Как я в судебном порядке признал штраф маркетплейса незаконным

2

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Павел Машко

Страница автора

Данный материал будет полезен всем, кто торгует на маркетплейсах.

Хотел бы вам рассказать о недавнем судебном споре с «Вайлдбериз», который мне удалось выиграть: судебное решение вступило в силу, есть мотивированное решение.

Огромная скидка

Предприниматель в марте этого года по ошибке в колонку «цена товара», указал размер скидок. В итоге стоимость товара стала, условно, не 1000 ₽, а 15 ₽, в связи с чем его товары — около 5 700 позиций, были моментально выкуплены. Разумеется, продавец не стал поставлять товар — для него это огромные убытки.

Штраф

По действующему на тот период времени договору оферты была предусмотрена санкция в размере 50% за непоставленный товар. Предприниматель был готов заплатить штраф — 75 000 ₽ — это 50% от суммы непоставленного товара по ошибочным ценам, но что же сделал «Вайлдбериз»?

Пока шла бесполезная переписка через «Поддержку», он изменил редакцию оферты — аж два раза, которой предусмотрел фиксированный штраф в размере «не менее 100 ₽» за позицию и удержал 585 000 ₽ штрафа с нашего предпринимателя.

Говоря юридическим языком: «Вайлдбериз» на спорные правоотношения сторон, которые возникли в прошлом, применил положения оферты, которые были созданы только в будущем, что является нарушением норм гражданского права.

Суд

В суде адвокаты «Вайлдбериз» настаивали на удивительных вещах. Они говорили, что оферта, якобы, никогда не менялась и фиксированный штраф был всегда. Еще утверждали, что претензионный порядок не соблюден — были десятки обращений через «Поддержку», а такой порядок предусмотрен офертой, и две претензии на юридический адрес. Ссылались и на то, что нет доказательств того, когда была принята продавцом оферта и многое другое.

Интересно, что ни на один запрос арбитражного суда о предоставлении документов «Вайлдбериз» ничего не ответил, то есть они не предоставляют документы в суд, из которых следовало бы, что существует та или иная оферта — они попросту скрывают информацию

Тем не менее, мне удалось выиграть дело в суде первой инстанции и взыскать с «Вайлдбериз» чуть больше 500 000 ₽

Советы

Ну и конечно, хочу дать рекомендации всем тем, кто взаимодействует с «Вайлдбериз» и иными маркетплейсами.

  1. Когда принимаете оферту — делать скриншот.
  2. Сохранять каждую редакцию оферты на свой компьютер в отдельную папку и никогда их не пытаться редактировать — открывать пдф файл только для чтения.
  3. Сохранять любые несостыковки в личном кабинете, делая скриншот, так, чтобы был виден весь рабочий стол, дата, ФИО продавца и иные данные, позволяющие однозначно установить, что это ваш Личный кабинет.
  4. Сохранять любую переписку между вами и поддержкой или любыми иными представителями маркетплейса.
  5. При наличии аномалий, запрашивать и сохранять все отчеты о продажах.