Как в России принимают федеральные законы

И как мы можем на это влиять

44
Как в России принимают федеральные законы
Аватар автора

Андрей Бушин

следит за новыми законами

Страница автора

В цивилизованном мире общественную жизнь регулируют законы: они определяют, что и как делать можно, а что нельзя.

Если человек нарушает правила, это приводит к негативным последствиям. Их тоже устанавливает закон. Систему законодательства придумывают ответственные за это люди. Расскажу, как устроен законотворческий процесс в России и могут ли на него повлиять простые граждане.

Сразу оговорюсь, что в разных странах правовые системы сильно различаются. То, что написано в этой статье, совсем не подходит для других государств.

Что такое федеральный закон

В целом закон — это обязательный к исполнению официальный документ, который принимают по специальным нормам с помощью голосования в парламенте. То есть это письменное правило, которое обязаны соблюдать граждане, чтобы реализовать свои права и не получить штраф, тюремный срок или другие наказания.

Законы регулируют важные общественные отношения, например устройство государства, ведение бизнеса или институт семьи и брака. Такую же функцию могут выполнять, к примеру, предписания прокуроров, но у законов есть два важных отличия:

  1. Их нужно исполнять не разово и не временно, а постоянно.
  2. Они направлены не на отдельного человека или организацию, а сразу на всех людей, компании или их группы, объединенные каким-либо признаком. Так, есть законы, которые касаются всех банков или всех полицейских.

Законы различаются по юридической силе и географии применения:

  1. Конституция. Это основной закон страны с высшей юридической силой.
  2. Федеральные конституционные законы, ФКЗ. Они детализируют положения Конституции в самых важных сферах — например, в судебной и военной. Также лишь ФКЗ изменяют состав российских регионов.
  3. Федеральные законы, ФЗ. Они раскрывают все остальные положения Конституции. Федеральные законы устанавливают нормы, которые необязательно прямо следуют из основного закона, и распространяют свое действие на всю страну или на любой регион. Именно про них пойдет речь в статье.
  4. Региональные законы. Их принимают парламенты субъектов РФ. Действуют они только в конкретном регионе.

Законы не могут противоречить друг другу, но если это случилось, приоритетным считается вышестоящий, а если такого нет — более поздний.

Например, федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» распространяется на всю страну и устанавливает общие нормы, направленные на сохранение здоровья граждан. А закон Приморского края о тишине действует только в пределах края и лишь там запрещает шуметь после 22:00 в будни  .

Принципы принятия региональных законов и, например, поправок в Конституцию сильно различаются.

Кто рассматривает федеральные законы

Все федеральные законы рассматривает специальный орган государственной власти — парламент. Это его исключительное право: ничто не может стать законом, миновав парламент.

В России он состоит из двух палат: нижняя — Государственная дума, верхняя — Совет Федерации. Законопроекты сначала проходят слушания в Госдуме, а затем их одобряет или отвергает Совет Федерации.

Кто может предлагать федеральные законы

Инициатор может внести в Госдуму новый законопроект или предложить поправки к чужим проектам, а также предложить изменить или отменить действующие законы.

Право законодательной инициативы имеют:

  • Президент.
  • Сенаторы Совета Федерации.
  • Совет Федерации коллективно.
  • Депутаты Государственной думы.
  • Правительство.
  • Парламентарии регионов.
  • Верховный и Конституционный суды — по вопросам их ведения.

В 2024 году над законами работает восьмой созыв Госдумы. Созывами называются собрания депутатов, избранных на определенный срок. Нынешний состав парламентариев просуществует до сентября 2026 года.

За время работы восьмого созыва в Госдуму внесли 2007 законопроектов, из них на рассмотрении находятся 927. Большую их часть предложили сами депутаты и правительство.

С каждым годом законов принимают все больше.

Cтатистика по законотворчеству за 2020—2023 годы.

2020553
2021505
2022653
2023694

Cтатистика по законотворчеству за 2020—2023 годы.

2020553
2021505
2022653
2023694

В теории обычные граждане тоже могут предложить законопроект. Для этого нужно письменно обратиться к депутату Госдумы или сенатору — они обязаны рассматривать такие обращения, поскольку представляют избирателей. Если предложение понравится, депутат или сенатор может вынести его на рассмотрение Госдумы.

