В госзакупках заказчики обязаны привлекать поставщиков к ответственности за нарушение обязательств по контракту.
За неисполнение контракта могут оштрафовать на крупную сумму, а за просрочку — начислить пеню. Но иногда заказчики требуют лишнего. Так было у поставщика мягкого инвентаря — полотенец, покрывал, одеял, постельного белья и другой текстильной продукции. Несмотря на то что компания передала все товары по контракту, заказчик обратился в суд с иском о взыскании штрафов и пени за просрочку и убытков — всего 93 315,76 ₽. Причина — поставщик не сразу привез мягкий инвентарь надлежащего качества и заменил его уже после того, как истек срок доставки товаров.
Продавцу в суде удалось доказать, что заказчик не мог штрафовать его. В итоге ему удалось сэкономить 71 090,76 ₽.
В статье расскажу, какая ответственность грозит за поставку товара ненадлежащего качества в госзакупках и как доказать, что поставщик не обязан платить штраф, если заменил товар.
Вы узнаете
- Госзакупки и ответственность по госконтрактам
- Чем различаются пени и штрафы для поставщиков
- Как рассчитывается неустойка для поставщика
- Штрафы для поставщиков СМП и СОНКО
- Штрафы для поставщиков по видам нарушений
- Какие штрафы предусмотрены для госзаказчиков
- Какая ответственность предусмотрена для поставщиков и заказчиков
- Контракт на поставку мягкого инвентаря
- Иск заказчика
- Рассмотрение дела и решение
- Что в итоге
- Когда еще нельзя штрафовать в госзакупках
Матчасть: госзакупки и ответственность по госконтрактам
Органам власти, государственным и муниципальным учреждениям нужны работы, услуги или товары со стороны: текстиль, продукты питания, услуги охраны и тому подобное. Но они не могут просто взять и что-то купить или заказать у поставщика, который им больше понравился.
Поставщиков отбирают через систему государственных и муниципальных закупок по закону 44-ФЗ. Эту систему придумали, чтобы бюджетные деньги не разворовывались. Поэтому госзакупки строго регулирует государство. Вот как это работает.
Например, больница планирует закупить средства индивидуальной защиты. Она пишет техзадание на закупку: что именно нужно, сколько и когда. Определяет требования к поставщику и условия закупки, например преимущества для субъектов малого предпринимательства, ограничения для иностранных товаров. Затем публикует объявление о торгах на сайте госзакупок. Поставщики подают заявки, предлагают цену. Далее больница подводит итоги торгов и определяет победителя. С ним заказчик заключает контракт.
Выиграть тендер — это полдела. Контракт надо исполнить без нарушений, потому что штрафы в публичных закупках немаленькие. Многие поставщики на этом обжигаются.
В контракте фиксируют все важные требования, как в обычном договоре: что нужно сделать, когда, за сколько и на каких условиях. Контракт надо исполнить строго по этим требованиям. Например, если в заявке на тендер были указаны характеристики товара, то именно такой товар и нужно будет привезти.
В обычных сделках между компаниями, предпринимателями или гражданами стороны могут самостоятельно решать, как исполнять или изменять договор и какая ответственность грозит за его нарушение. В публичных закупках все гораздо строже: размеры неустойки определяет государство, а заказчики по закону обязаны привлечь поставщика к ответственности за нарушение условий контракта.
Дело в том, что при внутренней или внешней проверке заказчика контролирующие органы смотрят, как исполнялся контракт. Внутренняя проверка — значит, вышестоящей организацией. Например, закупку товаров для московского лицея будет проверять Департамент образования и науки города Москвы. Внешняя — это, например, проверка органами прокуратуры или органами финансового контроля: федеральным казначейством, местными и региональными органами контроля.
Контролеры проверяют, как заказчик принимал товар, оценивают результат работ. Смотрят, соответствуют ли товары или работы условиям контракта, требовал ли заказчик от контрагентов неустойку за нарушение контракта. Если нет, то контролеры в акте проверки напишут, что заказчик нарушил закон о госзакупках: не привлек поставщика к ответственности.
