Какие лайфхаки для эффективной учебы вы используете?

Какие лайфхаки для эффективной учебы вы используете?

12
Аватар автора

Аня Иванешкина

ищет новые методы

Страница автора

Я очень ленивый студент.

Лекции чаще всего пропускаю, все задания оставляю на последний день перед дедлайном. В итоге каждый раз оказывается, что предмет я смогу закрыть, только если хорошо напишу экзамен. И тут начинается ад: горы информации, накопившиеся за три-четыре месяца, я пытаюсь выучить в течение пары дней.

Раньше я все делала по классической схеме: садилась за конспекты за два-три дня до экзамена, сидела сутки напролет, подбадривала себя чаем и едой. Но на четвертом курсе это уже не действует, потому что нужно не только закрывать обычные сессии, но еще и сдавать государственные экзамены и писать диплом. И все это нужно совмещать с работой.

Пока что я нашла для себя такое решение: планирую свою неделю, как будто учусь в школе. Составляю четкое расписание с «уроками», то есть временем выполнения задач, и «переменами» — периодами отдыха. Вот как это работает:

  1. С вечера составляю список задач на следующий день и прописываю ориентировочное время, которое потрачу на каждую из них.
  2. Расставляю задачи в порядке приоритетности. Я хорошо себя знаю и понимаю, что моей мотивации не хватит на все запланированное, поэтому начинаю с самого важного.
  3. Исходя из задач и времени их выполнения прописываю себе подробное расписание, включая часы подъема и график приемов пищи. Не забываю и про отдых: отвожу на него 15—20 минут после каждой большой задачи по работе или учебе. Получается настоящий распорядок дня примерного школьника.
С утра я встаю с четким пониманием того, чем и сколько буду заниматься в течение дня
С утра я встаю с четким пониманием того, чем и сколько буду заниматься в течение дня

Плюсов несколько. Во-первых, получается выделить время для учебы даже в будни. Во-вторых, это дисциплинирует: мне проще отложить телефон, если я знаю, что по расписанию у меня сейчас чтение литературы для диплома. Наконец, приятно осознавать, что рутинное неприятное действие будет длиться какой-то конкретный промежуток времени. Можно, как в школе, с замиранием сердца ждать заветного звонка и получать дешевый дофамин, когда приходит время отдыха.

Из минусов — это слабо решает проблемы с концентрацией, а проблемы с эффективностью обучения не решает вообще. Поэтому сейчас я ищу различные техники, которые смогут дополнить мой подход.

Что помогает вам эффективнее учиться и больше запоминать? Как вы справляетесь с большими объемами информации и прокрастинацией? Может, используете технику «помодоро» или «дворец памяти»? Или выработали собственные приемы? Какие методы вам совсем не помогли, а какими пользуетесь постоянно?

Аня ИванешкинаКакие приемы помогают вам учиться? Поделитесь лайфхаками:
  • Fcük døwnСамый основной лайфхак — учиться тому, что действительно интересно. И это не означает, что надо все бросить и начать учиться на археолога, а просто покататься в своей области и найти то, что цепляет. Сюда же можно отнести и формирование социального круга заряженных на то же самое людей, с которыми можно обсуждать область, спорить и кооперироваться. Второе — это планирование. Лично мне помогает разбивать большие задачи на подзадачи в сочетанием с методом помодоро. Ну и по заветам Фейнмана конечно же надо постоянно объяснять хотя бы самому себе что выучил.18
  • Grigory KosheevУчился уже достаточно давно, но помню, что лучший способ подготовки к экзамену — устраивать каждый раз мысленную репетицию экзамена. Сначала вообще материал не открываю, ориентируюсь на то, что запомнил в течение семестра. Потом открываю билет и представляю, что я уже на экзамене и судорожно пытаюсь вспомнить все, что я знаю по вопросу билета. Потом открываю материал и смотрю, что на самом деле нужно было ответить. Вот в этот момент и происходит самое эффективное запоминание. Причем лучше всего это делать итеративно. В первый день задача по каждому билету вспомнить, хоть что-нибудь, хотя бы знать, что означают слова в вопросе билета. На второй день задача дать ответ на 3, на следующий день на 4, в последний день перед экзаменом, чтобы ответить на 5.26
  • anyhowВ своё время училась по следующему принципу: «ненужные» с моей точки зрения (именно в контексте моего видения профессии) предметы изучались накануне экзамена (привет, ОБЖ и социология на юрфаке, хихи), информация откладывалась в кратковременную память и после экзамена благополучно забывалась. «Нужные» предметы вызывали неподдельный интерес. Активное участие в семинарских занятиях, посещение лекций, походы в библиотеку (эх, доковидные времена) приносили удовольствие. К экзаменам по таким предметам готовиться было легко и приятно, но для «поддержки штанов» мы с одногруппниками делили между собой весь список экзаменационных вопросов и составляли конспекты в печатном виде, чтобы можно было за пару-тройку дней до экзамена не перерабатывать килотонны текста, а работать только с «выжимками».7
  • arturvВ рабочие дни живу по расписанию. В расписании чередую большие периоды работы (около 2 часов) с малыми и средними периодами отдыха (от 15 минут до 1 часа). Например, в середине дня стараюсь немного поспать. Для плана задач на день использую самую простую kanban-доску, состоящую из пунктов to-do, doing и done, которую веду в сервисе YouTrack. При определении порядка выполнения задач стараюсь "съесть самую уродливую лягушку" в первую очередь (см. книгу Eat That Frog! от Брайана Трейси). В план на день включаю не только рабочие задачи, но и задачи по саморазвитию. Во время выполнения плана делаю пятиминутные перерывы через каждые 25 минут (см. технику Pomodoro). В качестве таймера использую браузерное расширение Marinara: Pomodoro® Assistant. Когда необходимо что-то выучить (например, для подготовки к экзамену или собеседованию), использую технику интервальных повторений. Эта техника - лучшее, что случилось с моей памятью. Советую вот эти статьи для ввода в курс дела: - [How To Remember Anything Forever-ish | Nicky Case](https://ncase.me/remember/) - [Augmenting Long-term Memory | Michael Nielsen](http://augmentingcognition.com/ltm.html) - [Spaced Repetition for Efficient Learning | Gwern Bran­wen](https://www.gwern.net/Spaced-repetition) Описанную систему можно применять не только для работы, но и для учебы. Всем отличного настроения и продуктивных дней!11
  • АндромедаВ нашей семье ,наверное ,больше развито наглядно-образное мышление:запоминаю схемы,таблицы (а не сплошной текст),ненавижу звуковые сообщения .С сыном учила стихи (он не хотел учиться)рисовала картинки :у лукоморья дуб зелёный (рисунок дуба),златая цепь на дубе том (цепь) и днём и ночью кот учёный (солнце,Луна,кот в очках ) и т д. Сама себе рисовала mind-map-cхематичные изображения ,где на одном листе наглядно все написано/нарисовано2
  • Елена ПетроваЯ на заочном, и после каждой сессии даю себе неделю отдыха, а после сажусь за подготовку к экзаменам: сначала читаю учебник, чтобы иметь целостное представление о дисциплине, а потом готовлю ответы на экзаменационные вопросы. К началу сессии у меня всё готово, остаётся только несколько раз повторить всё это и постараться запомнить. После нынешней сессии так же засяду за подготовку к госам и экзамену в магистратуру: спокойно за полгода выучу всё, что нужно.4
  • Александр МжельскийPomodoro со мной с первого курса. На телефоне ставллю "не беспокоить" и ещё на компьютере использую расширение "focus". Ещё помогает всегда пытаться применить теоретический материал на практике. Не в прямом смысле, а придумать какую-то умозрительную ситуацию. Так всегда всплывают пробелы в знаниях или какие-то вопросы которые надо уточнить на паре.4
  • Фея ДушнилаМои лайфхаки: 1. Учиться на интересной специальности в хорошем месте 2. Работать (или искать работу) по этой специальности 3. Высыпаться 4. Хорошо кушать 5. Умеренные и регулярные физические нагрузки 6. Устраивать выходные1
  • Роман ФедянинВведение: Я - студент-медик. На 3 курсе стал искать способ запоминать продуктивно, а не тупить целый день над одной скользкой таблицей с классификацией противокашлевых препаратов. Три стадии интенсивности в зависимости от загруженности. У каждой свои методы запоминания. . 1. Самая хардовая стадия: "Фармакология за 3 дня" "Метод Джордано" - эта книжка есть в открытом доступе. Там всё про запоминание мыслеобразами. По сути, в голове формируется система шпаргалок. Также мои коллеги из ТюМГУ сделали приложение "Афина", там та же самая теория в более съедобном виде История из жизни: до ОПХ пять дней, а я вместо атласов лихорадочно читаю "...Джордано". Минус в том, что после запоминания наступает отходняк когда вообще ничего не хочется делать. Не рассказываю про метод, потому что в двух абзацах не объяснить. Теги: "Козаренко В.А.", "метод Джордано", "система локи", "БЦК", "метод матрёшки" помогут пробиться через SEO-тексты. . 2. Идеальная стадия: "Охота поучиться" Сделаю аналогию с готовкой еды на кухне 1) Список покупок Выясняю, что вообще требуется выучить к семинару. В основном, смотрю экзаменационные вопросы. ​ 2) Поход в магазин Выбираю учебные материалы. В идеале есть кафедральный учебник и в нём всё. Но сейчас чаще приходится конспектировать кафедральную лекцию и искать недостающее в гугле. 3) Приготовить еду Делаю конспект по экзаменационным вопросам. Он превращает сырую информацию в удобную для меня лично. 4) Обед От того, что информация есть в конспекте, не значит, что она уже в мозге. Перечитываю конспект и ухожу мыть посуду, или кататься на велике. В процессе подсознание подсознание переваривает информацию. Это можно заметить по обрывочным мыслям, которые проносятся в голове. Перечитываю и медитирую ещё раз вечером, и ещё раз - накануне семинара. Так информация без всякой мнемоники сама укладывается в голову. . 3. Самая частая стадия: "Поблеять на семинаре" Сразу после прочтения информацию невозможно воспроизвести если не пользуешься мыслеобразами. Поэтому если почитать тему в метро по пути на учебу, блеснуть знаниями не получится. Но это полезно, потому что на семинаре мозг продолжит работать и формировать связи по теме, которую вы прочитали в метро. Резюме: Желаю всем запоминать эффективно, и пользоваться идеальной стадией, или хотя бы самой частой, иначе придётся учить за 3 дня и ловить отходняк.2
  • КосаткаЕсли есть много маленьких задач(не связанных с запоминанием), вроде расписать 35 вопросов к экзамену, мне очень помогает не отвлекаться секундомер. Записываешь, сколько ушло на предыдущий вопрос, и прямо азарт появляется побыстрее следущий написать, какие уж тут отвлечения. Ещё при запоминании информации надо прямо вслух повторять(формулы, ладно, просто на листочек), а не про себя, так уже не отвертишься, время не потянешь.0

Сообщество