Проверки Роспотребнадзора в 2024 году
Роспотребнадзор может прийти с проверкой к бизнесу, который продает товары или оказывает услуги населению, например в магазин или кафе.
Инспекторы проверяют все, что связано с соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и прав потребителей. Что именно будут проверять, зависит от сферы бизнеса. В общепите смотрят на чистоту кухни, на то как хранят продукты и правильно ли составлено меню, а в салоне красоты — как дезинфицируют инструменты.
Расскажу, к какому бизнесу и почему Роспотребнадзор может прийти с проверкой и как вести себя во время нее.
Вы узнаете
- Почему Роспотребнадзор проводит проверки
- Как проходят выездные и удаленные проверки
- Какие еще контрольные мероприятия проводит Роспотребнадзор
- Какие документы проверяют
- Что делать и как вести себя при проверке
- Что может сделать Роспотребнадзор по итогам проверки
- Какие документы должны остаться после проверки
- Как обжаловать штраф
Почему Роспотребнадзор проводит проверки
Роспотребнадзор проверяет компании и ИП, если они есть в плане проверок на год. Также могут проверить вне плана — например, если поступила жалоба от клиента, что в магазине торгуют поддельной продукцией.
Компания или ИП есть в графике проверок. План проверок можно найти на сайте Роспотребнадзора или во ФГИС «Единый реестр проверок», но вряд ли ваш бизнес туда попал. До 2030 года большинство компаний и ИП освободили от плановых проверок .
Попасть в план проверок на 2024 год могли компании и ИП, которые:
- Относятся к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска.
- Работают с опасными производственными объектами второго класса — например, газораспределительные станции.
- Уже привлекались к административной ответственности за последние три года или не устранили нарушения, которые выявил Роспотребнадзор.
Есть причина для внеплановой проверки. В 2024 году Роспотребнадзор может проверить компанию или ИП вне графика, если для этого есть причина .
В частности, внеплановую проверку могут назначить, если:
- Выявлены индикаторы риска нарушения обязательных требований. Например, поступила жалоба, что в магазине торгуют контрафактом.
- Есть угроза причинения тяжкого вреда здоровью и жизни граждан. Например, посетители кафе пожаловались на признаки отравления после визита туда.
- Есть риск возникновения чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера. Например, поступила информация, что в магазине предположительно торгуют мясом из партии, зараженной сальмонеллой.
Во всех этих случаях ведомство должно согласовать проверку с прокуратурой.
Бизнес должны предупредить о внеплановой выездной проверке минимум за 24 часа до ее начала. Уведомление присылают на электронную почту, указанную в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Также оно может прийти в личный кабинет компании или ИП на госуслугах. Без предупреждения проверяющие могут прийти, если есть угроза жизни и здоровью людей .
Как проходят выездные и удаленные проверки
Проверки могут проходить по-разному. Бывает, что инспектор приезжает лично и проводит проверку на территории бизнеса, а иногда документы запрашивают по почте.
Выездная проверка. Инспектор приезжает на территорию компании или предпринимателя и проверяет бизнес по утвержденному списку вопросов — для каждой сферы он свой. Если была жалоба, проверяют то, что в ней описано.
Обычно на выездных проверках проверяют:
- Соблюдение санитарных условий. Они различаются для разных видов бизнеса. В ресторане могут проверить, при какой температуре хранят продукты, а в гостинице — чистоту территории и номеров.
- Сертификаты и декларации соответствия.
- Соблюдение прав потребителей. Допустим, в кафе могут проверить меню. В нем должны быть названия блюд, состав, вес порций, пищевая ценность и цена. А еще название блюда в меню должно соответствовать наименованию в технологической карте.
- Наличие медкнижек у работников.
- Маркировку товаров, если она нужна. Например, маркировать надо сыры, постельное белье и другие категории.
Выездная проверка длится до 10 рабочих дней, при этом срок взаимодействия инспектора с бизнесом не может превышать 50 часов на малом предприятии и 15 часов — на микропредприятии .
Документарная проверка. Инспекторы удаленно изучают документы компании или ИП. Обычно это устав, уведомление о начале деятельности предприятия и акты предыдущих проверок. Какие еще документы запросят — зависит от причины проверки. Например, могут попросить прислать ценники на товары, если поступила жалоба на их оформление.
Проверяющий направит запрос с перечнем документов на электронную почту компании или ИП. Исходя из моей практики, инспекторы дополнительно звонят.
Документы надо отправить проверяющему на электронную почту в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса . Иногда документы запрашивают на бумаге — тогда подлинники или заверенные копии передают в Роспотребнадзор лично, через представителя или отправляют по почте заказным письмом.
Документарная проверка длится до 10 рабочих дней .
Какие еще контрольные мероприятия проводит Роспотребнадзор
Кроме документарных и выездных проверок Роспотребнадзор проводит и другие мероприятия: например, контрольные закупки, выборочный контроль и инспекционные визиты. Для этого тоже должны быть основания: например, бизнес проверяли раньше, выявили нарушения и теперь надо проверить, устранены ли они. Расскажем о некоторых из таких мероприятий.
Контрольная закупка. Ее проводят без предварительного уведомления. Проверяющий под видом клиента покупает товар или услугу, а на самом деле смотрит, есть ли нарушения. Например, может прийти в магазин, купить хлеб и проверить, что чек выбит на ту же сумму, которая указана на ценнике.
Инспектор раскрывает свою личность, когда завершил проверку. Он показывает служебное удостоверение и копию решения о проведении контрольной закупки. Покупку отменяют, а товар, если это возможно, отдают обратно. Проверяющему возвращают деньги. Бывает, что товар забирают на экспертизу — тогда составляют опись.
Нарушения, если они были, фиксируют в акте о контрольной закупке. В этой ситуации через некоторое время ИП или компанию позовут на рассмотрение дела об административном правонарушении в Роспотребнадзор или суд.
Контрольную закупку могут провести дистанционно: например, купить товар в интернет-магазине. Тогда акт и копию приказа о проведении закупки пришлют не позднее следующего рабочего дня. Деньги и товар возвращают как при обычной закупке .
Выборочный контроль. О нем тоже не сообщают. Проверяющий приходит неожиданно, но, в отличие от контрольной закупки, он сразу представляется и проверяет все открыто.
Во время выборочного контроля инспектор проверяет качество услуг и товаров, условия их хранения и реализации. Он может взять товар на экспертизу или сделать пробы.
Результаты исследований присылают в течение суток с момента их получения. Результаты всей проверки — в течение 15 дней после получения итогов экспертизы .
Инспекционный визит. Инспектор приезжает без предупреждения. Он может провести опрос, инструментальные обследования и запросить документы, которые должны находиться на точке. Например, пройтись по салону красоты и посмотреть, есть ли уголок потребителя и дезинфицирующее оборудование.
Инспекционный визит длится максимум один рабочий день .
Какие документы проверяет Роспотребнадзор
Документы, которые запросит инспектор, зависят от причины проверки и организационно-правовой формы бизнеса. Например, у ООО должен быть устав, а у ИП — нет. Расскажу о документах, которые проверяют чаще всего.
Уведомление о начале предпринимательской деятельности. Некоторые компании и ИП должны уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности, например производители продуктов питания и владельцы гостиниц . Уведомление передают в Роспотребнадзор в двух экземплярах, один возвращают с отметкой — его и могут запросить во время проверки.
Устав — документ, который составляют при создании компании. В нем прописано, чем занимается организация, кто ее учредил, кто ею руководит и как принимаются решения по деятельности организации. Устав есть только у компаний, у ИП его нет.
Положения о структурных подразделениях — документы, в которых прописывают порядок создания подразделений, их положение в структуре компании, задачи и функции. Такие документы тоже есть только у юрлиц.
Структура и штатная численность или штатное расписание — документы, в которых указаны структурные подразделения компании или ИП, должности, которые у них существуют, а также количество штатных единиц по каждой из должностей.
Должностные инструкции работников — документы, в которых прописано, что должны делать сотрудники на рабочем месте, за что они отвечают, какие у них права, требования к их квалификации и за что их можно наказать или поощрить.
Медицинские книжки персонала — документы, которые подтверждают, что у сотрудников нет противопоказаний по здоровью для работы на конкретной должности. Медкнижки нужны не всем: например, их обязаны иметь повара и официанты в кафе и мастера и администраторы в салоне красоты .
Акты предыдущих проверок посмотрят у бизнеса, который Роспотребнадзор уже проверял. Инспектор должен убедиться, что выявленные нарушения устранены.
Что еще может проверить Роспотребнадзор. Инспекторы могут проверить наличие уголка потребителя и правильность оформления ценников и прейскуранта. В зависимости от вида бизнеса, могут запросить сертификаты на товар, журналы учета санитарных проверок, дезинфицирующих средств, инструкции по обращению с медицинскими отходами и другие документы.
Что делать и как себя вести при проверке Роспотребнадзора
Права бизнеса при проверках защищает закон о государственном и муниципальном контроле. В нем сказано, что могут делать представители компаний и ИП во время проверок.
Присутствовать при проверке. Выездную проверку должны проводить в присутствии представителя бизнеса. Исключение — если причинили вред жизни и здоровью людей или окружающей среде.
Директору компании или ИП нужно выбрать человека, который будет общаться с проверяющими. Это может быть он сам или другой сотрудник. Также можно пригласить на проверку адвоката или уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ .
Проверить документы инспектора. Можно попросить проверяющих показать служебные удостоверения и копию решения о проверке . В решении должно быть указано, в какие сроки проводится проверка, на каком основании и что будут осматривать. Также указывают ФИО проверяющих — сотрудников Роспотребнадзора и экспертов, которые могут прийти вместе с ними. Например, это могут быть специалисты, которые будут брать пробы продукции.
Снимать проверку на видео. Это не запрещено, а если инспекторы превысят полномочия — будут доказательства.
Ознакомиться с итогами проверки. В конце проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах по типовой форме. Вы можете изучить его и указать в акте свое согласие или несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц ведомства .
Что может сделать Роспотребнадзор по итогам проверки
Во время проверки могут найти нарушения. Тогда инспектор выдаст предписание и рекомендует устранить нарушения, если они незначительные и не угрожают жизни и здоровью людей. Если такая угроза есть или выявленное нарушение не первое, проверяющий может назначить штраф. Также Роспотребнадзор может изъять товар, обратиться в суд, чтобы приостановить работу бизнеса, или в прокуратуру — чтобы возбудить уголовное дело.
Выдать предписание к устранению нарушения. Предписание — это документ, в котором указаны нарушения и срок, за который их надо устранить. Когда срок истечет, Роспотребнадзор придет с внеплановой проверкой, чтобы убедиться, что нарушения устранены. Иначе выпишет штраф.
В Махачкале нашли поддельное сливочное масло, которое поставляли для питания в детские образовательные учреждения. Роспотребнадзор взял пробы и выявил, что масло не соответствует требованиям безопасности. Поставщику выдали предписание изъять из оборота продукцию, но тот не выполнил требования ведомства. Тогда Роспотребнадзор обратился в суд и привлек поставщика к административной ответственности. Ему назначили штраф 150 000 ₽.
Приостановить работу бизнеса. Работу компании и ИП могут приостановить на срок до 90 дней, если есть угроза жизни и здоровью людей. Для этого нужно решение суда.
В Тульской области человек пожаловался в Роспотребнадзор: он отравился после посещения кофейни. К жалобе он приложил медицинские документы. Роспотребнадзор провел проверку и выявил нарушения: например, на кухне неправильно обрабатывали инвентарь. Информацию о нарушениях передали в суд. Там постановили приостановить деятельность кофейни на месяц.
За время, пока бизнес не работает, надо устранить нарушения — тогда разрешат работать снова. Компании и ИП могут сделать это раньше срока и подать в суд ходатайство о досрочном прекращении исполнения наказания .
Назначить штраф. Инспектор может выписать штраф за отсутствие необходимых документов, нарушение санитарных норм или прав потребителей.
Распространенные нарушения и штрафы от Роспотребнадзора
Нарушение | Штраф для ИП | Штраф для малых предприятий | Штраф для средних и крупных компаний | Основание |
---|---|---|---|---|
Не уведомили Роспотребнадзор о начале деятельности | 3000—5000 ₽ | 5000—10 000 ₽ | 10 000—20 000 ₽ | ч. 1 ст. 19.7.5-1 КоАП РФ |
Нарушили санитарные нормы и правила | 500—1000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток | 500—1000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток | 10 000—20 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток | ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ |
Оказали некачественные услуги | 10 000—20 000 ₽ | 10 000—20 000 ₽ | 20 000—30 000 ₽ | ст. 14.4 КоАП РФ |
Распространенные нарушения и штрафы от Роспотребнадзора
Не уведомили Роспотребнадзор о начале деятельности | |
Штраф для ИП | 3000—5000 ₽ |
Штраф для малых предприятий | 5000—10 000 ₽ |
Штраф для средних и крупных компаний | 10 000—20 000 ₽ |
Основание | ч. 1 ст. 19.7.5-1 КоАП РФ |
Нарушили санитарные нормы и правила | |
Штраф для ИП | 500—1000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Штраф для малых предприятий | 500—1000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Штраф для средних и крупных компаний | 10 000—20 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Основание | ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ |
Оказали некачественные услуги | |
Штраф для ИП | 10 000—20 000 ₽ |
Штраф для малых предприятий | 10 000—20 000 ₽ |
Штраф для средних и крупных компаний | 20 000—30 000 ₽ |
Основание | ст. 14.4 КоАП РФ |
Изъять товар. Товар могут забрать по разным причинам: если экспертиза установила, что это контрафакт, на товаре не было маркировки или есть угроза жизни и здоровью покупателей. Например, Роспотребнадзор может изъять обувь, которая продается без обязательной маркировки, или продукты с истекшим сроком годности.
Завести уголовное дело. Роспотребнадзор может направить в прокуратуру материалы для возбуждения уголовного дела.
Какие документы должны остаться у бизнеса после проверки Роспотребнадзора
У представителя ИП или компании должен остаться как минимум акт по итогам проверки. Также могут быть другие документы .
Акт приема-передачи документов о бизнесе. Передавать любые документы инспектору нужно по акту. Это подтвердит, что требования проверяющего были выполнены. Также с актом проще потребовать документы обратно после окончания проверки.
Акт по итогам проверки. Инспектор должен составить акт и указать дату, время, место проверки и нарушения, если они были. Представитель бизнеса также подписывает этот документ. Он может указать, что согласен или не согласен с результатами проверки или отдельными действиями проверяющих.
Один экземпляр акта остается у представителя бизнеса. Иногда его могут выдать не сразу. Например, если проводили экспертизу, документ составят и пришлют после получения ее результатов.
Подпись инспектора в журнале учета проверок. Компании и ИП не обязаны вести журналы учета проверок, но для защиты своих интересов лучше иметь такой документ. В нем фиксируют все контрольные мероприятия — и плановые, и внеплановые.
В журнал учета проверок представитель бизнеса вписывает дату, продолжительность, цели и последствия проверки, а проверяющий ставит подпись. Если проверяемый не согласен с результатами надзорных мероприятий, их длительностью или частотой, он может подать жалобу, а копии записей в журнале подтвердят обоснованность претензий.
Как обжаловать результаты проверки Роспотребнадзора
Результаты проверки можно обжаловать. Для этого надо подать жалобу руководителю регионального управления Роспотребнадзора или главе федерального ведомства. Сделать это можно только через госуслуги или аналогичные региональные порталы. Сроки подачи жалобы зависят от того, что именно обжалуется: решение Роспотребнадзора — 30 календарных дней, предписание — 10 рабочих дней с момента получения документа .
На жалобу должны ответить в течение 20 рабочих дней . Если не согласны с решением или не получили ответ, можно обратиться в прокуратуру или в арбитражный суд.
В Орловской области Роспотребнадзор вынес предписание торговой компании устранить нарушение: компания заключала с покупателями договоры, часть пунктов которых нарушали действующие нормы. Организация обратилась в суд.
Суд установил, что проверка проведена с нарушением сроков. Предельный период проверки для компаний с филиалами — 60 рабочих дней, а Роспотребнадзор не уложился в этот срок. Суды трех инстанций сказали, что предписание вынесено с нарушением и должно быть отменено .
А вот во Владимирской области суд встал на сторону ведомства. Роспотребнадзор вынес предписание компании, обслуживающей котельную, наладить работу в помещении, чтобы его шум не превышал установленные санитарные нормы.
Организация не согласилась с предписанием и обжаловала его в суде: по мнению нарушителя, ведомство при проверке нарушило методику исследования. Суд сказал, что результаты измерения уровня шума оформлены без нарушений, а значит, предписание законное и его надо исполнять. Апелляция и кассация поддержали решение суда первой инстанции и в требованиях компании отказали .
Запомнить
- Роспотребнадзор проверяет все, что связано с санитарно-эпидемиологическими нормами и правами потребителей.
- Часть проверок проводят по плану. График на 2024 год уже есть. Можно заранее посмотреть, придут ли к вам с проверкой. Большинству компаний и ИП плановые проверки в этом году не грозят, так как действует мораторий.
- Еще есть внеплановые проверки — например, из-за жалобы клиента. О такой проверке предупреждают за сутки.
- По итогам проверки инспектор выдаст акт и предписание об устранении нарушений, если они есть. Также Роспотребнадзор может выписать штраф, изъять товар и инициировать уголовное дело.
- Результаты проверки можно обжаловать. Сначала надо отправить электронную жалобу руководителю регионального управления Роспотребнадзора или главе федерального ведомства, а после получения ответа можно идти в суд.
Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes