Сколько зарабатывают курьеры

И много ли в России работников доставки
29
Аватар автора

Артем Мельник

школьником развозил газеты

Страница автора
Аватар автора

Артем Иволгин

студентом развозил документы

Страница автора

Доставка — по-прежнему хороший вариант подработки.

Работу курьером можно совмещать с учебой или другой работой и домашними заботами — из-за гибкого графика. При этом спрос на курьеров продолжает увеличиваться, компании предлагают таким работникам бонусы. В последнее время все больше людей даже с высшим образованием идет доставлять заказы.

Сколько в России курьеров и где они работают

По данным РАЭК  , в 2023 году во внутригородской доставке было занято около 1,1 млн человек — то есть 1,5% всех работающих россиян. Это учитывая все виды доставки: в пункты выдачи заказов и постаматы, на склады и со складов, а также доставку товаров вроде мебели и крупной бытовой техники.

Если говорить непосредственно про «последнюю милю», то есть доставку небольших товаров до двери получателя, — это, по данным того же исследования, около 21% рынка по числу доставок.

Компании-лидеры, которые нанимают больше всего курьеров, — это сервисы доставки готовой еды и покупок из магазинов, крупнейшие маркетплейсы и логистические компании. Но в целом на рынке действует множество небольших компаний по всей стране: более 1700 организаций, которые оказывают услуги курьерской доставки.

Сколько платят курьерам

Обычно у курьеров сдельная зарплата. По данным исследования Telecom Daily, 75% компаний платят курьерам учитывая число выполненных заказов, 59% — учитывая количество отработанных часов, 34% — скорость доставки. Только в 7% опрошенных компаний сказали, что курьеры получают фиксированную зарплату.

Компания Salary Index анализирует объявления о работе на сайтах с вакансиями и в социальных сетях. Согласно этим данным, средняя зарплата курьера в начале 2023 года составила 55 тысяч рублей. По нашему запросу компания предоставила данные за второй квартал 2023: оказалось, что в Москве, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах средняя зарплата курьера уже превысила 60 тысяч рублей. Существенно ниже среднего доход оказался в Центральном и Южном федеральных округах — там зарплата среднестатистического курьера едва превышает 50 тысяч.

Правда, в Москве зарплата курьера составляет только 52% от средней по региону  . На Дальнем Востоке, в Уральском и Северо-Западном федеральных округах доход курьера составил около 80% от средней зарплаты по региону, в Сибири — около 100%, а в Южном, Центральном и Приволжском округах заявленные доходы курьеров превышают среднюю зарплату по региону на 12—26%.

Игроки рынка доставки отмечают, что наиболее остро чувствуется нехватка курьеров именно за пределами столиц, поэтому зарплаты там растут ускоренными темпами.

Источник: Salary Index
Источник: Salary Index

Курьеры-водители зарабатывают больше, чем пешие. Мы проанализировали 6,2 тысячи вакансий курьеров на «Хедхантере» в 18 крупнейших городах России, и оказалось, что около четверти вакансий водителей-курьеров — с зарплатой больше 150 тысяч рублей. При этом в большинстве из них опыт не нужен, занятость полная, а график сменный. От соискателей требуются водительские права, знание города, а сама работа заключается в доставке заказов интернет-магазинов со склада к покупателям.

Медианная зарплата пеших и велосипедных курьеров составила 100 тысяч рублей, курьера на машине — 115 тысяч. В «Вайлдберриз» ранее отмечали, что средняя зарплата курьеров в 2022 году — 120 тысяч рублей. Во «Вкусвилле» курьеры получают 5—7 тысяч рублей в день, то есть около 100—140 тысяч при 20 рабочих сменах в месяц.

Источники: «Хедхантер», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: «Хедхантер», расчеты Т⁠—⁠Ж

Благодаря быстрому росту рынка и конкуренции компаний, которые занимаются логистикой, у курьеров появляются бонусы. РАЭК проанализировала, что именно предлагают крупнейшие компании:

  • брендированная форма;
  • оплата мобильной связи;
  • ДМС;
  • бесплатные обеды;
  • реферальные программы;
  • скидки на доставляемые товары;
  • скидки на другие продукты внутри платформы  ;
  • льготный транспорт для работы — курьерам бесплатно предоставляют велосипед, электросамокат или автомобиль либо дают скидку на их аренду.

