Как я освоила компьютерную графику за счет государства, пока была безработной
Это история из Сообщества. Мы задали вопросы, бережно отредактировали и оформили по стандартам редакции
Я работала менеджером в крупной компании, и мою должность сократили, чтобы закрыть отдел.
После увольнения я встала на учет в Центр занятости населения, чтобы оформить выплаты от работодателя, и в итоге получила 450 000 ₽ — выходное пособие за три месяца в размере среднемесячного заработка.
В ЦЗН мне предложили разные меры поддержки от государства на период, пока я не трудоустроюсь. Можно было записаться на обучающие семинары очно и на онлайн-вебинары. Сотрудники центра рассказывали, как составить резюме, адаптироваться в новом коллективе, проводили тесты — психологические и на профориентацию. Предлагали помощь в регистрации ИП или оформлении в качестве самозанятого тем, кто хотел открыть свой бизнес.
Также была возможность бесплатно учиться за счет государства по выбранной специальности и получить диплом о профессиональной переподготовке. Разброс был большой: от рабочих специальностей, например токарей, сварщиков и операторов станков до офисных маркетологов, аналитиков, разработчиков и бухгалтеров.
Я воспользовалась этим и выбрала направление «компьютерная графика». Не задавалась целью переквалифицироваться в полноценного дизайнера, но в своей профессии мне приходилось иметь дело с коллегами из этой сферы, ставить ТЗ на рекламные материалы и лендинги, поэтому новые знания мне бы пригодились.
Как я оформила обучение
На очередном приеме в ЦЗН я сказала куратору, что хочу пройти обучение. Так как я уже стояла у них на учете и имела статус безработной, достаточно было моего желания и заявки в учебный центр.
Еще у меня был подтвержденный профиль на портале «Работа России» — его надо заводить всем, кто встал на учет как безработный. С помощью него можно подавать заявление на содействие трудоустройству и заявку на обучение. За меня это сделал куратор — сотрудник, который отвечал за мои успехи в ЦЗН.
Мне распечатали список актуальных направлений, где я и выбрала компьютерную графику. У многих специальностей была как очная, так и заочная форма обучения. Я выбрала последнюю: было лето и не хотелось сидеть в помещении.
Дополнительные документы собирать не пришлось — все уже было у моего куратора из ЦЗН. От меня требовалось пройти тест на профориентацию, а потом приехать в учебный центр «Профессионал» с паспортом и документом об образовании.
Меня только спросили, почему я выбрала компьютерную графику, а не, например, маркетинг, но никто не настаивал и не пытался повлиять на мой выбор. Думаю, если человек пойдет на неожиданную специальность, которая не связана с его предыдущим опытом, вряд ли его будут отговаривать.
Занятия
Процесс учебы мне нравился. Она шла девять недель, мы занимались с 14 до 19 часов по будням. Один день у нас был на самообучение — в личном кабинете открывали модуль с новой темой и вебинар по нему. Надо было прослушать материал, повторить алгоритм за ведущим и сделать домашнее задание — отправить в отдельную папку на проверку.
Нам преподавали два больших блока: месяц мы изучали работу в «Фотошопе», а затем еще месяц — в «Иллюстраторе». Так как я выбрала дистанционный формат обучения, вопрос с программами надо было решить самой: из-за санкций их было трудно скачать и установить, чтобы работать на своем ноутбуке.
Для тех, кто обучался очно, все было проще: в классе стояли стационарные компьютеры с установленными программами и был сетевой диск для хранения работ и домашних заданий.
В «Фотошопе» мне было заниматься интереснее — работала с уже готовыми изображениями. Еще я полюбила уроки с наложением фильтров и эффектов, журнальной ретушью и реставрацией старых фотографий, обтравочными масками, созданием иллюзий, работой с цветовым диапазоном и прочим.
В «Иллюстраторе» шла работа с созданием векторной графики с нуля — приходилось много рисовать самой, а мне такое не близко. Часто это было эмоционально затратно, так как я люблю доводить все до идеала. Но в то же время мне понравились уроки с ручной трассировкой изображений, когда их переводят в вектор, обводят по контуру и получают интересный силуэт.
Еще я полюбила делать мокапы продукции — когда готовый дизайн примеряют на разные формы и объекты. Так можно посмотреть, как будет выглядеть будущая пачка кофе или обложка ежедневника. Забегая вперед, скажу, что разработанный дизайн для дипломной работы мы показывали именно на мокапах.
Мне нравился процесс поиска нужных креативных решений. Например, нужно было подобрать персонажа под стиль и цвет исходной картинки. Или, чтобы отработать очередную тему в «Фотошопе», нужно было подыскать интересное фото для дальнейшей обработки. Пока находила то самое, еще другое себе сохраняла, появлялись идеи для будущих работ.
К плюсам обучения я отнесу классного преподавателя и удобную платформу: после занятий в личный кабинет загружали запись урока — я оценила возможность повторить пройденный материал. Еще давали быструю обратную связь по учебным вопросам, у нас был свой куратор группы.
К минусам отнесу совмещенные занятия: в классе урок вели для очных студентов, а мы смотрели прямой эфир. И больше времени доставалось тем, кто был в учебном центре, а не онлайн.
Думаю, дистанционное обучение в итоге повлияло и на мою оценку за дипломную работу — я получила четверку. Как человек, который до этого учился только очно, могу сказать, что при таком формате занятий лучше понимаешь предмет и преподавателя.
По ощущениям, преподавателю тоже сложнее вести уроки онлайн, поэтому мы почувствовали разницу в ее общении с теми, кто сидел непосредственно перед ней, и нами. Она нас даже не видела, на ее экране был просто список имен и фамилий.
В моей заочной группе было человек десять. Большая часть из них не писала в чат и не задавала вопросы, а только загружала работы. Подозреваю, что кому-то это обучение было неинтересно и они выполняли минимум, чтобы получить диплом. Еще были те, кто хотел восполнить пробелы, так как уже был дизайнером, но, например, не работал в «Иллюстраторе» раньше или делал это в устаревшей версии программы, а теперь актуализировал свои знания.
Чаще всего я занималась дома в Москве, но один раз уехала на две недели на дачу и училась оттуда. Уроки не пропускала — было очень интересно. Из всех ребят меня часто выделяли: я сдавала на проверку свои творческие работы по каждому занятию, а не только когда этого требовали.
Отчасти это было еще из-за того, что у меня было больше свободного времени, чем у других. Многие учащиеся признавались в чате, что не успевают к началу занятий, так как увозят ребенка в сад или на танцы, либо они делали домашку по дизайну по ночам, так как днем были заняты на другом обучении или развивали свое дело.
Диплом
На обучении регулярно устраивали зачеты и подводили промежуточные итоги — мы загружали свои творческие работы по пройденным темам на платформу. Было здорово видеть прогресс и наблюдать, как раз от раза работы становились лучше и аккуратнее.
Меня озадачило финальное задание для аттестации. Его сформулировали абстрактно: «Разработайте фирменный стиль для чего угодно». Надо было подготовить логотип, фирменные цвета, шрифты, позиционирование бренда, упаковку и все, что можно отнести к визуальным элементам.
Нас никак не ограничивали. Это подходит, если у вас уже есть опыт за плечами, насмотренность и много зрелых идей. А я, например, абсолютный новичок — с нуля пришла изучать дизайн, мне было сложно выбрать и что-то придумать из воздуха.
Преподавательница тоже почувствовала, что задание надо было обозначить четко, так как оно путало не только меня.
В нашей группе было проще тем, кто занимался рукоделием или уже вел бизнес: они работали с настоящим продуктом. Один делал дизайн для свечей ручной работы, другой — для ювелирных украшений, был человек, который мечтал открыть свое бюро переводов. Мне же пришлось фантазировать.
В итоге я придумала проект детского издательства «Добрые книги». Посмотрела логотипы похожих издательств и вдохновилась конкурентами. Нарисовала от руки прототип, а потом перенесла его в вектор. Далее выбрала фирменный шрифт и цвета, которые отражали бы суть моего бренда.
После этого придумала и нарисовала паттерн — рисунок из элементов, которые повторяются в нужном порядке и не имеют границ. Поэтому паттерн можно сделать какой угодно длины и ширины. Идеальный пример — обои для стен.
Чтобы визуально представить бренд, я искала подходящие мокапы. В моем случае это уличная вывеска, книги и книжная закладка, канцтовары и даже стаканчики для кофе.
Для аттестации работу надо было загрузить на Behance — популярный у дизайнеров ресурс. За нее мне и поставили четверку. Преподаватель хотела, чтобы я перерисовала логотип, и показывала референсы и свои идеи. Я чувствовала, что она не в восторге от этого черного силуэта. Она охарактеризовала мою работу как старомодную, с духом советского времени, мол, в таком стиле уже никто ничего не создает.
Я ссылалась на то, что почти у всех рассмотренных конкурентов либо силуэтные логотипы, либо полностью черные — я делала в похожем стиле. Преподавателю они не нравились, и она раскритиковала их в пух и прах. Мне было интересно обсуждать с ней разные варианты. По ее совету я все же немного доработала лого: убрала некоторые элементы, бабочку выделила желтым цветом, сменила шрифт — изначально он был рукописный и плохо считывался.
В итоге я остановилась на своем варианте лого и не стала его перерисовывать с нуля, как предложила преподаватель. Во-первых, проект — моя фантазия, реального издательства нет. Во-вторых, мне искренне понравилась моя задумка, она показывала историю ребенка, познающего мир через сказки и волшебство.
Сначала было немного обидно за оценку «четыре», ведь технически я все сделала хорошо и аккуратно, претензии были только к дизайну логотипа. Для меня это просто вкусовщина. Обиднее стало, когда я на защите увидела чужие работы. Конечно, были хорошие, но встречались и откровенно плохо сделанные, с нечитабельными слайдами, поехавшими шрифтами, неаккуратно и неряшливо оформленные. И за них люди тоже получили четверки.
Спустя неделю я отпустила ситуацию. У меня и в школьные, и в студенческие годы было похожее, когда оценка казалась несправедливой и специально заниженной по прихоти учителя.
После завершения обучения и защиты аттестационной работы я приехала в учебный центр и получила диплом. Куратор группы нашел мою фамилию в списке и попросил расписаться за документ, затем коротко поздравил с окончанием учебы и вручил его.
В качестве помощи в поиске работы по этой специальности на последнем занятии нам скинули список из нескольких вакансий. По нему прошлась наша преподавательница и что-то порекомендовала от себя.
Вакансии были как для людей без опыта в дизайне, например работа в фотоателье с ретушью фотографий, так и для тех, у кого уже есть портфолио и опыт в коммерческих проектах. На мой взгляд, там были неплохие зарплаты для новичков — например, сотруднику фотоателье обещали 60 000 ₽.
Я проходила обучение для себя, поэтому мне это было неактуально. Но некоторые в группе заинтересовались вакансиями. Надеюсь, они нашли себе новую работу по душе.
Во время обучения я не ездила в центр занятости к своему куратору, но на следующий день после получения диплома нужно было приехать и пройти очередную перерегистрацию статуса безработного, а еще показать диплом. Они подшивают его скан в личное дело как доказательство оказания образовательной услуги.
Итоги
Я определенно не жалею, что пошла на это обучение. Единственное, хотела бы учиться не летом, а в другой сезон, например осенью или весной, чтобы в теплое время года отдыхать и спокойно путешествовать.
Очень собой горжусь. Во-первых, я люблю учиться, это всегда ценный и интересный опыт и знания. Во-вторых, хоть что-то, но я создала сама, почувствовала себя немного художником. А еще увидела, как растет мой прогресс за время переподготовки. Благодаря урокам я могу сама внести незначительные правки в баннер. Также обучение помогло лучше ориентироваться в цветовых сочетаниях, шрифтах и актуальных тенденциях. Напоследок покажу еще пару своих работ.
Понимаю, что все забывается, если не практиковаться. Планирую время от времени открывать «Фотошоп» и повторять понравившиеся уроки. Еще в планах — отреставрировать старинные фото из семейного архива. Также очень хочу разработать дизайн одежды со своим принтом и заказать себе пару толстовок на память.
Дам пару советов тем, кто выбирает направление обучения:
- Подумайте, какие смежные направления вам могут быть полезны. Например, вы работали бухгалтером или эйчаром, но не могли никак пробиться в руководители. Возможно, в перечне специальностей вы найдете курс по управлению и менеджменту.
- Если нет критичных факторов, которые не позволяют каждый день ездить в учебный центр, выбирайте очную форму. Личный контакт с преподавателем всегда лучше, чем дистанционный. Тогда есть возможность задавать больше вопросов и просить помощи, а преподавателю проще вовлекаться в ваш прогресс и давать больше обратной связи.