Как пользоваться транспондером для платных дорог
Авто
122K
Фотография — Ilya Osovetskiy / Shutterstock / FOTODOM

Как пользоваться транспондером для платных дорог

И сколько можно сэкономить
26
Аватар автора

Илья Кушнирук

часто ездит в Санкт-Петербург по М11

Страница автора

Путешествия по платным трассам обычно быстрее и комфортнее, чем по бесплатным: машин меньше, разрешенная скорость выше.

Расскажем, что такое транспондер, зачем он нужен и как сэкономить при проезде по платным трассам.

Что такое транспондер

Транспондер — небольшое устройство, позволяющее быстро проезжать пункт оплаты на платных трассах. С ним владельцу не нужно останавливаться, чтобы отдать наличные или оплатить проезд картой в терминале: достаточно лишь снизить скорость. Когда владелец транспондера проезжает пункт оплаты, с его счета бесконтактно списывают нужную сумму.

С транспондером легко отслеживать расходы на проезд по платным трассам, участвовать в программах лояльности, экономить время, ездить по всем платным дорогам России.

Как работает транспондер. Можно сказать, что это цифровая метка пользователя дороги. Транспондер работает по технологии DSRC  . При подъезде к антеннам на ПВП  или считывающим рамкам он получает сигнал, «просыпается» и отправляет номер лицевого счета, с которого списывают нужную сумму за проезд. Если оплата прошла, откроется шлагбаум на ПВП.

На безбарьерных трассах можно ехать, даже если нет денег на счете: проезд оплачивают в течение пяти дней после поездки.

Транспондер T-Pass оператора «Автодор — платные дороги»
Транспондер T-Pass оператора «Автодор — платные дороги»

Какие виды транспондеров есть

Неперсонифицированные, то есть анонимные, транспондеры продают в интернет-магазинах, на маркетплейсах, заправках и у партнеров эмитента. При покупке можно не указывать паспортные данные. Для них нет программ лояльности.

Персонифицированным транспондер становится, если его зарегистрировать. Это можно сделать в центре обслуживания клиентов или на официальном сайте оператора платной дороги. Нужно указать реквизиты паспорта, электронную почту, номер телефона и привязать банковскую карту. У них есть программы скидок или абонементы.

Какие есть модели транспондеров

В России четыре оператора платных дорог. Каждый выпускает свои транспондеры.

Список транспондеров

ТранспондерОператор«Родные» дороги
T-PassООО «Автодор — платные дороги»М1 «Беларусь», М3 «Украина», М4 «Дон», М11 «Нева», М12 «Восток», А113 ЦКАД и обход города Тольятти
М11:15-58ООО «Северо-Западная Концессионная Компания»Участок трассы М11 «Нева» с 15-го по 58-й км
ЗСДООО «Магистраль Северной столицы»Западный скоростной диаметр в Санкт⁠-⁠Петербурге
Главная дорогаАО «Новое качество дорог»Северный обход Одинцова и проспект Багратиона

Список транспондеров

T-Pass
ОператорООО «Автодор — платные дороги»
«Родные» дорогиМ1 «Беларусь», М3 «Украина», М4 «Дон», М11 «Нева», М12 «Восток», А113 ЦКАД и обход города Тольятти
М11:15-58
ОператорООО «Северо-Западная Концессионная Компания»
«Родные» дорогиУчасток трассы М11 «Нева» с 15-го по 58-й км
ЗСД
ОператорООО «Магистраль Северной столицы»
«Родные» дорогиЗападный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге
Главная дорога
ОператорАО «Новое качество дорог»
«Родные» дорогиСеверный обход Одинцова и проспект Багратиона

Какой транспондер лучше выбрать

С транспондером можно проезжать ПВП без остановки по выделенной полосе. Все преимущества доступны, если проехать по «родной» для транспондера трассе.

T-Pass. За проезд с ним по платным трассам «Автодора» дополнительных скидок нет.

Если транспондер персонифицированный, в личном кабинете начислят баллы по программе лояльности. За каждый проезд ПВП или 50 км — 100 баллов. Их можно обменять на скидку 3—15%.

М11:15-58 — единственный транспондер, с которым получится сэкономить на участке М11 с 15-го по 58-й км.

На маршруте из Москвы в Солнечногорск в субботу с 10:00 до 16:00 проезд без транспондера или с транспондером другого оператора обойдется в 1400 ₽, с транспондером М11:15-58 — в 1165 ₽.

ЗСД. На Западном скоростном диаметре скидка на проезд действует для транспондеров всех операторов. С транспондером ЗСД скидку можно увеличить, если выбрать специальную опцию в личном кабинете  . Тогда она составит 10—100%.

«Главная дорога». При проезде по Северному обходу Одинцова с «родным» транспондером можно сэкономить до 90%.

Проехать по трассе в будни с часа ночи до пяти утра можно за 2 ₽. С транспондером других операторов, при оплате картой или наличными придется заплатить 20 ₽.

Где купить транспондер

Купить устройство можно в центрах обслуживания клиентов, на маркетплейсах, АЗС, в розничных магазинах или на самой дороге — на пунктах взимания платы.

Цены на транспондеры у официального дилера и популярных онлайн-магазинов

ТранспондерОфициальный дилерOzonЯндекс МаркетWildberries
T-Pass5000 ₽3911 ₽3566 ₽3901 ₽
ЗСД1500 ₽3611 ₽4056 ₽3414 ₽
Главная дорога2600 ₽2272 ₽2824 ₽1949 ₽

Цены на транспондеры у официального дилера и популярных онлайн-магазинов

T-Pass
Официальный дилер5000 ₽
Ozon3911 ₽
Яндекс Маркет3566 ₽
Wildberries3901 ₽
ЗСД
Официальный дилер1500 ₽
Ozon3611 ₽
Яндекс Маркет4056 ₽
Wildberries3414 ₽
Главная дорога
Официальный дилер2600 ₽
Ozon2272 ₽
Яндекс Маркет2824 ₽
Wildberries1949 ₽

Как взять транспондер в аренду

Если редко ездите по платным дорогам, транспондер выгоднее не купить, а взять в аренду в центре поддержки и обслуживания клиентов. Активация устройства может занять до 24 часов, поэтому лучше сделать это заранее.

T-Pass можно арендовать за 20 ₽ в сутки. Минимальный срок — два дня.

М11:15-58 можно только арендовать, а купить — нет. Доступны два варианта подписки: «Стандарт» за 200 ₽ в месяц  и «Драйв» за 300 ₽ в месяц  .

ЗСД можно арендовать за 100 ₽ в месяц.

«Главная дорога» — 200 ₽ в месяц. Оператор ежемесячно списывает 150 ₽ за аренду устройства и 50 ₽ за ведение счета. Если в течение месяца не пользоваться транспондером, плата не спишется.

Как пользоваться транспондером

Как и куда закрепить в автомобиле. Это делать необязательно. В легковых автомобилях закрепить его можно на ветровом стекле, за зеркалом заднего вида. Участок должен быть без атермального покрытия — прозрачен для радиоволн. Обычно он выделен на стекле рисунком.

В грузовых автомобилях — чуть выше нижней панели ветрового стекла, с внутренней стороны. Название на корпусе транспондера должно быть повернуто в салон автомобиля.

Чтобы транспондер хорошо держался, нужно обезжирить участок стекла спиртовой салфеткой и приклеить к нему держатель на двусторонний скотч. Все необходимое есть в комплекте с транспондером.

Установка транспондера на лобовое стекло в зоне обзора формально противоречит п. 4.2 перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобиля, — транспондеров нет в списке исключений. Но в жизни за это не штрафуют.

Как зарегистрироваться в личном кабинете. Чтобы пользоваться транспондером, надо зарегистрироваться на сайте оператора или в мобильном приложении. Понадобятся электронная почта и номер телефона: туда придут сообщения с подтверждением. На самом устройстве есть номер, а в коробке — номер лицевого счета. Их нужно указать при регистрации.

Как пополнить счет. Лицевой счет можно пополнить картой в личном кабинете на сайте или в приложении, переводом из мобильного банка, наличными в банкоматах, а также в центрах поддержки и обслуживания клиентов.

Можно ли вернуть деньги. Если плата за проезд списалась дважды, деньги можно вернуть на счет транспондера. Для этого нужно отправить претензию на электронную почту службы поддержки оператора.

В письме надо указать:

  1. Причину, по которой требуете возврат денег.
  2. Дату, время, название дороги, ПВП или километр считывающей рамки, где произошло списание.
  3. Марку, номер и цвет автомобиля.

Как ездить по дорогам другого оператора. С транспондером одного оператора можно оплачивать проезд по дорогам другого. Для каждой дороги свой транспондер не нужен, достаточно одного. Главное — включить в личном кабинете услугу «Интероперабельность». Скидки выше на «родных» дорогах, поэтому лучше выбрать транспондер того оператора, по трассам которого вы будете ездить чаще.

Что делать, если разрядилась батарея. Заменить ее самостоятельно трудно: если отключить источник питания, информация на транспондере сбросится. Придется покупать новый.

Батарея в транспондере через 3—5 лет работы разряжается. Если срок гарантии истек, в центре обслуживания транспондер заменят. Операторы часто предлагают скидку, если обменяете работающий транспондер на новый.

Оператор «Магистраль Северной столицы» продает два вида транспондеров: «Стандарт» за 1400 ₽ c гарантией два года и «Плюс» за 1900 ₽ с гарантией три года.

Можно ли использовать два транспондера одновременно. Если на стекле машины стоят два транспондера — при проезде через пункт оплаты или считывающую рамку деньги спишутся с обоих. Нужно оставить один, а второй убрать в металлизированный пакет, который не пропускает радиосигнал. Или завернуть в фольгу.

Металлизированный пакет не пропускает радиосигналы. Поможет платить только там, где вы этого хотите
Металлизированный пакет не пропускает радиосигналы. Поможет платить только там, где вы этого хотите

Как действовать на пункте оплаты. Перед въездом на платную трассу установлены ПВП. Оплатить проезд можно транспондером, наличными и банковской картой в терминале или у кассира-оператора.

На ПВП несколько полос для разных типов оплаты. Если у вас транспондер, выбирайте полосу с зеленым знаком. Останавливаться не нужно, достаточно снизить скорость до 30 км/ч, тогда шлагбаум успеет открыться. Плата спишется автоматически.

На трассах М12, ЦКАД, МСД, проспекте Багратиона пунктов взимания платы нет, деньги со счета транспондера спишутся автоматически при проезде под считывающей рамкой.

Когда проезжаете через ПВП по выделенной полосе, держите дистанцию минимум 10 м, чтобы не заплатить за другой автомобиль. Источник: unitoll.ru
Когда проезжаете через ПВП по выделенной полосе, держите дистанцию минимум 10 м, чтобы не заплатить за другой автомобиль. Источник: unitoll.ru

Сколько можно сэкономить с транспондером

Скидка при оплате проезда с помощью транспондера на «родной» дороге может быть значительная. На «неродных» дорогах скидок нет, зато можно проезжать ПВП без остановки.

Ночной тариф. Ночью цены на проезд у некоторых операторов значительно ниже. Объезд города Одинцово с транспондером «Главная дорога» обойдется всего в 1 ₽. На ЗСД действует скидка 50%.

С транспондером М11:15-58 участок от Москвы до Солнечногорска с часа ночи до шести утра можно проехать за 570 ₽. С транспондером другого оператора, при оплате наличными или банковской картой проезд по участку будет стоить 680 ₽.

На трассах «Автодора», включая сверхпопулярную М4, ночных скидок нет.

Абонемент. Если часто ездите по платным дорогам, выгоднее приобрести абонемент — фиксированное количество поездок за определенное время. Но они есть только у транспондеров T-Pass и М11:15-58.

Для T-Pass можно купить абонемент от 5 до 50 поездок на 30, 45 или 90 дней.

Абонемент на 10 поездок и 90 дней от Иннополиса до аэропорта Казань стоит 2850 ₽. Без абонемента — 4670 ₽.

У М11:15-58 есть три основных абонемента: на количество поездок, будние или выходные дни. Они действуют 30 дней.

За проезд от Москвы до Солнечногорска в выходные дни заплатите 1900 ₽ с абонементом выходного дня на две поездки. Без него — 1360—2800 ₽.

Программа лояльности. На октябрь 2024 года программа лояльности действует для транспондеров T-Pass и ЗСД.

При проезде каждого пункта оплаты и 50 км пути с T-Pass начисляют по 100 баллов на счет. За них можно приобрести скидку до 15% на следующие поездки.

Если ехать от Москвы до Санкт-Петербурга с транспондером T-Pass, вам начислят 1000 баллов. За них можно получить скидку 5% на месяц.

Скидки. Со всеми транспондерами есть скидки на проезд.

На участке М11 с 15-го по 58-й километр при проезде с «родным» транспондером сэкономите 15—20%.

На ЗСД действует скидка для всех транспондеров: днем — 40—45% от базового тарифа, ночью — 50%.

На Северном обходе Одинцова и проспекте Багратиона скидки есть с транспондером «Главная дорога». Ее максимальный размер в ночное время с часа ночи до пяти утра — 90%.

Программа лояльности ЗСД работает в тестовом режиме с мая 2023 года. Скидки от 10 до 50% оператор дает на основе поездок пользователя.

На трассах «Автодора» скидок нет.

Плюсы и минусы транспондера

Плюсы:

  • экономят деньги: есть скидки, абонементы, программы лояльности;
  • экономят время: можно въезжать на платную дорогу по выделенным полосам и проезжать ПВП без остановки;
  • удобно контролировать расходы: в мобильном приложении или на сайте оператора есть история оплат;
  • можно ездить по всем платным дорогам с одним устройством;
  • транспондер не привязан к автомобилю, его легко переставить с одной машины на другую;
  • можно не покупать транспондер: аренда стоит от 20 ₽ в сутки, а экономия та же.

Минусы:

  • с одним транспондером не получится сэкономить на всех платных дорогах;
  • при проезде ПВП устройство иногда не считывается — приходится сдавать назад, чтобы проехать еще раз;
  • приобретать транспондер дорого: если вы редко ездите по платным дорогам, окупится он нескоро;
  • не получится купить транспондер и сразу им воспользоваться: активация занимает до 24 часов, а деньги на счет поступают в течение 40 минут.

На каких дорогах пригодится транспондер

Красные линии — платные участки трасс. Источник: unitoll.ru
Красные линии — платные участки трасс. Источник: unitoll.ru

Можно ли ездить по платным участкам без транспондера

Транспондер — это не единственный способ оплаты проезда. Можно заплатить наличными или банковской картой в терминале или кассиру пункта оплаты.

На ЦКАД, МСД, М12 и проспекте Багратиона — безбарьерная система: при въезде на трассу нет шлагбаумов, информацию считывают с транспондеров прямо в скоростном потоке. Но проехать по этим дорогам можно и без транспондера: камеры регистрируют номера всех проезжающих машин. Оплатить проезд можно в течение пяти дней после поездки: на сайте оператора, в мобильном приложении или в центре поддержки клиентов.

Задолженность. Если на счете есть деньги, но их недостаточно, шлагбаум откроется, а баланс в личном кабинете станет отрицательным. Погасить этот долг нужно в течение 5—10 дней, в зависимости от оператора, выпустившего транспондер.

При отрицательном балансе оплатить проезд транспондером не получится. Придется свернуть на полосу с терминалами и оплатить проезд другим способом.

Штрафы. Если не оплатить проезд, оператор обратится в Ространснадзор. Штраф — 1500 ₽ для легковых автомобилей и 5000 ₽ для грузовых с массой свыше 3,5 тонны  .

Проехать без оплаты получится только по трассам с безбарьерной системой — ЦКАД, МСД, М12 и проспекту Багратиона. Если вы не оплатили проезд дважды за день — проехали в одну сторону утром и обратно вечером, — штраф придет один.

Если сбить шлагбаум на въезде и поехать дальше, скорее всего, через пару километров вас остановит ГИБДД. На пунктах оплаты есть камеры, которые напрямую передают им информацию. Так можно попасть в черный список автодороги и лишиться водительских прав, ведь вы покинули место ДТП. Кроме того, придется возместить ущерб за поврежденный шлагбаум.

Если задели шлагбаум, нужно оставаться на месте и сообщить об этом сотрудникам пункта оплаты.

Советы по использованию

Что делать, если «транспондер не принят». Это может произойти из-за технической ошибки, слабого сигнала или в случае, если транспондер заблокировали.

Нужно сдать назад и попробовать проехать еще раз. Или сменить полосу. Обычно это помогает. Если не получилось, надо обратиться к оператору ПВП — он поможет списать плату с транспондера. Но если транспондер заблокировали, оператор об этом сообщит. Тогда придется оплатить проезд другим способом. Если оператора нет, нужно позвонить в службу поддержки.

Проезд авансом. Если транспондер не работает, а другим способом оплатить не получится, можно проехать авансом. Для этого нужно обратиться к оператору и объяснить ситуацию. Будьте готовы, что понадобится не меньше часа, чтобы оформить документы. Проезд нужно будет оплатить в течение 5—10 рабочих дней.

Информационный экран возле шлагбаума подскажет, по какой причине он не открылся. Фотография: «ОССП оператор» / «Яндекс-дзен»
Информационный экран возле шлагбаума подскажет, по какой причине он не открылся. Фотография: «ОССП оператор» / «Яндекс-дзен»

