Транспондер: как сэкономить на платных дорогах
Авто
112K
Обложка — Ilya Osovetskiy / Shutterstock

Транспондер: как сэкономить на платных дорогах

Как работает и какое устройство выбрать, чтобы платить меньше
24
Аватар автора

Илья Кушнирук

часто ездит в Санкт-Петербург по М11

Страница автора

Путешествия по платным трассам во многих случаях намного быстрее, чем по бесплатным: машин меньше, разрешенная скорость выше.

Расскажем, как ездить выгоднее, что такое транспондер и какие у него есть плюсы и минусы.

Что такое транспондер

Транспондер — небольшое устройство, позволяющее быстро проезжать пункт оплаты на платных трассах. С ним владельцу не нужно останавливаться, чтобы отдать наличные или оплатить проезд картой в терминале: достаточно лишь снизить скорость. Когда владелец транспондера проезжает пункт оплаты, с его счета бесконтактно списывается нужная сумма.

С транспондером легко отслеживать расходы на проезд по платным трассам, участвовать в программах лояльности, экономить время, ездить по всем платным дорогам России.

Транспондер T-Pass для проезда по платным трассам, которые обслуживает компания «Автодор — платные дороги»
Транспондер T-Pass для проезда по платным трассам, которые обслуживает компания «Автодор — платные дороги»

Какие виды транспондеров бывают

Персонифицированные транспондеры можно купить только в центре обслуживания клиентов или на официальном сайте оператора платной дороги. Чтобы там зарегистрироваться, необходимо указать паспортные данные, электронную почту и номер телефона, а также привязать банковскую карту.

Неперсонифицированные, то есть анонимные, продают в интернет-магазинах, на маркетплейсах, заправках и у партнеров эмитента. При покупке можно не указывать паспортные данные. Возможностей меньше: нет программы лояльности и абонементов. В любой момент такой транспондер можно персонифицировать, если зарегистрироваться и указать паспортные данные в личном кабинете на сайте оператора или в центре поддержки клиентов.

В России в 2023 году есть четыре оператора платных дорог. Каждый выпускает свои транспондеры:

  1. ООО «Магистраль Северной столицы» — транспондеры «ЗСД».
  2. АО «Новое качество дорог» — транспондеры «Главная дорога».
  3. ООО «Северо-Западная Концессионная Компания» — транспондеры «М11:15-58».
  4. ООО «Автодор — платные дороги» — транспондеры T-Pass.

Где купить транспондер

Купить устройство можно и на самой платной дороге — в центрах обслуживания клиентов и на пункте взимания платы у операторов-кассиров, у партнеров на маркетплейсах, на заправках и в розничных магазинах.

Цены на маркетплейсах обычно выше, чем в центре обслуживания клиентов или на сайте оператора платных дорог. Например, транспондер T-pass в официальном интернет-магазине стоит 4000 ₽, а на «Озоне» — более 6 тысяч.

Как взять транспондер в аренду

Если вы редко ездите по платным дорогам, то транспондер выгоднее не покупать, а взять в аренду. Аренда транспондера обойдется в символические 5 ₽ в сутки, оформить ее можно в центре поддержки и обслуживания клиентов. Активация устройства может занять до 24 часов, поэтому лучше взять его заранее, а не непосредственно перед поездкой.

Как пользоваться транспондером

Где крепить. В легковых автомобилях — на ветровом стекле, за зеркалом заднего вида, на участке без атермального покрытия. Этот участок выделен на стекле рисунком и прозрачен для радиоволн. В грузовых автомобилях — чуть выше нижней панели ветрового стекла, с внутренней стороны. Название на корпусе транспондера должно быть повернуто в салон автомобиля.

Чтобы транспондер хорошо держался, обезжирьте нужный участок стекла спиртовой салфеткой и приклейте к нему держатель на двусторонний скотч. Все необходимое есть в комплекте с транспондером.

Как зарегистрироваться в системе. Чтобы пользоваться транспондером, нужно зарегистрироваться на сайте оператора или в мобильном приложении. Вам понадобится электронная почта и номер телефона, куда придут сообщения с подтверждением.

На самом устройстве есть номер, а в коробке — номер лицевого счета. И то и другое нужно будет указать при регистрации.

Как ездить по дорогам другого оператора. Транспондером одного оператора можно оплачивать проезд по дорогам другого. Покупать для каждой платной дороги свой транспондер не нужно, достаточно купить один и включить в личном кабинете услугу интероперабельности. Как правило, скидки будут только на «родные» дороги, поэтому имеет смысл приобрести транспондер того оператора, по чьим дорогам вы будете ездить чаще.

Как пополнить счет. Лицевой счет можно пополнить картой в личном кабинете на сайте или в приложении, переводом из мобильного банка, наличными в банкоматах, а также в центрах поддержки и обслуживания клиентов.

Что делать, если разрядилась батарея. Через 3—5 лет работы батарея в транспондере разряжается. Но у большинства водителей вряд ли получится заменить ее самостоятельно. Если устройство еще на гарантии, то в центре обслуживания клиентов его поменяют на новое бесплатно. Если же срок гарантии уже истек, придется покупать новый транспондер. Некоторые операторы в таких случаях дают скидку.

Можно ли использовать два транспондера одновременно. Если на стекле машины стоят два транспондера, то при проезде через пункт оплаты деньги спишутся с обоих. Чтобы не платить дважды, нужно оставить только один. А второй — убрать в металлизированный пакет, который не пропускает радиосигнал, или завернуть в фольгу.

Металлизированный пакет не пропускает радиосигналы. Поможет платить только там, где вы этого хотите
Металлизированный пакет не пропускает радиосигналы. Поможет платить только там, где вы этого хотите

Как проезжать пункт оплаты. Перед въездом на платную трассу установлены ПВП, пункты взимания платы. Оплатить проезд можно с помощью транспондера, наличными и банковской картой в терминале или у кассира-оператора.

На ПВП несколько полос для разных типов оплаты. Если у вас есть транспондер, выбирайте полосу с зеленым знаком. Останавливаться не нужно, достаточно снизить скорость до 30 км/ч, тогда шлагбаум успеет открыться. Плата спишется автоматически.

Когда проезжаете через ПВП по выделенной полосе, держите дистанцию 10 м, чтобы не заплатить за другой автомобиль. Источник: unitoll.ru
Когда проезжаете через ПВП по выделенной полосе, держите дистанцию 10 м, чтобы не заплатить за другой автомобиль. Источник: unitoll.ru

Сколько можно сэкономить с транспондером

Скидка при оплате проезда с помощью транспондера на «родной» дороге может доходить до 90%.

На «неродных» дорогах скидок нет, но вам будет удобно проезжать через ПВП без остановки. На трассах «Автодора», ЗСД и МСД проезд будет стоить одинаково с любым устройством.

На трассах «Автодора» транспондер не дает скидок, но с ним можно проехать без очереди на пункте оплаты. Источник: avtodor-tr.ru
На трассах «Автодора» транспондер не дает скидок, но с ним можно проехать без очереди на пункте оплаты. Источник: avtodor-tr.ru
На трассах «Автодора» транспондер не дает скидок, но с ним можно проехать без очереди на пункте оплаты. Источник: avtodor-tr.ru
На трассах «Автодора» транспондер не дает скидок, но с ним можно проехать без очереди на пункте оплаты. Источник: avtodor-tr.ru
На трассах «Автодора» транспондер не дает скидок, но с ним можно проехать без очереди на пункте оплаты. Источник: avtodor-tr.ru

Ночной тариф. Ночью цены на проезд значительно ниже. Например, объезд города Одинцово с транспондером «Главная дорога» обойдется всего в рубль. А на ЗСД будет действовать скидка 50% от дневного тарифа.

Абонемент. Если часто ездите по платным дорогам, выгоднее будет приобрести абонемент — фиксированное количество поездок за определенное время.

Например, если вы каждые выходные ездите от Москвы до Солнечногорска, вам подойдет абонемент «Дачный» для транспондера «М11:15-58». Он предоставляет восемь поездок за 5280 ₽ и действует месяц — без привязки к времени и дням недели. Без абонемента те же восемь поездок в пятницу вечером в Солнечногорск и в воскресенье утром обратно в Москву будут стоить 8160 ₽.

С транспондером T-Pass можно покупать абонементы на срок до 90 дней и 50 поездок, в зависимости от участка платной трассы.

Абонемент можно купить только для транспортных средств первой и второй категории, а действует он на определенных участках платной дороги. Источник: avtodor-tr.ru
Абонемент можно купить только для транспортных средств первой и второй категории, а действует он на определенных участках платной дороги. Источник: avtodor-tr.ru

Программа лояльности. На июль 2023 года программа лояльности действует для транспондеров T-Pass и ЗСД.

По программе лояльности T-Pass при проезде каждого пункта оплаты и 50 км пути начисляют по 100 баллов на счет. За баллы можно приобрести скидку до 15% на следующие поездки.

Например, если ехать от Москвы до Санкт-Петербурга с транспондером T-Pass, вам начислят 1000 баллов. На них можно купить скидку 5% на месяц.

Программа лояльности ЗСД работает только с мая 2023 года — в тестовом режиме. Скидки от 10 до 50% формируются на основе поездок пользователя.

Как посчитать. На сайте каждого оператора есть калькулятор, с помощью которого можно рассчитать стоимость маршрута, указав начальную и конечную точки, время поездки, класс автомобиля и способ оплаты.

Например, маршрут с Васильевского острова в Санкт-Петербурге до центра Москвы проходит по ЗСД и М11, на пути три участка платных дорог. От Васильевского острова до КАД (юг) «родным» будет транспондер ЗСД, на М11 от ПВП 679 км до ПВП 58 км — T-Pass, от ПВП 58 км до ПВП 15 км — «М11:15-58». Выезжать из Санкт-Петербурга будем в два часа ночи, в Москву приедем к семи утра. Едем в праздничный день.

На ЗСД цена одинаковая для всех транспондеров, стоимость проезда по М11 не зависит от типа оплаты, а на платном участке от ПВП 58 до ПВП 15 скидка распространяется только на «родной» транспондер. Для поездок из Санкт-Петербурга в Москву в этом случае будет выгоднее использовать транспондер «М11:15-58».

Стоимость поездки из Санкт-Петербурга в Москву с разными транспондерами

T-Pass15-58ЗСДБез транспондера
ЗСД с Васильевского острова до КАД (юг)129 ₽129 ₽129 ₽400 ₽
М11 от ПВП 679 до ПВП 582550 ₽2550 ₽2550 ₽2550 ₽
М11 от ПВП 58 до ПВП 151000 ₽810 ₽1000 ₽1000 ₽
Итого3679 ₽3489 ₽3679 ₽3950 ₽

Стоимость поездки из Санкт-Петербурга в Москву с разными транспондерами

T-Pass
ЗСД с Васильевского острова до КАД (юг)129 ₽
М11 от ПВП 679 до ПВП 582550 ₽
М11 от ПВП 58 до ПВП 151000 ₽
Итого3679 ₽
15-58
ЗСД с Васильевского острова до КАД (юг)129 ₽
М11 от ПВП 679 до ПВП 582550 ₽
М11 от ПВП 58 до ПВП 15810 ₽
Итого3489 ₽
ЗСД
ЗСД с Васильевского острова до КАД (юг)129 ₽
М11 от ПВП 679 до ПВП 582550 ₽
М11 от ПВП 58 до ПВП 151000 ₽
Итого3679 ₽
Без транспондера
ЗСД с Васильевского острова до КАД (юг)400 ₽
М11 от ПВП 679 до ПВП 582550 ₽
М11 от ПВП 58 до ПВП 151000 ₽
Итого3950 ₽

Плюсы и минусы транспондеров

Плюсы:

  • экономят деньги. Есть скидки, абонементы и программы лояльности;
  • экономят время. Можно въезжать на платную дорогу по выделенным полосам и проезжать пункты оплаты без остановки;
  • с ними удобно контролировать расходы. Владелец транспондера всегда может посмотреть, сколько денег списали, в мобильном приложении или на сайте оператора;
  • можно ездить по всем платным дорогам с помощью одного устройства;
  • транспондер не привязан к автомобилю. Его несложно переставить с одной машины на другую;
  • если ездить по платным дорогам приходится нечасто, можно брать транспондер в аренду за 5 ₽ в сутки.

Минусы:

  • при проезде пункта оплаты устройство иногда не считывается. Приходится сдавать назад, чтобы проехать еще раз;
  • нет скидок на «неродных» трассах. С одним транспондером не получится сэкономить на всех платных дорогах;
  • если вы редко ездите по платным дорогам, транспондер окупится нескоро;
  • нужно все планировать: активация транспондера занимает до 24 часов, а деньги могут идти на счет до 40 минут.

На каких дорогах нужен транспондер

Красные линии — платные участки трасс. Источник: unitoll.ru
Красные линии — платные участки трасс. Источник: unitoll.ru

Можно ли ездить по платным участкам без транспондера

Транспондер — это не единственный способ оплаты проезда. Можно заплатить наличными или банковской картой в терминале или кассиру пункта оплаты.

На ЦКАД, МСД и М12 — безбарьерная система: при въезде на трассу нет шлагбаумов, информацию считывают с транспондеров прямо в скоростном потоке. Но проехать по этим дорогам можно и без транспондера: камеры регистрируют номера всех проезжающих машин. Оплатить проезд можно в течение 5 дней после поездки: на сайте оператора, в мобильном приложении или в центре поддержки клиентов.

Схемы оплаты. На платных дорогах применяются закрытые, открытые и смешанные системы оплаты.

В закрытой системе на всех въездах и выездах установлены пункты оплаты. Такая система работает на трассах М11 «Нева» и ЗСД. Оплачивать проезд нужно при выезде, сумма зависит от пройденного расстояния.

В открытой системе есть пункт оплаты либо в начале, либо в конце участка трассы. Остальные въезды и выезды на всем этом участке бесплатные. Так устроены трассы М1 «Беларусь», М3 «Украина» и М4 «Дон» — кроме участков 401—464 км, 633—741 км. Стоимость проезда по каждому участку трассы фиксированная.

В смешанной системе пункты оплаты есть и в начале, и в конце участка, но внутри него можно свободно въезжать и выезжать. А при некоторых условиях и проезд может быть бесплатным. Например, если вы успеете проехать участок 401—464 км трассы М4 «Дон» быстрее чем за час, то при выезде с вас не возьмут денег. А на бесплатный проезд участка 633—741 км дают целых 12 часов.

Перед въездом на ЦКАД водителей информируют о начале платного участка и системе оплаты. Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Перед въездом на ЦКАД водителей информируют о начале платного участка и системе оплаты. Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Задолженность. При отрицательном балансе в личном кабинете оплатить проезд с помощью транспондера невозможно. Придется сворачивать на полосу с терминалами и оплачивать проезд другим способом.

Если на счете есть деньги, но их недостаточно, шлагбаум откроется, а баланс станет отрицательным. Погасить этот долг нужно в течение 5—10 дней — в зависимости от оператора, выпустившего транспондер.

Штрафы. Если проехать по платной дороге и не оплатить проезд, оператор обратится в ГИБДД. Штраф — 1500 ₽ для легковых автомобилей и 5000 ₽ для грузовых с массой свыше 3,5 тонны  .

