Как малому бизнесу импортировать товары на продажу
Как вести бизнес в России
207K
Иллюстратор — Егор Шатохин

Как малому бизнесу импортировать товары на продажу

Базовые знания для начинающего импортера

152

Уже более 10 лет я занимаюсь импортом.

Три года я служил на таможне — занимался оформлением грузов юридических лиц. Потом работал в крупных и мелких предприятиях, которые возят из-за границы — импортируют — разные товары для собственных нужд и на продажу.

Я импортировал все, что только можно: например, картины, упаковку и пластиковые изделия из Китая, стройматериалы из Европы, краски и красители из Вьетнама, сырье для производства косметики из Кореи. Привозил товары контейнерами, вагонами, еврофурами и почтовыми посылками.

Кажется, что международная торговля — это что-то очень сложное и доступное только крупному бизнесу, но это не так. Расскажу, как индивидуальному предпринимателю или небольшому ООО организовать импорт, правильно оформить документы на ввоз, рассчитать таможенные платежи и не разориться на штрафах.

Эта статья не сделает из вас эксперта по импорту

Здесь базовые знания для тех, кто хочет начать самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, но не знает, как работать с таможней. Этой информации достаточно, чтобы в общих чертах понять, как все устроено. А дальше два пути.

Дешевый — организовать импорт самостоятельно. Но придется разбираться: читать литературу, изучать законы, проходить обучающие курсы. Дорогой — нанять профессионалов, которые привезут и растаможат товары за вас.

Но даже если будете пользоваться помощью других специалистов — таможенных представителей, агентов по сертификации товаров, юристов и логистов, — стоит хотя бы немного разобраться в их работе. Нужно же понимать, за что именно вы платите.

Я расскажу про импорт непродовольственных товаров народного потребления: курток, кроссовок, рюкзаков, чехлов для телефонов, наушников, ремней, очков, головных уборов, брелоков, канцтоваров. Я не буду касаться вопросов ввоза продуктов питания, потому что при их импорте очень сложная и дорогостоящая процедура сертификации.

Несмотря на санкции и сложности в перевозке грузов в 2023 году, мировая торговля развивается и глобализируется — нетрудно найти на зарубежных интернет-площадках нужные товары, связаться с производителями или продавцами и договориться о сделке. Легко получить по почте образцы, рассчитать цену и выбрать способ поставки. Иногда кажется, что купить товар в Китае не сложнее, чем в соседнем городе.

Одно из препятствий для начинающего импортера — это российская таможня с ее платежами, правилами и штрафами за нарушения. Расскажу о процессе подготовки к таможенному декларированию товара на российской таможне.

Как импортировать в 2023 году

В сравнении с 2022 годом в 2023 году импортировать товары в Россию стало еще труднее, так как транспортное сообщение со странами Европы практически остановлено: грузовых авиаперелетов нет, работает по одному автомобильному переходу с Польшей и с каждой из стран Прибалтики.

Санкции стран Европы, Америки и Австралии. Страны ЕC, Великобритания, США, Канада, Австралия, Япония и другие наложили санкции на Россию. Санкции принимались в несколько этапов и включают в себя разные меры. В Россию запрещено ввозить высокотехнологичную продукцию, промышленное оборудование, полупроводники, самолеты и запчасти к ним, семена и удобрения, предметы роскоши. Страны принимали санкции отдельными решениями, поэтому для каждой страны и каждого вида товара надо уточнять, можно ли его импортировать оттуда или нет.

Банки. Под блокирующие санкции подпали 11 российских банков, в числе первых — ВТБ, «Открытие», «Совкомбанк», «Промсвязьбанк» «Новикомбанк» и МКБ. Заплатить зарубежному поставщику или перевозчику со счета такого банка не получится. Еще не получится заплатить со счета в «Сбербанке» поставщику из США — корреспондентские счета «Сбербанка» в США закрыты, все транзакции с его участием в Штатах отклоняются.

Санкции компаний. Компании из стран, наложивших санкции, продающие товары, разрешенные к ввозу в Россию, не обязаны прерывать бизнес с Россией, но многие делают это по своей инициативе.

Также многие компании из стран, не наложивших санкции, отказываются работать с российскими покупателями из-за риска самим подпасть под вторичные санкции Европы и США.

Перевозка. Европейские и американские логистические компании, в том числе крупнейшая компания Maersk, отказались от деятельности на территории России, а это значит, что они не только не будут заниматься перевозками в РФ, но и откажутся сдавать в аренду свои морские контейнеры. Отказаться доставлять груз могут и китайские перевозчики — также из-за риска подпасть под американские и европейские санкции.

Самолеты авиакомпаний стран, наложивших санкции на РФ, больше не выполняют рейсы в Россию. Сначала Европа, США и другие страны ввели запрет на рейсы для российских авиакомпаний, а в ответ наш Минтранс запретил авиакомпаниям из этих государств летать в Россию и транзитом над ней.

Параллельный импорт. После 24 февраля об уходе с российского рынка или приостановке работы объявили десятки компаний. В ответ Россия разрешила параллельный импорт, то есть дала возможность ввозить в страну партии товаров определенных брендов без ведома правообладателя.

Импортерам больше не нужно согласие российского обладателя товарного знака, чтобы ввезти в Россию, например, Айфоны или кроссовки «Найк». То есть теперь импортер может купить у правообладателя за рубежом товары, защищенные товарным знаком, и ввезти их в Россию без согласования с российским обладателем товарного знака.

Антисанкции. Еще в России ввели свои ограничения на импорт. Например, в 2015 году появились продуктовые «антисанкции»: запретили ввозить некоторые продукты питания — мясо, рыбу, молочную продукцию, фрукты и овощи — из стран Европы и США. Антисанкции продолжают действовать и в 2023 году.

В итоге, чтобы ввезти товар в Россию в 2023 году, должны совпадать пять пунктов:

  1. Страна происхождения товара разрешает ввозить его в Россию.
  2. В самой России не запрещен импорт этого товара.
  3. Продавец согласен продать товар российской компании или ИП.
  4. Перевозчик согласен перевезти груз в Россию.
  5. Российский покупатель ведет расчеты через банк, не подпавший под блокирующие санкции, и не через «Сбербанк».

Еще стоит учитывать возможные изменения курсов валют. Импортные контракты обычно заключают в иностранной валюте, а от стоимости и количества товара зависит таможенная пошлина. Если курс валюты резко поднимется, импортеру придется заплатить поставщику и на таможне значительно больше, чем он рассчитывал изначально.

Несмотря на все сложности, импорт из стран, не присоединившихся к санкциям, по-прежнему возможен. Это азиатские, африканские и латиноамериканские государства.

Отдельные импортные товары нужны в России, поэтому на них отменены ввозные пошлины. В частности, нет пошлин на компоненты для электронной продукции, строительные материалы, ткани и пряжу, удобрения, упаковочные материалы, бумагу и картон. Решение временное — сначала пошлины обнулили для товаров, задекларированных на таможне с 17 марта 2022 года по 30 сентября 2022 года, затем меру поддержки продлили до 31 марта 2023 года. Скорее всего, политика нулевых ставок пошлин на критически важные товары будет продолжаться как минимум до 2024 года.

Какие документы нужны импортеру

Необходимый минимум таможенных документов, которые должны быть у каждого импортера: контракт, инвойс, упаковочный лист, транспортный документ.

Документы понадобятся в банке пройти валютный контроль и оплатить поставку, и на таможне, чтобы составить декларацию на товар. Список не окончательный: таможенники или банк могут затребовать и иные документы, например экспортные декларации продавца, платежные поручения, подтверждающие покупку товаров у этого продавца, спецификации к контракту, прайс-листы, каталоги на продукцию, техническую или товароведческую документацию.

Не все документы могут быть у вас в оригинале, это не страшно: достаточно и копий. Но вот контракт лучше иметь в оригинале — на случай если придется судиться или доказывать продавцу свою позицию со ссылкой на договоренности. Банк тоже может запросить оригинал контракта, особенно если вы берете кредит на закупку.

Как вести бизнес без штрафов
Зарабатывать больше и не нарушать закон. Раз в неделю — в нашей рассылке для предпринимателей
Документ для импорта

Контракт между российским бизнесом — импортером и зарубежным партнером

По сути это обычный договор поставки, где определен момент и место перехода права собственности на товары и разграничена ответственность партнеров.

Содержание контракта — это вопрос переговоров. Главное, чтобы в документе были зафиксированы следующие условия:

  1. Предмет контракта — какие товары вы покупаете.
  2. Цена единицы товара и всего контракта.
  3. Сроки оплаты.
  4. Условия поставки по Инкотермс — ниже расскажу, что это такое.
  5. Сроки, в которые продавец должен подтвердить получение платежа.
  6. Валюта платежа.
  7. Подробное описание товара с техническими характеристиками.
  8. Перечень документов, которые продавец должен приложить к товару.
  9. Сроки, в которые продавец обязуется уведомить об отгрузке товара.
  10. Сроки и способы разрешения споров по контракту.
  11. Действия сторон при форс-мажоре.

Например, в феврале 2020 года из-за коронавируса китайские фирмы приостановили отгрузку товаров, но не стеснялись требовать оплату по контрактам. Такие случаи необходимо предусматривать и оговаривать в контрактах, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Если же в контракте не прописаны критерии качества, материал изготовления, способы производства и дизайн товаров, то покупатель сильно рискует. В пришедшем контейнере с грузом может оказаться совсем не то, что он видел в красивых каталогах продавца.

Часто бывает, что российский заказчик неточно сформулировал техническое задание, не включил в контракт отдельным приложением технические спецификации на товар и не прописал санкции для поставщика в случае нарушения. Китайские, а также турецкие, индийские и иранские поставщики иногда пользуются этим — умышленно применяют дешевые заменители и снижают качество товара. Российский заказчик получает товар, который можно продать только с большой скидкой или выбросить.

Предложить свою редакцию контракта может любая из сторон. Обычно я составляю контракт на двух языках: русском и английском либо русском и немецком. Если контракт несложный — без запутанных технических описаний и сложных схем оплаты, — можно воспользоваться шаблонами из интернета.

Если же заключаете контракт на дорогое оборудование или предстоит сложная сделка, например нужно разделить будущую прибыль от перепродажи с продавцом или перевозить товар в несколько этапов, то лучше пригласить переводчика.

Как прописать условия поставки. Чтобы экспортеры и импортеры из разных стран не спорили из-за трактовки формулировок в контракте, придуманы базисы Инкотермс. Это набор различных видов условий поставки — на все случаи жизни.

У каждого варианта поставки название из трех букв. Например, есть базис FCA. По его условиям продавец отвечает только за отгрузку и таможенное оформление груза в своей стране, а доставку организует покупатель. С момента, когда продавец отгрузил товар транспортной компании, риски ложатся на покупателя.

А вот базис DDP, наоборот, перекладывает все заботы на продавца. Тот отвечает почти за все: за отгрузку, доставку, прохождение таможни с уплатой всех пошлин и сборов — как у себя, так и в государстве покупателя.

Неважно, из каких стран партнеры: базисы помогают понимать друг друга и однозначно трактовать условия поставки. Международная торговая палата каждые 10 лет обновляет базисы и публикует новые версии, обозначая их так: Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010. Самая свежая — Инкотермс 2020. Можно заключать контракт на условиях любого базиса любой версии Инкотермс. Но в тексте нужно указать, какой версией вы пользуетесь.

Допустим, вы покупаете товары в Нью-Дели. Согласно договоренностям продавец должен подготовить груз, упаковать, погрузить в ваш транспорт в Нью-Дели и оплатить все процедуры по прохождению индийской таможни. После этого он уже не отвечает за груз, то есть место передачи товара — Нью-Дели. А вот перевозка из Индии и растаможка в России — за ваш счет.

Можно указать все эти договоренности в контракте. Получится несколько листов писанины, которую покупатель и продавец еще полгода будут согласовывать. Или же есть другой способ — воспользоваться базисом Инкотермс 2020 и написать в договоре короткую строчку:

FCA New Delhi, Incoterms 2020.

FCA — это название базиса поставки, New Delhi — место передачи груза покупателю, а Incoterms 2020 — версия базисов.

Или пусть вы договорились с продавцом, что он за свой счет на своем транспорте доставит товар в аэропорт Шереметьево. А вам останется только принять, разгрузить и растаможить его в России. Тогда право собственности перейдет к вам в Шереметьеве, а если с грузом при транспортировке что-то случится, то отвечать будет продавец.

И на такой случай есть вариант поставки: DAP. Если в документах написано DAP Moscow, Sheremetyevo, Incoterms 2020, это означает, что стоимость доставки до Шереметьева уже включена в контракт, а за перевозку отвечает продавец.

В Инкотермсе 2020 11 базисов поставки. Каждый из них по-своему распределяет обязанности и риски между продавцом и покупателем. Например, самый удобный базис для продавца — EXW, когда покупатель забирает товар прямо со склада и все последующие проблемы решает самостоятельно. Источник: anvay.ru
В Инкотермсе 2020 11 базисов поставки. Каждый из них по-своему распределяет обязанности и риски между продавцом и покупателем. Например, самый удобный базис для продавца — EXW, когда покупатель забирает товар прямо со склада и все последующие проблемы решает самостоятельно. Источник: anvay.ru
Это контракт на поставку товаров из Польши. Документ составлен на двух языках — русском и английском. По условиям пункта 3 товар оплачивают до отправления, двумя траншами в евро. Условия поставки прописаны в пункте 4.1: FCA Инкотермс 2010
Это контракт на поставку товаров из Польши. Документ составлен на двух языках — русском и английском. По условиям пункта 3 товар оплачивают до отправления, двумя траншами в евро. Условия поставки прописаны в пункте 4.1: FCA Инкотермс 2010
Это контракт на поставку товаров из Польши. Документ составлен на двух языках — русском и английском. По условиям пункта 3 товар оплачивают до отправления, двумя траншами в евро. Условия поставки прописаны в пункте 4.1: FCA Инкотермс 2010
Это контракт на поставку товаров из Польши. Документ составлен на двух языках — русском и английском. По условиям пункта 3 товар оплачивают до отправления, двумя траншами в евро. Условия поставки прописаны в пункте 4.1: FCA Инкотермс 2010
Это контракт на поставку товаров из Польши. Документ составлен на двух языках — русском и английском. По условиям пункта 3 товар оплачивают до отправления, двумя траншами в евро. Условия поставки прописаны в пункте 4.1: FCA Инкотермс 2010

Реалии торговли со странами ЕС в 2023 году

В сделках с европейскими партнерами стали использовать только базисы EXW и FCA. Европейские фирмы боятся получать предоплату из России и доставлять сюда даже несанкционные товары. В лучшем случае европейский поставщик предоставит на своем складе товар и оформит экспортную таможенную декларацию на груз. Искать перевозчика и везти груз российской стороне придется самостоятельно.

Документ для импорта

Инвойс

Это счет на оплату, где указаны:

  1. Наименование покупателя и продавца.
  2. Количество товаров.
  3. Цена за единицу товара.
  4. Общая стоимость поставки.
  5. Базис поставки по Инкотермс.
  6. Банковские реквизиты сторон сделки.

Подготовить инвойс — обязанность продавца. Обратите внимание, что банковские реквизиты продавца в инвойсе и контракте должны совпадать, иначе могут возникнуть вопросы: при оплате контракта — со стороны банка, при ввозе товаров в страну — у таможни.

Если продавец сам организует доставку — как, например, в базисах DAP, CPT, CIP Инкотермс, — то в инвойсе отдельно может быть прописана стоимость транспортировки груза до места передачи.

Это счет на поставку пластиковой тары из Китая на 103 022 $. Обратите внимание на строчку EXW Guanzhou — это условие поставки, по которому покупатель сам забирает товар со склада продавца в китайском городе Гуанчжоу
Это счет на поставку пластиковой тары из Китая на 103 022 $. Обратите внимание на строчку EXW Guanzhou — это условие поставки, по которому покупатель сам забирает товар со склада продавца в китайском городе Гуанчжоу
Документ для импорта

Упаковочный лист

Продавец прописывает в упаковочном листе конкретное количество товаров, вес груза без упаковки и вместе с ней, вид упаковки, объем и количество грузовых мест.

Зачастую товары идут в составе большого сборного груза от разных отправителей. Упаковочный лист помогает компании-перевозчику пояснить таможенникам на границе, что едет в контейнере или машине, и не запутаться при сортировке грузов на складе.

В этом упаковочном листе ключевые сведения о грузе: количество и тип грузовых мест, вес нетто, вес брутто и объем. Эту информацию у вас обязательно запросит перевозчик или логист, чтобы рассчитать стоимость доставки
В этом упаковочном листе ключевые сведения о грузе: количество и тип грузовых мест, вес нетто, вес брутто и объем. Эту информацию у вас обязательно запросит перевозчик или логист, чтобы рассчитать стоимость доставки

Доставка сборных грузов в 2023 году

После ухода из России DHL, TNT, UPS и других международных перевозчиков мелкие партии из Китая стали доставлять в составе единого консолидированного груза.

На практике это выглядит так: 30 небольших грузовых партий перевозчик грузит в один железнодорожный контейнер и отправляет в Россию на консолидационный таможенный терминал, например на станцию Ворсино в Калужской области. По прибытии он уведомляет всех «участников контейнера» о доставке груза, а они сами проводят таможенное декларирование. Когда все 30 участников оформят груз и уведомят об этом перевозчика, он вывезет контейнер из таможенного терминала, выгрузит содержимое на складе и раздаст грузы российским импортерам. Такая поставка на языке логистов называется LCL.

Плюс такой доставки — невысокая стоимость, около пяти долларов за килограмм груза. Минус — сроки поставки. Груз идет из Китая 45—60 дней, а потом застревает на таможне до тех пор, пока все участники не завершат таможенные процедуры. Часто это занимает больше недели. Бывали случаи, когда хозяин груза не выходил на связь и перевозчику приходилось перегружать его груз на таможенный склад по специальной таможенной процедуре, что тоже занимает время.

Я пользуюсь таким сервисом для мелких несрочных поставок.

Документ для импорта

Транспортный документ

Транспортный документ подтверждает, что перевозчик принял груз у продавца, чтобы доставить его покупателю. Вид документа зависит от того, каким транспортом перевозчик или продавец доставляют товар.

Виды транспортных документов

Способ доставкиНазвание транспортного документа
Автодорожным транспортомМеждународная товарно-транспортная накладная, CMR
СамолетомГрузовая авианакладная, AWB
ПоездомЖелезнодорожная накладная международного сообщения, SMGS, CIM
КораблемКоносамент, он же Bill of landing
Почтовым сообщениемМеждународная почтовая накладная, курьерская накладная или почтовая таможенная декларация CN 23

Виды транспортных документов

Способ доставкиНазвание транспортного документа
Автодорожным транспортомМеждународная товарно-транспортная накладная, CMR
СамолетомГрузовая авианакладная, AWB
ПоездомЖелезнодорожная накладная международного сообщения, SMGS, CIM
КораблемКоносамент, он же Bill of landing
Почтовым сообщениемМеждународная почтовая накладная, курьерская накладная или почтовая таможенная декларация CN 23

Бывает, что груз доставляют несколькими видами транспорта. Например, сначала перевозят поездом, а потом перегружают на корабль. В случае такой доставки — она называется мультимодальной — нужен отдельный документ под каждый вид транспорта.

Вам не придется составлять транспортные документы: это сделает продавец или перевозчик.

Это CMR. Такой документ должен быть у вас, если везете товары автодорожным транспортом. По сути это трехсторонний договор между отправителем, перевозчиком и получателем
Это авианакладная. Ее оформляют, если доставка идет по воздуху. Аэропорт вылета находится в Пекине, а прилетит груз в Шереметьево. В накладной указан вес и габариты груза, а также какие товары входят в поставку
Так выглядит SMGS — транспортный документ для железнодорожных перевозок
Это коносамент, который подтверждает факт доставки по морю автомобиля из Японии во Владивосток. В данном случае перевозка осуществляется от одного физлица к другому, но при коммерческих сделках между компаниями документ выглядит так же

Как оплатить инвойс в банке

Внешнеэкономические сделки могут служить прикрытием для незаконного вывода денег из страны. Поэтому банки следят за российскими экспортерами и импортерами с помощью валютного контроля.

Чтобы перечислить деньги продавцу, нужно открыть валютный счет в банке и пройти валютный контроль. Чем выше стоимость сделки, тем строже контроль. Например, если стоимость контракта до 600 000 ₽, представлять документы необязательно, нужно только указать код вида операции. Если же сумма больше, то банк запросит документы, их список можно уточнить в отделе валютного контроля.

А сделки стоимостью от 3 млн рублей подпадают под самый пристальный контроль: банк их регистрирует, ставит на учет и следит за сроками поставок и перевода денег.

За нарушение валютного законодательства импортера могут оштрафовать.

Как происходит ввоз товаров в Россию

Все грузы, которые прибывают в РФ, размещают на складах временного хранения, СВХ. Они есть в каждом регионе страны: в каждом пропускном пункте на границе, в морских портах, на железнодорожных станциях, в контейнерных терминалах и аэропортах. Все СВХ и таможенные терминалы сведены в единый реестр, каждому присвоен уникальный номер. Посмотреть реестр и выбрать подходящий для груза СВХ можно в онлайн-справочнике.

Хранение грузов на СВХ платное. Двое суток хранения автомобиля с грузом обойдутся в сумму от 8000 до 18 000 ₽ — в зависимости от расценок конкретного склада. Если нужны дополнительные услуги по погрузке, выгрузке, сортировке груза, то придется доплатить. Как правило, расценки на размещение и хранение груза публикуются на сайтах СВХ.

Максимальная длительность хранения груза на складе — четыре месяца.

Если импортер разместил груз на СВХ, работники склада отправляют в таможню документ по форме ДО-1 — это отчет о принятии товаров на хранение. После этого можно декларировать груз на таможне. Импортер может сам проверить, уведомил ли СВХ таможенников о прибытии и размещении его груза, в специальном сервисе.

Обычно в каждом городе несколько таможенных представителей — контор, которые за деньги декларируют чужие грузы в таможне. Стоимость их услуг может варьироваться в зависимости от сложности оформления документов. Например, весной 2023 года в Москве оформление таможенной декларации на импорт товаров стоило от 20 000 до 36 000 ₽.

При выборе представителя обязательно убедитесь, что он включен в реестр ФТС. Если компании там нет, значит, она работает неофициально и с ней лучше не сотрудничать. Также советую выяснить, участвовал ли таможенный представитель в судах: для этого можно использовать базы судебных решений «Судакт» и «Картотеку арбитражных дел». Если клиенты часто судятся с представителем из-за качества декларирования, то стоит подыскать другой вариант.

Если не хотите платить помощникам, можете подать таможенную декларацию сами, законом это не запрещено. Сейчас декларирование электронное — все оформляется дистанционно, никуда ехать не нужно.

В момент таможенного декларирования груза импортер сталкивается с двумя видами таможенного регулирования — тарифным и нетарифным. О них я и расскажу дальше.

Чтобы таможня пустила товары в страну, нужно их задекларировать, то есть подать специальный документ — декларацию на товары. Там указано, что именно, в каком количестве, по какой стоимости и откуда привез импортер, а также рассчитаны таможенные платежи
Чтобы таможня пустила товары в страну, нужно их задекларировать, то есть подать специальный документ — декларацию на товары. Там указано, что именно, в каком количестве, по какой стоимости и откуда привез импортер, а также рассчитаны таможенные платежи

Что такое тарифное регулирование

Тарифное регулирование — это когда государство устанавливает таможенные пошлины, которые нужно заплатить, чтобы ввезти товары в Россию. Так оно защищает местных производителей от нашествия более дешевых импортных товаров и зарабатывает деньги: уплаченные пошлины пополняют бюджет страны.

Таможенные пошлины обычно устанавливают как процент от таможенной стоимости товаров, например 5%. Но бывают пошлины в твердой сумме, к примеру 2,2 € за килограмм.

Таможенную стоимость можно рассчитать как сумму стоимости товаров по инвойсу и дополнительных расходов, которые понес покупатель до момента, когда груз пересек границу России. В эти дополнительные затраты обычно входит страхование, погрузочные и разгрузочные работы и транспортировка.

Таможенную стоимость определяют в зависимости от базиса поставки. Например, в контракте прописано условие FCA Istanbul — это значит, что покупатель сам организует транспортировку товара из Стамбула. Таможенную стоимость считают так:

Стоимость по инвойсу + Транспортные расходы покупателя на доставку от Стамбула до границы России.

Если базис поставки — CPT Moscow, Sheremetyevo, то продавец сам доставляет груз из своей страны до аэропорта Шереметьево. В этом случае таможенная стоимость равна стоимости по инвойсу, в которую уже заложены расходы продавца на транспортировку.

Таможенную стоимость указывает импортер или его представитель при декларировании. Таможенники ведут статистику цен на ввозимые товары, в их распоряжении информация по сделкам за несколько лет. У них даже есть специальный документ — свод минимальной стоимости практически на любые товары.

Если импортер представляет инвойс с заниженной стоимостью, его попросят объяснить, чем вызвана такая скидка, и подтвердить слова документами. Если он не убедит инспекторов, то таможня откорректирует стоимость сделки до значений из своих источников и предложит заплатить пошлину с этой суммы.

Импортер вправе оспорить коррекцию в суде. Но я считаю, что все честно: цены, которые предлагает таможня, действительно соответствуют рынку. Как правило, экстремально низкая стоимость товаров связана с их низким качеством либо с жульничеством импортеров, которые так уклоняются от уплаты пошлин.

Какие бывают виды таможенных платежей

Для импортеров есть четыре вида таможенных платежей: ввозная таможенная пошлина, таможенный сбор, ввозной НДС и акциз.

В таможенной декларации эти платежи указываются в графе 47 под такими кодами:

  • 2010 — таможенная пошлина;
  • 5010 — ввозной НДС;
  • 1010 — таможенный сбор.

У акцизов код зависит конкретной категории товаров, у алкогольных напитков и табачной продукции свои коды.

Расскажу про каждый платеж подробнее.

Таможенный сбор — это обязательный платеж за работу таможни.

Размер сбора зависит от стоимости товаров: чем она выше, тем больше предстоит отдать таможне. Например, если вы привезли товары на сумму до 200 000 ₽ включительно, то заплатите всего 775 ₽. А вот для партии товаров стоимостью более 10 000 000 ₽ сбор — 30 000 ₽. Таможенные сборы постоянно растут — отслеживайте актуальные значения перед отправкой.

Таможенный сбор взимают при каждой подаче декларации — независимо от результатов ее рассмотрения. Если отзовете декларацию или таможня откажет в оформлении, сбор не вернут.

Ввозная таможенная пошлина. Ставки зависят от того, что именно привез импортер.

Чтобы правильно рассчитать пошлину, нужно определить код товарной номенклатуры — ТН ВЭД. У каждого вида товаров свой код.

Допустим, вы закупили за границей партию шелковых галстуков. Код ТН ВЭД у этого товара — 6215 10 000 0, а таможенная пошлина — 17,5% от стоимости партии галстуков.

Или же вы везете в Россию шерстяные брюки: код ТН ВЭД — 6203 41 100 0, а пошлина — 2,2 € за килограмм товара.

Акциз на таможне уплачивают только с подакцизных товаров — они перечислены в статье 181 НК РФ. Акциз придется заплатить, если, например, будете импортировать сигареты или автомобили. Ставки — в статье 193 НК РФ. Их применяют к таможенной стоимости товара, увеличенной на ввозную пошлину.

Ввозной НДС платят при импорте практически любых товаров. База для исчисления: таможенная стоимость + таможенная пошлина + акцизы.

Ставка НДС для большинства товаров народного потребления — 20%.

Как рассчитать таможенные платежи

На сайтах таможенной тематики есть калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать платежи:

Такие калькуляторы полезны, чтобы примерно оценить расходы на растаможку, но всецело полагаться на них не советую. У расчета таможенных платежей много особенностей и тонкостей. Даже правильно подобрать код ТН ВЭД не так-то просто. Если неправильно определите материал, из которого сделан товар, то ошибетесь с кодом, уплатите пошлину не по той ставке, получите штраф. А товар зависнет на складе, где за каждый день хранения нужно платить.

Осторожно: если вы не разбираетесь в таможенных платежах, то рекомендую хотя бы первые несколько сделок провести под контролем опытного специалиста по декларированию.

Для расчета таможенных платежей я пользуюсь платной программой «Такса». Это удобно: нужно просто определить и указать код ТН ВЭД, а программа сама скажет, сколько платить.

Покажу на примере, как рассчитать таможенные платежи. Все числа актуальны на февраль 2023 года.

Допустим, вы хотите привезти из Китая 1000 мужских пуховиков. Вес партии — 1,2 тонны, стоимость партии по инвойсу — 25 000 $, базис поставки FCA — то есть доставку из Китая в Россию вы организуете самостоятельно.

Одна транспортная компания предложила перевезти пуховики поездом за 900 $, срок доставки — 22 календарных дня. А другая — доставить груз по морю за 2900 $, зато быстрее — за семь рабочих дней.

Допустим, до следующей зимы далеко, спешить некуда, поэтому вы выбрали доставку по железной дороге за 900 $. Эта сумма войдет в таможенную стоимость товара.

Шаг 1. Заходим в справочник ТН ВЭД и ищем код, который подходит к пуховикам. Нас интересует группа 62: «Предметы одежды и принадлежности одежды, кроме трикотажных машинного или ручного вязания», а в ней — подгруппа 6201, куда входят мужские куртки. В этой подгруппе нам подойдет код 62 01 20 000 0 — изделия из шерстяной пряжи или тонкого волоса животных.

Шаг 2. Определяем ставку ввозной пошлины: для этого кода ТН ВЭД она, судя по справочнику, 2,6 € за килограмм.

Пошлина за ввоз:

2,6 €/кг × 1200 кг = 3120 €

А в рублях по курсу ЦБ:

3120 € × 76,56 ₽/€ = 238 867,20 ₽

Шаг 3. Для дальнейших расчетов понадобится таможенная стоимость. По базису FCA ее считают так: сумма по инвойсу плюс расходы на доставку.

Тогда таможенная стоимость:

25 000 $ + 900 $ = 25 900 $

Переведем в рубли по курсу ЦБ:

25 900 $ × 71,35 ₽/$ = 1 847 965 ₽

Шаг 4. Считаем таможенный сбор. Для этого нужно открыть документ с актуальными тарифами и сопоставить таможенную стоимость с приведенными значениями. В случае с пуховиками за 1 847 965 ₽ сбор — 8530 ₽.

Шаг 5. Считаем ввозной НДС: налог берется от таможенной стоимости, сбора и ввозной пошлины. В нашем случае НДС:

(1 847 965 ₽ + 328 867,20 ₽) × 20% = 435 366,44 ₽

Шаг 6. Считаем совокупный таможенный платеж, который состоит из таможенного сбора, таможенной пошлины и НДС:

8530 ₽ + 328 867,20 ₽ + 435 366,44 ₽ = 772 763,64 ₽

Мне не приходится рыться в нормативных документах, чтобы узнать, сколько платить. Я пользуюсь платной программой, которая по коду ТН ВЭД определяет ставки и платежи. Обратите внимание на блок «Среднестатистические цены». В нем видно, что минимально допустимая таможенная стоимость для таких пуховиков — 4,27 $ за штуку. В нашем примере мы проходим по этому критерию, поэтому можем не опасаться вопросов таможни
Мне не приходится рыться в нормативных документах, чтобы узнать, сколько платить. Я пользуюсь платной программой, которая по коду ТН ВЭД определяет ставки и платежи. Обратите внимание на блок «Среднестатистические цены». В нем видно, что минимально допустимая таможенная стоимость для таких пуховиков — 4,27 $ за штуку. В нашем примере мы проходим по этому критерию, поэтому можем не опасаться вопросов таможни

Как внести таможенные платежи

Сначала импортер должен зарегистрироваться в личном кабинете ФТС. При регистрации ему открывают единый лицевой счет, ЕЛС.

Импортер считает все таможенные платежи и зачисляет общую сумму на ЕЛС: на момент подачи декларации деньги уже должны быть на счете. При перечислении нужно указать КБК платежа — так таможня поймет, что именно вы уплачиваете. В начале 2023 года таможенный сбор, таможенную пошлину и НДС уплачивают с кода бюджетной классификации — КБК «Авансы».

В момент, когда таможня принимает решение о выпуске груза на территорию страны, таможенный платеж списывается с ЕЛС импортера. Сколько конкретно таможня списала с ЕЛС, можно увидеть в графе 47 декларации на товары.

Нетарифное регулирование ввоза товаров в РФ

Чтобы ввезти товары в страну, импортеру нужно не только внести таможенные платежи, но в некоторых случаях и получить разрешительные документы от госорганов. В зависимости от вида товара выдают их в разных учреждениях — система сложная.

Например, к лекарственным и косметическим средствам Росздравнадзор предъявляет особые требования. Чтобы ввезти такие товары, нужно пройти сложную и дорогостоящую процедуру государственной регистрации товара.

На пищевые продукты и предметы личной гигиены нужно оформлять разрешение в Роспотребнадзоре. В то же ведомство нужно обращаться, чтобы провести экспертизу безопасности при ввозе строительных и отделочных материалов. Если вы планируете импортировать игрушки для домашних питомцев, необходимо получить разрешение — сертификат департамента ветконтроля Россельхознадзора.

Информацию о том, какие разрешения нужны и где их получать, можно посмотреть в соответствующем техническом регламенте Таможенного союза. Этих регламентов довольно много, полный список — на сайте Росстандарта.

Например, для ввоза, хранения и продажи пуховиков надо оформить декларацию о соответствии товаров требованиям технических регламентов таможенного или Евразийского экономического союза — ТР ТС либо ТР ЕАЭС. Этот документ подтверждает, что товары безопасны и могут продаваться в стране.

Под китайские пуховики подходит технический регламент «О безопасноси продукции легкой промышленности» — ТР ТС 017/2011. А если это детские пуховики, то еще нужно смотреть и регламент «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» — ТР ТС 007/2011.

Таможенные декларанты не ищут информацию вручную. Я просто забиваю код ТН ВЭД в программе, и она показывает, какие разрешения требуются, чтобы привезти конкретный товар.

Чтобы оформить декларацию соответствия, нужно провести испытания продукции в специальной лаборатории. Учтите, что для исследования нужно представить физические образцы продукции. Например, для оформления декларации соответствия на пуховики импортер должен предварительно получить от продавца образец, ввезти его в страну, задекларировать и передать на исследование в лабораторию.

А уже после оформления декларации соответствия импортер ввозит в страну основную партию товаров. При этом таможня может потребовать показать протокол испытаний, а также документы, которые подтвердят ввоз образцов. У меня такое происходило несколько раз.

Если импортер решил сэкономить и оформил декларацию соответствия без реальных испытаний — будут проблемы. Если он не представит запрошенные документы на образцы товаров, то таможня откажет в оформлении основной партии. Тогда выход один: получать декларацию соответствия заново. На это обычно уходит несколько недель — все это время заблокированная партия будет лежать на складе временного хранения за счет импортера.

Поэтому мой совет — не пытайтесь сэкономить на оформлении разрешительных документов: можете потерять время и деньги.

Как выбрать агента, который поможет получить разрешение. Я не оформляю разрешения сам, а работаю сразу с несколькими агентами. Есть огромное количество фирм, которые готовы взять на себя эту нелегкую работу.

В Москве за услуги они просят от 18 000 до 50 000 ₽. Если груз проблемный, например нужно дополнительное исследование продукции на содержание спирта, то цена может быть выше.

Обязательно уточните у агента, через какие госорганы и лаборатории он будет оформлять разрешительные документы. А потом проверьте, есть ли у них право работать с вашей товарной группой. Сделать это можно через электронные реестры национальной системы аккредитации.

Программа подсказывает, что пуховики, которые я собираюсь привезти, должны соответствовать требованиям двух технических регламентов
Программа подсказывает, что пуховики, которые я собираюсь привезти, должны соответствовать требованиям двух технических регламентов

Бывает, что в погоне за прибылью агенты заключают договоры на проведение испытаний и выдачу сертификатов с армянскими, киргизскими и казахстанскими лабораториями. Для импортера это риск: таможня может не принять такой документ или потребовать свидетельство о включении этих лабораторий в государственный реестр.

Все эти разбирательства занимают дополнительное время, в течение которого груз будет лежать на СВХ. Естественно, за счет импортера.

Расходы на импорт пуховиков из нашего примера

Всего затрат2 750 221 ₽
Закупка товаров25 000 $ (1 847 965 ₽)
Совокупный таможенный платеж772 764 ₽
Доставка900 $ (64 215 ₽)
Оформление декларации соответствия и вознаграждение агенту20 000 ₽
Вознаграждение таможенному представителю18 000 ₽
Хранение на СВХ16 000 ₽
Затраты на одну куртку2748 ₽

Расходы на импорт пуховиков из нашего примера

Всего затрат2 750 221 ₽
Закупка товаров25 000 $ (1 847 965 ₽)
Совокупный таможенный платеж772 764 ₽
Доставка900 $ (64 215 ₽)
Оформление декларации соответствия и вознаграждение агенту20 000 ₽
Вознаграждение таможенному представителю18 000 ₽
Хранение на СВХ16 000 ₽
Затраты на одну куртку2748 ₽

Не забудьте про обязательную маркировку ЕАС

Если импортируемый товар подпадает под действие технических регламентов, то на его упаковку и сопроводительную документацию по сделке — инвойс и упаковочный лист — должен быть нанесен знак ЕАС. Такая маркировка означает, что ввозимый товар прошел необходимые процедуры по сертификации или декларированию на соответствие нормам безопасности.

Обратите внимание на правый верхний угол инвойса и упаковочного листа, которые приведены в статье: там есть знак ЕАС.

Так выглядит знак обязательной маркировки. ЕАС расшифровывается как Eurasian Conformity — евразийское соответствие
Так выглядит знак обязательной маркировки. ЕАС расшифровывается как Eurasian Conformity — евразийское соответствие
Обязательно проследите, чтобы продавец промаркировал не только документы, но и упаковки с товарами
Обязательно проследите, чтобы продавец промаркировал не только документы, но и упаковки с товарами

На июль 2023 года действие нормы, обязывающей маркировать импортируемый товар знаком ЕАС до таможенного оформления, приостановлено. Но помните: в розничный оборот товар должен поступать с маркировкой ЕАС.

Помимо этого, обязательно перед импортом товаров уточните, не подпадает ли именно ваш товар под требования об обязательной маркировке товаров в системе «Честный знак».

За что могут оштрафовать импортера

Cамые большие штрафы российский бизнес получал именно за несоблюдение таможенной процедуры. Средняя сумма штрафа — 8,4 млн рублей. Я расскажу, за что вообще могут наказать импортера и как этого не допустить.

Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Вот предприниматель заказал партию рюкзаков и сумок из Китая, она пришла. Он подает таможенную декларацию, где указывает, что в посылке только рюкзаки и сумки. Инспектор назначает досмотр, и тут выясняется: китайский поставщик решил порадовать покупателя и доложил пять кошельков и два клатча в подарок.

Если эти «подарки» не были внесены в декларацию, таможня составит протокол о нарушении таможенных правил и оштрафует. Сумма штрафа — от 50 до 200% стоимости незадекларированных товаров. С конфискацией или без нее.

Как избежать: предупредите поставщика, что нельзя ничего докладывать к грузу без предупреждения и документов.

Недоставка, выдача без разрешения таможни либо утрата товаров или недоставка документов на них. Импортеру приходит долгожданный груз. Нужно поместить его на СВХ, представить на таможню документы и начать процесс декларирования.

Но импортеру срочно нужны товары: он уже договорился об их продаже и сроки горят. Поэтому он волевым решением отправляет нерастаможенный груз покупателям. Это нарушение может стоить импортеру от 300 000 до 500 000 ₽ с конфискацией товаров или без нее.

По моему опыту, это очень распространенное нарушение у бизнеса, которые занимаются производством или торгуют скоропортящейся продукцией.

Как избежать: соблюдать таможенную процедуру — не забирать товар до тех пор, пока таможня не выпустит его в свободное обращение.

Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации. Средства таможенной идентификации — это пломбы, которые ставит таможенник на груз для того, чтобы его не вскрывали до завершения таможенных процедур. Санкция применялась к импортерам, которые срывали таможенные пломбы без разрешения таможни.

Но таможенная практика меняется, и сейчас ответственность за сохранность таможенных пломб лежит на перевозчиках таможенных грузов — транспортных компаниях, авиалиниях, морских линиях, работниках почты и курьерских служб. Также к ответственности могут привлечь работников СВХ за самовольный срыв таможенных пломб.

Ситуации, при которых сам импортер получает доступ к таможенному грузу до окончания таможенного оформления, практически исключены.

Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений. Бывает, что импортер привез товар, разместил его на СВХ, а денег не растаможку пока не нашел. Если товар пролежит на СВХ более четырех месяцев, а импортер так и не подаст декларацию, то его оштрафуют на сумму от 50 000 до 300 000 ₽. Причем уплата штрафа не освобождает от необходимости представить документы.

Как избежать: не нарушать сроки представления документов. Если возникли проблемы с декларированием и внесением таможенных платежей, то необходимо сразу уведомить об этом таможенного представителя, таможню и заявить таможенный режим «Таможенный склад».

Операции с нерастаможенными товарами без согласования с таможней. Это обычная ситуация, когда сотрудники бизнеса-импортера без разрешения таможни начинают разгружать, взвешивать, распаковывать или сортировать нерастаможенный груз. Даже отбор образцов для сертификации нужно согласовывать с должностными лицами таможни.

За такое нарушение импортера оштрафуют на сумму от 10 000 до 20 000 ₽.

Как избежать: согласовывайте с таможней любые манипуляции с нерастаможенным грузом.

Как сэкономить на импорте

Есть несколько простых принципов, которые помогут импортеру сохранить деньги. Не стесняйтесь торговаться. Когда будете выбирать перевозчика, запрашивайте ставки сразу у нескольких логистических компаний. То же самое и с таможенными представителями: расценки могут сильно различаться. Если не умеете — не экспериментируйте, а заплатите профессионалу. Часто у начинающего импортера возникает соблазн сделать все самому, чтобы сэкономить. Это может привести к большим финансовым потерям в дальнейшем.

Например, импортер решил заполнить декларацию, но ошибся: выбрал не тот код товара и занизил таможенные платежи. Или поручил сертификацию товара сомнительным посредникам, которые пообещали сделать сертификат в два раза дешевле в полулегальной киргизской лаборатории.

В результате импортер может получить штраф за недостоверное декларирование, а товар надолго зависнет на складе, за который еще и нужно дополнительно платить. Итоговые финансовые потери многократно превысят экономию.

При выборе способа и сроков доставки учитывайте сезонность и праздники. Тарифы сильно зависят от сезона и видов транспорта. Летом самые низкие ставки у железнодорожного транспорта. А перед новогодними праздниками стоимость доставки резко растет. В феврале и марте, как правило, ставки для всех видов транспорта сильно снижаются.

При планировании доставки учитывайте национальные праздники. Например, с середины января по конец февраля Китай отмечает Новый год, а в июне — Праздник драконьих лодок. В это время страна отдыхает — связаться с китайскими партнерами и решить какие-то вопросы будет непросто.

Как малому бизнесу заниматься импортом

  1. Не пытайтесь все сделать самостоятельно. Если чего-то не знаете, найдите профессионала, который поможет. Лучше заплатить 20 000 ₽ таможенному представителю, чем миллионный штраф с конфискацией за недостоверное декларирование.
  2. Не пытайтесь обмануть таможню. Таможенные инспекторы умеют выявлять недостоверное декларирование и знают все схемы по уклонению от уплаты пошлин и оформлению левых разрешительных документов.
  3. Прежде чем заключать контракт, рассчитайте бюджет. Заложите в него расходы на таможенные платежи, услуги агентов и представителей. Возможно, окажется, что выгоднее купить товар в России, а не везти из-за границы.
  4. При расчете таможенных платежей и определении мер нетарифного регулирования важно правильно определить код ТН ВЭД для товаров. Ошибка в коде вызовет череду дальнейших ошибок и, как следствие, штраф.
  5. Держите при себе договоры, которые подписали с продавцом, перевозчиком, таможенным представителем, складом временного хранения и агентом по сертификации.
  6. При выборе контрагентов не стесняйтесь торговаться, при организации доставки — учитывайте сезонность и местные праздники.

Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes

Теги: бизнес, ИП
А вы возили товары из-за границы для продажи?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Редакция

05.09.23, 14:53

Выбор редакции

Впервые мы опубликовали этот материал в сентябре 2020 года. С тех пор многое изменилось. Мы проверили информацию, обновили текст и опубликовали его повторно.

2

Т—Ж, здравствуйте, работаю в этой же сфере. Позвольте вставить свои 5 копеек) Инструкция Банка России для валютного контроля уже не актуальна. Стоимость контракта для постановки на валютный контроль должна превышать 3 млн на импорт и 10 млн на экспорт.

1
0

Прелестная статья, серьезно. Готовое пособие, которое позволит влететь новоиспеченным учВЭДам, вдохновлённым простотой и линейностью процесса, во все тяжкие в мире, где есть и КТСы, и досмотры, и план таможни по АП и сборам, и доначисление платежей в постконтроле и прочие радости) За статью реальный респект! В наше тяжелое время, когда ФТС отчитывается о выполнении прогнозного плана в 51% за 8 месяцев, так не хватает розовых иллюзий о простоте и доступности самостоятельного декларирования юными импортёрами)

19

Станислав, вот специально для вас в самом начале статьи есть дисклеймер о том, что этой информации хватит лишь, чтобы примерно понять, как все работает. И что это просто введение во всю эту историю с импортом, а не руководство.

И еще: нигде по статье я не видел рекомендаций, что не стоит обращаться за помощью к экспертам. Наоборот, много раз подчеркивается, что лучше заплатить эксперту, чем штрафы государству.

Так что хоть убейте, но я не могу понять, что вас так возмущает :)

6

Станислав, ооо, КТС это песТня, из судов можно не вылезать 😸

5

Marina, я вот уже и не вылезаю уже 12 лет! Каждую неделю к нам по 2-4 клиента приходят посудиться по КТС, и половина как раз вот молодежь, начитавшаяся таких благостных статей 🤦‍♂️ С удовольствием посмотрел бы я, как новоиспеченный импортёр будет на доп. проверку сам доки собирать и по ИТС отбиваться, а пока сотни тысяч своих денег на обеспечение заводить. Но об этом он в статье не прочитает, увы.

6

02.12.20, 23:11

Отредактировано

Станислав, почему же. В статье как раз кратко освещены многие моменты. У нас ценовые риски на ввозимый товар и мы каждый раз собираем документы на доп.проверки сами. Думали, что это зависит от инспектора прихоти. А оказывается э оно как,там все автоматизировано. Очень многое читаю и понимаю, что изучили все это на собственных шишках, хотя с самого начала работали с таможенными брокерами и услугами юристов уже пользовались. Если бы попалась такая статья несколько лет назад и шишек бы меньше было и глупых вопросов к брокерам из серии: "чего это они взъелись на нас окаянные?!". Хорошая обзорная стать, доступная и без воды.

6

Станислав, так напишите свою статью. Поможете молодым.

4

Вот так, появился Станислав и загладил ленту комментов

0
Автор статьи

20.09.20, 19:03

Станислав, а почему такая истерика? у нас обзорная статья по теме, а профессиональная ветка на TKS.ru или на альтовском форуме. В статье несколько раз сказано: не пытайтесь делать самостоятельно, обратитесь к профессионалам.
Конкретно для вас: таможня может не принять стоимость даже с вашими адвокатскими услугами, просто тупо откорректировав по третьему методу самокаты до стоимости Харлеев. По состоянию на август 2020 вообще ЦЭДы наделили правом одновременно прогонять и по СУРу и по ИТСам, судиться можно годами.

0

Marina,

3
0

Можно порадоваться за автора статьи, но я вот пару лет сидела рядом с кабинетом ВЭДа на фирме где я работала. Это был ад! Документы, которые нужно было предъявлять на таможне, менялись с завидной периодичностью, оформлять их было все сложнее, последняя вишенка на торте - запрос от нашего госоргана в аналогичный забугорный орган (наши типа отослали, там не получали, а потом выясняется, что послали вообще в ДРУГОЕ забугорное ведомство!), этот ответ был необходим для нашей таможни. Сорри, что мы импортировали уточнять не буду, но я думаю, что у тех кто РЕАЛЬНО занимался этим, есть немало что рассказать. А так да, есть наверное, некие товары, которые как в статье легко-просто-весело импортировать 😸

13
Автор статьи

19.09.20, 03:15

Marina, все это есть. Статья обзорная, как ликбез

5

Marina, люто плюсую)

5
0

Вначале бы ещё написать, что штраф за нарушение валютного законодательства - от 50% от стоимости контракта.

8
Автор статьи

29.09.20, 15:43

Юрий, от 3 до 10% в валюте контракта. Но это уже другая история, всех вопросов в рамках обзорной ознакомительной статьи не написать.

1

21.09.20, 09:09

Отредактировано

Ольга, не обращайте внимание. В статью для начинающих набежали люди, которые зарабатывают на ВЭД-услугах. Если посмотрите, то практически для всех из них эти комментарии являются первыми в журнале.

Диалоги примерно такие:
— Статья любительская, не раскрывает всю сложность и многогранность процессов.
— Ну да, так и есть, об этом же в начале статьи и написано.
— Да и, вообще, тут советуют самостоятельно все оформлять. Люди начитаются и попадут на деньги.
— Ну почему же, в статье раз пять сказано, что не стоит делать самостоятельно, это приведет к финансовым потерям.
— Да ты просто бесишься, что твоя статья не понравилась!

Вот и весь разговор :) не тратьте время на бесполезные споры

8

Ольга, я не оперирую такими формулировками «таможня принимает стоимость всегда», поскольку даже при самом золотом комплекте документов при первом ввозе новым импортёром товара стоимостью в 2$/кг при ИТС в 4$/кг, да ещё и без грамотно проработанной доп. проверки, шансы на принятие стоимости без обжалования невелики. Я уж не вспоминаю 2010-2012 года, времена «чёрных списков» и проч.

5

Станислав, не думаю, что автор так глубоко изучил вопрос. Судя по тексту статьи, у автора самого достаточно хрестоматийные познания, именно поэтому материал получился настолько сырой для практиков. Для людей, которые далеки от ВЭД, и аудитории ТЖ - это в самый раз, а профессионалам оставьте "ВТЛ", "ПравоВЭД.рф", "ТКС" и проч. Всё-таки автор постарался структурировать информацию в некий мануал, поблагодарим его за это.

16
Автор статьи

20.09.20, 19:05

Dmitry, изучил и глубоко. но это статья для предпринимателей, что бы понимать суть и линейность происходящего. Профессиональные темы обсуждаются на других ресурсах.

3
0

Да:))) и поговорка «чем больше я общаюсь с таможенниками, тем сильнее люблю гаишников» сущая правда!

5
0

Важное, на мой взгляд, уточнение про знак ЕАС на маркировке. Категорически не согласен, что он обязан присутствовать на упаковке и в документах на ВООБЩЕ любой груз, следующий в ЕАЭС, как неоднократно пишет автор.
Нанесение знака ЕАС требуют Технические регламенты ЕАЭС (ранее - ТР ТС) в рамках подтверждения соответствия продукции. ТР есть не на всю продукцию и следовательно, не вся продукция требует подтверждения соответствия Техрегламентам.
А (неправомерное) нанесение знака ЕАС на продукцию, которая не проходила процедуру подтверждения соответствия требованиям каких-либо ТР (потому что таких ТР нет), является нарушением.
Неоднократно сталкивался в работе с такими случаями.
Живой пример - если ввозятся, например, образцы товара для ознакомления / сертификации, то маркировка знаком ЕАС - прямая дорога в лапы инспектора :)
Всем удачи!

4
Автор статьи

17.09.20, 17:17

Виталий, правильно, упустили этот момент. конечно не на всех.

0

а с какого перепугу сопроводительные документы должны быть маркированы EAC?

0
Автор статьи

16.10.20, 10:19

Top22video, инвойс. не транспортные.

0

Роман, хорошо, пусть инвойс. С какого перепугу на инвойсе должен стоять знак ЕАС? Обоснуйте!!!
Чем это требование регламентируется? Инвойс это документ иностранного поставщика, и на наши знаки ему наплевать.

0
Автор статьи

16.10.20, 18:46

Top22video, <Письмо> ФТС России от 15.08.2018 N 01-11/50898 "О возбуждении дел об административных правонарушениях в связи с несоблюдением мер технического регулирования", административная практика. Причем мне не известны прямые указания в Законе на необходимость нанесения такой маркировки, но я точно знаю, что попаду на досмотр, если код ТН ВЭД и описание в графе 31 ДТ подпадает под ТР ТС, а на инвойсе знака ЕАС нет. Хотите потерять время на досмотре (и хорошо бы если только время) - поэкспериментируйте.

0

Роман, экспериментирую уже 10 лет, и только сейчас прочитал что инвойс требует знак ЕАС.... Похоже что вы перегнули палку, на товаре и упаковке знак должен быть, но на инвойсе.... Да и досмотр дело не страшное, посмотрят и выпустят через 10 мин.

0
Автор статьи

17.10.20, 04:15

Top22video, хорошо, я совсем не истина в последней инстанции, в статье мой субъективный опыт. Скажите, что вы возите по документам без знака ЕАС и на каких таможнях декларируетесь, и на каких у вас бывают досмотры.

0

Роман, мелкая электроника, вся она требует сертификации или ДС, знак ЕАС стоит на упаковке товара. Таможня Шереметьевская или Московская областная. Досмотры редко, но бывают, никогда проблем не было, посмотрели и выпустили. И конечно груз должен полностью соответствовать документам.

0

Top22video, возили- возили через Белгородскую таможню, и у нас проблем не было, и досмотры проходили. А потом кто-то проснулся и устроил нам большие проблемы. Инвойс сборный, думали-гадали, куда там прилепить маркировку. Теперь ставим ее в строке с товаром, которые подпадает под регламент, рядом с товарами, которые не подпадают, не ставим.

2
Автор статьи

17.10.20, 07:13

Top22video, блин, третий год сидим в т.ч. На Шарике, выпадают досмотры, каждый второй запрос маркировка ЕАС на инвойсах и упаковочных, возим 33 04, 33 05 и 70 09, 36 23. Чудны дела твои, господи

2
Автор статьи

24.10.20, 06:29

Дмитрий, спасибо за оценку, но через каждую строчку пишу "не пытайтесь делать первый раз самостоятельно". Как уже писали в коментах (и небезосновательно) очень много острых подводных камней. Если задумаете везти что то сами, обязательно проконсультируйтесь с матерым таможенным представителем.

4

MEDA, во-первых, юристы в принципе не занимаются расчётом таможенных платежей, во-вторых, как вы могли рассчитать платежи по схеме в статье, если там критичная ошибка в учёте сбора при НДС, и в-третьих, как вы могли сами рассчитать платежи так, что они у вас уменьшились в 2,5 раза?

4
0
Герой

17.09.20, 07:06

Отредактировано

Очень информативная статья, здорово!
Я бы еще уточнила некоторые моменты: нужно учитывать, что таможенные платежи, которые начислит непосредственно таможня, считаются по курсу на дату подачи декларации, и если мы считаем условную партию китайских пуховиков, которые хотим привезти жд транспортом, нужно понимать, что они будут идти от 20 дней, и закладывать в таможенную стоимость возможные колебания курса валют, лучше считать по большему курсу, так будет меньше вероятности, что при выпуске товаров не хватит денег.

и если у таможни возникнут какие-либо вопросы касаемо стоимости товара (она посчитает ее заниженной или завышенной), то, как правило, такие товары могут выпустить, но с условием уплаты таможенного обеспечения. Потом таможня формирует запрос к получателю товара и замораживает сумму, рассчитанную под уплату обеспечения на ЕЛС. После предоставления необходимых документов и сведений, если таможню все устроит, деньги вернут.

3
Автор статьи

19.09.20, 03:14

Terri, спасибо за дополнение. В профессиональные моменты не уходили, статья носит обзорный характер

0
0

Вообще многие товары маркируются на месте, до отправки в магазины.
А так это про чисто белый импорт, а он бывает очень и очень разным...

Друг для Ип просто возил все через "сборные карго" - документов 0, риски - но дешево ...

3
Автор статьи

19.10.20, 15:47

Дмитрий, сборные карго через Киргизию, или т.н. 黑货 тема для отдельного исследования) Ваш друг рисковый человек)

0

Роман, да, теперь понятно, что вы из тех тампредов, которые обещают «растаможку без КТС», от которых клиенты потом бегут к юристам. Ничего личного. И да, если вы обратили внимание на мой изначальный комментарий, то там речь шла отнюдь не только о КТС. И посыл был совершенно иной.

3
Автор статьи

20.09.20, 19:08

как вам может быть понятно, если мы не знакомы и не общались?

2

Ольга, уж коль вы перешли на личности и изволили дать мне личностную характеристику, уточните, пожалуйста:
1. Где именно мною было сказано про незнание «методов» прохождения КТС на этапе доп. проверки?
2. Цифра в 30% - это что именно? Статистика ФТС? Статистика вашего РТУ? Подтвердите ссылкой на источник?
3. Где именно мною было сказано о том, что статья НЕ носит информационно-обзорный характер?

3

21.09.20, 05:37

Отредактировано

Станислав, ну вы довели человека)) а автору просто стоит помнить: "Юпитер, ты сердишься, а значит, ты не прав". не стоит так болезненно реагировать на критику читателей (будем честны, хотя бы частично так точно справедливую))) там и кроме вас есть нелестные комментарии))

2

Ольга, вы по существу моих вопросов ответите?

2
0

Да, 25 лет возил товары из Китая. Хорошая статья для начинающих.

2

Роман, тогда ошибка в примере расчёта НДС.

2
0

Добрый день! По-моему, у Вас ошибка в расчете стоимости. Разве таможенные пошлины считаются не от таможенной стоимости, которая включает в себя инвойс +доставку? А НДС уже от суммы ТС+пошлины. В Вашем примере пошлина считалась от суммы инвойса.

2
0

Не придираясь к деталям, а получив общую информацию для формирования базовых представлений, хочу сказать огромное спасибо вам, Роман. Вы крутой человек как минимум только по той причине, что выделили уйму времени и отразили тонну своего опыта. Для меня прямо новый мир открылся. В процессе самостоятельного опыта я уже сам внимательно буду вникать в точечные вопросы и проблемы, но ваша статья так и останется базисом. Вы красавчик!

1
0

Благодарю за статью!!!

1
Автор статьи

24.10.23, 05:33

Max, никаких, если грамотно оформите оплату и передачу наличных.

1
Автор статьи

24.10.23, 09:15

Max, в банке, разумеется. Про провоз наличной валюты нужно посмотреть сайт ФТС Физическим лицам.

1

Сообщество