Авто
70K

Свечи зажигания: зачем нужны, как правильно подбирать и когда менять

И как не ошибиться при их замене
19
Свечи зажигания: зачем нужны, как правильно подбирать и когда менять
Аватар автора

Аркадий Боралов

разбирается в автозапчастях

Аватар автора

Алексей Федоров

автомеханик со стажем

Страница автора

Если сильно упрощать, свечи зажигания нужны, чтобы машина ехала.

Если вдаваться в детали, все происходит так: в нужный момент свечи поджигают смесь бензина и воздуха. Нужный момент — это за доли секунды до того, как поршень в цилиндре дойдет до верхней мертвой точки и сожмет топливно-воздушную смесь: свеча дает искру, смесь поджигается, расширяется и давит на поршень, который через шатун проворачивает коленчатый вал. Он в свою очередь вращает колеса, и машина едет.

Если все в порядке — это происходит в любом режиме работы двигателя: на минимальных, на высоких оборотах, и абсолютно во всех цилиндрах. Бензин в смеси сгорает хорошо, двигатель работает так, как должен.

В этом материале мы расскажем, как подбирать свечи, когда их менять и как не ошибиться при их замене.

Свечу устанавливают в головке блока цилиндров, при этом ее нижняя часть с электродами оказывается в камере сгорания: пока двигатель работает, на нее воздействует сгорающая смесь с ее высокими температурами и давлением. Бывают двигатели, в которых по две свечи на цилиндр. Источник: Vasyl S / Shutterstock
Свечу устанавливают в головке блока цилиндров, при этом ее нижняя часть с электродами оказывается в камере сгорания: пока двигатель работает, на нее воздействует сгорающая смесь с ее высокими температурами и давлением. Бывают двигатели, в которых по две свечи на цилиндр. Источник: Vasyl S / Shutterstock

Как устроена свеча зажигания

Основные элементы свечи зажигания:

  1. Металлический корпус.
  2. Уплотнительное кольцо.
  3. Керамический изолятор.
  4. Центральный и боковой электроды.
  5. Контактный наконечник.

На металлическом корпусе есть резьба и шестигранник. Резьба соответствует резьбе в головке блока цилиндров. Шестигранник подходит под свечной ключ.

Уплотнительное кольцо может быть полым, сжимаемым или цельным. Обычно оно одноразовое, его не отделить от выкрученной свечи и не поменять. Поэтому мы не рекомендуем повторно устанавливать старые свечи. Но это допустимо в рамках диагностики — при эндоскопии или проверке компрессии.

Керамический изолятор нужен, чтобы электрический разряд прошел строго от контактного наконечника до центрального электрода и только там пробил искрой до бокового электрода. Если высоковольтный провод, резиновый наконечник катушки зажигания или изолятор свечи будут повреждены, электрический ток уйдет — пробьет на корпус головки блока цилиндров, а в цилиндре искры не будет.

Центральный и боковой электроды находятся непосредственно внутри цилиндра. Электрический разряд подается на центральный электрод и пробивается искрой до бокового — так происходит воспламенение рабочей смеси.

Контактный наконечник нужен для надежного контакта между свечой и высоковольтным проводом или катушкой. Если он поврежден или загрязнен, ток не будет доходить до свечи.

В современных свечах внутри центрального электрода всегда есть резистор — он нужен для подавления радиопомех при работе системы зажигания.

Как работает свеча зажигания

В бензиновых двигателях смесь поджигает электрическая искра. Она возникает между двух электродов свечи зажигания. Расстояние между ними может отличаться: в среднем это примерно миллиметр. Еще это расстояние называют искровым зазором.

Искровой зазор должен быть именно таким, каким его предусмотрел производитель свечи: чтобы, с одной стороны, искра образовалась, а с другой — чтобы у нее было достаточно энергии для воспламенения смеси.

Искровой зазор — промежуток между центральным и боковым электродами
Искровой зазор — промежуток между центральным и боковым электродами

Чтобы пробить искровой зазор 1 мм, нужно напряжение не меньше 20 000 В. Такое напряжение обеспечивает катушка зажигания: она преобразует ток бортовой сети 12 В и делает так, чтобы на электроды подавалось нужное напряжение в десятки тысяч вольт. Работой катушек зажигания в современных автомобилях управляет электронный блок управления двигателем (ЭБУ).

Катушка может стоять в отдельном модуле зажигания и связываться со свечой через высоковольтный провод, а может стоять непосредственно на свече. Стандартный высоковольтный провод рассчитан на напряжение до 40 000 В.

Если блок управления зажиганием или катушки неисправны, а высоковольтные провода изношены — совершенно неважно, насколько свечи новые или дорогие: будут пропуски зажигания или искры не будет вовсе.

С другой стороны, неисправные свечи перегружают высоковольтные провода и катушку зажигания — энергия высоковольтного импульса вместо искры рассеивается в них, из-за чего они могут выйти из строя раньше срока.

Какие свечи зажигания бывают

Свечи различают по типоразмерам и характеристикам:

  • диаметру и длине части с резьбой, размеру шестигранника под ключ;
  • форме и длине керамического изолятора;
  • материалу центрального электрода;
  • количеству и форме боковых электродов;
  • величине искрового зазора, калильному числу и другим параметрам.

Важно, чтобы эти характеристики были именно такими, какими их задумал производитель конкретного двигателя. Поэтому параметры свечи указывает производитель автомобиля. Дальше поговорим о характеристиках более подробно.

Материал центрального электрода

Одна из целей, которую преследуют инженеры, когда выбирают металл для электродов — замедлить их износ. Искра — это поток заряженных частиц — электронов и ионов. Они с огромной скоростью двигаются в электрическом поле между электродами, а когда встречаются с их поверхностью, выбивают из них атомы металла. Электроды постепенно теряют вещество, «выгорают», но этот процесс может происходить по-разному: все зависит от сплавов и металлов на концах электродов. В каталогах производителей в основном никелевые, иридиевые, платиновые и реже серебряные свечи.

Никель применяют для изготовления бюджетных свечей зажигания. Он недорогой, удобный в массовом производстве и относительно тугоплавкий. В среднем никелевые свечи служат без перебоев до 40 000 км. Их применяют в двигателях с объемом до 1,6 л с невысокой степенью сжатия, которые работают на бензине марки АИ-92 или АИ-95.

Серебро отличается высокой теплопроводностью и может работать в широком диапазоне температур. Поэтому свечи с серебряным центральным электродом используют в двигателях, которые работают на газу и временами на бензине. Срок службы — до 50 000 км.

У никелевых свечей достаточно толстый центральный электрод — примерно 2,5 мм в диаметре. В основном он состоит из сплава никеля и хрома. Серебряный электрод — незначительно тоньше, примерно 2 мм в диаметре, состоит преимущественно из серебра.

И у тех и у других может быть до четырех боковых электродов. Искра всегда одна: она проходит между боковым электродом и ближайшим участком центрального. Несколько боковых электродов позволяют добиться более медленного износа центрального электрода.

Никелевая свеча с двумя боковыми электродами. Центральный электрод износился равномерно с двух противоположных сторон. Источник: Dmytro Mykhailov / Shutterstock
Никелевая свеча с двумя боковыми электродами. Центральный электрод износился равномерно с двух противоположных сторон. Источник: Dmytro Mykhailov / Shutterstock

Платина плавится при температуре 1768 °C, что примерно на 300 °C больше, чем у никеля. Благодаря этому свечи с платиновыми электродами даже в более тяжелых условиях эксплуатации служат дольше — до 90 тысяч километров. Узкий центральный электрод эффективно работает при более низком искровом напряжении, что снижает нагрузку на катушку зажигания и высоковольтные провода.

Иридий плавится при температуре 2466 °C, поэтому электроды с иридием чрезвычайно устойчивы к дуговой эрозии. Срок службы иридиевых свечей — до 100 тысяч километров. Цена тоже самая высокая: иридий встречается реже платины, он дороже.

Платиновые и иридиевые свечи с одним боковым электродом применяют в высоконагруженных двигателях, работающих на бензине марки АИ-98 и АИ-100.

Такие свечи зажигания можно ставить в двигатели с невысокой степенью сжатия вместо никелевых — само собой, если каталог производителя свечей допускает такую замену для конкретного двигателя. Это позволит менять свечи реже, если с двигателем все в порядке.

Нецелесообразна установка иридиевых свечей в старый двигатель с низкой степенью сжатия, который потребляет много масла. На такой машине не получится проехать без замены свечей даже 50 000 км: их гораздо раньше закидает маслом, так что выгоднее будет проехать 30 000 км на дешевых никелевых.

Преимущество платиновых и иридиевых свечей в том, что они позволяют добиться большей напряженности электрического поля, а значит, для возникновения искры нужно подать меньшее напряжение. Тонкие электроды отнимают у искры меньше тепловой энергии — ее остается больше на поджиг смеси, которая сгорает быстрее и полнее. Поэтому, если свойства металла позволяют, концы электродов — и центрального, и бокового — делают тонкими. Основного металла на электродах немного — его на них наплавляют.

Чем тоньше электрод, тем быстрее распространяется пламя по объему цилиндра. 2,5 мм — это обычно никелевый центральный электрод, 1,1 мм — платиновый, а 0,4 — самый тонкий вариант иридиевого электрода: чаще его диаметр 0,5⁠—⁠0,7 мм. Источник: autoExpert
Чем тоньше электрод, тем быстрее распространяется пламя по объему цилиндра. 2,5 мм — это обычно никелевый центральный электрод, 1,1 мм — платиновый, а 0,4 — самый тонкий вариант иридиевого электрода: чаще его диаметр 0,5⁠—⁠0,7 мм. Источник: autoExpert
Центральные электроды свечей зажигания. Слева свеча с никелевым центральным электродом, справа — с иридиевым. Источник: Stason4ik / Shutterstock
Центральные электроды свечей зажигания. Слева свеча с никелевым центральным электродом, справа — с иридиевым. Источник: Stason4ik / Shutterstock

Калильное число: холодные и горячие свечи

Если свеча перегревается, смесь начинает воспламеняться не от искры, а от соприкосновения с раскаленными электродами свечи — возникает калильное зажигание. Проблема в том, что при этом топливо воспламеняется неконтролируемо и хаотично. В результате мощность двигателя падает, он перегревается, возникают дополнительные критические нагрузки на поршень, шатун и коленвал.

Многие двигатели современных автомобилей оснащают датчиками, которые могут определять, когда в каком-то из цилиндров возникает калильное зажигание. Информация поступает в ЭБУ, который отключает подачу топлива в проблемный цилиндр.

Одна из важных характеристик свечи — калильное число. Оно отражает температурный диапазон работы свечи, на верхнем пределе которого возникает калильное зажигание.

😡 Низкое калильное число у «горячих» свечей. Такие работают в промышленных двигателях — например, в стационарном генераторе, который работает на стабильно невысоких оборотах. Оборотистый двигатель спортивной машины с такой свечой может серьезно пострадать от калильного зажигания.

😌 Среднее калильное число — у свечей для двигателей, которые стоят на обычных автомобилях.

🥶 «Холодные свечи» ставят на двигатели спортивных машин, которые постоянно крутят до высоких оборотов. В малолитражном атмосферном двигателе такая свеча быстро покроется толстым слоем желто-коричневого нагара: она не будет нагреваться до нужной температуры, поэтому нагар не сгорит и свеча не сможет самоочиститься.

Геометрические параметры

У свечей зажигания могут быть разные геометрические параметры:

  • диаметр резьбы — 10, 12, 14 или 18 мм;
  • юбка свечи  — разной длины;
  • искровой зазор — 0,6—1,1 мм;
  • форма корпуса — цилиндрическая или коническая.

Геометрические параметры зависят от конструктивных особенностей конкретного двигателя — они должны быть в точности такими, как требует производитель. Если вместо нужной свечи установить «почти такую же», но немного отличающуюся, в лучшем случае двигатель не будет работать нормально, в худшем — жди беды.

