Паромы — популярный и удобный способ путешествий по европейским столицам: Хельсинки, Таллину, Стокгольму.
Поездка на паромах по Балтийскому морю почти всегда дешевле перелета и быстрее, чем путь по земле. Из Таллина можно доплыть в Хельсинки за 9 € (620 Р) и 2,5 часа. 48-часовой круиз из Хельсинки в Стокгольм и обратно стоит 21 € (1450 Р). Поездка из Стокгольма в финский город Турку обойдется в 12 € (830 Р). По пути увидите десятки тысяч островов и ветряные электростанции в море.
Я часто бывала в Северной Европе и восемь раз путешествовала на паромах разных компаний из Финляндии, Эстонии и Швеции. Для меня это три в одном: поездка в другой город, возможность сэкономить на отеле и перелете и немного развлечься.
Паром — это не только путь из точки А в точку Б, но и попутные удовольствия. Во время плавания можно посидеть в кафе и выпить коктейль с видом на море, увидеть скалистые острова и удивиться самодостаточности северян, которые живут на морском побережье вдали от городов. Еще на паромах слушают концерты, смотрят кино и покупают очередные духи в дьюти-фри.
В сентябре 2019 года я проплыла по маршруту Санкт-Петербург — Таллин — Хельсинки — Стокгольм. На все билеты потратила 50,5 € (3487 Р), на еду — еще 44 € (3026 Р). Расскажу, как организовать такое путешествие, когда выгоднее брать билеты и чем заняться на пароме.
Что за паромы
По Балтике ходят корабли четырех паромных компаний: эстонской «Таллинк-Силья», финских «Викинг-лайн», «Экеро-лайн» и кипрской Moby SPL. Плавать на них можно круглый год. Поездка на пароме займет меньше времени, чем на автобусе, машине или поезде.
Северные паромы не похожи на средиземноморские или карибские круизные лайнеры. До того как впервые отправиться в плавание по Балтике, я была в карибском круизе на 15-палубном корабле компании «Роял Карибиан». В сравнении с ним балтийские паромы показались мне бедными и потрепанными. Многие из них сошли с верфи в конце 1980-х годов. Они сильно уступают круизным лайнерам в размерах, количестве и качестве развлечений, комфорте кают. Разница между ними — как между пятизвездочным отелем и скромной провинциальной гостиницей.
Но у них и другое предназначение. Большие лайнеры — это плавучий Лас-Вегас и дорогостоящий отпуск «все включено». Паромы Балтики — это в первую очередь удобный и доступный способ передвижения. Они как гигантские маршрутки с ресторанами, каютами и видом на море. Пока плывешь на пароме, встречаешь по пути еще пять-семь таких же кораблей. Ежедневно они перевозят десятки тысяч людей между Финляндией, Эстонией и Швецией.
По моему опыту, обстановка на пароме сильно зависит от дня недели. В будни атмосфера на кораблях спокойная и размеренная. В выходные велик шанс плыть вместе с гуляющей финской и шведской молодежью и полночи слушать, как за дверью веселятся студенты. Для них паром выходного дня — это вечеринка на море.
Первый раз я ехала на пароме в будни в Стокгольм. Корабль был тихим и приличным, в ресторанах с дорогим вином сидели взрослые финны и шведы. Во второй раз я плыла в Таллин в пятницу. Всю ночь за дверью шумели, кто-то громко разговаривал и иногда падал. Дневной паром в субботу был плавучим пикником: на открытых палубах не прекращались веселые вечеринки. Корабль, отплывающий во вторник, снова был похож на чинный бал: публика сидела в дорогих барах с шампанским.
Как устроен паром
Почти все паромы устроены одинаково. Обычно на них 11—12 палуб. Нижние отведены для автотранспорта и самых дешевых кают. На верхних палубах находятся рестораны, кафе, магазины и каюты подороже.
Каюты. Большая часть кают находится на 6—11-й палубах. Не советую брать размещение на вторых-третьих палубах: там шумно из-за двигателя.
На большинстве паромов можно купить только каюту целиком: заплатить за одно место, как в поезде, не получится. Исключение — «Принцесса Анастасия»: там предлагают найти попутчиков в группе во Вконтакте.
Самая дешевая каюта на пароме — двухместная, без окон. Она стоит от 10 € (690 Р). В ней есть маленькая ванная комната с душем, туалетом и небольшой раковиной. Четырехместная каюта эконом-класса похожа на купе в вагоне, только теснее: сидя друг напротив друга, будете тереться коленками. В ней тоже есть маленькая ванная комната. Такая каюта стоит от 12 € (830 Р).
Еще на паромах есть дорогие просторные двухкомнатные каюты на верхних палубах со своим балконом на море. Обычно они дороже стандартных в 5—7 раз и стоят от 90 € (6210 Р) по акции. 500—600 € (34 500—41 400 Р) стоит самая дорогая каюта с отдельной гостиной и бесплатным мини-баром.
Палубы. На дневных паромах между Хельсинки и Таллином и между Стокгольмом и Турку продают места на палубах. Такие билеты стоят 10—12 € (690—830 Р) в одну сторону. В круизах с ночевкой на европейских паромах «Викинг-лайна» и «Таллинк-Сильи» палубное место купить нельзя.
Развлечения. Две-три палубы на пароме всегда отведены под развлечения: ночные клубы и казино. Один из клубов обязательно с большой сценой: там вечером выступают музыканты. Для детей есть игровая комната, для взрослых — спа-салон, сауна с джакузи, иногда даже с небольшим бассейном.
Верхняя палуба открыта для прогулок. В теплое время года там работает бар. Пассажиры пьют коктейли и смотрят на море. В хорошую погоду отправление парома — это небольшой ритуал, когда все собираются на верхней палубе и смотрят, как удаляется город. Если мимо проплывает другое судно, пассажиры машут друг другу руками.
Еда. На паромах есть палуба с 3—5 ресторанами и барами. Можно купить круиз с питанием по системе шведского стола в отдельном ресторане. Здесь он называется буфет. Обычно там большой выбор блюд: около 20 видов рыбных закусок из сельди, салаки, креветок и лосося, 7—10 видов холодных мясных закусок, 20 горячих блюд, включая вегетарианские, сыры, десерты. Из напитков: кофе, чай, вода, пиво и столовое вино без ограничений.
Шведский стол подойдет тем, кто любит плотно позавтракать или поужинать. Я его не покупаю. Вечером он стоит около 35 € (2410 Р) — за эти деньги можно поесть в ресторане. Если хочется сэкономить, можно купить хорошего сыра и колбасы в дьюти-фри или принести еду с собой на паром.
Дьюти-фри есть на всех кораблях. В них я часто покупаю духи и косметику. Многие финские пассажиры ящиками закупают пиво и джин-тоник: на корабле алкоголь стоит в несколько раз дешевле, чем в магазинах Финляндии. Для некоторых финнов паром — это плавучий «Ашан».
Маршруты
Паромы ходят между Петербургом, Хельсинки, Таллином и Стокгольмом. Из любого из этих городов можно уплыть в три других.
Билеты покупают на сайтах компаний. Подтверждение и посадочный талон приходят на электронную почту. Можно подписаться на рассылку и получать письма со скидками. Еще билеты продают агентства, но они обычно дороже.
Для посадки нужен загранпаспорт с шенгенской визой и номер бронирования, который указан в письме.
Из Санкт-Петербурга ходит паром «Принцесса Анастасия» компании Moby SPL. На нем можно доплыть до Таллина или Хельсинки. Перевозчик также продает готовый круиз на 4 дня: Санкт-Петербург — Таллин — Хельсинки — Стокгольм — Санкт-Петербург. Он удобен, если вы готовы потратить на каждую столицу 3—7 часов, не хотите пересаживаться с парома на паром и таскать чемоданы. Такой круиз стоит от 178 € (12 282 Р) на двоих или 142 € (9798 Р), если брать каюту на одного. Самые дешевые билеты лучше искать за 2—3 месяца до поездки.
В сентябре моя поездка по тому же маршруту на трех паромах разных компаний обошлась в 50,5 € (3640 Р) — почти в 4 раза дешевле. Я путешествовала одна. Если бы ехала с компанией, делила бы цену на всех. Вышло бы еще на 10—15 € (690—1035 Р) дешевле.
Сколько стоили круизы «Принцессы Анастасии» в феврале 2020 года
Хельсинки — Петербург — Таллин — Стокгольм — Хельсинки | 226 € (15 594 Р) |
Круиз «4 столицы»: Петербург — Таллин — Хельсинки — Стокгольм — Петербург | 207 € (14 283 Р) |
Хельсинки — Петербург — Хельсинки | 129 € (8901 Р) |
Петербург — Хельсинки — Петербург | 97 € (6693 Р) |
В целом «Анастасия» дороже других паромов. Я не встречала там таких же дешевых предложений, как у других. На сайте компании часто появляются акции, но в них указана цена без портовых сборов. Палубное место за 5 € (345 Р) в итоге будет стоить 18,5 € (1276 Р), а поездка со скидкой за 32 € (2208 Р) на самом деле обойдется в 63 € (4470 Р). Другие паромные компании на сайте всегда анонсируют окончательную стоимость.
Если нет дешевых паромов из Санкт-Петербурга, можно приехать в Северную Европу любым удобным способом и начать плавание оттуда. Например, автобус из Санкт-Петербурга в Хельсинки может оказаться дешевле, чем паром. Москвичам может быть удобнее прилететь сразу в Хельсинки или Таллин, а дальше выбрать подходящий корабль.
В европейских столицах рейсов больше, потому что там есть три паромные компании: «Таллинк-Силья», «Викинг-лайн» и «Экеро-лайн». Самые низкие цены — с сентября до середины декабря и с середины января до конца апреля. Это традиционное время акций. Например, можно взять круиз из Хельсинки в Стокгольм за 22 € (1518 Р). Это стоимость каюты на двух или четырех человек за две ночи на пароме и день стоянки лайнера в городе.
Я составила таблицу с ценами на февраль 2020. Она поможет сориентироваться в примерной стоимости на разные направления. Цены меняются в зависимости от покупательского спроса и сезона, например в мае или на выходных будет дороже. Цена указана за каюту для двух человек.
Стоимость билетов на паромы «Таллинк-Сильи» и «Викинг-лайна» в феврале 2020 года
«Таллинк-Силья» | «Викинг-Лайн» | |
---|---|---|
Хельсинки — Стокгольм — Хельсинки | 69 € (4761 Р) без акции 49 € (3381 Р) по акции |
43 € (2967 Р) без акции 25 € (1725 Р) по акции |
Хельсинки — Таллин — Хельсинки | 25 € (1725 Р) без акции 20 € (1380 Р) по акции |
24 € (1656 Р) без акции |
Таллин — Хельсинки | 17 € (1173 Р) | 20 € (1380 Р) без акции 10,5 € (725 Р) по акции |
Стокгольм — Хельсинки | 110 € (7590 Р) | 88 € (6072 Р) |
Стокгольм — Турку | 12 € (828 Р) | 29 € (2001 Р) |
49 € (3381 Р) по акции
20 € (1380 Р) по акции
25 € (1725 Р) по акции
10,5 € (725 Р) по акции
Стоимость билетов на паромы «Экеро-лайна» в феврале 2020 года
Хельсинки — Таллин — Хельсинки | 10—19 € (690—1311 Р) |
Таллин — Хельсинки | 10 € (690 Р) |
Самое короткое плавание — между Хельсинки и Таллином: 2,5 часа в одну сторону. Это удобный способ добраться из финской столицы в эстонскую и наоборот. Ежедневно есть около 10 рейсов. Билет на такой паром можно купить за 9 € (621 Р) по акции за 2—3 недели до отправления. Есть круиз с ночной стоянкой в Таллине и выходом на берег на 4 часа.
У «Викинг-лайна» и «Таллинк-Сильи» есть круизы Хельсинки — Стокгольм — Хельсинки и Стокгольм — Хельсинки — Стокгольм. На борту проведете 2 ночи, один день уйдет на осмотр города. Это удобно: не надо тратиться на перелет и отель. По акциям такой круиз стоит от 21 € (1449 Р) в двухместной каюте без питания.
Помимо Таллина и Хельсинки, из Стокгольма можно добраться до финского Турку за 12 € (828 Р) или отправиться в дневной круиз на Аландские острова — это маленький архипелаг в Балтийском море. Такая поездка будет стоить от 2 € (138 Р), правда, без выхода на берег.
Когда лучше ехать
Летом можно провести полкруиза на открытой палубе, глядя на море и острова. Но в это время не бывает таких скидок, как осенью. Например, круиз в Таллин из Хельсинки с ночевкой на борту летом стоит от 25 € (1725 Р), а осенью — 10—18 € (690—1242 Р).
В сентябре приятно путешествовать, потому что погода часто солнечная, а у паромных компаний начинаются акции. Я шесть раз ездила на паромах в сентябре, и все время было по-осеннему тепло и ясно: +15…+18 °C.
|
|
С ноября до середины января улицы Хельсинки, Таллина и Стокгольма украшены к Рождеству. Зимний круиз проходит в атмосфере праздника, с Санта-Клаусом и елками. Популярны поездки в конце декабря, накануне католического Рождества.
Новогодние и рождественские круизы начинают продавать еще в сентябре. Цены на них выше. Круиз из Хельсинки в Таллин в конце 2019 года стоил 42 € (2898 Р) против стандартных 25 € (1725 Р), в Стокгольм — 174 € (12 006 Р) вместо обычных 40—60 € (2760—4140 Р).
В ноябре у «Викинг-лайна» бывают предновогодние распродажи. В это время можно купить круиз в Стокгольм за 31 € (2139 Р). Но это будет каюта на самой нижней палубе — придется спать под шум двигателя. На 5—6-й палубе каюта стоила уже 81 € (5589 Р). В 2019 году такие акции шли с 5 по 12 ноября.
В январе после праздников начинаются самые большие скидки. Мои друзья в это время купили круиз из Хельсинки в Стокгольм за 10 € (690 Р) за каюту. Билеты брали за три недели до поездки. Пока это самая низкая цена, которую я встречала. Если поедете вчетвером, на человека выйдет по 172 Р. В 2020 году самые выгодные акции шли с 7 января до 2 февраля. Можно было взять билеты на поездки до конца марта.
Погода зимой суровая, поэтому билеты дешевые. Если повезет и не будет ветра, можно постоять на палубе минут 15, немного подпрыгивая от холода. Если будет ветер и мороз, за пару минут можно превратиться в замерзшую мумию. Скорее всего, смотреть на море захочется только из окна парома.
А вот на берегу при этом не всегда холодно. Зимой в Стокгольме может быть 0…+2 °C, в Хельсинки и Таллине средняя температура в феврале — −1…+1 °С.
Как сэкономить на пароме
Если промониторить цены разных компаний, можно немного изменить маршрут и сэкономить на дороге. Летом 2019 года вместо парома Петербург — Хельсинки за 50 € (3450 Р) я взяла паром до Таллина за 18,5 € (1276 Р) и из Таллина в Хельсинки за 10 € (690 Р). Вышло на 1480 Р дешевле, по пути погуляла по Таллину.
В другой раз вместо парома Стокгольм — Хельсинки за 50 € (3450 Р) я поплыла в Турку за 12 € (828 Р), а оттуда доехала до Хельсинки на автобусе «Оннибус» за два часа и 4 € (276 Р). Вышло в 3 раза дешевле.
Иногда паром позволяет сэкономить на гостинице. Жилье в столице Финляндии стоит от 80 € (5520 Р) за ночь, если не искать дешевый отель заранее. Однажды вместо отеля я выбрала мини-круиз в Таллин и сэкономила 3800 Р. Билет на паром с ночевкой обошелся в 25 € (1725 Р). Я переночевала в каюте, утром позавтракала в городе, прогулялась центру Таллина и за 2,5 часа доплыла обратно в финскую столицу. Хорошо провела время и немного сберегла бюджет.
Круизы в Стокгольм тоже удобны тем, что можно совместить ночевку и дорогу. Ночью, пока паром идет из города в город, можно спать, а днем — гулять. Если лететь на самолете, придется платить еще и за отель.
Паром из Санкт-Петербурга
Терминал. Паром «Принцесса Анастасия» компании Moby SPL отходит от Морского вокзала на Васильевском острове. От метро «Приморская» туда можно доехать на маршрутках № 690, 359А и троллейбусе № 10.
Корабль рассчитан на 2000 пассажиров, поэтому неизбежны очереди: при входе, на регистрацию, перед таможней и на паром. Лучше приехать за 1,5 часа до отправления и не торопясь пройти весь контроль. За таможней и на пароме есть дьюти-фри. В некоторых отзывах в интернете написано, что напитки и еду при входе на паром отбирают. Я такого не видела.
В сентябре каюта на пароме до Хельсинки стоила около 60 € (4140 Р). Если ехать компанией из 4 человек, билет на каждого обойдется в 15 € (1035 Р). Одному не так выгодно.
Я купила дешевое палубное место за 18,5 € (1276 Р). На сайте пишут, что это «специальная зона комфорт-лаундж». На деле это размещение в конференц-зале, похожем на мини-кинотеатр. По уровню комфорта — примерно как ночной переезд в автобусе с той разницей, что можно всю ночь гулять по парому. Иностранцы, которые ночевали там же, разложили в проходе пенку и спальник. Места хватило бы и на палатку. Но зимой тут, скорее всего, холодно. Наверное, поэтому в феврале палубные места не продают.
Еда. На «Принцессе Анастасии» есть мексиканский и итальянский рестораны, паб, два ночных клуба, относительно недорогое кафе и шведский стол.
Завтрак по системе шведского стола стоит 13 € (897 Р), ужин — 34 € (2346 Р), если бронировать заранее на сайте. На борту это стоит на 2—3 € (138—207 Р) дороже.
Горячее в ресторане стоит от 20 € (1380 Р). Дешевле перекусить можно в кафе на шестой палубе. На завтрак дают кашу за 3,9 € (269 Р) или омлет за 4,5 € (310 Р), есть круассаны и сэндвичи. Кофе стоит от 2,9 € (200 Р), чай — 2 € (138 Р). На ужин подавали борщ за 9 € (621 Р), пасту с сыром и томатами за 12 € (828 Р) или салаты с креветками, лососем, курицей за 10—13 € (690—897 Р). В кафе бесплатно наливают кипяток: многие приходили с термосами или чашками и уносили его с собой. Размеры посуды намекали на ждущий в каюте доширак.
Если хотите экономно перекусить, зайдите в дьюти-фри. Там нарезка хамона стоит 4 € (276 Р) за 100 грамм, галеты с базиликом — 2,5 € (172 Р).
Развлечения. На «Принцессе Анастасии» работают казино, спа с сауной и небольшим бассейном, кинотеатр. За вечер показывают два фильма. Дьюти-фри начинает работать спустя полчаса после отправления.
Каждый день пассажиры получают программу, в которой указано время прибытия и отправления, завтрака и обеда, расписание развлечений. В мою поездку на корабле показывали видеоконцерт, мультфильм и фильм ужасов, транслировали в пабе спортивные матчи. Билет в кино стоит 5 € (345 Р). Еще было живое выступление музыкантов, шоу-программа от театра-балета «Мюзик-Холл», ретро-дискотека, мастер-классы по рисованию и игре в казино.
На второй палубе есть сауна и спа. Вход на 1,5 часа в сауну и бассейн стоит 10 € (690 Р).
Популярное бесплатное развлечение — открытая верхняя палуба. Там пассажиры обычно собираются во время отправления, чтобы разглядывать Петербург. Видно в основном промышленную портовую зону и «Охта-центр», но все равно красиво. Вдали торчат купола двух соборов. Постепенно промзону сменяют морские пейзажи с маленькими островками.
Интернет. «Принцесса Анастасия» — единственный паром, где нет бесплатного вайфая. Интернет стоит 368 Р в час. При этом зоны доступа есть только на шестой и седьмой палубах.
Паромы из Таллина
Паромные компании. Из столицы Эстонии отправляются суда «Таллинк-Сильи», «Викинг-лайна» и «Экеро-лайна». Отсюда можно за 2,5 часа доплыть до Хельсинки, а за ночь — до Стокгольма.
«Экеро-лайн» ежедневно совершает 6 рейсов между Хельсинки и Таллином. Даже в высокий сезон, когда нет акций, на паромах можно добраться из одного города в другой за 10 € (690 Р). «Таллинк-Силья» без акций обычно стоит чуть дороже: 20—25 € (1380—1726 Р).
Я покупала билет «Экеро» без каюты по маршруту Таллин — Хельсинки за 10 € (690 Р). Билет лучше брать заранее, ближе к отправлению цена растет. Поскольку «Экеро-лайн» обычно дешевле других паромов, я ожидала, что и сервис здесь будет как в старом плацкарте: главное — доехать. Но это оказался чистый приятный паром, на котором можно хорошо провести время. Многие пассажиры не берут каюты, и весь корабль спланирован так, чтобы всем было комфортно на внутренних палубах.
Для меня плавание между Таллином и Хельсинки — это как будто ты сел в кафе и оно плывет в другой город. По пути попадаются маленькие скалистые островки. С моря панорамы обеих столиц красивы и позволяют по-другому увидеть город.
Пассажиры мини-круизов обычно выходят в Таллин на 3,5 часа. Этого достаточно, чтобы осмотреть самые известные достопримечательности и перекусить в одном из местных ресторанов. Я написала отдельную статью о прогулке по Таллину за один день.
Терминалы. В Таллине два терминала. Они находятся недалеко друг от друга, в одной гавани. В терминал А приходят паромы «Экеро-лайна», «Викинг-лайна» и «Принцесса Анастасия». Паромы «Таллинк-Сильи» швартуются в терминале D. Оба терминала небольшие, сориентироваться просто. Можно прибыть за час до отплытия, успеть зарегистрироваться, пройти на паром и немного поразглядывать с палубы город.
Порт и пассажирские терминалы находятся в десяти минутах ходьбы от Старого города — главного туристического района Таллина. Общественным транспортом пользоваться не надо.
Еда. В «Экеро» четыре кафе, два из них двухэтажные и размещаются сразу на двух палубах. Цены в сравнении с ресторанами на других паромах здесь ниже. Дорогих ресторанов с лобстерами и шампанским на «Экеро» нет, но есть шведский стол за 30 € (2070 Р).
В кафе на пароме чашка кофе стоит от 2,2 € (151 Р), сэндвич — от 4,5 € (310 Р), салат с креветками — 8,9 € (614 Р), кусок хлеба — 0,5 € (34 Р), горячее блюдо — от 8,9 € (614 Р). Есть супы, макароны, бургеры, лосось, бифштекс, паста. Если принесете свои бутерброды, никто не выгонит.
Развлечения. В панорамном баре на носу — огромные окна высотой в две палубы и вид на море. На вечерних рейсах здесь выступает группа с солистом. При мне исполняли «Бесаме мучо» и другие международные ретро-хиты. В соседнем кафе пели рок-баллады. Что немаловажно, приятным голосом.
Дьюти-фри на «Экеро-лайне» мне показался чуть меньше, чем на паромах «Таллинк-Сильи» и «Викинг-лайна». Как и везде, здесь продается немного косметики, духи, алкоголь, конфеты. Цены на косметику на всех кораблях примерно одинаковые, разнятся иногда в 1—2 € (69—138 Р). «Мадемуазель Коко» от «Шанель» стоит 86,5 € (5972 Р) за 50 мл. Каталог с ценами есть на сайте парома.
Паромы из Хельсинки
Паромные компании. По моим ощущениям, из Хельсинки уходит больше всего паромов по всем направлениям. Большинство рейсов самого известного финского перевозчика «Викинг-лайн» идут именно отсюда. Паромы «Экеро» и «Таллинк-Сильи» тоже отправляются ежедневно.
Терминалы. В Хельсинки 2 паромные гавани и 4 терминала. Два из них находятся в самом центре города. Если вы гуляли по Хельсинки и доходили до Рыночной площади у моря, то, скорее всего, видели в гавани большие лайнеры. Гавань называется Южной, здесь расположены терминалы «Викинг-лайна» и «Таллинк-Сильи». Отсюда уходят корабли на Стокгольм.
