Финансовый совет: распределяйте доходы по нескольким счетам под разные цели

14

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Galina Menkeeva

распределяет деньги по фондам

Страница автора

Моя первая страсть — систематизация и структуризация, а вторая — финансы, поэтому у меня всегда все очень четко распределено.

Это звучит занудно, но я дико кайфую, когда у меня все лежит по полочкам. Кстати, это очень помогает избегать импульсивных покупок.

Итак, я распределяю свой основной источник дохода за месяц по так называемым планируемым фондам:

  • резерв — 10%;
  • цель — 15%;
  • инвестиции — 15%;
  • обязательные расходы — 30%;
  • текущие расходы — 30%.

Еще у меня есть небольшой дополнительный доход, который идет на определенную цель, инвестиции и покупку чего-либо себе и близким. Я тоже его учитываю, но распределяю каждый раз по настроению, потому что хоть что-то в этой жизни должно быть спонтанным.

Что я понимаю под своими фондами?

Цель — речь о кратко- и среднесрочных целях: отпуск, бытовая техника, электроника, ремонт и другое. Цели стоят первыми в списке, потому что опытным путем было выявлено, что иначе все тратится на текущие расходы.

Инвестиции — долгосрочные и крупные цели.

Обязательные расходы — постоянные траты, такие как аренда, ипотека, коммунальные услуги и подобное.

Текущие расходы — покупки, развлечения, продукты и прочее.

Резерв — своевременные обязательные расходы. В моем случае это учеба и здоровье: обучающие курсы, абонементы на фитнес, чекапы. Это не самые дешевые удовольствия, но если откладывать каждый месяц по чуть-чуть, а не вырывать всю сумму из текущего бюджета, то получается сильно комфортнее.

В целом эта схема постоянна, но ежемесячно я вношу в нее небольшие корректировки. Например, учитываю подарки на дни рождения или ближайшие поездки.

Чтобы перестать жить от зарплаты до зарплаты, необходимо держать личные финансы под контролем. Когда вся работа в плане анализа средств, оптимизации расходов и определения финансовой цели уже проведена, дело остается за малым — планировать бюджет и вести учет. Когда есть четкий план, остается только ему следовать.


РедакцияТоже делите доходы на несколько фондов? Расскажите, какая структура у вашего бюджета:
  • YnneraЗаинтересовал Ваш пост. Я все ещё в поисках варианта ведения бюджета, который меня устроит. Есть вопросы к системе. Заранее извиняюсь за занудство) 1) Как Вы пришли именно к такому проценту распределения? Так конечно идея не нова, есть метод 50/20/30, система 6 кувшинов, система 4 конвертов. 2) Обычно продукты, бытовую химию и средства гигиены учитывают в обязательные расходы, у Вас в текущих - почему? А лично меня эта категория бесит в плане бюджетирования - если я куплю деликатесы и закуплюсь средствами для уборки на полгода - как это все учитывать🤯 Также непонятно, куда относите проезд - и общественный и, если есть, машину. 3) Как поменяется расклад при временной потере дохода или если обязательные и текущие расходы превысили норму - будете вскрывать какой-то фонд? Если инвестиции - по описанию складывается впечатление что их сложно оперативно достать, а для подушки безопасности это ключевой фактор. 4) фонд на цель - у целей есть сроки и сумма? Или хватает 15% чтобы накопить на все необходимое? И, допустим, накопили 200 т, хотите в отпуск, сколько возьмёте на него? 5) Что будете делать, если сломается дорогая техника, а фонд цель на данный момент пуст? 6) Помогаете финансово родителям, или занимаетесь благотворительностью? В каком фонде эти траты и какой %? 7) не совсем понятно, как вносите ежемесячные корректировки - меняете проценты? В каких фондах и на сколько? 8) Вы с каждого поступления сразу откладываете? доход у Вас не поступает же целиком в первое число месяца? Но, по Вашей схеме 30% от дохода сразу уходит на цели. Не знаю, входит ли резерв сюда, если да, то все 40%. Не знаю какая система оплаты Вашего труда, но если Вам доход позволяет получить аванс (40-50% дохода), 30-40% из него убрать на цели и 60-70% покроют обязательные расходы в начале месяца, мое почтение... Я лично пока решила не париться после нескольких попыток вести какую-то систему, и одна, и в семье. Тем более, муж не поддерживает это увлечение, а бюджет общий. Не транжиры, всегда что-то остаётся от ЗП в конце месяца. Остаток идёт на ближайшую цель (как Ваш фонд на цель). Инвестиций не делаем, потому что с жильем вопрос решен, а в то, что накопления на старость доживут в приличном виде до этой самой старости, не верим. Считаю, инвестировать надо в здоровье и профессиональное развитие, это может решаться текущими расходами и накоплением на цель. Также, есть подушка безопасности на случай форс мажоров. Раздувать ее в ущерб целям особого смысла не вижу.11
  • Galina MenkeevaYnnera, ого! спасибо за вопросы! 1) Методом проб и ошибок) Несколько лет крутила разные варианты, в итоге пришла к тому, что именно мне этот комфортнее всего: я не срываюсь в импульсивные покупки и соблюдаю баланс экономия-комфорт. С методами типа конвертов знакома, но не пробовала. 2) Бытовую химию я не так часто покупаю, поэтому в текущих. А вот средства гигиены и уходовая косметика - да, с ними играю: если знаю, что из резервного фонда (где учеба и здоровье) в ближайшее время не планируется крупных трат, то могу закупиться на полгода оттуда, мысленно оправдываясь, что гигиена и уход - это с какой-то стороны здоровье. Если нет, то из текущих. 3) Есть собранная фин подушка, отдельно инвестиции - ни то, ни другое не трогаю. В экстренных ситуациях пойдет подушка. 4) У целей сроки и суммы обязательны, на мой взгляд. Как раз сейчас собрала на отпуск ту сумму, что написали: план был 10 месяцев, получилось за 4, при этом расходы не сокращала, процент не увеличивала. Когда есть цель, деньги приходят сами - не знаю, как это работает, но работает) 5) Пока такого не было, но если жизненно необходимая техника, то пойдет фин подушка, потом доложу обратно. 6) Да, и то, и то. Как раз сейчас думаю сделать отдельный фонд, чтобы брать оттуда. Пока что у меня это плавающая категория: беру из текущих и доп дохода. 7) У меня текущие расходы разбиты еще на категории (FMCG, покупки, развлечения, транспорт, связь и тд), так что корректировки по процентам в основном внутри этого фонда. 8) ЗП два раза в месяц, так что долго думала, как все так сделать, чтобы не страдать с калькуляциями. В итоге просто поделила весь бюджет на 2: часть откладывается сразу 10-ого, другая - 25-ого. С инвестицией в здоровье и проф развитие полностью согласна, я такого же мнения👍🏻 Понятное дело, что тут еще куча нюансов, но и так уже очень много букв😅 все это есть в моем тг канале, но ссылки оставлять и рекламировать тут нельзя, так что, если вопросы еще будут, пишите))6
  • Фея зайчатТоже люблю этот метод, он называется вроде как "метод конвертов" категории и структура у меня другая, но смысл тот же. Всем советую переработать его под себя и использовать8
  • YnneraGalina, а Вам спасибо за ответы!Приятно пообщаться на интересную тему с вовлечённым человеком) мне ещё понравилось, что в Вашем подходе чувствуется баланс. Бывает, тяжело воспринимать про чужой бюджет, когда заморочек больше, чем необходимо. Ну второй вопрос он был больше про товары повседневного спроса и, например, транспорт до работы) но я поняла, Вы в повседневные отнесли то, что при желании можно корректировать. В том числе для увеличения бюджета цели. Про косметику - я бы тоже так делала) Насчёт 6 вопроса это сейчас моя боль, хотела подсмотреть, как решает вопрос человек со схожим мышлением. И родителям и нам сейчас нужны крупные суммы (ремонт), а доход не так уж велик. В раздумьях, по очереди или одновременно копить. В принципе остался один вопрос) забыла задать в первом посте 😀если реализуете не весь бюджет, есть правила на остатки? Попробую угадать - аналогично доп. доходу? По поводу п. 8 попробую подать идею - как-то мы с мужем удачно сходили в отпуск так, что удалось весь доход за месяц получить в текущем. Я придумала правило, что заработано в этом месяце, тратится в следующем. Можно не через отпуска, а через цель накопить средний месячный доход и реализовать. С удовольствием почитала бы Ваш канал на предмет тонкостей, так что да, жаль) Спасибо за вдохновение, появилось желание снова вернуться к бюджету, подумаю. И отличного заслуженного отдыха! =)4
  • Galina MenkeevaYnnera, взаимно, мне тоже очень приятно, особенное спасибо за структурированные и детальные вопросы) По второму вопросу все верно, это у меня в повседневке, которая как раз корректируется, а вот с 6 такое же мучение... когда на что-то экстренное для родителей, то беру из подушки, потом докладываю (все-таки подушка как раз для экстренных ситуаций). Но, если сумма определенная ежемесячная, можно в обязательные расходы внести и увеличить их. У меня пока раз на раз не приходится. Нереализованные остатки - все верно, у меня идут туда же, куда доп доход)) По 8 спасибо, интересная мысль! Возьму на заметку))4
  • Crazzzy howletЯ так и не научилась делить доходы на фонды, потому что траты часто незапланированные. Просто после двух лет ведения бюджета я осознала для себя уровень постоянных трат в месяц, таких как еда, коммуналка, проезд до работы и питание в столовой на работе. Свободная сумма на карте тратится на закупки по акциям еды и бытовой химии, уходовых средств и лекарств, на брекеты и прочие расходы. Заранее спланировать цель обычно не получается, все ломается экстренно и внепланово и замены требует в ближайшие месяц-два. В конце месяца часть остатка переводится на накопительный счет, часть оставляется на расходы до зарплаты. Нужен обязательный запас на снятие брекетов и установку постоянных имплантов/коронок, вот его держу на накопительном счете неприкосновенным, индексируя на 10% раз в полгода, а остальные случаи "отрицательных доходов" выравниваются обычно за 3-4 месяца5
  • MimilochkaУ меня 10 разных «конвертов»- накопительных счетов в приложении. С фикс суммой каждый месяц. Иногда они меняются. Например страховка стоит 15 тыщ в год. Каждый месяц в эту категорию улетает 1300, фитнес- 20 в год, туда улетает 1700. На ежегодный чекап, на покраску волос раз в 4 месяца. И так со всеми обязательными и необязательными тратами. НЗ тоже улетает определенная сумма в месяц. После того как все раскинулось есть сумма на текущие расходы , ее в 90% хватает.6
  • НуарнаяТоже так делаем. Называем счета «кучки», а переводы в них «отложениями». Регулярно «откладываем в кучки».2
  • Егор ГришинСамый лучший финансовый совет: зарабатывайте больше0
  • summerТак же делаю и кайфую) плюс каждый месяц пусть и маленькие проценты капают) у меня несколько именных накопительных счетов Авто Коммунальные Копилка (на что-то, на путешествие например) и счета детей Очень люблю круглые суммы, всегда округляю , даже если это 5,46 копеек то обязательно прибавлю 4,54)3
  • Merovinger2
  • Коробок СиничекТоже хочу попробовать этот метод. Месяца 3 записывала все свои траты ежедневно и посчитала сколько у меня выходит на каждую категорию в среднем. Перед началом месяца сделала прогноз сколько мне нужно потратить на каждую категорию в и установила себе лимит на месяц и каждый день. Завела несколько накопительных счетов и перевела туда лимиты на месяц. Тестирую первый месяц, посмотрим что выйдет ))2
  • Galina MenkeevaMerovinger, только увидела, это шедеврально!0
  • Ольга ТаракановаПригляжусь к вашей системе. может что-то перестрою в своей)) У меня тоже несколько фондов-категорий и по ним распределяю з/п 2 раза в месяц. Когда стала так делать, то стала спокойнее относится ко многим тратам -- знаю где нужно сэкономить, а где можно дать слабинку. Потихоньку везде копится)) И у меня если есть четкий план и есть запросы выше плана, то деньги приходят на запросы, иногда из неожиданных источников)) Привыкала наверно месяцев 6. Помогло то, что мне сын сделал таблицу в XL в цвете, где сразу считаются остатки по категориям. Эту таблицу прям интересно заполнять -- все ячеечки разноцветные))0