Открывает ли уход «Икеи» и других брендов возможности для российского бизнеса?
Сегодня более половины предпринимателей видят перспективы для развития коммерческой деятельности в ближайшие два года.
С одной стороны, в то время как иностранные компании закрываются в России, местный бизнес может получить конкурентное преимущество и свободный рынок. Например, уход таких брендов, как «Юникло» и H&M, дает возможность российским маркам одежды занять место в освободившейся нише. А прекращение работы зарубежных автомобильных концернов — развернуться отечественному автопрому.
С другой стороны, не у всех предпринимателей хватает ресурсов, чтобы поддерживать бизнес или быстро переориентироваться на новые продукты и услуги, поэтому в итоге многие проекты закрываются. Кроме того, снижается покупательская способность населения и спрос на некоторые товары, что тоже влияет на предпринимательскую сферу.
Как вы думаете, удачный ли сейчас момент, чтобы открыть новый бизнес или переориентировать текущий? Какие есть преимущества и риски? Как вам кажется, способны ли российские компании занять место иностранных фирм, ушедших с рынка? И доступно ли это малому бизнесу — могут ли, например, несколько локальных проектов заменить «Икею»? Какая сфера, по вашему мнению, сейчас наиболее перспективная?