Но расширенный соцпакет и достойные условия труда появляются не только благодаря рыночному спросу. За последние несколько лет сотрудники компаний «Деливери-клаб» и «Яндекс-еда» провели несколько забастовок. Они протестовали против низкой оплаты и плохих условий труда. Появился профсоюз работников курьерской доставки, в «Телеграме» на канал организации подписано почти 7 тысяч человек. Протесты освещались в СМИ, и подобное недовольство также учитывается работодателями при формировании расширенного соцпакета.

Как меняется спрос на курьеров

Рынок доставки быстро растет, в 2022 году только на сервисе «Авито-работа» было размещено 300 тысяч вакансий. Еще во время пандемии COVID-19, когда спрос на доставку резко вырос, аналитики прогнозировали, что к 2024 году в индустрии будет занято 450 тысяч человек. В 2020 году количество вакансий выросло на 145% по сравнению с предыдущим годом, в 2022 году — на 113%, за первые пять месяцев 2023 — еще на 33%.

На востребованность курьеров влияет бурное развитие электронной коммерции и сервисов доставки: российский рынок интернет-торговли в 2022 году оказался самым быстрорастущим в мире. Драйвером роста в последнее время стало развитие сегмента e-grocery, то есть доставки товаров повседневного спроса из больших сетей — таких как «Пятерочка» и «Ашан». В 2022 году, по оценке РАЭК, курьеры доставили на 66% больше таких заказов, чем в предыдущем. Число доставок из маркетплейсов выросло на 35%, а рынок доставки готовых блюд — всего на 13%.

Спрос на доставщиков будет продолжать расти — из-за сокращения трудовой миграции из соседних стран и запуска новых функций вроде доставки за город.

Источник: РАЭК по данным Data Insight и Infoline
Источник: РАЭК по данным Data Insight и Infoline

Кто работает в доставке

Гражданство. Судя по опросу курьеров, которые доставляют еду и продукты из магазинов в крупнейших российских городах, в Москве и Петербурге среди доставщиков еды 20% — россияне, 80% — граждане других государств. В других городах-миллионниках 98% курьеров — граждане России.

Возраст. По данным «Яндекс-доставки», больше половины курьеров моложе 35 лет: 34% — в возрасте от 25 до 35, 26% — от 16 до 24. В возрасте от 36 до 45 лет — около четверти курьеров, старше — 16%.

Образование. 40% российских курьеров имеют высшее и неоконченное высшее образование. 32% дипломированных специалистов, которые подрабатывают курьерами, — инженеры и технари, 17% — экономисты, 10% — айтишники.

Пол. Доставкой занимаются в основном мужчины: по данным исследования РАЭК и ВШЭ, среди курьеров, которые возят еду и продукты в крупнейших городах, только 11% — женщины. Среди курьеров «Яндекс-доставки» женщин 8%, причем в Петербурге — 4%, а в Москве — 3%.

Подавляющее большинство женщин — 95% — выбирает курьерство из-за удобного графика. У 37% женщин-курьеров есть другая работа, 34% занимаются хозяйством и воспитанием детей, 11% ищут другую работу, а 9% где-то учатся. Некоторые опрошенные ответили, что подрабатывают в декрете, часть уже официально вышла на пенсию. Женщины работают в доставке в том числе потому, что курьерство можно сочетать с домашними заботами.

Когда-либо работали курьерами 20% юношей и 12% девушек, рассматривали возможность такой подработки 64 и 54% соответственно. Главное препятствие для женщин — стереотип, что эта работа небезопасна. При этом 66% опрошенных курьерок с таким утверждением не согласны.

Совмещение с другой работой. Доля тех, кто совмещает курьерство с другой работой, среди россиян и мигрантов примерно одинаковая — 16 и 14% соответственно. Но среди россиян 38% опрошенных совмещают доставку с учебой, а среди мигрантов таких только 3%.

В общем, для россиян доставка — это чаще подработка для студентов, а для мигрантов — основной источник дохода.

