На «Кинопоиске» вышел «Фандорин. Азазель» — сумбурный сериал о Российской империи 21 века

Экранизация известного романа на современный лад
24
На «Кинопоиске» вышел «Фандорин. Азазель» — сумбурный сериал о Российской империи 21 века
Аватар автора

Ефим Гугнин

устроил сериалу липецкий гамбит

Страница автора

*Григорий Чхартишвили, пишущий под псевдонимом Борис Акунин, внесен Минюстом в реестр иноагентов

19 января на «Кинопоиске» вышел сериал «Фандорин. Азазель» — новая экранизация детективного романа Бориса Акунина*.

На этот раз действие перенесли из 19 века в альтернативный 21, где все еще существует Российская империя. Мы посмотрели два эпизода сериала. Рассказываем, каким он вышел — и почему фанатов стильных детективов он скорее расстроит.

Что за «Фандорин. Азазель»

Дата премьеры: 19 января 2023 года

Страна производства: Россия

Режиссер: Нурбек Эген — режиссер сериалов «Мажор», «Самка богомола» и «Шерлок в России»

В ролях: Владислав Тирон, Мила Ершова, Александр Семчев, Максим Матвеев, Евгений Серзин, Сергей Горошко, Милена Радулович, Уршула Малка, Дмитрий Ломакин, Евгений Стычкин

Жанр: детектив

Сериалы, похожие на «Фандорин. Азазель»: «Шерлок в России»

Продолжительность: 6 эпизодов примерно по 50 минут

Где смотреть: «Кинопоиск»

🕵️‍♂️ Сюжет сериала повторяет роман, но есть нюанс

Молодой следователь Эраст Фандорин только начал строить карьеру сыщика и сразу же получил ряд запутанных дел. На прогулочном корабле находят труп мужчины с изуродованным лицом, а в центре города молодой миллиардер убивает себя из пистолета. Причем до этого еще несколько людей в разных точках города видели, как некий парень тоже пытается застрелиться — только у него ничего не выходит. Что интересно, внешность самоубийцы все описывают по-разному.

Начальник Эраста считает, что мужчина на корабле якобы засмотрелся на виды и ударился о мост, а погибший миллиардер на самом деле и был тем молодым человеком, которого заметили очевидцы. Просто тогда он забыл зарядить пистолет.

Эрасту же кажется, что все эти события связаны. Тем более в завещании миллиардер почему-то оставил все деньги владелице сети интернатов леди Эстер. Молодой сыщик берется самостоятельно расследовать дело. Вскоре к нему присоединяется опытный следователь Бриллинг.

В роли погибшего миллиардера ненадолго появляется Григорий Верник — актер из сериалов «Жиза» и «Домашнее поле», сын Игоря Верника
В роли погибшего миллиардера ненадолго появляется Григорий Верник — актер из сериалов «Жиза» и «Домашнее поле», сын Игоря Верника

В общих чертах сюжет сериала соответствует одноименному роману Бориса Акунина*. Так же, как и в оригинале, молодой следователь распутывает заговор мирового масштаба с жуткими секретными организациями. Есть и роковая женщина Амалия, и дерзкий офицер Зуров, и любовный интерес Фандорина — девушка Лиза.

Только действие перенесено в альтернативный 21 век — Фандорин активно пользуется планшетом, общается с Лизой в соцсетях и ищет улики с помощью современных технологий. А на фоне разворачивается параллельная сюжетная линия императора Николая III. У того проблемы с женой и внешней политикой: дядя-генерал требует, чтобы страна оказала военную поддержку союзникам на Ближнем Востоке, а министр-интеллигент, напротив, выступает против открытого конфликта.

Роль Эраста Фандорина исполняет Владислав Тирон — вы могли видеть его в сериалах «Триггер» и «Детективный синдром». Это уже четвертый актер, играющий Фандорина на экране
Роль Эраста Фандорина исполняет Владислав Тирон — вы могли видеть его в сериалах «Триггер» и «Детективный синдром». Это уже четвертый актер, играющий Фандорина на экране

📄 У сериала проблемы со сценарием

В новой версии «Азазеля» будет шесть серий длиной около часа — на две больше, чем в экранизации 2002 года. Этого времени могло спокойно хватить для адаптации оригинального романа — но шоу постоянно куда-то спешит.

Сюжет порой настолько хаотичен, что в нем можно запутаться, даже если вы до этого читали книгу. Сцены суматошно сменяют друг друга, герои скачут между локациями и быстро проговаривают новую информацию. Авторы не дают зрителю ни секунды на то, чтобы подумать и самостоятельно оценить ситуацию.

Роль императора Николая III исполняет Максим Матвеев — причем играет он так, будто косплеит Данилу Козловского
Роль императора Николая III исполняет Максим Матвеев — причем играет он так, будто косплеит Данилу Козловского

Отчасти это связано с тем, как часто экранизация отвлекается на сцены с Николаем III. Скорее всего, они в итоге окажутся связанными с основной линией, но в первых двух эпизодах пересечений практически нет. Сериал просто заставляет зрителя смотреть скучную политическую драму, которая еще и мешает развитию детективного сюжета.

Из-за этого кажется, что у Фандорина все получается слишком легко. Вот он обнаружил новую зацепку — и тут же раскрыл важную интригу. Вот пришел допрашивать аристократку Лизу — и через пару сцен общается с ней открыто, как лучший друг. Акунин* все-таки относился к неопытному молодому сыщику строже.

Роль роковой дамы Амалии исполнила сербская актриса Милена Радулович из хоррора «Кольская сверхглубокая»
Роль роковой дамы Амалии исполнила сербская актриса Милена Радулович из хоррора «Кольская сверхглубокая»

Но главная проблема сериала — неловкие диалоги. Создатели явно пытались совместить современный язык и более возвышенную речь императорских времен. В итоге персонажи то невпопад выдают неологизмы, то перекидываются высокопарными фразами, как в старомодном театре.

А еще герои периодически разражаются монологами и вслух объясняют то, что должно оставаться между строк. Лиза в разговоре с Эрастом в деталях расписывает свой психологический портрет, да и сам Фандорин в беседах с Бриллингом не стесняется раскрывать собственный внутренний мир. Все это выглядит нелепо и форсированно. Опять же непонятно, к чему такая спешка в сериале из шести эпизодов.

О странные диалоги спотыкаются и сами актеры. Их герои временами излишне эмоциональны и патетичны. И это вряд ли проблема самих артистов: просто из-за тональной неоднородности «Азазеля» сложно понять, что именно нужно сыграть. То ли реальных людей, то ли жанровые карикатуры. Получается, что одни играют первое, а другие — второе.

Харизматичного офицера Зурова играет Артем Быстров из «Дурака»
Харизматичного офицера Зурова играет Артем Быстров из «Дурака»

🎩 В мир сериала «Фандорин. Азазель» сложно поверить

Идея с переносом действия в альтернативное настоящее не сработала: мир «Азазеля» слишком блеклый и непоследовательный. В нем нет какого-то выделяющегося стиля, как, скажем, было в «Дуэлянте». Просто тут герои иногда ходят в модных футболках, а иногда напяливают мундиры с эполетами.

Похоже, что создатели не пытались совместить две эпохи, а скорее не определись с эстетикой. Не смогли решить, хотят писать детектив исторический или современный, как, например, британский «Шерлок» с Бенедиктом Камбербэтчем.

Сама идея перенести действие в настоящее была логичной в случае «Шерлока», ведь Конан Дойл писал о своих современниках. В случае «Азазеля» она ломает весь антураж — Акунин*⁠-⁠то намеренно писал о прошлом
Сама идея перенести действие в настоящее была логичной в случае «Шерлока», ведь Конан Дойл писал о своих современниках. В случае «Азазеля» она ломает весь антураж — Акунин*⁠-⁠то намеренно писал о прошлом

Альтернативный Петроград чаще всего напоминает обычный Петербург. Только почему-то с небоскребами, похожими на сталинские высотки. Почему в мире, где не случилось октябрьского переворота, все равно кто-то построил здания в стиле сталинского ампира — вопрос, на который у сериала нет ответа.

Еще в этом мире не случилось реформы языка — и люди пишут в соцсетях с «ъ» в конце слов и буквами вроде «ять», то есть «Ѣ». Вроде бы любопытное решение, но на деле выглядит так, будто герои вернули себе 2007 и установили в настройках «Вконтакте» дореволюционный язык. Тем более что в речи персонажей старомодность мелькает редко. И будто бы ненамеренно.

А еще один персонаж цитирует фильм «Иван Васильевич меняет профессию» — при встрече с императором произносит знаменитое «Очень приятно, царь». То есть в мире, где никогда не существовало СССР, Михаил Булгаков все равно написал сатиру на советское общество, а Леонид Гайдай ее экранизировал.

Попробуйте угадать по этому кадру, в каком времени, сеттинге и стране и происходит действие
Попробуйте угадать по этому кадру, в каком времени, сеттинге и стране и происходит действие

Также не очень понятен уровень технологий в этом мире. Машины выглядят обычными, окружение — примерно то же, что и в реальности. При этом тут есть роботы-городовые, а полицейские пользуются системой предопределения преступлений, как в «Особом мнении» Филипа Дика. Получается фантастика без фантастики: футуристичные изобретения появляются только там, где это нужно сюжету.

Из таких деталей и складывается общее впечатление о сериале. Если уж авторы не смогли изобразить мир, который бы казался живым, правдоподобным и при этом следовал собственной логике, то чего ждать от других аспектов шоу?

«Фандорин. Азазель» выглядит недоделанным сериалом, который не справляется ни с адаптацией оригинального текста, ни со своим амбициозным концептом. Может быть, в следующих сериях все исправится, а проблемы вдруг обернутся преимуществами. Но после первых двух эпизодов уже не верится.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.

Ефим ГугнинЭкранизацию какого из отечественных детективов вы бы хотели увидеть — и почему?
  • Алиса СеменюкТолько первую серию начал смотреть, пока нормально заходит0
  • AlexeyМне тоже зашла пока первая серия, ждем что будет дальше.0
  • udaliДа собственно всю серию про Фандорина и хотелось бы увидеть, но только не в такой интерпретации, конечно.3
  • Unknown womanПопыталась посмотреть Фандорина, но постоянно сравнивала то с книгой, то со старой экранизацией. В конечном итоге, первую серию еле осилила, дальше смотреть не буду) А вообще, ждала когда выйдет Ампир V, но кажется теперь вряд ли.2
  • udaliЕфим, не читала только про Масу одну из последних, ну и может Планета вода как-то выбивается своей фантастичностью. Других российских детективов у меня в голове не отложилось больше, хотя знаю, что экранизировали даже Донцову... Да хоть ту же Фантастику Акунина вывести на экран - тоже любопытно было бы. А вот если брать российские книги, достойные экранизации, интересно посмотреть что вышло бы из Гулов Кириенко.1
  • Maria"Сериал просто заставляет зрителя смотреть скучную политическую драму, которая еще и мешает развитию детективного сюжета" - ответственно заявляю, что меня никто не заставлял, я сама с удовольствием посмотрела пока что только 1 серию 😁 Вообще не понимаю претензий, всё топ, стильно, складно и с юмором. Эстетика дореволюционного Петербурга плюс премьер|император как у британцев плюс квартал небоскребов как в Нью-Йорке (похожи на сталинки, да, потому что один стиль) - класс же1
  • Miss OКак-то Вы уж слишком предвзяты и придираетесь ко всему, как будто изначально поставили себе цель разнести сериал в пух и прах. На мой взгляд, поместить Фандорина в альтернативную реальность это отличная идея режиссёра, лично я стала смотреть только из-за этого, поскольку «Азазель» уже смотрела и читала и делать это вновь еще раз вряд ли бы стала, если бы не какой-то интересный режиссерский шаг. Пока посмотрела только одну вышедшую серию на Кинопоиске (где вы посмотрели вторую, если не секрет?) и мне понравилось.5
  • Нехетти ГринА что на весь этот пердимонокль сказал Г.Ш. Чхартишвили, человек с астериском?5
  • Lupus EstНехетти, «а вот номер моего расчетного счета», конечно же. Что еще может сказать автор изначальной идеи, у которого купили права? Продать - продал, а дальше какое он имеет отношение к сюжету и сценарию.3
  • Нехетти ГринMaria, "заинтригован СТаниславский". Пойду-ка тоже посмотрю)2
  • ДарьяНе могу развидеть Мотю и Стрелецкого(0
  • Красивый ПсевдонимЭто просто дно) Время проведенное за чтением было волшебным, а с сериалом волшебства не случилось. Да и нечитавшим вряд ли понравится, реализация задумки очень дешевая. Даже описывать не хочу, просто не тратье свое время:/2
  • Вероника ВасильеваИ почему такой плохой грим?? Царь с башкой-кочаном. А линзы цветные??1
  • Voschessclub VoschessclubЧто в голове у режиссера, то и на экране...1
  • MariaНехетти, «.. боится выйти в туалет» 😂 столько негатива тут в реакциях, а что случилось? 😁 неужели у Акунина такая мощная фанбаза, что нормальный сериал каким-то ценителям недостаточно хорош. пытаюсь понять и с интересом наблюдаю))2
  • ИванПроблема в том что это не вполне экранизация художественного произведения,это скорее реализация сильных монархических тенденций, в современном обществе. Я придерживаюсь мнения что этот сериал вышел весьма кстати. Не надо рассматривать культуру в отрыве от происходящих событий.1
  • Михаил Викторович"Кинопоиск", как обычно, будет пихать рекламу сериала во все свои сервисы и отчитается о рекордных просмотрах.0
  • Алсу ГисматуллинаА мне понравилась первая серия. Не очень понятен персонаж царя, а идея классная3
  • Анна СерафимоваСериалы по книгам Акунина о Пелагии - Пелагия и черный монах, Пелагия и красный петух. Очень бы хотелось, чтобы сняли эти сериалы, тем более, что сериал о Пелагии и белом бульдоге заканчивается с намеком на продолжение!0
  • Анна СерафимоваСериалы по книгам Акунина о Пелагии - Пелагия и черный монах, Пелагия и красный петух0
  • Анна ТимирязеваКак быстро 'провальный' в заголовке заменили на 'сумбурный'🤣🤣🤣1
  • Александра ГромашоваНапример Александр Руж "Полюс вечного холода". Очень живой сюжет и можно снимать в Якутии, там как раз сейчас очень активно развивается киноиндустиия. В книге есть все: интрига, погони, бандиты, немецкая разведка, советская милиция, гениальный ученый на службе Рейха. Прекрасный получится сериал, если снимать будет нормальный режиссёр, конечно. Ну, хотя бы тот, который снимал первый сериал "Азазель".0
Вот что еще мы писали по этой теме