Знаете, как написать жалобу или заявление, чтобы они сработали? Поделитесь опытом и советами

23
Знаете, как написать жалобу или заявление, чтобы они сработали? Поделитесь опытом и советами
Аватар автора

Ольга Селиванова

собирает лайфхаки

Страница автора

Когда я работала юристом, часто видела неэффективные исковые заявления или жалобы.

Дело было не в юридической стороне вопроса, а в самом тексте. Например, в жалобах или претензиях были только эмоции и ничего больше. А иногда и оскорбления вперемешку с угрозами. При всем желании взять в работу такое обращение было сложно. Не удивительно, что государственные органы их не рассматривали или отвечали отказом.

С исковыми заявлениями была другая проблема: большой объем текста, без структуры и акцентов, когда все сливается в одно полотно. Уже после первой страницы чтения такого документа начинала болеть голова, а мысли путались. Нужно было иметь большую волю, чтобы продраться к сути вопроса через десяток страниц, а иногда и больше.

Для себя еще несколько лет назад я сделала вывод: лучше писать с заботой о читателе. Особенно если от него что-то зависит. Не стоит пускаться в пространные рассуждения о стороне вопроса, лучше заранее продумать структуру и логику текста, а еще не забывать отбивать абзацы и делить предложения на части. Если есть важные детали, лучше их выделить, чтобы можно было пробежать глазами по тексту и понять его суть. Это необходимый минимум, без которого не обходится ни один мой юридический текст.

Каких правил и принципов при написании придерживаетесь вы? Какой документ вы составляли и для чего? С какими сложностями столкнулись? Как думаете, стоит ли вообще заморачиваться с оформлением и содержанием претензии, искового заявления или жалобы? Как сработал ваш документ и какой результат благодаря ему вы получили? Если вы юрист, поделитесь своим мнением, как вы относитесь к лигал-дизайну?