Проехать без оплаты можно только по трассам с безбарьерной системой — ЦКАД и М12. Если вы не оплатили проезд дважды за день — проехали в одну сторону утром и обратно вечером — то штраф придет только один.

Если сбить шлагбаум при въезде и поехать дальше, через пару километров вас остановит полиция. На пунктах оплаты есть камеры, которые напрямую передают информацию в ГИБДД.

За сбитый шлагбаум можно лишиться водительских прав и попасть в черный список автодороги, также придется возмещать ущерб. Оформлять будут как аварию, так что инспектор посчитает это оставлением места ДТП.

Если задеть шлагбаум ненамеренно, можно обойтись без судебных разбирательств. В этой ситуации важно остаться на месте и связаться с сотрудниками пункта оплаты.

Советы по использованию

Что делать, если «транспондер не принят». Это могло произойти из-за технической ошибки, слабого сигнала или если транспондер заблокировали.

Сдайте назад и попробуйте проехать еще раз или смените полосу для проезда. Обычно это помогает. Если не получилось, поезжайте к кабинке с кассиром-оператором — он сможет списать плату с транспондера. Если транспондер заблокировали, оператор подскажет причину и предложит оплатить проезд другим способом. В отсутствие оператора стоит позвонить в службу поддержки.

Проезд авансом. Если транспондер не работает, а другого способа оплатить проезд нет или вы случайно заехали на платную дорогу, можно проехать авансом. Для этого обратитесь к кассиру-оператору и объясните ему ситуацию. Он свяжется с сотрудниками компании, которые составят протокол признания долга и выдадут квитанцию на оплату. Процедура занимает около часа. Оплатить проезд нужно будет в течение 5—10 рабочих дней.

Информационный экран возле шлагбаума подскажет, по какой причине он не открылся. Фото: «ОССП оператор» / «Яндекс-дзен»
Информационный экран возле шлагбаума подскажет, по какой причине он не открылся. Фото: «ОССП оператор» / «Яндекс-дзен»

Запомнить

  1. С персонифицированным транспондером можно участвовать в программах лояльности и контролировать расходы.
  2. Купить устройство можно и на маркетплейсе или заправке, но у самого оператора платной дороги будет дешевле.
  3. Если вы редко ездите по платным трассам, выгоднее взять транспондер в аренду.
  4. Пополнять счет транспондера лучше заранее: средства зачисляют в течение 40 минут.
  5. Выгоднее передвигаться по трассе с ее «родным» транспондером.
  6. Интероперабельность подключается автоматически или в личном кабинете.
  7. Оплачивайте проезд по платным трассам с безбарьерной системой вовремя, чтобы не получить штраф.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Илья КушнирукА вы пользуетесь транспондером?
  • МаксимЮлия, я пользуюсь от м 11 на всех, в т. ч. ЗСД. Ещё он у меня иногда пищит на МСД, но деньги не списывает0
  • Юлия ШершневаМаксим, да, мы тоже. Но есть какая-то проблема для тех, кто не купил до санкций: то ли зсд-шный не срабатывает на других трассах, то ли еще что.0
  • ЯгуляДля меня стал покупкой года в 2020 году. Облегчил дорогу значительно. Но не сказала бы, что ощущаю значимую скидку. Из Ярославля в Геленджик в этом году потратили 4211 в одну сторону, у нас Фольксваген Таос. Понимаю, что без транспондера было бы дороже.0
  • МаксимЮлия, я купил очень давно и он действительно не срабатывал в Питере. Обратился для замены — поменяли бесплатно без лишних вопросов0
  • Lera KotovaС удивлением обнаружила в себя долг за проезд по м12. Мне объяснили, что если ехать со скоростью выше 110, система не считывает информацию с транспондера и не снимает деньги, хотя проезд при этом фиксирует.0
  • Хойя"Транспондер: как сэкономить на платных дорогах" Судя по всему, ответ - никак. Автодор из экономии максимум предлагает за баллы, которые еле копятся, купить небольшую скидку, и то эти баллы за год сгорают (чтобы те, кто раз в год по платке на юг едут, ничего не получили). Проехать можно быстрее, но и экономия времени не слишком большая выходит. А недавно ехали по Дону, несколько раз съезжали с платки на старую дорогу, сэкономили 700 рублей, потратили, судя по навигатору, меньше десяти минут. И в чём смысл вообще?12
  • Колечко ГраффУ меня автодоровский T-Pass. Ездила из Москвы в Выборг, не знала, что он и на ЗСД работает, подъезжаю к окошку на оплату наличными, а оператор просто меня пропустил, сказав, что у меня транспондер. Деньги в его окне со счета транспондера не списались, так я впервые в жизни сэкономила на платных дорогах 300 рублей.3
  • Не ОлегЯ бы отметил, что можно крепить транспондер на держатель мобильного телефона. Так проехал от Москвы до Джубги и обратно и всюду он срабатывал. Денег не экономит, время да. Но опять же: обратил бы внимание на пункты в Краснодарском крае, там проезды с транспондером только справа, что крайне неудобно.0
  • ХойяЯгуля, автодоровский транспондер на трассе Дон даёт скидку ровно ноль рублей.3
  • ЯгуляХойя, спасибо, что сказали. Вообще, как часто бывает, задумка с транспондером отличная, но с кучей «но», которые портят впечатление от пользования, бюджет и саму затею)0
  • Алексей НасоновХойя, добрый день. Расскажите, пожалуйста, подробнее где именно вы съезжали с платки и где заезжали обратно? Хочу тоже такими "манёврами" экономить деньги))2
  • ХойяАлексей, объехали объезды Лосево и Новой Усмани. Причём изначально навигатор вообще сказал, что так получится быстрее, но не повезло. Ну плюс ещё под Москвой проехали по старой бетонке вместо цкада.1
  • ИгорьПользуюсь регулярно. Текущий автодоровский порядок оплаты и начисления бонусов экономить на плате проезда особенно не даёт, но сам транспондер удобство повышает значительно. Маршрут по всей длине м4 туда и обратно без необходимости останавливаться и оплачивать на каждом ПВП проходит сильно комфортнее. А по ЦКАД - не париться насчет того, чтобы зайти, ввести данные авто/почты/телефона, чтобы оплатить проезд.0
  • Big Bad BoxЮлия, я в июле покупал новый у автодора на сайте. В июне их ещё не было. Новые даже покомпактнее и без всяких картинок, просто белый.0
  • Ион ТихийАлексей, В сторону Москвы с Юга по М4 в районе Ефремова лучше съехать с платки. Потеряете около часа (иногда меньше), а экономия больше 1000р.0
  • Виталий КештовДа уже 50 лет,по этой трассе ездить не нужно!0
  • Яков ФимушкинНЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ: 1. стоимость транспондеров, аренды и обслуживания счета. для "главной дороги" 3780 (вальдбериз), аренда 150руб/мес и обслуживание счета 50 руб/мес месяц считается если пользовался, хотя бы 1 проезд был, иначе 0 аренда и 0 обслуживание - это им в плюс! А у остальных как??? Кто может написать тарифы других операторов? 2. Проезд по ЕДИНСТВЕННОЙ платной дороге внутри Москвы для жителей Москвы и Моск обл. №при проезде пункта оплаты устройство иногда не считывается." Пр-кт Багратиона 6,6 -проехал, не считался, через 17 дней пришел штраф на госуслугах. написал в службу поддержки.. У кого есть подобный опыт, что делать, сколько оплатить прийдется?1
  • КошатницаХойя, подскажите на каких участках съехать можно? Тоже хочу сэкономить.0
  • user3303569Алексей, не реально. Ехали по старой дороге на Краснодар. Старый асфальт и постоянные ямы. Назад уже ехали по платной ранним ранним утром. Свежо, ровно, коасиво- красота.0
  • СергейНет, но хочу взять в аренду, на поездку в крым и обратно.0