Точно нет: 5 причин не покупать готовый бизнес

Мнения читателей
20
Точно нет: 5 причин не покупать готовый бизнес
Аватар автора

Тимофей Разов

рассмотрел мнения

Страница автора

Готовый бизнес может быть привлекателен для тех, кто не хочет тратить время и силы на создание своего дела с нуля.

Но несмотря на все преимущества, покупка действующего предприятия имеет свои недостатки и риски. Читатели Т⁠—⁠Ж поделились аргументами, почему не стоит выкупать готовый бизнес и чем такое приобретение может обернуться для нового владельца.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка
Причина № 1

Не все сложности можно предугадать

Аватар автора

Джон Малкович

нажил проблемы

Страница автора

Купил пару месяцев назад салон красоты в Москве. Оснащение — супер, дизайн помещения — блеск, арендная ставка неплохая. Сотрудники остались, лицензии на программное обеспечение есть, все договоры перезаключил. Финансовую модель построил, расходы запланировал, точку безубыточности выявил. Короче говоря, все налажено и посчитано.

Основная беда пришла оттуда, откуда я ее не ждал: емкость района по населению исчерпана, хотя он довольно дорогой. Конкуренты есть, как и везде, но на всех не хватает нужного потока клиентов. Выручка низкая, зарплату выплачиваю из своего кармана, хотя убыток второго финансового месяца сократил вдвое относительно первого.

С кадрами был отдельный экшен, достойный статьи. Слов цензурных нет. От первоначального состава оставил только двух человек из десяти. Помыкаюсь еще пару месяцев и либо продам салон следующему бедолаге, либо закроюсь и вряд ли когда-нибудь буду открывать свое дело. Слишком много гемора.


Аватар автора

Ерофей Дорогин

потерял время на переговорах

Страница автора

Я в середине 2010-х одно время был поклонником идеи что-то купить, активно проводил встречи с собственниками. Итог был удручающим: я провел около 50 встреч за год, из них только два разговора дошли до обсуждения сделок, но тут вылез неадекват продавцов, хотевших нереальные деньги за очень проблемные активы. Все остальное было серо-черной мутью, где мне предлагали поверить собственнику на слово. То есть я просто потерял впустую уйму времени.

При этом ситуация сильно осложняется тем, что даже грамотная процедура оценки бизнеса и сделка по всем правилам не дает стопроцентных гарантий покупателю. Например, после сделки — и не через месяц-два, а через год-другой — могут вдруг вылезти «подснежники»: неучтенные операции, обязательства, векселя и прочее. Скорее всего, если вы грамотно составили договор купли-продажи, все удастся отбить, но на это уйдет много времени, сил и нервных клеток.

Мой опыт показывает, что относительно прозрачным бизнес становится, если имеет оборот от 50 млн рублей в год или выходит на него. Тогда вас просто налоговая с правоохранителями могут пришить, если не обелитесь. Но и ценник таких активов сильно-сильно больше точки общепита в ТЦ или островка по продаже бижутерии.

Лейбл заголовка
Причина № 2

Чаще всего продают убыточные предприятия

Аватар автора

Максим Буйко

оценил шансы на выгодную покупку

Страница автора

В микробизнесе, например, когда есть только одна точка торговли, услуг или общепита, в теории выгоднее купить налаженный прибыльный бизнес, чем открывать с нуля, так как огромное значение имеет расположение, а количество хороших локаций ограничено.

Ключевой момент — подтвержденная чистая прибыль и ее динамика. И вот тут дьявол будет гарантированно скрыт в деталях: увы, абсолютное большинство микробизнесов не продается, а сливается из-за нерабочей модели и хронической убыточности.

По моим ощущениям, шанс купить качественный микробизнес с подтвержденной прибылью и реальной финансово-экономической моделью с перспективой окупаемости 1—2 года примерно такой же, как найти небитую, некрашеную, с гаражным хранением десятилетнюю иномарку в идеальном состоянии с реальным пробегом 50 000 км, на которой аккуратный дедушка «ездил в магазин за кефиром». В общем, как на рынке авто: или шлак, или «такая корова нужна самому».

Поэтому в реальности вариантов будет два. Или выкупать убыточный бизнес в хорошей локации по цене вложений в ремонт и оборудование, а лучше — дешевле, трезво оценивая возможности и перспективы, и выводить его на прибыль. Или все сам.


Аватар автора

С сарказмом внутри

отказалась от сделки

Страница автора

Я бы не стала покупать готовый бизнес. Истинную внутреннюю ситуацию точно не узнаешь: выход чистыми, какой коллектив и другие нюансы. А эти истории, где «продаю бизнес из-за переезда», чаще всего про «не вывожу его содержать». Мне как-то предлагали купить цветочный салон, но я отказалась по многим причинам: знаю, что там дорогая аренда, мало квадратов и не самая хорошая оценка от покупателей.


Аватар автора

Arai

купил убыточное дело

Страница автора

Если продают бизнес, в 99% случаев он убыточный. Покупал салон красоты, поначалу был в минусе на 50 000 ₽ в месяц. Спустя полгода вышел на прибыль 70 000 ₽ в месяц. Продал из-за партнера.

Лейбл заголовка
Причина № 3

Состоявшееся и прибыльное дело стоит дорого

Аватар автора

Ещё один торгаш

знает настоящую цену бизнесов

Страница автора

Готовый бизнес, если он приносит прибыль, без спешки никто не продает дешево.

Допустим, я знаю, что точка, которую я создаю сам с нуля, с ремонтом и прочими расходами, работой в минус в первые месяцы, никак не может выйти дешевле 3,5—4 млн рублей. Если кто-то продает подобный объект по этой цене или ниже — это способ избавиться от неприбыльного бизнеса. Если нет опыта в этой сфере, лучше вообще отказаться от покупки, а если есть — проанализировать, что же человек сделал не так, раз его бизнес убыточен.

Если проблемы с непониманием основных бизнес-процессов, например слабо развитые соцсети и, как следствие, провалы в рекламе и оптимизации расходов, закупки у самых дорогих поставщиков, изначально завышенная аренда для этой локации, то тут можно как-то выправить ситуацию.

Если дело в том, что район мертвый и клиенты просто не доходят, можно попрощаться с идеей покупки конкретно этой точки. Также должно насторожить, что клиенты расплачиваются за товары и услуги переводом на карты, часто разных людей. Все деньги должны проходить по кассе, чтобы была возможность проверить выручку в ОФД.

Хорошая точка, которая стабильно приносит прибыль, на моей памяти никогда не продавалась дешевле двух-трех стоимостей открытия подобной точки, то есть 7—12 млн рублей. Но оно того стоит, поверьте. Всегда можно прогадать с местом и, встав с подобным бизнесом на соседнем перекрестке или через дорогу от успешного магазина или салона красоты, не добиться и 10% выручки конкурента. На нее влияет неимоверное количество показателей, проанализировать некоторые из них можно только, увы, постфактум. А деньги уже вложены.

Я и открываю свои филиалы с нуля, и рассматриваю покупку уже действующего бизнеса, но подхожу к этому со знанием дела. Если бы я попытался купить готовый бизнес, в котором ничего не понимаю, с наскока, то с вероятностью 90% потерял бы все свои деньги.


Аватар автора

Евгений

не верит в срочные переезды

Страница автора

Полагаю, что готовый бизнес, такой как кофейня, пункт выдачи, салон красоты, общепит, не имеет смысла приобретать — только если он продается дешевле стоимости оборудования. Это не самый сложный к открытию бизнес, конечно, проще сделать самому как нужно.

Хорошо работающий бизнес, приносящий доход, никто в здравом уме продавать дешево не будет. Да и в принципе продавать, скорее всего, не станет. Вероятно, продавец знает то, что не знаете вы. Байки в каждом объявлении про переезд или про занятость на другом проекте считаю оксюмороном.

В крайнем случае, если бизнес-процесс отлажен, можно — но сложно — найти управляющего. Если это реальный хороший бизнес, то и цена будет соответствующая. Но также следует помнить: что работало раньше, не факт, что будет работать дальше.

Лейбл заголовка
Причина № 4

Старые сотрудники могут мешать развитию

Аватар автора

Far Away

сделала выводы

Страница автора

Проходила собеседование на руководителя производства к собственнику, который за год до этого купил готовый бизнес.

Заказы были, оборудование, месторасположение — все налажено и устраивает. Уперлись в человеческий фактор: сотрудник цеха остался по наследству от предыдущего хозяина, очень вольготно себя чувствовал, всячески вставлял палки в колеса при попытке привести еще одного сотрудника, провести ему экскурсию и так далее. Из-за этого стремительно падало качество изготовления: сотрудник не боялся увольнения и делал что хотел. Мог позволить себе нахамить владельцу, разговаривал со всеми сквозь зубы.

На мой прямой вопрос, почему бы этого человека просто не убрать — добровольно или через статью, там было за что, — нечленораздельное мычание. «Мы, вот, туда-сюда». Спрашиваю, есть ли ему замена. Вот чтобы завтра он ушел, вышел новый сотрудник и заказы не простаивали. «Да, есть». Так за чем же дело стало? «Ну, мы, вот…»

По итогу не сошлись на уровне зарплаты, поэтому работать там я не стала. Но для себя за те два часа собеседования сделала вывод, что покупать готовый бизнес, тем более со старой командой, — очень плохая идея.

Лейбл заголовка
Причина № 5

Начать бизнес с нуля может быть проще, чем купить готовое дело

Аватар автора

654287

считает, что лучше начать с нуля

Страница автора

Как говорится, чтобы продать что-то ненужное, надо сначала купить что-то ненужное. Первая мысль, когда вижу продажу бизнеса, — а что мне мешает с нуля сделать то же самое. Арендовать помещение, заключить договоры и так далее. Понятно, что везде своя специфика.

Но я считаю, что покупка готового бизнеса никогда себя не оправдает именно как покупка. Да и кто будет продавать то, что отлаженно работает? Шляпу только будут продавать, ну или за конский ценник. И тут снова возвращаемся к началу: «А что мне мешает с нуля…»



Тимофей РазовКакие есть плюсы у покупки готового бизнеса?
  • Алексей ПетровСамый разумный вариант - это устроиться в этот бизнес работником, понять как оно все работает изнутри (или как не работает), и потом купить, если есть смысл. Главное не саботажничать перед покупкой, как бы ни хотелось :) Без понимания сути процессов нет смысла что-то покупать, хороший бизнес, который налажен и приносит прибыль, никто просто так не продаст.8
  • Ещё один торгашАлексей, есть опыт подобной работы? Если да, то расскажите — интересно)1
  • Супер МамаО, я тоже в это вляпалась лет 7 назад. Купила предприятие с командой, оборудованием и клиентами. Думала, все налажу и все заработает. Ага, конечно. Через два года продала следующему подопытному. Недавно смотрела в выписке, в итоге предприятие отошло в собственности наемного управляющего. Надо сказать, что он (управляющий) целенаправленно шел к тому, чтобы никакой другой собственник этот бизнес развивать не хотел, а просто отдал бы ему за бесценок. Так что, спасибо, нет. Спасибо за этот опыт и за осознание, что готова работать только в найме6
  • Тимофей РазовАлексей, идея крутая, но тут много "но": есть вариант, что не примут на работу или это затянется надолго, плюс не будет доступа ко всей информации (сомневаюсь, что собственник будет рассказывать подноготную новому сотруднику).2
  • Борис БахтинПричина 1 - это касается не только бизнеса. В любом деле так )). Опыт, чуйку нарабатывать надо. Второй пункт выглядит очень правдоподобно. Причин продавать бизнес, который приносит новую яхту в год, ничтожно мало. Но и в таких бизнесах есть M&A. 3. Все бизнесы оцениваются просто - чистая прибыль за три года должна окупить затраты на его приобретение. Это в России. В других же регионах - 10-12 лет хорошо, 7-8 - очень круто. А если немножко иметь виду, что есть жизненный цикл компании... 4. Это скорее к первому пункту - скрытые сложности. 5. "Начать с нуля" - часто равно "выкупить оборудование с дисконтом у предыдущего владельца и нанять часть его команды" )). Так что сложно это даже разграничить. В целом, бизнес покупают у знакомых. Я, например, отказался от покупки у неизвестных "бизнесменов" и взял у друга, который ушёл в другую сферу и вырос. Собственно, у него был склад с остатками, и на основе этих начальных условий я выработал свою бизнес-модель. Меня устроило и всё работает. Да, расплатился позже, так как была рассрочка. Сейчас вот его тоже продаю, но желающих нет. Ну и терминология у многих различается. Кто-то считает бизнесом доход в несколько раз превышающий среднюю зарплату, кто-то - полное отсутствие участия в операционной деятельности с получением ренты, а кто-то фактическую самозанятость с доходом на уровней средней зарплаты.4
  • Олег ЕлохинВо всем есть нюансы. Бизнес это не только бизнес, это и окружение, в котором он находится сама ниша, и потенциал. Мы взяли убыточную точку с товаром в торговом центре около 14 кв.м., переплатив думаю тысяч 100-150. Продавцы работали как попало, товар продается бесконтрольно, слой пыли на витринах и в углах. Не удобный режим работы - до поздна, который контролирует ТЦ. Относительно дорогая аренда (1500 за кв). По таким фактам можно сказать что хуже быть не может. Перед продажей продавцов уволил сам хозяин, т.к. к ним тоже были претензии, но "заниматься было некогда". Супруга увольняется с работы, первое время работает сама и помогает дочка, пересмотрели товар, навели порядок, полностью поменяли раскладку товара. В итоге через пол-года (после НГ праздников) отдали кредит который брали на этот магазин и первые закупы, вышли в стабильный плюс, появилось немного свободных средств на счету, наняли продавца на подмену. Тут вроде бы и выдохнуть уже можно, но подвернулось еще одно предложение - опять продают "бизнес". Точка в 24 квадрата, вся та же история - товар как попало, грязь, мусор в подсобках, на 3ем этаже не самого популярного ТЦ. Аренда уже подешевле, но в черную, режим работы можно устанавливать самому. И работал более менее адекватный продавец, которого после будущего переезда все же пришлось уволить Хозяин сам купил этот бизнес полгода назад, кое-что попытался взбодрить, и судя по старым фоткам в профиле инстаграм кое что поменял в лучшую сторону, но в одного не потянул. Будучи уже более менее опытными попросили доступ в его ОФД. Все оказалось не так уж плохо, по нашим планам было бы хорошо чтобы магазин работал хотя бы в "0", но тут все же была прибыль. В итоге опять порядки, расширение ассортимента, куча вложений в товар в течении полугода. Формально магазин как бы был прибыльным, по факту все уходило в увеличение количества разных товаров. Далее опять новый виток, в магазине становится тесно, иногда набиваются клиенты тяжело пройти, ищем новое помещение, но как то все боязно. и тут внезапно, на том же этаже освобождается в 2 раза более просторное помещение с лучшим ремонтом. Будущий арендодатель так нам обрадовался, (на этом этаже есть пустующие помещения) что даже дал нам месяц каникул по арендной плате. В итоге делаем планировку, новую мебель и через месяц заезжаем, это через 9 месяцев после покупки второго бизнеса. Попутно, вычитав в инстаграм что из таких событий нужно делать некую выгоду - раздаем всем клиентам флаеры о переезде, в день открытия и на следующий дарим подарки к покупкам. В итоге получаем в день открытия рекордную выручку - около 40 тыс. (да, для нас это круто). Переезд был как раз перед новым годом. В итоге декабрьская выручка по 2м магазинам составила 1,2 млн р, (планировали что будет хотя-бы 1 млн) Ну а теперь нюансы - первый магазин находился в самом посещаемом ТЦ, в проходном месте. Супруга, которая непосредственно заведует торговлей имеет опыт продавца, понимания раскладки товаров, имеет опыт руководства персоналом. Магазином занимались очень тщательно - экспериментировали с раскладкой, ассортиментом что-то дополняли, что-то переставали продавать. Были конечно и промахи, и их не надо боятся - это практика и полезная на будущее информация. Покупая первый бизнес мы были готовы что "прогорим", кредит брали с тем учетом что сможем его отдать если ничего не получится. Еще такой момент - за время нашей работы (около 3х лет) в соседних и рядом стоящих секциях закрылись или переехали несколько отделов, в соседнем уже третий арендатор. Второй "бизнес" - нишевый магазин, при всей своей неказистости имел лояльную аудиторию в инстаграм порядка 3000 живых реальных подписчиков, эта аудитория сильно помогала. Предыдущий владелец передал нам так же поставщиков, что сильно упрощала работу, и небольшое оборудование для производства.7
  • Олег ЕлохинОлег, Ну и пользуясь случаем хотел передать привет, а точнее мои благодарности - Как бы это не выглядело подхалимством, но банку Тинькофф который за 500 р в месяц снял на первое время взял на себя всю рутину с налогами взносами. Давал советы в своем приложении которые сейчас выглядят очевидными, но в первое время были очень полезны. Второй раз выручил нас с кассой, когда нужно было заходить в новую точку. Понятно что ставка эквайринга там повыше, но когда надо быстро, очень хороший вариант. Кассе Акси6 - недорогая касса с эквайрингом, и бесплатной относительно удобной товарной базой, но на которую я больше наверное не вернусь - да хорошо было в начале, но с ростом товарной базы и появлением необходимости вести товарные остатки есть большие проблемы, сейчас лежит как резервная, да и с эквайрингом ставка относительно высокая и периодически проводит платежи без чеков. Товарно-кассовой системе лайтбокс - которую хочется поругать и похвалить одновременно - хорошая система товароучета с импортом, но местами с корявым интерфейсом, ужасно глючное андроид приложение (спасает виндовс версия)3
  • Андрей КулагинМне кажется, что все описанные тут причины не покупать верны, при условии, что изначально цель была "купить свечной заводик и жить припеваюче". т.е. вложить деньги во что-то, что приносит больше, чем % по вкладу и не требует забот. На самом деле покупка готового бизнеса может быть хорошим шансом только если вы: 1. В теме этого бизнеса 2. В том что продается видите проблемы и знаете как их исправить 3. Четко понимаете, в чем получите выигрыш (вложения, время, клиенты и т.д.) 4. Хотите заниматься этим бизнесом. И есть еще один момент, который часто упускают из виду. Чаще всего рассматривают покупку бизнеса у ИП, а это, по сути, просто покупка какого-то оборудования, тех.процессов (если они описаны) и переоформление всяческих договоров (и не всегда можно просто сменить сторону по договору). Т.е. нет никакого готового бизнеса. И в таком случае, да, скорей всего проще все сделать самому с нуля (но 4 пункта выше такж актуальны). Если вы хотите действительно купить Бизнес (стать собственником "свечного заводика"), то это однозначно должно быть какое-то ООО или ЗАО. P.S. Сам являюсь владельцем небольшой кофейни в ТЦ. Работаем более 5 лет, но последний год как-то тяжко дается.. и эмоционально и финансово.. И мысли о продаже приходили неоднократно... Но с одной стороны я понимаю: нужно просто собраться с мыслями, выстроить новый план и действовать, с другой - бывает накрывает желание продать, забыть все это и просто ни о чем не думать пару недель...3
  • Тимофей РазовСупер, а какие проблемы были с купленным предприятием? Как пытались справиться?0
  • Тимофей РазовБорис, а почему продаете? С какими проблемами столкнулись за все время?0
  • Тимофей РазовАндрей, вы покупали кофейню как готовый бизнес?0
  • Андрей КулагинТимофей, не совсем. Пошел по пути франшизы, но перед открытием - она сдулась. И в этот момент познакомился с партнером (у него был островок, который собирался закрывать). И как-то так вместе удачно выплыли. Ну и далее неоднократно сталкивались с разными вариантами: кто-то приходил просил помочь открыть, что-то сами смотрели с целью купить, кому-то советовали как продать.2
  • Борис БахтинТимофей, ухожу в другую сферу, тоже вырос. Это была самозанятость. Доход средний, но и времени мало требовало.2
  • Тимофей РазовАндрей, из этого островка и выросла кофейня? Если так, то почти готовый бизнес)0
  • Тимофей РазовБорис, спасибо за ответ! Забыл спросить, а чем занимались и в какой сфере был бизнес?0
  • Андрей КулагинТимофей, да. Почти так. Островок «переместили» на другой этаж, сделали микрокофейню и понеслась..2
  • Борис БахтинТимофей, светозащитные системы.1
  • ТинькоффОлег, здравствуйте. Мы постоянно совершенствуем наши продукты и сервисы. Хотели бы получить от вас более подробную обратную связь. Расскажите, пожалуйста, с какими трудностями вы столкнулись при работе с кассой Акси? Будем признательны вам, если ответите нам на connect@tinkoff.ru, указав ссылку на ваш комментарий.0
  • Евгений Д.Покупать, только если по своей инициативе, найдя нужный бизнес и проведя переговоры с собственником. Варианты расширения, поглощения конкурентов. Просто так хороший бизнес на продажу никто не выставит, значит, там однозначно проблемы.0
  • РоманКакие глупости написаны! Просто набор клише неудачников. Плохой район и низкая выручка. А куда ты смотрел, когда покупал? Надо же смотреть, что покупаешь. Конечно, большинство покупателей микробизнеса прогорают. Нужно же проверять бизнес перед покупкой. А так можно и написать статью "не покупай авто с рук" или "не покупай готовый дом". Но ведь это чушь. Надо иначе это описать: не умеешь - не покупай. Или обратись к специалистам, чтобы помогли найти нормальный0