Ольга СеливановаРасскажите, как составляете документы:
  • Вячеслав ГрейтьЯ для себя выявил несколько правил составления правовых документов 1. Объем - до 4 страниц 12 шрифтом Times new roman, 1.15 интервал для исков и иных основных судебных документов, 1-2 страницы для жалобы 2. Если нужно представлять сложные расчеты или графики - лучше вынести их в отдельное приложение, а не вставлять в основной документ 3. Текст не должен иметь эмоциональный окрас 4. Если доводов несколько, то под каждый довод надо выделять отдельный раздел в документе 5. Не нужно злоупотреблять выделениями в тексте. Если половина текста написана жирным подчёркнутым курсивом то его сложно читать.18
  • ВеленаПиши не пиши- толку нет. То есть, нет. Толк-то будет (безусловно), но через задницу)). Из разряда "И нашим, и вашим". Чтобы и статус кво сохранить, и вам угодить так, чтоб не придраться. Обязательно сделают все не так и все не то. Например, ЖК не выкладывает результаты на горздраве, когда все остальные организации сто лет как все выкладывают. Специально не выкладывает. Ну вот им так удобно. Пишешь жалобу. ТЕБЕ на госуслуги (не на горздрав в медкарту) приходят результаты. На горздраве по-прежнему ничерта нет. То есть вывод? Ходить в ЖК ты не можешь дальше, потому что схема та же, ничего не поменялось в общем. Никто не стал ничего выкладывать. Тебе просто единоразово прислали твои результаты. Ну и так далее и тому подобное) Постоянно с таким сталкиваюсь. И нашим, и вашим)2
  • Ольга СеливановаА, интересно, почему вы именно это почти под каждой статьей пишете?)3
  • Егор ТихомировЯ как практикующий юрист могу подтвердить доводы автора о том, что большой объём текста без структуры читать очень тяжело. Поэтому правила следующие: 1. Выделять чёткую структуру текста, давать ему заголовки и подзаголовки. 2. Правило «3+10»: не более 10 слов в предложении, не более трёх предложений в абзаце. 3. Активный залог вместо пассивного. Вместо «ответчиком не исполнено обязательство» писать «ответчик не исполнил обязательство». Потому что глагол – самая сильная часть речи. 4. Меньше канцелярита. Не надо писать «настоящий», «вышеизложенное» и прочее. Они только захламляют предложение, а смысла не добавляют. 5. Главное – описать факты. Нормы права подробно приводить не нужно, судье они и так хорошо известны. Две-три ссылки на закон будет достаточно. 6. Стараться не превышать общий объём документы в 3-4 листа 12 шрифтом.17
  • ВеленаАлександр, и паЭтАМУ ЗдеЛаЛа ВЫАВАд. НаДа ЧидАдь шта пишуд,,,.,..... А Пешудь, шда ни расссссс прабафале. Е каждой роз токой ифффффф,,,,,,,икд.3
  • Станислав ДобрашинскийА, а если в офисе застройщика отказались бесплатно выдать квартиру, то нарушена 40 статья конституции, которая гласит, что «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища»?6
  • v2.0legПишу без эмоций, четко. Минимум текса с максимумом информации.0
  • RufinaleСмотрю образец. Выделяю главное. Все0
  • Влад Шершуновесли жалобы про неубранный снег, то пишите «На снегу написано Путин+любое плохое слово»3
  • JjjjПисал заявление на круглосуточный, торгующий алкашкой под окнами. На личное заявление 0 реакции. Обратился чарез депутата- оштрафовали быстро и подтвердили всё. Но толку? Дальше торгуют. Явно, что не без крыши живут5
  • таня лапушкаОтец рассказывал, как у одного мужчины в пригороде плохо ловила сигнал телевизионная антенна (не по его вине). Его обращение взяли в работу, но не молниеносно. И он написал еще одно обращение))) Что из-за медленно реагирования не может посмотреть все предвыборные обещания кандидатов в президенты РФ и из-за этого не сможет в будущем прийти на выборы и проголосовать. К нему приехали сразу же и все починили (:1
  • Glissa SunslayerРаботала с обращениями граждан 5 лет в городской администрации. Очень сильно облегчает работу с жалобой простой номер телефона жалобщика, указанный в обращении. У нас народ местами безграмотный, не умеет чётко излагать мысль на бумаге. Часто в обращении одни эмоции, бла-бла, как всё плохо, как надоело, все воры и т.д. Или почерк не разобрать. Но связавшись с автором, дело РЕАЛЬНО может двинуться с мёртвой точки. Например, всегда куча жалоб на неработающие фонари уличного освещения или просьбы повесить дополнительные. Но в обращении не написано где повесть, где заменить, или написано непойми как. 5 минут беседы, личный выезд на место, иногда встреча с автором и вуаля! Всё работает, все довольны. Но наш народ так боится имя и адрес написать, какой там номер мобильного! Наверное, думают, что их за жалобу преследовать будут. Граждане! Чиновникам откровенно насрать (уж простите) на то, кто написал жалобу. Усложнять вам жизнь из-за этого никто не будет. Там без этого есть чем заняться. Кстати, анонимные жалобы всё-таки нельзя оставлять без рассмотрения. Они всё равно берутся в работу, но никакого ответа вы не получите. Даже если лично придёте и будете рассказывать, что писали обращение, забыли контактные данные написать, мол, дайте, пожалуйста, ответ. Всегда оставляйте свои контактные данные, если Вы действительно заинтересованы в решении проблемы. И не стесняйтесь писать по делу. Города большие, проблем много, за всем не уследишь. Чиновники реально могут не знать о том, что детская площадка у вашего дома пришла в негодность. Если обращений нет - значит, всё ок. А если есть обращение - будут разбираться. Иногда можно и 2 раза написать, если проблема действительно волнует1
  • Ольга СеливановаGlissa, спасибо, что написали! Согласна на 100%, правда я с обращениями граждан работала не как чиновник, а как юрисконсульт, но все так, как вы описали. Честно говоря, не знаю, в чем проблема написать внятное обращение, хотя бы просто изложить суть по фактам и опустить эмоции — уже этого было бы достаточно. Но в большинстве своем люди пишут так, как будто бы это просто «гневное письмо», вот как психологи советуют не жалеть бумагу, вот похоже они так и пишут..0
  • Mickey HallerЕгор, на пассивный залог вы зря наговариваете, тут очень зависит от того, о какой материи идет речь в конкретном процессуальном документе. Про количество слов в предложениях и предложений в абзаце тоже сомнительно, смысловая нагрузка может быть передана не в полной мере от задуманного. Про ссылки на НПА вы тоже немного погорячились, судье может быть они и известны, но вот вообще не факт, что он о них вспомнит и применит в нужном для клиента порядке. Я предпочитаю все же напоминать о нужных положения, в том числе ПП ВС РФ и специальных норм.1
  • Ольга СеливановаMickey, а вы каких принципов придерживаетесь?0
  • Mickey HallerОльга, я предпочитаю придерживаться принципов сформированных, разложенных по полочкам и оформленных в конкретную область юридической науки - юридическую технику. Не вижу никакого смысла изобретать велосипед заново, все уже придумано до нас.0
  • Антон ДыбовВряд ли что-то добавлю к толковым советам, которые уж дали, но... :) 1. И заявление, и жалобу лучше писать так: - что случилось - почему это неправильно. Если не знаете нормативку, можете не указывать, но лучше с ней - что требуете / просите Не стоит повторяться, ходить по кругу в надежде, что мысль, озвученная больше одного раза точно решит вопрос в вашу пользу. Это вряд ли 2. Чем меньше слов, тем лучше, но не в ущерб содержательной части. И вообще много в юридических текстах не значит хорошо, обычно наоборот 3. Абзацы и короткие предложения - друзья восприятия. Кирпичи больше 3-4 строк навевают тоску и нежелание вникать 4. Эмоции в сторону. Писать о них уместно, только если претендуете на компенсацию морального вреда, но тоже без страстей из романов: что испытали, чем можете это подтвердить. А если ничего такого не пережили, то и загромождать текст не стоит 5. Пространные цитаты из нормативки не нужны. Достаточно сослаться на пункт / статью с указанием вида документа, его дату и номер в формате "хх.хх.хх24 №" - адресат посмотрит, если не знает По опыту частных консультаций: заказчики очень довольны, когда ответ на вопрос укладывается в одну страницу, но в нём всё, что нужно - прямо восторг: оказывается и так можно :)1
  • Дмитрий СергеевПроще всего писать жалобу по схеме: 1. Что, где и когда случилось 2. Что нужно исправить. Если жалоба укладывается в один лист - замечательно. А еще работу с жалобой сильно упрощает приложение доказательств - например, фотографий. Из лайфхаков - в последнее время я использую для жалоб мобильное приложение "Решаем вместе". Оно универсальное - можно писать обращения по любой теме, и они уходят в нужное ведомство. В отличии от бумажных, обращения и жалобы не теряются, и фотографии можно приложить сразу.1
  • Анастасия КорниловаБольная тема с идентификаторами граждан в исковом. Если ответчик гражданин, сейчас обязательно надо указывать помимо ФИО, ещё дату и место рождения, место жительства или место пребывания и один из идентификаторов: страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения. Что делать, если таких сведений нет — написать об этом в иске. Тогда суд не оставит иск без движения, а самостоятельно запросит необходимые сведения у соответствующих органов0