Чем занимается тьютор
Дети
14K
Фотография — South_agency / iStock

Чем занимается тьютор

И каким детям он положен
3
Аватар автора

Ольга Гиткович

разбиралась, кто такой тьютор

Страница автора

Иногда ребенок не понимает, зачем учиться и какие предметы ему интересны.

Помочь может тьютор — он выступает посредником между образовательной системой и учеником. Тьютор в курсе ежегодных изменений в учебных программах, знает подводные камни поступления в школы и вузы, разбирается в методиках профориентирования.

Есть мнение, что тьютор нужен только детям с особыми потребностями. Это не так. По закону таким ребятам положен ассистент — помощник, который, прежде всего, оказывает физическую поддержку, а также помогает ребенку комфортно чувствовать себя в коллективе и эффективно учиться.

Тьютор тоже может выполнять эти обязанности — и такое часто встречается в жизни. Но его роль гораздо шире функции помощника, а дети с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ, — малая часть людей, с которыми он работает.

Расскажу, как тьютор строит свою работу, чем отличается от других специалистов, с которыми его иногда путают, и кому положено тьюторское сопровождение.

Кто такой тьютор

Понятие «тьютор» зародилось в Англии в 12—13 веках. В Оксфорде, а затем и в Кембридже тьютор помогал студенту адаптироваться к жизни в университете и был посредником между ним и профессором.

В 17 веке тьюторство признали отдельной профессией. С 18 века тьюторы заняли центральное место в образовательной системе англичан — они советовали студентам, какие лекции посещать, составляли индивидуальные планы занятий, следили за успеваемостью и подготовкой к экзаменам.

В царской России функции тьютора при дворянских семьях выполнял гувернер. Советская система образования не рассматривала индивидуальный подход в обучении, поэтому в России тьюторы появились только в 1991 году. В 2007 году была создана Межрегиональная ассоциация тьюторов. Спустя год профессию «тьютор» включили в перечень педагогических должностей.

Сегодня тьютор — это специалист, который изучает способности ребенка и в соответствии с ними разрабатывает индивидуальный план обучения. Чаще всего к нему приходят с такими запросами:

  • найти мотивацию учиться;
  • понять, какой профиль выбрать;
  • подготовиться к ЕГЭ и поступить в вуз.

Тьютор ориентируется не на образовательный стандарт, а на желания и возможности ребенка, а также его семьи.

Допустим, школьник хочет поступить в МГИМО на исторический факультет, но туда можно попасть только с максимальным результатом на ЕГЭ. Тьютор вместе с учеником рассмотрит несколько возможных траекторий поступления — например, через олимпиады и профильные конкурсы. Это поможет ребенку выбрать наиболее подходящий и посильный путь к цели.

Цель работы тьютора

Главная цель тьютора — понять, чего хочет достичь подопечный, и помочь ему реализовать желаемое. Для этого специалист должен  :

  • выявить индивидуальные особенности, интересы, способности и проблемы ученика в образовательном процессе;
  • разработать индивидуальный учебный план — его еще называют образовательным маршрутом — и помогать ученику придерживаться его;
  • показать доступные образовательные ресурсы — это могут быть факультативы, секции, курсы, материалы в интернете и даже музеи;
  • в процессе развивать у ученика рефлексию и анализировать его результаты;
  • привлекать родителей к разработке и реализации учебных планов;
  • работать с адаптивными образовательными программами, которые предназначены для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Кто может стать педагогом-тьютором

Образование. Тьютор — это специалист с педагогическим образованием, который прошел дополнительные курсы профессиональной переподготовки. Они длятся несколько месяцев и есть, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Перми, Владивостоке.

На курсах учат находить индивидуальный подход к ученику, мотивировать его, а также, например, составлять диагностические карты — с их помощью оценивают способности и мотивацию ученика, а также проверяют, как он усвоил изученный материал. То есть работа тьютора находится на стыке педагогики и психологии.

С помощью разных форм и методик тьютор выявляет мотивацию ребенка к учебе и учит рефлексии. На фото промежуточный чек⁠-⁠лист для пятого класса про домашнюю работу и распределение времени
С помощью разных форм и методик тьютор выявляет мотивацию ребенка к учебе и учит рефлексии. На фото промежуточный чек⁠-⁠лист для пятого класса про домашнюю работу и распределение времени
1/2
С помощью разных форм и методик тьютор выявляет мотивацию ребенка к учебе и учит рефлексии. На фото промежуточный чек⁠-⁠лист для пятого класса про домашнюю работу и распределение времени
С помощью разных форм и методик тьютор выявляет мотивацию ребенка к учебе и учит рефлексии. На фото промежуточный чек⁠-⁠лист для пятого класса про домашнюю работу и распределение времени

Работа. В основном тьютора нанимают частные учебные заведения или школы с инклюзивным образованием. Но и там это не всегда штатный работник: иногда руководство заключает с тьютором волонтерский договор, а его услуги отдельно оплачивают родители.

В большинстве государственных школ нет тьютора либо его обязанности за минимальную плату выполняет штатный учитель без соответствующего дополнительного образования. Зачастую учебные заведения хотели бы, но не могут выделить тьютору ставку.

Стоимость услуг. В 2024 году консультация тьютора стоит 1000—5000 ₽ в час. Услуги тьютора для взрослых обойдутся в 5000—15 000 ₽. В частных школах тьюторы получают до 120 000 ₽ в месяц. В государственных ситуация зависит от региона.

Чем занимается тьютор

В детском саду тьютор встречается редко. В государственном учреждении такого специалиста, как правило, приставляют к ребенку с ОВЗ по решению психолого-медико-педагогической комиссии — об этом я еще расскажу дальше.

Тьютор учит ребенка понимать, что у него уже получается, а чему только предстоит научиться. Поощряет интересы, подсказывает, как их удовлетворять, и объясняет, каким должен быть результат. Если специалист видит, что задания воспитателя слишком сложные для ребенка, он работает с ним по облегченной схеме. А еще ведет дневник наблюдения, в котором фиксирует успехи и трудности.

Работа с детьми без особенностей развития строится более традиционно: тьютор определяет их интересы и, отталкиваясь от них, составляет индивидуальный образовательный маршрут. Когда тьютор видит повышенное внимание ребенка к чему-либо, он подсказывает воспитателям подходящие сюжетно-ролевые игры и сказки.

Родителям тьютор рассказывает, какая база для обучения есть в детском саду, как заниматься дома и куда можно ходить дополнительно. Это значит, даже работая с дошкольниками, тьютор должен знать, что происходит в сфере образования: в какие кружки или клубы можно записаться, что требуют при поступлении в первый класс, какие профильные школы есть в городе.

В традиционной школе тьютор чаще работает с учениками средних и старших классов. Есть дети, которым школьная программа дается тяжело, а есть те, кому она наоборот кажется слишком легкой. Тьютор с помощью специальных тестов и методик оценивает способности ребенка и помогает ему составить индивидуальный образовательный маршрут.

На одного специалиста приходится не более 16—20 учеников — их называют тьюторантами. Они приходят с разными запросами, вот самые распространенные:

  1. Зачем мне нужен этот предмет?
  2. Как выбрать профиль при переходе в старший класс?
  3. На кого пойти учиться?
  4. Как подготовиться к ЕГЭ и поступить в вуз?
  5. Какой вуз выбрать?
Чтобы составить индивидуальный образовательный маршрут, тьютор подробно разбирает вопросы ребенка и, опираясь на его ответы, составляет карту интересов — она ложится в основу индивидуального образовательного пути тьюторанта
Чтобы составить индивидуальный образовательный маршрут, тьютор подробно разбирает вопросы ребенка и, опираясь на его ответы, составляет карту интересов — она ложится в основу индивидуального образовательного пути тьюторанта

Тьютор проводит как индивидуальные занятия, так и групповые. Может понаблюдать за процессом обучения со стороны — например, прийти на урок и посмотреть, как ребенок отвечает, какие у него отношения в классе. После, уже во время индивидуального занятия, разбирает, какие у ученика сложности, над чем нужно усердно поработать, а что хорошо получается без усилий.

В школе тьютор работает в тесной связке с педагогами, педагогами-организаторами и психологами. Например, может подсказать учителю обратить внимание на особенности ученика или сферу его интересов. Но тьютор не будет тянуть ребенка на результат или давить на него: он работает только с согласия и по запросу  .

Аватар автора

Антонина Болотова

директор департамента сопровождения учащихся школы «Сколка»

«Тьютор анализирует цели и способности ребенка, а после помогает добиться желаемого»

Работа тьютора может быть поставлена по-разному — это зависит от уклада и возможностей школы. В нашей тьютор приходит в класс, рассказывает, что такое тьюторское сопровождение, и приглашает записаться на тьюториал — так называется консультация с тьютором. Желающие сами вписывают себя в график.

Когда подросток приходит на консультацию, тьютор старается построить с ним диалог: узнает, что ребенку интересно, как он видит свое будущее, есть ли что-то, что беспокоит его в учебе, какие у него цели и желания.

Затем тьютор может провести ряд тестов, чтобы ученик смог понять свои сильные и слабые стороны, оценить возможности, осознать, как работает его мотивация. Если ребенок знает, что именно он хочет от обучения, тьютор помогает проработать и составить индивидуальный образовательный маршрут.

Маршрут обязательно согласовывают с родителями. Бывают ситуации, когда, например, ребенок видит себя врачом. А родители — потомственные физики-ядерщики — хотят, чтобы он продолжил семейную традицию. В таких случаях тьютор объясняет родителям, почему важно поддержать интересы ребенка. Если удается достичь согласия, тьютор продолжает работать с ребенком. Если родители категорически против и в семье назревает конфликт, тьютор прекращает работу.

Также в школе есть групповые формы работы:

  1. Встречи 10—15 человек на волнующую тему, например профориентации.
  2. Метапредметные семинары, на которых дети развивают рефлексивность, учатся говорить о себе, развивают коммуникативные навыки.
  3. Образовательные поездки — этот формат нужен для развития самостоятельности. Мы стараемся передать детям ответственность за подготовку и планирование таких выездов. В процессе они разбираются, например, как купить билеты на поезд или спланировать пешеходную прогулку по городу.

Еще тьюторская команда проводит образовательные мероприятия. Они проходят нечасто, два-три раза в год, потому что трудоемки в организации. Например, это может быть фестиваль профессий или конференция по итогам предпрофессиональных стажировок.

В онлайн-школе тьютор учит учиться — как бы странно это ни звучало. На образовательные курсы в интернете записываются в основном взрослые и мотивированные люди, которые решили получить еще одну профессию. И тем не менее многие бросают обучение, даже если заплатили за него. Им начинает казаться, что невозможно выделить время на учебу и домашние задание, если у тебя есть работа, маленький ребенок и домашние обязанности.

Таким людям тьютор помогает выстроить учебный процесс: разбирает программу и выделяет в ней главное — то, что обязательно нужно выучить. Распределяет задания по объему задач и напоминает, когда состоится важный семинар, а когда нужно сдать домашнюю работу.

В инклюзивной школе тьютор помогает детям с ОВЗ приспособиться к распорядку дня, дисциплине на уроке, внешним раздражителям. Он учит ребенка самостоятельности и помогает сохранить положительный настрой на учебу.

Специалист обязательно присутствует в классе во время урока — следит, чтобы ребенок с ОВЗ не уставал, так как переутомление может вызвать, например, агрессию или другую негативную реакцию. Если тьютор видит, что подопечный не справляется, он просит учителя облегчить задачу или снизить темп — то есть становится для ребенка держателем индивидуальной комфортной образовательной среды.

Ребенку с ОВЗ бывает сложно найти контакт со сверстниками. Тьютор следит, чтобы общение было дружелюбным и дети с пониманием относились к его особенностям. Главная цель специалиста в инклюзивной школе — включить ребенка в социальную среду так, чтобы было комфортно и ему, и другим детям, и взрослым.

Чем тьютор отличается от других специалистов

Профессия тьютора относительно новая, поэтому не каждый о ней знает. А те, кто слышал, иногда путают с другими профессиями. Расскажу в чем отличия.

Репетитор объясняет ученику предмет и разбирает задания. Благодаря этому ребенок начинает лучше разбираться в теме и получать хорошие оценки.

Тьютор не учит конкретному предмету: он показывает ученику, как самому учиться и добиваться цели, а также советует подходящие методы обучения.

Плакат школьника о том, что помогает ему учиться, на котором он структурировал знания после курса по индивидуальным учебным навыкам
Плакат школьника о том, что помогает ему учиться, на котором он структурировал знания после курса по индивидуальным учебным навыкам

Дефектолог занимается детьми с отклонениями интеллектуального развития. Он разрабатывает для них специальные коррекционные программы, которые позволяют добиться максимально возможного для ребенка результата.

Тьютор ничего не корректирует — он выстраивает для ребенка оптимальный образовательный маршрут в имеющейся среде.

Так, если ученику с задержкой психического развития нравятся поезда, на развитии чтения тьютор может предложить ему книгу Геннадия Цыферова «Паровозик из Ромашкова».

