«Платное образование — это привилегия»‎: 4 причины не оплачивать детям учебу в вузе

124
«Платное образование — это привилегия»‎: 4 причины не оплачивать детям учебу в вузе
Аватар автора

Анна Кондрашова

следила за обсуждением

Страница автора

По словам министра науки и образования, в 2023 году 67% выпускников школ могут рассчитывать на бюджетные места в вузах.

Но остальные 33% на них не поступят. Комментаторы дневника трат продуктового редактора в Казани обсудили, стоит ли тогда родителям оплачивать учебу детей. Большинство оказалось против — мы собрали самые весомые аргументы.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка
Аргумент № 1

Есть много бесплатных способов получить образование

Аватар автора

кисломолочный поросёнок

не обижается на родителей

Страница автора

Я, когда переживала, что не поступлю, спросила у мамы, что делать в таком случае. Она спокойно ответила, что тогда я пойду работать и через год снова попытаюсь поступить. Или могу в ССУЗ пойти. Наверное, я должна была оскорбиться на всю жизнь, но мне норм.


Аватар автора

Starушка

не считает вышку обязательной

Страница автора

Есть еще вечерние, заочные формы обучения. В общем-то, далеко не всем нужно получать высшее образование. И если недобрали, то недобрали. Всегда должно быть несколько вариантов. Именно это и есть взрослая жизнь.


Аватар автора

Vlada Batigi

не считает, что родители ей что-то должны

Страница автора

Когда я подавала документы в институты, как-то само собой подразумевалось, что не поступила на бюджет — значит, не поступила в институт. Мне непонятно, почему скудость моего ума должна быть причиной тратить овердохрена родительских денег.

Лейбл заголовка
Аргумент № 2

Отсутствие денег у родителей мотивирует ребенка стараться

Аватар автора

Evil_designer

не просила у родителей денег на учебу

Страница автора

Когда я училась в школе, мне было понятно, что платить за обучение в вузе никто не будет. За репетиторов тоже, кстати. Поэтому я училась, покупала материалы, самоучители, ходила на факультативы.


Аватар автора

Cmmunication designer

старалась, чтобы учиться на бюджете

Страница автора

Мне не хватило бюджетного места в вузе. Если бы один человек отказался от своего, я бы прошла. Родители оплатили мне первый курс, но папа остался без работы, когда я на нем училась. За второй семестр уже платила мама, она же содержала всю семью. Тогда еще очень неудачно наложился последний год учебы на платном моей сестры. Тяжело было, конечно.

Но я так пахала на первом курсе, что по итогам года меня перевели на бюджет, и со второго у меня уже было бесплатное обучение и стипендия.

Тогда у меня был такой режим: я приходила из вуза, час спала, садилась за учебу и занималась, пока снова не лягу спать. Я оставила себе один свободный вечер — в пятницу, а все выходные так же занималась. Не знаю, как я все это вытащила тогда.

И, поскольку с деньгами было туго, я делала за деньги домашние задания за других студентов. Тратила их на расходники для учебы, зимние ботинки и пиво в пятницу вечером. Я все еще жила с родителями и не платила за продукты, но немного жизнь им облегчила.

Нет ничего плохого в том, чтобы поступать целенаправленно на платное. Главное — понимать, что это роскошь, быть благодарным, если ее дали, и не осуждать за отказ. Если бы родители не оплатили учебу, у меня все равно было бы к ним ноль претензий: деньги большие, они не появляются из воздуха по щелчку пальцев. Требовать от родителей оплату вуза так же странно, как просить квартиру, машину и заграничные поездки. Родители помогли — большое спасибо, не помогли — что ж поделать. Дальше уже нужно решать и действовать самостоятельно, исходя из своих обстоятельств и амбиций.

Лейбл заголовка
Аргумент № 3

Оплатив учебу, можно избаловать ребенка

Аватар автора

Evil_designer

уверена в меркантильности детей

Страница автора

Вот родишь дитачку, дашь ей сколько можешь и хочешь, а все недостаточно будет — ребенок найдет чем попрекнуть. Купит батя квартиру — предъявит, что маленькую, учебу оплатит — упрекнет, что не в Гарварде. Ну на фиг.


Аватар автора

asortafairytale

сомневается, должна ли что-то детям

Страница автора

Задумалась, что, может, не стоит оплачивать ребенку квартиру и обучение, потому что дети мало того, что не ценят это все, так еще и говорят: «Они мне должны. Папа дал мало, а мама — больше, ой как несправедливо. Но я сама не подумала ей помочь — это же ее обязанность».

Лейбл заголовка
Аргумент № 4

Детям надо помогать, но не стоит делать все за них

Аватар автора

Alisia

сочувствует золотой молодежи

Страница автора

Я из маленького города, но почти все друзья родителей занимались бизнесом. И получилось, что большинство моих ровесников к моменту окончания школы получили от родителей квартиру в Нижнем Новгороде, машину, оплату вышки и деньги на жизнь, чтобы учиться.

И мне сейчас очень грустно наблюдать, как ребята просто просрали этот прекрасный старт в жизни. Сейчас многие вернулись в родительский дом, чтобы продолжить сидеть на шее у мамы с папой, есть из их холодильника и в лучшем случае работать за три копейки. Хотя были примеры, когда папа пристраивал ребенка после вуза на хорошую работу и у того хватало ума ее не бросать.

Мне родители помогали только на первом и втором курсе. Снимали комнату и давали деньги на еду и проезд, покупали одежду. Для подготовки к вступительным экзаменам оплачивали репетиторов. Но еще до поступления четко сказали: «Хочешь учиться — поступай на бюджет». В итоге поступила я совсем не туда, куда хотела, зато впоследствии об этом не жалела.

Я примерно такой же логики планирую придерживаться в жизни. Помогать, но не делать все за детей. Помочь с подготовкой к вузу обязательно — репетиторы, курсы. Но если им не хватит стараний, усердия или таланта поступить в ВШЭ или МГУ, значит, пойдут в более простой вуз, но на бюджет. Мне кажется, я соглашусь оплачивать то, что можно получить бесплатно, только если буду видеть горящие глаза и неимоверное желание учиться именно в конкретном месте.

Анна КондрашоваА вам родители оплачивали учебу в вузе?
  • БаньбаусПосле окончания бакалавриата благополучно не поступил в магистратуру, для родителей это стало какой-то ужасной трагедией, хотели отправить учиться платно. Повезло, что удалось убедить их в том, что магистратура того не стоит. Собственно за два года, пока однокурсники чиллили в университете, я уже более менее нормально стал работать (где-то через два года как раз перешагнул психологическую отметку в 100тыщ в месяц зп). Какого-то феерического старта карьеры после магистратуры у ребят вроде бы не было замечено.14
  • Моя МишельНет. В семье не было такой возможности, но оплачивали репетиторов для поступления. Это помогло поступить на бюджет.11
  • Системный инженерЕсли бы я сам не поступил, мне бы не оплачивали. Даже на репетиторов бы денег не было, какое ещё платное образование И так 5 лет приходилось комнату снимать и кормить, родители прямо вздохнули с облегчением, когда я закончил.8
  • АлексейКоробит, что в статье рассматривают высшее образование просто как точку в жизни без всего того процесса ДО / В / ПОСЛЕ поступления в университет. Если родители/наставник/учителя/сам не научили/не дали пример, как с помощью бесплатных курсов саморазвиваться, то странно ожидать это от 17-18-19летнего человека Отсутствие денег как способ мотивации - не каждому такая мотивация подходит, во-первых. Во-вторых, в какой-то степени это ограничивает возможности для самореализации ребенка. Избаловать ребенка. Надо бы вспомнить себя в том возрасте, вряд ли все святые. И если вас ребенок упрекает постоянно и во всем, то похоже вы так себе родитель (к пункту 2) Пункт 4 - согласен. «В обуви легче идти по дороге жизни чем босоногим, но в подтягиваниях она никак не поможет»98
  • МарияНе прошла в вуз мечты на бюджет. Родители изначально говорили, что платное образование мне не то чтобы недоступно, но нежелательно. Сейчас заканчиваю бюджет другого университета. Обучение на платном на мою специальность в текущем вузе стоит чуть больше 250 тыс/год, итого миллион за весь период обучения. Вижу, что миллиона это не стоит :) Вполне возможно, что и платное образование в вузе мечты того не стоило. Тут хотя бы деньги потрачены не были11
  • AnnaМне - нет, даже вопрос не стоял, но я и поступала в прошлом тысячелетии, тогда были другие времена. Сейчас придется учитывать множество других факторов - с одной стороны, есть материнский капитал и кредиты на образование, с другой непредсказуемость экономической ситуации, турбулентность системы (например, предложенное распределение, если его примут, бюджетный студент после ВУЗа будет годами пахать у черта на куличиках за 3 копейки). И самое главное, сейчас для мальчика без серьезных проблем со здоровьем может не быть второго шанса поступить через год.11
  • РыжаяВ первый университет поступила на экономический, потому что многие поступали, папа оплатил. Представляла, как буду дефилировать по коридорам банка в красивых туфельках на шпильках, жить в красивой квартире и кататься на красивой машине. Через полгода у отца отобрали бизнес, и следующие полгода я жила на картошке и макаронах. Летом пришлось забрать документы и устроиться на работу. В следующий раз поступила на бюджет, через два года, уже нахлебавшись низкоквалифицированной работы и немного поняв цену денег. За второе высшее платила сама, как и за магистратуру. Насчет качества образования, как ни прискорбно, соглашусь. На лекциях по теории государства и права ректор рассказывал, зачем римляне коз с собой в походы брали. Больше ничего ценного из его бреда не вынесла. Да и про римлян байку раньше слышала.12
  • AnnaСлово, по первой части согласна. По второй - теоретически да. Только придется оплачивать еще и жизнь в другой стране, а это может выйти дороже учебы.8
  • Evil_designerАлексей, «статья» это комментарии к другой статье без контекста. Поэтому так и получилось) никто всесторонне освещать тему не собирался, просто дискуссия была)12
  • ЛенаМой университет был оплачен (Финашка при правительстве, собственно дорого - 1,2 млн за 4 года), но за себя могу сказать, что была готова год работать и поступать на следующий (в другой вуз). Но оплачивающая сторона решила, что платим и учимся сейчас, иначе потом уже и не поступлю, потому что забью или возможность будет упущена. Я считаю, что оплачивать можно/нужно когда денег до одного места, либо когда ребёнок старался, учился, но не хватило совсем чуть-чуть до проходного и он остался за чертой (ну и естественно когда есть возможность оплачивать), но не лезть при этом в космические кредиты и прочее. Если дитё пинало всем известно что в школе, то естественно за универ платить считаю бредом.34
  • Amily WЯ поступила на бюджет в питерский филиал ВШЭ, но во многом это произошло благодаря родителям. Мне оплатили курсы по подготовке к ЕГЭ, мама периодически ездила со мной на дни открытых дверей и профориентационные мероприятия, сама интересовалась процессом поступления, дала контакты сына подруги, который учился в желаемом вузе и был готов рассказать про него. В конце концов, перед экзаменами меня не нагружали работой по дому и дали сосредоточиться на подготовке. Оплачивать обучение ребенка не обязательно, но и позиции «поступление - это твое дело, помощи и поддержки от нас не жди, провалишься - сам дурак» я тоже не понимаю30
  • SanorianНе могу не отметить, что все вышеприведённые аргументы, приведены девушками, но для парней, которые поступают в ВУЗ - это совсем другое. Не поступил на бюджет - лишился возможности на четыре года легально откосить от армии, иначе только в колледж или в армию, что является довольно плохой альтернативой46
  • Да я и сам айтишникДети разные и обстоятельства разные. Куда хотел сын поступить на бюджет модно было только через олимпиады. Он смог только на скидку заработать. Но хотел именно туда и это было лучшее место. Конечно оплатили. И полная оплата была на второй год и потом перешел на бюджет. Спустя 2 года после завершения учёбы он в месяц получает больше чем все расходы на оплату учёбы. Даже вопросов нет. Образование это родительский долг. Не хрущевка в Бутово.74
  • Nikita LukoninНа мой взгляд, одна из главных причин всех диспутов на тему "платное-бесплатное" и "куда идти учиться" часто лежит в слабом понимании как детей (да, мы в 17-19 в массе своей еще дети), куда они хотят пойти учиться и чем заниматься, так и в ворохе стереотипов и привнесенных извне (=родня, знакомые и т.п.) установок у их родителей. Платное, в т.ч. в России, совершенно не синоним "плохое" или "ведущее к избалованности и отсутствию мотивации двигать собственной задницей". Пардон за лирическое отступление, что касается вопроса в конце поста - мне повезло жить в семье, которая некоторый отрезок времени была довольно состоятельной, соответственно у меня была возможность выбрать ВУЗ, в котором я бы хотел учиться (речь идет о родном городе Самара, т.к. по разным личным причинам и убеждениям не видел необходимости учиться в Москве или за рубежом), и я остановил свой выбор на небольшом частном, соответственно полностью платном местном ВУЗе с довольно хорошей репутацией и отличной материальной базой. Мне понравилось как само ощущение нахождения в современном, опрятном здании, про которое не стыдно сказать alma mater, так и разумеется отзывы о качестве образования по интересующему меня направлению (менеджмент). Касательно мат. базы возможно с перспективы сегодняшнего дня это звучит диковато, но тогда шутка "по крайней мере в этом ВУЗе туалет невозможно найти по запаху" была очень уместна:) В гос. вузах к вопросу инфраструктуры относились по крайней мере тогда крайне безалаберно. По итогу обучения могу сказать, что ни разу не пожалел о выборе, т.к. получил именно то, что хотел от обучения - общение с профессионалами из бизнеса, т.к. у многих преподавателей за плечами либо был опыт работы в серьезных коммерческих структурах, либо имелся действующий бизнес, плюс опыт сотрудничества с иностранными университетами. Конечно, были и проходные предметы, и свои маразмы с отдельными преподавателями, и энное количество студентов, которые пошли туда, потому что не поступили на бюджет или по другим соображениям ("нужен диплом"), но кто хотел получить максимум от обучения - получил его, особенно на старших курсах, когда фокус сместился с общеобразовательной теории к прикладным вещам (финансы, маркетинг, разбор кейсов, практика на предприятиях и т.п.) Для своих детей я планирую как минимум заработать на возможность обучаться там, где они хотят, даже если это будет платно, а там посмотрим, понадобится им эта возможность или нет. p.s. МИР, Самара, спасибо за прекрасные 5 лет, выпуску 2012 привет! :)15
  • appastilМое обучение (6 лет меда + 2 года ординатуры + 3 года аспирантуры) было платным. Сама оплатила только последний год аспирантуры. Безмерно благодарна родителям за фанатичную поддержку, и, разумеется, я так же поддержу своих детей. Дочери 13 лет, готовимся в мед. В идеале это бюджет, но я уже готовлю себя к перспективе оплачивать 500+ к за год обучения в лечебном факультете Сеченовского Университета.33
  • Системный инженерrainbow, если родители небогатые, да в начале двухтысячных, когда зарплаты ещё меньше были, странно не считать это хорошим делом с их стороны.23
  • Твой учитель французскогоРыжая, так коз они брали для того, о чем мы подумали?)7
  • gerbareyУ нас вообще не рассматривался вариант платного обучения — мама одна «тянула» нас двоих. Поэтому, когда я не поступила с первого раза на бюджет (в один ВУЗ не прошла по баллам, а во второй прошла, но оказывается, там нужны были оригиналы документов), пошла на год работать и готовиться к пересдаче ЕГЭ. Пересдача не сильно увеличила мои баллы, но как раз в том ВУЗе, куда я не прошла по баллам, открыли новое направление. Наши баллы не с чем было сравнивать, поэтому я чуть ли не в лидерах была по их количеству. В итоге 4 года очень интересного обучения и уже 5 лет работаю далеко не по специальности. Ни о чем не жалею))) Возможно, если бы обучалась на платке, то потом были бы периодически укоры в духе «я платила за твое обучение, а ты теперь не по специальности работаешь». Но репетиторов мама оплачивала, материалы для подготовки тоже (но для второй попытки я покупала сама, потому что уже работала). Жила в общаге, мама помогала немного для оплаты общаги и «подкидывала» на продукты или хотелки. Еще была пенсия по потере кормильца, которая сильно выручала. Поэтому даже в универе я старалась подаваться на разные стипендии, начала подрабатывать со второго курса вплоть до выпуска. Это мне помогло рассчитывать на себя и самой идти к улучшению уровня жизни. Поэтому сейчас я уже периодически помогаю своей семье (хоть они и не хотят брать безвозмездно и всегда возвращают занятое).7
  • Валерия РайнМне родители только пообещали оплатить учебу, а когда я недобрала баллов, то пошла работать и оплатила все сама:) обиды не держу, разве что не стоило 10 лет трясти долларами перед носом с обещанием оплачивать ими мою учебу 🤣22
  • Wert Dider"Но если им не хватит стараний, усердия или таланта поступить в ВШЭ или МГУ, значит, пойдут в более простой вуз, но на бюджет. Мне кажется, я соглашусь оплачивать то, что можно получить бесплатно, только если буду видеть горящие глаза и неимоверное желание учиться именно в конкретном месте." - по факту это ущербная логика "только на бюджет" порушила десятки тысяч карьер, если не сотни. Почему-то в РФ считается, что получать образование нужно исключительно бесплатно, мол, а зачем платить-то? На деле поступление "куда придется" почти всегда оборачивается унылой карьерой, если это вообще можно назвать карьерой. Я учился в топ-вузе на платном, ибо на курсе были сотни (не шучу) олимпиадников, которым давали льготы, а из-за этого проходной балл по ЕГЭ ушел в стратосферу. В реале же курсу к 3 все настолько подровнялись, что определить, кто там на основании чего поступил, было невозможно. Я был обычным середняком, прошел ровно, в магистратуру поступил уже по внутренней олимпиаде, карьерой доволен - зп в районе годовой стоимости обучения, давно окупилась. Благодарен родителям, что не оставили деградировать в рядовом ВУЗе, а дали путевку в жизнь. На деле оказалось, что я со своим средним интеллектом оказался куда более мотивирован в реальной жизни, ведь на мне лежал такой камешек ответственности, чем бОльшая часть однокурсников, которые со своим потенциалом пустились в какие-то посредственные сферы. Не спорю, были уникумы, у которых карьера мощнейшая, но таких меньше 1%.79
  • PolunderМоя мама оплатила мне и бакалавриат и магистратуру. Со своими баллами я бы поступила на бюджет, но на не самое интересное направление. Она сказала: видишь себя в этом - оплачу, есть возможность. Я буду ей всю жизнь за это благодарна. Такой интересной и насыщенной жизнью мне бы не жилось, учись я в другом месте и на другой специальности. С 1 курса пошла работать по специальности, была во всех активах, стажировалась по полгода бесплатно (в том числе в Третьяковке, это же очень круто!) и сейчас счастливо работаю в своей сфере. Для мамы это были, наверное, годы более ужимистой жизни, чем могли бы, я это осознаю. Но все равно очень очень счастлива, что она подарила мне такой билет в жизнь. Спасибо ее мудрости, силе, уму, что сейчас у меня все так, как есть.25
  • Barracuda DeathwishАлексей, да, как-то так61
