Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
В 2017 году я путешествовала по Таиланду, где видела горы мусора — местные выкидывали пластиковые стаканчики прямо на траву за остановку.
Меня это поразило и разозлило: как можно настолько не заботиться о планете? Тот момент разделил мою жизнь на до и после — с тех пор я начала беспокоиться за оставленный после себя мусор и формировать у себя разные экопривычки. Расскажу, что я поменяла в своей жизни.
Предыстория
Мне 30, и я родилась в небольшом городе. Мы с семьей никогда не задумывались о важности заботы о природе, скорее, внедряли какие-то экопрактики из экономии. Например, мне почти не покупали одежду — она доставалась бесплатно от более обеспеченных родственников. Еще мы носили сдавать трехлитровые стеклянные банки за небольшое вознаграждение. Ездили почти всегда только на троллейбусе — он стоил в два раза дешевле автобуса или маршрутки.
Когда я поступила в вуз и переехала жить в Москву, впервые увидела массмаркет. У меня разбегались глаза: было много дешевой и красивой одежды, которую я могла покупать хоть каждую неделю! Это радовало меня, хотя купленные вещи быстро портились.
В 2017 году я полгода путешествовала по Таиланду и близлежащим странам. Увиденное поразило меня, но не из-за красоты. Всюду были горы пластикового мусора. Местные жители даже не выкидывали его в урны, а просто бросали в кусты или на землю — для меня это было странно.
Во время путешествия я начала читать разные статьи на экотематику: видела фотографии пластиковой трубочки, застрявшей в носу у черепахи, и информацию о вреде бутылок. Пластик распадается на мелкие частицы — микропластик, который угрожает здоровью животных и людей. Он проникает в человеческий организм, например через морепродукты.
После этого на время путешествия я решила по максимуму сократить количество используемого пластика: набирала воду из кулера в свою бутылку, не брала пакеты, просила наливать смузи в свой стакан и отказывалась от трубочки. Еще я путешествовала автостопом, что тоже снижало мой углеродный след .
По возвращении из путешествия в Москву я продолжила экопрактики, добавила новые и старалась вдохновлять на это окружающих.
Новые экопривычки
Сшила экомешочки. В первую очередь я сделала из старых штор фруктовки, в которых можно было взвешивать фрукты, овощи, крупы. С ними я могла не использовать пакеты. Поначалу многие удивлялись, поскольку не знали, как реагировать на экомешочки. Иногда говорили, что пакеты бесплатные и чистые, чтобы я не боялась покупать в них.
Еще дома была катушка джута — связала из него губку для посуды и мочалку. Обо всем рассказывала в соцсетях: друзьям так нравились сделанные моими руками вещи, что они просили некоторые для себя — я не отказывала.
Со временем я перестала пользоваться экомешочками: сначала потому, что покупала по несколько фруктов и их можно было унести в руках, затем потому, что пакетов становилось все больше и я просто использовала их повторно.
Начала использовать повторно и ремонтировать вещи. Например, я не купила себе многоразовую бутылку для воды, как многие делали на пике популярности идеологии Zero waste . А использовала то, что у меня уже было: рюкзаки вместо модных экосумок или стеклянные бутылки вместо пластиковых.
Если мне надо было купить мясо, рыбу или другие мягкие продукты, брала с собой контейнер. Тогда на кассе просто делали сброс тары и считали только вес товара.
Если у меня ломалась молния на рюкзаке или рвалось пальто, первым делом я относила их в ремонт знакомому мастеру. По этой же причине можно было еще какое-то время не покупать новые вещи.
Взглянула по-новому на средства гигиены и бытовую химию. У меня никогда не было множества баночек с кремами на полке, но теперь я основательно подошла к использованию косметики. Мне хотелось оставлять после себя как можно меньше пластика, поэтому я старалась брать товары без упаковки или в перерабатываемой упаковке. Например, мне удалось найти твердый шампунь и дезодорант, а еще зубную пасту в таблетках — от компании Lush.
Также я начала пользоваться бамбуковой зубной щеткой. Обращала внимание на туалетную бумагу, которую покупаю: лучше всего брать из вторсырья, тогда для нее не вырубят десятки тысяч гектаров леса. Приобрела менструальную чашу: за годы использования она заменила сотни прокладок, которые раньше я выкидывала на помойку.
Вместо геля для посуды стала пользоваться содой — ею же мыла плиту, туалет и раковины. Попробовала сделать свое чистяще-моющее средство из уксуса и апельсиновых корок: оно хорошо подошло для сантехники.
За последние пять лет из-за переездов и сложностей в быту мне не всегда удавалось отказываться от упаковки, но сейчас я стараюсь вернуться к этому. У меня по-прежнему есть бамбуковая зубная щетка, и я покупаю шампунь в перерабатываемой упаковке.
Начала сортировать вторсырье. В 2019 году я жила на станции метро «Новокосино». В 15 минутах от нашего дома находился пункт, где принимали пластик, стекло, бумагу и металл. Я сортировала эти фракции вместе с партнером. Также возле нашего дома был огромный Новокосинский парк, куда мы относили органику, которую предварительно замораживали.
Когда мы переехали в другой район, я нашла новый парк поблизости. Также постепенно начала узнавать о разных экологических проектах, куда можно было сдать больше вторсырья, но уже не помню их названия. Обычно туда удавалось относить как популярные фракции, например макулатуру, пластиковые и стеклянные бутылки, металлические баночки, так и редкие — блистеры от лекарств, старые зубные щетки, чеки.
Стала посещать свопы и буккроссинги. В конце 2018 года в Москве проводилось много свопов — люди приносили на них ненужные вещи, а те, кому они нравились, забирали их себе. Среди них были домашние цветы, одежда, обувь, книги, украшения. Бесплатные вещи порой словно одурманивали, и я часто брала то, что мне было даже не нужно. Когда осознавала это, относила непригодившееся обратно на следующие свопы.
Благодаря такой возможности я долгое время совсем не покупала себе одежду.
Начала пользоваться барахолками. Если мне требовалась какая-то вещь, первым делом я искала ее на «Авито»: например, там удавалось приобрести новое пальто, книги, бытовую технику или телефон.
Стала выбирать экологичный транспорт. По району старалась передвигаться на метро и автобусах. В пригород или другие города ездила на электричках и поездах, в крайнем случае — бронировала поездку на «Блаблакаре» или ехала автостопом.
Перестала есть мясо и рыбу. Это произошло не сразу, а постепенно. Стала вегетарианкой по экологическим причинам: животные и рыба производят парниковые газы. В планах — отказаться от всех продуктов животного происхождения.
В 2022 году я переехала в Грузию. Когда оправилась от переезда, продолжила поддерживать тот же экологичный образ жизни. На самом деле, когда знания уже есть, намного легче адаптировать привычки к новому месту обитания.
Здесь я продолжила сортировать отходы. В Тбилиси есть проект Parki ar minda , у которого в городе есть три пункта приема вторсырья. Им можно принести многие отходы: несколько видов пластика, картон, бумагу, стекло, жесть, косточки от авокадо, пластиковые карточки, блистеры от лекарств и зубные щетки.
Мне нравится, что можно сдать в пункт приема почти весь мусор, который образуется дома, но сложность в том, что проект работает всего несколько часов в неудобное для меня время. Я сортирую все, что принимают, и отвожу это раз в месяц.
Также я продолжила покупать фрукты и крупы со своей тарой. В Грузии я переиспользую пакеты, которые то и дело появляются дома. Чаще всего здесь хорошо относятся к моей просьбе положить товары в мой мешочек.
Еще я нахожу нужные мне одежду или книги на онлайн-барахолке. Иногда посещаю свопы. Продолжаю пользоваться менструальной чашей, но когда нет сил, покупаю прокладки. Воду не беру, поскольку здесь можно пить из-под крана.
В Грузии мне диагностировали акне, поэтому пришлось купить много новых баночек для ухода за кожей лица и тела. К счастью, большинство из них в перерабатываемой упаковке из пластика.
Перед переездом я продала свою машину, поэтому в Грузии по максимуму пользуюсь общественным транспортом: как по Тбилиси, так и чтобы добираться в другие города. Это важно для природы, поскольку автобус может перевезти гораздо больше людей, чем личное авто.
Иногда прибегаю к автостопу, поскольку вернуться вечером в Тбилиси из пригорода не всегда просто.
Сложности
Семья поначалу с осторожностью отнеслась к моему новому «увлечению» и постоянно подтрунивала надо мной. Но потом мама тоже начала ходить с экомешочками на рынок и сортировать пластиковые бутылки.
Для меня тяжело то, что в России и Грузии пункты приема вторсырья находятся в неудобных местах и надо затратить множество усилий, чтобы до них доехать. Когда я путешествовала по Европе, было достаточно вынести мусор с отходами в определенный день вниз и оставить у подъезда — и мусоровоз сам его забирал.
Также в Грузии сложно найти веганские товары в шаговой доступности не по цене крыла самолета. Так, например, было в Москве или в Европе. Из-за этого пока не перехожу на полностью веганское питание.
Экономия и выводы
За те шесть лет, что я стараюсь вести экологический образ жизни, я сэкономила много денег. Больше всего, на мой взгляд, это получилось из-за отказа от одноразовых гигиенических средств: тампонов и прокладок — около 12 тысяч рублей в год.
Ремонт старых вещей или покупка б/у тоже экономит деньги: сложно оценить конкретную сумму, но это примерно 100 тысяч рублей в год.
Я помогаю планете не ради экономии, а просто потому, что уже не могу по-другому. К тому же это не занимает много времени, поскольку вошло в привычку.
Мой труд — капля в море и, конечно, углеродный след после меня не сравнится с тем, что оставляют нефтегазовые компании и производители топлива. Тем не менее мне важно что-то делать, а не спокойно наблюдать за уничтожением нашей планеты.