Источник: РАЭК
Источник: РАЭК

Почитайте, что еще статистика знает про отечественный рынок труда:


Артем МельникЕсли вы работали курьером, расскажите о своем опыте:
  • Забаненый за правдуБыло дело-увы когда у них еще не было околоайтишных ЗП) Был пешим курьером в офисе и ездил на ОТ. Работа как работа, в основном зависит от того что развозишь. Если бумаги или мелочи-шикарно. Основное время чилишь где-нибудь в автобусе или метро в поездке на адрес. Были конечно сложности как и в любой работе, но распространенный вой "это адская работа, убивающая здоровье и психику" все-таки не разделю. Клиенты конечно разные, но поскольку быстро натыкались на мой пофигизм и абсолютную небоязнь быть уволенным то затихали и грозили пожаловаться. Может и жаловались, только изможденные спивающимися через месяц другими соискателями начальство предпочитало мне это все не высказывать)24
  • вайнотв начале ковида, когда всех закрыли, подрабатывали в доставке metro на тачке, за 4-5 часов в день 5/2 было около полтинника6
  • АнтиконсьюмеристАватарка, а зря. У меня двоюродный брат уволился из "Гамнита", где получал максимум 40к при работе без выходных, и пошёл курьером Самоката. 60-70 к в месяц имеет, и это в маленьком городке. А бывший коллега с одной из давних работ уже пару лет трудится в "Сбермаркете" автокурьером, частенько привозит мне заказы. Тоже на ЗП не жалуется, даже недавно пересел с 15-летней Приоры на новую Весту ))10
  • Имя и фамилияАнтиконсьюмерист, в насколько маленьком городе есть Самокат?0
  • АнтиконсьюмеристИмя, 70000 человек.2
  • АватаркаАнтиконсьюмерист, на авто - возможно, 100 у пешего - не верю.0
  • АнтиконсьюмеристАватарка, думаю, что в МСК и СПБ у них сотка есть. В малых городах конечно меньше.3
  • Alex V> Оказалось, что около четверти вакансий водителей-курьеров — с зарплатой больше 150 тысяч рублей19
  • Матвей ДедюхинРассказываю свой случай с доставки одного известного бренда, где подрабатываю на выходных Приезжаю я в своё любимый ЖК "Сердце столицы". Вижу в комментариях к заказу "Надо вынести пару коробок". Думаю, ок, топаю к квартире. Один хрен, что расстояние между моей припаркованной машиной ПРИМЕРНО 5 минут ходьбы, у ЖК есть особенность — на вход требуется пропуск (московский же ЖК, 2 уровня защиты, консьерж НА ВХОДЕ В ЖК и консьерж НА ВХОДЕ В ДОМ). Ок, прохожу через первый круг ада, топаю к необходимой двери Меня встречает девушка, говорит, "А у вас есть каталка?", я такой "?". На мой вопрос она выперает с квартиры 3 КОРОБКИ, которые в лежачем положении с меня ростом (т.е. по 60 см в высоту они). Матерюсь про себя, объясняю ситуацию, что девушка вызвала вообще не тот тариф и что я легковой курьер, спец штук у меня нет. Спрашивает, стоит ли ей отменить заказ, на что я думаю думаю и говорю "Не, не надо, допру" (хотя по регламенту, я должен был уведомить поддержку и поехать на следующий заказ). Беру коробку в руки, ОНА 10 КГ ВЕСОМ примерно (автокурьерам на моём тарифе нельзя грузить больше 15 кг). Кое- как допираю первую коробку, укладываю, половина багажника испаряется. Топаю вверх и тут звонок. Беру трубку и меня оглушает ором, дословная фраза: "ГДЕ ВЫ, ПОЧЕМУ ВЫ СТОИТЕ НА МЕСТЕ, ПОЧЕМУ НЕ ЕДЕТЕ, У МЕНЯ УЖЕ ЗА ОЖИДАНИЕ СПИСАЛОСЬ (внимание) !!!100 РУБЛЕЙ!!!". Тут я понимаю, что какая- то женщина заказала доставку у подруги из ЭЛИТНОГО ЖК, 3 КОРОБКИ ВЕЩЕЙ НА ПЕРЕШИВ (чтобы потом толкнуть на вайлдбериз), ПОЛНОСТЬЮ ОШИБЛАСЬ С ТАРИФОМ ДОСТАВКИ (причём нарочно, грузовой тариф дороже и вероятность его найти меньше) и ещё орёт, мол, ты мои 100 рублей сожрал тварь ты эдакая Поднимаюсь с непонимающим лицом, тихо объясняю ситуацию, говорю, мол, так и так, человек вообще не прав. Девушка в дверях округляет глаза и говорит "Ах она дура, сейчас я объясню, что она вообще не права", при мне набирает номер и начинает с ней общаться P.s. когда я забрал все 3 коробки, девушка на последок "на чай" скинула 1к с извинениями. Боже, храни таких людей P.s.s. когда я приехал на точку, девушка даже в глаза мне стеснялась посмотреть Курьером очень классно работать, работа не пыльная, за 1 день выходит около 6-7 тыс за 10 часов покатушек (с учётом бонусов и вычетом на солярку). За 4 дня работы в месяц автокурьером получается маленькая, но очень приятная надбавка к основной зп :)21
  • RadrogВнесу ясность т.к. сам попал в эту сферу чему несказанно рад. Есть курьеры однодневки, или которые выйдут раз в неделю на час другой. И они портят статистику зарплаты. Из-за них получается цифра указанная в статье сильно ниже реальной. Если именно рассматривать курьеров для которых это основной вид деятельности, и они трудятся полный рабочий день (8-14 часов, кто сколько хочет), то там выйдет совсем другой порядок дохода. Велокурьер: - В регионе в день будет выходить летом 2,5к, зимой 5к. В месяц это где-то 60к летом и 120к зимой. - В Москве этот доход умножайте на 2-2,5. И это не шутки, для велокурьера в Москве доход в 200к в месяц это обычное дело. Автокурьер: - В регионе в день (за 8-10 часов) будет выходить 5-6к летом и 10-12к зимой. Это уже чистыми, с учётом ГСМ. - В Москве не знаю, врать не буду. Но судя по аналогии должно быть также раза в 2 выше, чем в регионе т.к. курьерские компании одни и те же и политика одна и та же. В общем курьер зарабатывает больше, а местами сильно больше обычного сотрудника. И да, это демотивииует в офисе работать и карьеру строить, когда можно просто кататься без ответственности, планов, KPI и слушать музыку, да подкасты, получая больше.18
  • Денис Спиридоновдля тех, кто радуется, что сейчас можно бесплатно получить доставку продуктов на дом. Она вообще ни разу не бесплатная, ибо с оттоком продавцов, мерчей и иных кассиров в курьеры, магазины вынуждены нанимать за большие деньги новых сотрудников и перекладывать это в цену товара. Так что все эти московские 100-200к размазываются тонким слоем на все продукты в магазине. Радует только одно, что за мою доставку домой платит еще и тот, кто до сих пор ходит в магазин ногами )3
  • АлександрИнтересно, если курьеры получают гораздо больше офисных работников и работников обычных сетевых супермаркетов, почему же все подряд до сих пор не стали курьерами, в то время как спрос на них продолжает расти?3
  • RadrogАлександр, потому, что не каждый сможет педали крутить по 10-12 часов. Мне лично легко, у меня всегда выносливость хорошая была, и подготовка спортивная была. А другие приходят и дохнут через 4 часа. Походят так несколько дней и бросают. На машине тоже самое. Глаза устают у большинства тех кто пробует, усталость общая от мониторинга за движением. Много часов проведёшь день за днём за рулём и вечером валишься словно отпахал. А ещё ж надо выйти за товаром, потом по приезду бегать с ним клиенту ташить. То есть здесь не прям лёгкие деньги, но для тех кто подготовлен и выдерживает легко такое, это за, лёгкие деньги. Но таких мало. Вот и доход высокий )13
  • RadrogАнтиконсьюмерист, подтверждаю.1
  • RadrogАватарка, на авто 100 это вообще легко, это надо больше полмесяца не работать )1
  • АлександрRadrog, звучит логично. Хотя, например, в супермаркетах сейчас, насколько я знаю, только универсальные работники: весь день на ногах, то у кассы, то разгружаешь товары, то расставляешь товары, то ценники меняешь, а ещё иногда и пол мыть надо. Тоже труд не из лёгких, а зарплата значительно ниже, исходя из статистики. Велокурьером быть наверняка непросто — целый день мотаться на велике. С другой стороны, у многих велики электрические. То есть я это к чему: работа курьера действительно сложная, я это понимаю и стараюсь лично своими заказами их не перегружать (например, пятилитровые бутыли воды не заказываю, и тонны продуктов), но и в других сферах непросто. А платят, вроде как, меньше. А спрос на курьеров есть. Вот и не понимаю, чего народ не идёт. Возможно, кому-то и правда проще ходить в тепле по своему магазину, чем ездить по всему району с заказами.4
  • Критическое мышлениеНе работала, но думаю, периодическая подработка поможет стать здоровее и экономить на спортзале)1
  • Чёрный ЛекарьТЖ в 2022 году: рассказывает, как вкатиться в айти ТЖ в 2023 году: рассказывает, как вкатиться в курьеры25
  • KiraАлександр, стереотипы чаще всего играют роль, ведь это считается работой для мигрантов, якобы. Поэтому мало кто идёт, якобы работа не по статусу (а всё как мы знаем короли и принцессы)4
  • Sasha BondСклоняюсь, что как всякий активный вид деятельности, курьерство подходит не всем -люди в массе инертны.1
  • Sasha BondОчень хочу попробовать. Потому что свобода. Cлоняюсь к пешему. Но у пеших доход меньше. А расходы высокие. Проездной + поесть-чай-кофе два-три раза в день. И что выходит на руки?0
  • Алексей ОвчаренкоБендер, ну слушайте есть люди у которых есть возможность заработать больше вахтовым методом и доставку они рассматривают как подработку а пока работают в другом месте их косяк просто заминается не особо у нас в регионах рвутся в доставку так авантюристы экспериментаторы и подработки. Поэтому спиваются только те которые после конфликта которые уже были бухариками тут ты сильно обобщил сильного духом не погнешь и если за правое дело где то были разговоры это не повод бухать есть ответственность за семью и бюджет. А распедяев их везде полно.1
  • Грекова ОльгаRadrog, можно поинтересоваться в каких компаниях выгоднее всего работать?0
  • КристинаКурьер: зп 100тыс, компенсация того-сего, дмс, рекрутер бегает за тобой и умоляет поработать. Дизайнер: зп 100тыс, без оформления, должен пройти 7 кругов ада чтобы устроиться, знать десяток программ и может быть уволен в любой момент просто так...11
  • Аватаркаи где же всё-таки эти бешеные заработки у курьеров?0
  • НадеждаRadrog, Краснодар: 2-4к за смену у вело, специфика надбавок за количество развезенных заказов + чай0
  • Bogdan R.Работал год в Достависте, в среднем получалось 75-85 тыс, со всеми чаевыми и прочими. по рабочим дням. В декабре — 145 тыс. г. Москва, 32г. Затем перешел на постоянное сотрудничество с некоторыми из клиентов, зп особо не поменялась (сдельная, 80-95 тыс), но работать стало комфортнее, чилловее, предсказуемее.1
  • Илья ТолоконцевКогда-то давно знакомая уходила в отпуск и попросила на неделю поработать в её фильме пешим курьером в Москве. Доставка журналов по ремонту ам. Тогда не было ещё онлайн карт и выдавали распечатанный листок бумаги с куском карты нужного адреса. Выдавали сразу несколько адресов с заказами и ты должен был уложиться в определённые часы по заказам. В принципе все успевал. Фирму не помню. Было это больше пятнадцать лет назад. Завтра иду оформляться в Яндекс еда. Постоянно на ногах для меня привычное дело и физически крепкий хоть и сорок один год но ещё раз десять подтянуться могу. Работать буду по Москве так как у меня московская прописка. Иду на эту работу из за возможности подстраивать график работы под себя1