Если старшеклассник с расстройством аутистического спектра любит купаться, плавать и смотреть на воду, в рамках изучения химии тьютор поручит ему написать реферат на тему «Вода с химической точки зрения». А на физике предложит провести опыты с водой, чтобы ученик понял, что такое давление или плотность вещества.

В идеале с ребенком с ОВЗ должны работать:

  1. Учитель — он дает знания по предмету.
  2. Дефектолог — занимается коррекционной частью программы, которая требует от ученика дополнительных усилий.
  3. Тьютор — выявляет интересы ребенка и подсказывает, как встроить их в образовательный процесс.

Психолог. У тьютора и психолога есть общие методы работы, например психологические тесты. Но с их помощью психолог разбирает личностные проблемы, а тьютор — способности. Тьютор работает в обстановке согласия, когда цель ни у кого не вызывает никаких противоречий. К психологу, наоборот, зачастую приходят прорабатывать и разрешать конфликтные ситуации.

Допустим, к тьютору придет школьник и пожалуется на плохие оценки и конфликт с преподавателем. Специалист рассмотрит ситуацию с точки зрения предмета: как ребенок понял материал, есть ли где-то пробелы и недоработки, а также как можно наверстать упущенное и исправить ситуацию.

Психолог в такой ситуации будет смотреть на поведенческие характеристики и искать причину конфликта в них.

Чтобы помочь школьнику закрыть долги, накопленные за триместр, тьютор применил прием из тайм⁠-⁠менеджмента «Есть слона по частям» — дал тьюторанту задание разбить большую задачу на составные части
Чтобы помочь школьнику закрыть долги, накопленные за триместр, тьютор применил прием из тайм⁠-⁠менеджмента «Есть слона по частям» — дал тьюторанту задание разбить большую задачу на составные части

Коуч. Задачи коуча и тьютора похожи, но различия все же есть. Коуч работает со старшими подростками и взрослыми, которые уже определились с целью и ищут способы ее достичь. Он настраивает на успех и учит добиваться своего во что бы то ни стало.

Тьютор работает с подопечными любого возраста. В большинстве случаев они не знают, чего хотят. С помощью наводящих вопросов он мягко помогает определить цель и сформулировать запрос, чтобы человек сам пришел к тому, что ему интересно и чего он хочет.

Каким детям положен тьютор

Тьютор может быть у любого ученика вне зависимости от типа образовательной организации, возраста и состояния здоровья. Но ключевые слова здесь — «может быть».

С детьми, у которых нет проблем со здоровьем, вопрос о необходимости тьюторского сопровождения решается на психолого-педагогическом консилиуме в самой образовательной организации. Но, повторюсь, у большинства государственных детских садов и школ нет возможности ввести ставку для тьютора. Поэтому подобные запросы, как правило, отклоняют.

Ученикам с ОВЗ по закону положены специальные условия получения образования. И тьютор — часть этих условий  . Получить тьюторское сопровождение можно по решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). О том, как ее пройти, мы рассказали в отдельной статье Т⁠—⁠Ж.

Как получить тьютора для ребенка с ОВЗ

В зависимости от того, что будет написано в заключении ПМПК, план действий может различаться.

Если комиссия решила, что ребенку нужен тьютор, напишите заявление на имя заведующей — если речь идет о детском саде, или директора школы — если речь о школьнике. И приложите результаты ПМПК. По закону вам обязаны предоставить тьютора.

Бывают случаи, когда учебное заведение отказывает в создании специальных условий. Тогда нужно жаловаться в прокуратуру или добиваться защиты прав в суде. Нехватка кадров или финансов не могут стать причиной отказа или задержки в предоставлении тьюторского сопровождения ребенку с ОВЗ.

Если комиссия решила, что ребенок не нуждается в тьюторе, есть два пути:

  1. Обжалуйте заключение в вышестоящей ПМПК. Приложите доказательства того, что тьютор необходим — например, школьные тетради или характеристики от учителей.
  2. Напишите заявление в школу или сад с просьбой провести психолого-педагогический консилиум, чтобы рассмотреть необходимость тьюторского сопровождения. Так можно  : образовательная организация вправе сама принять решение о предоставлении тьюторского сопровождения на период адаптации — например, учебную четверть, полугодие или учебный год — либо на постоянной основе.
Аватар автора

Любовь Румянцева

мама ребенка с расстройством аутистического спектра

«Тьютор — это не только про помощь в учебе, но еще про эмпатию и заботу»

У моей 11-летней дочери расстройство аутистического спектра, РАС. Она посещает ресурсный класс обычной общеобразовательной школы. В нем вместе с еще двумя учениками изучает все, кроме музыки, физкультуры и окружающего мира — на эти уроки ходит со своим вторым коррекционным классом, к которому прикреплена.

Несмотря на то что мы живем в Санкт-Петербурге, нехватка тьюторов остро ощущается. Так, сначала к ребенку прикрепили учителя-логопеда, у которого не было тьюторского образования. Через 2,5 месяца он сказал, что выгорел и методы работы с ребенком с РАС ему не близки.

После школа устроила на полную ставку педагога-психолога. Новый специалист не просто сопровождала дочь на уроках, переменах и в столовой, но и начала работать с ее нежелательным поведением, помогала коммуницировать с другими детьми.

Тьюторского образования у педагога тоже не было — она начала дистанционно проходить обучение уже во время работы. И сопровождение стало строиться иначе — с упором на учебу, как и положено с тьютором. Вот лишь малая часть того, что тьютор делает сейчас:

  • сопровождает ребенка на уроках, помогая ему включиться в учебный процесс и овладеть различными навыками — например, спокойно переключаться с одной деятельности на другую;
  • доносит до учителя актуальную информацию — какие темы интересуют ученика, что у него получается хорошо, а что не очень;
  • следит за режимом учебы и отдыха, чтобы не допускать переутомления и негативных реакций — например, может подсказывать ребенку, что скоро начнется перемена и будет возможность расслабиться;
  • помогает ребенку с РАС социализироваться и наладить отношения со сверстниками — это огромный и важный пласт работы;
  • ведет дневник наблюдений за ребенком — он необходим, чтобы была возможность оценить, как школьник справляется с учебной программой.

Тьютор работает в тесной связке с учителями и родителями — каждый играет свою важную роль. Например, когда возникают какие-то трудности, мы решаем их вместе. Потому что каждый из нас знает ребенка со своей стороны. Объединяя усилия, мы можем понять, что стоит за конкретной реакцией или поведением и что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию.

Еще меня как маму радует, что наш тьютор работает не сухо по инструкции: я чувствую большую эмпатию, заботу и искреннюю радость за дочь и ее успехи.

Что в итоге

  1. Тьютор изучает способности ребенка и в соответствии с ними разрабатывает индивидуальный план обучения.
  2. Главная цель тьютора — понять, чего хочет достичь подопечный, и помочь ему воплотить желания в жизнь.
  3. Чтобы работать тьютором, нужно педагогическое образование. Кроме того, необходимо пройти дополнительные курсы профессиональной переподготовки.
  4. Пока тьютор — не очень распространенная профессия и привилегия скорее частных учебных заведений. Государственные, как правило, не могут выделить педагогу-тьютору ставку из-за финансовых ограничений, а где-то пока не готовы применять индивидуальный подход.
  5. Тьютора может получить любой ребенок, однако по закону тьюторское сопровождение положено только детям с ОВЗ.


Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Ольга ГитковичСталкивались с работой тьютора? Поделитесь опытом:
  • Владимир ГрамирРебенок желает получить конкретную помощь. Для этого надо с ним заниматься. Тьютор не имеет такой возможности. Репетитор в том числе выполняет функции тьютора и отчасти психолога ( конфликты в учебе и с родителями) . Вывод : при хорошем репетитора тьютор излишен. " Если старшеклассник с расстройством аутистического спектра любит купаться, плавать и смотреть на воду, в рамках изучения химии тьютор поручит ему написать реферат на тему «Вода с химической точки зрения». А на физике предложит провести опыты с водой, чтобы ученик понял, что такое давление или плотность вещества. это полный бред!0
  • Влада ОсиповаОчень некомпетентная статья. Я - тьютор в инклюзии. И половина, о чем вы написали про эту часть тьюторства - откровенный бред. Начиная от того, что детям с особенными образовательными потребностями нужен скорее ассистент, заканчивая тем, что тьютор ничего не корректирует 🤦🏼‍♀️ Не знаете про инклюзию, так и не пишите 🤷🏼‍♀️🤷🏼‍♀️0
  • Ольга ГитковичВлада, статью писали совместно со специалистами. Возможно, вы работаете по разному профилю. Расскажите, с чем вам приходится сталкиваться в работе. Вы работаете вместе с дефектологом?0