«Все дети для меня равны»: я работаю учителем в частной инклюзивной школе
Кто помогает
1K
Фотографии — Герман Лепехин

«Все дети для меня равны»: я работаю учителем в частной инклюзивной школе

И вот что мне это дает

6

В России на 2020 год было 10 тысяч инклюзивных школ.

Это общеобразовательные учреждения, где учатся вместе дети вне зависимости от их физических и ментальных особенностей. Все эти школы государственные, в России есть только одна частная и бесплатная для всех: «Абсолют» в Серпухове.

Школу в 2014 году открыл фонд «Абсолют-Помощь», который с 2002 года занимается развитием инклюзивного общества. НКО на конкурсной основе оказывает поддержку некоммерческим организациям, которые помогают детям и взрослым с инвалидностью учиться, получать профессию, находить работу, общаться, заниматься творчеством и самостоятельно жить. Благодаря содействию фонда в разных регионах России работают тысячи инклюзивных проектов.

В 2021 году я устроилась в школу «Абсолют» учительницей. Для Тинькофф Журнала расскажу, как здесь устроено инклюзивное обучение, как работают педагоги и учатся дети.

Кто помогает

Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Тинькофф Журнала «Кто помогает». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах.

В ноябре и декабре мы рассказываем об инклюзивной среде. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто ее оказывает, можно в потоке «Кто помогает».

Как я пришла в инклюзивное образование

Я родилась в Беларуси в 1982 году. Когда мне исполнилось два года, семья переехала в деревню Райсеменовское недалеко от Серпухова в Подмосковье.

Еще во время учебы в школе поняла, что хочу стать учителем. На это меня вдохновил мой педагог Александр Сергеевич Комендантов. Он вел у нас физкультуру, но учил не только спортивным азам, но и самой жизни: общаться, быть командой, поддерживать друг друга, защищать, помогать, радоваться победам. Наша команда из маленькой сельской школы была одной из самых сильных в районе в любом виде спорта. Мы всегда были призерами и победителями туристических слетов и спартакиад.

Сначала мы тянулись за старшими в команде, потом сами учили младших. Вокруг меня всегда были дети. Мне нравилось им помогать, направлять.

После школы я поступила в Тульский государственный педагогический университет и окончила его с красным дипломом. В вузе получила профессию педагога по физической культуре.

После выпуска из университета в начале 2000-х годов я работала учителем в обычной школе и инструктором по спорту в детском саду. Во втором месте и познакомилась впервые с инклюзивными группами и начала тренировать детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 2020 году из-за реорганизации системы образования обязанности инструктора по спорту передали воспитателям, поэтому мне пришлось искать другую работу. В моей деревне находится школа «Абсолют» — я слышала о ней и решила узнать получше. Для этого изучила сайт школы, и меня заинтересовала ее инклюзивность.

Я отправила резюме, и вскоре меня пригласили на собеседование. Директор школы встретила меня очень тепло. У меня большой опыт работы, в том числе и с детьми с инвалидностью, много наград, поэтому меня сразу приняли на должность тьютора.

Параллельно я прошла несколько программ профессиональной переподготовки по обучению и воспитанию детей с особенностями развития. Для этого руководство школы оплатило мое обучение в Псковском областном институте повышения квалификации работников образования.

Как построена моя работа

В каждом классе начальной школы учится в среднем по пять человек. Это дети с инвалидностью, опытом сиротства и нормотипичные ребята 

из обычных семей.

В школе пятидневная учебная неделя. Все учатся по разным программам: общеобразовательной, адаптированной и по индивидуальному образовательному маршруту. В начальной школе у детей по четыре-пять уроков, в средней — по пять-шесть, в старшей — по шесть-семь. Дополнительно идут кружки и спортивные секции. Для детей с тяжелой формой инвалидности кружки встроены в расписание, и они не остаются на продленку, так как быстрее утомляются.

Как тьютор в начале рабочего дня я встречала учеников. Некоторым трудно расстаться с близкими, поэтому приходилось быстро их отвлекать. Другим нужна была помощь, чтобы раздеться. Дальше я провожала детей в класс.

На уроке я помогала адаптировать для ученика задание учителя, выходила с ним на несколько минут из класса, чтобы передохнуть. Также нужна была помощь в столовой, поддержка на перемене, ассистирование учителю, сопровождение к родителям в конце учебного дня. Еще я собирала информацию об учениках — их сильные и слабые стороны, — старалась найти у них возможности и ресурсы, проанализировать и при необходимости скорректировать маршрут обучения.

В течение учебного года я работала с разными классами и детьми. Это было полезно и для меня, и для воспитанников: я училась помогать подопечным с разными диагнозами и особенностями. Они, в свою очередь, не привыкали к одному взрослому и получали опыт общения с несколькими людьми.

Спустя год такой работы мне предложили стать учителем начальных классов. Поначалу было волнующе, ведь я никогда не преподавала русский язык, математику и другие предметы, но благодаря службе сопровождения, поддержке завуча и директора мне было спокойнее.

Завучи посещали уроки, давали рекомендации, помогали с составлением и ведением нужной документации. В службу сопровождения входят психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги. Они постоянно работают с детьми и помогают учителям в общении со всеми учениками. Мы собираемся раз в две недели или чаще и на этих встречах делимся своими трудностями с воспитанниками. Мы обсуждаем кейсы, новые методы работы и пробуем это на практике. На следующем собрании рассказываем, что из этого получилось.

Поскольку классы небольшие, я вела уроки параллельно для трех четвероклассников и двух третьеклассников из 3 «А» и 4 «А». Несмотря на разные программы, дети не мешали друг другу. С 2023 года под моим крылом 4 «А», 5 «А» и 6 «А»: в четвертом классе я веду уроки, а в пятом и шестом работаю классным руководителем. Мы объединяемся на классные часы, школьные праздники, ездим на экскурсии, выступаем на сцене. Все вместе мы один большой дружный класс.

На каждом уроке детей с инвалидностью и ментальными особенностями сопровождает один⁠-⁠два тьютора. Иногда тьютор закреплен за отдельным ребенком — такое решение принимает консилиум педагогов, психологов и врачей
В среднем в классе учится пятеро детей — так каждый получает достаточно внимания
У каждого ученика своя программа обучения, а еще с ними занимаются психологи, логопеды, дефектологи и социальные педагоги
Мы стараемся мотивировать учеников и давать им те задания, с которыми они точно могут справиться. Например, одному я предложу решить четыре примера, а другому дам только два задания

Что еще есть в школе

В школе есть гончарная, переплетная, швейная, керамическая и столярная мастерские, класс робототехники, мастерская 3D-моделирования, кулинарный, танцевальный и литературный клубы. Также есть спортивные секции: футбол, хоккей, волейбол, легкая атлетика, армрестлинг, теннис, лыжи, памп-трек, велоспорт.

Ребята из средних и старших классов могут получить профессию и научиться столярному, слесарному, поварскому, швейному и парикмахерскому делу. Если успешно сдадут выпускной экзамен, получат свидетельство о профессии рабочего с присвоением квалификации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья также посещают кружки и секции. Для них я провожу «Спортдрайв», где они учатся кататься на велосипедах, самокатах, лыжах. Спорт им очень помогает: они учатся владеть телом, у них развивается сила, выносливость и координация.

После всех уроков и активностей дети по заявлению родителей могут остаться до конца рабочего дня. Учителя по желанию могут стать наставниками — помогать делать уроки, проводить прогулки, разные игры. Я также работаю наставником и помогаю старшеклассникам делать домашнее задание.

В здании школы есть пандусы, лифты и подъемники, чтобы дети на инвалидных колясках могли свободно перемещаться
Мы стараемся раскрыть потенциал каждого ребенка
В школе есть большой выбор дополнительных занятий: рисование, мастерская кукол, робототехника, литературный клуб
Ученики выбирают дополнительные занятия по своему желанию и в соответствии с интересами
Также здесь работает театральная студия: дети регулярно репетируют и ставят спектакли в актовом зале
Еще здесь есть свои команды по футболу, волейболу, танцевальный коллектив. Дети участвуют в соревнованиях городского, районного и федерального уровней
В 2024 году школе исполнится десять лет
Аватар автора

Юля

ученица инклюзивной школы, 14 лет

«Мне бы не хотелось, чтобы ко мне кто-то плохо относился»

Я учусь в инклюзивной школе с 2021 года, сейчас — в восьмом классе. Тут также учатся мои брат и сестра — нас воспитывает приемная семья.

До этого я успела поучиться в двух других школах, которые меняла по семейным обстоятельствам, и вижу огромную разницу. В этой много профессиональных занятий, кружков, можно раскрыть свои таланты и попробовать разные занятия.

Меня здесь научили шить. Я посещала кружок «Профессиональный портной», хотя раньше урок технологии был самым нелюбимым. Я сшила себе рубашку и брюки, а еще платье для своей учительницы. Она надевает его по самым торжественным случаям — в День учителя и на другие школьные праздники.

В 2022 году я участвовала в конкурсе World Skills в Серпухове в Губернском колледже и заняла второе место. Это конкурс профессионального мастерства среди учеников школ и студентов колледжей и вузов. Я соревновалась со сверстниками в шитье.

Одно из любимых мест в школе — «Зеленая точка» — наша столовая. В ней зелеными светящимися буквами написано: «Начинай свой день с улыбки». Там на люстрах висят листочки, диваны и столы расставлены красиво, рядом стоят цветы.

Еще, когда заходишь в школу, все разноцветное, яркое и красивое, настроение поднимается. Мне очень нравится проводить здесь время.

В 2023 году я пошла на волейбол и армрестлинг. Я уже поучаствовала в турнире по армрестлингу и заняла первое место среди девочек и на левой, и на правой руке. Получила медаль и грамоту, они теперь висят над моим столом.

Еще здесь много праздников. Недавно я впервые читала стихотворение на литературном вечере, посвященном Тургеневу. Я волновалась, но учителя подбодрили меня, сказав, что я хорошо выступила.

Я не смеюсь над ребятами с инвалидностью, не обижаю их, они такие же, как мы. Мне бы не хотелось, чтобы ко мне кто-то плохо относился. У моего брата ДЦП, я привыкла ему помогать так же, как помогаю ребятам в школе. Я всегда придерживаю дверь, подаю руку, помогаю одеться или снять рюкзак, если вижу, что кому-то трудно это сделать самому.

Что дает инклюзивное образование

Самое главное — человечность. Дети учатся толерантности, доброте, а еще помогать друг другу. Они уже никогда не пройдут мимо человека на инвалидной коляске, если ему нужна помощь.

Также ребята с особенностями здоровья будут больше приспособлены к жизни после выпуска, чем если бы они учились на дому или в интернате. Здесь они получают опыт общения и социализации, приобретают важные навыки и знания, осваивают профессии.

Мы хотим развиваться дальше и думаем на базе школы воплотить модель сопровождаемого трудоустройства. Это когда специально обученные сотрудники помогают людям с инвалидностью найти работу и адаптироваться на новом рабочем месте.

Мне очень нравится работать в инклюзивной школе. Оказалось, что мне намного проще учить ребенка с инвалидностью, чем, к примеру, интеллектуально сохранного ученика, который ленится или плохо себя ведет. Прогресс подопечного с особенностями развития становится настоящим достижением для него самого, учителя и родителей.

Я очень радуюсь успехам моих учеников. Лучшая награда для меня — видеть, как ребенок, который ничего не умел, вдруг сам написал, сам поел и начал вместе со всеми заниматься на уроках. Недавно я занималась с 15-летним мальчиком с синдромом Дауна, который не умел кататься на велосипеде, но благодаря тренировкам освоил этот навык. Для меня это было очень ценно.

Как помочь развивать инклюзивные школы

Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь» на конкурсной основе оказывает поддержку некоммерческим организациям, работающим в сфере уязвимого детства. Узнать об актуальных конкурсах и других программах фонда можно на его сайте.

Для развития инклюзивного образования в России и обмена опытом школа «Абсолют» проводит стажировки для педагогов и руководителей образовательных организаций. Если вы хотите внедрить инклюзивную модель в своей организации, следите за информацией о стажировках на сайте.

Ростислава Парфенова
Отдали бы ребенка в инклюзивную школу? Почему?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Отличная история и интересная школа!

Вопрос в конце конечно щекотливый: как не ответь на него, всегда будет неполиткорректно.

Я бы не отдала ребёнка в инклюзивную школу, где нормотипичные дети - меньшинство, но совсем не возражала бы, если бы дети с ограниченными возможностями учились бы в обычных школах, и была бы рада, если бы этот вопрос решался на уровне государства:чтобы в обычных школах создавались малые классы, организовывалась тьюторская поддержка, безбарьерная среда, дополнительные занятия и т.д.

Поясню: в России около 700 тыс детей-инвалидов из 27 млн «обычных» - это 2,5% - условно: 1 ребенок с особыми потребностями на 30 детей обычного школьного класса.

Мне кажется (и это сугубо мое ИМХО), что правильнее было бы создавать в школах среду, близкую к реальному соотношению, чтобы тема инклюзии не была стигматизирована, чтобы быть ребенком с ограниченными возможностями - не означало, что ты можешь рассчитывать только на искусственно созданные «комьюнити», чтобы нормотипичные дети воспринимали соседство с «необычными» как норму.

Ведь сама идея разделения - это идея разделить: наверняка обучение в таких школах помогает адаптироваться детям с особыми потребностями к обществу, но точно не способствует тому, что общество адаптируется к ним.

3

Екатерина, а как быть с обычными детьми, которые мешают другим? Повсеместно таких наблюдаю)

2
0

Я бы с огромной радостью отдала в такую школу свою дочь.
И это при том, что у моей дочери нет инвалидности, но часть школьного обучения она имела статус ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
К сожалению, у нас в городе нет такой школы, поэтому было очень тяжело моей девочке учиться в обычной школе.
Нашли вариант - несколько лет она училась в онлайн-школе.
Сейчас заканчивает 11 класс обычной школы, и пока не можем найти колледж или ВУЗ, где есть программы для таких подростков.

2

Екатерина, да, тут не поспоришь

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество