Как я помогаю детям из кризисных семей поступить в вуз мечты
Мы рассказывали, как наши читатели применяют ИТ-навыки, пишут тексты и переводят их на добровольных началах.
Героиня этого материала стала преподавателем-волонтером: помогает детям подтянуть математику, стать увереннее в себе и узнать о новых возможностях, которые могут изменить их жизнь. Вот ее рассказ.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Предыстория
Я родилась в Саратове, сейчас живу в Санкт-Петербурге. В 2013—2018 годах училась в Санкт-Петербургском университете информационных технологий, механики и оптики, ИТМО. Тогда я начала участвовать в благотворительности: вместе с добровольческим центром мы готовили новогодние подарки для детей и одиноких пожилых людей.
Помню, в университете стояла большая коробка, куда каждый мог положить канцелярские принадлежности, сувениры, шоколадки. Детские дома и дома престарелых поддерживали связь с волонтерами и говорили, что необходимо подопечным, мы это собирали и развозили. Еще придумывали сценки и танцы к 8 Марта и Дню матери для подопечных учреждений. Я участвовала изредка, когда было время.
После выпуска я начала работать в школе учителем математики и физики и помогать пожертвованиями фонду «Старость в радость» , приюту для животных «Ржевка» . С 2020 года перечисляю небольшую сумму в фонд «Нужна помощь» . Всего выходит 700—1000 ₽ в месяц. Я настроила автоплатеж, потому что с моей нагрузкой я бы вспоминала о фондах от случая к случаю, а так отправляю регулярно.
Я сама помогала и знаю, какой объем расходов у НКО: нужно постоянно закупать корма животным, специализированное питание пожилым, арендовать помещения. Еще важно платить сотрудникам и специалистам, ведь любая работа должна оплачиваться. Поэтому мне приятно их поддерживать.
Волонтерство в качестве репетитора
Примерно до 2018 года я работала учителем в общеобразовательной школе, совмещая с учебой. Затем переходила в частную, а в 2023 году снова преподавала в государственной. Сейчас я занимаюсь только репетиторством.
Я вижу изнутри систему образования и понимаю, что школьникам трудно сдать ЕГЭ по математике без помощи репетитора: есть задания и темы, которые просто не изучают по программе. ЕГЭ по математике делится на два уровня сложности: базовый и профильный . Если необходимо поступить учиться на лингвиста, школьной программы вполне достаточно, поскольку она позволяет получить фундаментальные знания для аттестата. Но с базовым экзаменом нельзя поступить в вуз, где математика входит в перечень вступительных испытаний, — нужно сдавать профильную.
Школьный курс не рассматривает много тем: в нем нет экономических и олимпиадных задач повышенной сложности. Я знаю, что у учителей нет оплачиваемых дополнительных часов и столько времени для подготовки учеников к профильному экзамену. Поэтому, если человек хочет получить высокий балл и поступить в вуз мечты — МГУ, МГИМО, ВШЭ, ИТМО и другие, — без дополнительной помощи никак.
Ко мне как к репетитору приходят ребята, которые самостоятельно готовятся по видео на «Ютубе», но при этом берут одну, две, три консультации. Им нужно не только уметь решать задачи, но и знать оформление по критериям ЕГЭ.
Я была подписана на фонд «Теплый дом» в соцсетях, поддержала их майскую акцию помощи беженцам из Украины «Пусть лето будет у каждого», и участвовала в акции по сбору книг для детей.
В сентябре 2023 года я пришла домой и поняла, что хочу отдавать и помогать подопечным НКО. Написала фонду в соцсетях о своем опыте и спросила, могу ли быть им полезна.
В петербургском НКО волонтерят репетиторы по разным предметам. Мы сразу созвонились с координатором, и буквально за неделю мне нашли учеников. В России мало учителей математики и физики, поэтому они всегда нужны.
Я помогаю детям с разбором домашних заданий, готовлю к ОГЭ и ЕГЭ. Со мной занимались несколько старшеклассников, сейчас работаю с двумя учениками шестого и седьмого класса. Обычно ко мне приходят с запросом — например, решить экономическую задачу, которую ученик не понимает. Фонд передает мне контакт обратившихся в НКО мамы или папы и ребенка. Сама я зачастую не пишу родителям, а общаюсь с ребенком напрямую.
На первом же занятии мы проговариваем цель занятий, нашу точку А и точку Б, в которую хотим прийти. Ребята говорят, зачем им это нужно, какое время готовы в это вложить. Когда ребенок сам честно на это отвечает, то делает домашние задания, занимается с интересом. Эти дети нацелены на результат, и мне приятно с ними работать.
Для кого-то это билет в светлое будущее с поступлением в лидирующий вуз.
Я не спрашивала о жизни своих учеников, их трудном положении. Мне интереснее говорить об их личности, как им удобно воспринимать информацию. Я показываю задачу и разбираю решение двумя-тремя способами: графическим, аналитическим или логическим. Так я понимаю, какое у ребенка восприятие.
Я не тот преподаватель, кто просто решает примеры за ребенка. Мы устраняем пробелы, я помогаю выстроить логическую цепочку, что из чего вытекает. Затем ученик сам быстрее справляется с подобными задачами. Важно, чтобы человек мог и хотел обучаться самостоятельно.
Бывает, что я помогаю по-другому взглянуть на математику. Старшеклассники часто не понимают, зачем им нужны логарифмы, тригонометрия. Спрашивают об этом у мамы и папы, а родители отвечают, что им тоже это ни разу не пригодилось в жизни. На самом деле математика вырабатывает в человеке важный навык логического, аналитического, критического мышления, и потом он этим пользуется.
Еще дети часто говорят, что преподаватель ничего им не объясняет и не помогает. При этом нередко оказывается, что ученики сами боятся подойти к учителю и задать вопрос. Тогда я объясняю, что спрашивать — нормально. Важно учить детей выстраивать коммуникацию со взрослыми. Они ходят в школу не только получать знания, но учатся полностью всему: тайм-менеджменту, чтобы не сдавать все работы в конце четверти, общению со сверстниками и учителем.
Я также стараюсь донести, что нормально что-то не понимать и даже получить двойку на контрольной. Оценка — это не показатель, что человек плохой. Она дает посмотреть, что у ребенка круто получается, а что еще нужно докрутить. Пробую немного изменить отношение учеников к таким ситуациям, предлагаю разобрать трудные примеры, чтобы в дальнейшем проблем не было.
На занятиях рассказываю и о том, что в 10 и 11 классах можно поступать в вуз по олимпиаде вне зависимости от набранных баллов ЕГЭ, — многие даже не знают о такой возможности. Это особенно важно для детей, которые не могут учиться на платном отделении.
Раз в две недели или месяц я списываюсь с фондом, рассказываю, сколько провела занятий и к каким результатам мы с ребятами пришли. Также обязательно пишу о результатах родителям: как было и стало. Каждый раз добавляю, что нужно делать, чтобы поддерживать уровень, например предлагаю задания на внимание и концентрацию или книги по логическому мышлению.
Я помогаю подопечным фонда с сентября, поэтому пока не могу сказать о поступивших — посмотрим через полгода.
Сколько времени занимает волонтерство
Одно занятие с ребенком длится час — детям сложнее продуктивно работать, если сидеть дольше. Но мне все равно трудно сосчитать, какое время уходит на волонтерство. В среднем это 10—15 часов в месяц.
Бывает, что ребенку нужно срочно подтянуть тему, потому что скоро контрольная работа. Тогда мы занимаемся два, три или даже четыре дня в неделю, чтобы устранить пробелы. Дальше я пишу ученику раз в неделю, появились ли у него новые вопросы и хочет ли он разобрать другие темы. Сейчас я поддерживаю связь с несколькими учениками и жду новые запросы.
Что это дает
Преподавание — процесс отдачи своих эмоций, знаний, опыта. Мне кажется, благотворительная и преподавательская деятельность имеют общую сердцевину: человек больше делится, чем принимает.
Я работала в образовательной школе и знаю, что большая часть деятельности там не оплачивается — только час, который проводишь с классом. Кто-то ограничивается этим, но какой от этого будет толк? Лучше устраивать математические квизы, рассказывать интересные истории о математиках, готовить презентации. Можно придумать много вещей, чтобы увлечь детей, но это время никак не будет оплачено.
Я придумываю нестандартные занятия, потому что хочу, чтобы дети знали больше методик, лучше решали задачи. Это тоже благотворительная деятельность: я трачу свои силы и средства — например, чтобы распечатать обучающие материалы.
У меня нет задачи стать преподавателем номер один в России. Я хочу помочь ребятам открыть новые возможности или просто увлечь их математикой, показать ее с другой стороны, ведь она очень интересная.
Я понимаю, что от первых уроков учителя зависит, полюбит ли ученик этот предмет. Я стараюсь сделать так, чтобы это произошло.