Я занимаюсь социологическими исследованиями и иногда работаю для государственных заказчиков.

В конце 2018 года мои заказчики сказали: «Если хочешь и в следующем году с нами работать, подавай заявку через электронную торговую площадку». Я понятия не имел, как это делается.

Пришлось разбираться с нуля. Оказалось, что на электронной торговой площадке нельзя просто взять и зарегистрироваться. Я потратил много времени, сделал несколько ошибок и чуть не опоздал с заявкой. В итоге все-таки успел — и победил в конкурсе.

Я получил уже пять госконтрактов через систему электронных закупок. Если вы предприниматель и собираетесь работать с государственными структурами, но не хотите метаться, как я, эта статья для вас. Расскажу, что и в какой последовательности делать ипшнику, чтобы участвовать в электронных торгах.

Что такое госзакупки

Государственным организациям для работы нужны услуги или товары со стороны — мебель, канцтовары, электричество. Детские сады заказывают продукты для столовой и игрушки, школы привлекают частные охранные предприятия, транспортные службы закупают автобусы и троллейбусы. У меня государство заказывает социологические исследования. Почитайте, как они проводятся.

Организации или предприниматели, у которых государство заказывает товары и услуги, — это поставщики. Сами госорганы — заказчики, а вся система — госзакупки.

Государственные и муниципальные предприятия не вправе просто выбрать поставщика, который им больше понравится. Поставщиков определяют через систему госзакупок по закону о госзакупках — 44-ФЗ. Например, заказчик объявляет конкурс или аукцион, поставщики подают заявки — и побеждает лучшая.

До 2019 года я тоже участвовал в конкурсах и иногда побеждал. Но это были бумажные заявки. С 2019 года госструктуры обязаны проводить закупки в онлайне при помощи электронных торговых площадок — ЭТП, или операторов. Исключение — закрытые способы определения поставщиков: они не всегда проходят в электронной форме.

ЭТП — это сайт, где заказчики размещают объявления о конкурсах, а поставщики подают заявки на участие. Там же подводят итоги и объявляют победителя торгов. Похоже на биржу, где малый и средний бизнес предлагает свои услуги по заявкам госструктур.

По 44-ФЗ в России работают восемь электронных площадок:

  1. Сбербанк-АСТ.
  2. Единая электронная торговая площадка.
  3. Электронная площадка торгов «РТС-тендер».
  4. ММВБ — Национальная электронная площадка.
  5. Электронная торговая площадка «Заказ-РФ».
  6. «Российский аукционный дом».
  7. Электронная торговая площадка «Газпромбанка».
  8. ЭТП «ТЭК-торг».

Чтобы работать с государством, нужно попасть на такую площадку. Предприниматель может искать подходящие конкурсы только на одной или на всех площадках сразу. Для этого обязательно там аккредитоваться.

Сначала я думал, что просто зайду на сайт оператора и создам личный кабинет. Оказалось, что так нельзя. Аккредитацию дают автоматически на всех площадках, но только после прохождения нескольких шагов. Расскажу каких.

Можно было заплатить за помощь в прохождении шагов для аккредитации. Услуга стоит 4990 р.. Для меня это было дорого, и я сомневался, что смогу сильно сэкономить время. Поэтому не стал покупать
Можно было заплатить за помощь в прохождении шагов для аккредитации. Услуга стоит 4990 р.. Для меня это было дорого, и я сомневался, что смогу сильно сэкономить время. Поэтому не стал покупать
Как вести бизнес без штрафов
Зарабатывать больше и не нарушать закон. Раз в месяц — в нашей рассылке для предпринимателей
💎💎💎💎💎

Шаг 1
Получить электронную подпись

Первое условие для работы на госзакупках — сертификат электронной подписи, ЭП. Подходит не любая ЭП, а именно электронная подпись для торгов. Если у вас есть электронная подпись, которой вы подписываете декларацию для налоговой, не факт, что она подойдет.

Электронную подпись для торгов не дают бесплатно. Ее надо покупать в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, УЦ. Аккредитацию, или разрешение на работу, центрам дает Министерство связи. У них работает специальный сайт, где перечислены все аккредитованные УЦ. Но не все из них готовы сделать для ИП электронную подпись для торгов — надо уточнять на сайте или по телефону.

Для изготовления ЭП нужно подать заявку. УЦ вышлет форму заявления и счет. Сертификат отдают лично в сервисном центре.

От ИП потребуется:

  1. Копия паспорта, развороты с фото и пропиской.
  2. Копия СНИЛС.
  3. Копия ИНН.
  4. Копия ОГРНИП.

Если за ключом поедет представитель по доверенности, ему необходимо взять с собой оригинал паспорта и заверенную печатью ИП доверенность на получение сертификата ключа подписи.

Цена электронной подписи зависит от задач, для которых она подходит, и срока действия. Меня интересовали только госконтракты — участие в торгах по 44-ФЗ в качестве поставщика. ЭП с такими функциями стоит 4500—6000 Р. Я купил подпись на год за 4500 Р. Можно было еще доплатить, чтобы сертификат выпустили в течение часа.

Если не доплачивать за срочность, электронную подпись делают за 1—3 рабочих дня. Лучше начинать процесс аккредитации на ЭТП именно с получения подписи: она понадобится в дальнейшем.

Сертификат электронной подписи дадут в виде флешки. Чтобы работать с ним, нужно вставить флешку в компьютер и настроить его. У меня часть настройки прошла автоматически, а потом я звонил в УЦ — они удаленно подключались к моему компьютеру и что-то там настраивали.

В моем городе действуют семь аккредитованных УЦ. Если два раза щелкнуть по названию, попадете на карточку этого центра, а оттуда — на их сайт
В моем городе действуют семь аккредитованных УЦ. Если два раза щелкнуть по названию, попадете на карточку этого центра, а оттуда — на их сайт
На сайте удостоверяющего центра есть перечень задач, под которые можно изготовить электронную подпись. Я отметил только галочку «Поставщик» в списке «Торги по 44-ФЗ»
На сайте удостоверяющего центра есть перечень задач, под которые можно изготовить электронную подпись. Я отметил только галочку «Поставщик» в списке «Торги по 44-ФЗ»

Мои ошибки при изготовлении ЭП. У меня уже была электронная подпись, которой я подписывал налоговую декларацию. Я думал, что ее будет достаточно, поэтому заранее ничего не делал. В последний момент выяснилось, что моя подпись не подходит.

Я не мог поверить, что за ЭП нужно платить. Слышал, что их делают бесплатно, искал и нашел где. Оказалось, что УЦ «Главное управление информационных технологий и связи» бесплатно делает электронные подписи для госструктур, муниципалов и общественных организаций. Для предпринимателей — нет. В итоге только потратил время.

Я чуть не переплатил. Первый УЦ выставил мне счет на 5950 Р за годовой сертификат. У меня уже оставалось мало времени, поэтому я хотел его оплатить. Решил все-таки сравнить цены: автоматический подбор на сайте другого УЦ предложил мне 5900 Р за год. Я позвонил им, и в процессе разговора менеджер предложила вариант за 4500 Р без ненужных мне функций.

Такую стоимость предложил сайт другого УЦ. На 50 рублей меньше — я согласился на их цену
Такую стоимость предложил сайт другого УЦ. На 50 рублей меньше — я согласился на их цену
Это первый счет за сертификат электронной подписи. Я был готов бежать оплачивать его, но в итоге не побежалИтоговая цена, которую мне предложила менеджер. Спасибо ей за это

Как избежать ошибок. Выбирайте УЦ, у которого есть сервисный центр в вашем городе. Проверьте, делает ли этот УЦ подписи для предпринимателей.

Перед покупкой уточните у менеджера, можно ли выпустить электронную подпись дешевле — без ненужных опций. Но сначала сверьтесь со своими планами. Электронная подпись также требуется для участия в закупках коммерческих организаций по 223-ФЗ, в закупках РЖД, закупках малого объема и имущественных торгах. Если сейчас возьмете сертификат только для работы по 44-ФЗ, он может не подойти для других площадок.

Например, я сказал менеджеру, что мне ничего не нужно, кроме участия на площадке закупок по 44-ФЗ, а сейчас уже работаю на площадке «Электронный магазин» — это закупки малого объема, они проходят по другим правилам. Хорошо, что моя подпись подошла для этого и не пришлось выпускать еще одну.

Электронная подпись работает в моем ноутбуке
Электронная подпись работает в моем ноутбуке

Шаг 2
Регистрация в ЕСИА — на госуслугах

ЕСИА — это Единая система идентификации и аутентификации. По-простому ЕСИА — госуслуги. Если у вас нет там учетной записи, придется ее создать и подтвердить. Сделать это можно при помощи электронной подписи.

На основе подтвержденной учетной записи физлица необходимо зарегистрироваться на госуслугах как ИП. Одновременно автоматически появится личный кабинет на сайте госзакупок, но после все равно придется туда зайти и зарегистрироваться в качестве участника закупки.

Чтобы создать учетную запись ИП, зайдите в свою подтвержденную учетную запись физлица. Нажмите на вкладку «Добавить организацию». Далее нажмите на ссылку «Индивидуальный предприниматель». Потом заполните недостающие сведения о себе
Чтобы создать учетную запись ИП, зайдите в свою подтвержденную учетную запись физлица. Нажмите на вкладку «Добавить организацию». Далее нажмите на ссылку «Индивидуальный предприниматель». Потом заполните недостающие сведения о себе

Шаг 3
Регистрация в ЕИС — на госзакупках

ЕСИА и ЕИС не одно и то же, хоть и связаны между собой. ЕИС — это Единая информационная система, попадают в нее через сайт госзакупок.

После регистрации в ЕСИА личный кабинет на госзакупках уже создан автоматически, но туда надо войти и заполнить регистрационные данные. Войти не так просто, и здесь обязательна электронная подпись.

Личный кабинет открывается не в любом браузере: мне удается войти только через Internet Explorer. Это вообще основной браузер для госзакупок.

Сначала нужно настроить рабочее место. Я кое-как сделал это самостоятельно, а потом узнал, что настройку за меня мог сделать специалист УЦ, где я купил электронную подпись. Это входит в ее цену.

Если в обслуживание по ЭП настройка не входит, придется скачивать и устанавливать программы «Криптопро CSP» и «Криптопро ЭЦП Browser plug-in». Это делается в процессе выполнения «Инструкции по настройке рабочего места». Еще у системы госзакупок работает техническая поддержка, но они ни разу не взяли трубку. Поэтому вместе с электронной подписью стоит покупать пакет техподдержки, чтобы все технические вопросы переложить на профессионалов.

Когда настроите рабочее место, сможете попасть в личный кабинет участника закупок. Часть данных заполняется автоматически — они переходят из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ЕГРИП. Остальное нужно заполнить вручную. Потом нужно подписать эту информацию электронной подписью — и вы автоматически попадете в Единый реестр участников закупок, ЕРУЗ.

На этом сайте сразу три варианта личных кабинетов. Вам нужен «Личный кабинет участника закупок»
На этом сайте сразу три варианта личных кабинетов. Вам нужен «Личный кабинет участника закупок»
Файлы, которые я наустанавливал в процессе настройки рабочего места. До сих пор не знаю, что из этого на самом деле необходимо, поэтому на всякий случай ничего не удаляю
Файлы, которые я наустанавливал в процессе настройки рабочего места. До сих пор не знаю, что из этого на самом деле необходимо, поэтому на всякий случай ничего не удаляю
После этого сведения автоматически уйдут на все электронные площадки. Не позднее следующего рабочего дня вас автоматически аккредитуют на всех этих площадках
После этого сведения автоматически уйдут на все электронные площадки. Не позднее следующего рабочего дня вас автоматически аккредитуют на всех этих площадках
Подобные письма я получил от электронных площадок после попадания в ЕРУЗ
Подобные письма я получил от электронных площадок после попадания в ЕРУЗ

Мои ошибки при регистрации в ЕИС. Я думал, что ЕИС и ЕСИА — одно и то же. У меня была учетная запись физлица на госуслугах, но я не сделал личный кабинет ИП, а пытался сразу зарегистрироваться на госзакупках. Это у меня не получалось, я менял настройки, скачивал инструкции, нервничал и долго не мог понять, почему от меня требуют зарегистрироваться в ЕСИА, если я этим и занимаюсь.

Если бы догадался сразу обратиться в свой удостоверяющий центр, они удаленно сделали бы всю настройку за меня и я бы не тратил время и силы.

Как избежать ошибок. Проверьте предварительно, стоит ли у вас Internet Explorer. Лучше сразу работать в нем, чем мучиться, настраивая привычный браузер, и потом все равно установить Internet Explorer. Почему-то госорганы отдают предпочтение именно ему.

Всегда обращайтесь за консультациями в свой удостоверяющий центр. Они должны быть заинтересованы в том, чтобы все работало. Ведь срок действия электронной подписи истечет, и в следующий раз вы можете купить сертификат в другом месте — там, где лучше сервис.

И не путайте ЕСИА и ЕИС, хотя они и похоже звучат.

Шаг 4
Открыть спецсчет

После регистрации в ЕИС можно войти на выбранную торговую площадку. Логин и пароль создавать не нужно, вместо этого необходимо вставить флешку с электронной подписью. Авторизация пойдет через ЕСИА, поэтому потребуется пароль от госуслуг.

У сайта ЭТП тоже трудности с работой в большинстве браузеров. Я могу зайти в личный кабинет на своей торговой площадке тоже только из Internet Explorer. И даже это получилось не сразу — пришлось опять обращаться в техподдержку моего удостоверяющего центра. Специалист снова удаленно подключился к моему компьютеру, сначала настраивал сам, потом советовался с коллегами, что-то скачивал, и через час проблема вдруг решилась. На радостях специалист признался, что он все испробовал, не знал, что делать дальше, и даже не понял, что в итоге привело к успеху. Спасибо ему за упорство.

После выбора ЭТП можно искать закупки, но при цене контракта от 1 млн рублей потребуется обеспечение заявки: это сумма, которая вносится на специальный банковский счет. Там ее временно заблокируют, и заявку допустят к участию. Счет такого типа так и называется — специальный счет участника закупок.

Спецсчета имеют право вести не все банки, а только те, что есть в перечне, утвержденном правительством. Обратитесь в один из них.

Когда я делал себе спецсчет, Тинькофф-банка еще не было в этом перечне. Поэтому основной счет ИП у меня в Тинькофф, а спецсчет — в Сбере. Чтобы его открыть, пришлось сначала сделать в Сбербанке обычный расчетный счет, а потом дополнительно к нему — специальный. Денег за это не взяли, обслуживание спецсчета тоже бесплатное.

Через некоторое время после открытия спецсчета он появится в личном кабинете на ЭТП: банк сам передаст сведения.

Кроме обеспечения заявок оператор списывает со спецсчетов свою комиссию: если побеждаете в конкурсе, электронная торговая площадка получает вознаграждение. В моем случае это 1% от суммы госконтракта, но максимум 2000 Р: могу получить контракт на несколько миллионов рублей, а могу на 200 тысяч — все равно отдам оператору 2000 Р.

Заявление на спецсчетЗаявление на спецсчет
На моей ЭТП для входа в личный кабинет я выбираю «Закупки по 44-ФЗ» — «Поставщик-резидент»
На моей ЭТП для входа в личный кабинет я выбираю «Закупки по 44-ФЗ» —
«Поставщик-резидент»
Я ждал появления информации о своем счете на ЭТП примерно две недели, и все это время оператор предупреждал меня о необходимости срочно сделать спецсчет и предлагал свои варианты
Я ждал появления информации о своем счете на ЭТП примерно две недели, и все это время оператор предупреждал меня о необходимости срочно сделать спецсчет и предлагал свои варианты

Что и где сделать, чтобы участвовать в госзакупках

Я разбирался во всем сам, делал ошибки, терял время, поэтому весь процесс аккредитации на электронной торговой площадке занял у меня месяц. На самом деле можно быстрее.

Что сделать для участия в госзакупках

ШагГде ЦенаСрок
Электронная подписьУдостоверяющий центр4500—6000 Р на год1—3 рабочих дня
Регистрация в ЕСИАГосуслугиБесплатноМоментально
Регистрация в ЕИС и аккредитация на ЭТПСайт госзакупокБесплатно2 рабочих дня
СпецсчетБанк из перечняПо тарифам банкаВ день обращения
Электронная подпись
Цена
4500—6000 Р на год
Срок
1—3 рабочих дня
Регистрация в ЕСИА
Цена
Бесплатно
Срок
Моментально
Регистрация в ЕИС и аккредитация на ЭТП
Цена
Бесплатно
Срок
2 рабочих дня
Спецсчет
Где
Цена
По тарифам банка
Срок
В день обращения

Запомнить

  1. В России бизнес получает заказы от государства через систему госзакупок. Теперь — в электронном виде.
  2. Для этого предприниматель аккредитуется на электронных торговых площадках.
  3. Аккредитоваться — это не просто создать аккаунт на сайте. Для аккредитации ИП проходит три шага: выпуск электронной подписи, регистрация в ЕСИА и регистрация в ЕИС.
  4. Чтобы подать заявку на госконтракт дороже 1 млн рублей, понадобится спецсчет.