Паромы — популярный и удобный способ путешествий по европейским столицам: Хельсинки, Таллину, Стокгольму.

Поездка на паромах по Балтийскому морю почти всегда дешевле перелета и быстрее, чем путь по земле. Из Таллина можно доплыть в Хельсинки за 9 € (620 Р) и 2,5 часа. 48-часовой круиз из Хельсинки в Стокгольм и обратно стоит 21 € (1450 Р). Поездка из Стокгольма в финский город Турку обойдется в 12 € (830 Р). По пути увидите десятки тысяч островов и ветряные электростанции в море.

Я часто бывала в Северной Европе и восемь раз путешествовала на паромах разных компаний из Финляндии, Эстонии и Швеции. Для меня это три в одном: поездка в другой город, возможность сэкономить на отеле и перелете и немного развлечься.

Паром — это не только путь из точки А в точку Б, но и попутные удовольствия. Во время плавания можно посидеть в кафе и выпить коктейль с видом на море, увидеть скалистые острова и удивиться самодостаточности северян, которые живут на морском побережье вдали от городов. Еще на паромах слушают концерты, смотрят кино и покупают очередные духи в дьюти-фри.

В сентябре 2019 года я проплыла по маршруту Санкт-Петербург — Таллин — Хельсинки — Стокгольм. На все билеты потратила 50,5 € (3487 Р), на еду — еще 44 € (3026 Р). Расскажу, как организовать такое путешествие, когда выгоднее брать билеты и чем заняться на пароме.

Паром «Викинг-лайна» приходит почти в самый центр Стокгольма
Паром «Викинг-лайна» приходит почти в самый центр Стокгольма
В хорошую погоду гулять по палубе лайнера можно до темноты. На этом фото мы с пассажирами парома «Принцесса Анастасия» смотрим на удаляющийся Петербург
В хорошую погоду гулять по палубе лайнера можно до темноты. На этом фото мы с пассажирами парома «Принцесса Анастасия» смотрим на удаляющийся Петербург

Что за паромы

По Балтике ходят корабли четырех паромных компаний: эстонской «Таллинк-Силья», финских «Викинг-лайн», «Экеро-лайн» и кипрской Moby SPL. Плавать на них можно круглый год. Поездка на пароме займет меньше времени, чем на автобусе, машине или поезде.

Северные паромы не похожи на средиземноморские или карибские круизные лайнеры. До того как впервые отправиться в плавание по Балтике, я была в карибском круизе на 15-палубном корабле компании «Роял Карибиан». В сравнении с ним балтийские паромы показались мне бедными и потрепанными. Многие из них сошли с верфи в конце 1980-х годов. Они сильно уступают круизным лайнерам в размерах, количестве и качестве развлечений, комфорте кают. Разница между ними — как между пятизвездочным отелем и скромной провинциальной гостиницей.

Но у них и другое предназначение. Большие лайнеры — это плавучий Лас-Вегас и дорогостоящий отпуск «все включено». Паромы Балтики — это в первую очередь удобный и доступный способ передвижения. Они как гигантские маршрутки с ресторанами, каютами и видом на море. Пока плывешь на пароме, встречаешь по пути еще пять-семь таких же кораблей. Ежедневно они перевозят десятки тысяч людей между Финляндией, Эстонией и Швецией.

Прямые маршруты паромов на Балтийском море. Схема движения парома из Петербурга в Стокгольм — на следующей картеПо пути в Стокгольм паромы из Санкт-Петербурга делают остановку в Хельсинки и Таллине

По моему опыту, обстановка на пароме сильно зависит от дня недели. В будни атмосфера на кораблях спокойная и размеренная. В выходные велик шанс плыть вместе с гуляющей финской и шведской молодежью и полночи слушать, как за дверью веселятся студенты. Для них паром выходного дня — это вечеринка на море.

Первый раз я ехала на пароме в будни в Стокгольм. Корабль был тихим и приличным, в ресторанах с дорогим вином сидели взрослые финны и шведы. Во второй раз я плыла в Таллин в пятницу. Всю ночь за дверью шумели, кто-то громко разговаривал и иногда падал. Дневной паром в субботу был плавучим пикником: на открытых палубах не прекращались веселые вечеринки. Корабль, отплывающий во вторник, снова был похож на чинный бал: публика сидела в дорогих барах с шампанским.

Паром «Викинг-лайна» отправляется из центра Хельсинки. С палубы открывается отличный вид на городПосле отправления можно провести на палубе пару часов, рассматривая удаляющийся город и острова в море. На фото — ТаллинНа паромах можно и поработать. Эту статью я начала писать где-то в море между Таллином и Хельсинки

Как устроен паром

Почти все паромы устроены одинаково. Обычно на них 11—12 палуб. Нижние отведены для автотранспорта и самых дешевых кают. На верхних палубах находятся рестораны, кафе, магазины и каюты подороже.

Каюты. Большая часть кают находится на 6—11-й палубах. Не советую брать размещение на вторых-третьих палубах: там шумно из-за двигателя.

На большинстве паромов можно купить только каюту целиком: заплатить за одно место, как в поезде, не получится. Исключение — «Принцесса Анастасия»: там предлагают найти попутчиков в группе во Вконтакте.

Самая дешевая каюта на пароме — двухместная, без окон. Она стоит от 10 € (690 Р). В ней есть маленькая ванная комната с душем, туалетом и небольшой раковиной. Четырехместная каюта эконом-класса похожа на купе в вагоне, только теснее: сидя друг напротив друга, будете тереться коленками. В ней тоже есть маленькая ванная комната. Такая каюта стоит от 12 € (830 Р).

Еще на паромах есть дорогие просторные двухкомнатные каюты на верхних палубах со своим балконом на море. Обычно они дороже стандартных в 5—7 раз и стоят от 90 € (6210 Р) по акции. 500—600 € (34 50041 400 Р) стоит самая дорогая каюта с отдельной гостиной и бесплатным мини-баром.

Схема парома есть на каждом корабле
Схема парома есть на каждом корабле
Кровати в стандартных каютах немного шире, чем полки в купе поездаВ ванной скромно, но чистоЕсть мини-душевая за шторкой. Крупному человеку в ней будет тесно

Палубы. На дневных паромах между Хельсинки и Таллином и между Стокгольмом и Турку продают места на палубах. Такие билеты стоят 10—12 € (690830 Р) в одну сторону. В круизах с ночевкой на европейских паромах «Викинг-лайна» и «Таллинк-Сильи» палубное место купить нельзя.

Развлечения. Две-три палубы на пароме всегда отведены под развлечения: ночные клубы и казино. Один из клубов обязательно с большой сценой: там вечером выступают музыканты. Для детей есть игровая комната, для взрослых — спа-салон, сауна с джакузи, иногда даже с небольшим бассейном.

Верхняя палуба открыта для прогулок. В теплое время года там работает бар. Пассажиры пьют коктейли и смотрят на море. В хорошую погоду отправление парома — это небольшой ритуал, когда все собираются на верхней палубе и смотрят, как удаляется город. Если мимо проплывает другое судно, пассажиры машут друг другу руками.

Открытые палубы — место для прогулок и сотен селфиРазглядывать города с верхней палубы — отдельное развлечение для пассажиров. Здесь мы смотрим на ТаллинНа пароме «Экеро-лайна» есть специальные рейсы с выступлениями местных музыкантов. Можно пойти на концерт не в клуб, а на паром

Еда. На паромах есть палуба с 3—5 ресторанами и барами. Можно купить круиз с питанием по системе шведского стола в отдельном ресторане. Здесь он называется буфет. Обычно там большой выбор блюд: около 20 видов рыбных закусок из сельди, салаки, креветок и лосося, 7—10 видов холодных мясных закусок, 20 горячих блюд, включая вегетарианские, сыры, десерты. Из напитков: кофе, чай, вода, пиво и столовое вино без ограничений.

Шведский стол подойдет тем, кто любит плотно позавтракать или поужинать. Я его не покупаю. Вечером он стоит около 35 € (2410 Р) — за эти деньги можно поесть в ресторане. Если хочется сэкономить, можно купить хорошего сыра и колбасы в дьюти-фри или принести еду с собой на паром.

Дьюти-фри есть на всех кораблях. В них я часто покупаю духи и косметику. Многие финские пассажиры ящиками закупают пиво и джин-тоник: на корабле алкоголь стоит в несколько раз дешевле, чем в магазинах Финляндии. Для некоторых финнов паром — это плавучий «Ашан».

На паромах «Таллинк-Сильи» самые большие сувенирные магазины
На паромах «Таллинк-Сильи» самые большие сувенирные магазины

Маршруты

Паромы ходят между Петербургом, Хельсинки, Таллином и Стокгольмом. Из любого из этих городов можно уплыть в три других.

Билеты покупают на сайтах компаний. Подтверждение и посадочный талон приходят на электронную почту. Можно подписаться на рассылку и получать письма со скидками. Еще билеты продают агентства, но они обычно дороже.

Для посадки нужен загранпаспорт с шенгенской визой и номер бронирования, который указан в письме.

Тратьте в отпуске меньше
Подпишитесь на бесплатную рассылку. В подарок пришлем 10 важных статей об экономии в поездках

Из Санкт-Петербурга ходит паром «Принцесса Анастасия» компании Moby SPL. На нем можно доплыть до Таллина или Хельсинки. Перевозчик также продает готовый круиз на 4 дня: Санкт-Петербург — Таллин — Хельсинки — Стокгольм — Санкт-Петербург. Он удобен, если вы готовы потратить на каждую столицу 3—7 часов, не хотите пересаживаться с парома на паром и таскать чемоданы. Такой круиз стоит от 178 € (12 282 Р) на двоих или 142 € (9798 Р), если брать каюту на одного. Самые дешевые билеты лучше искать за 2—3 месяца до поездки.

В сентябре моя поездка по тому же маршруту на трех паромах разных компаний обошлась в 50,5 € (3640 Р) — почти в 4 раза дешевле. Я путешествовала одна. Если бы ехала с компанией, делила бы цену на всех. Вышло бы еще на 10—15 € (6901035 Р) дешевле.

Сколько стоили круизы «Принцессы Анастасии» в феврале 2020 года

Хельсинки — Петербург — Таллин — Стокгольм — Хельсинки226 € (15 594 Р)
Круиз «4 столицы»: Петербург — Таллин — Хельсинки — Стокгольм — Петербург207 € (14 283 Р)
Хельсинки — Петербург — Хельсинки129 € (8901 Р)
Петербург — Хельсинки — Петербург97 € (6693 Р)
Хельсинки — Петербург — Таллин — Стокгольм — Хельсинки
226 € (15 594 Р)
Круиз «4 столицы»: Петербург — Таллин — Хельсинки — Стокгольм — Петербург
207 € (14 283 Р)
Хельсинки — Петербург — Хельсинки
129 € (8901 Р)
Петербург — Хельсинки — Петербург
97 € (6693 Р)

В целом «Анастасия» дороже других паромов. Я не встречала там таких же дешевых предложений, как у других. На сайте компании часто появляются акции, но в них указана цена без портовых сборов. Палубное место за 5 € (345 Р) в итоге будет стоить 18,5 € (1276 Р), а поездка со скидкой за 32 € (2208 Р) на самом деле обойдется в 63 € (4470 Р). Другие паромные компании на сайте всегда анонсируют окончательную стоимость.

Если нет дешевых паромов из Санкт-Петербурга, можно приехать в Северную Европу любым удобным способом и начать плавание оттуда. Например, автобус из Санкт-Петербурга в Хельсинки может оказаться дешевле, чем паром. Москвичам может быть удобнее прилететь сразу в Хельсинки или Таллин, а дальше выбрать подходящий корабль.

Билеты по маршруту Петербург — Таллин — Хельсинки — Стокгольм — Хельсинки и Стокгольм — Турку стоили мне 62,5 € (4315 <span class=ruble>Р</span>)
Билеты по маршруту Петербург — Таллин — Хельсинки — Стокгольм — Хельсинки и Стокгольм — Турку стоили мне 62,5 € (4315 Р)
Анонс акции за 56 € (3850 <span class=ruble>Р</span>) за каюту для двух человек
Анонс акции за 56 € (3850 Р) за каюту для двух человек
Окончательная цена не 56 € (3850 <span class=ruble>Р</span>), как анонсировали, а 85 € (5847 <span class=ruble>Р</span>)
Окончательная цена не 56 € (3850 Р), как анонсировали, а 85 € (5847 Р)

В европейских столицах рейсов больше, потому что там есть три паромные компании: «Таллинк-Силья», «Викинг-лайн» и «Экеро-лайн». Самые низкие цены — с сентября до середины декабря и с середины января до конца апреля. Это традиционное время акций. Например, можно взять круиз из Хельсинки в Стокгольм за 22 € (1518 Р). Это стоимость каюты на двух или четырех человек за две ночи на пароме и день стоянки лайнера в городе.

Я составила таблицу с ценами на февраль 2020. Она поможет сориентироваться в примерной стоимости на разные направления. Цены меняются в зависимости от покупательского спроса и сезона, например в мае или на выходных будет дороже. Цена указана за каюту для двух человек.

Стоимость билетов на паромы «Таллинк-Сильи» и «Викинг-лайна» в феврале 2020 года

«Таллинк-Силья»«Викинг-Лайн»
Хельсинки — Стокгольм — Хельсинки69 € (4761 Р) без акции
49 € (3381 Р) по акции
43 € (2967 Р) без акции
25 € (1725 Р) по акции
Хельсинки — Таллин — Хельсинки25 € (1725 Р) без акции
20 € (1380 Р) по акции
24 € (1656 Р) без акции
Таллин — Хельсинки17 € (1173 Р)20 € (1380 Р) без акции
10,5 € (725 Р) по акции
Стокгольм — Хельсинки110 € (7590 Р)88 € (6072 Р)
Стокгольм — Турку12 € (828 Р)29 € (2001 Р)
«Таллинк-Силья»
Хельсинки — Стокгольм — Хельсинки
69 € (4761 Р) без акции
49 € (3381 Р) по акции
Хельсинки — Таллин — Хельсинки
25 € (1725 Р) без акции
20 € (1380 Р) по акции
Таллин — Хельсинки
17 € (1173 Р)
Стокгольм — Хельсинки
110 € (7590 Р)
Стокгольм — Турку
12 € (828 Р)
«Викинг-Лайн»
Хельсинки — Стокгольм — Хельсинки
43 € (2967 Р) без акции
25 € (1725 Р) по акции
Хельсинки — Таллин — Хельсинки
24 € (1656 Р) без акции
Таллин — Хельсинки
20 € (1380 Р) без акции
10,5 € (725 Р) по акции
Стокгольм — Хельсинки
88 € (6072 Р)
Стокгольм — Турку
29 € (2001 Р)

Стоимость билетов на паромы «Экеро-лайна» в феврале 2020 года

Хельсинки — Таллин — Хельсинки10—19 € (6901311 Р)
Таллин — Хельсинки10 € (690 Р)
Хельсинки — Таллин — Хельсинки
10—19 € (6901311 Р)
Таллин — Хельсинки
10 € (690 Р)

Самое короткое плавание — между Хельсинки и Таллином: 2,5 часа в одну сторону. Это удобный способ добраться из финской столицы в эстонскую и наоборот. Ежедневно есть около 10 рейсов. Билет на такой паром можно купить за 9 € (621 Р) по акции за 2—3 недели до отправления. Есть круиз с ночной стоянкой в Таллине и выходом на берег на 4 часа.

У «Викинг-лайна» и «Таллинк-Сильи» есть круизы Хельсинки — Стокгольм — Хельсинки и Стокгольм — Хельсинки — Стокгольм. На борту проведете 2 ночи, один день уйдет на осмотр города. Это удобно: не надо тратиться на перелет и отель. По акциям такой круиз стоит от 21 € (1449 Р) в двухместной каюте без питания.

Помимо Таллина и Хельсинки, из Стокгольма можно добраться до финского Турку за 12 € (828 Р) или отправиться в дневной круиз на Аландские острова — это маленький архипелаг в Балтийском море. Такая поездка будет стоить от 2 € (138 Р), правда, без выхода на берег.

Во время отправления из Хельсинки с парома хорошо видно древнюю крепость Суоменлинна
Во время отправления из Хельсинки с парома хорошо видно древнюю крепость Суоменлинна

Когда лучше ехать

Летом можно провести полкруиза на открытой палубе, глядя на море и острова. Но в это время не бывает таких скидок, как осенью. Например, круиз в Таллин из Хельсинки с ночевкой на борту летом стоит от 25 € (1725 Р), а осенью — 10—18 € (6901242 Р).

В сентябре приятно путешествовать, потому что погода часто солнечная, а у паромных компаний начинаются акции. Я шесть раз ездила на паромах в сентябре, и все время было по-осеннему тепло и ясно: +15…+18 °C.

Во время осенних распродаж самые выгодные предложения я находила у «Викинг-лайна»
Во время осенних распродаж самые выгодные предложения я находила у «Викинг-лайна»
Например, круиз в Таллин
Например, круиз в Таллин
Во время осенних распродаж самые выгодные предложения я находила у «Викинг-лайна»
Во время осенних распродаж самые выгодные предложения я находила у «Викинг-лайна»
Например, круиз в Таллин
Например, круиз в Таллин

С ноября до середины января улицы Хельсинки, Таллина и Стокгольма украшены к Рождеству. Зимний круиз проходит в атмосфере праздника, с Санта-Клаусом и елками. Популярны поездки в конце декабря, накануне католического Рождества.

Новогодние и рождественские круизы начинают продавать еще в сентябре. Цены на них выше. Круиз из Хельсинки в Таллин в конце 2019 года стоил 42 € (2898 Р) против стандартных 25 € (1725 Р), в Стокгольм — 174 € (12 006 Р) вместо обычных 40—60 € (27604140 Р).

В ноябре у «Викинг-лайна» бывают предновогодние распродажи. В это время можно купить круиз в Стокгольм за 31 € (2139 Р). Но это будет каюта на самой нижней палубе — придется спать под шум двигателя. На 5—6-й палубе каюта стоила уже 81 € (5589 Р). В 2019 году такие акции шли с 5 по 12 ноября.

В январе после праздников начинаются самые большие скидки. Мои друзья в это время купили круиз из Хельсинки в Стокгольм за 10 € (690 Р) за каюту. Билеты брали за три недели до поездки. Пока это самая низкая цена, которую я встречала. Если поедете вчетвером, на человека выйдет по 172 Р. В 2020 году самые выгодные акции шли с 7 января до 2 февраля. Можно было взять билеты на поездки до конца марта.

Погода зимой суровая, поэтому билеты дешевые. Если повезет и не будет ветра, можно постоять на палубе минут 15, немного подпрыгивая от холода. Если будет ветер и мороз, за пару минут можно превратиться в замерзшую мумию. Скорее всего, смотреть на море захочется только из окна парома.

А вот на берегу при этом не всегда холодно. Зимой в Стокгольме может быть 0…+2 °C, в Хельсинки и Таллине средняя температура в феврале — −1…+1 °С.

Друзья рассказали, что зимние пейзажи впечатляют: Балтика замерзает, и паром идет по проложенному ледоколом пути. Ранней зимой он как будто плывет в море леденцов
Друзья рассказали, что зимние пейзажи впечатляют: Балтика замерзает, и паром идет по проложенному ледоколом пути. Ранней зимой он как будто плывет в море леденцов

Как сэкономить на пароме

Если промониторить цены разных компаний, можно немного изменить маршрут и сэкономить на дороге. Летом 2019 года вместо парома Петербург — Хельсинки за 50 € (3450 Р) я взяла паром до Таллина за 18,5 € (1276 Р) и из Таллина в Хельсинки за 10 € (690 Р). Вышло на 1480 Р дешевле, по пути погуляла по Таллину.

В другой раз вместо парома Стокгольм — Хельсинки за 50 € (3450 Р) я поплыла в Турку за 12 € (828 Р), а оттуда доехала до Хельсинки на автобусе «Оннибус» за два часа и 4 € (276 Р). Вышло в 3 раза дешевле.

Иногда паром позволяет сэкономить на гостинице. Жилье в столице Финляндии стоит от 80 € (5520 Р) за ночь, если не искать дешевый отель заранее. Однажды вместо отеля я выбрала мини-круиз в Таллин и сэкономила 3800 Р. Билет на паром с ночевкой обошелся в 25 € (1725 Р). Я переночевала в каюте, утром позавтракала в городе, прогулялась центру Таллина и за 2,5 часа доплыла обратно в финскую столицу. Хорошо провела время и немного сберегла бюджет.

Круизы в Стокгольм тоже удобны тем, что можно совместить ночевку и дорогу. Ночью, пока паром идет из города в город, можно спать, а днем — гулять. Если лететь на самолете, придется платить еще и за отель.

У «Экеро» почти всегда есть предложения по 10 € (690 <span class=ruble>Р</span>) в одну сторону или по 12 € (828 <span class=ruble>Р</span>) за мини-круиз в Таллин
У «Экеро» почти всегда есть предложения по 10 € (690 Р) в одну сторону или по 12 € (828 Р) за мини-круиз в Таллин

Паром из Санкт-Петербурга

Терминал. Паром «Принцесса Анастасия» компании Moby SPL отходит от Морского вокзала на Васильевском острове. От метро «Приморская» туда можно доехать на маршрутках № 690, 359А и троллейбусе № 10.

Корабль рассчитан на 2000 пассажиров, поэтому неизбежны очереди: при входе, на регистрацию, перед таможней и на паром. Лучше приехать за 1,5 часа до отправления и не торопясь пройти весь контроль. За таможней и на пароме есть дьюти-фри. В некоторых отзывах в интернете написано, что напитки и еду при входе на паром отбирают. Я такого не видела.

«Принцессу Анастасию» легко узнать: этот паром раскрашен ярче другихМорской вокзал Петербурга не оборудован крытым переходом на паром. Стоять в очереди на улице приходится минут 10. Наверное, зимой это некомфортноНа закате даже индустриальная окраина Петербурга выглядит романтично

В сентябре каюта на пароме до Хельсинки стоила около 60 € (4140 Р). Если ехать компанией из 4 человек, билет на каждого обойдется в 15 € (1035 Р). Одному не так выгодно.

Я купила дешевое палубное место за 18,5 € (1276 Р). На сайте пишут, что это «специальная зона комфорт-лаунж». На деле это размещение в конференц-зале, похожем на мини-кинотеатр. По уровню комфорта — примерно как ночной переезд в автобусе с той разницей, что можно всю ночь гулять по парому. Иностранцы, которые ночевали там же, разложили в проходе пенку и спальник. Места хватило бы и на палатку. Но зимой тут, скорее всего, холодно. Наверное, поэтому в феврале палубные места не продают.

Места за 18,5 € (1277 <span class=ruble>Р</span>). В зале ночевали три иностранца и я
Места за 18,5 € (1277 Р). В зале ночевали три иностранца и я

Еда. На «Принцессе Анастасии» есть мексиканский и итальянский рестораны, паб, два ночных клуба, относительно недорогое кафе и шведский стол.

Завтрак по системе шведского стола стоит 13 € (897 Р), ужин — 34 € (2346 Р), если бронировать заранее на сайте. На борту это стоит на 2—3 € (138207 Р) дороже.

Горячее в ресторане стоит от 20 € (1380 Р). Дешевле перекусить можно в кафе на шестой палубе. На завтрак дают кашу за 3,9 € (269 Р) или омлет за 4,5 € (310 Р), есть круассаны и сэндвичи. Кофе стоит от 2,9 € (200 Р), чай — 2 € (138 Р). На ужин подавали борщ за 9 € (621 Р), пасту с сыром и томатами за 12 € (828 Р) или салаты с креветками, лососем, курицей за 10—13 € (690897 Р). В кафе бесплатно наливают кипяток: многие приходили с термосами или чашками и уносили его с собой. Размеры посуды намекали на ждущий в каюте доширак.

Если хотите экономно перекусить, зайдите в дьюти-фри. Там нарезка хамона стоит 4 € (276 Р) за 100 грамм, галеты с базиликом — 2,5 € (172 Р).

Витрина самого дешевого кафе: сэндвичи от 8 € (552 <span class=ruble>Р</span>), салаты от 13 € (897 <span class=ruble>Р</span>)
Витрина самого дешевого кафе: сэндвичи от 8 € (552 Р), салаты от 13 € (897 Р)

Развлечения. На «Принцессе Анастасии» работают казино, спа с сауной и небольшим бассейном, кинотеатр. За вечер показывают два фильма. Дьюти-фри начинает работать спустя полчаса после отправления.

Каждый день пассажиры получают программу, в которой указано время прибытия и отправления, завтрака и обеда, расписание развлечений. В мою поездку на корабле показывали видеоконцерт, мультфильм и фильм ужасов, транслировали в пабе спортивные матчи. Билет в кино стоит 5 € (345 Р). Еще было живое выступление музыкантов, шоу-программа от театра-балета «Мюзик-Холл», ретро-дискотека, мастер-классы по рисованию и игре в казино.

На второй палубе есть сауна и спа. Вход на 1,5 часа в сауну и бассейн стоит 10 € (690 Р).

Популярное бесплатное развлечение — открытая верхняя палуба. Там пассажиры обычно собираются во время отправления, чтобы разглядывать Петербург. Видно в основном промышленную портовую зону и «Охта-центр», но все равно красиво. Вдали торчат купола двух соборов. Постепенно промзону сменяют морские пейзажи с маленькими островками.

Интернет. «Принцесса Анастасия» — единственный паром, где нет бесплатного вайфая. Интернет стоит 368 Р в час. При этом зоны доступа есть только на шестой и седьмой палубах.

