Нравятся ли вам школьные учебники и есть ли у них альтернатива?

Нравятся ли вам школьные учебники и есть ли у них альтернатива?

25
Аватар автора

Кирилл Казаков

ищет ответы на страницах Тинькофф Журнала

Страница автора

Как-то раз я полистал учебник младшего брата по истории за десятый класс.

И почти сразу захотел его закрыть: он очень сложно и скучно написан. Брату он тоже не нравится: в учебнике слишком много сплошного текста и лишних оборотов, информация плохо структурирована, факты и даты теряются при чтении. В итоге читать такое пособие сложно и неинтересно.

Сейчас брат учится уже в одиннадцатом классе, готовится к ЕГЭ по истории и перечитывает старые учебники. По его мнению, их можно было бы сделать вполовину короче за счет схем и таблиц, где было бы вынесено самое важное.

По такому учебнику брат учился в десятом классе
По такому учебнику брат учился в десятом классе

Моя мама работает в школе, преподает математику. Я спросил у нее, как ей учебники по ее предмету. Она тоже сказала, что ребятам их сложно воспринимать. Тексты объемные, непоследовательные, в них то и дело невпопад встречаются исторические вставки, которые только отвлекают. Но большую проблему она видит в том, что формулировки заданий почти не согласуются с формулировками в ЕГЭ.

Проблемы не исчезают даже тогда, когда учебники обновляют: меняется только внешний вид, а не содержание.

В итоге учителям приходится тратить много времени на структурирование материала, искать что-то самим в интернете. Друзья брата в других школах, к примеру, порой вообще не открывают учебники: учителя готовят для ребят более понятные презентации.

Конечно, кого-то устраивают учебники, которые рекомендуют в школе, но многие ищут альтернативу. Одни родители покупают материалы и пособия сверх программы, другие прибегают к помощи репетиторов или онлайн-платформ, а кто-то и вовсе переводит ребенка на семейное обучение и занимается его образованием сам.

Довольны ли вы и ваш ребенок школьными учебниками? Если да, что вам в них нравится и какие можете посоветовать? Если нет, чего вам в них не хватает? Есть ли у вас любимые пособия или ресурсы в интернете, которыми вы дополняете или заменяете рекомендованные учебники?

Кирилл КазаковЧем можно заменить скучные школьные учебники?
  • Aлeкcaндp TpeшинУ нас же сейчас рынок учебников жестко монополизирован «Просвещением» под контролем Ротенберга. Поэтому в школе альтернативы по сути быть вообще не может. Но можно, конечно, дополнительно читать что-то еще — эту альтернативу пока еще не совсем отняли, хотя за отдельные точки зрения на историю уже есть уголовная ответственность.31
  • Алиса ТретьяковаПроблема не в учебниках. А в том что МинПром допускает очень ограниченный перечень. Меня возмущало требование купить новый методический комплект. Изменения? Ага, целых одно: на обложку поставить штамп ФГОС.8
  • Вячеслав ШиваровАлександр, там "обвар" круче, чем на наркоте6
  • Екатерина АлександроваЗнаю целые группы в вк, где ностальгируют по учебникам времен СССР. Кто-то реально объединяется в классы по интересам, арендуют посещения, приглашают учителей, которые владеют методикой преподавания именно по ним. Но есть мнение, что содержание учебной программы давно уже не учебниками определяется, а КИМами по нужным предметам.7
  • Женя КоваленкоЯ еще учусь в школе и вот что хочу сказать. Учебники по истории России действительно неинтересные, а вот по всеобщей истории увлекают. Также мне странны учебники по русскому языку, так как в них из года в год проходится одно и то же, причем иногда с противоречиями самому себе в прошлом(отмечаю не только я, но и учителя). учебник ладыженской. Однако мне очень нравится наш учебник по алгебре(миндюк). Много задач и краткое и ясное описание всего. Все остальные книги как-то ни бе, ни ме. Самостоятельно, думаю, было бы трудно по нему обучаться, но с более-менее грамотными педагогами вполне сносно.9
  • ВладимирЖеня, Алгебра Миндюка лет 35 назад у меня в школе была... Интересно, насколько учебник изменился..0
  • ТаУЖеня, а не могли бы Вы подсказать, какая линия учебников (авторы, издательство) у вас по всеобщей истории и по истории России?0
  • Женя КоваленкоТатьяна, издательство у всех учебников одно - просвещение, хаха. У разных учебников за каждый класс разные авторы. Можете просто в поиске посмотреть "История России учебник" они вам сразу выдадутся. Эти учебники всегда в двух частях и дизайн у них одинаковый. Вот для примера учебник за 6 класс - https://www.labirint.ru/books/788579/ По всеобщей истории такая же история, извиняюсь за каламбур. Вот пример учебника за 5 класс - https://www.ozon.ru/product/vseobshchaya-istoriya-istoriya-drevnego-mira-5-klass-uchebnik-33967213/?sh=Qh-8jgAAAA Мне он очень нравится и когда-то очень увлек меня историей древней Греции. Все очень интересно и понятно расписано.2
  • ТаУЖеня, спасибо. Значит, всё-таки у издательсва "Дрофа" учебники по отечественной истории лучше, чем у Просвещения.2
  • KirrrВсе, что нужно знать про учебники. Когда я учился классе в 8, я нашел в закромах старый учебник геометрии, по которому у чилась ещё моя мама, решил чисто сравнить со своим. Догадайтесь, что различалось? ни-че-го, там даже абзацы одни и те же5
  • lizavetasergovnaМне кажется, что скучен не столько учебник, сколько подача материала учителями.1
  • Кактус в иголкахЕкатерина, да очень странная практика. Социально-гуманитарные предметы в советское время находились в предсмертном состоянии и стремление вернуться к тому состоянию совсем не вяжется со здравым смыслом.2
  • Кактус в иголкахЗанимаюсь подготовкой к ЕГЭ по истории и школьные учебники даже в руки не беру. Чтобы уложится в существующий кодификатор, приходится собирать информацию с десятков разных учебных пособий (не школьных): Сахаров, Милов, Орлов, Кацва etc. Приходится собирать собственное учебное пособие. С этого года значительно расширили кодификатор по Всемирной истории - составляю ещё одно пособие. Школьный учебник заточен под выполнение школьниками одного и того же задания - пересказ параграфа. Выходишь к доске и бла-бла-бла про мечты Петра о европейской России.3
  • АНу вообще надо начинать с целей школы: что она должна давать ребёнку на выходе? У всех они разные, но если обобщить, то я считаю единственной адекватной подготовку ко взрослой жизни - достигается ли она? Конечно, нет: 10-12 лет обучения и на выходе балбес, ничего не понимающий в реальном мире, не готовый ни с деньгами обращаться, ни отношения строить, ни даже о здоровье элементарно позаботиться. Причина очевидна: школьные знания даются ради знаний, они не преследуют описанной выше цели, система давно замкнулась в себе и стала сама себя не только поддерживать в текущем состоянии, но и постоянно раскручивать маховик раннего обучения вопреки любым объективным особенностям возрастов. Нет от образования авторитетов, которые могли бы выйти и честно сказать, что во взрослой жизни человек вообще не изучавший литературу или химию ничего на самом деле не потеряет, а если вдруг ему какие-то крохи соответствующих знаний и потребуются, то они легко и быстро наверстаются с помощью интернета, школьные знания всё равно будут очень быстро стёрты мозгом из-за их бесполезности - это чистая физиология, на которую всем в этом потоке лжи просто плевать. Как апогей текущей системы мы имеем Алису Теплякову, которая по всем канонам текущей системы должна быть успешна абсолютно во всём уже сейчас, а по факту не примечательна вообще ничем, кроме свалившейся на голову популярности. И каково же решение? Хочешь сделать хорошо - сделай это сам! Я реально пишу такой учебник, который, собственно, и должен заменить весь оставшийся школьный курс бесполезных знаний после того как ребёнок изучит азы русского языка и математики. Никакой коммерческой подоплёки в этом не будет, знания должны принадлежать миру и они давно есть, но не единым кратким курсом, а в виде углубленных книг по отдельным дисциплинам, которые можно сидеть круглые сутки читать и всё равно жизни не хватит. Пора прекращать этот карго-культ школьного образования, который только и делает, что создаёт видимость научности, но при этом сам же игнорирует главное требование - доказуемость! Кто доказал, что чтение Войны и Мира даст какие-то преимущества ребёнку? А может быть, оно создаст только проблемы, потому что не читавшие будут в это время физически и социально активны, избегут развития близорукости? Педагогика - это религия, где никто никогда ничего не доказывает эмпирически, а только ссылается на писания пророков, так что и отношение должно быть соответствующим.1
  • Андрей ОбрубовAnna, а вот технические предметы как раз наоборот, и тут уже здравый смысл прямо кричит0
  • Андрей ОбрубовНормальные у нас учебники по математике, проблема, что по ним не учат нифига. Учитель максимум 60% информации рассказывает при этом сам понимает только 30% от всего учебника1
  • ААндрей, ага, вот это везде "очень важно", а чем конкретно(!) важно? Что конкретно(!) изменится и на сколько? В науке всё должно быть доказуемо, а какие есть доказательства в пользу этого "очень важно"? Миллионы мух не могут ошибаться? Реальность такова, что учиться блогингу и современной музыке гораздо полезнее, чем читать старую развлекательную литературу и завывать никому не интересные песни под пианино - новая финская школа отличный тому пример, но вы навряд ли ею интересовались, потому что... Потому что же вы сами стали жертвой той системы образования, которая вбивала вам в голову её главный и самый убогий принцип - "есть только один правильный ответ". Теперь всё непривычное для вас будет автоматически неправильным, а любые изменения взглядов сродни страшной пытке - вы скорее превратитесь в беснующегося монстра, оскорбляющего оппонента и всех его родственников до десятого колена, чем хотя бы попытаетесь понять отличную от вашей точки зрения. К счастью, это поправимо, я сам поправился, когда понял, что в реальности чаще всего правильного ответа вообще никто не знает, есть только примерные направления движения, она слишком сложна для таких упрощений.1
  • Алексей ШевчикАндрей, да система образования " не фонтан", но виновато в этом не Государство , а работники этой системы. Все работники образования - от технички , до министра , считают что система образования существует для трудоустройства педагогов, а знания учеников, это такая отчётная формальность ....0
  • ААндрей, вы, между прочим, зашли сюда блог почитать, а не Войну и Мир, но продолжайте отрицать реальность в попытках сберечь шаблоны - мне нравится :D1
  • Анфиса ВасильеваСообщество преподавателей английского давно плюётся на Spotlight, Верещагину и Голицынского. Кембридж и Оксфорд выпускает шикарные учебники английского языка для всех классов, но гос.школы даже слышать не хотят о том, чтобы их использовать. Поэтому горящим своим делом преподавателям чуть ли не контрабандой приходится «проносить» материалы на урок. Я понимаю история, понимаю математика, но почему бы не разрешить учебники иностранного языка из страны носителей этого языка с вековым опытом создания учебных пособий?0
  • Тимофей ШориковАнфиса, Да? По мне Spotlight просто прекрасный учебник, проучился на них всю школу и на выходе имел уровень в2-с1. Вот честно, для меня информации там было достаточно, в учебнике нет сплошного текста, есть всякие картинки, интересные диалоги, по нему не скучно прозаниматься весь урок. А вот когда я учился в колледже я познал что такое "хороший" учебник для учителей, в этом учебнике устарелый текст занимал всю страницу, да еще и мелкими буквами. Читать его было больно, особенно с моим плохим зрением и вот именно на той паре мне сильно разонравился английский0
  • Anfisa VasilyevaТимофей, это я же с другого аккаунта. А что был за «хороший» учебник в колледже?0