Запомнить

  1. Персонифицированный транспондер позволяет участвовать в программах лояльности и контролировать расходы.
  2. Купить устройство можно на маркетплейсе или АЗС, но в офисе или на сайте оператора платной дороги он обычно дешевле.
  3. Если редко ездите по платным трассам, выгоднее взять транспондер в аренду.
  4. Выгоднее передвигаться по трассе с ее «родным» транспондером.
  5. Оплачивайте проезд по платным трассам с безбарьерной системой вовремя, чтобы не получать штрафы.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Илья КушнирукА вы пользуетесь транспондером?
  • Нехетти Грин1. Да, пользуюсь. Вещь! 2. Коллеги, добавьте в статью расшифровку понятий "класс автомобиля" и "категория ТС" (в таблице ставок за проезд на трассах М1 - М12).0
  • МаксимЮлия, я пользуюсь от м 11 на всех, в т. ч. ЗСД. Ещё он у меня иногда пищит на МСД, но деньги не списывает0
  • Юлия ШершневаМаксим, да, мы тоже. Но есть какая-то проблема для тех, кто не купил до санкций: то ли зсд-шный не срабатывает на других трассах, то ли еще что.0
  • ЯгуляДля меня стал покупкой года в 2020 году. Облегчил дорогу значительно. Но не сказала бы, что ощущаю значимую скидку. Из Ярославля в Геленджик в этом году потратили 4211 в одну сторону, у нас Фольксваген Таос. Понимаю, что без транспондера было бы дороже.0
  • МаксимЮлия, я купил очень давно и он действительно не срабатывал в Питере. Обратился для замены — поменяли бесплатно без лишних вопросов0
  • Хойя"Транспондер: как сэкономить на платных дорогах" Судя по всему, ответ - никак. Автодор из экономии максимум предлагает за баллы, которые еле копятся, купить небольшую скидку, и то эти баллы за год сгорают (чтобы те, кто раз в год по платке на юг едут, ничего не получили). Проехать можно быстрее, но и экономия времени не слишком большая выходит. А недавно ехали по Дону, несколько раз съезжали с платки на старую дорогу, сэкономили 700 рублей, потратили, судя по навигатору, меньше десяти минут. И в чём смысл вообще?13
  • Колечко ГраффУ меня автодоровский T-Pass. Ездила из Москвы в Выборг, не знала, что он и на ЗСД работает, подъезжаю к окошку на оплату наличными, а оператор просто меня пропустил, сказав, что у меня транспондер. Деньги в его окне со счета транспондера не списались, так я впервые в жизни сэкономила на платных дорогах 300 рублей.3
  • Не ОлегЯ бы отметил, что можно крепить транспондер на держатель мобильного телефона. Так проехал от Москвы до Джубги и обратно и всюду он срабатывал. Денег не экономит, время да. Но опять же: обратил бы внимание на пункты в Краснодарском крае, там проезды с транспондером только справа, что крайне неудобно.0
  • ХойяЯгуля, автодоровский транспондер на трассе Дон даёт скидку ровно ноль рублей.3
  • ЯгуляХойя, спасибо, что сказали. Вообще, как часто бывает, задумка с транспондером отличная, но с кучей «но», которые портят впечатление от пользования, бюджет и саму затею)0
  • Алексей НасоновХойя, добрый день. Расскажите, пожалуйста, подробнее где именно вы съезжали с платки и где заезжали обратно? Хочу тоже такими "манёврами" экономить деньги))2
  • ХойяАлексей, объехали объезды Лосево и Новой Усмани. Причём изначально навигатор вообще сказал, что так получится быстрее, но не повезло. Ну плюс ещё под Москвой проехали по старой бетонке вместо цкада.2
  • ИгорьПользуюсь регулярно. Текущий автодоровский порядок оплаты и начисления бонусов экономить на плате проезда особенно не даёт, но сам транспондер удобство повышает значительно. Маршрут по всей длине м4 туда и обратно без необходимости останавливаться и оплачивать на каждом ПВП проходит сильно комфортнее. А по ЦКАД - не париться насчет того, чтобы зайти, ввести данные авто/почты/телефона, чтобы оплатить проезд.0
  • Big Bad BoxЮлия, я в июле покупал новый у автодора на сайте. В июне их ещё не было. Новые даже покомпактнее и без всяких картинок, просто белый.0
  • Ион ТихийАлексей, В сторону Москвы с Юга по М4 в районе Ефремова лучше съехать с платки. Потеряете около часа (иногда меньше), а экономия больше 1000р.0
  • Виталий КештовДа уже 50 лет,по этой трассе ездить не нужно!0
  • Яков ФимушкинНЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ: 1. стоимость транспондеров, аренды и обслуживания счета. для "главной дороги" 3780 (вальдбериз), аренда 150руб/мес и обслуживание счета 50 руб/мес месяц считается если пользовался, хотя бы 1 проезд был, иначе 0 аренда и 0 обслуживание - это им в плюс! А у остальных как??? Кто может написать тарифы других операторов? 2. Проезд по ЕДИНСТВЕННОЙ платной дороге внутри Москвы для жителей Москвы и Моск обл. №при проезде пункта оплаты устройство иногда не считывается." Пр-кт Багратиона 6,6 -проехал, не считался, через 17 дней пришел штраф на госуслугах. написал в службу поддержки.. У кого есть подобный опыт, что делать, сколько оплатить прийдется?1
  • КошатницаХойя, подскажите на каких участках съехать можно? Тоже хочу сэкономить.0
  • user3303569Алексей, не реально. Ехали по старой дороге на Краснодар. Старый асфальт и постоянные ямы. Назад уже ехали по платной ранним ранним утром. Свежо, ровно, коасиво- красота.0
  • СергейНет, но хочу взять в аренду, на поездку в крым и обратно.0
  • Игорь ЕрофеевПользуюсь дорогим транспондером . Очень удобно . Шлагбаум успевает открываться на скорости 70км/ч. Это приятно радует , когда обгоняешь несколько десятков авто оптом ... Которые ранее обогнали тебя на трассе !0
  • Игорь ЕрофеевМожет с оплатой эта штучка не сэкономит , но по времени гораздо быстрее проскакивать шлагбаум 70км/ч. Быстрее еще не пробовал .0