Мои экопривычки в России и Германии: отказ от массмаркета, фудшеринг, многоразовые вещи
Лара родилась в Восточной Сибири и с детства любит природу.
Сейчас она вдохновляет тех, кто хочет сделать повседневную жизнь немного экологичнее. В своем блоге показывает, какие несложные шаги ей в этом помогают: например, она берет кофе в свою кружку, просит не класть одноразовые трубочки к напиткам, находит красивые вещи в секондах. Лара рассказала о своих экопривычках и о том, как она поддерживает их после переезда в Германию.
Это история из Сообщества. Мы задали вопросы, бережно отредактировали и оформили по нашим стандартам
Предыстория
Я родилась в Улан-Удэ, в Забайкалье. С детства во мне воспитывали уважение к природе. Мы с семьей никогда не оставляли мусор на пикниках или в походах, а если замечали чужой — убирали.
Помню, как я впервые увидела свалку, пока ехала за город. Кружили чайки, и я спросила у мамы: «Это море?» Забор закончился, и я увидела горы отходов. Картина потрясла. Она стала для меня символом темной стороны жизни: мы не видим, куда девается мусор, но он существует.
Уже повзрослев, я поняла, что в школе почти не говорят об отходах. Каждый день мы что-то выбрасываем, но редко задумываемся, что происходит дальше. Лампочки, батарейки, лекарства, даже линзы — куда их сдавать? Это огромная часть нашей жизни, о которой мы мало что понимаем.
Мои первые экопривычки появились еще в девяностых, когда я росла в Улан-Удэ. Я собирала батарейки вместе с семьей и помогала сдавать их в магазины — за всю жизнь так и не выбросила ни одной. Остатки еды мы всегда отдавали собакам на улице или использовали как удобрение — бабушка выращивала цветы и овощи.
Мама заклеивала книги. Одежду мы носили подолгу, иногда бабушка что-то подшивала и вязала сама. Все это казалось естественным и повлияло на мое отношение к миру.
Экопривычки
В 18 лет я отправилась на учебу в Иркутск, а после окончания вуза в 2014 году переехала жить и работать в Берлин. Расскажу, какие экопривычки стараюсь поддерживать.
Хожу в секонд-хенды. Я не из тех, кто сразу находит «то самое», как только переступает порог секонда. На выбор я могу потратить несколько часов. Но и большие магазины вызывают у меня дискомфорт. Массмаркет-бренды выпускают десятки коллекций одежды в год, которые не распродают, и мало платят рабочим на фабриках . К тому же на производство одежды уходит много ресурсов . Это меня ужасает.
В Иркутске я периодически ходила в секонды, но больше всего оценила их в Германии. Здесь я нашла себе олимпийку, несколько свитеров, плащ, даже свадебное платье. Мне это настолько понравилось, что я составила небольшую карту с винтажными секондами Берлина — теперь моим друзьям и подписчикам удобнее их найти.
Бережно отношусь к купленной одежде. Стараюсь выбирать вещи из натуральных материалов — такие покупки придают уверенности, что я делаю что-то правильное. Но я также понимаю, что это вопрос возможностей. Если нет денег на экологичный свитер, куплю обычный, но буду носить его до последнего.
Забираю ненужные соседям вещи себе. В Германии есть замечательная традиция: по воскресеньям люди выставляют вещи на улицу. Это негласное правило: если тебе что-то больше не нужно, дай этому вторую жизнь. Можно найти все что угодно — фен, принтер, рамы, зеркала, даже мебель для кухни. У меня есть знакомые, которые так обставили всю квартиру. Иногда я выставляю что-то свое: стеклянные банки для солений, книги, консервы, коробки для переезда или хранения. Все разбирают.
Отправляю отходы на переработку. В советские времена мои родители сдавали бутылки, металлолом, батарейки, лампочки. Когда я выросла, поняла, что это хорошая практика: вещи получают вторую жизнь, а не лежат десятилетиями на мусорном полигоне.
После переезда в Германию я начала больше задумываться о том, откуда берутся вещи, которые мы покупаем, и куда они отправляются после использования. Здесь сортировка мусора — норма и обязанность. Несоблюдение правил считается дурным тоном и грозит штрафами.
У каждого дома есть контейнеры для отходов с четкими инструкциями, что и куда класть.Если что-то непонятно, можно найти ответы на официальных сайтах или позвонить на горячую линию. Мне хватило недели, чтобы привыкнуть и разобраться в том, как все устроено. Сейчас я не замечаю, какое время затрачиваю на сортировку — думаю, около получаса в месяц.
Эта система работает десятилетиями, и жители привыкли к ней. Например, производители йогуртов пишут на упаковках, куда их сдавать. Также они часто не наносят краску на пластик. Более того, если они не соблюдают экологические стандарты, потребители могут застыдить их в соцсетях, а также перестать покупать товары.
К сожалению, условия жизни в России иногда оставляют людям слишком мало ресурсов, чтобы задумываться о переработке или составе товаров. Экологические привычки становятся привилегией тех, у кого есть время и возможности. Но именно поэтому важно говорить о таких вещах, создавать доступные решения и поддерживать инициативы даже в сложных ситуациях.