Работника, который исполняет контракт, привлекут к дисциплинарной ответственности или лишат премии, а самой организации выдадут предписание оштрафовать поставщика.
Какая ответственность грозит поставщику. Если поставщик срывает контракт, заказчик вправе:
- Начислить неустойку — штрафы и пени.
- Не вернуть обеспечение. Если поставщик обеспечивал исполнение контракта деньгами, заказчик может удержать их полностью или частично. Если банковской гарантией — заказчик потребует у банка возместить неотработанный аванс, неустойку и убытки. Потом исполнителю все равно придется заплатить, только уже банку.
- Внести исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков — черный список. По сути, это запрет на участие в госзакупках: заказчики считают таких исполнителей ненадежными.
- Взыскать убытки с поставщика, если заказчик их понесет из-за нарушения условий контракта.
Неустойку можно списать
Списать неустойку могут, если обязательства по контракту полностью исполнены.
Условия списания установило правительство. Например, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек не превышает 5% цены контракта, заказчик спишет штрафы и пени. Причем для заказчика это обязанность, а не право.
Чем различаются пени и штрафы для поставщиков
Если поставщик не исполняет обязательства по контракту точно и в срок, заказчик начислит неустойку: штраф и/или пеню.
Поставщик заплатит штраф, если он не исполнил контракт или исполнил его ненадлежащим образом.
Пеню начислят за просрочку исполнения обязательств по контракту .
Как рассчитывается неустойка для поставщика
Расчет пени поставщику. Размер пени — 1/300 ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки от стоимости неисполненного вовремя обязательства.
Например, поставщик выиграл аукцион на поставку фруктов в детский сад. Он привез груши на 200 000 ₽ вовремя, а яблоки по цене 800 000 ₽ с опозданием на 10 дней. Заказчик их принял и потребовал пеню — 1/300 ключевой ставки за каждый день просрочки. При этом пеня считается от цены контракта, уменьшенной на стоимость исполненного обязательства. Так как груши привезли в срок, то пеню начислят от стоимости яблок — 800 000 ₽.
Размер пени за день просрочки:
800 000 ₽ × 1/300 × 16% = 426,67 ₽
За 10 дней просрочки:
426,67 ₽ × 10 дней = 4266,7 ₽
Если же груши оказались гнилые, то за просрочку поставки хороших груш заказчик тоже насчитает пеню. А если поставщик так и не заменит груши, то и штраф.
Расчет штрафов поставщику. За неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта придется заплатить штраф. Систему штрафов в госзакупках определяет правительство.
Размер штрафа зависит от цены контракта или его этапа, если контракт поэтапный.
Штрафы за неисполнение контракта
Цена контракта, ₽ | Размер штрафа, % от цены контракта |
---|---|
До 3 млн | 10 |
От 3 до 50 млн включительно | 5 |
Свыше 50 до 100 млн включительно | 1 |
Свыше 100 до 500 млн включительно | 0,5 |
Свыше 500 млн до 1 млрд включительно | 0,4 |
Свыше 1 до 2 млрд включительно | 0,3 |
Свыше 2 до 5 млрд включительно | 0,25 |
Свыше 5 до 10 млрд включительно | 0,2 |
Свыше 10 млрд | 0,1 |
Штрафы за неисполнение контракта
Цена контракта, ₽ | Размер штрафа, % от цены контракта |
До 3 млн | 10 |
Свыше 3 до 50 млн включительно | 5 |
Свыше 50 до 100 млн включительно | 1 |
Свыше 100 до 500 млн включительно | 0,5 |
Свыше 500 млн до 1 млрд включительно | 0,4 |
Свыше 1 до 2 млрд включительно | 0,3 |
Свыше 2 до 5 млрд включительно | 0,25 |
Свыше 5 до 10 млрд включительно | 0,2 |
Свыше 10 млрд | 0,1 |
Например, детский сад заключил контракт с поставщиком фруктов на 1 000 000 ₽: 800 000 ₽ — стоимость яблок, 200 000 ₽ — груш. Поставщик привез яблоки, а груши оказались гнилые. Заказчик их не принял. Срок действия контракта истек, а хорошие груши поставщик так и не привез. Тогда заказчик вправе потребовать у поставщика уплатить штраф — 10% от стоимости непоставленного товара, то есть 20 000 ₽.
Штрафы для поставщиков СМП и СОНКО
Штрафы по госзакупкам для СМП и СОНКО намного ниже — 1% от суммы контракта или его этапа: минимум 1000 ₽, максимум — 5000 ₽.
Штрафы для поставщиков по видам нарушений
Для расчета штрафа обязательства поставщиков и исполнителей делят на две группы:
- Обязательства в денежном выражении, например поставить товар за определенную цену.
- Неденежные обязательства, например представить документы на товар — сертификаты, декларации о соответствии, регистрационные удостоверения и так далее.
Штрафы за нарушение обязательств без стоимостного выражения
Цена контракта, ₽ | Размер штрафа, ₽ |
---|---|
До 3 млн | 1000 |
От 3 до 50 млн включительно | 5000 |
Свыше 50 до 100 млн включительно | 10 000 |
Свыше 100 млн | 100 000 |
Штрафы за нарушение обязательств без стоимостного выражения
Цена контракта, ₽ | Размер штрафа, ₽ |
До 3 млн | 1000 |
От 3 до 50 млн включительно | 5000 |
Свыше 50 до 100 млн включительно | 10 000 |
Свыше 100 млн | 100 000 |
Еще бывает, когда штраф считают не от цены контракта, а от его начальной максимальной цены. Это цена, которую заказчик определяет до закупки, чтобы не купить товар, работы или услуги дороже их рыночной стоимости. Участники закупки могут предложить свои цены, но не выше этой начальной. Такой механизм позволяет бороться с завышением цен в госзакупках.
Штрафы при переходе через «0». Штраф считают от начальной максимальной цены контракта, когда торги после снижения до нуля пошли на повышение. Так бывает, когда участники аукциона снижают цену до 0,5% от начальной минимальной цены контракта и ниже и борются за то, кто заплатит больше собственно за право заключить контракт. По итогам таких торгов победитель не только поставит товар, но еще и заплатит заказчику за это.
Если по итогам торгов на повышение предложенная победителем цена будет ниже начальной максимальной цены контракта, то штраф будут считать в процентах от начальной цены. Если же цена контракта будет выше начальной максимальной цены, то штраф будут считать от итоговой цены контракта.
Величина штрафов при переходе через «0»
Цена контракта, ₽ | Размер штрафа, % |
---|---|
До 3 млн | 10 |
От 3 до 50 млн включительно | 5 |
Свыше 50 до 100 млн включительно | 1 |
Величина штрафов при переходе через «0»
Цена контракта, ₽ | Размер штрафа, % |
До 3 млн | 10 |
От 3 до 50 млн включительно | 5 |
Свыше 50 до 100 млн включительно | 1 |
Например, детский сад объявил электронный аукцион на закупку фруктов на 2 000 000 ₽. Это начальная максимальная цена контракта, с которой начинаются торги. В ходе аукциона цена была снижена до нуля, после чего торги пошли на повышение. То есть участники уже предлагали не цену, по которой они готовы поставить фрукты, а цену, которую готовы заплатить за то, чтобы бесплатно поставить фрукты детскому саду.
В ходе торгов на повышение лучшая для заказчика цена составила 150 000 ₽. В итоге победитель должен будет заплатить детскому саду 150 000 ₽ за право заключить контракт и бесплатно привезти фрукты в требуемом количестве и качестве. Это может быть выгодно для него, если ему негде хранить фрукты, а утилизация обойдется дороже, чем поставка. Если он не поставит фрукты, то должен еще и уплатить штраф — 10% от начальной максимальной цены контракта, то есть 200 000 ₽.
Штраф за непривлечение субподрядчиков. Если поставщик не привлек к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНКО, его оштрафуют на 5% объема такого привлечения .
Штрафы в работах по капитальному строительству. Если подрядчик некачественно выполнил работы по капитальному строительству, его оштрафуют на 5% стоимости этих работ .
Какие штрафы предусмотрены для госзаказчиков
Заказчики также несут ответственность за нарушения в закупках. Если заказчик не исполняет обязательства, его оштрафуют. Размер зависит от суммы контракта: чем она больше, тем выше штраф.
Штрафы для госзаказчиков
Цена контракта, ₽ | Размер штрафа, ₽ |
---|---|
3 млн и ниже | 1000 |
Свыше 3 до 50 млн включительно | 5000 |
Свыше 50 до 100 млн включительно | 10 000 |
Свыше 100 млн | 100 000 |
Штрафы для госзаказчиков
Цена контракта, ₽ | Размер штрафа, ₽ |
3 млн и ниже | 1000 |
Свыше 3 до 50 млн включительно | 5000 |
Свыше 50 до 100 млн включительно | 10 000 |
Свыше 100 млн | 100 000 |
Какая ответственность предусмотрена для поставщиков и заказчиков
Кроме штрафов и пени участники госзакупок могут нести административную и уголовную ответственность, если нарушают закон.
Таблица административных штрафов по 44-ФЗ
Вид нарушения | Размер штрафа | Основания |
---|---|---|
Неправильно выбрали способ закупки | 30 000—50 000 ₽ на должностное лицо | ст. 7.29 КоАП РФ |
Закупают объекты, которые не соответствуют целям закупок или требованиям закона к ним | От 20 000 до 50 000 ₽ на должностное лицо | ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ |
Неправильно обосновали начальную цену контракта или объект закупки | 10 000 ₽ на должностное лицо | ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ |
Не провели обязательное общественное обсуждение или провели с нарушением | 30 000 ₽ на должностное лицо | ч. 3 ст. 7.29.3 КоАП РФ |
Нарушили срок размещения необходимой информации в ЕИС | 5000—30 000 ₽ на должностное лицо, 15 000—100 000 ₽ на юрлицо | ч. 1 и 1.1 ст. 7.30 КоАП РФ |
Не разместили необходимую информацию в ЕИС | 50 000 ₽ на должностное лицо, 500 000 ₽ на юрлицо | ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ |
Установили не предусмотренные законом порядок оценки заявок или требования к участникам закупки | 1% начальной цены контракта, минимум 5000 ₽ и максимум 30 000 ₽ на должностное лицо | ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ |
Победителя закупки определили с нарушением закона | 50 000 ₽ на должностное лицо | ч. 7 ст. 7.30 КоАП РФ |
Заказчик провел меньше закупок среди СМП и СОНКО, чем требует закон | 50 000 ₽ на должностное лицо | ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ |
Нарушили порядок или срок возврата денег, которые поставщик внес как обеспечение заявки | 5000—15 000 ₽ на должностное лицо, 30 000—90 000 ₽ на юрлицо | ст. 7.31.1 КоАП РФ |
Контракт заключили с нарушением или поменяли условия контракта после того, как определили победителя | 1% начальной цены контракта, 5000 ₽ и максимум 30 000 ₽ на должностное лицо, минимум 50 000 ₽ и максимум 300 000 ₽ на юрлицо | ч. 1 и 4 ст. 7.32 КоАП РФ |
Нарушили сроки заключения контракта или уклонились от его заключения | 50 000 ₽ на должностное лицо | ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ |
Нарушили срок и порядок оплаты контракта или аванса | 30 000—50 000 ₽ на должностное лицо | ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ |
Таблица административных штрафов по 44-ФЗ
Неправильно выбрали способ закупки | |
Штраф | 30 000 — 50 000 ₽ на должностное лицо |
Основание | ст. 7.29 КоАП РФ |
Закупают объекты, которые не соответствуют целям закупок или требованиям закона к ним | |
Штраф | От 20 000 до 50 000 ₽ на должностное лицо |
Основание | ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ |
Неправильно обосновали начальную цену контракта или объект закупки | |
Штраф | 10 000 ₽ на должностное лицо |
Основание | ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ |
Не провели обязательное общественное обсуждение или провели с нарушением | |
Штраф | 30 000 ₽ на должностное лицо |
Основание | ч. 3 ст. 7.29.3 КоАП РФ |
Нарушили срок размещения необходимой информации в ЕИС | |
Штраф | 5000—30 000 ₽ на должностное лицо, 15 000—100 000 ₽ на юрлицо |
Основание | ч. 1 и 1.1 ст. 7.30 КоАП РФ |
Не разместили необходимую информацию в ЕИС | |
Штраф | 50 000 ₽ на должностное лицо, 500 000 ₽ на юрлицо |
Основание | ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ |
Установили не предусмотренные законом порядок оценки заявок или требования к участникам закупки | |
Штраф | 1% начальной цены контракта, минимум 5000 ₽ и максимум 30 000 ₽ на должностное лицо |
Основание | ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ |
Победителя закупки определили с нарушением закона | |
Штраф | 50 000 ₽ на должностное лицо |
Основание | ч. 7 ст. 7.30 КоАП РФ |
Заказчик провел меньше закупок среди СМП и СОНКО, чем требует закон | |
Штраф | 50 000 ₽ на должностное лицо |
Основание | ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ |
Нарушили порядок или срок возврата денег, которые поставщик внес как обеспечение заявки | |
Штраф | 5000—15 000 ₽ на должностное лицо, 30 000—90 000 ₽ на юрлицо |
Основание | ст. 7.31.1 КоАП РФ |
Контракт заключили с нарушением или поменяли условия контракта после того, как определили победителя | |
Штраф | 1% начальной цены контракта, минимум 5000 ₽ и максимум 30 000 ₽ на должностное лицо, минимум 50 000 ₽ и максимум 300 000 ₽ на юрлицо |
Основание | ч. 1 и 4 ст. 7.32 КоАП РФ |
Нарушили сроки заключения контракта или уклонились от его заключения | |
Штраф | 50 000 ₽ на должностное лицо |
Основание | ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ |
Нарушили срок и порядок оплаты контракта или аванса | |
Штраф | 30 000—50 000 ₽ на должностное лицо |
Основание | ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ |
Пени. Пеня — это другой вид неустойки. В отличие от штрафа, она начисляется не за нарушение контракта, а за просрочку исполнения обязательства — нарушение сроков поставки товара, выполнения работ или оказания услуг. То есть если поставщик не привез груши или привез гнилые, его оштрафуют. А если он привез хорошие груши, но позже срока по контракту — начислят пеню.
Заказчики часто требуют от поставщика уплаты и штрафов, и пени, даже если поставщик в итоге привез товар. Это неправильно. В нашем примере, если поставщик все-таки поставит хорошие груши, пусть и с просрочкой, штраф он платить не должен — только пени.
Именно такую ошибку допустил заказчик контракта на поставку мягкого инвентаря, когда пытался взыскать с поставщика одновременно штрафы и пени за поставку товаров ненадлежащего качества.
Вот как поставщику удалось добиться справедливости и не уплачивать лишние штрафы.
Контракт на поставку мягкого инвентаря
Центр соцобслуживания и поставщик текстиля 22 июля заключили муниципальный контракт на поставку мягкого инвентаря. По его условиям поставщик должен был привезти полотенца, одеяла, покрывала и другой текстиль в течение семи дней, то есть до 29 июля. За это заказчик должен был заплатить 355 453,89 ₽.
В контракте была предусмотрена такая ответственность поставщика:
- За каждый факт ненадлежащего исполнения контракта, кроме просрочки, поставщик должен был уплатить штраф 35 545,38 ₽ — 10% от цены контракта.
- За нарушение обязанности представить документацию на текстильные изделия — сертификаты и документы о качестве товара — штраф 1000 ₽.
- За нарушение сроков исполнения контракта поставщик должен был уплатить пеню в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на стоимость исполненных обязательств.
Поставщик текстиля привез все товары 13 августа — на 15 дней позже срока. Центр соцобслуживания при приемке изделий установил несоответствие некоторых из них условиям контракта:
- Одеяла не подошли по размерам.
- На покрывала не было сертификатов качества.
- На полотенцах не было информации о плотности ткани.
- Наименования наматрасников и наволочек не соответствовали заявленным.
Заказчик составил мотивированный отказ от приемки этих товаров и 26 августа направил поставщику текстиля претензию — потребовал их заменить. Кроме того, центр соцобслуживания требовал уплатить:
- Штраф за поставку товаров ненадлежащего качества — 35 545,38 ₽.
- Штраф 1000 ₽ за отсутствие сертификатов.
- Пени за просрочку поставки товаров на 15 дней — 1288,52 ₽.
Поставщик заменил непринятые товары, и 9 сентября центр соцобслуживания согласился принять весь текстиль, кроме полотенец. По поводу их качества возник спор. Поставщик текстиля представил протоколы испытаний полотенец, но заказчик в них усомнился и обратился в экспертную организацию. Специалисты решили, что полотенца не соответствовали условиям контракта.
Заказчик снова обратился к поставщику с претензией и потребовал:
- Заменить полотенца.
- Уплатить еще один штраф за ненадлежащую поставку — 35 545,38 ₽.
- Уплатить штраф за ненадлежащие протоколы испытаний — 1000 ₽.
- Возместить расходы на проведение экспертизы — 18 936,48 ₽.
В случае отказа пригрозил судом.
Поставщик текстиля заменил полотенца 11 декабря и так полностью исполнил контракт. Однако требования центра соцобслуживания уплатить неустойки и возместить расходы на экспертизу не выполнил. Тогда заказчик обратился в суд.
Иск заказчика
В декабре 2019 года центр соцобслуживания обратился с иском в Арбитражный суд Красноярского края. Этот суд стороны определили в контракте.
В иске заказчик требовал:
- Заплатить штраф за две поставки товаров ненадлежащего качества — по 35 545,38 ₽ за каждую, всего 71 090,76 ₽.
- Заплатить штраф за два нарушения обязанности представить документы: отсутствие сертификатов на покрывала в первой поставке и недостоверные протоколы испытаний полотенец. За каждое нарушение центр соцобслуживания требовал по 1000 ₽ — всего 2000 ₽.
- Возместить расходы на экспертизу — 18 936,48 ₽.
- Уплатить пеню за 15 дней просрочки в размере 1288,52 ₽.
- Возместить расходы на госпошлину — 3733 ₽.
Общая сумма требований — 93 315,76 ₽, а с учетом госпошлины — 97 048,76 ₽.
Суд принял иск 27 декабря. Так как цена иска была меньше 1,2 млн рублей, процесс шел по правилам упрощенного производства. Его особенность в том, что суд рассматривает дело без вызова сторон на заседание. Суд оценивает только документы, которые представили стороны, и разрешает спор по этим документам. Здесь нет ни выступлений, ни каверзных вопросов, ни прений — все аргументы и возражения истец и ответчик представляют на бумаге.
Поставщик мягкого инвентаря подготовил отзыв на иск: указал, что заменил все непринятые товары, поэтому оснований для взыскания штрафа нет.
В отзыве поставщик ссылался на позицию Верховного суда РФ: поставку ненадлежащего товара с последующей заменой на надлежащий следует расценивать как нарушение сроков поставки — это исключает взыскание штрафа.
Так поставщик текстиля хотел отбить основное требование о взыскании штрафов за ненадлежащие поставки в размере 71 090,76 ₽.
Центр соцобслуживания попытался опровергнуть доводы ответчика и направил в суд возражения на отзыв. Истец написал, что определение Верховного суда, на которое ссылался поставщик, устарело: оно было принято, когда еще действовало старое постановление правительства о штрафах в госзакупках 2013 года. Это постановление утратило силу, когда в 2017 году приняли новое — № 1042. Центр соцобслуживания считал, что позиция Верховного суда якобы не актуальна.
Рассмотрение дела и решение
Суд согласился с позицией поставщика и 4 марта отказал заказчику в удовлетворении требования о взыскании штрафов 71 090,76 ₽.
Суд не стал выносить мотивированное решение по делу, где объяснил бы свои выводы: так можно по закону. Но очевидно, что судья счел доводы поставщика убедительными. Ответчик заменил непринятые товары, и истец их принял — это доказывали акты о приемке. Поэтому истец не вправе взыскивать с него штраф. Суд подтвердил правовую позицию ВС: замена ненадлежащего товара на надлежащий исключает взыскание штрафа.
Что касается других требований, то суд решил взыскать с поставщика:
- Штраф за документы — 2000 ₽.
- Расходы на экспертизу — 18 936,48 ₽.
- Пеню в меньшем размере — 872,75 ₽.
- Госпошлину — 872 ₽, это также меньше того, что просил истец.
Всего в пользу центра соцобслуживания суд взыскал 22 681,23 ₽ вместо 97 048,76 ₽.
- 22 681,23 ₽
Решение поставщика устроило, поэтому обжаловать его он не стал. Истец апелляционную жалобу также не подавал.
Последним актом этого судебного процесса стало определение суда о взыскании с истца 7000 ₽ расходов на юриста.
Что в итоге
Поставщики не обязаны платить штрафы за неисполнение контракта, если после поставки товаров ненадлежащего качества заменят их на товары, которые соответствуют условиям контракта. Тогда заказчик может начислить только пеню за нарушение сроков поставки, если поставщик их нарушил.
Именно такая позиция сейчас складывается в судебной практике. Решение по спору между поставщиком мягкого инвентаря и городским центром соцобслуживания еще раз это подтверждает.
Когда еще нельзя штрафовать в госзакупках
Аналогичную позицию в отношении штрафов суды занимают и при других нарушениях условий контрактов в госзакупках.
При поставке некомплектного товара. Если поставщик изначально поставит некомплектный товар или товар с нарушением условия об ассортименте или вообще поставит лишь часть товара, но впоследствии устранит нарушение, оснований для взыскания штрафа не будет.
Например, заказчик закупает комплект мебели: шкаф, стол и 12 стульев. Шкаф и стол привезли, а вместо 12 стульев поставили только 6. Если поставщик исправится и привезет недостающие стулья, то штрафовать его заказчик не вправе.
При выполнении работ с недостатками. Если поставщик выполнит работы ненадлежащим образом, но потом устранит все недостатки, оснований для штрафа также не будет. Ненадлежащее выполнение работ в таком случае суды расценивают как нарушение сроков работ. Это основание для начисления пени, но не для штрафа.
Например, в Новосибирске подрядчик по контракту с институтом ядерной физики выполнял работы по капитальному ремонту. При приемке работ заказчик установил, что использованные материалы не соответствуют требованиям контракта. Подрядчик выявленные недостатки устранил, но институт потребовал штраф за ненадлежащее исполнение контракта и обратился в суд.
Суды трех инстанций ему отказали: так как подрядчик устранил недостатки, оснований для взыскания штрафа нет.
Запомнить
- В публичных закупках заказчики по закону обязаны привлечь поставщика к ответственности за нарушение условий контракта.
- За неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта придется заплатить штраф.
- Размеры штрафов установило правительство, и они зависят от стоимости контракта. Штрафы могут достигать 10% от цены контракта за каждый факт нарушения.
- В отличие от штрафа пеня начисляется не за факт нарушения контракта, а за просрочку исполнения обязательства — нарушение сроков поставки товара, выполнения работ или оказания услуг.
- Размер пени — 1/300 ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки от цены контракта, уменьшенной на стоимость исполненного обязательства.
- Если поставщик заменит ненадлежащий товар, заказчик не вправе требовать уплатить штраф. Но может требовать пеню, если была просрочка.
Новости, которые касаются бизнеса, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes