Как россияне сдают ЕГЭ

Как за 12 лет менялись правила сдачи экзамена, популярные предметы и средние баллы

14
Аватар автора

Екатерина Шамаева

сдавала ЕГЭ по литературе и обществознанию

Страница автора

Семеро из десяти россиян считают, что ЕГЭ нужно отменить.

Причем в 2022 году сторонников единого государственного экзамена стало почти вдвое меньше, чем было в 2009: тогда его поддерживали 25% россиян, сегодня — 13%. Результаты соцопросов показывают, что распространено и другое мнение: ЕГЭ должны сдавать только те, кто собирается поступать в вуз. Такой позиции придерживаются 73% россиян. Сейчас экзамены обязаны сдавать все выпускники средних образовательных учреждений.

Мы посмотрели, как менялись правила ЕГЭ, как изменения повлияли на результаты и какие предметы чаще всего выбирают школьники.

Как менялись правила ЕГЭ

Единый государственный экзамен — форма государственной итоговой аттестации, которую проходят школьники одиннадцатых классов средних учебных заведений: школ, лицеев и гимназий. ЕГЭ с 2009 года служит одновременно выпускным экзаменом, который позволяет оценить, чему ученики научились в школе, и вступительным — в вузы.

Два предмета — русский язык и математика — обязательны для всех выпускников. Другие можно выбрать по желанию, в зависимости от того, на какой факультет и специальность собирается поступать выпускник. Например, чтобы поступить на факультет компьютерных наук, нужно сдать информатику и профильную математику. Чтобы обучаться романо-германской филологии, необходимо сдать на ЕГЭ один из иностранных языков и обществознание. Обязательные предметы для каждого учебного направления устанавливает вуз.

За последние 12 лет изменения вносили в экзамены по каждому предмету. Правила сдачи экзаменов и содержание КИМ, то есть контрольно-измерительных материалов, менялись, как пишут сами организаторы ЕГЭ, «существенно или незначительно». Незначительные изменения — это, например, изменение формулировки или критериев оценки задания. Существенные корректировки — это, как правило, добавление в экзамен новых блоков заданий или изменение формата.

Чаще всего что-то меняли в ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам. Лидеры здесь — русский язык и обществознание: их корректировали по 12 раз. Возможно, причина в том, что эти предметы входят в тройку самых сдаваемых. Меньше всего трогали экзамен по китайскому языку: правки вносились два раза. Правда, этот предмет появился в перечне ЕГЭ только в 2019 году.

Мы собрали некоторые ключевые изменения, внесенные в ЕГЭ по разным дисциплинам, и посмотрели, как это отражалось на результатах школьников.

2012 год. В экзамене по истории появилось задание «Исторический портрет»: нужно выбрать одного из трех предложенных деятелей и написать о нем сочинение. Результаты школьников после введения нового задания практически не изменились: средний балл по итогам экзамена — 52,1. Годом ранее — 51,3.

2013 год. Произошла крупная утечка данных ЕГЭ: в интернет попали реальные экзаменационные варианты, в социальных сетях школьники решали задания и делились результатами за деньги. В итоге средний балл почти по всем предметам сильно вырос. Например, с 2009 по 2012 год результаты ЕГЭ по химии улучшались в среднем на один-два балла ежегодно, а в 2013 прирост составил сразу 10 баллов: 67,8 против 57,8 годом ранее.

Также заметно увеличился средний балл на экзамене по обществознанию. Если с 2009 по 2012 год результат среднестатистического школьника был на уровне 55—56 баллов, то после утечки данных в 2013 году он вырос до 59.

2014 год. Ужесточили контроль за процедурой сдачи экзаменов: пункты проведения ЕГЭ оснастили металлодетекторами и камерами видеонаблюдения. Также более жестким стал допуск тех, кто сдавал экзамен досрочно. В результате средний балл снизился по всем предметам, если сравнивать с 2013 годом: например, по русскому — с 63,9 до 62,5, по математике — с 49,6 до 39,6, по английскому — с 73 до 61,2.

2015 год. Экзамен по математике превратили в два с разными уровнями сложности: базовый и профильный. Базовый должны сдавать все школьники, профильный могут выбрать выпускники, которые планируют поступать в вуз на направления, где требуется этот предмет. Сдавать оба экзамена нельзя.

После этого нововведения средний балл по математике базового уровня вырос с 3,9 до 4,2 — здесь используют обычную школьную пятибалльную шкалу. Первый экзамен профильного уровня школьники сдали в среднем на 45,6 балла — для получения аттестата нужно было набрать как минимум 27.

В этом же году внесли существенные изменения в экзамен по русскому языку. В частности, КИМ разделили на две части: задания с кратким и с развернутым ответом. Возможно, именно из-за этого средний балл вырос с 62,5 до 65,9.

В экзамены по иностранным языкам вернули раздел «Говорение», который исключили в 2009 году. Эту часть экзамена можно сдать по желанию, чтобы набрать дополнительные баллы. В итоге средний результат увеличился с 61,1 в 2014 году до 64,8 в 2015.

2017 год. Из экзаменов по физике, химии и биологии исключили задания с выбором одного правильного ответа. В последующие годы тестовую часть убрали практически из всех экзаменов. Как видно по итоговым баллам, это не ухудшило ситуацию: по биологии средний результат остался на уровне 52 баллов, по химии снизился на 0,9 балла, а по физике, наоборот, вырос — с 50 до 53,2.

2019 год. Первый раз проводится ЕГЭ по китайскому языку. До этого, в 2016 году, пробный экзамен могли сдавать только амурские школьники.

2021 год. Серьезные перемены произошли в экзамене по информатике: его полностью перевели в компьютерный формат. Это позволило включить в КИМ задания на практическое программирование. В итоге средний балл увеличился с 61,2 до 62,8.

2022 год. Из КИМ по истории и обществознанию убрали одно из самых сложных заданий — сочинение. Это положительно сказалось на общем результате: средний балл по обществознанию в 2022 году вырос на 8,4%, с 56,4 до 61,1, по истории — на 18%, с 54,9 до 64,8.

Из экзамена по профильной математике исчезли простые задания, которые соответствовали базовому уровню. Зато появились задачи на анализ функции и сложную вероятность. Из-за этого снизился процент выпускников, которые сдали предмет на 70 и более баллов — столько нужно набрать по математике и русскому тем, кто претендует на золотую медаль. Поэтому часть школьников осталась без аттестатов с отличием.

Также увеличилась доля выпускников, не сдавших экзамен по математике вообще, то есть не набравших минимального количества баллов. В 2022 году профильную математику не сдали 20,5% учеников, в2021 — 7,6%. Несмотря на это, средний балл по математике вырос — с 55,1 до 56,68.

В экзамене по литературе появились задания на знание зарубежных произведений, хотя раньше вопросы касались только отечественных. В самом масштабном задании — сочинении — стали оценивать не только то, как выпускник раскрыл тему, но и грамотность. Это отразилось на общем результате: средний балл по этому предмету снизился с 66 до 60,8, а количество стобалльников уменьшилось с 1355 до 1072.

Источники: пресс-релизы Рособрнадзора, ФИПИ
Источники: пресс-релизы Рособрнадзора, ФИПИ
Источники: пресс-релизы Рособрнадзора, ФИПИ
Источники: пресс-релизы Рособрнадзора, ФИПИ

Какие предметы школьники выбирают чаще всего

Всего в 2022 году ЕГЭ можно было сдавать по 15 предметам: это русский язык, математика — базовый и профильный уровни, информатика, физика, химия, биология, география, обществознание, литература, история и иностранные языки — английский, немецкий, испанский, французский и китайский. Мы посмотрели, как менялась популярность разных предметов у школьников.

Русский язык. Его сдают все выпускники средних учебных заведений. Более того, этот предмет учитывается при поступлении на все вузовские направления в России — всего их 294, если считать бакалавриат и специалитет. Чтобы получить аттестат, на экзаменах по обязательным предметам школьник должен набрать минимальное количество баллов, по русскому языку это 24 балла. Чтобы получить шанс поступить в вуз, нужно набрать минимум 36 баллов.

Математика. Как мы говорили выше, экзамен по математике бывает двух уровней сложности — базовый и профильный. В 2020 и 2021 годах базовый экзамен по математике отменили из-за коронавируса. А тем, кто собирался поступать в вуз, разрешили сдать обязательные предметы в формате государственного выпускного экзамена, ГВЭ. По сути, это то же самое, но с более простыми заданиями.

Раньше такую форму использовали как альтернативу ЕГЭ для учеников с ограниченными возможностями здоровья и для тех, кто находится в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и колониях.

Преимущество профильной математики в том, что ее результаты, в отличие от базовой, засчитываются при поступлении в вуз. Минимальные требования для получения аттестата по математике — 3 балла для базового уровня сложности и 27 для профильного. Чтобы поступить на учебное направление, где требуется профильная математика, нужно набрать хотя бы те же 27 баллов.

В основном профильный уровень математики требуется для поступления на направления, связанные с техникой, технологией и естественными науками. Но есть и гуманитарные факультеты, где абитуриентам нужно сдать профильную математику: например, психологии, менеджмента, социологии.

В первый год после появления математики профильного уровня ее сдали 72% выбравших этот предмет одиннадцатиклассников. С тех пор она занимает первое место по популярности среди необязательных предметов.

Но в последние годы математику профильного уровня сдают реже. В 2022 году, после усложнения, о котором мы писали выше, количество сдающих профильный экзамен снизилось на 21% — с 366 до 302 тысяч.

Обществознание. Изначально именно оно было самым популярным среди необязательных предметов: в 2010 году этот экзамен выбрали 47% школьников, в 2011 — 34%, в 2012 — 51%, в 2013 — 60%, данных по 2014 году нам найти не удалось. После появления профильной математики обществознание стало вторым по популярности экзаменом.

Обществознание требуется для поступления как на гуманитарные, так и на прикладные специальности: маркетинг, логистика, журналистика, реклама и PR, медицина и здравоохранение.

Количество желающих сдать экзамен по обществознанию также снижается: в 2022 году его выбрали около 38% сдающих ЕГЭ, годом ранее — 45%.

Физика. Этот предмет остается в пятерке самых популярных и в 2022 году сравнялся с информатикой: на последнем ЕГЭ обе дисциплины сдавали 14% школьников. Физика нужна для поступления на технические направления и специальности, связанные с ИТ: нефтегазовое дело, фундаментальная математика и механика, наноинженерия. В этом году инженерные и технические специальности получили больше всего бюджетных мест — 251 тысячу.

Информатика. В последние годы экзамен «Информатика и ИКТ» вошел в пятерку самых сдаваемых. Если в 2010—2013 годах его выбирали около 7% участников ЕГЭ, то в 2022 году — вдвое больше. Это связано с повышенным интересом школьников к ИТ-профессиям. По данным исследования «Суперджоба», треть абитуриентов хотят стать программистами. Для поступления на специальности, связанные с компьютерными науками или прикладной математикой, нужны профильная математика и информатика.

Иностранные языки. Также за последние 12 лет на треть выросло количество школьников, которые сдают иностранные языки. В основном рост произошел за счет английского: в 2010 году его сдавали 8% участников ЕГЭ, в 2022 — около 12%.

Другие языки — немецкий, французский, испанский и китайский — сдают реже, и с годами количество участников почти не увеличивается. Например, и в 2010, и в 2022 году немецкий выбрали 0,4% сдающих ЕГЭ. Возможно, это связано с тем, что в основном в школах преподают английский язык.

История. Популярность экзамена по истории немного снизилась, но он остается в числе востребованных — его сдают 12% школьников. Причина — повышенный интерес к профессиям юриста, экономиста и управляющего менеджера. История и обществознание — две дисциплины, которые чаще всего нужны абитуриентам для поступления на эти направления в вузы.

Биология. В 2022 году экзамен по биологии сдавали 15% школьников, что меньше, чем годом ранее, однако предмет остается третьим по количеству участников.

По данным исследования, которое провели RAEX и «Поступи онлайн», у российских абитуриентов вырос интерес к специальностям «фундаментальная медицина» и «биологические науки» — об этом свидетельствует посещаемость профильных страниц сайта «Поступи онлайн».

География. Первое место в рейтинге предметов-аутсайдеров — у географии: на протяжении 12 лет ее сдают не более 3% выпускников. Низкая популярность дисциплины связана с тем, что она мало где числится в требованиях при поступлении в вузы. Однако в 2022 году ЕГЭ по географии появился в списках на 11 факультетах МГУ, например на геологическом, экономическом, политологии и мировой политики. Это должно повысить популярность предмета.

Литература. По этой же причине на едином государственном экзамене не востребована литература — ее сдавали не более 7% школьников. Учебных направлений, где требуется знание литературы, не так много: 721 программа на 352 вуза, то есть 13,4% от всех программ. В основном они связаны с медиа, искусством и дизайном: журналистика, телевидение, искусствоведение, актерское искусство, живопись.

Для сравнения: сдав обществознание, можно поступить на 2170 направлений в 860 вузах — это 40,4% программ, которые представлены в высших учебных заведениях России.

Источники: пресс-релизы Рособрнадзора, ФИПИ
Источники: пресс-релизы Рособрнадзора, ФИПИ
Источники: пресс-релизы Рособрнадзора, ФИПИ

Екатерина ШамаеваКак вы относитесь к ЕГЭ?
  • Скажи, ктоСдавал по своему желанию русский язык в 2006 году (Егэ тогда ток тестировали) 98 баллов Был доволен как слон, когда зачли в универе вместо одного экзамена Максимально доволен6
  • Nikolay SkorobogatovКак говорил и говорит мой бывший учитель по химии в школе - "ЕГЭ - это очень хорошая вещь, которая помогает людям из глубинок уехать в более престижные столичные и региональные вузы, уравнивает шансы на поступление, без блата пройти тем, кто действительно хочет учиться, но реализация как обычно плохая у нас". Так же на вопросы про то что у богатых больше возможностей сдать лучше, я с репетиторами 2 раза в неделю платными сдал хуже, чем мой друг одноклассник, который учил только по школьной подготовке, так как не мог позволить себе репетиторство, правда и учителя заставляли учиться и готовиться, так как школа одна из лучших в Алтайском крае. К примеру русский у меня на 82 сдан, а у друга больше 90, точно не помню, по химии и биологии ещё больше разрыв от моих 63 плюс минус по каждому предмету, до его 70-80.19
  • Elena HalcyonПоложительно. Я школьный учитель, эксперт огэ и егэ. Самые большие минусы ЕГЭ для меня выражаются не в сложности заданий или отсутвии ресурсов по подготовке, а сам экзамен. Процедура очень нервная, как для учеников, так и для организаторов. Рамка, нависающий организатор, камеры, невозможность снять пиджак или положить на стол бумажные платочки, воду поставить. Ну и накручивать детей с 01.09 в 10-ом классе начинают все коллеги. Я с собой борюсь, чтоб не начинать каждый урок в 11-ом с You are doomed! ~Winter~(зачёркнуто) EGE is coming! Но грешу, увы. Есть вопросы к некоторым заданиям, ну и ...помягче...некоторое лукавство Минпросвета и ФИПИ, заявляющих, что "всем, кто учился в школе по силам сдать экзамен". Сдать - да, набрать высокие баллы - нет. Каждое 3-ье задание в каждом отдельном разделе ЕГЭ по английскому далеко не B1. В2, а чтение почти всегда С1. Не у всех моих коллег есть этот С1...10
  • Черный плащхорошо отношусь еще бы добавить возможность пересдачи через неделю-другую, а не на следующий год все-таки это сильный стресс, бывают просто глупые ошибки3
  • Алёна ИгоревнаОтношусь положительно Правда некоторые вопросы нужно пересмотреть. Школьная программа не затрагивает многие момент, со школьными знаниями решение не сдаст на 90-100 баллов5
  • Elena HalcyonЧерный, этот вопрос не раз поднимался на министерских совещаниях. Ответ всегда: нет. Слишком дорого готовить ещё вариант, а Резервные дни нужны не для пересдачи, а для "досдачи".0
  • Denis (///////)Нейтрально, подготовка к ЕГЭ, как и сам экзамен, крайне нервный процесс, многие ученики стремятся стать тем или иным специалистом, но всё же им это не удаётся из-за неудачного варианта, волнения, все мы люди и у всех мозг работает по-разному. Будучи учеником 11 класса на данный момент хочу сказать, что я очень переживаю по поводу сдачи ЕГЭ. В нашей школе НЕ готовят к сдаче ЕГЭ по информатике, вследствие чего мне очень трудно приходится во время подготовки к данной дисциплине. Да, я не самый первый по успеваемости в школе, скорее средний, но не может же мою дальнейшую судьбу решать какая-то бумажка с заданиями и клеточками? Много усилий... много денег... много нервов уходит на подготовку. И не факт, что это даст какой-то профит. Практически все ученики моей параллели трясутся в страхе от осознания того, что скоро нам придётся тоже сдавать этот экзамен. Но все мы готовимся, верим и стараемся, от нас зависит будущее! Наше, страны, мира!1
  • Е КононРусский - все пробники на 100, лучшая в классе, побеждала во всех возможных конкурсах-олимпиадах. На экзамене сзади меня девчушка с оленьими глазами плачет. Тихо подсказываю ей ее вариант - ушло полчаса. Берусь за свой. В спешке путаю бланки С (для сочинения) и черновик. Да, я такая) Прошу дать замену. Замены нет. Пиу - пролетели мимо меня незачтенные баллы за сочинение. Едва поступила на бюджет из-за этого ( Математика - единственная четвёрка в школе (ну не люблю я цифры), причина не-золотой медальки (но все ок, мне серебряный цвет больше нравится 😂). Хожу к репетиторам год. Больше 90 баллов, если не изменяет память. До сих пор не уверена, это я такая молодец или всё-таки бланки перепутали.1
  • НикитаNoname, на проходной натаскать можно - на более-менее приемлемый вариант для поступления на бюджет нельзя6
  • NonameНикита, да не на бюджет, хотя если это вуз последней очереди и не топовая специальность, то можно. Для получения аттестата подойдёт и потом контракт.0
  • Лидия РомановаПоложительно0
  • Ярослав ЯрковDenis, да, к сожалению, жизнь такова, что бумажка решает нашу жизнь. И таких ситуаций будет ещё много. Я считаю, что детям нужно дать больше шансов на лучшую жизнь.0
  • Ярослав ЯрковКак мне кажется, собралось много молодых людей, которые без ЕГЭ просто не могут представить образование. Меж тем, оно было. Мне 46, и я вообще не помню, как сдавала выпускные экзамены. Это было безстрессово, аттестат без троек. Закончила университет. Если туда попадали дети, не тянущие вузовский уровень, они естесственным образом отсеивались. Не понимаю, почему сейчас так важно, чтобы туда не дай бог не попал кто-то лишний. В ПТУ из-за этого тоже стал дикий конкурс. На ф-т в 25 чел подают более 500. Это реальные цифры нашего города. Это нормально вообще? И самое главное, программа самого ЕГЭ не соответсвует школьной, об этом всё говорят, без дополнительных курсов не сдашь. Вузы делают жоп требования в виде доп экзаменов и посещения курсов, это тоже всё факты. Какой уж тут социальный лифт. Ну хорошо, единицы поднялись, а скольких детей загубили?0