  • ЕлизаветаС качеством высшего образования слишком у нас плохо, чтобы за это еще и платить. Закончила универ в мск (год от года в рейтинге лучших или лучших технических вузов в топ-3/ топ-5 всегда что-то занимает), и почти на каждой бессмысленной паре с устаревшим оборудованием и преподами за 80, которым ничего не надо, думала "как хорошо, что я за это не плачу и живу в столице в отличной общаге за 600 рублей в месяц". Универ дал много слез, нервов, пару раз морально уничтожил, но научил общаться с людьми, искать и анализировать информацию, рассчитывать только на себя. Прикладных и актуальных знаний было так мало, что по специальности я работать не пошла. Конечно, характер закалился, но за это пришлось отдать несколько лет жизни, но, к счастью, не десятилетий кредитных денег родителей на такое образование. Поэтому - не получается на бюджет, идите куда попроще, громкое имя универа того не стоит. Девочкам еще можно взять год паузы и поискать альтернативы классическому очному высшему.7
  • SvetlanaAnna, при должном старании ребенок смог бы и без репетиторов или же с ними - не " мучиться", а быть заинтересованным. Как мне кажется, репетиторы это не замена платному, это готовность ребенка воспринимать материал ВУЗа. "Должное старание " не появится на 1-2 курсе. Абсолютно согласна, что оплачивать образование нормально. Такие баллы, как сейчас не так просто набрать, чтоб на бюджет куда хочешь, а не куда ниже баллы. И сейчас ещё многие родители того возраста, когда не сдавали сами ЕГЭ и не очень представляют, сравнивают с выпускными экзаменами в школе и мл, мы - то сами на бюджете учились. Но времена другие.9
  • Моя дорогаяБезумно благодарна родителям, что они оплатили мне учебу, содержали меня все пять лет студенчества и дали много бонусов для хорошего старта. В моем случае все пошло на пользу. Я нормально зарабатываю, занимаясь любимым делом, живу у моря в той стране, которую сама выбрала, и финансово ни от кого не завишу. В своего ребенка тоже верю) пока плачу за частную школу и репетиторов, если понадобится, надеюсь, будет возможность оплатить и хороший вуз. Образование и правильная среда - это очень важно12
  • Lupus EstНет, но благодаря их воспитанию, заботе, вложенным усилиям я смог поступить на бюджет. Своим детям, если придется, высшее образование оплачу обязательно. Каждое поколение должно трудиться, каждое следующее - работать и жить лучше предыдущего. Так постепенно и вырастают династии. Риски есть, но где их нет? Забота, гены и воспитание. И есть шанс, что все будет хорошо.7
  • Lupus Estappastil, дааа, лучший друг - стоматолог. Нашим сыновьям по 10-11 лет, уже прикидываем, как будем оплачивать их обучение. Когда он мне рассказывает, сколько лет нужно учить на врача, и сколько денег на круг уходит… да еще и прикидывает, через сколько после окончания учебы ребенок выйдет «на самоокупаемость», мне аж страшно становится! Хорошо что у нас в семье врачей нет, продолжать династию не нужно, и о меде мой сын будет грезить вряд ли. Кстати, если не секрет, подскажите - у вас итого 11 лет учебы, когда вышли по зарплате на «самоокупаемость»? У меня (я юрист) все было проще, 5 лет вуз + 3 аспирантура, но на 4м курсе университета без вреда для учебы я уже полностью свою жизнь обеспечивал. А у медиков с этим как в среднем?3
  • appastilLupus, я начала зарабатывать небольшие деньги в 29 лет (в третьем году аспирантуры) с работой в 0,5 ставки. Это долгий путь - годы, когда хочется есть, а ты грызешь гранит науки. Благо, всегда была поддержка семьи. К 35 годам уже все было более чем хорошо в плане финансов.7
  • Алина ЧижоваНет, мне ничего не оплачивали родители, только музыкальную школу, там не было бесплатного отделения. С детства мечтала быть пианисткой. На бюджет же поступила в ВУЗ только в 28 лет, на заочное. Все предыдущие годы готовилась дома сама на эту специальность, работая на простой, не требующей образования должности, были ежегодные попытки поступить в разные муз. ВУЗы с 19 лет после муз. Колледжа, то не брали вообще, то проходила на платное, принципиально не шла, да и средств было только на жизнь, в итоге - получилось! Поступила через 9 лет! В 33 диплом бакалавра Консерватории плюс после - 3 года работы по профессии. Работаю по музыке. Счастлива. Жизнь удалась!16
  • Юлия МариSanor, особенно сейчас. Это верно. Но опять же, если родители тратили уйму денег на то, чтобы ребёнок получил именно образование и знания, достаточные для поступления, включая целенаправленные курсы для сдачи ЕГЭ по выбранным ребёнком направлениям, а ребёнок вдруг решил, что он очень крут и всё знает сам, и провалится на экзаменах? Родителям ещё и обучение в ВУЗе оплачивать? Я своего предупредила, что делать этого не буду. Помимо образования до 11 класса и курсов, любые курсы в 11, чтоб ты поступил. Не поступаешь - иди работай.2
  • Russvet DenWert, согласен зачем поступать на бесплатно в унылый пед когда можно платно обучиться в крутом вузе и отбить стоимость обучения многократно. Меня после вуза брали на работу только за факт обучения в этом вузе. Я ничего еще не знал даже.34
  • Ирина ШишоваRussvet, это у нас что за ВУЗ и что за сфера работы? Просто на прошлом месте работы у нас направление было по поиску талантливой молодёжи, обычно да, брали из буквально десятка ВУЗов по всей стране, но отбирали именно знающих ребят.5
  • Amily WИрина, с работой, куда берут совсем без знаний, я не сталкивалась, но на 1 и 2 курсах проходила стажировки в компаниях, на которых почему-то оказывалось, что все стажеры из СБбГУ или ВШЭ. При этом это были скорее обучающие стажировки, на которых из знаний требовали только английский10
  • Russvet DenИрина, это было 20лет назад НГТУ а еше я компьютер знал. Тогда это тоже ценили 😁. Сфера не важна брали в разные сферы. Если НЭТИ закончил не пропадаешь нигде. Любителям саморазвиваться это никогда не понять 😅😅😅 они думают диплом это только знания. А ещё это умение пахать. Зубрить за ночь 96листов тетрадь. Что угодно. После таких испытаний на работе какой то лайт режим был. Халява одним словом.0
  • ФилологиняЛена, согласна полностью. В 2021 году поступала моя старшая дочь. Это был тот чертов год, когда отменили вторую волну. Вуз хороший, специальность не топовая - были другие с проходным баллом 300, но она туда и не хотела, сознательно шла на свою специальность. По баллам прошлых годов должна была пройти с запасом на бюджет. Но в день Х у тех абитуриентов, кто подал заявки на более престижные специальности, началась паника, что не пройдут. И они начали отзывать согласия и подавать его туда, где баллы чуть пониже. За 2 часа до окончания приёма заявок моя дочь сместилась в рейтинге с 4 на 6 место, а проходные первые 5. Не хватило одного балла... Обидно было очень. Подались на платное. За год многое может измениться, не хотелось рисковать. В тот год проходной балл на ее специальность из-за отмены второй волны взлетел вверх. В 2022, кстати, снизился, и она бы точно прошла, но кто ж знал. И теперь, когда слышу, что платно учатся только дураки, даже спорить не хочу - пусть попробуют сами, особенно если поступать в творческий вуз, где на каждую специальность свой дополнительный экзамен8
  • ФилологиняWert, напомнили про олимпиадников, и у меня вскипело. Когда поступала старшая, бюджетных мест дали 25. Вроде бы достаточно, да? 17 из них заняли олимпиадники. Причем это художественная специальность, без хороших навыков рисования там делать нечего. А поступали олимпиадники по литературе. Без экзаменов по рисунку и живописи. Три места для льготников. Итого из 25 остаётся 5 мест на общих основаниях... Первый курс отснял 6 человек. Судя по тому, что освободились бюджетные места - Постников среди них не было...5
  • ФилологиняМагомед, мешало понимание, что для дальнейшей учебы потребуются нефиговые навыки в рисовании, живописи и композиции. Так что вкладывали силы туда. Собственно, первый курс и показал, куда потом пошли эти олимпиадники со своей литературой9
  • Ирина ШишоваRussvet, как it -шника резануло знал компьютеры, понимаю что вы про пользование, но 20 лет назад, это уже не было чем то уже уникальным (в нулевых у одноклассников у некоторых уже были компы), в школе была информатика, стояли компы с 95-ой виндой, в компьютерных клубах и дома стояла уже 98-ая винда, в целом как-то навык пользовательский был не удивителен у молодёжи. В любую сферу из-за института вас могли брать на самые нижние должности, то есть что-то совершенно не квалифицированное, либо в фирму по типу "рога и копыта" на должность чуть лучше, чтобы хвастаться контрагента, что в них выпускники крутых вузов работают. Надо понимать, что ВУЗ даёт лишь доп балл, но ни как не определяет выбор, это как с поступлением в ВУЗ, ты либо победитель олимпиад (при поиске работы - это прошёл стажировку во время учёбы в хорошей фирме по профилю, на который сейчас претендуешь), либо у тебя диплом олимпиадника, тогда несколько баллов к твоим добавят, но станет ли балл проходным при этом или нет, зависит ещё от кучи факторов (хороший вуз и оценки добавят очков, но человек с хорошим опытом работы и подтвержденными успехами вас в очереди на должность подвинет). Пахать институт учит не всех, оценки не гарантия их качества, хороший вуз больше про связи и тот самый нейтвокинг. И если работа после института вам кажется лайт режимом, то работаете вы где-то в мелкой фирме без жёстких сроков. Никогда за ночь не зубрила 96 листов, занятие крайне бесполезное во первых нормально материал всё равно не запомнить, во вторых через день вылетит из головы. Курсачи по ночам, да писала, но я работала, когда училась, а вот лекции всё же старалась именно понимать и разбираться, с не зубрить. Училась в техническом вузе, специальность радиотех. И так вам на заметку, саморазвитие штука непрекращающаяся и постоянная, а любой вуз вещь временная. И да, институт должен давать знания (ну и на самом деле связи ещё, но этот другая история, её оставим в скобках). На работе, учитывая объём и уровень ответственности всё же сложнее, тут не то что 96 листов или курсач за ночь, порой месяцами не спишь, чтобы проект во время сдать, должности где с 8 до 17 сейчас редкость и платят там мало, так что ни какой лафы и Лайта, только хардкор, при чем с постоянной учёбой, саморазвитием и погоней за отраслью, а институт остался лишь светлым воспоминаниям молодости, как же там легко было и весело.2
  • Russvet DenИрина, вынужден с вами не согласиться. 1. Видимо вы из столицы раз для вас комп не удивлял в те годы. Я вот помню что в 2000году мы покупали за 30тыщ это годовая зарплата по тем временам, а кто-то и за год столько не зарабатывал. В школе помню стояли древности на которых мы кружочки рисовали в паскале, ИТ шников готовили из нас😁. А ещё наличие компа не гарантирует знание чего либо. Я помню людей которые боялись этих страшных ящиков😁. Старшее поколение особенно. 2. Вы так сказали на низовые должности с пренебрежением прям😁. А на какие должности берут молодых специалистов? Неужели сразу директорами? Похвалиться что у тебя выпусуник ВУЗа работает? Вы серьезно?😁😁😁. Про рога и копыта тоже интересно. Дайте угадаю сразу в Яндекс попали или там Газпром дирехтором? Столько пафоса.🤘 3. Про жесткие сроки вижу вы как ит спец все знаете про меня😁. Повторю ещё раз. После своего вуза все было легко. А уж жесткие сроки мы 5 лет на сессии проходили если вы в курсе как это весело бывает. Там сроки и назад пути нет совсем. Может вас вуз не так закалил как меня вот и ответ. А я вышел другим человеком которому ничего не страшно. Хочешь в рога и копыта хочешь на низовую должность😅 4. Связи нетворкинг это лишь красивые слова из интернета. Больше связи нарабатываются на работе чем за партой. А за партой учат учиться и пахать.3
  • Wert DiderRussvet, согласен, из этих педов потом почти никто не выплывает, т.к. конкурса туда нет, а дисциплина во время учебы разбалтывается (кто-то слышал об отчислениях из педа?), в результате человек утрачивает мотивацию что-то делать курсу к 3, а потом его ждет низкоквалифицированный труд во время учебы. Понятно, что те, кто с мозгами, не пойду работать официантами, а будут искать что-то серьезное, но таких меньшинство.2
  • Ирина ШишоваRussvet, я вообще из региона. Школу закончила как раз в 2005 году. В 2004 комп появился у меня дома, до этого ходила в местный компьютерный клуб с дико лагающим интернетом. У одноклассников не у всех, но компы дома были раньше. Компы были хоть и старенькие в школе, с 95-ой виндой, но они работали, когда я ходила в кружок (учили всем хорошо известный Бейсик, классика, как говорится 😁), в другой школе, компы были поновее, это уже 2001-2002 гг., там была уже информатика, проходили Паскаль уже, но не кружочки конечно рисовали. Может поколение постарше испугалась, но студенты и школьники в это время уже нормально общались с компами. Относительно низовых должностей: оператор ПК, который буковки и циферки заносит, но роста у него не предполагается от слова совсем, курьеры разные, сегментаторы в торговле, они товар по категориям распределяют (это не категорийщик, который почти аналитик, а именно мелкий работник), разные продавцы мебели, техники и т.д. в мелких местных фирмах, з/п может и будет через пару лет, но всё же не так чтобы сильно. Ну почему сразу Яндекс, просто официальное трудоустройство в нормальном офисе. (Рога и копыта, это когда офис одна комната, переработки не оплачиваются, но всё равно есть и нет нормального договора, им все подходят). Начинала я вообще не с it, но это во времена учёбы как раз, там я и официанткой и продавцом и секретарём работала, но это всё на самом старте, дальше пришла уже не начальником, но уже как стажёр на должность проектника, доросла до старшего проектного менеджера, ушла по причине банального выгорания (там не институт: курсовую на следующий день не принесешь, контрольную неделю за счёт хороших отношений не закроешь и экзамен автоматом не поставят), потом аналитик, год назад ушла в маркетплейсы, но при этом по факту ещё частично опять вернулась в it, есть совместный проект с хорошими спецами. Я правда не понимаю, чем институт может именно прямо закалить: в библиотеках я и в школе сидела, курсачи я студентам ещё в 10 классе за деньги делала, лабы, так это прикольно, семинары, достаточно понимать в предмете, чтобы нормально выглядеть при обсуждении. Экономика, русский, история, философия и психология, как общие предметы вообще автоматом обычно, хотя педагоги были нормальные, относительно сильные. Английский, ну письменный у меня норм, разговаривать до сих пор плохо, но читаю. Электроника, физика, основы теории цепей и куча спец предметов, так их надо понимать иначе нафига выбирать специальность, там всё на математике, то есть нормально: запомнил формулу и посчитал. В институте я больше по конференциям как-то страдала. У меня вуз местный, поэтому там со связями туго, но познакомилась со студентами полезными из других, как раз во время мероприятий :). Пожалуй тяжёлые вузы - это медецина, разные ядерные физики/химии, там да, школьного уровня пожалуй маловато, чтобы включиться сразу. Я не знаю правда, чем вас закалил институт. В выходные я работала, с инста приходила самое раннее в 18 (далеко жила), когда лабы 2 дня приходишь в 21. Домашка делалась до 24:00 максимум, также на рабочем месте иногда, курсачи, да, в ночь порой, но их не так много было в семестре, после работы ещё и в клуб идешь с друзьями, ещё и каникулы есть. На работе я просто ни куда не могу сходить, я в отпуск уезжаю на 5 дней в году и то на созвоне, а вечером работаю. Я на прошлой неделе в Третьяковке не на картины смотрела, а сотрудников в телеге распекала и консультировала клиентов (хорошо хоть дети что-то смогли посмотреть). В институте я в театр успевала ездить с однокурсниками в Москву на поезде несколько раз, а в этот раз успели только ко второму акту семьёй, потому что совещание на работе затянулось, уже бегом бежали (были по работе в Москве).В институте я получала часть зачётов и экзаменов автоматом, а значит каникулы для меня начинались раньше (только несколько раз были, проблемы, но это другая история из оперы сексизма и идиотизма). Я правда не понимаю, что в институте страшного: курсачи надо писать во время, лекции надо понимать и читать сразу после пар, а не перед экзаменом, библиотека для меня всегда родной дом, ещё со школы, рефераты, так накидать 20-30 листов можно быстро, если умеешь работать с текстами, семинары, вообще любимое дело, сиди болтай. Практика и лабы, ну так обычно всё на паре и успевали, дома только оформить надо было. Это не школа, ежедневной домашки сильно меньше.2
  • Ирина ШишоваRussvet, а по поводу 96 листов за ночь, так надо все во время делать, а не в последний момент, и не надо будет за ночь что-то там зубрить. (Не, ну, если там болели, пропустили, то да, бывает, но это же не практика постоянная)4
  • Russvet DenИрина, вы и не поймёте. Для этого вам надо было быть мной на 5 лет раньше и в моем универе на моей специальности и в моем городе. Я четко помню когда получил диплом. Толпа выпускников ищет работу и у тебя лишь 2 преимущества твой ВУЗ и знание ПК. Я так и писал опыт работы на ПК 5лет! Может в вашем городе все все знали, а у нас динозавры тогда были. Кстати не все вузы нормально обучали ПК. Я на экономической специальности изучал ворд эксель акцесс макросы и полноценные проги на vb6 писали. к старшим курсам был маткад матлаб, фотошоп и проджект. Помимо этого раз у меня был комп я мог и сам изучать, что интересно и изучал. Через год после окончания я проекты рисовал в автокаде на много миллионов рублей при том, что у нас не было начертательной геометрии и вообще всего этого яж экономист. И взяли меня как раз за вуз и за знание пк. а технари у нас продажниками сидели. Без норм вуза никого не брали уже тогда. А с образоварием педа как раз взяли бы разве, что текст набивать. Поэтому мне не сильно понятно нежелание людей получать норм образование. Это вложение в своё будущее.2
  • Russvet DenWert, в моем вузе только треть дошла до диплома и было тяжко каждую сессию. А например в торговом сестра училась на одни пятерки. В педе ещё проще.1
  • СкороЛетоФилологиня, Для творческих может не актуально Олимпиады. Ну пок Райне мере не литературы, если требуется композиция. Но общалась с бывшими преподавателями. Они скучают по временам когда в вуз набирали олимпиадников, а для остальных был устный экзамен со сдачей переводу решения математических задач, где ценилось не только решение, но и оптимальность его нахождения, то как к нему пришли. Говорят что сейчас с ЕГЕ студенты приходят старательные, прилежные, хорошие в общем, но не умеющие думать вне выученного И с ними тяжело когда доходит до серьезных предметов, где просто усидчивости и стараний мало. Олимпиады и устные экзамены помогали набрать студентов, кто обладал нужным способом мышления. Сессии отсеивали потом кто из них ленив. И остаток получался отличным. А ЕГЕ это похерело0
  • ФилологиняСкороЛето, да, с творческими все непросто. А с ЕГЭ - да, есть такая проблема. Сначала в старших классах из учеников старательно выбивали вольнодумство - иначе ту же литературу не сдашь хорошо. А потом в институте все хотят умения самостоятельно мыслить. Приходится перенастраиваться))3
  • fghfghfgh1Sanor, они зачастую приведены матерями, кто платит.0
  • MarryenЛена, такая же ситуация была. Поступала с горящими глазами в топовый ВУЗ, не хватило нескольких балов до бюджета. Родители согласились оплатить обучение, с мыслью, что это даст мне шанс попасть туда, куда я искренне хочу. Хотя я мгла бы и в ВУЗ ниже рангом пойти. У родителей были сбережения, которые потратили на мою учебу. Зато потом всем своим однокурсникам-бюджетникам решала домашки) Проблема, мне кажется, не в том, что платно - значит для дураков или не в системе поступления егэ/олимпиады, а скорее в стоимости обучения. Порой кажется, что ценник невероятно завышен. Поэтому на детей, идущих на платное смотрят как туповатых мажоров, и ставят цели попасть только на бюджет. Если бы образование стоило адекватных денег и многие могли бы его себе позволить, то платку бы так не демонизировали0
  • Ла МаWert, согласна. Окружение делает тебя.0
  • Ла МаMarryen, только по сравнению с Европой и с гос вузами. А по сравнению с США, где стоимость в год 55-60 тыс примерно равна среднегодовой зарплате 60-65 тысяч - дешевле.0