Как я в 24 года готовлюсь к поступлению на бакалавриат по ЕГЭ

23

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Варя Коробкина

Страница автора

Привет) Меня зовут Варя, мне 24 года и я готовлюсь к перепоступлению на бакалавриат.

В 2022 году я приняла решение завершить обучение в своём первом — творческом — университете, так как понимала, что в этой сфере мне совершенно не хочется реализовываться. После нескольких месяцев раздумий о том, что же мне на самом деле интересно, я поняла, что хочу получить социологическое образование, начала готовиться к поступлению и забрала документы.

Какие варианты перехода в новый университет я рассматривала:

1. Перевод — когда студент одного университета пишет заявление на переход в новый университет и при этом ему перезачитывают пройденные в первом ВУЗе курсы.

Мне это не подошло по двум причинам:

  • специальности слишком разные, как и пройденные за прошедшие года обучения предметы — в новом учебном заведении мне не могли особо ничего засчитать и перевести на соответственный курс.
  • я сама хотела поступить на первый курс и толково пройти всю программу по новой специальности, не пропуская первые годы обучения.

2. Поступление по олимпиаде — ежегодно в России проходят так называемые ДВИ и прочие олимпиады для школьников, успешно написав которые, ученик может претендовать на место в учебном заведении независимо от результатов ЕГЭ. Но я уже не школьник, а «выпускник прошлых лет», поэтому меня на такие олимпиады не допустили бы.

3. Сдача ЕГЭ — здесь никаких препятствий не обнаружилось, сдавать экзамен может любой желающий в любой год. Поэтому — «звук школьного звонка» — я приступила к подготовке

Есть также вариант написать экзамены в самом университете — но тогда придётся писать их столько раз, во сколько университетов вы готовы пойти и, на мой взгляд, эти экзамены менее предсказуемы, чем ЕГЭ.

Подготовка к ЕГЭ

Для поступления на социологический факультет нужно сдавать русский язык, профильную математику, обществознание и/или английский — зависит от требований конкретного ВУЗа. Конечно, моя цель — поступить на бюджет, так как на данный момент я обеспечиваю себя самостоятельно, а это расходы на аренду квартиры, продукты, транспорт и досуг, и при этом я уже задумываюсь о стратегических тратах и накоплениях — то есть помимо оплаты обучения вложить деньги точно будет куда) Тем не менее, я нацелена накопить сумму стоимости первого года обучения в двух своих целевых ВУЗах на случай, если не пройду на бесплатное, но это план Б)

Сразу скажу, что сдавать экзамены не обязательно в один год — классная плюшка ЕГЭ заключается в том, что результаты сохраняются последующие 4 года. Я решила воспользоваться возможностью сдавать экзамены последовательно, так как приняла окончательное решение забирать документы в декабре — то есть до ближайшего ЕГЭ оставалось полгода, а у меня не было достаточного уровня знаний по всем предметам, чтобы претендовать на высокие баллы — а также параллельно я работала и не могла посвящать всё время подготовке.

Год первый

На ЕГЭ 2023 я готовилась к русскому языку и обществознанию. Почему именно эти предметы? Русский я уже достаточно успешно (на 86 баллов) сдавала для первого поступления и помнила большую часть необходимой теории, а ещё я обладаю так называемой «врождённой грамотностью» и по сути мне нужно было только выучить некоторые исключения из правил, алгоритмы на н/нн и приноровиться к второй части — сочинению. А обществознание казалось более реальным проработать за полгода, чем английский и математику — их я оставила на второй год.

В первый подход я готовилась онлайн с репетиторами — русским языком занималась 1 раз в неделю по 1,5 часа (2000 р. за занятие), обществознанием — 2 раза в неделю по часу (1500 р. за занятие). Репетитор по русскому готовила меня ещё в первый раз, её для меня нашли родители. А учителя по обществознанию я искала уже самостоятельно с помощью специального сервиса.

Итогом этих экзаменов стали 91 балл по русскому и 71 — по обществознанию. Второй результат я посчитала недостаточным, поэтому решила весь последующий год посвятить подготовке к обществознанию, отказаться от сдачи английского и продлить подготовку на третий год, чтобы прокачать и сдать профильную математику.

Год второй

В период ожидания результатов первых экзаменов я по счастливой случайности познакомилась с девушкой, которая находилась в аналогичных со мной обстоятельствах — тоже сдавала русский и обществознание для перепоступления. Она рассказала мне, что готовится в онлайн-школе. Позже я узнала, что её результат был намного лучше моего и решила попробовать этот вариант.

Готовилась я уже с середины сентября до середины июня. Формат обучения в онлайн-школе предполагает просмотр вебинаров, выполнение домашних заданий и написание пробников на платформе. Теперь я тратила на подготовку примерно по 2-3 часа 4-5 дней в неделю. При этом стоимость подготовки значительно сократилась — 3500 за месяц обучения (с применением скидки). Из преимуществ онлайн-школы могу выделить то, что за твоим прогрессом следят несколько проверяющих/кураторов, в отличие от формата репетиторства, где есть риск субъективизма и недостаточной подготовки учителя.

Результат ЕГЭ 2024 — 92 балла по обществознанию и вторая галочка в списке необходимых ЕГЭ

Год третий, текущий

Уже 2 недели как я готовлюсь к завершающему экзамену — профильной математике. Выбрала этот экзамен вместо английского по следующим причинам:

  • Хочу прокачаться в математике и понимаю, что моей головы на это хватит
  • Возможностей для развития английского во взрослом возрасте гораздо больше, чем обучения математике — если что, наверстаю после

Занимаюсь по-прежнему в онлайн-школе. 4 вебинара в неделю + домашка занимают у меня примерно по 4 часа 4 дня в неделю. Хотя в один из дней я сидела 6 часов — но, думаю, это просто период адаптации мозга к математике и вспоминания, каково оно))) Стоимость обучения на данный момент — 5500, но я надеюсь получить скидку и понизить её.

В текущий период «скелет» моего будничного графика выглядит следующим образом:

  • 7:30-9 — подъём, утренние ритуалы, завтрак — подготовка к дню
  • 9-12 — работа (я работаю удалённо, что, конечно, является преимуществом при подготовке)
  • 12-12:30 — обед
  • 12:30-17 — работа (обычно я успеваю сделать все задачи за это время. Если нет — сижу дольше)
  • 17-18 — спорт / готовка / прогулка + перекус
  • 18-22 — математика (начинаю с домашки по теме предыдущего урока, потом перехожу к вебинару по изучению новой темы)
  • 22-23 — отдых
  • 23-7:30 — сон

При этом график достаточно гибкий, я не стремлюсь полностью ему соответствовать и могу вносить изменения в зависимости от загрузки на работе и собственного самочувствия.

Честно сказать, занимаюсь я с удовольствием — что-то вспоминается из школьной программы, что-то появляется новое. Но это определённо развивает мой мозг и позволяет формировать ещё один угол зрения, с которого можно смотреть на этот мир)

Мои основные ошибки на данный момент связаны с внимательностью и вычислениями (привет, средняя школа!). Но и они уже потихоньку начинают уменьшаться. Изначально я понимала, что подготовка к математике поможет мне тренировать усидчивость, усиливать навык фокусировки и вдумчивости

Советы, лайфхаки, важные моменты

  1. Заявление на ЕГЭ. Каждый желающий сдать единый государственный экзамен должен до 01 февраля подать соответствующую заявку в отдел образования по месту, где он планирует писать ЕГЭ. Аналогичную заявку можно подать онлайн, например, в Московской области — через сайт Mos.ru. В моём регионе после обработки всех заявок от выпускников прошлых лет работники отдела образования создают группу в мессенджере, где информируют о расписании экзаменов и делятся прочей нужной информацией.
  2. Не ставьте целью «написать ЕГЭ на сотку». Во-первых, это не полностью зависит от вас, а как минимум ещё от варианта, и от проверяющего, которые вам попадутся. Во-вторых, сдача ЕГЭ — это не цель, а средство — чтобы поступить в ВУЗ. Мотивируйте себя более широкомасштабной перспективой, например — прокачать свой мозг так, чтобы быть способным решать задания уровня профильного ЕГЭ. При это прокаченный мозг останется с вами и после выхода с экзамена))
  3. Разграничивайте работу и учёбу — мозгу нужны ресурсы для переключения с одной задачи на другую. Большое количество «переключений» отнимает эти ресурсы от решения самих задач — рабочих или учебных. «Производительность» снижается
  4. Раз в неделю — никакой работы, никакой учёбы. В период подготовки к экзамену приоритет учёбы сильно возрастает и становится чуть ли не соразмерным работе или другой основной вашей деятельности. Два фокуса с сильным приоритетом — это тоже нагрузка на голову, мозг понимает, что дела важные и тратит на них значительные ресурсы, порой связанные с тревожностью и стрессом. Восстанавливайтесь в выходные. Выделяйте день, когда вы можете «отлететь» от будничных забот и не думать о них. Это сильно помогает войти в новую неделю с новыми силами и лучше усваивать информацию
  5. Формат выполнения домашки. Мне больше нравится делать домашку по пройденной теме в следующий учебный день — чтобы новая информация «улеглась» в голове и мозг немного отдохнул от восприятия нового. На следующий день эта же информация воспринимается уже «принятой и обработанной» и работать с ней легче, чем посвящать весь учебный день одной теме и закопаться в ней

Моё отношение к ЕГЭ

Я не жалею о том, что мне приходится иметь дело с ЕГЭ в 22-24 года. Это отличная возможность повторить школьную программу, а по некоторым предметам и вовсе усилить свои знания, хоть и не все они являются профильными для меня (например, обществознание включает в себя основы экономики, психологии и права — но на мой взгляд, абсолютно базовые и полезные любому человеку независимо от его специальности). Я понимаю, что это поможет мне в том числе плавно перейти к получению образования на бакалавриате.

Да, есть некоторые вопросы к шумихе вокруг ЕГЭ и тому, с какой важностью как преподносят это событие в школах — и как стресс влияет на результаты ребят. Но во взрослом возрасте начинаешь относиться к этому спокойнее и воспринимать ЕГЭ как «всего лишь одно из жизненных испытаний, которые вам предстоит пройти» — как говорят кураторы на инструктаже перед самим ЕГЭ)))

Важно найти преподавателей, которые помогут вам с интересом и удовольствием подходить к подготовке, и понять, какой формат обучения и отдыха поможет достичь наиболее успешных результатов.

Напоследок выскажу абсолютно субъективную мысль — по моим наблюдениям количество нешкольников получающих второе образование, не связанное с первым, возрастает. Например, у моего брата, который сейчас учится на первом курсе, есть 34-летний одногруппник. Мои родители спустя 20 лет после окончания университета получили специальность экскурсовода и сомелье. Мне кажется, это здорово и воодушевляюще. Поэтому, если вы решаетесь на нечто подобное — знайте, что всё возможно, и этот процесс может стать захватывающе приятным, несмотря на трудности)

А если вы школьник — имейте в виду, что сдачу ЕГЭ можно растянуть на несколько лет, чтобы сфокусироваться на нескольких предметах, набрать баллы повыше и удачнее поступить)

  • SSхочу отдельно отметить, как вы выделили день отдыха, мало кто об этом говорит, но обучение это процесс ФИЗИЧЕСКИЙ, наши нейроны буквально двигаются, для освоения информации нужны перерывы 👍 удачи вам с поступлением!1
  • Варя КоробкинаSS, Спасибо!)1
  • ОльгаПусть все получится!1
  • ЧитательНепонятно, почему не рассматривалась возможность завершить бакалавриат и поступить в магистратуру на желаемую специальность. Все главное по новому направлению освоили бы при подготовке к вступительным.2
  • Варя КоробкинаОльга, 🙏🏻0
  • Варя КоробкинаЧитатель, тоже вариант! но оставаться в прошлом ВУЗе не хотелось прямо совсем) Плюс в разговорах с действующими специалистами, часть из которых преподают, стало понятно, что лучше всё-таки на бакалавриат0
  • СТЧитатель, потому что наши госумники уже рассматривают запрет на то, чтобы это делать, в связи с чем многие, скорее всего, думают, что это уже запрещено0
  • SSЧитатель, не со всех направлений можно поступать на желаемую магистратуру + не все магистратуры заняты обучением, часто это обычные лекции (которые читают по вечерам, хотя ты их и дома мог бы почитать сам после работы), а не практические навыки, которые самостоятельно в вакууме не разовьёшь... Качество зачастую оставляет желать лучшего... Искренне завидую, у кого классные вузы1
  • ЛериАвтор, а кем планируете работать после обучения? Социология подходит сыну по егэ, поэтому эти направления могут стать запасными, менее приоритетными при поступлении. Но что на выходе - совершенно мне неясно. Научная деятельность, ну и виды соцработников, так пишет гугл. Но для второго варианта вообще необязательно профильное образование, берут всех, да и заработок и перспективы там так себе... Поделитесь своими планами.0
  • Варя КоробкинаЛери, соцработник (социальный работник) - это другое). Прикладные навыки, которые даёт социология - это выстраивание грамотного и максимально возможно объективного диалога с человеком, а также навыки аналитики и работы с цифрами. Основные перспективы вижу следующие: - проведение маркетинговых и продуктовых исследований в компании или агентстве - изучение целевой аудитории, помощь в развитии маркетинга и продуктов компаний. Сейчас все крупные компании сильно опираются на мнение и особенности поведения своих пользователей, а получить его и правильно интерпретировать помогает социологическая база - отдельно также выделю исследования интерфейсов - их сейчас постоянно либо разрабатывают, либо улучшают все подряд - от банков до приложений доставки - это тоже делается при помощи тестирования на пользователях, и здесь также большим плюсом будет наличие социологической базы - исследователь-урбанист - изучает жизнь горожан и то, как они пользуются городом, чтобы потом проектировщики смогли создать для жителей классные условия, отвечающие их потребностям - HR-исследования. В крупных HR-отделах тоже есть свои аналитики, которые помогают управлять персоналом, опираясь на метрики и обратную связь от сотрудников. Вот тут есть более ещё подробная информация про перспективы) - https://postupi.online/programma/626/deyat/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com Успехов вашему сыну)) Будет забавно, если встретимся в ВУЗе ХD2
  • Артемий ВиноградовЗдравствуйте, а скажите, в какой вы вуз поступали на соц.фак и в Москве ли он? Дело в том, что я обучаюсь в 10 классе и тоже собираюсь поступать на социолога (наконец понял, в чем я действительно смогу пригодиться людям), но мой набор ЕГЭ включает базовую математику вместо профильной, потому что ну.. ну я еле на 4 вытянул, а ОГЭ вообще на 3 сдал 🥲 я искал варианты вузов где принимают без профильной, но я так понял, профиль в любых вузах на этой специальности необходим и мне придется после 11 класса брать gap year чтоб подготавливаться к профильной или стоит начать уже сейчас? Я просто не уверен в том, что если даже обычная математика мне так с горем пополам давалась, то я смогу осилить и профмат 💔0
  • ЧитательСТ, автор не уточняет, что за специальность, но раз вуз творческий, то вряд ли автор на программиста, например, учился. Но после какого-нибудь культуроведения/искусствоведения продолжить социологией нормально. Запрет рассматривается на варианты типа филолог-биолог, а в рамках смежных дисциплин нормально пойти на родственную специальность, и вроде и дальше запрещены не будут.0
  • ЧитательSS, так же можно и про бакалавриат сказать, понятно, что многое зависит от конкретной программы и университета. Если очень хотелось прямо поучиться, очной магистратуры вполне должно было хватить, тем более, что автор по-видимому собирается совмещать работу с учебой-при таком раскладе полноценно влиться в учебу в любом случае не получится.0
  • ЧитательВаря, действующие специалисты не лишены некоторой доли снобизма, это нужно учитывать. Иногда кажется, что им просто принципиально, чтобы претенденты на вливание в их круг прошли путь "с низов". Я как раз училась на магистратуре по социологии после другого бакалавриата из смежной области. Я написала отличную магистерскую, при этом к научруку почти не обращалась, но стоило мне пару раз у нее что-то спросить, как сразу прилетало, что это потому что я не социолог, хотя это вообще не имело никакого значения, и объективно от моего бакалавриата пользы было больше, чем было бы от бакалавриата по социологии.0
  • Варя КоробкинаЧитатель, звучит обидно( Здорово, что у вас смежный бакалавриат, и это стало классной базой для маги)0
  • Варя КоробкинаАртемий, добрый день! Я ещё в процессе поступления - буду поступать в этом году) Знаю, что например, в МВШСЭН имени Теодора Шанина можно поступить по английскому вместо математики. Также, возможно, вам стоит рассмотреть смежные направления, например, антропологию или социальную психологию - где идёт упор на качественные методы исследования. Потому что в социологии также изучают количественные - и по сути как раз для них нужна математическая подготовка Что касается профильной, на мой взгляд, 10 класс - отличная возможность начать подготовку к ЕГЭ по тем предметам, в которых меньше всего уверенности. Наботать на 80 баллов вполне реально, даже если сейчас есть пробелы. И если будет идти тяжко - у вас будет возможность использовать гэп год, чтобы дотянуть до нужных баллов. 3 года на подготовку - это очень солидно, особенно если с толковым преподом)0
  • SSЧитатель, не поняла, что можно про бакалавриат? В бакалавриат может поступать человек из любой школы, любого профиля, достаточно сдать экзамен, а если я после педа захочу на геронтологию в ориданатуру, то мне туда можно только после бакалавриата 6 летнего в мед универе, с моим направлением 5 летнего бакалавриата педагогического я не имею право поступать, там четко все прописано0
  • Варя КоробкинаАртемий, пусть всё получится! 💪🏻0
  • ЧитательSS, в моем комментарии речь про качество, что оно зависит не от уровня получаемого образования (бакалавр/ магистр) , а от конкретной программы в конкретном вузе. Что касается меда, там всегда все было сложнее, чем с другими направлениями, не нужно даже сравнивать. Не знаю, какое образование у автора, но предположу, что для социологии оно, скорее всего, не стало бы проблемой.0
  • SSЧитатель, поняла. По моему опыту, в бакалавриате очень много разных преподавателей, особенно в крупных и топовых вузах, и там всегда кто-то попадается с хорошим уровнем преподавания, интересные места для практики и тд, в магистратуре такое реже почему-то получается, не знаю, с чем связано0
  • Артемий ВиноградовЕщё для меня очень важный аспект: в каких вузах в Москве целевое обучение по социологии, помимо РГУ Соцтех? Это на случай, если на бюджет не поступлю. Я просто вижу везде только одну социальную работу по целевой квоте, а вот именно по социологии нет. Меня ещё друг и бывший папин коллега хотел на практику во ВЦИОМ устроить, вы не знаете, эта организация может являться заказчиком целевого обучения?0
  • Варя КоробкинаАртемий, про целевое - честно, не выясняла никаких подробностей. Теоретически ВЦИОМ может являться заказчиком, так как это организация, которая непосредственно занимается социологическими исследованиями. Нужно ли им и выгодно ли оформлять целевое на студентов? Это вопрос. Но, возможно, связи вам тут помогут)1
  • Артемий ВиноградовВаря, ясно, спасибо за все ответы1