ПРОМО
Эту кредитку будут обслуживать бесплатно
Заказать карту

5 шагов, которые помогают мне освоить образовательную литературу

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Сейчас становится все более популярна образовательная (нехудожественная) литература по саморазвитию и самопознанию. Но когда мы ее читаем, то через некоторое время можем вспомнить только основную идею книги и свой эмоциональный отклик на нее — понравилась книга или нет.

Человек запоминает около 10% того, что он прочитал. Как увеличить этот процент и сделать чтение более эффективным? Я предлагаю ряд действий, которые нужно делать по порядку, не перепрыгивая с одного на другое в процессе. Потому что принцип работы нашего внимания таков: когда мы сосредоточены на одной задаче, мы выполняем ее более эффективно, нежели когда прыгаем с одного на другое — коэффициент внимания растет со временем, которое мы тратим на поставленную задачу.

Шаг № 1
Во время чтения использовать закладки-стикеры разного цвета

Берем книгу, клейкие закладки-стикеры разных цветов и маркер и начинаем читать. Выберите цвета закладок, которые будете использовать для разных типов пометок. Также предлагаю дифференцировать сторону книги, на которой делаете закладки — если выделять 3—4 типа закладок, то можно на каждой стороне книги делать по одному типу, чтобы было проще искать выделенные места по цвету.

Первый цвет стикеров: что вы можете внедрить в свою жизнь. Основные идеи, которые больше всего зацепили, с чем бы вы хотели себя ассоциировать, что можно было бы применить лично к вам. Отмечаете это в тексте маркером и помечаете страницу, предположим, стикером красного цвета.

Второй цвет стикеров: то, что заставило задуматься. Места в книге и интересные высказывания, которые вас мотивируют, чем-то цепляют. Если вы наткнулись на мысль и решили о ней задуматься после чтения, то велика вероятность, что позже вы уже не вспомните об этих размышлениях. Если же вы отвлечетесь на мысль и отложите книгу — вам будет сложнее вернуться к чтению, потому что следом вы решите проверить какой-нибудь факт в интернете или сделать еще что-нибудь.

Третий цвет стикеров: интересные факты. Заинтересовавшие вас исследования, кейсы, цифры. Например, в книжках по психологии я люблю отмечать исследования того или иного ученого, которые произвели на меня впечатление.

Четвертый цвет закладок: то, что может пригодиться в работе. Если вы ведете блог или выступаете, советую отдельно отмечать все, что можно использовать в работе — например, те же факты и исследования. Когда эта информация понадобится, вы потратите максимум 10 минут, чтобы найти нужный факт и включить в свою презентацию.

Шаг № 2
Перенести заметки в свои цели

То, что вы отмечали стикерами первого цвета, перенесите в ваши цели на неделю, на месяц и так далее. Поставьте себе срок реализации. Желательно начать выполнять это сразу же, пока вы находитесь на эмоциональном подъеме от прочтения книги и это создает дополнительную мотивацию для первого шага. Чем дольше вы это откладываете, тем меньше вероятность приступить: вы возьметесь за следующую книгу, там будут свои идеи и нововведения, и вы забудете о том, что собирались сделать.

Именно поэтому я также советую сделать отдельный список, который я бы назвала «Необходимо сделать». Туда вносим действия, которые невозможно внести в план на неделю или месяц, потому что это скорее принципы жизни — например, не давать и не получать неоплаченных советов. Но это можно взять себе как принцип жизни, создав отдельный список именно подобных тезисов. Читая книги, вы будете возвращаться к этому списку и перечитывать его, и это хорошо — потому что вы, скорее всего, запомните не больше 10% того, что записали. Но сам факт того, что вы записываете эту информацию и работаете с ней, уже помогает ей откладываться в вашей памяти. И вероятность, что вы внедрите это в жизнь, тоже растет.

Шаг № 3
Создать в заметках список «на подумать»

То, что вы отмечали стикерами второго цвета, перенесите в заметки — в специальный список «на подумать». Выпишите туда темы, которые после прочтения книги считаете достойными того, чтобы дальше об этом поразмышлять, и возвращайтесь к этому в те моменты, когда нечем заняться. Например, когда вы летите в самолете, когда хочется отвлечься или подумать о чем-то важном.

Шаг № 4
Использовать стикеры для поиска информации среди книг

Что касается стикеров третьего цвета — с ними я советую ничего не делать. Пусть остаются в книге, потому что они и так у вас на расстоянии вытянутой руки.

Один из вариантов каталогизирования тех книг, которые вы прочитали — ведение списка у себя в заметках, где вы указываете автора, название книги и выписываете ключевые слова. Это удобно, так как по ключевым словам или как раз по этим цифрам, кейсам, фактам, которые относятся к третьей категории стикеров, вы можете быстро найти нужную книгу. Особенно актуально, если вы читаете не по 1—2 книге в месяц, а по 8 (или по 20, если увлекаетесь скорочтением).

Шаг № 5
Нарисовать инфографику с ключевыми идеями

Оптимальный вариант — нарисовать для себя инфографику с зарисовками ключевых идей. Конечно, это требует времени, и не каждый на это готов. Но, во-первых, визуальную информацию наш мозг фиксирует намного лучше. Если данные подаются в визуальной форме, человек запоминает около 65% из них. Во-вторых, сама зарисовка инфографики (я не имею в виду картинки, речь об обычных mindmap) позволяет структурировать данные из книги. Когда мы рисуем mindmap, то делим всю информацию на подтемы, внутри которых также выделяем ключевые идеи и зарисовываем их, превращая информацию в образ. Мы вкладываем в обработку этой информации больше сил, что позволяет нам ее легче запомнить.

Если же вы, помимо записей, рисуете и картинки — это лучшее, что вы можете сделать для усвоения информации. Такой метод часто применяется в обучении, когда нужно загрузить что-то в свою долгосрочную память.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Яна Мичурина

Мне помогает ведение конспекта) По каждой главе тезисно прописываю основные мысли + помечаю для себя непонятные моменты. Второй пункт особенно удобен, когда занимаешься с преподавателем — точно не забудешь спросить.

4
Наталия Мехедова
Отредактировано

Мне нравится ваш подход, спасибо 👍
Ещё очень эффективный способ запоминания образовательных книг (не единственный способ) - прочитать книгу, сделать паузу, вспомнить что прочитал, а на следующий день вспомнить заново прочитанное (если есть пробелы, а они точно будут - заполнить пробелы снова чтением + конспект📝). И также на следующий день: вспомнить в голове, а то, что не вспомнил перечитать (сделать такую же проверку через неделю, а потом через месяц).

Это способ именно, чтобы запоминать информацию надолго (не на 1 месяц, а на года) 📚 🤗

2
Анастасия Назарова

Наталия, благодарю)

1
Ол Сен

Возможно мне бы помогла программа Обсидиан. Но Я пока её не понял. Хотя туда можно записывать интересные факты из прочитанных книг и делать связи

1

Сообщество

Популярное за неделю