Например, если у свечи слишком короткая резьба, электроды будут располагаться гораздо выше, чем нужно, а значит, и искра будет образовываться не там, где нужно. Возникнут пропуски зажигания, двигатель потеряет тягу. А еще его начнет трясти, и расход топлива возрастет: существенная его часть не сгорит и улетит в атмосферу.

Если резьба будет слишком длинной, есть два варианта:

  1. свеча перегреется и возникнет калильное зажигание;
  2. свеча ударится о поршень и придется либо делать капитальный ремонт двигателя, либо покупать контрактный.

Ресурс свечей зажигания и как часто их менять

Срок службы свечей, указанный в сервисной книжке или инструкции по эксплуатации автомобиля, действителен для оригинальных свечей. Его можно увеличить, если поставить вместо никелевых платиновые или иридиевые.

Срок службы свечи зависит от металла на концах электродов. Они постепенно выгорают, материал изолятора деградирует, его электроизоляционные свойства становятся хуже. Рано или поздно искра пойдет между боковой частью центрального электрода и корпусом свечи. Но обычно электроды свечи изнашиваются, расстояние между ними увеличивается и катушке зажигания все сложнее образовать искру.

Свеча не всегда перестает работать полностью, хотя такое тоже бывает. Перебои возникают сначала на некоторых режимах работы мотора. Например, если резко нажать на педаль газа. Топливо в таком случае будет сгорать не полностью, а полетит в трубу, на катализатор — устройство, которое служит для очистки выхлопных газов. Расход топлива возрастет, а срок службы катализатора сократится. Вот почему важно вовремя менять свечи зажигания. При этом неисправность свечей — это не единственная причина, по которой могут возникать пропуски зажигания.

Какой должен быть зазор на свечах зажигания

На высоконагруженных турбированных двигателях, скорее всего, будут свечи с иридиевым электродом. Зазор в таких в пределах 0,6—0,8 мм. На более простых атмосферных моторах свечи с никелевым электродом с зазором 0,9—1,1 мм. Не все производители указывают этот параметр в характеристиках — на оригинальной свече будет только оригинальный номер и название изготовителя.

Зазор может быть важен лишь при осмотре свечей — если есть необходимый инструмент, можно сравнить зазор между электродами с номинальным или с зазором на новой свече, если нет информации. После измерений и сравнения можно косвенно оценить степень износа и спрогнозировать следующую замену.

Как правило, нет конкретных допусков, есть только номинальное значение. Если зазор больше, чем указано, свечу надо заменить.

Не стоит уподобляться прадедам и пытаться подогнуть боковой электрод и отрегулировать зазор: в их время действительно был дефицит запчастей, сейчас риск повредить керамический изолятор и сэкономить на новых свечах не оправдан. Выше мы писали, что может случиться, если изолятор высыплется в цилиндр.

Признаки неисправности свечей зажигания

При нарушениях работы системы зажигания нарушается и работа двигателя. Это проявляется так:

  • нестабильные, плавающие обороты на холостом ходу;
  • отсутствие холостого хода — двигатель просто глохнет, если не нажимать на газ;
  • пропуски зажигания — двигатель троит, это заметно по сильной вибрации;
  • потеря мощности, хлопки в выхлопной трубе при нажатии на педаль газа.

На приборной панели может гореть лампа Check Engine. Чаще всего в блоке управления двигателем появляется ошибка «пропуски воспламенения» с указанием на конкретный цилиндр. Если пропуски обнаружены только в одном цилиндре, стоит для начала проверить катушки зажигания.

Для этого специалист меняет местами катушки и снова подключает диагностический прибор: если проблема ушла вместе с катушкой на другой цилиндр, ее стоит заменить. Желательно проверить и свечи, если их давно не меняли. Изношенные свечи могут вывести из строя катушку зажигания.

Если же пропуски обнаружены в двух и более цилиндрах, стоит в первую очередь выкрутить свечи. Даже если с ними все окажется в порядке, опытный специалист сможет оценить проблему по состоянию свечей и будет понятно, что делать дальше: искать подсос воздуха, давление топлива или устранять масложор.

Какие свечи зажигания поставить

Нужно ставить только те свечи, которые подходят к конкретному мотору по всем параметрам, о которых мы говорили выше. Именно поэтому подбор свечи лучше доверить профессионалу — например, консультанту специализированного магазина. Он посмотрит по каталогу и предложит подходящий вариант. Но есть и другой путь: можно воспользоваться официальным сайтом производителя свечей.

Поищем свечи для Фольксвагена Гольфа 2010 года с атмосферным двигателем 1,6. Воспользуемся каталогом Denso.

Поиск по автомобилю → VW GOLF VI (08–14), 2010 → свечи зажигания
Мотор 1,6 без всяких приписок показывает правильную маркировку — у нашего Гольфа мотор BSE. Предлагает три варианта свечей
Никелевая свеча K20PBR-S10. Три боковых электрода
Тоже никелевая K20TT, но с одним электродом. Будем гуглить и разбираться, чем она лучше первой, и так ли это
Иридиевая IK20TT с платиновой иглой на боковом электроде

Попробуем разобраться, что сколько стоит, и сделаем окончательный выбор.

Цены свечей Denso для двигателя 1,6 BSE в декабре 2024 года:

  1. IK20TT — 4235 ₽.
  2. K20TT — 2125 ₽.
  3. K20PBR-S10 — 1108 ₽.

Что можно узнать по маркировке свечей зажигания

Чаще всего на свечах зажигания нет отличительной маркировки. Только номер, если свеча оригинальная, и логотип или название производителя. Сторонние производители, как в примере с Denso, могут маркировать свечи по-своему. Все, что можно сделать, — вбить маркировку с корпуса свечи в поисковик, найти соответствие и там посмотреть искомые параметры.

О чем может рассказать нагар на свечах зажигания

Допустим, мастеру пришлось остановиться сразу после того, как он выкрутил все свечи: на них налет. Это глава поможет разобраться, каким он бывает и о чем он может рассказать.

Топливно-воздушная смесь в цилиндре может гореть по-разному. Вот от чего это зависит:

  • от качества топлива, а также присадок и примесей, которые в нем содержатся;
  • концентрации кислорода в воздухе;
  • количества масла, которое неизбежно попадает в камеру сгорания со стенок цилиндров;
  • температуры двигателя;
  • режима работы мотора: оборотов, нагрузки.

Все это влияет на температуру, давление и состав отработанных газов. На электродах оседают продукты горения: по их остаткам можно судить о работе двигателя. Некоторые специфические признаки могут указать на конкретную неисправность.

Свечу слева меняли совсем недавно
Свечу слева меняли совсем недавно

Тонкий слой желтоватого нагара на свече — норма. На холостом ходу температура свечи относительно невысока: продукты горения оседают на электродах и нижней части изолятора.

На трассе нагрузка на мотор выше, свеча разогревается, и отложения сгорают. Свеча естественным образом самоочищается и работает так, как должна.

Слева — новая свеча. На электродах другой свечи тонкий слой желтоватого налета, и это нормально
Слева — новая свеча. На электродах другой свечи тонкий слой желтоватого налета, и это нормально

О чем говорит нагар на свечах

Цвет нагараО чем говоритВозможные причиныЧто делать
Черный матовыйНа свече сажа. Топливо в цилиндре сгорает не до концаБогатая смесь, пропуски зажиганияПроверить систему зажигания: свечи, высоковольтные провода, катушку зажигания
Черный маслянистыйНа свече масло, оно попадает на свечуМаслосъемное кольцо на поршне износилось или сломалось, изношены маслосъемные колпачки клапановОтремонтировать двигатель с заменой маслосъемных и компрессионных колец, колпачков и других деталей. Чаще всего такой ремонт нужен после большого пробега.
БелыйСвеча перегреваетсяСвеча не подходит по тепловой характеристике — слишком горячая, бедная смесь, низкооктановый бензинПроверить, правильно ли выбраны свечи, проверить систему питания, залить качественное топливо
КрасноватыйНа свече чистое железо. В бензине избыток антидетонационных присадокНекачественный бензинСменить АЗС и заливать более качественный бензин, поменять свечи