Два других терминала находятся в Западной гавани. От Рыночной площади туда можно дойти за 36 минут или доехать на трамвае за 2,8 € (193 Р). В Западную гавань приходят паромы «Экеро-лайна», «Принцесса Анастасия» и те корабли «Таллинк-Сильи», которые курсируют в Таллин.
В Западной гавани первым на пути будет терминал 1. Там стоит «Принцесса Анастасия». Еще оттуда уходит в Таллин лайнер «Силья Европа».
Чуть дальше находится терминал 2 — новый, большой и современный. Не удивлюсь, если все рейсы Западной гавани постепенно переведут именно туда. Сейчас оттуда в Таллин отходят рейсы «Экеро-лайна» и двух паромов «Таллинк-Сильи».
Дальше на примере парома «Таллинк-Сильи» расскажу про плавание из Хельсинки.
У «Таллинк-Сильи» 11 паромов. Каждый плавает по определенному маршруту: в Стокгольм, Таллин, Ригу. Я путешествовала на судне «Силья Европа». Оно отправляется из Хельсинки вечером и за 2,5 часа доплывает до Таллина. Пассажиры остаются ночевать на борту, а в 8:00 выходят в город. В 12:30 паром отправляется обратно.
Суда «Таллинк-Сильи» отходят от трех разных терминалов в зависимости от маршрута. Из Южной гавани, что в центре Хельсинки, уходят паромы в Стокгольм. Из Западной гавани уплывают три парома в Таллин. Запоминать не обязательно: нужный терминал отправления будет указан в подтверждении бронирования, которое придет на почту после покупки. На сайте компании написано про каждый из них и указаны адреса. Однажды я перепутала терминалы и чуть не опоздала на паром — рекомендую сразу проверять, откуда уходит ваш корабль.
Еда. В списке ресторанов, как правило, всегда есть итальянское заведение, рыбный ресторан и демократичное кафе с ценами ниже, чем в ресторанах.
Шведский стол здесь называют «Гранд-буфет», чтобы подчеркнуть большой выбор и уровень сервиса. На «Таллинк-Силье» ему отводят носовую часть с хорошим видом на море. Меню можно посмотреть на сайте.
Заказать в ресторане горячее и напиток можно за 25 € (1725 Р): столько будут стоить бургер и пиво или цыпленок и бокал вина. Стейк или оленина обойдутся в 29 € (2001 Р). Десерты — от 10 € (690 Р). В кафе можно перекусить за 7 € (483 Р), если взять сэндвич и чай или купить лапшу вок за 14 € (966 Р).
Если путешествуете экономно, можно купить еду в дьюти-фри. 100 грамм хамона стоят 4 € (276 Р), сыр с травами или томатами — 2,9 € (200 Р) за 200 грамм. В магазинах «Таллинк-Сильи» самый большой выбор закусок: 5—6 видов сыра, 7—8 видов колбасы или вяленого мяса. Есть даже тушенка из лося.
Развлечения на «Таллинк-Силье» такие же, как и везде: ресторанная палуба, ночной клуб, казино, дьюти-фри, магазины с сувенирами и одеждой. Сауна с четырьмя джакузи работает с 7:30 утра и до полуночи. Есть салон красоты и массажный салон.
Выбор в магазинах даже в небольших таллинских круизах показался мне богаче, чем у «Викинг-лайна» в поездке до Стокгольма. Сувениров здесь больше, еды и напитков в дьюти-фри, на мой взгляд, тоже. Иногда мне кажется, что доход от продаж в дьюти-фри едва ли не выше, чем от продажи кают. После открытия в кассах почти всегда очереди.
Паромы из Стокгольма
Паромные компании. В столицу Швеции приходят паромы «Викинг-лайна» и «Таллинк-Сильи», а также «Принцесса Анастасия» с круизом из Петербурга. На ней можно отправиться сразу в Россию, но с остановкой в Хельсинки на день.
Паромы «Викинг-лайн», на мой взгляд, — самый живописный и удобный вариант путешествия в Стокгольм. Они швартуются недалеко от Старого города. С палубы видно крыши Гамла-Стана, старого города Стокгольма. Корабль так величественно вплывает в бухту столицы Швеции, что настрой сразу праздничный.
Морской путь сюда идет по Стокгольмскому архипелагу. Это два часа красивых видов на небольшие скалистые островки, деревянные шведские дома, ухоженные гавани, маленькие яхты и уютный прибрежный мир. Ради этого стоит отправиться в Стокгольм на пароме хотя бы раз. Для меня пейзажи за окном — самое интересное в плавании в Швецию.
Терминалы. В Стокгольме два основных терминала в разных концах города. Ближе к Старому городу находится терминал компании «Викинг-лайн». Он называется Стадсгарден, но можно запомнить просто «Викинг-лайн». От терминала до Старого города можно дойти за 25 минут. Дорога идет вдоль гавани, сбиться с пути невозможно: Старый город видно все время.
«Таллинк-Силья» приходит в терминал Вяртахамн. Туда и оттуда лучше ехать на общественном транспорте. С 9:00 до 21:00 можно ехать на автобусе № 76. Ранним утром — на метро до станции «Гардет». Учтите, что в 5:30—7:00 поезда ходят с интервалами в 15 минут. Я из-за этого чуть не опоздала на паром в Турку.
От метро к терминалу Вяртахамн несложно дойти по указателям. Там на каждом повороте размещены стрелки с надписью и нарисованным корабликом. Часть пути пройдет по мосту, похожему на крытый трап. Сбиться с пути трудно.
«Принцесса Анастасия» приходит в терминал Фрихамн, который находится недалеко от Вяртахамна. Добраться можно также на автобусе № 76 или на метро до станции «Гардет».
Еда. На паромах «Викинг-лайна», на мой взгляд, больше дорогих ресторанов. Здесь три шампань-бара с «Моет шандон» и еще 10 видами игристых вин, бар с морепродуктами, где подают лобстеров и прочие морские деликатесы. Даже в обычном кафе бутерброды с семгой сервируют красивее и аппетитнее, чем на других паромах. А вот бар на палубе здесь уступает «Таллинк-Силье»: он меньше по площади. Во второй половине сентября бар вообще был закрыт, хотя погода позволяла.
Развлечения. На самом корабле все тот же набор развлечений, что и на других паромах. Рестораны, сауна и спа, детская комната, казино, дьюти-фри, небольшой магазин с одеждой и косметикой.
Запомнить
- С помощью паромов можно легко и выгодно перемещаться между Санкт-Петербургом, Таллином, Хельсинки и Стокгольмом.
- Для поездки нужна шенгенская виза.
- Хорошая цена за круиз Хельсинки — Таллин — 10—15 € (690—1035 Р), круиз Хельсинки — Стокгольм — 22 € (1519 Р).
- Самые низкие цены — с сентября до середины декабря и с середины января по апрель. Распродажи надо ловить за 1—2 месяца.
- Выгодней покупать напрямую на сайтах паромных компаний. Можно подписаться на их рассылку и получать письма со скидками.
- Адрес нужного терминала указан в подтверждении, которое придет по почте.
- Лучше приходить в порт как минимум за час до отправления.
- Затраты на пароме на еду — 10—30 € (690—2070 Р) за вечер.
Очень интересно было почитать про разные паромы, спасибо. Могу отметить, что завтрак Viking Buffet - шведский стол примерно за 11 евро - обойдется дешевле и вкуснее, чем если экономно покупать продукты в дьюти-фри.
У Викинга бывают скидки на мири-круизы Хельсинки-Стокгольм туда-обратно, когда можно взять каюту за 21-23 евро, но бывали и акции, когда оплачиваешь завтраки и получаешь каюту бесплатно. И ещё часто по весне в дьюти-фри при покупке на 70-80 евро дают купон на бесплатный мини-круиз, так что следите за объявлениями.
Если после поездки от Викинга по электронной почте приходит опросник и вы его заполняете, через некоторое время приходит купон на мини-круиз за 5 евро, и так может продолжаться довольно долго.
Ну и ещё не нужно ездить "Принцессами", если этого можно избежать. :-)
Yury, про "Принцессу" — поддерживаю. Это был редакционный эксперимент )
Yury, неужели настолько все плохо?)
Yury, добавлю, что предложениями круиза за 5 евро может официально разрешено пользоваться всем, а не только тому, кто съездил в круиз. Более того, иногда за 5 евро можно даже всю каюту взять и ехать в полном одиночестве с удобствами, и даже не под автомобильной палубой. Итого 5 евро за 2 ночи паром Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки. На вандруки об этом часто пишут
Плавала на пароме Осло-Копенгаген-Осло зимой. Очень удобный способ путешествовать между этими городами и существенная экономия на ночёвке - за 2 ночи (туда-обратно) отдали 20 евро за двухместную каюту. Койка в самом дешёвом хостеле Осло на 1 ночь стоит дороже)))
Паром в целом хороший - чисто, состояние хорошее. Но скука страшная - развлечений никаких нет, только рестораны и дьюти-фри. Хотя на 1 ночь больше и не надо. Тем более, что основной контингент - пенсионеры и родители с маленькими детьми.
Отличный завтрак "шведский стол" стоит дополнительно 15 евро.
Стоянка в Копенгагене около 6 часов, этого достаточно, чтоб немного погулять по городу и пообедать.
Anastasia, прекрасная цена ) Какой компанией вы плавали? Была в сентябре в Осло, но выгодных цен на паромы не нашла.
Вы не написали самого главного - ни при каких обстоятельствах не брать билеты на Принцессу Анастасию по нескольким причинам:
1. Это ржавое корыто, у которого даже движок в море отказывал;
2. Ужасная посадка в ужасном терминале в Питере, где жуткие очереди, все медленно и даже нет нормально подъема/спуска на паром и с него;
3. Дичайшая потеря времени в каждом городе, ибо вы везде будете обязаны пройти погран.контроль. Причем, как на выходе в каждом городе, так и при посадке обратно.
Alex, произносится именно как Экерё, по имени острова в Балтийском море.
После нашего купе из Екатеринбурга до Питера эти паромы мне показались райским местом. Финляндия - 3 страна в мире по уровню жизни. Эстония 13, Швеция 14, па-бам - Россия 55, в 2000 году - 56 место. Всё классно, всем рекомендую посмотреть настоящую цивилизацию перед голосованием о продлении царствования некоторых лиц
Если плыть зимой, больше вероятность шторма: катается мебель, весело звенят бутылки в дюти-фри и подташнивает потом долго. Если вы чувствительны к такому, то удовольствия от поездки не получите.
На паром действительно лучше приходить заранее, они могут отправляться раньше фактического времени на 5-7 минут. На некоторых билетах указан boarding time, как в самолет.
На Черную пятницу у Экеро почти каждый год акция "билет за 1 евро". У остальных тоже частые скидки. У Таллинка есть акция, где можно по маршруту Таллинн - Хельсинки туда-обратно скататься в один день за 10-15 евро.
По этому же маршруту паромы Tallink Star и Megastar идут всего 2 часа. Но приходят в west terminal, оттуда далеко пешком до центра. Но зато можно сразу сесть на трамвай.
Ну паромы Хельсинки-Стокгольм называются "fuckboats" не просто так. В приложении Viking Line на борту паромов даже свой Tinder появляется, для совсем отчаявшихся.
Yury, а сколько пьяных скандинавов шатается по парому - не перечесть. Некоторые еле на ногах стоят. Для них же цены на алкоголь в дьюти фри - халява. Они даже для нас недороги.
Интересная статья, спасибо. Жду продолжения - информацию про остальные паромы по Балтийскому морю .
Плавал из Санкт-Петербурга в Хельсинки на пароме Silja Serenade от TALLINK
ППЦ начался уже в здании "Морского вокзала "
Назад в будущее !
Удивляет конечно организация работы. Организация парковки авто и размещение информации о ценах за услугу на официальном сайте. Всё как квест : "найдёте охранника он Вам всё расскажет"
Организация формальностей при посадке на паром это отдельный квест. Такое чувство , что я попал в 1988 год.
Заход и выход на корабль- нет крытых переходов.
После бесконечных очередей в здании - желание ездить на паромах из Санкт-Петербурга пропало полностью !
Паром был ооочень старый... Ну такое себе удовольствие.
В целом описывать нечего ))
MagnusMagnussøn, плавает кое-что в проруби, то, что не тонет.
Очень интересная, познавательная и в то же время легкая статья, спасибо!
Еще интересно было бы узнать штамп какой страны ставят при поездке из Санкт-Петербурга, если круиз по нескольким городам.
Интересно, спасибо
Мне очень понравилось на пароме из Турку ы Стокгольм "Силия Лайн" . Паром нахывался "Симфония, был самый большим во флоте из нескольких паромов. Сейчас такие паромы ходят?
Вячеслав, "Симфония" сейчас ходит из Хельсинки в Стокгольм. "Силья-лайн" — это теперь "Таллинк Силья".
Таллинн-Стокгольм-Таллинн круиз всегда можно купить за 25 евро каюта на четверых - в Tallink для участников программы Club One (в которой можно бесплатно регистрироваться заранее - друзья из РФ только что проверяли). Отправление в шесть вечера, так что можно не спеша добраться из Санкт-Петербурга, и не платить за ночевку в Таллинне. Обратно - тоже: прибытие в 10 утра.
Интересно, правда мне вот сейчас, после регистрации в Club One, меньше 69 € не показывает цены. Но вы правы в том, что участие в программах всегда дает доп.возможности и скидки.
Александра, вероятно, нужен код. Я про него забыл, действительно. Но своим кодом можно делиться со всеми участниками программы - это проверено. Думаю код выдают после первой поездки (у меня только одна в активе, и статус лояльности бронзовый, самый низкий).
Напишите мне в директ, я предоставлю вам код - попробуете.
Цена за ваш паром - это туда-обратно? Обратно до Питера так же, тем же путём добирались ?
Юля, мой маршрут Питер-Таллин-Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки. Обратно в Питер не возвращалась, т.к. были другие страны в планах.
Очень странно озвучивать паром,как "экономный способ путешествия".
Да,круизные цены весьма привлекательны.Цены на регулярные рейсы у Викинг лайн,а тем более у Таллинк по 90€ в одном направлении.Ни разу не дешевле автобуса или самолета.Если купить круизный билет,но не возвращаться на паром,это может считаться нарушением миграционной политики.Мало кого останавливает,но при случае-припомнят.
Olesia, между Хельсинки и Таллином почти всегда рейсы от 10 €. Автобус по этому маршруту идет 15 часов, паром - 2,5. Из Турку в Стокгольм в одну сторону тоже есть билеты от 12 €.