В мини-казино проводят мастер-классы для тех, кто пока не умеет просаживать деньги в рулетку
В мини-казино проводят мастер-классы для тех, кто пока не умеет просаживать деньги в рулетку

Паромы из Таллина

Паромные компании. Из столицы Эстонии отправляются суда «Таллинк-Сильи», «Викинг-лайна» и «Экеро-лайна». Отсюда можно за 2,5 часа доплыть до Хельсинки, а за ночь — до Стокгольма.

«Экеро-лайн» ежедневно совершает 6 рейсов между Хельсинки и Таллином. Даже в высокий сезон, когда нет акций, на паромах можно добраться из одного города в другой за 10 € (690 Р). «Таллинк-Силья» без акций обычно стоит чуть дороже: 20—25 € (13801726 Р).

Я покупала билет «Экеро» без каюты по маршруту Таллин — Хельсинки за 10 € (690 Р). Билет лучше брать заранее, ближе к отправлению цена растет. Поскольку «Экеро-лайн» обычно дешевле других паромов, я ожидала, что и сервис здесь будет как в старом плацкарте: главное — доехать. Но это оказался чистый приятный паром, на котором можно хорошо провести время. Многие пассажиры не берут каюты, и весь корабль спланирован так, чтобы всем было комфортно на внутренних палубах.

Для меня плавание между Таллином и Хельсинки — это как будто ты сел в кафе и оно плывет в другой город. По пути попадаются маленькие скалистые островки. С моря панорамы обеих столиц красивы и позволяют по-другому увидеть город.

Пассажиры мини-круизов обычно выходят в Таллин на 3,5 часа. Этого достаточно, чтобы осмотреть самые известные достопримечательности и перекусить в одном из местных ресторанов. Я написала отдельную статью о прогулке по Таллину за один день.

Этот паром мне очень понравился: он просторный, в двух барах играют неплохую музыку, 2,5 часа между Таллином и Хельсинки проходят быстро и нескучноБесплатная зарядная станция на пароме «Экеро-лайна»: кладешь телефон в бокс, придумываешь код и оставляешь на час. На кораблях других компаний я не видела таких сервисовВ камере хранения можно оставить вещи за 4 € (276 <span class=ruble>Р</span>). Открыть шкафчик можно только один раз

Терминалы. В Таллине два терминала. Они находятся недалеко друг от друга, в одной гавани. В терминал А приходят паромы «Экеро-лайна», «Викинг-лайна» и «Принцесса Анастасия». Паромы «Таллинк-Сильи» швартуются в терминале D. Оба терминала небольшие, сориентироваться просто. Можно прибыть за час до отплытия, успеть зарегистрироваться, пройти на паром и немного поразглядывать с палубы город.

Порт и пассажирские терминалы находятся в десяти минутах ходьбы от Старого города — главного туристического района Таллина. Общественным транспортом пользоваться не надо.

Терминал, откуда отправляется паром «Викинг-лайна». Таксисты говорят по-русски и заманивают в авто, но пешком идти совсем недалеко
Терминал, откуда отправляется паром «Викинг-лайна». Таксисты говорят по-русски и заманивают в авто, но пешком идти совсем недалеко
Это терминал А, где швартуются паромы «Экеро», «Таллинк-Сильи» и «Принцесса Анастасия». Здесь останавливаются двухэтажные экскурсионные автобусы. По улицам Старого города они не ездят
Это терминал А, где швартуются паромы «Экеро», «Таллинк-Сильи» и «Принцесса Анастасия». Здесь останавливаются двухэтажные экскурсионные автобусы. По улицам Старого города они не ездят

Еда. В «Экеро» четыре кафе, два из них двухэтажные и размещаются сразу на двух палубах. Цены в сравнении с ресторанами на других паромах здесь ниже. Дорогих ресторанов с лобстерами и шампанским на «Экеро» нет, но есть шведский стол за 30 € (2070 Р).

В кафе на пароме чашка кофе стоит от 2,2 € (151 Р), сэндвич — от 4,5 € (310 Р), салат с креветками — 8,9 € (614 Р), кусок хлеба — 0,5 € (34 Р), горячее блюдо — от 8,9 € (614 Р). Есть супы, макароны, бургеры, лосось, бифштекс, паста. Если принесете свои бутерброды, никто не выгонит.

На витрине кафе блюда не подписаны по-английски. Но есть англоязычное меню. Это самый дешевый картофельный салат
На витрине кафе блюда не подписаны по-английски. Но есть англоязычное меню. Это самый дешевый картофельный салат

Развлечения. В панорамном баре на носу — огромные окна высотой в две палубы и вид на море. На вечерних рейсах здесь выступает группа с солистом. При мне исполняли «Бесаме мучо» и другие международные ретро-хиты. В соседнем кафе пели рок-баллады. Что немаловажно, приятным голосом.

Дьюти-фри на «Экеро-лайне» мне показался чуть меньше, чем на паромах «Таллинк-Сильи» и «Викинг-лайна». Как и везде, здесь продается немного косметики, духи, алкоголь, конфеты. Цены на косметику на всех кораблях примерно одинаковые, разнятся иногда в 1—2 € (69138 Р). «Мадемуазель Коко» от «Шанель» стоит 86,5 € (5972 Р) за 50 мл. Каталог с ценами есть на сайте парома.

Можно взять пиво или сидр за 3—4 € (207—276 <span class=ruble>Р</span>) и послушать рок-баллады. Солисту приходится давать концерты 6 раз в день — столько, сколько плавает паром
Можно взять пиво или сидр за 3—4 € (207—276 Р) и послушать рок-баллады. Солисту приходится давать концерты 6 раз в день — столько, сколько плавает паром

Паромы из Хельсинки

Паромные компании. По моим ощущениям, из Хельсинки уходит больше всего паромов по всем направлениям. Большинство рейсов самого известного финского перевозчика «Викинг-лайн» идут именно отсюда. Паромы «Экеро» и «Таллинк-Сильи» тоже отправляются ежедневно.

Терминалы. В Хельсинки 2 паромные гавани и 4 терминала. Два из них находятся в самом центре города. Если вы гуляли по Хельсинки и доходили до Рыночной площади у моря, то, скорее всего, видели в гавани большие лайнеры. Гавань называется Южной, здесь расположены терминалы «Викинг-лайна» и «Таллинк-Сильи». Отсюда уходят корабли на Стокгольм.

Два других терминала находятся в Западной гавани. От Рыночной площади туда можно дойти за 36 минут или доехать на трамвае за 2,8 € (193 Р). В Западную гавань приходят паромы «Экеро-лайна», «Принцесса Анастасия» и те корабли «Таллинк-Сильи», которые курсируют в Таллин.

В Западной гавани первым на пути будет терминал 1. Там стоит «Принцесса Анастасия». Еще оттуда уходит в Таллин лайнер «Силья Европа».

Чуть дальше находится терминал 2 — новый, большой и современный. Не удивлюсь, если все рейсы Западной гавани постепенно переведут именно туда. Сейчас оттуда в Таллин отходят рейсы «Экеро-лайна» и двух паромов «Таллинк-Сильи».

Этот лайнер когда-то сбил меня с толку. Я часто видела его в Южной гавани и пришла на посадку круиза в Таллин, но оказалось, что мне нужен другой терминалГлавная достопримечательность Западной гавани находится через дорогу от первого терминалаВнутри терминала 2 огромный панорамный вид на залив. Это самый красивый и современный терминал из всех, что я видела в поездке

Дальше на примере парома «Таллинк-Сильи» расскажу про плавание из Хельсинки.

У «Таллинк-Сильи» 11 паромов. Каждый плавает по определенному маршруту: в Стокгольм, Таллин, Ригу. Я путешествовала на судне «Силья Европа». Оно отправляется из Хельсинки вечером и за 2,5 часа доплывает до Таллина. Пассажиры остаются ночевать на борту, а в 8:00 выходят в город. В 12:30 паром отправляется обратно.

Суда «Таллинк-Сильи» отходят от трех разных терминалов в зависимости от маршрута. Из Южной гавани, что в центре Хельсинки, уходят паромы в Стокгольм. Из Западной гавани уплывают три парома в Таллин. Запоминать не обязательно: нужный терминал отправления будет указан в подтверждении бронирования, которое придет на почту после покупки. На сайте компании написано про каждый из них и указаны адреса. Однажды я перепутала терминалы и чуть не опоздала на паром — рекомендую сразу проверять, откуда уходит ваш корабль.

«Силья Европа» у берегов Таллина. Фото я сделала с палубы «Принцессы Анастасии». Все паромы регулярно встречаются в мореНа выходе из парома всегда собирается очередь. Если торопитесь, приходите к выходу за полчаса до конца поездки. Это правило работает на всех паромах, кроме «Анастасии»Этой картонкой я открывала свою каюту. На ней написан пароль от вайфая. Доступ к сети бесплатный, но есть лимит. На серфинг в соцсетях вполне хватит

Еда. В списке ресторанов, как правило, всегда есть итальянское заведение, рыбный ресторан и демократичное кафе с ценами ниже, чем в ресторанах.

Шведский стол здесь называют «Гранд-буфет», чтобы подчеркнуть большой выбор и уровень сервиса. На «Таллинк-Силье» ему отводят носовую часть с хорошим видом на море. Меню можно посмотреть на сайте.

Заказать в ресторане горячее и напиток можно за 25 € (1725 Р): столько будут стоить бургер и пиво или цыпленок и бокал вина. Стейк или оленина обойдутся в 29 € (2001 Р). Десерты — от 10 € (690 Р). В кафе можно перекусить за 7 € (483 Р), если взять сэндвич и чай или купить лапшу вок за 14 € (966 Р).

Если путешествуете экономно, можно купить еду в дьюти-фри. 100 грамм хамона стоят 4 € (276 Р), сыр с травами или томатами — 2,9 € (200 Р) за 200 грамм. В магазинах «Таллинк-Сильи» самый большой выбор закусок: 5—6 видов сыра, 7—8 видов колбасы или вяленого мяса. Есть даже тушенка из лося.

Я насчитала на пароме «Силья Европа» пять кафе и ресторанов помимо гранд-буфетаНа ресторанной палубе множество столиков с видом на мореТушенку из лося или оленя туристы покупают как сувенирКилограмм сыра бри стоит как гауда сомнительного происхождения в России

Развлечения на «Таллинк-Силье» такие же, как и везде: ресторанная палуба, ночной клуб, казино, дьюти-фри, магазины с сувенирами и одеждой. Сауна с четырьмя джакузи работает с 7:30 утра и до полуночи. Есть салон красоты и массажный салон.

Выбор в магазинах даже в небольших таллинских круизах показался мне богаче, чем у «Викинг-лайна» в поездке до Стокгольма. Сувениров здесь больше, еды и напитков в дьюти-фри, на мой взгляд, тоже. Иногда мне кажется, что доход от продаж в дьюти-фри едва ли не выше, чем от продажи кают. После открытия в кассах почти всегда очереди.

Паромы из Стокгольма

Паромные компании. В столицу Швеции приходят паромы «Викинг-лайна» и «Таллинк-Сильи», а также «Принцесса Анастасия» с круизом из Петербурга. На ней можно отправиться сразу в Россию, но с остановкой в Хельсинки на день.

Паромы «Викинг-лайн», на мой взгляд, — самый живописный и удобный вариант путешествия в Стокгольм. Они швартуются недалеко от Старого города. С палубы видно крыши Гамла-Стана, старого города Стокгольма. Корабль так величественно вплывает в бухту столицы Швеции, что настрой сразу праздничный.

Морской путь сюда идет по Стокгольмскому архипелагу. Это два часа красивых видов на небольшие скалистые островки, деревянные шведские дома, ухоженные гавани, маленькие яхты и уютный прибрежный мир. Ради этого стоит отправиться в Стокгольм на пароме хотя бы раз. Для меня пейзажи за окном — самое интересное в плавании в Швецию.

Во время плавания можно посмотреть на районы Стокгольма с моря
Во время плавания можно посмотреть на районы Стокгольма с моря

Терминалы. В Стокгольме два основных терминала в разных концах города. Ближе к Старому городу находится терминал компании «Викинг-лайн». Он называется Стадсгарден, но можно запомнить просто «Викинг-лайн». От терминала до Старого города можно дойти за 25 минут. Дорога идет вдоль гавани, сбиться с пути невозможно: Старый город видно все время.

«Таллинк-Силья» приходит в терминал Вяртахамн. Туда и оттуда лучше ехать на общественном транспорте. С 9:00 до 21:00 можно ехать на автобусе № 76. Ранним утром — на метро до станции «Гардет». Учтите, что в 5:30—7:00 поезда ходят с интервалами в 15 минут. Я из-за этого чуть не опоздала на паром в Турку.

От метро к терминалу Вяртахамн несложно дойти по указателям. Там на каждом повороте размещены стрелки с надписью и нарисованным корабликом. Часть пути пройдет по мосту, похожему на крытый трап. Сбиться с пути трудно.

«Принцесса Анастасия» приходит в терминал Фрихамн, который находится недалеко от Вяртахамна. Добраться можно также на автобусе № 76 или на метро до станции «Гардет».

Здание терминала «Викинг-лайна» небольшое и неприметноеЛучший ориентир — сами большие паромыИз терминала «Викинг-лайна» в центр есть две дороги: нижняя и верхняя. Я предпочитаю туда идти по нижней, а возвращаться на паром — по верхнейТаким будет вид сверху. Этот путь красивее, чем дорога внизу, но дольше минут на 5—7Когда вижу домики на островах и скалах, удивляюсь самодостаточности их владельцев. Уединение им, похоже, нужно больше, чем близость цивилизации

Еда. На паромах «Викинг-лайна», на мой взгляд, больше дорогих ресторанов. Здесь три шампань-бара с «Моет шандон» и еще 10 видами игристых вин, бар с морепродуктами, где подают лобстеров и прочие морские деликатесы. Даже в обычном кафе бутерброды с семгой сервируют красивее и аппетитнее, чем на других паромах. А вот бар на палубе здесь уступает «Таллинк-Силье»: он меньше по площади. Во второй половине сентября бар вообще был закрыт, хотя погода позволяла.

Развлечения. На самом корабле все тот же набор развлечений, что и на других паромах. Рестораны, сауна и спа, детская комната, казино, дьюти-фри, небольшой магазин с одеждой и косметикой.

На паромах «Викинг-лайна» самые аппетитные бутербродыКафе работает с раннего утра до полуночиТипичный вечерний бар с живой музыкой
Половина лобстера стоит 21 € (1 449 <span class=ruble>Р</span>), порция мидий — 8 € (552 <span class=ruble>Р</span>)
Половина лобстера стоит 21 € (1 449 Р), порция мидий — 8 € (552 Р)

Запомнить

  1. С помощью паромов можно легко и выгодно перемещаться между Санкт-Петербургом, Таллином, Хельсинки и Стокгольмом.
  2. Для поездки нужна шенгенская виза.
  3. Хорошая цена за круиз Хельсинки — Таллин — 10—15 € (6901035 Р), круиз Хельсинки — Стокгольм — 22 € (1519 Р).
  4. Самые низкие цены — с сентября до середины декабря и с середины января по апрель. Распродажи надо ловить за 1—2 месяца.
  5. Выгодней покупать напрямую на сайтах паромных компаний. Можно подписаться на их рассылку и получать письма со скидками.
  6. Адрес нужного терминала указан в подтверждении, которое придет по почте.
  7. Лучше приходить в порт как минимум за час до отправления.
  8. Затраты на пароме на еду — 10—30 € (6902070 Р) за вечер.