городами я бы выбрал что-нибудь другое. Если нужно ездить по городу не дольше полутора часов за поездку — это отличный вариант.
Jetta — самый дешевый VAG. Агрегаты, двигатель, коробка, резинотехнические изделия — полноценный Volkswagen. Это гарантирует, что через шесть лет вам в любом клубном сервисе приведут в порядок двигатель, который к 250 тысячам пробега начал потреблять масло.
И все-таки это китайские машины, там много на чем сэкономили. Любой владелец Шкоды или Фольксвагена это почувствует. Настройки подвески непонятные, типично китайские. Но в целом машину можно брать.
Лада — отличные по нынешним меркам машины за свои деньги. Есть важная оговорка: я бы обратил внимание на Ладу с минимумом импортозамещенных деталей. То есть это Гранта, Нива Ледженд или Нива Тревел.
Гранты не стоит бояться. Это простая машина начального класса. Все ходит хорошо, также не будет никаких проблем с гарантией и сервисом. Запчасти дешевые.
Нива — отличный вариант для тех, кто хочет ездить куда-нибудь за город. Это лучшая машина для этого за свои деньги. И если вы никогда на нее не обращали внимания — съездите на тест-драйв. Да, может быть, она не такая надежная, ее не очень правильно сравнивать с иномаркой, но она классная.
Citroën C5 Aircross российской сборки. Эту машину начали продавать за 4 350 000 ₽, и я бы за нее столько не дал. Позже цену снизили до 3 650 000 ₽: столько она стоит в Т-Авто без допоборудования — и это уже сопоставимо с тем, что машина может дать владельцу. У этого Ситроена удобные сиденья и посадка за рулем, нормальные настройки подвески и шумоизоляция, им приятно управлять. Он подойдет тем, кто ждет от машины приемлемого уровня комфорта.
Насчет французских машин есть предрассудки. Дизайн, возможно, спорный, есть гораздо более красивые китайские машины. Но этой вполне можно пользоваться 5—7 лет, при этом экономя на ТО и ремонте в клубном сервисе французских машин. Комфортный вариант, чтобы ездить на дальние расстояния по разным дорогам России и радоваться жизни.
Какую машину купить в мини-автосалоне
Мини-автосалоны — это место, где можно купить машину привычной марки: корейскую, немецкую, японскую, британскую. Если в вашей жизни было пять или шесть разных машин и вы не готовы терять в комфорте, привыкли к качественным расходным материалам, вам в мини-автосалон — за Шкодой, Тойотой, а может, за Рендж Ровером.
Найти можно что угодно, вас ничто не ограничивает. Единственная проблема — эти машины существенно дороже китайских. Поэтому, если у вас больше 4,5 млн и вы ищете новую машину, обратите внимание на автомобили ушедших с рынка марок.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil