Как оформить документы БТИ
БТИ — бюро технической инвентаризации. Оно ведет учет технического состояния объектов недвижимости: квартир, домов, нежилых помещений, земельных участков. На основании этой информации БТИ выдает различные документы.
В разных городах название может немного отличаться. Например, в Санкт-Петербурге вместо БТИ работает ПИБ — проектно-инвентаризационное бюро.
Деятельность БТИ регулируют четыре документа:
- Жилищный кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
- Федеральный закон № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
- Постановление Правительства РФ № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства».
Дополнительно в каждом регионе могут быть местные нормативы для БТИ.
Вот что вы узнаете
Для чего нужны справки и документы из БТИ
Справки из БТИ могут понадобиться для оформления перепланировки и сделок с недвижимостью: приватизации, регистрации права собственности, продажи или покупки недвижимости и земельных участков. Еще — для улучшения жилищных условий за счет государства. Определенную форму справки может запросить человек или организация в зависимости от вида сделки.
В жизни необходимые бумаги обычно называют справками, но на деле речь идет о справках, документах и даже заключениях.
На квартиру могут понадобиться, чтобы приватизировать, продать или подарить квартиру и сделать в ней перепланировку.
При продаже квартиры обычно требуют технический паспорт. По закону он не нужен, но покупатель или банк могут его запросить, чтобы сравнить квартиру с планом из техпаспорта и понять, делали в ней перепланировку или нет.
При перепланировке понадобятся экспликация и поэтажный план. Они нужны для разработки проекта перепланировки и для согласования изменений в квартире в администрации.
На дом нужны для постановки дома на кадастровый учет и для оформления собственности. Понадобятся технический паспорт и межевой план.
На земельный участок пригодятся для регистрации права собственности на участок и для начала строительства дома на нем.
Для начала стройки понадобится уведомление о строительстве: оформить его можно в БТИ. Когда стройка закончится, нужно будет подать уведомление об окончании строительства и приложить к нему технический план. Его составляют кадастровые инженеры.
Для приватизации квартиры понадобится технический паспорт, если в Росреестре нет сведений о помещении или были неузаконенные перепланировки.
Для регистрации права собственности на квартиру справки из БТИ не нужны. Но если вы покупаете вторичку, запросить у собственника техпаспорт будет нелишним — убедитесь, что в квартире нет незаконных перепланировок.
Полный список документов для регистрации прав на недвижимость есть на сайте Росреестра. Он различается в зависимости от типа недвижимости и условий сделки.
Для продажи недвижимости предоставлять справки из БТИ необязательно — закон этого не требует. Но их может запросить банк, если покупатель приобретает квартиру в ипотеку.
Для ипотеки. Некоторые банки запрашивают техпаспорт при одобрении ипотеки, чтобы убедиться, что в квартире нет незаконных перепланировок. Не все банки дадут кредит на квартиру с неузаконенной перепланировкой.
Образцы документов из БТИ
Технический паспорт — документ, который нужен для сделок с недвижимостью, для споров с налоговой, если некорректно начисляют налог, и если нужно согласовать перепланировку.
Обычно техпаспорт требуют банки при покупке квартиры в ипотеку. Но может потребовать и покупатель без ипотеки, чтобы сравнить план квартиры в паспорте с реальным и понять, есть ли существенные изменения.
Заказать технический паспорт можно в БТИ. Если в бюро нет сведений об обмерах квартиры, потребуется дополнительно заказать выезд инженера-замерщика. Он сделает замеры, и только после этого вам оформят паспорт.
В техпаспорте содержится поэтажный план помещения и экспликация.
Поэтажный план квартиры — план квартиры с нанесенными внутренними границами. Обычно это вид на квартиру сверху.
Экспликация — приложение к поэтажному плану с указанием характеристик всех комнат и помещений, в том числе площади.
В некоторых регионах техпаспорт могут заменить другие документы. Например, в Санкт-Петербурге это справка по форме 7 о характеристиках жилого помещения — она содержит экспликацию — и кадастровый паспорт — он содержит поэтажный план. Справку по форме 7 выдают в БТИ, ЖЭКе, ЖЭУ, РЭУ, УК, ТСЖ или МФЦ.
Справка БТИ по форме 1а — это выписка из техпаспорта с кратким описанием квартиры и дома.
Кадастровый паспорт раньше выдавали на помещение или на земельный участок. С 2017 года их больше не выдают.
В кадастровом паспорте на квартиру указывали кадастровый номер, адрес, характеристики и план расположения помещения на этаже. На земельный участок — информацию о кадастровом номере, стоимости, площади, прилагали ситуационный план участка.
Сейчас кадастровые паспорта заменяет выписка из ЕГРН. Заказать ее можно через МФЦ или на госуслугах.
Справка об инвентаризационной стоимости может понадобиться для оформления наследства, отчуждения или приватизации недвижимости. По инвентаризационной стоимости начисляют налог, и в случае споров с налоговой потребуется такая справка.
Справка о соответствии адреса может понадобиться при изменении адреса для внесения уточняющих сведений в документы о праве собственности.
Форма 5 — о состоянии здания или помещения — может понадобиться для покупки квартиры в ипотеку, перепланировки или выдачи кредита под залог недвижимости. В некоторых банках допускается износ до 70%, но в среднем — до 60%.
Форма 3 нужна для оформления сделок с земельными участками.
Кто может обратиться в БТИ за документами
Обратиться в БТИ за документами могут физические лица и организации. Например, собственник объекта недвижимости или его представитель. Представителю понадобится нотариально заверенная доверенность.
Куда обратиться для получения документов БТИ
Для получения документов можно обратиться лично в БТИ или МФЦ, заказать справки в интернете или по почте.
Какие документы БТИ можно оформить в интернете. Москвичи могут оформить на сайте мэра Москвы следующие документы:
- Поэтажный план (без проведения обследования).
- Справку об идентификации адреса (без графического приложения).
- Справку об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости.
- Технический паспорт квартиры.
- Экспликацию к поэтажному плану по формам 22 или 25.
Забрать готовый документ можно в территориальном подразделении БТИ, к которому относится выбранный объект.
Какие документы оформляют в отделе проектирования БТИ. Некоторые документы можно получить только в отделе проектирования:
- Заключение о соответствии нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
- Проект перепланировки и переустройства квартиры или нежилого помещения.
- Техническое заключение о допустимости и безопасности работ по перепланировке и переустройству квартиры или нежилого помещения.
Какие документы можно получить через МФЦ. В МФЦ можно оформить следующие документы:
- Технический паспорт.
- Поэтажный план.
- Экспликацию к поэтажному плану.
- Выписку из технического паспорта БТИ (форма 1б).
- Выписку из технического паспорта на здание (форма 1а).
- Справку БТИ о состоянии здания/помещения (форма 5).
- Справку об идентификации адреса объекта капитального строительства (без графического приложения).
- Справку об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости (по состоянию до 1 января 2014 года).
- Справку об общеполезной площади в жилых строениях домовладения с центральным и печным отоплением (форма 4).
- Графическое приложение к справке об идентификации адреса объекта капитального строительства.
Заказать документы можно в любом МФЦ вне зависимости от района регистрации объекта.
Какие документы нужны для обращения
Документы для подачи заявления. Чтобы получить документы БТИ, понадобится паспорт и документ о собственности. Физическое лицо подает заявление на выдачу справки — его заполняют на месте. Организация вместо заявления подает гарантийное письмо на своем фирменном бланке. Если документы оформляет представитель, ему нужна доверенность.
Документы для оформления технического паспорта понадобятся те же, что и для подачи заявления.
Документы для получения кадастрового паспорта на квартиру или земельный участок не понадобятся, потому что его больше не выдают. Паспорт заменяет выписка из ЕГРН — ее можно заказать на госуслугах или в МФЦ.
Если вы собственник и оформили собственность на квартиру после 1 января 2017 года, выписка должна быть на руках. Если вы не собственник недвижимости, вам выдадут только сокращенную выписку из ЕГРН без личных данных ее владельцев. Если хотите узнать, нет ли обременений и сколько у квартиры владельцев, то сделать это получится только через собственников — запросите у них свежую выписку.
Порядок получения документов
Документы из БТИ предоставляются по заявлению физического лица или гарантийному письму от организации. Оформить справки можно со специальным обследованием или без него. Обследование необходимо, если в бюро нет сведений о помещении или земельном участке. В таком случае сначала нужно подать заявление и оплатить госпошлину, дождаться специалистов из бюро для обследования и только потом забрать готовый документ.
Если обследование не нужно, подайте заявление и оплатите госпошлину. Вам скажут, когда прийти за результатом.
Сколько стоит оформление документов БТИ
Оформление документов всегда платное. Стоимость справок различается в зависимости от вида. Москвичи могут узнать стоимость справок на сайте Московского городского БТИ.
Сроки изготовления и действия справок из БТИ
Сроки зависят от документа, который нужен. Обычно срок изготовления — 7—14 дней, максимум — 30 дней. Узнавать сроки лучше в БТИ вашего населенного пункта. Москвичи могут узнать сроки изготовления документов на сайте Московского городского БТИ.
Срок действия справок и выписок БТИ — от нескольких дней до нескольких лет. Уточняйте срок действия справки или выписки в БТИ.
Получение документов БТИ по нежилым помещениям
Перечень документов из БТИ, получаемых на нежилое помещение:
- Поэтажный план.
- Технический паспорт.
- Экспликация.
- Выписка из техпаспорта — форма 1а.
- Справка о состоянии здания или помещения — форма 5.
- Справка об идентификации адреса.
- Справка об оценочной стоимости объекта недвижимости.
- Справка об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости для целей налогообложения — форма 11а.
- Экспликация к поэтажному плану нежилого помещения — форма 25.
Получение документации из БТИ для собственника. Получить документы может собственник или его представитель. Список документов для получения документации из БТИ может меняться в зависимости от того, что именно нужно заказать. Обычно требуют:
- Паспорт.
- Документ о праве собственности на помещение.
- Доверенность для представителя.
- Заявление — для физических лиц.
- Гарантийное письмо — для организаций.
Оформление документации из БТИ для арендатора недвижимости. Арендатор тоже может получить документы, но только с согласия собственника. Ему понадобятся следующие документы:
- Паспорт.
- Копия свидетельства о праве собственности, заверенная собственником.
- Копия договора аренды, заверенная собственником.
- Гарантийное письмо, согласованное с собственником. Внизу письма собственник пишет «Не возражаю» и ставит печать.
Сроки и стоимость изготовления различаются в зависимости от вида справки или выписки.
Когда могут отказать
Отказать в приеме документов могут по разным причинам. Это решают власти определенного региона.
- заявитель подал неполный комплект документов или неправильно оформленные или недействительные документы, например просрочен паспорт или какая-то справка;
- предоставлен неполный комплект документов или они содержат недостоверные и противоречивые сведения;
- нет доверенности в случае подачи заявления представителем или истек ее срок действия;
- БТИ не делает документы, которые запрашивает заявитель;
- при подаче запроса на изготовление техпаспорта, поэтажного плана или экспликации заявитель отказывается провести техническую инвентаризацию квартиры, если прошлая была более пяти лет назад.
В Екатеринбурге откажут, если:
- заявление заполнено неразборчивым почерком или не полностью;
- заявление подал тот, кто не имеет права получать справки на данный объект;
- нет сведений об объекте недвижимости, по которому нужна справка;
- не представлены необходимые документы или их не хватает;
- техническая инвентаризация объекта, сведения о котором запрашивает заявитель, не проводилась до 1 сентября 2012 года;
- в заявлении нет обратного почтового адреса заявителя — при отправлении заявления почтой.
Отказ выдают в письменной форме по почте или лично.