«Вот так должно было сложиться, чтобы появились мы»: 6 способов узнать историю своей семьи
Опыт читателей
Когда человек знает свои корни, он будто бы лучше осознает свое место в мире и понимает, кто он и зачем.
Поэтому многие не жалеют времени и сил на изучение истории своей семьи. Читатели Т—Ж рассказали, где они и их родственники искали информацию о предках, даже когда известно было совсем немного. А если вы тоже составляете родословную или хотели бы это сделать, вам может помочь курс Учебника Т—Ж по генеалогии.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Расспросить родственников
Мы с мамой три года делали родословную — семья офицеров с очень интересными судьбами. Ездили к родственникам, опрашивали их, сканировали снимки — и сделали книгу с фото, историями и письмами.
Знаю родословную максимум до прапрадедов. Раскулаченные из Подмосковья и бежавшие из Донбасса, сосланные поляки и украинцы — все встретились в Сибири. И родилась я. Пара жизненных историй прадедов — как из приключенческих фильмов, настоящие драмы. Удалось расспросить родственников, кто хоть что-то знает. Жалею, что не успела выяснить больше.
Знаю про своих родственников до прапрадедушек и бабушек. Моя прабабушка всегда в детстве рассказывала про своих родителей и родных. Я хорошо запомнила эти рассказы, много удивительного узнала. Есть, с кого пример брать и какие цели ставить.
Съездить на родину предков
Со стороны папы все предки из Коломны в Московской области. К сожалению, взаимоотношения в семье такие, что информации о родственниках мало. Но буквально недавно я съездила в Коломну, чтобы приобщиться к корням. Приобщение прошло успешно :)
У меня в принципе уже в Москве на Ленинградском вокзале настроение улучшается, потому что там небо выше, чем в Питере. Коломна тоже понравилась — есть ощущение Руси и причастности к этому месту. Все-таки несмотря на то что с родственниками со стороны папы я никогда не общалась, я чувствую, что принадлежу именно этой ветви семьи. И именно Москва и Подмосковье мне близки, у меня прямо слезы умиления каждый раз в этих краях.
Со стороны мамы все сложнее. Дедушка родом из Вологодской области, но он переехал в Ленинград еще ребенком, сразу после войны. Я была в Вологде два года назад. Там хорошо, но в плане природы мало чем отличается от Ленобласти, так что ничего особенного я не почувствовала. С мамой поедем непосредственно на родину дедушки и его предков, в деревню. Может, что-нибудь почувствую. Мама там уже была в том году, нашла могилы моих прапрадеда и прапрабабки, а также фундамент церкви, где другой мой прапрадед был священником. Интересно будет все это увидеть.
А бабушка родом из Саратовской области, из Заволжья, из маленького города недалеко от границы с Казахстаном. В тех краях довелось неоднократно бывать в детстве, и я все это ужасно не люблю. Бескрайняя степь, жара, абсолютно другой менталитет… Ничто мне там не нравится: ни природа, ни люди. Не чувствую себя частью этой ветви семьи.
Изучить в архивах метрические книги, ревизские сказки и другие записи
Составляла родословное древо еще в восьмом классе — было такое задание на лето по биологии. В итоге получился большой куст на 14 листов формата А4 — это все горизонтально, а не в глубь веков. У многих было по 8—10 детей, у тех своих 8—10 детей, у тех еще… Поэтому так широко :)
Папа — из деревни староверов. По его линии известны только те, о ком помнят, то есть максимум папин прапрадед. Мамина линия известна из церковных записей разных лет — обращались в архив. Теперь знаю девять поколений, не считая того, что у многих родственников моего поколения уже свои дети, а, возможно, и внуки.
Из интересного: мне было шесть лет, когда родилась моя младшая сестра. Бабушка спросила меня, как бы я ее назвала. Я посмотрела на свою куклу — ту звали Катя — и сказала, мол, давайте Катей.
Мама вспомнила, что бабушку хотели назвать Катериной в честь ее прапрабабушки, но назвали Августой из-за церкви. Поэтому мама с удовольствием назвала младшую дочь в честь ее прапрапрапрабабушки. Та родилась в 1799 году, а моя сестра в 1998 — спустя 199 лет. Так что имя ей выбирали всем родом, так сказать :)
Занимаюсь составлением генеалогического древа давно, но урывками: годик-два поработаю, пару лет перерыв. В древе около 700 персон, это не только прямые предки, но и братья, сестры и так далее.
Генеалогические фирмы за исследования берут от 200 000 до 1 000 000 ₽. Мне не по карману. Да и самой узнавать что-то про предков гораздо интереснее — особенно когда долго пытаешься, но никаких следов. А потом — бах, нашла. Но сложно по всем веткам вести исследование: какая-то да страдает от невнимания.
Много информации можно узнать о тех, кто всю жизнь жил в одном регионе, если сохранились метрические книги, ревизские сказки. А также о раскулаченных и воевавших, кроме пропавших без вести.
Это интересно и немного странно осознавать, что вот так все должно было сложиться, должны были встретиться такие разные люди из разных мест, чтобы на свет появились мы :)
Активно сейчас исследую четыре ветки: родители по отцу и родители по матери. По отцу все просто: государственные крестьяне из Нижегородской области, все в одном месте сидели, до 1770 года проследить можно. Причем в архивах Первой мировой куча родственников находится из соседних селений, но с той же фамилией.
По матери все намешано: ее отец из Орловской области, и до 1801 года можно всех проследить. А вот ее мать, моя бабка, — детективный кейс, так как прадед и прабабка хорошо с документами похимичили, не найти концов. Нужных метрических книг нет в архивах, много ошибок: прадеда искали в одном селе, а нашли случайно в другом, и то благодаря тому факту, что у него был брат, который родился в третьем селе.
Запросить дела и документы в заграничных архивах
У меня бабушка по матери была из Литвы. Ее с родителями посадили и потом сослали по отдельности в Сибирь до 1958 года. Я запрашивала из литовского архива документы, читала рукописный протокол допроса своего прадеда — видно, что вопросы задавали на отвали, лишь бы услышать «да» и дальше пустить в мясорубку.
Со стороны отца тоже дальше прадеда никак не пошло, сколько я папу ни расспрашивала. А сейчас и расспрашивать некого.
Использовать электронные ресурсы
Начала заниматься составлением древа в декрете от нечего делать. Хорошо продвинулась по одной ветке в результате того, что двоюродная бабушка жила со своими бабушкой и дедом и поделилась информацией о них — то есть о родителях моей прабабушки.
Второй важной составляющей стала отличная сохранность и доступность в электронном виде переписи 1897 года и других переписей, ревизских сказок по Тобольской губернии, где жили мои предки по этой линии. Таким образом получилось связать 14 поколений — до переписи 1680 года.
По другим направлениям не так все быстро продвигается, и в целом я не ожидаю таких же результатов, радуюсь любым новым данным. Начинала свои поиски с прочтения форума «Всероссийское генеалогическое древо». Там множество полезной информации.
Большая часть предков — крестьяне, там и информацию никакую не хранили, и истории похожи одна на другую, разница только в географии и в том, раскулачили или не раскулачили.
Одна ветка интригует. Прапрадеда расстреляли в 1938 в Северо-Казахстанской области за измену родине, терроризм и антисоветскую агитацию. Насколько обвинения были справедливы — неизвестно. Его жена и сын, мой прадед, когда прапрадеда арестовали, успели бежать и осели в деревне под Барнаулом.
Я пробовала найти что-то: использовала «Поиск по архивам» Яндекса, писала письма и платила деньги архивам, в которых могли остаться книги с записями. Мне не удалось даже узнать, к какому сословию относились предки до революции, — информации не осталось. Но я выяснила, что они были из Чувашской Республики.
Сделать тест ДНК
Мало знаю пока об истории семьи. Каждый раз говорю себе заняться.
Сестра от первого брака папы за шесть лет нашла информацию о 600 родственниках, выпустила огромный альбом с фото, воспоминаниями, данными о нашем роде и роде ее мамы. И сделала семейный календарь — каждый год верстает и печатает с новыми фотографиями. Тест ДНК делала и загружала на специальные сайты, кого-то нашла.
Составляла сама древо по отцовской линии до седьмого колена, большинство четвероюродных родственников даже знаю. Предок, от которого идет фамилия, был достаточно зажиточным, у него было семь сыновей. Всех их он отправил на охрану границ с Монголией, но пока каждого снаряжал и готовил к государеву служению, разорился.
Самое интересное, что папа рассказывал об истории их рода следующее: в Бурятии они оказались во времена Чингисхана, их пригнали ремесленниками то ли с территории Ирана, то ли нынешнего Афганистана. Мы всегда с улыбкой воспринимали эти рассказы — ну, блин, где период Чингисхана, Иран и мы, ныне живущие в Бурятии. А три года назад я делала тест, и он показал, что у меня 7% таджикской ДНК. Так что, возможно, действительно предки были родом из тех земель.
Мамину линию так подробно не знаю, как отцовскую, но все равно довольна и тем, что есть.
За пять лет я проделал гигантскую работу в исследовании истории своего рода. Знаю имена около 500 прямых предков — это в десяти поколениях. Составил древо на 3000 родственников, написал книгу об истории семьи, нашел несколько родственников через тесты ДНК. Это было удивительное время.