Моя любимая посуда: детские тарелки и кружка, которые дали маме вместо зарплаты в 90-е
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
В девяностые с зарплатой бывало туго: ее задерживали, вовсе не выплачивали или выдавали вместо нее какие-нибудь вещи.
Тогда моя мама работала логопедом в сельской школе. В феврале 1996 года, перед декретом, она, как обычно, пришла получать зарплату. Но вместо денег ей предложили люстру, хрустальные салатники, а еще две тарелки и кружку с забавными поросятами.
Мама не очень хотела брать этот набор, потому что куда нужнее были вещи, которые пригодились бы в быту сразу или которые можно было бы на что-то обменять, — детская посуда ей казалась не такой перспективной. Но женщина из бухгалтерии сказала: «Не глупи, бери. Ребенок появится — пригодится». В итоге вместе с заменой лампочке, одиноко висящей на потолке нашей квартиры, мама взяла и эту посуду.
Я родилась в апреле 1996 года и спустя время была от души благодарна той самой женщине из бухгалтерии. С тарелками и кружкой с Ниф-Нифом, Наф-Нафом и Нуф-Нуфом я не расставалась. Помню, как мама говорила: «Нужно доесть суп, и тогда поросенок обернется и улыбнется тебе».
Это дорогой моему сердцу набор, который отражает целую эпоху. Тарелки и кружка с поросятами — наверное, первые действительно мои вещи: многое маме и папе отдавали друзья и родственники, некоторую одежду я донашивала за двоюродной сестрой, а она в свое время донашивала за своим братом. То же самое было с книгами и игрушками: большинство мне доставалось уже от кого-то.
Плоская тарелка из этого набора была у нас в ходу все эти годы. Когда-то мама привезла ее ко мне в квартиру, поэтому хранилась она у меня. Кружку же родители какое-то время использовали как подставку для зубных щеток: она идеально подходила по размеру в шкафчик в ванной. Прошлым летом я отмыла ее от пасты и налета, почистила разводы содой и забрала себе. А в сентябре мы с мамой вспомнили, что в моем детском наборе была еще одна тарелка, глубокая. Я полезла на балкон и нашла ее в одном из шкафчиков старого кухонного гарнитура. Отмыла ее от пыли и дополнила свой комплект.
Теперь иногда пользуюсь плоской тарелкой: кладу на нее какой-нибудь десерт и вспоминаю, как в детстве пила чай вместе с мамой и папой. Становится тепло на душе. Глубокую тарелку пока не использовала — вернее, мне взрослой она теперь кажется совсем не глубокой: суп туда нальешь, но уже не наешься. То же самое — с кружкой.
Я бы хотела, чтобы этот набор посуды стал нашей небольшой семейной реликвией. Буду стараться сохранить его для своих детей.