Сейчас в российских городах есть хорошие и полезные проекты: в магазины электроники можно сдать батарейки, в некоторых сетях супермаркетов принимают пластиковые крышечки и бутылки, есть волонтерские организации.
Сдаю бутылки обратно в магазины. В Берлине действует система залога за тару: можно принести пластиковые, жестяные и стеклянные бутылки в любой магазин и получить за них деньги, от 8 до 25 евроцентов за штуку (8—26 ₽). Я начала это делать сразу после переезда и до сих пор сдаю раз в месяц.
Ношу с собой авоську или вместительную сумку. Они стали моими постоянными спутниками — кладу туда товары из магазинов, чтобы не брать пакеты. Если забыла авоську и сумку дома, а продуктов нужно немного, могу отнести их в руках.
В магазинах я также купила тканевые мешочки для развесных товаров и теперь кладу в них овощи и фрукты.
Беру с собой контейнер, когда собираюсь в кафе или ресторан. Если я знаю, что возьму что-то навынос, стараюсь захватить с собой многоразовую тару. Официанты всегда помогают переложить еду в контейнер и мило на это реагируют. Иногда рестораны предлагают тару в аренду, когда забираешь еду домой.
Прошу в заведении не приносить одноразовую трубочку. Мне комфортно пить без нее, поэтому всегда вежливо говорю официантам не класть ее. Для меня важно быть последовательной — не поддерживать то, что загрязняет природу.
Люблю пить кофе из своей многоразовой кружки. Ее я купила в Берлине, а потом заметила, что в России тоже появились такие товары. Мои знакомые начали выкладывать фото, делиться опытом, в том числе у меня в блоге. Сейчас в российских кофейнях можно получить скидки, если попросить налить напиток в свою тару.
Термокружка не протекает и гораздо удобнее одноразовых стаканчиков: она не обжигает руки, ее приятно носить с собой. Если есть страх, что сумка испачкается, можно положить внутрь кружки салфетку — она впитает остатки напитка.
В 2018 году я придумала флешмоб #экокофе: мои подписчики делились в сторис и постах, как берут любимый напиток в свою многоразовую кружку. За несколько месяцев люди оставили больше 700 разных записей с этим хештегом — рада за каждого, кто решился попробовать или давно практикует. Эта волна поддержки показала мне, как много людей хочет жить осознанно.
Иногда забираю еду после закрытия кофеен и ресторанов. Если у заведений остаются нераспроданные продукты или выпечка, которая может испортиться, они разрешают забрать их за копейки. Это называется фудшерингом — он позволяет эффективно перераспределить еду, а не выбрасывать ее.
Покупаю местные продукты. В Германии на упаковках продуктов всегда указывают страну-производителя, а региональные товары выделяют крупными буквами, чтобы покупатели могли сразу их заметить. Это поддержка местной экономики и забота об экологии: меньше транспортных выбросов, меньше упаковки.
Еще почти в каждом районе есть фермерские рынки, и атмосфера на них особенная: свежие продукты, улыбки фермеров и ощущение праздника. Конечно, цены выше, поэтому я прихожу туда только по особым случаям, например если хочу приготовить что-то необычное.
Рассказываю, почему для меня важно заботиться о природе и как стараюсь это делать. Первый экопост я написала в своем блоге в 2018 году и получила большой отклик и поддержку. Тогда я завела хештег #эколара в «Инстаграме»* и начала узнавать новое вместе с подписчиками: они задавали вопросы, а я искала информацию. Я предлагала разные идеи, как сделать свою повседневную жизнь более экологичной, — например, по возможности не брать чеки, флаеры и игрушки на кассе, ходить в магазины со своим списком продуктов и покупать только то, что нужно.
Бюджет и выводы
Моя жизнь действительно изменилась. Например, мне стало сложнее делать спонтанные покупки. Раньше я могла после университета купить крем для рук, просто чтобы поднять себе настроение. Теперь я начинаю думать: «А он точно мне нужен? Какой у него состав? Тестировали ли его на животных?» Эти вопросы останавливают от импульсивных решений.
С кофе такая же история: если я планирую взять его навынос, беру свою кружку или думаю, не остаться ли в кофейне на 15 минут и выпить напиток из их чашки.
Безответственные покупки остались в прошлом. Теперь я думаю о том, как долго буду пользоваться вещью, куда ее потом дену, насколько она качественная и долговечная. Это вопрос не только экологичности, но и уважения к вещам и ресурсам.
Конечно, товары с маркировкой «эко» или «био», которые проходят жесткую проверку в Германии, стоят дороже, качественная одежда тоже требует вложений. Но такие вещи становятся инвестициями: они служат долго, позволяют избежать трат в будущем и помогают бережно относиться к ресурсам.
Если не могу позволить себе дорогое, стараюсь найти компромиссы: выбираю локальное или то, что продают с минимальной упаковкой. Затем пользуюсь понравившимися вещами как можно дольше: что-то зашиваю, что-то отдаю на переработку или благотворительность.
Я считаю, что каждый вклад важен — не нужно обесценивать любые свои маленькие шаги.