О чем говорит нагар на свечах

Черный матовый
О чем говоритНа свече сажа. Топливо в цилиндре сгорает не до конца
Возможные причиныБогатая смесь, пропуски зажигания
Что делатьПроверить систему зажигания: свечи, высоковольтные провода, катушку зажигания
Черный маслянистый
О чем говоритНа свече масло, оно попадает на свечу
Возможные причиныМаслосъемное кольцо на поршне износилось или сломалось, изношены маслосъемные колпачки клапанов
Что делатьОтремонтировать двигатель с заменой маслосъемных и компрессионных колец, колпачков и других деталей. Чаще всего такой ремонт нужен после большого пробега
Белый
О чем говоритСвеча перегревается
Возможные причиныСвеча не подходит по тепловой характеристике — слишком горячая, бедная смесь, низкооктановый бензин
Что делатьПроверить, правильно ли выбраны свечи, проверить систему питания, залить качественное топливо
Красноватый
О чем говоритНа свече чистое железо. В бензине избыток антидетонационных присадок
Возможные причиныНекачественный бензин
Что делатьСменить АЗС и заливать более качественный бензин, поменять свечи

В таблице далеко не все возможные причины неисправностей, а только наиболее вероятные. Кроме того, для правильной диагностики надо сопоставлять внешний вид свечей с другими симптомами неисправности.

В сети много советов, как снять нагар: уже изношенные свечи предлагают потереть наждачной бумагой или отмочить в каких-нибудь химикатах. Мы же рекомендуем устранить неисправность и поменять свечи, даже если кажется, что старые еще походят.

Свеча в моторном масле. Двигатель, из которого ее выкрутили, требует серьезного ремонта или замены. Источник: Chaowalit jaiyen / Shutterstock
Свеча в моторном масле. Двигатель, из которого ее выкрутили, требует серьезного ремонта или замены. Источник: Chaowalit jaiyen / Shutterstock

Есть мнение, что нужно раз в год выкручивать свечи зажигания и смотреть, что на них нагорело. И если все в порядке, вкрутить их на место.

Мы не рекомендуем делать это без явных признаков, что с двигателем что-то не так. На свечах с цилиндрическим корпусом уплотнительное кольцо: либо медное, либо стальное, но с воздушной полостью внутри. Это кольцо одноразовое, оно серьезно деформируется при первой установке свечи, их не продают отдельно.

Тем более не стоит чистить свечу от нагара — ее лучше поменять.

Как не купить поддельные свечи зажигания

Свечи зажигания подделывают, как и большинство других запчастей. Очень важно не нарваться на подделку, потому что она может стоить вам двигателя: корпус свечи и изолятор, скорее всего, будут плохими. Вот что можно сделать.

Изучить раздел «Где купить» на сайте производителя свечей. В этом разделе пишут контакты продавцов, которые торгуют оригинальной продукцией. К сожалению, не все производители заполняют этот раздел, но заглянуть туда стоит.

Понять среднюю рыночную цену. Цена в разных магазинах может сильно отличаться как в меньшую, так и в большую сторону. Цена, которая на 20 и больше процентов ниже среднерыночной — это не повод радоваться: скорее всего, вам пытаются продать подделку.

Зайти на «Ютуб» и вбить в строку поиска название производителя, а потом слово «подделка». Нет гарантии, что автор каждого видео абсолютно прав, поэтому стоит посмотреть несколько роликов и на их основе понять, как выглядит оригинал.

Часть выдачи «Ютуба» по запросу «денсо подделка»
Часть выдачи «Ютуба» по запросу «денсо подделка»

Запомнить

  1. Доверьте подбор свечей и их установку профессионалу. Если подбираете и покупаете сами, постарайтесь убедиться, что не приобрели подделку.
  2. Убедитесь, что у профессионала, которому вы доверяете замену свечей, есть динамометрический ключ.
  3. По возможности избегайте повторной установки свечей зажигания, которые уже выкручивали из двигателя.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Аркадий БораловКогда и по какой причине вы последний раз меняли свечи на своем автомобиле?
  • d1mmmkЧтобы понять когда менять свечи — достаточно просто открыть сервисную книжку авто. Меняйте в соответствии с рекомендацией производителя, у профессионалов, новыми оригинальными запчастями. К чему вообще эта статья?4
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Меняю свечи раз в 60 000, обычно ставлю Bosch Platinum, недорого но качественно. Беру всегда через Экзист, пока вроде на подделки не нарывался. п.с. "проворачивает коленчатый вал. Он в свою очередь вращает колеса" - там между ними ещё коробка передач стоит ;)3
  • Vladimir Noskovd1mmmk, а если проехал 5000 км всего за 5 лет - тоже менять свечи, согласно рекомендации производителя?2
  • d1mmmkVladimir, согласно рекомендации к моему — надо менять раз в 30к пробега либо раз в 2 года. С пробегом 5к за 5 лет нужен ли вообще авто, если он не коллекционный?5
  • Андрей БелогубовХорошая реклама своего сервиса по поиску автосервисов. Ждем статью о том, что надо вызывать электрика для замены лампочки в туалете, обязательно с динометрическим ключем, иначе ай ай ай. Ну серьезно, свечу поменять в сервисе стоит денег, но особых спец знаний для этого не надо. А случись что на трассе Транссиба - предложите вызывать эвакуатор? Конечно, если руки из *опы или пытаться менять свечу в Tesla тогда да, тут сервисмэн с нужным ключом обязателен 😂🤣1
  • ТраблшутерНа русских авто менял раз в год перед зимой, не скажу что надо было их менять, просто мне так спокойнее было. На своей нынешней машине поменял первый раз через 6,5 лет на 114000 (по регламенту 120000 или 8 лет, что наступит раньше).0
  • Aleksandr K.Вообще не менял ещё за 6 лет и не буду - у меня дизельный движок)))0
  • иван романенкосвечи меняю с заменой масла --а так летят чаще катушки зажигания0
  • Александр Рублевначал троить двигатель, поменял свечи и все мотор работает как часы!!!0
  • Павел БасистовСтатьи все интереснее и интереснее. Ждем: "Как отрегулировать карбюратор под ЕВРО-2"7
  • Павел БасистовAleksandr, я бы все-таки заменил свечи накала пока не поздно, так как потом можно и не открутить.1
  • Александр Чуприна03.01.2020г. ч\з 65 000 км пробега. В принципе отходили бы еще тысяч 25-30 км. По регламенту TLC 200, но это для качественного бензина. Свечи оригинал Denso0
  • Максим ХайценПо поводу динамометрического ключа: на некоторых свечах указан способ затяжке в отсутствии этого инструмента, причем для случая новой свечи и той которая установлена повторно. Там указано, что-то наподобие: после того как закрутили от руки довернуть на 1/4 оборота. Несомненно, этот способ менее точен, чем при использовании динамометрического ключа, но, тем не менее, имеет место быть. А убить, вернее добить, мотор можно и с ключом, например, если в прошлый раз мастер не по резьбе выкрутил свечу.0
  • Aleksandr K.Павел, у меня пробега 55 только, мне кажется рановато0
  • Aleksandr K.Павел, а вообще, спасибо за наводку 👍 Почитал форумы и озаботился…0
  • Тимофей ИноземцевРвотный рефлекс вызвала статья. Понимаю, что автор просто зарабатывает деньги. Теперь тинькоф-журнал переименовывается в авторевю? Предлагаю следующие темы - "Какой бензин выбрать", " Как и зачем выходить из заноса", "качать ли в шины азот"0
  • Юзманов АнатолийХорошая статья, поучительная, особенно для молодых автолюбителей. Спасибо автору!0
  • просто ячерез каждые 30000км, как требует регламент.0