Хидэтака Миядзаки: как автор Dark Souls стал одним из самых влиятельных людей в поп-культуре
В мире есть два самых известных Миядзаки: Хаяо и Хидэтака.
Один делает мрачные истории об утрате и безнадеге, а другой создал Dark Souls.
Хидэтака Миядзаки дважды получал награду за лучшую игру года и вошел в число самых влиятельных людей 2023. Ролики о его принципах гейм-дизайна получают миллионы просмотров, а благодарные фанаты посвящают ему песни.
Рассказываем, что нужно знать о Хидэтаке Миядзаки: как сложилась его карьера, чем он знаменит, почему интернет так его любит и чем он сейчас занимается. В конце покажем лучшие мемы с Миядзаки.
Он случайно попал в игровую индустрию — и затем стал президентом студии FromSoftware
Хидэтака Миядзаки родился 19 сентября 1974 года. По собственным рассказам, он рос в бедности в ста километрах от Токио, в городе Сидзуока. Родители, работавшие на низкооплачиваемых офисных должностях, не могли покупать своему ребенку книги и мангу. От скуки юный Миядзаки брал из местной библиотеки все, что попадалось под руку, — даже сложные научно-фантастические романы на английском языке. Прочитать и понять их он не мог, поэтому многое додумывал по иллюстрациям.
«Для меня важна сила воображения. Мы предлагаем пользователям свободу для интерпретации. И таким образом общаемся с аудиторией и даем членам нашего сообщества темы для обсуждений. Мне нравится наблюдать за этим в наших играх, и это продолжает влиять на мою работу», — рассказывал Хидэтака Миядзаки.
В отличие от многих коллег по цеху, гейм-дизайнер не мечтал о работе в игровой индустрии. Родители запрещали ему проводить время за видеоиграми до поступления в университет, поэтому Миядзаки увлекся настолками. Среди любимых разработчик называет Sorcery и Dungeons & Dragons. Благодаря им юноша заинтересовался фэнтези и стал изучать западную средневековую культуру.
Во время учебы в университете Миядзаки наконец познакомился с миром видеоигр. Больше всего он полюбил RPG — среди них были фэнтезийные серии The Legend of Zelda, Dragon Quest и Wizardry. После выпуска он устроился работать в японское подразделение корпорации Oracle, где его назначили менеджером по работе с клиентами. Миядзаки согласился на это лишь потому, что хотел оплатить учебу младшей сестры в университете.
В 2001 году парень по совету друзей поиграл в Ico — фэнтезийную адвенчуру о мальчике с рогами и немой девочке. Увиденное так впечатлило Миядзаки, что он загорелся идеей сменить профессию. Спустя два года Миядзаки устроился в студию FromSoftware на позицию джуниор-программиста. Чтобы исполнить мечту, ему пришлось согласиться на меньшую зарплату, чем в Oracle. В течение нескольких лет разработчик без опыта достиг руководящих позиций и возглавил безнадежный, по мнению его коллег, проект Demon’s Souls.
Впоследствии Миядзаки выпустил несколько бестселлеров, в том числе крайне популярную Dark Souls. В 2014 году владельцы FromSoftware из холдинга Kadokawa назначили гейм-дизайнера президентом студии. На такой впечатляющий карьерный рост разработчику понадобилось всего 11 лет.
Какие знаковые игры выпустил Хидэтака Миядзаки
Armored Core: Last Raven. Первая игра в карьере Миядзаки. Он присоединился к производству Last Raven в середине разработки и выступил одним из гейм-дизайнеров и планировщиков меха-экшена . Критики встретили Last Raven не особенно тепло, но фанатам она понравилась.
Armored Core 4. Руководство FromSoftware осталось довольно Миядзаки и сразу повысило его до гейм-директора четвертой части экшена про огромных роботов. Разработчик сделал игру более доступной для новичков, но сохранил большой простор для кастомизации. Armored Core 4 получила смешанные оценки от западной прессы, в то время как в Японии к ней были благосклоннее.
После этого Миядзаки также выступил руководителем разработки Armored Core: For Answer, прямого продолжения четвертой части.
Demon’s Souls. После Armored Core Миядзаки доверили создать новую франшизу в жанре фэнтезийной экшен-RPG. Demon’s Souls пытались выпустить несколько лет, но у FromSoftware были трудности с ее разработкой. Миядзаки с радостью взялся за испытание. В первую очередь он вдохновился старой серией трехмерных RPG King’s Field, которую в 1990-х и начале 2000-х выпускала FromSoftware. Как и в King’s Field, в основе Demon’s Souls был минималистичный сюжет и хардкорный геймплей, не прощающий ошибок.
Demon’s Souls породила новый жанр — соулслайки. В этой игре были атрибуты, которые впоследствии стали традиционными: потеря очков опыта после смерти, прокачка возле специальных костров или их аналогов, запутанные уровни с секретами и короткими путями, сложные боссы, загадочные NPC и многое другое.
Для полного погружения Demon’s Souls нужно было проходить в онлайн-режиме. Так игроки могли вторгаться в чужие миры, чтобы сразиться друг с другом или, наоборот, помочь одолеть сложного босса. В RPG также можно было оставлять послания из заранее заготовленных фраз. Например, подсказать местонахождение ценного предмета или предупредить о пропасти впереди. Постоянный онлайн и сообщения тоже стали визитной карточкой многих соулслайков.
Dark Souls. После внезапного успеха Demon’s Souls Миядзаки занялся игрой по новой франшизе. Несмотря на это, в Dark Souls почти без изменений перекочевали основные идеи и механики предшественницы. Это тоже мрачная фэнтезийная RPG с необычной подачей сюжета и смертью в качестве части геймплейной петли.
На смену отдельным уровням из Demon’s Souls в Dark Souls пришел частично открытый мир. Многие локации тут тесно связаны друг с другом — иногда даже несколькими путями. Например, из хаба под названием Храм Огня тут можно без загрузок дойти до Крепости Сена, Чумного Города, Озера Золы или Руин Нового Лондо.
Но ближе к середине мир Dark Souls перестает быть бесшовным, а игрок получает предмет для быстрого перемещения. Качество самих локаций тоже падает. По этой причине некоторые фанаты считают вторую половину Dark Souls не самой удачной — и даже предлагают не проходить игру до конца, а остановиться в локации Анор Лондо. Но это не помешало Dark Souls снискать огромный успех и получить высокие оценки как от критиков, так и от обычных игроков.
Dark Souls 2. После триумфа первой части FromSoftware занялась сиквелом, но Миядзаки не руководил проектом, а выступил лишь советчиком и супервайзером. Гейм-директорами Dark Souls 2 стали сразу два человека: Томохиро Сибуя и Юи Танимура. И это заметно. В Dark Souls 2 не такой мрачный тон, а на смену связному и логичному миру пришли локации, которые плохо стыкуются друг с другом. Скажем, после туманного леса мы можем резко оказаться в лавовой крепости, а после изучения заброшенного замка на горе забраться на еще одну возвышенность, но уже с драконами.
Хватает и спорных геймплейных изменений. Например, в Dark Souls 2 появилась характеристика «адаптивность», которая ускоряет анимацию лечения и дает фреймы неуязвимости. Это значит, что с прокачанной адаптивностью игрок с меньшей вероятностью получит урон при перекате. Такое решение выглядит скорее как костыль, призванный сгладить некоторые неудачные босс-файты. Эту механику настолько невзлюбили фанаты, что FromSoftware не добавляла ее в другие свои игры.
Dark Souls 2 получила высокие оценки от прессы и даже стала игрой года по версии Golden Joystick Awards 2014. При этом многие фанаты считают вторую часть худшей в серии. Но защитников экшена тоже хватает. Сам Миядзаки в недавнем интервью сказал, что считает Dark Souls 2 отличной и важной игрой, которая позволила франшизе развиваться дальше.
Bloodborne. Пока часть команды делала Dark Souls 2, Миядзаки вместе с остальными занимался новым соулслайком для PS4 — уже в сеттинге Викторианской эпохи и с элементами лавкрафтовского хоррора. В Bloodborne перекочевали многие ключевые механики соулслайков вроде запутанных уровней с секретами, сложных боссов, хаба для прокачки и апгрейда снаряжения.
В Bloodborne не так много экипировки, как в Dark Souls, но это компенсируется тем, что каждое оружие может трансформироваться. Например, изогнутый меч превращается в длинную косу, а трость по нажатию одной кнопки становится хлыстом.
Еще одно важное нововведение в Bloodborne — это опциональные подземелья, в которых комнаты, враги и даже боссы генерируются случайно. Подземелья призваны повысить реиграбельность Bloodborne, хотя даже без них контента в игре хватает.
Рейтинг Bloodborne на Metacritic — 92 балла из 100, второе место среди игр FromSoftware после Elden Ring. Тираж экшена на февраль 2022 года превышал 7 млн копий, и это с учетом того, что он вышел только на PS4.
Dark Souls 3. Миядзаки выступил одним из руководителей третьей Dark Souls, которая во многом стала работой над ошибками второй части. От механики адаптивности отказались, а мир снова стал логичным — насколько это позволял фэнтезийный сеттинг. Разработчики также оставили много отсылок для фанатов первой части. Например, тут снова появляется кузнец Андрэ, а рыцарь Сигвард из Катарины с необычной броней похож на Сигмайера из оригинала.
Dark Souls 3 стала эпическим завершением трилогии. Локации тут более линейные, зато боссы — чуть ли не лучшие в серии. Особенно впечатляют опциональные противники вроде Безымянного короля, бой с которым проходит в два сложных этапа.
Третья часть получила высокие оценки критиков, да и фанаты встретили ее куда теплее, чем Dark Souls 2.
Sekiro: Shadows Die Twice. Самурайский экшен, при создании которого FromSoftware намеренно отказалась от RPG-механик вроде прокачки и разнообразия экипировки. Нет тут и привычного мультиплеера с фантомами и подсказками на полу.
Вместо этого Миядзаки вместе с командой выпустил хардкорную игру, которая требует мастерски парировать удары врага. И это единственный способ пройти Sekiro. Ведь тут победа зависит именно от навыков игрока, а не от снаряжения и уровня героя.
Elden Ring. Первый соулслайк FromSoftware в полноценном открытом мире. Elden Ring — ультимативная игра студии, здесь собраны все предыдущие наработки.
Разработчики явно ставили в приоритет количество, поэтому тут часто повторяются боссы, а многие опциональные подземелья едва отличимы друг от друга. Но Elden Ring дарит особое чувство исследования и постоянного открытия чего-то неизведанного. Игрока не ведут за руку, поэтому каждый найденный секрет или новая необычная локация ощущается гораздо ценнее.
С помощью Elden Ring Миядзаки исполнил свою давнюю мечту: выпустил игру с открытым миром, в котором игроку интересно блуждать без цели. А дальнейшее развитие этих идей будет в дополнении Shadow of the Erdtree.
Как Миядзаки повлиял на индустрию видеоигр
Придумал популярный поджанр. Соулслайки популярны как никогда: раз в год выходит как минимум один высокооцененный последователь Dark Souls. Например, в 2023 году игроки получили Lies of P по мотивам сказки о Пиноккио. К поджанру относится даже дилогия Star Wars: Jedi от Respawn Entertainment: в ней главный герой тоже восстанавливает здоровье у аналога костров, а враги возрождаются после смерти.
Сделал высокую сложность мейнстримом. До Dark Souls игры в основном шли по пути упрощения и облегчения прохождения. Например, в тот же период вышла The Elder Scrolls 5: Skyrim, в которой все точки назначения отмечались маркером на карте. В Dark Souls же нет никаких подсказок — вы сами должны догадаться, что от вас требуется и куда нужно идти. А по дороге к боссу вас легко может убить всего один враг-скелет.
Игрокам такой подход к гейм-дизайну понравился. Соулслайки не ведут за руку и предлагают самостоятельно подумать над способами преодоления препятствий. После 2011 года стало больше по-настоящему сложных игр: среди них можно отметить метроидвании Dead Cells и Hollow Knight, шутеры Remnant и Returnal и платформер Cuphead. В игровой журналистике даже появилась формулировка «Dark Souls от мира…», которой описывают все, что хоть отдаленно напоминает игру Миядзаки.
Популяризовал неочевидную подачу истории. В соулслайках FromSoftware игроку не объясняют контекст происходящего, а персонажи говорят исключительно полунамеками. Суть конфликта и предысторию мира в играх Миядзаки часто приходится достраивать в голове по немногочисленным обрывкам информации из окружения и описания предметов.
Запутанный лор теперь есть во многих играх. Без видеоэссе от фанатов сложно разобраться в сюжете экшена про сверхъестественное Control и инди-хоррора Darkwood. А объяснению сюжета Elden Ring посвящают многочасовые видео в нескольких частях.
Перепридумал мультиплеер в играх. Соулслайки Миядзаки удачно совместили изолированность одиночных игр и чувство единения, которое испытываешь в MMORPG. Пользователи в той же Dark Souls существуют в отдельных мирах, но могут оставлять друг другу подсказки. А с помощью некоторых предметов вы можете звать на помощь случайных людей или вторгаться в чужие сессии.
При желании вы можете играть в соулслайки FromSoftware без сетевой составляющей. Но онлайн-режим делает прохождение уникальным. Отдельные игроки становятся звездами сообщества: например, фанат Elden Ring с ником LetMeSoloHer сотни раз помогал другим побеждать босса Малению и прославился этим.
Почему интернет так любит Хидэтаку Миядзаки
Он держит высокую планку для своих игр. В карьере разработчика не было ни одной низкооцененной работы. Более 15 лет подряд Миядзаки создает исключительно хиты, которые становятся одними из самых обсуждаемых в индустрии. При этом он не стоит на месте и всегда придумывает что-то новое: например, в Bloodborne он повысил скорость боев и отказался от щитов, а в Sekiro сделал историю более понятной.
Гейм-дизайнер не следует трендам индустрии. Миядзаки не вставляет в свои игры микротранзакции, не использует нейросети в разработке и не пользуется системой раннего доступа. Его соулслайки можно спокойно проходить с первого дня даже без патчей. Уже этого достаточно, чтобы игры FromSoftware хвалили по всему миру.
Миядзаки скромен и предпочитает держаться в тени. Он не любит давать интервью, в отличие от своих именитых коллег вроде Тодда Говарда и Хидео Кодзимы. Гейм-дизайнера уважают и за то, что он никогда не обманывает игроков перед релизом и не дает невыполнимых обещаний.
Чем сейчас занимается Миядзаки
Руководит FromSoftware. Он задает направление студии и отчитывается перед руководством в лице Kadokawa. Мы не знаем, чем именно занимается Миядзаки на посту президента, но при нем студия добилась небывалых финансовых успехов: скажем, Elden Ring продалась тиражом 25 млн копий.
Продюсирует игры от других разработчиков. Например, он назначил дизайнера Sekiro Масару Ямамуру главой разработки Armored Core 6: Fires of Rubicon. Игра стала лучшим экшеном 2023 года по версии The Game Awards и продалась тиражом 2,8 млн копий всего за два месяца.
Готовится передать разработку следующих игр другим людям. По словам Миядзаки, есть высокая вероятность, что он перестанет быть гейм-дизайнером FromSoftware и сосредоточится исключительно на руководстве студией. Но это не точно: возможно, разработчик все же будет руководить созданием следующего крупного соулслайка.
Лучшие мемы с Миядзаки
Миядзаки Гигачад. В этих мемах лицо разработчика приставляют к телу Гигачада, который стал в интернете символом идеального мужчины и ультрамаскулинности.
В таких мемах пользователи восхищаются смелым подходом Миядзаки к разработке игр, хотя многие другие гейм-дизайнеры идут по пути упрощения для привлечения широкой аудитории.
Миядзаки и болота. Об этом часто шутят, так как локации с ядовитыми болотами очень часто появляются в играх FromSoftware.
Дошло до того, что о таких мемах знает сам Миядзаки — и подшучивает над этим в некоторых интервью.
В соцсетях полно и других мемов про Миядзаки. Например, о том, как он внезапно повлиял на всю игровую индустрию, когда придумал новый жанр экшенов, или о том, что он целых два года ничего не рассказывал об Elden Ring.
Хватает также мемов, в которых сравнивают Хидэтаку Миядзаки и Хаяо Миядзаки, режиссера популярных аниме вроде «Унесенных призраками» и «Ходячего замка».
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult