Как часто россияне заказывают еду на дом

Из магазинов и ресторанов

29
Как часто россияне заказывают еду на дом
Аватар автора

Кристина Болдова

заказывает еду, когда лень готовить

Страница автора

По данным проекта Tinkoff Data, с января 2020 по апрель 2023 года число клиентов рынка доставки продуктов выросло в 13 раз.

Оборот интернет-торговли продуктами за два года вырос вдвое и в 2022 году составил 658,8 млрд рублей. А вклад доставки в объем ресторанных заказов за два года увеличился в 1,6 раза и в среднем по стране достиг 24%. Пандемия закончилась, все ограничения сняты, но популярность онлайн-заказа еды из магазинов и ресторанов только растет.

Мы узнали, как часто люди заказывают еду через интернет, зачем они это делают и сколько тратят.

Как часто россияне заказывают еду и почему не идут в магазин

По данным АКИТ  , за пять лет оборот торговли продуктами питания через интернет вырос в 6,5 раза. Доля продуктов питания в общем обороте электронной коммерции за два года выросла с 9,8 до 13,2%.

Согласно исследованию Data Insight, объем рынка e-grocery  в 2022 году составил 553 млрд рублей — на 66% больше, чем годом ранее. Число заказов выросло на 75% — до 402 млн. Получается, на одного россиянина за год пришлось 2,7 заказа. Все больше людей привыкает совершать покупки онлайн.

Кто, как и почему заказывает доставку продуктов — исследование Data Insight 2023
PDFPDF · 1,8 Мб

На рост популярности доставки продуктов влияет проникновение крупных игроков рынка в регионы. Например, сеть «Вкусно — и точка» в конце 2022 года запустила доставку через сервисы «Яндекс-еда» и «Деливери-клаб» в 21 регионе, а в июне 2023 — доставку в собственном мобильном приложении в 122 городах, включая Москву и Санкт-Петербург. В октябре 2023 года стало известно, что еду из «Вкусно — и точка» будет доставлять и «Сбермаркет».

Рост в 2022 году не был равномерным: с апреля по июнь число заказов стабильно снижалось, положительная динамика восстановилась только с августа. К концу 2022 года ежемесячное количество заказов приблизилось к 45 млн, но это вызвано сезонным фактором: перед новогодними праздниками потребление продуктов питания всегда растет.

Источник: Data Insight
Источник: Data Insight

Согласно исследованию Data Insight, 39% опрошенных жителей крупных городов покупали продукты онлайн. Из тех, кто пользовался онлайн-доставкой, 40% заказывали продукты несколько раз в месяц, 20% — чаще. В Москве доля тех, кто заказывает продукты несколько раз в неделю и чаще, — 24%, в других городах-миллионниках — на четверть меньше, 18%.

По данным исследования «Яндекса», которое вышло во втором квартале 2023 года, среди активных онлайн-покупателей 39% делают покупки несколько раз в неделю или каждый день, а 4% покупают продукты только онлайн.

Источник: Data Insight
Источник: Data Insight

По данным Data Insight, большинство людей заказывают еду, чтобы пополнить обычный запас продуктов. 17% докупают продукты до минимальной стоимости заказа, хотя им нужен был один какой-то товар. 11% заказов совершается импульсивно, под влиянием момента, потому что захотелось чего-нибудь вкусного.

Среди причин, по которым люди предпочитают покупать продукты онлайн, — отсутствие времени для похода в магазин, привычка делать покупки через интернет, выгодные акции, а также нежелание нести потом тяжелые или объемные сумки.

Среди нестандартных причин онлайн-заказов лидируют лень — 26%, внезапная потребность в каком-то продукте — 11%, неожиданный приход гостей и проблемы со здоровьем — по 9%.

Источник: Data Insight
Источник: Data Insight

В сегменте доставки готовой еды из ресторанов за последние два года тоже наблюдается значительный рост. Доля заведений, где есть доставка, с 2020 года выросла в 1,5 раза и составила 61% от их общего числа в России. В основном это произошло за счет подключения доставки в Санкт-Петербурге и других регионах. Рост в Москве и Московской области замедлился, однако здесь по-прежнему больше всего ресторанов с доставкой.

В исследовании Data Insight, которое компания провела совместно с Федерацией рестораторов и отельеров России, говорится, что доставка стала дополнительным каналом продаж, который помогает сохранить лояльность клиентов. Несмотря на то, что гости в зале по-прежнему остаются приоритетом для ресторанов, услуги по доставке еды становятся дополнительным аргументом при выборе заведения.

Доставка готовой еды из ресторанов — исследование Data Insight 2023
PDFPDF · 1,9 Мб

В 2022 году каждый четвертый заказ у ресторанов уходил в доставку, тогда как в 2019 — только каждый десятый. При этом у 10% ресторанов в доставку уходит более половины всех заказов. За три года количество ресторанов, отдающих в доставку от четверти до половины заказов, выросло в 1,5 раза.

Источник: Data Insight
Источник: Data Insight

Согласно исследованию «Ромира», основные причины, почему люди заказывают готовую еду, — незапланированный прием пищи или неожиданный приход гостей: 63 и 53% соответственно.

Еще 52% опрошенных освобождают себя от готовки перед запланированными мероприятиями.

Источник: «Ромир»
Источник: «Ромир»

Кто и что заказывает

Исследование Tinkoff Data показало, что в 61% случаев продукты онлайн заказывают женщины. Что касается возраста, 83% покупателей, которые хотя бы раз в месяц оформляют доставку, — люди от 20 до 39 лет. Причем с каждым годом клиенты молодеют: за три года доля покупателей до 25 лет выросла в два раза — с 16 до 32%.

По данным «Ромира», большая часть россиян заказывает фастфуд либо продукты для готовки, 49 и 39% — готовые блюда из кулинарии и ресторанов соответственно.

У тех, кто заказывает именно продукты питания, популярнее всего молоко и молочные продукты. Для доставки нужно набрать минимальную сумму, поэтому среди популярных товаров есть все то, что входит в стандартную потребительскую корзину: овощи, фрукты, зелень, ягоды, бакалея, мясные и рыбные деликатесы, хлебобулочные изделия, чай, кофе, вода, напитки.

Покупатели с детьми делают заказы онлайн чаще, чем люди без детей. Наибольшая разница — в категориях бакалеи, молочных продуктов, свежих овощей и фруктов: семьи с детьми покупают все это на 20—25% чаще, чем бездетные. Те, у кого детей нет, не отстают от семейных только по покупкам консервов, чипсов и снеков.

Источник: Data Insight
Источник: Data Insight

Сколько тратят

В 2022 году средний чек в российском сегменте интернет-торговли продуктами питания, по данным АКИТ, составил 1068 ₽. В то же время по данным Data Insight этот показатель равен 2000 ₽, а по информации Tinkoff Data — 1088 ₽.

Самый высокий средний чек зафиксирован в республиках Северного Кавказа и на Дальнем Востоке. Например, в Чечне — 1653 ₽, в Ингушетии — 1575 ₽, на Чукотке — 1427 ₽, в Приморском крае — 1352 ₽.

В среднем доля расходов на доставку в тратах россиян составляет 4,5%. Выше всего этот показатель в Ингушетии: здесь на покупку продуктов через интернет среднестатистическая семья тратит 14% своего бюджета. В Чечне — 11,3%, в Тыве — 8,4%.


Часто заказываете еду онлайн? Что обычно покупаете?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество