Поиск Google умирает: почему гуглить через соцсети удобнее и как это правильно делать
Летом 2022 года руководство Google признало: по данным компании, 40% молодых американцев не пользуются поисковиком, когда ищут, где бы пообедать.
Да и в других случаях поколение зумеров гораздо реже обращается к классическому гуглению. Это подтверждает тезис западных СМИ, что поиск в Google постепенно умирает. Классические поисковики будто бы устарели и уже не подстраиваются под современные запросы. Особенно учитывая, насколько захламлен сам Google: первые ссылки часто занимают рекламные объявления, виджеты для шопинга или сервисы-партнеры, а о качестве второй страницы выдачи шутят уже годами.
За последние десять лет доля Google среди поисковиков упала на 7%, хотя он продолжает быть монополистом. Но дело не в конкуренции поисковиков. Вместо Google пользователи обращаются с запросами сразу в соцсети: TikTok, Instagram*, Pinterest, Reddit и другие. Там можно найти реальные отзывы на товары, рекомендации фильмов, советы, куда сходить, или решения бытовых проблем.
*соцсеть Instagram принадлежат Meta — организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ
Разбираемся, что не так с выдачей в Google, чем ее заменяют и можно ли отказаться от поисковика окончательно.
Что не так с поиском в Google
Вопросов к Google накопилось много. Пользователи жалуются, что качество выдачи с годами снижается, потому что Google все больше ориентируется на прибыль с рекламы, чем на результаты поиска. В соцсетях встречалась даже такая метафора: поисковик все больше напоминает умирающий торговый центр, в котором раньше можно было найти что-то полезное, но теперь все магазины закрылись.
Вот что раздражает людей в выдаче Google.
Реклама. Первые места в выдаче часто занимают магазины, спонсорские объявления, карусели с товарами, окна «Люди также ищут» и виджет карт. Все это приходится пролистывать, чтобы добраться до нужного контента или ответа на вопрос.
SEO-тексты. Сайты специально оптимизируют для того, чтобы они попадали на первую страницу выдачи Google. Для этого копирайтеры добавляют ключевые слова и лишнюю информацию. Например, перед рецептом борща пишут целую историю происхождения супа и его полезные свойства. При пролистывании огромной статьи, оптимизированной для SEO, ответа на вопрос можно так и не найти. А качество SEO-статей зачастую оставляет желать лучшего.
Недостоверные отзывы. Согласно исследованию аналитиков Local Bright, в 2021 году возросло количество пользователей, которые больше доверяют личным рекомендациям, чем сайтам с отзывами. Часто там можно встретить обзоры, в которых слишком позитивно высказываются о товаре. Сложно понять сразу, реальные это отзывы, проплаченные или написанные ботами.
Неактуальные результаты. Рекомендации ресторанов, отелей или магазинов на сайтах с отзывами быстро устаревают. Бывает, что кафе, которое рекомендуют даже в Google Maps, на деле оказывается давно закрытым.
Рекомендации ведут на сервисы Google. Поисковик в первую очередь отдает предпочтение контенту из собственных сервисов. Если искать города или страны, то в выдаче будут данные из Google Maps. Если задать вопрос об авиаперелетах, то получите информацию из Google Flights. Иногда это удобно, потому что функции сразу встроены в выдачу, но получается, что Google не дает пользователю право выбора.
Вторая и последующие страницы бесполезны. C каждой страницей результаты становятся все менее релевантными запросу. Информация начинает повторяться, а уже на второй странице попадаются результаты, которые не соответствуют введенной в поисковик фразе.
Чем пользуются вместо Google
В основном соцсетями — особенно теми, где хорошо работают встроенные механизмы поиска. В них проще найти реальный отзыв о товаре или заведении, узнать совет или посмотреть доступную инструкцию.
Молодое поколение предпочитает TikTok и Instagram*. Внутренние исследования Google подтверждают это: по их данным, молодые американцы отказываются от поисковика как раз в пользу этих соцсетей. «Мы снова и снова убеждаемся, что новые пользователи интернета мыслят не так, как мы привыкли», — отметил вице-президент Google Прабхакар Рагхаван.
Рагхаван добавил, что запросы зумеров «совершенно другие». По его мнению, молодые пользователи не набирают ключевые слова в строке поиска, а ищут визуальный контент. Даже по короткому видео гораздо проще и прочувствовать атмосферу заведения или места, и убедиться, что советует его реальный человек. Длинный письменный отзыв не может передать атмосферу ресторана или отеля так же, как ролик.
При этом молодежь использует TikTok не только чтобы искать рекомендации по товарам или заведениям. Там ищут объяснения понятий и другие факты: ролики длятся около 60 секунд, и в них более релевантные ответы, чем в Google, где надо пробираться сквозь тонны текста.
К тому же в TikTok, Instagram* и Pinterest есть удобная функция сохранения контента по папкам. Там можно рассортировать видео с рецептами, программы тренировок или рекомендации с покупками. Не обязательно сразу идти в первый попавшийся ресторан — можно сохранить его в папку и вернуться к ней в следующий раз, когда будете выбирать, куда отправиться.
Взрослое поколение предпочитает Reddit — огромную площадку с десятками тысяч сообществ по интересам. Пользователи обращаются к Reddit, когда хотят найти ответ от экспертов или энтузиастов — тех, кто точно разбирается в теме. На Reddit ищут рекомендации, отзывы о товарах, решения проблем или просто ответы на интересующие вопросы, поскольку больше доверяют реальным людям, чем сайтам из выдачи в Google.
Разбирающиеся люди сидят в тематических разделах и готовы давать советы бесплатно и искренне. Например, за рекомендацией о том, какой Макбук выбрать, пользователи идут в раздел «Какой продукт Apple мне стоит купить», а в какой ресторан сходить в Нью-Йорке — в раздел «Спроси жителей Нью-Йорка». Существуют даже сайты-агрегаторы рекомендаций с Reddit.
Reddit даже немного спасает поиск в Google. Достаточно воспользоваться поисковым фильтром «site:reddit.com» и добавить интересующий запрос.
Что удобнее гуглить в соцсетях
Редактор The Verge в течение нескольких дней пользовался TikTok вместо Google: каждый запрос он сначала пытался найти в соцсети, а потом уже стандартными методами. Он пришел к выводу, что для некоторых вещей TikTok действительно полезен.
Отзывы о заведениях. Удобно смотреть, в какой ресторан сходить или какой отель выбрать для отпуска. На коротком видео можно увидеть, как выглядит место, и понять атмосферу, а также посмотреть на человека, который его рекомендует.
Рекомендации о контенте. Просто искать, что посмотреть, почитать или во что поиграть. Пользователи рекомендуют подборки фильмов и сериалов на разные темы и под разное настроение. А смотреть, как что-то рекомендует живой человек, интереснее, чем пролистывать ряды постеров в стриминговых сервисах.
Советы о потребительских товарах. Вряд ли выбирать компьютер или смартфон пойдут в TikTok — для детальных разборов больше подходит YouTube. Но короткие отзывы о том, какой шампунь выбрать или какая шлейка для собаки удобнее, интереснее смотреть у пользователей.
Инструкции. Короткие ролики и тут составляют конкуренцию YouTube. В TikTok ролики на тему «как очистить раковину» или «растяжка для спины» не сопровождаются длинными преамбулами и не растягиваются на полчаса.
Рецепты. В чем TikTok и Instagram* точно превосходят поиск в Google, так это в рецептах. Стоит написать «рецепт печенья», как соцсеть выдаст тысячи вариаций разной степени сложности. Пролистав несколько роликов, можно ознакомиться с готовыми блюдами и выбрать подходящий рецепт.
Главный минус: видео могут быть слишком короткими для того, чтобы сразу следовать инструкции, поэтому приходится либо делать заметки, либо пересматривать видео по несколько раз. Но в описаниях обычно указывают список ингредиентов и сам пошаговый рецепт.
Что не получится гуглить без Google
Полностью отказаться от Google у редактора The Verge не получилось. Вот что поисковая система делает лучше всего.
Помогает перейти на конкретные сайты. Пока никому не удалось заменить основную функцию Google — быстрый доступ к переходу на другие сайты. Немногие набирают полный URL в строке браузера. Пользователи пишут «ВКонтакте» или «Озон» в поисковике и переходят на нужный сайт оттуда.
Ответы на простые вопросы. В верхней части выдачи Google сразу отвечает на вопросы вроде «Сколько граммов в стакане» или «Кто был предпоследним президентом США». С такими запросами в соцсетях делать нечего.
Исследования и другие сложные темы. Глубоко погрузиться в тему и изучить разные источники через короткие посты или видео довольно сложно.
К тому же на противоречивые темы вроде коронавируса в соцсетях много дезинформации и конспирологических теорий. В этом случае лучше обращаться к проверенным источникам, а не к блогерам.
Что делает Google, чтобы поиск оставался актуальным
Спрос молодежи на визуальный контент уже влияет на поиск в Google. Вот каким образом.
Короткие видео в поисковой выдаче. С 2019 года компания добавила туда результаты из TikTok. Если написать любое слово вместе с «TikTok», поисковик сразу же покажет тематические ролики.
В 2020 компания Google запустила свою соцсеть с короткими видео — YouTube Shorts. Результаты оттуда тоже попадают в выдачу.
Функция «Исследование» в поисковом приложении. В конце 2022 года в мобильном приложении Google появится функция Exploration. Вместо списка с гиперссылками приложение будет показывать ленту с видео и фото, как в Instagram*.
Пока функция ограничена поисковыми запросами, связанными с путешествиями и туризмом.
Адаптация Google Maps. В сентябре 2022 года компания добавила функцию Neighborhood Vibe, которая определяет «настроение района». В незнакомом городе карта покажет, чем выделяется район, например вкусной едой или архитектурой, чтобы пользователь мог выбрать досуг.
Функция использует сочетание нейросетей и реальных отзывов, чтобы определять, какой контент показывать в том или ином районе в определенное время.
Новые функции в Live View. Это сервис Google, который выглядит как трехмерная карта с отмеченными «точками интереса». Можно навести телефон на свое окружение и увидеть отмеченные на карте банкоматы, кофейни, продуктовые магазины или вокзалы. Там же можно узнать часы работы и степень загруженности заведения.
Поиск по Live View запустили в Лондоне, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Париже и Токио. Но в компании считают, что будущее карт во всем мире — именно за такой 3D-навигацией.
Как можно самостоятельно улучшить поиск в Google
Часто набрать в поиске запрос и нажать Enter недостаточно. Продвинутые пользователи Google, которые ищут нишевую информацию, настоящие отзывы или интересные дискуссии, пользуются сторонними расширениями для Chrome:
- Search Filter позволяет подсвечивать в выдаче избранные сайты и прятать бесполезные;
- View Image возвращает кнопку «Открыть в полном размере» для картинок из выдачи;
- Google Similar Pages показывает страницы, похожие на ту, что вы сейчас просматриваете;
- Search current site ищет запрос на том сайте, где вы находитесь. Причем не только на одной странице, но и по всему сайту сразу;
- Search Results Previewer показывает превью сайта, который вы собираетесь открыть из выдачи Google. Сохраняет время — не нужно переходить по ссылке;
- Infinite Scroll позволяет бесконечно листать выдачу Google, чтобы не переходить на вторую и последующие страницы;
- Geolocation & Language Change дает возможность по одному клику изменить регион. Удобно смотреть результаты поиска по разным странам;
- Wikipedia Search позволяет гуглить по Википедии из контекстного меню;
- Simple Search возвращает к временам, когда в Google не было рекламы. Выдает простой список результатов без отвлекающей рекламы, информационных блоков и спонсорских ссылок;
- TinEye Reverse Image Search предоставляет продвинутый поиск по картинке. Может помочь найти подделки, определить происхождение изображения, показать разные размеры картинки;
- Search All ищет по всем поисковым системам и сервисам сразу — Google, Bing, Amazon, Википедии, eBay, Twitter, YouTube и любым другим сайтам. Позволяет настраивать поиск по магазинам, базам данных картинок, киносайтам, ресурсам с рецептами или любым другим.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.