Как я в 24 года готовлюсь к поступлению на бакалавриат по ЕГЭ
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Привет) Меня зовут Варя, мне 24 года и я готовлюсь к перепоступлению на бакалавриат.
В 2022 году я приняла решение завершить обучение в своём первом — творческом — университете, так как понимала, что в этой сфере мне совершенно не хочется реализовываться. После нескольких месяцев раздумий о том, что же мне на самом деле интересно, я поняла, что хочу получить социологическое образование, начала готовиться к поступлению и забрала документы.
Какие варианты перехода в новый университет я рассматривала:
1. Перевод — когда студент одного университета пишет заявление на переход в новый университет и при этом ему перезачитывают пройденные в первом ВУЗе курсы.
Мне это не подошло по двум причинам:
- специальности слишком разные, как и пройденные за прошедшие года обучения предметы — в новом учебном заведении мне не могли особо ничего засчитать и перевести на соответственный курс.
- я сама хотела поступить на первый курс и толково пройти всю программу по новой специальности, не пропуская первые годы обучения.
2. Поступление по олимпиаде — ежегодно в России проходят так называемые ДВИ и прочие олимпиады для школьников, успешно написав которые, ученик может претендовать на место в учебном заведении независимо от результатов ЕГЭ. Но я уже не школьник, а «выпускник прошлых лет», поэтому меня на такие олимпиады не допустили бы.
3. Сдача ЕГЭ — здесь никаких препятствий не обнаружилось, сдавать экзамен может любой желающий в любой год. Поэтому — «звук школьного звонка» — я приступила к подготовке
Есть также вариант написать экзамены в самом университете — но тогда придётся писать их столько раз, во сколько университетов вы готовы пойти и, на мой взгляд, эти экзамены менее предсказуемы, чем ЕГЭ.
Подготовка к ЕГЭ
Для поступления на социологический факультет нужно сдавать русский язык, профильную математику, обществознание и/или английский — зависит от требований конкретного ВУЗа. Конечно, моя цель — поступить на бюджет, так как на данный момент я обеспечиваю себя самостоятельно, а это расходы на аренду квартиры, продукты, транспорт и досуг, и при этом я уже задумываюсь о стратегических тратах и накоплениях — то есть помимо оплаты обучения вложить деньги точно будет куда) Тем не менее, я нацелена накопить сумму стоимости первого года обучения в двух своих целевых ВУЗах на случай, если не пройду на бесплатное, но это план Б)
Сразу скажу, что сдавать экзамены не обязательно в один год — классная плюшка ЕГЭ заключается в том, что результаты сохраняются последующие 4 года. Я решила воспользоваться возможностью сдавать экзамены последовательно, так как приняла окончательное решение забирать документы в декабре — то есть до ближайшего ЕГЭ оставалось полгода, а у меня не было достаточного уровня знаний по всем предметам, чтобы претендовать на высокие баллы — а также параллельно я работала и не могла посвящать всё время подготовке.
Год первый
На ЕГЭ 2023 я готовилась к русскому языку и обществознанию. Почему именно эти предметы? Русский я уже достаточно успешно (на 86 баллов) сдавала для первого поступления и помнила большую часть необходимой теории, а ещё я обладаю так называемой «врождённой грамотностью» и по сути мне нужно было только выучить некоторые исключения из правил, алгоритмы на н/нн и приноровиться к второй части — сочинению. А обществознание казалось более реальным проработать за полгода, чем английский и математику — их я оставила на второй год.
В первый подход я готовилась онлайн с репетиторами — русским языком занималась 1 раз в неделю по 1,5 часа (2000 р. за занятие), обществознанием — 2 раза в неделю по часу (1500 р. за занятие). Репетитор по русскому готовила меня ещё в первый раз, её для меня нашли родители. А учителя по обществознанию я искала уже самостоятельно с помощью специального сервиса.
Итогом этих экзаменов стали 91 балл по русскому и 71 — по обществознанию. Второй результат я посчитала недостаточным, поэтому решила весь последующий год посвятить подготовке к обществознанию, отказаться от сдачи английского и продлить подготовку на третий год, чтобы прокачать и сдать профильную математику.
Год второй
В период ожидания результатов первых экзаменов я по счастливой случайности познакомилась с девушкой, которая находилась в аналогичных со мной обстоятельствах — тоже сдавала русский и обществознание для перепоступления. Она рассказала мне, что готовится в онлайн-школе. Позже я узнала, что её результат был намного лучше моего и решила попробовать этот вариант.
Готовилась я уже с середины сентября до середины июня. Формат обучения в онлайн-школе предполагает просмотр вебинаров, выполнение домашних заданий и написание пробников на платформе. Теперь я тратила на подготовку примерно по 2-3 часа 4-5 дней в неделю. При этом стоимость подготовки значительно сократилась — 3500 за месяц обучения (с применением скидки). Из преимуществ онлайн-школы могу выделить то, что за твоим прогрессом следят несколько проверяющих/кураторов, в отличие от формата репетиторства, где есть риск субъективизма и недостаточной подготовки учителя.
Результат ЕГЭ 2024 — 92 балла по обществознанию и вторая галочка в списке необходимых ЕГЭ
Год третий, текущий
Уже 2 недели как я готовлюсь к завершающему экзамену — профильной математике. Выбрала этот экзамен вместо английского по следующим причинам:
- Хочу прокачаться в математике и понимаю, что моей головы на это хватит
- Возможностей для развития английского во взрослом возрасте гораздо больше, чем обучения математике — если что, наверстаю после
Занимаюсь по-прежнему в онлайн-школе. 4 вебинара в неделю + домашка занимают у меня примерно по 4 часа 4 дня в неделю. Хотя в один из дней я сидела 6 часов — но, думаю, это просто период адаптации мозга к математике и вспоминания, каково оно))) Стоимость обучения на данный момент — 5500, но я надеюсь получить скидку и понизить её.
В текущий период «скелет» моего будничного графика выглядит следующим образом:
- 7:30-9 — подъём, утренние ритуалы, завтрак — подготовка к дню
- 9-12 — работа (я работаю удалённо, что, конечно, является преимуществом при подготовке)
- 12-12:30 — обед
- 12:30-17 — работа (обычно я успеваю сделать все задачи за это время. Если нет — сижу дольше)
- 17-18 — спорт / готовка / прогулка + перекус
- 18-22 — математика (начинаю с домашки по теме предыдущего урока, потом перехожу к вебинару по изучению новой темы)
- 22-23 — отдых
- 23-7:30 — сон
При этом график достаточно гибкий, я не стремлюсь полностью ему соответствовать и могу вносить изменения в зависимости от загрузки на работе и собственного самочувствия.
Честно сказать, занимаюсь я с удовольствием — что-то вспоминается из школьной программы, что-то появляется новое. Но это определённо развивает мой мозг и позволяет формировать ещё один угол зрения, с которого можно смотреть на этот мир)
Мои основные ошибки на данный момент связаны с внимательностью и вычислениями (привет, средняя школа!). Но и они уже потихоньку начинают уменьшаться. Изначально я понимала, что подготовка к математике поможет мне тренировать усидчивость, усиливать навык фокусировки и вдумчивости
Советы, лайфхаки, важные моменты
- Заявление на ЕГЭ. Каждый желающий сдать единый государственный экзамен должен до 01 февраля подать соответствующую заявку в отдел образования по месту, где он планирует писать ЕГЭ. Аналогичную заявку можно подать онлайн, например, в Московской области — через сайт Mos.ru. В моём регионе после обработки всех заявок от выпускников прошлых лет работники отдела образования создают группу в мессенджере, где информируют о расписании экзаменов и делятся прочей нужной информацией.
- Не ставьте целью «написать ЕГЭ на сотку». Во-первых, это не полностью зависит от вас, а как минимум ещё от варианта, и от проверяющего, которые вам попадутся. Во-вторых, сдача ЕГЭ — это не цель, а средство — чтобы поступить в ВУЗ. Мотивируйте себя более широкомасштабной перспективой, например — прокачать свой мозг так, чтобы быть способным решать задания уровня профильного ЕГЭ. При это прокаченный мозг останется с вами и после выхода с экзамена))
- Разграничивайте работу и учёбу — мозгу нужны ресурсы для переключения с одной задачи на другую. Большое количество «переключений» отнимает эти ресурсы от решения самих задач — рабочих или учебных. «Производительность» снижается
- Раз в неделю — никакой работы, никакой учёбы. В период подготовки к экзамену приоритет учёбы сильно возрастает и становится чуть ли не соразмерным работе или другой основной вашей деятельности. Два фокуса с сильным приоритетом — это тоже нагрузка на голову, мозг понимает, что дела важные и тратит на них значительные ресурсы, порой связанные с тревожностью и стрессом. Восстанавливайтесь в выходные. Выделяйте день, когда вы можете «отлететь» от будничных забот и не думать о них. Это сильно помогает войти в новую неделю с новыми силами и лучше усваивать информацию
- Формат выполнения домашки. Мне больше нравится делать домашку по пройденной теме в следующий учебный день — чтобы новая информация «улеглась» в голове и мозг немного отдохнул от восприятия нового. На следующий день эта же информация воспринимается уже «принятой и обработанной» и работать с ней легче, чем посвящать весь учебный день одной теме и закопаться в ней
Моё отношение к ЕГЭ
Я не жалею о том, что мне приходится иметь дело с ЕГЭ в 22-24 года. Это отличная возможность повторить школьную программу, а по некоторым предметам и вовсе усилить свои знания, хоть и не все они являются профильными для меня (например, обществознание включает в себя основы экономики, психологии и права — но на мой взгляд, абсолютно базовые и полезные любому человеку независимо от его специальности). Я понимаю, что это поможет мне в том числе плавно перейти к получению образования на бакалавриате.
Да, есть некоторые вопросы к шумихе вокруг ЕГЭ и тому, с какой важностью как преподносят это событие в школах — и как стресс влияет на результаты ребят. Но во взрослом возрасте начинаешь относиться к этому спокойнее и воспринимать ЕГЭ как «всего лишь одно из жизненных испытаний, которые вам предстоит пройти» — как говорят кураторы на инструктаже перед самим ЕГЭ)))
Важно найти преподавателей, которые помогут вам с интересом и удовольствием подходить к подготовке, и понять, какой формат обучения и отдыха поможет достичь наиболее успешных результатов.
Напоследок выскажу абсолютно субъективную мысль — по моим наблюдениям количество нешкольников получающих второе образование, не связанное с первым, возрастает. Например, у моего брата, который сейчас учится на первом курсе, есть 34-летний одногруппник. Мои родители спустя 20 лет после окончания университета получили специальность экскурсовода и сомелье. Мне кажется, это здорово и воодушевляюще. Поэтому, если вы решаетесь на нечто подобное — знайте, что всё возможно, и этот процесс может стать захватывающе приятным, несмотря на трудности)
А если вы школьник — имейте в виду, что сдачу ЕГЭ можно растянуть на несколько лет, чтобы сфокусироваться на нескольких предметах, набрать баллы повыше и удачнее поступить)