Надо ли по закону оплачивать разбитый в магазине товар?

11
Аватар автора

Халк

спросил в Сообществе

Мой друг как-то раз задел тележкой стеллаж с пивом, бутылка упала и разбилась. Прибежал охранник, стал требовать, чтобы друг оплатил эту бутылку, но тот отказался. С охранником они чуть не подрались, но друг все-таки настоял на своем. А по закону он должен был платить за разбитый товар или нет?

Или еще пример. Допустим, я взял в магазине коробку с виски. Коробка оказалась хлипкой, и, пока я нес ее до кассы, бутылки выпали и разбились. Должен ли я их оплачивать?

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Если вы разбили что-то случайно, магазин не должен требовать с вас деньги. А если вы повредили товар, когда бегали по магазину и, весело хохоча, сбрасывали все с полок, заплатить придется. Расскажу подробнее.

Когда покупатель обязан возмещать стоимость поврежденного товара

Когда магазин выставляет на полках продукты и размещает подробную информацию о них, включая цену, он делает публичную оферту — предлагает любому желающему заключить договор купли-продажи  .

Если покупатель положил товар в корзину, он принял предложенную оферту — согласился заключить договор розничной купли-продажи.

Но пока продавец не получил деньги за продукты, покупатель не исполнил указанный договор — товары все еще принадлежат магазину. То же касается продукции на полках  .

В законе есть понятие «риск случайной гибели» — когда вещь утрачивается, портится или повреждается из-за обстоятельств, не связанных с виной ее владельца, или из-за действий непреодолимой силы, например урагана. Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник  .

Когда вещь продают и продавец передает ее покупателю, риск случайной гибели переходит на нового владельца  . То есть до оплаты продуктов на кассе риск случайной гибели несет магазин, после оплаты — покупатель.

С одной стороны, человек, который испортил имущество компании, должен возместить его полную стоимость. С другой — если он не виноват в причинении ущерба, его могут освободить от возмещения вреда  .

Если сотрудники магазина расставляют товары на полках и в зале так, что они падают от малейшего толчка, покупатель, случайно задевший неустойчиво размещенную продукцию, не должен отвечать за ее порчу. Вины и умысла человека здесь нет: магазин сам создал условия, ставшие причиной повреждения его собственности.

А вот если покупатель ведет себя неадекватно, трясет полки и бьет витрины, он виноват в причинении вреда и должен оплатить поврежденные продукты.

Когда за товар не нужно платить

🙅 Например, покупатель пришел в магазин с ребенком. Если тот спокойно идет по залу с родителями, случайно задевает чашку на стеллаже, она падает и разбивается — виноваты не покупатели, а сотрудники магазина, которые расставляли хрупкие товары. Значит, родители не должны нести ответственность и оплачивать разбитую посуду.

🙅 Покупатель просто вез тележку между стеллажами, случайно что-то задел и разбил. Магазин не вправе требовать плату за поврежденный товар.

🙅 Покупатель поскользнулся на мокром полу, упал и задел рукой товары. Магазин не может требовать оплаты: не вина покупателя, что он не смог удержать равновесие и что-то разбил, пока падал.

То же касается товара, упавшего с ленты на кассе. Лента не должна двигаться резко, чтобы стоящий на ней товар не падал.

🙅 Если покупатель что-нибудь смахнет с неустойчивого стеллажа или полки, это тоже будет вина магазина.

И еще надо посмотреть на проходы между стеллажами. Если по ним предполагается эвакуироваться в случае пожара или другой опасности, для них установлены нормативы.

Такие проходы должны быть определенной ширины. Она зависит от площади торгового зала. Например, если площадь до 100 м², ширина прохода должна быть минимум 1,2 м, а если площадь свыше 400 м² — не менее 2,5 м  .

Но и проходы, не предназначенные для эвакуации, должны быть нормальной ширины, чтобы покупатели спокойно проходили по ним с тележками и корзинками. Если покупателю придется протискиваться сквозь проход и в процессе что-то упадет и разобьется, будет виноват магазин: он не создал покупателю нормальные условия для прохода.

🙅 Если человек катил по широкому проходу тележку, которую заносит на каждом шаге, у которой заедают и не поворачиваются колесики, и в конечном счете не удержал ее, задел что-то на стеллаже и разбил, вины покупателя в этом нет.

Если магазин не обеспечил посетителей работающей тележкой, ему придется списывать разбитый товар.

В эвакуационных проходах висят зеленые знаки с указанием направления, куда идти в случае чрезвычайной ситуации. Фотография: AntonSAN / Shutterstock / FOTODOM
В эвакуационных проходах висят зеленые знаки с указанием направления, куда идти в случае чрезвычайной ситуации. Фотография: AntonSAN / Shutterstock / FOTODOM

Когда за товар придется заплатить

👮 Если ребенок ездил на велосипеде по залу и врезался в стеллаж, из-за чего чашка упала и разбилась, родители виноваты: они не остановили малыша.

Во всех подобных случаях родителям детей, которым еще не исполнилось 14 лет, придется нести ответственность за их поступки и оплатить испорченные товары  .

Если ребенок старше 14, но младше 18 лет и у него есть источник дохода, он сам обязан заплатить за разбитый продукт. Но если ребенок не зарабатывает, компенсировать ущерб снова должны родители  .

👮 Если человек катался на тележке по залу и из-за этого разбился какой-нибудь товар, покупатель обязан оплатить его.

👮 Если человек катил нормально работающую тележку по свободному проходу, но не удержал ее, она уехала и что-то разбила, придется заплатить.

👮 Покупатель взял товар в руки и уронил его. Тут ничего не поделаешь — придется оплатить, это вина покупателя.

Что касается вашей истории, когда бутылки выпали из упаковки по дороге к кассе и разбились, вы не должны оплачивать этот товар. Предполагается, что упаковка должна выдерживать вес товара, — значит, вашей вины в случившемся нет.

Что делать, если вы разбили товар в магазине

Если вы отказываетесь возместить ущерб добровольно, магазин может заставить вас оплатить поврежденный товар только через суд. И там сотрудникам магазина придется доказать, что вы повредили товар умышленно — например, представить записи с видеокамер в торговом зале или показания свидетелей.

Поэтому, если вы действительно что-то разбили непреднамеренно, постарайтесь найти хотя бы двух свидетелей случившегося. Если вы в магазине со знакомыми или родственниками, они могут стать вашими свидетелями. Если вы один, спросите других посетителей. Возможно, кто-нибудь из них согласится подтвердить вашу правоту и даст вам свой телефон для связи.

Еще магазин может вызвать полицию, чтобы покупателя привлекли к административной ответственности за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества стоимостью до 5000 ₽. Штраф за такое правонарушение — от 300 до 500 ₽  .

Если покупателя действительно привлекут к ответственности, у магазина потом будут основания для взыскания убытков через суд, ведь вина покупателя уже будет доказана.

Но если покупатель невиновен, полиция откажет в возбуждении административного дела в связи с отсутствием признаков состава преступления и административного правонарушения.

Так было в Санкт-Петербурге: гражданин пошел в магазин, случайно задел банку с огурцами на стеллаже, та упала и разбилась. Покупатель оплатил только товары, которые собирался купить, но сотрудники магазина его не выпустили: стали требовать, чтобы он оплатил и разбитую банку.

Когда покупатель отказался, сотрудники вызвали полицию. Гражданина доставили в отдел полиции, опросили и отпустили. Полицейские, разобравшись в сути дела, не стали возбуждать административное дело.

Магазин отказался от требований, но покупатель обиделся и решил сам потребовать с магазина компенсацию морального вреда — 5000 ₽ — и штраф в размере 50% от присужденной суммы.

Но суды трех инстанций постановили, что гражданин не доказал, что сотрудники магазина причинили ему физические и нравственные страдания, и в иске отказали  .

Если вы невиновны, вы вправе отказаться оплачивать разбитый товар. При желании магазин может обратиться в суд и попробовать взыскать с вас деньги через него. Но для этого им надо доказать вашу вину в случившемся.

Что в итоге

Если вы действительно разбили что-то случайно, оплачивать испорченный товар не нужно: это все еще собственность магазина. Но лучше найти свидетелей происшествия и записать их контактные данные: в случае суда эти люди смогут подтвердить вашу невиновность.

Магазин может заставить вас оплатить разбитое только в судебном порядке. Даже если на место происшествия приедет полиция, она не возбудит административное дело: нечаянно поврежденный товар — это не состав правонарушения или преступления.

Анастасия КорниловаРазбивали случайно товары в магазине? Оплачивали потом?
  • E.D.Я это с школьного возраста по как-то причине знал. Зачем мне эта информация была нужна в голове в 12 лет - я не знаю0
  • И..? Если придётся платить, то платить не по ценнику в магазине, а по закупочной цене?2
  • Невеста 2022"Весело, хохоча..." смешно звучит1
  • RufinaleОтказалась оплачивать салат, взятый на развес в пластиковой упаковке. Тара с салатом совершила неправильный поворот и рухнула на пол во время движения ленты до оплаты. Еще один случай был годами позже - у меня была довольно большая сумка-шоппер и я случайно задела отдельно стоящую полку с винами. пара бутылок пошатнулась и одна из них разбилась. Я спокойно подошла к кассе со своими покупками и на меня пытались пробить разбитую бутылку. Это были долгие 15 минут препирательств с директором магазина, но я спокойно ушла, лишь оплатив свои товары.0
  • Илья ДубковСлучайно задел бутылку с вином, просто проходя мимо. Она упала и разбилась. Ко мне даже никто не подошел.2
  • СергейНу это логично, что да0
  • Ksu_s0А почему охранники так коршуном кидаются к разбившему что-то покупателю? Им стоимость товара в карман капает?0
  • Ирина ШишоваKsu_s0, в некоторых магазинах, там где охрана своя, то они материально ответственные лица и это могут вычесть с них (по факту не имеют право как и с покупателя, но делают). А там где ЧОП, то у них есть премии за снижение потерь магазина, рассчитывают от количества пойманных воришек и вот таких покупателей, которые что-то повредили.1
  • Александр ЛистенгортКак-то раз ребёнок задел в Красно-Белом водки, разбилась. Зашли за детским пюре и гранатовым соком. Я оплачивать не собирался. Написал знакомой-супервайзеру из К-Б. Она подтвердила что нужно платить. Я всё равно не собирался. Оплатил, потому что узнал, что эту сумму в итоге возьмут с работников магазина. Они и так трудятся не очень незавидной должности и с гопникским руководством. Оплатил, с тех пор дружим с администратором1
  • Екатерина ЗапорожченкоДобрый день! Вот сегодня была ситуация. В детском мире ждали свою очередь на кассе. Ребенок (2 года) взял в руки пузыри, там какая то штука на них была, которую крутить надо, от них отвалилась эта ручка. Мы положили на место. Прибежал директор и начал требовать оплатить, показывал записки с камер, где у ребенка в руках игрушка. В общем, после долгих нервов, муж оплатил. Я директору говорила, что товар не качественный. За что мы должны платить? Он сказал, что мы сломали. Товар нормальный. Где правда?0