Кроме того, любой человек вправе предложить свою идею для законопроекта или проголосовать за чужую на портале «Российская общественная инициатива», РОИ. По правилам РОИ, предложение должно пройти модерацию и набрать определенное количество голосов в течение года. Чтобы изменить федеральное законодательство, таких голосов должно быть больше 100 тысяч. Тогда специальная экспертная группа решит, отправить инициативу в Госдуму или отклонить ее.

С момента создания сайта РОИ из 22 095 прошедших модерацию инициатив всего шесть стали законами. Не все поддержанные инициативы требуют принятия законов — это могут быть и постановления, распоряжения или другие правовые акты.

Как вносят законопроекты

Чтобы внести в Госдуму законопроект, составляют текст обращения и прикладывают пояснительную записку. В ней уточняют, зачем нужен закон, на какие действующие правовые акты он повлияет и понадобятся ли деньги, чтобы его внедрить и исполнить. Если финансирование потребуется, правительство должно дать отзыв на законопроект.

В апреле 2024 года правительство внесло в Госдуму законопроект о продлении срока действия программы поддержки многодетных семей. Кроме текста будущего закона в числе документов на рассмотрение представлены: пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование, перечень законов и подзаконных актов, которые будут изменены или отменены при принятии закона, и распоряжение правительства о назначении его представителя в Госдуму
В апреле 2024 года правительство внесло в Госдуму законопроект о продлении срока действия программы поддержки многодетных семей. Кроме текста будущего закона в числе документов на рассмотрение представлены: пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование, перечень законов и подзаконных актов, которые будут изменены или отменены при принятии закона, и распоряжение правительства о назначении его представителя в Госдуму

Также часто нужно приложить другие документы. Например, если законопроект предполагает ввести новые налоги, на него нужно получить отзыв правительства, а если изменяет уголовный кодекс — Верховного суда.

Зачастую принятие нового закона не требует дополнительных расходов бюджета. Но когда закон устанавливает новую социальную меру поддержки или продлевает срок действия уже имеющейся, нужно рассчитать потребность бюджета для реализации программы. Как, например, с законопроектом о продлении срока действия выплат многодетным семьям — 450 тысяч рублей — на погашение ипотеки. Чтобы его принять, бюджет должен обеспечить на эти цели 647 млрд рублей
Зачастую принятие нового закона не требует дополнительных расходов бюджета. Но когда закон устанавливает новую социальную меру поддержки или продлевает срок действия уже имеющейся, нужно рассчитать потребность бюджета для реализации программы. Как, например, с законопроектом о продлении срока действия выплат многодетным семьям — 450 тысяч рублей — на погашение ипотеки. Чтобы его принять, бюджет должен обеспечить на эти цели 647 млрд рублей

Инициатор направляет пакет документов на имя председателя Госдумы. Если закон предлагает депутат, он должен уведомить об инициативе главу своей фракции.

Затем проект регистрируют в нижней палате парламента и в системе обеспечения законодательной деятельности — с помощью этого сервиса удобно следить за новыми законопроектами и узнавать историю старых.

Как принимают законы

Обычно законопроекты проходят длинный путь согласований: они могут отправиться на доработку или бессрочно лежать на рассмотрении, дойти даже до президента, но все равно не вступить в силу.

В целом можно выделить семь этапов работы над текстом нового федерального закона.

После внесения законопроекта в Госдуму, его статус, документы и хронологию событий можно отслеживать на сайте ГАС «Законотворчество»
После внесения законопроекта в Госдуму, его статус, документы и хронологию событий можно отслеживать на сайте ГАС «Законотворчество»

Этап 1 — профильный комитет Госдумы. Председатель Госдумы распределяет законопроекты по комитетам, каждый из которых специализируется на каком-то одном значимом направлении. Всего в Госдуме 31 комитет: например, по культуре, по охране здоровья, по аграрным вопросам.

Комитет проверяет, содержит ли проект все нужные документы, и включает его обсуждение в план работы. Затем уведомляет о законопроекте другие комитеты и фракции Госдумы, президента, Совет Федерации, правительство, Счетную и Общественную палаты, а также Конституционный и Верховный суды, если нужны их отзывы.

Этап 2 — совет Госдумы и правовая экспертиза. Комитет может включить работу над законопроектом в текущую или следующую сессию Госдумы или же отложить его на неопределенный срок — ограничений нет. Четкие сроки есть только для некоторых проектов: например, для закона о федеральном бюджете.

Комитет предлагает совету Госдумы установить срок для отзывов, замечаний и предложений. В течение этого времени, если совет увидит проблемы, он может вернуть законопроект в комитет или инициатору.

Если проблем и вопросов нет, проект направляют на правовую экспертизу. Она устанавливает, нет ли у законопроекта противоречий с Конституцией и другими действующими законами, а также проверяет его внутреннюю логику.

Этап 3 — первое чтение. Чтения — это рассмотрение законопроектов депутатским корпусом Госдумы. Как правило, проект рассматривают в трех чтениях.

На первом чтении депутаты обсуждают концепцию законопроекта, оценивают его соответствие основным положениям Конституции, актуальность и практическую значимость.

Чтение начинается с выступления инициатора законопроекта, где он обосновывает необходимость принятия закона. Затем слово берет представитель ответственного комитета и представители комитетов-соисполнителей, если они есть. В этих докладах сообщается об отзывах, которые получил проект, и в итоге выражается позиция комитета: принять или отклонить. Депутаты могут задавать вопросы инициатору и комитетам.

Затем по законопроекту могут выступить представители фракций и другие депутаты, представители президента, правительства, Счетной палаты, региональных парламентов и другие приглашенные на чтения люди. После обсуждений инициатор проекта может выступить с заключительным словом, затем начинается голосование.

Всего в Госдуме 450 мест, но собрание правомочно, когда в зале хотя бы 276 депутатов. Если большинство голосует за, законопроект принимают в первом чтении.

После этого профильный комитет готовит рекомендации: какие правки стоит внести в проект. Все заинтересованные лица могут направлять замечания и предложения по законопроекту, а сам комитет — запрашивать экспертизы нужных организаций. Доработанный проект с предложениями правок передают на второе чтение.

Как ускоряют принятие закона

Есть несколько способов не рассматривать законопроект долго, а принять его за несколько дней. Иногда для этого используют не запрещенные законом хитрости.

Принимают закон сразу в трех чтениях. Депутаты вправе проголосовать за это. Если большинство за, следующим голосованием они принимают или отклоняют закон.

Так часто бывает, когда нужно принять важное решение. Например, за законопроект, разрешающий председателям совета дома представлять интересы собственников без оформления доверенностей, депутаты проголосовали во втором и третьем чтениях одновременно — в один день.

Добавляют один проект в другой перед вторым чтением. Поправки перед вторым чтением могут стать настолько существенными, что в тексте документа появятся положения фактически отдельного нового закона.

Этап 4 — второе чтение. Ответственный комитет готовит две таблицы правок к законопроекту: рекомендованных к принятию и к отклонению.

Проект с таблицами выносят на второе чтение. На этом этапе общая концепция меняться не должна: корректировки допустимы на нормы проекта, утвержденного в первом чтении.

Ко второму чтению депутаты детально прорабатывают разные варианты редакций документа, которые отражены в таблицах правок, и вновь ставят законопроект на голосование. Если его принимают, текст снова направляют в ответственный комитет, чтобы он проверил возможные противоречия и правильную взаимосвязь статей. После этого с заключением правового управления текст закона передают в совет Госдумы, который выносит проект на третье чтение.

Этап 5 — третье чтение. Ответственный комитет делает финальный доклад по проекту, выступают представители фракций, и законопроект ставится на голосование. Его могут принять простым большинством и в течение пяти дней передать на рассмотрение верхней палаты парламента — Совета Федерации.

Этап 6 — Совет Федерации. Эта палата состоит из 200 сенаторов. Аппарат Совета регистрирует проект, проверяет укомплектованность пакета документов и передает экземпляры сенаторам. Председатель СФ, в свою очередь, направляет законопроект в профильный комитет, также образованный из сенаторов, и в правовое управление.

Сенаторы могут организовать обсуждение законопроекта в регионах РФ. Также комитет вправе приглашать на предварительное рассмотрение экспертов и обязан предоставить слово представителю Общественной палаты, если закон проходил общественную экспертизу.

В итоге члены комитета голосуют и принимают заключение. В нем они оценивают политико-правовые и социально-экономические последствия реализации закона, отражают заключение антикоррупционной экспертизы и указывают, обязательно ли проект должен рассмотреть Совет Федерации. Если да, то комитет рекомендует законопроект к принятию или к отклонению, а если нет — рекомендует Совету Федерации рассмотреть или не рассматривать закон.

Если проект решили не рассматривать, его сразу передают на подпись президенту. Это невозможно только для законов, которые касаются:

  1. Федерального бюджета.
  2. Федеральных налогов и сборов.
  3. Финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.
  4. Ратификации и денонсации международных договоров РФ.
  5. Статуса и защиты государственной границы.
  6. Войны и мира.

Если Совет Федерации рассматривает законопроект, то заседание начинается с доклада профильного комитета. Кроме него слово могут дать представителю правительства, Общественной палаты или президента.

Затем сенаторы голосуют за принятие или отклонение закона. Если больше половины голосов за, он уходит на подписание президенту.

Этап 7 — президент. Закон считается принятым только после того, как его подписал президент, а текст был опубликован на сайте publication.pravo.gov.ru.

У президента есть право вето. В истории современной России президенты пользовались этим правом 430 раз. Последние два раза были в 2016 и в 2021 годах: так, в 2021 году законодатель предлагал освободить СМИ от ответственности, если они нанесли неверную возрастную маркировку по вине заказчика, но президент предложение отклонил.

Как можно подать законодательную инициативу

Самый очевидный способ повлиять на законотворческий процесс — рассказать о своей инициативе депутату. Депутатский корпус — это представительная ветвь власти, он работает в интересах избирателей. Депутаты обязаны рассматривать обращения граждан и вникать в суть их проблем.

Можно использовать форму обращения на сайте Госдумы или отправить бумажное письмо. А еще записаться онлайн и прийти на прием лично. Региональные приемные партий работают по определенному расписанию.

Самый простой способ пообщаться с депутатом — оставить электронное обращение в приемной Государственной думы
Самый простой способ пообщаться с депутатом — оставить электронное обращение в приемной Государственной думы

Написать можно и сенаторам, они тоже обязаны рассматривать обращения граждан, соответствующая форма есть и на сайте Совета Федерации.

Второй способ — оставить законодательную инициативу на сайте РОИ. Это может сделать любой гражданин старше 18 лет с подтвержденной записью пользователя госуслуг.


Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal

Андрей БушинУ вас есть идеи, как улучшить законотворчество? Поделитесь:
  • really nice>>У вас есть идеи, как улучшить законотворчество? Хорошая попытка, т-щ майор27
  • ВинсентИдеи!? Посмотри в визатор, родной. Какая лампочка горит? Зелёная!? Тогда лучше цак надень и в пепелаце сиди.10
  • Андрей РотаревМеня сейчас заминусят, но всё уже давно решено за нас. И ни на что никто из нас не повлияет, никогда. Расслабьтесь.4
  • DudeНа кой нужен совет федерации? Очередное раздувание чиновнического штата? В госдуме что ли сидят некомпетентные депутаты, которые не в состоянии делать их работу?1
  • Андрей РотаревАртем, я это прекрасно понимаю. Больше скажу, в молодости я принимал участие в общественной и политической жизни, в старших классах школы, университете, и на выборы ходили, и не только, общались с местными депутатами, только вот на качество жизни это существенно никак не повлияло, так, для себя, для галочки, мол, мне не всё равно. И мне реально не всё равно. Но факты остаются фактами. Те, кто реально хотел и мог что-то изменить, молодые активисты и политики, где они все сейчас?11
  • ИванАртем, выражать свою гражданскую волю можно по-разному. Можно участвовать в мирном одиночном пикете, можно написать письмо своему депутату, можно даже вежливо и корректно что-то сказать в эфире местного ТВ. Но тебя так или иначе задержат и обвинят либо в дискредитации, либо в распространении фейков, либо в оскорблении чувство ворующих.23
  • ИванАндрей, либо в тюрьме, либо эмигрировали. И я в последнее время склоняюсь к мысли, что и правильно сделали.11
  • Пошлый кактусNick, нам нужно больше органов0
  • LemmingВ нынешнем виде не нужен абсолютно. Просто еще один "всёодобрямс". Но на нынешнем этапе почти все органы так работают, у нас страшный перекос в сторону исполнительной власти, всё остальное имеет чисто номинально-декоративные функции.5
  • Абырвалг АбырвалгВыглядит как сценарий для стендапа6
  • Pavla Tolokonina"Конституция. Это основной закон страны с высшей юридической силой." - ха. ха-ха. ха-ха-ха.15
  • Андрей РотаревИван, именно, и добавить нечего1
  • Павел БасистовЗаконы там формально фиксируют.2
  • Дмитрий ИвановКак безумный царь скажет так и делают. Вот и весь процесс.0
  • Sergey AveryanovЭто наверное самая смешная статья, которую я только читал на Т-Ж.4
  • Игорь ШахбазянЭта схема "Госдума-СФ" видится калькой с британского парламента ("Палата общин - палата лордов")0
  • Ashley_Nightingale 🔱>>У вас есть идеи, как улучшить законотворчество? Слышал, способ Молотова работает время от времени 🐱1
  • Ρουσλάν ΠαπαδόπουλοςПрочитал только заголовок и уверен, что тем кто имеет монополию в Госдуме скорее-всего нужно принимать лекарства, но не законы... Вообще всех их нужно на полиграфе проверять каждую сессию, а то слухов полно, что иностранные консалтинговые агентства пишут для РФ законы, а они их принимают, а законы для народа называют популистскими...0
  • Денис ДенисовНужно что бы не одни и те же люди это делали. А у нас все без изменений.0
  • Иван БыковОпечатка: сенаторов не 17, а 200 (170 региональных + 30 особенных)0
  • Андрей БушинИван, спасибо за внимательность! Поправили.0
  • MarfaАндрей, надо не только хотеть что-то сделать ,надо это дело делать уметь,нужно владеть технологией работы над законами.Депутаты не могут спроектировать закон ,так как все законы отражают,описывают разные области жизни ,разные виды предметной деятельности,а депутаты знают только тот вид предметной деятельности ,по которому они получили образование.Поэтому при этих подходах ,которые здесь обсуждаются ,законы будут и далее такими же плохими какими были до сих пор.А вообще-то закон можно спроектировать как часы .0
  • Максим ЖелезнякЗдравствуйте. Пожалуйста разъясните процедуру отмены законов в рф кратко0
  • Александр КичатовИгорь, дык логично, кто написал нам Конституцию в 1993, тот и выбрал систему госстроительства. Не будут же они своим колониям народовластие прописывать.0
  • Александр КичатовPavla, и что смешного? Да, Конституция - основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу. Это факт, с которым бессмысленно спорить. Прописали нам запрет идеологии - всё, идеологии в стране нет от слова совсем. В каком направлении движется страна? Ни в каком. Стоим на месте 30 лет и деградируем. Именно потому что запрещена гос идеология, т.е. наличие у государства целей и смыслов своего существования. Только не надо сказок, якобы кто-то там что-то не соблюдает. Как только копнём глубже - внезапно окажется, что все всё соблюдают, а вы просто начитались бложиков мамкиных революционеров.1
  • Александр КичатовАндрей, нарушена причинно-следственная связь. Всё решается за нас именно потому что народ 30 лет игнорирует политику, повторяя как мантру "всё решено за нас", "в политике умные дяди сидят, сами разберутся", "политика - грязное дело" и т.д. Я не имею ввиду участие во всяких прозападных митингах, я говорю о реальном принятии участия в политической жизни страны - через Национально-освободительное движение, Народный фронт и другие патриотические структуры.4
  • Александр КичатовSol, абсолютно неверно. У нас нет никаких царей, императоров и прочих монархов. Откройте Конституцию и прочитайте полномочия президента. Обычный нотариус. Типичная западная система, где президент - не верховный правитель, а марионетка, которой дают править пока она проводит выгодную заказчику политику. У международных органов вроде ВОЗ и МВФ и то больше полномочий в России, чему президента.2
  • Александр КичатовSol, верно, Россия является колониальным государством. Поэтому вместо использования своей системы госстроительства использует навязанную западом в 1993г через колониальную Конституцию.0
  • Александр КичатовДмитрий, нет у нас никакого царя. Читайте полномочия президента в Конституции. Президент - нотариус, заверяющий принимаемые Госдумой законы.0
  • Александр КичатовДенис, сменяемость власти придумана на западе чтобы олигархам было легче контролировать публичную власть. Только президент успел разобраться, что и как работает - а уже всё, уступай место другому. Ничего хорошего в этой системе нет.0
  • Дмитрий ИвановАлександр, ха, сейчас верить тому, что написано в конституции верх наивности. Поздравляю, хорошо наверное жить в розовом мире0
  • Анна ПотёмкинаЕсли человек как сейчас получается не глуп, то он понимает, каждый ФЗ настолько облеплен всевозможные правовыми актами, приложениями и изменениями, что ссылаться на закон, становится просто не возможно. Система решила так, электронным голосом, сказали раз, сказали два, ни куда не попасть, одни отписки. Жить стало невозможно, поборы и беззаконие, геноцид трудовой интеллигенции.0
  • Wladimir DeminЕсть! Нужно соблюсти референдум 1991 года о сохранении ссср, вернуть конституцию. Ну и с народом сообща... А-то власти у нас не досягаемы.0
  • Наталья NazarovaЯ то с ним поддерживаю все долгие годы связь.В одностороннем порядке. Только он ни разу не поддержал связь со мной. Чтобы улучшить законотворчество, которое не касается каких либо узких направлений, а широкого круга людей, нужно обязательно привлекать к работе общественные советы, в состав которых могли бы войти все желающие. с активной жизненной позицией, граждане. Обязательны встречи депутата на местах, а не вынуждать ехать людей в областные центры. Это сейчас удовольствие не из дешевых. Обратная связь через интернет-приемные такого общения не дает. Депутат не видит ни одного обращения. Все решают дорогие помощники на местах. И это касается не проблемы с унитазом или отсутствие тротуара, как в моем случае. То есть связи практически нет. Разговор глухого со слепым. Демократия была в СССР. Наверное поэтому ее у нас враги и ликвидировали.0
  • Юлия МариАлександр, только если копать в том месте, которое вам удобно. Ну или властям. У нас нет свободы вероисповедания. Потому что поп может прийти в школу и вешать свою поповскую фигню детям. Да, приходили. Это факт. Государство и церковь не разделены. Об этом говорят, во-первых, присутствие безработного гражданина гундяева на правительственных заседаниях и влияние его на принятие законов в стране. В правительственной комиссии по делам семьи и детей есть попы и целая попадья. Учебники для детей в школы составляются при поддержке кравцова с участием попов. УЧЕБНИКИ!!!! Для государственных школ. Это минимум того, что не соответствует конституции.1
  • Анастасия ВарнавскаяАлександр, наконец-то хоть кто-то верно написал. Людям проще концентрировать внимание на одном человеке. Путина то видно, а кто им управляет никто не знает. Вот и "бьют" кого видят.0
  • Глеб ЖуковА профильный и ответственный комитет это одно и тоже ?0
  • ДенисБардак у нас в законотворчестве. Что хотят законодатели, то и творят. Конституция - вообще никакой не закон, а свод инструкций, которые можно нарушать. Почему? - ответ знает каждый Российский гражданин.0
  • Роман ЛевченкоТак кто же всё таки РАЗРАБАТЫВАЕТ ПРОЕКТЫ законов? Простому человеку это не по силам! Большие проекты законов выполняются следующим образом: большой аудит, далее разработка проекта закона, далее аудит (тест) работающего проекта (что бы небыло противоречий с другими действующими законами), далее уже его отправляют на продвижение, ЦЕПОЧКУ ПРИНЯТИЯ! Так кто же всё таки это делает? Для этого нужны специалисты из соответствующей отрасли. А я вам скажу кто это делает: сторонние консалтинговые организации типа Делойт и КПМГ - о которых автор ни сказал НИ СЛОВА! УДАЧИ и ОСОЗНАНИЯ ВАМ!0
  • Роман ЛевченкоАлександр, международные правила самые главные по сути.0