«Обучение яхтингу — это не отпуск»: что инструктор думает о выборе яхтенной школы

Рекомендации читателя Т⁠—⁠Ж

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.

В пандемию коронавируса отдых на яхте особенно популярен: можно загрузиться на лодку с компанией проверенных друзей и провести отпуск в море, не контактируя с туристами в ресторанах и отелях на берегу.

Кто-то предпочитает яхтенные круизы, а кому-то ближе другой способ — получить лицензию капитана парусного судна, чтобы самому решать, куда отправиться в плавание.

Я яхтенный инструктор. Восемь лет профессионально занимаюсь яхтингом, преподаю с 2015 года. За это время прошел около 40 тысяч морских миль. Я составил инструкцию для тех, кто решил стать парусным шкипером, но не знает, как правильно выбрать яхтенную школу, чтобы не потратить время и деньги на обучение зря.

Курс в яхтенной школе длится всего две недели, и надо взять от обучения максимум
Курс в яхтенной школе длится всего две недели, и надо взять от обучения максимум

С чего начать поиск яхтенной школы

Хорошая идея — спросить совета в социальных сетях или у друзей. Но делать это нужно правильно. Некорректный запрос: «Хочу стать капитаном яхты. Кто-нибудь знает, где этому учат?» К вам придут люди, у которых нет личного опыта, и расскажут про любую организацию, которая хоть как-то связана с яхтингом: школы, которые рекламируют в соцсетях, организаторов регат, круизные и чартерные компании. А вам нужен тот, кто уже прошел обучение в конкретной школе и может о ней рассказать.

Правильный запрос: «Учились вы или ваши друзья в яхтенной школе на конкретном курсе? Хочу задать несколько вопросов».

Если такой человек найдется, спросите, ходит ли он в море самостоятельно. Если он ответит «нет», значит, полезных рекомендаций дать не сможет. Качество обучения можно оценить только после нескольких самостоятельных выходов в море. Если же ответ «да», то с отзыва этого молодого шкипера можно начать исследование.

Системы сертификации яхтенных школ

В русскоязычном яхтенном сообществе есть три наиболее популярные системы сертификации школ: RYA, IYT и ISSA. У них есть франчайзинговые школы. Вы не будете учиться непосредственно в RYA, IYT или ISSA, но любая яхтенная школа аккредитована в одной из этих систем, и после сдачи экзаменов вы получите ее лицензию.

Вот чем отличаются системы сертификации:

  1. RYA — самая авторитетная с имиджевой точки зрения. Учат только на английском языке, инструктор и экзаменатор — разные люди, получить здесь аккредитацию для школы сложнее, чем в других системах.
  2. IYT — самая крупная в мире сеть школ с огромным количеством русскоязычных инструкторов. Сертификаты IYT принимают все чартерные компании. В последние годы там усилили контроль за работой школ.
  3. ISSA — польская система сертификации, которая востребована преимущественно в России, Беларуси и на Украине. Здесь требования к квалификации инструкторов ниже. Важно: в официальных документах некоторых стран лицензии ISSA считаются нелегитимными. Например, в главном чартерном регионе мира — Хорватии. Но на деле многие чартерные компании принимают их наравне с остальными, и даже в Хорватии выдают лодки по этим лицензиями вопреки законодательству.

Если после обучения вы хотите арендовать яхту за границей, подойдет любая из этих систем. Универсальные — RYA и IYT: они проверены временем, и вероятность, что какие-то чартерные или страховые компании вдруг прекратят работу с их сертификатами, крайне мала.

Но основной момент такой: вас будет учить конкретный инструктор на конкретной яхте в конкретной акватории, и это намного важнее того, что написано в лицензии. Система сертификации просто показывает, насколько серьезно школа отнеслась к получению аккредитации и сколько проверок и согласований она прошла. В случае RYA — максимум, в случае ISSA — критический минимум. В IYT много хороших инструкторов, но они не идут в школы RYA из-за обязательного английского языка — его необходимо знать в совершенстве, уровня Upper-Intermediate недостаточно. В России почти все хотят учиться на русском языке, поэтому школы RYA у нас не так популярны.

Марина в Гечеке в Турции служит базой для обучения
Марина в Гечеке в Турции служит базой для обучения

Где учиться

Практически все российские школы проводят обучение за границей. Чаще всего в Турции, Греции и Хорватии. Важно обратить внимание на то, приливный это регион или нет, иначе говоря, есть ли там приливы и отливы. Тем, кто обучается с нуля, я бы не советовал ехать в приливную акваторию: это добавляет много сложностей и рисков, которых лучше избежать, пока у шкипера не появился опыт.

Разницу можно объяснить так. Представьте обучение вождению в автошколе по тихим улицам и с дублем педалей у инструктора — это неприливная акватория. А выезд на гоночный трек с первого дня тренировок — приливная.

Учиться в Великобритании или Нормандии вполне возможно и даже интересно, но значительно сложнее, чем в Средиземном море и на Канарах. Тем, кто все же выбирает обучение в приливной акватории, рекомендую искать школу с базовым курсом не короче трех недель.

Вот что важно знать об обучении в России.

Законодательство. Все устроено так, что вести коммерческую деятельность, в том числе учить студентов, на круизных лодках практически невозможно. Объясню почему. Чтобы открыть яхтенную школу, нужна яхта. Для регистрации маломерных судов, к которым она относится, в России есть организация ГИМС. Но яхты, зарегистрированные в ГИМСе, нельзя использовать в коммерческих целях. Для этого нужно регистрировать яхту в Минтрансе и получить там судовой билет. Однако судового билета для работы на лодке недостаточно — придется обратиться в Морской или Речной регистр судоходства. Там должны решить, что ваша лодка правильно оборудована для коммерческого использования, в том числе имеет сертифицированные регистрами спасательные круги, плот, жилеты, рацию — практически все отечественного производства. А на классической круизной яхте типа Bavaria, разумеется, все заграничное.

Даже если вы полностью переоборудуете лодку и приведете ее в соответствие с требованиями, к управлению любым, в том числе маломерным коммерческим, судном в России допустят только человека с сертификатом судоводителя, выданным Министерством транспорта РФ. А получить такой сертификат можно в одном случае — имея профильное образование. В сумме сделать все это честным путем почти невозможно. В России я знаю только одну школу, которая смогла согласовать все и легально тренирует студентов во внутренней акватории, не выезжая за рубеж.

Риски. Если инструктор официально не зарегистрировал коммерческую деятельность на лодке в России, но обещает сделать из вас шкипера, например, в Сочи, то он нарушает закон. Если во время обучения случится проверка и выяснится, что лодку незаконно используют в коммерции, то ваше обучение отложится на неопределенный срок. Проверку может проводить полиция, ГИМС, Ространснадзор и даже Рособрнадзор, так как преподавательскую деятельность тоже надо лицензировать. Если потенциальный студент не готов подключить юриста, но хочет проходить практику в России и нашел такую школу, то проще всего задать инструктору прямой вопрос: имеет ли он все необходимые разрешения для коммерческой деятельности на этой яхте?

При этом обучающий вполне может быть сертифицированным инструктором: система сертификации не может проверить, на какой лодке и где велось обучение.

Остров Порос, Греция. Туда можно прийти на чартерной яхте из Афин
Остров Порос, Греция. Туда можно прийти на чартерной яхте из Афин

На чем учиться

Лодка, на которой вы будете проходить обучение, — одна из главных вводных, на которые надо опираться при выборе школы. Лучше остановиться на современной однокорпусной яхте не менее 30 и не более 60 футов в длину. Она должна быть стеклопластиковой, с одной мачтой, двумя бермудскими парусами, стакселем и гротом, стационарным дизельным двигателем. Именно такие яхты сдаются в чартер по всему миру.

На судне должны быть каюты, камбуз и гальюны, то есть кухня и туалеты. Они отличаются от привычных домашних, и важно изучить эти отличия до первого самостоятельного выхода в море.

Bavaria 51 — пример лодки, подходящей для обучения. Парус в носовой части — стаксель, в задней части — грот
Bavaria 51 — пример лодки, подходящей для обучения. Парус в носовой части — стаксель, в задней части — грот

В обучение обязательно должно входить не только передвижение под парусами, но и маневрирование под двигателем, изучение электрики и водопровода яхты, работа с современными лебедками и стопорами, поведение на борту при крене. Без знания этих вещей выйти в море невозможно. Маневрирование под двигателем — это безопасные швартовки. Лебедки и стопоры — безопасная работа с парусами. Электрика и водопровод — это быт: шкипер должен знать, где переключить бак с пресной водой или как заменить предохранитель. Все это нельзя изучить и ощутить на катамаранах, гоночных, слишком старых, слишком маленьких и слишком больших яхтах, судах с небермудским парусным вооружением, без мотора или с подвесным мотором.

Чем стандартнее будет лодка для обучения, тем проще потом ходить на чартерных яхтах, которые сдают в аренду в чартерных компаниях по всему миру. Все они похожи друг на друга. Именно поэтому важно учиться на такой стандартной лодке. Идеальные яхты — Bavaria, Beneteau, Jeanneau, Hanse, Dufour длиной от 35 до 50 футов в возрасте от 0 до 30 лет.

Тип лодки, которая не подходит для обучения. Это маленькая лодка для спортивных тренировок. Не указываю модель: любая спортивная лодка не подойдет
Тип лодки, которая не подходит для обучения. Это маленькая лодка для спортивных тренировок. Не указываю модель: любая спортивная лодка не подойдет

С кем учиться

Учиться надо обязательно в учебной группе. Не на регате, не в круизе, не в экспедиции или на тренировке. Все люди на борту должны быть либо инструкторами, либо студентами.

Трудно сохранять должную мотивацию и усердие, если кто-то на лодке отдыхает, загорает и выпивает. Обучение — это не отпуск и не отдых, и у ваших одногруппников должны быть те же цели и задачи.

На тренировке можно научиться тянуть веревки или стоять за штурвалом, но после нее нельзя стать самостоятельным шкипером. Обучение — это серьезный процесс, он включает в себя парусную теорию, навигацию, швартовки, юридические аспекты, взаимодействие со страховыми и чартерными компаниями и многое другое. Порулив пару раз, шкипером не станешь.

Сколько учиться

Обучение с нуля должно длиться не менее двух недель в неприливной акватории. В интернете есть курсы сроком 5, 8 и 10 дней — на мой взгляд, это предупреждение о нечистоплотности школы. По моему опыту, нельзя научиться использовать все нужные знания на практике меньше чем за 14 дней.

Если есть возможность учиться дольше, лучше так и сделать. Начальные курсы RYA и IYT можно спокойно и вдумчиво усвоить не меньше чем за 3—4 недели. Но рынок требует коротких сроков, поэтому инструкторам и школам приходится заталкивать всю информацию в две недели. Это тяжело для всех, но с этим ничего не поделаешь.

Учебная группа. Все заняты делом, никто не загорает на палубе
Учебная группа. Все заняты делом, никто не загорает на палубе
Это регата — тут вы ничему не научитесь
Это регата — тут вы ничему не научитесь

Как совмещать теорию с практикой

Изучение яхтенной теории неотрывно связано с устройством лодки. Базовую метеорологию и навигацию можно освоить самостоятельно, в классе или онлайн. Но все остальное — безопасность, радиосвязь, парусная теория, практическая навигация, международные правила предупреждения столкновений судов и многое другое — требует регулярного хождения в море. Объясню на примере: попробуйте купить себе домой руль с педалями и научиться с его помощью выходить из настоящего заноса.

Многие мои студенты пробовали вникать в учебники своими силами. В 90% случаев их приходилось переучивать из-за неправильно сделанных выводов. А неверные выводы возникали, потому что теоретические знания не проверяли на практике. Например, нельзя понять, как ветер управляет лодкой на самом деле, глядя на векторы, нарисованные в учебнике.

Если выделить на обучение две недели подряд не получается, можно разделить теорию и практику. Но только если перерыв между ними будет небольшим и вы не успеете забыть все, что выучили ранее. И вам все равно понадобится не меньше двух недель практики на яхте. Просто одну из них можно провести сразу после первой половины теоретического курса, а вторую — после завершения всей теории. В целом времени это займет больше. Я настоятельно рекомендую совмещать практику и теорию яхтинга на борту судна.

Курс навигации в рамках IYT Bareboat Skipper
Курс навигации в рамках IYT Bareboat Skipper

Какие экзамены сдают в яхтенной школе

Независимо от школы и системы сертификации все студенты сдают теоретический и практический экзамены. В школах RYA принимать экзамен будет не ваш инструктор, а приглашенный специалист. В IYT и ISSA экзамены сдают тому же человеку, кто вас обучал.

Мне ближе второй подход. Ваш инструктор видит вас не впервые и знает, какие у вас на самом деле способности, что вам хорошо далось, а с чем были затруднения. Поэтому он объективно лучше понимает, достойны ли вы шкиперской лицензии, чем человек, который видит вас впервые.

Для многих экзамен — это сильный стресс. Можно быть отличным шкипером с хорошими знаниями и навыками, но на экзамене забыть обо всем из-за волнения. С другой стороны, стрессоустойчивость — обязательное качество будущего капитана, и если вы не в состоянии справиться с собой перед экзаменатором, то в штормовую погоду вряд ли получится собраться с духом.

Шкипер участвует в регате спустя полгода после получения лицензии
Шкипер участвует в регате спустя полгода после получения лицензии

Как выбрать школу

Если вы готовы учиться на английском языке, обратите внимание на школы RYA. В основном они весьма приличные — с нормальными инструкторами и лодками. На сайте rya.org.uk можно найти школу в той стране и акватории, которая вам больше нравится. Но для этого нужно свободно владеть языком, понимать морские термины, усваивать курсы по метеорологии, навигации и радиосвязи.

Если обучение на английском вам не подходит, то нужны школы IYT или ISSA. Их список есть на сайтах обеих ассоциаций. Если вы склоняетесь к ISSA, советую серьезнее проверять учебные заведения. Например, стоит узнать, не была ли школа ранее лишена лицензии IYT из-за коррупции или непрофессионализма. Сделать это можно на сайте iytworld.com.

Все последующие советы относятся к любой школе всех систем сертификации.

Внимательно изучите учебные курсы. Чем больше у школы программ и чем выше их уровень, тем профессиональнее ее инструкторы и серьезнее их яхтенный опыт. В школе, которая предлагает только начальный курс Bareboat Skipper / Day Skipper, вы рискуете стать студентом у инструктора с недостаточными знаниями и яхтенным опытом.

Поищите отзывы выпускников в соцсетях. На сайтах школ отзывы смотреть бессмысленно: вы не видите, кто их написал, и не можете связаться с этими людьми. Если отзывов нет или их меньше 10, такую школу лучше пропустить.

Если отзывы есть, прочитайте все и отберите самые близкие вам по смыслу и стилистике. Теперь возвращаемся к самому началу этой статьи и пишем авторам отзывов: «Привет! Прочитал твой отзыв про обучение в школе N. Скажи, пожалуйста, ты ходишь в море самостоятельно? Если да, то сразу после обучения начал ходить или доучивался где-то? Были мысли о том, что тебе не рассказали что-то очень важное в рамках рутинного управления лодкой? Чувствуешь ли ты, что тебя научили хорошо?» Если респондент отвечает, что в море не ходит, можно спросить его почему, но в целом он вам уже не поможет — переходите к следующему. Достаточно 3—4 человек, чтобы составить образный портрет школы и некоторых инструкторов.Теперь у вас есть шорт-лист школ-номинантов на право обучать себя любимого.

Свяжитесь с каждой школой и задайте несколько вопросов. Во-первых, советую узнать имя конкретного человека, который будет вас учить. Проверьте на сайте соответствующей системы сертификации факт, что он и правда инструктор. В IYT и RYA можно найти школу и посмотреть список сертифицированных инструкторов. Или попросите лицензию инструктора: на ней есть QR-код, который можно считать и проверить информацию. Посмотрите, до какой ступени обучения он сертифицирован. Чем выше, тем лучше. Это немаловажный фактор.

Дальше узнайте, на какой яхте будет проходить обучение, и проверьте, соответствует ли она критериям из раздела 4 этой статьи «На чем учиться».

Спросите, кто будет в группе. Не получится ли так, что на борту окажутся не только студенты, но и туристы, дети, члены семей студентов?

Следующий вопрос: как будет проходить обучение? Входят ли в программу прогулки по островам, экскурсии, дегустации, мото- и велопробеги, посещение музеев? Если да, это не то, что вам нужно. Чтобы через две недели выйти с яхты шкипером, вы должны учиться, а не отдыхать. Чем более скупая культурная программа вас ожидает, тем в теории лучшим яхтсменом вы вернетесь домой. Не постесняйтесь узнать распорядок учебных дней. Если больше 10% учебного дня занимают развлечения, это повод задуматься.

После этого советую задать ключевой вопрос: если я сдам все экзамены и получу заветные сертификаты, я буду готов ходить в море самостоятельно? Многие школы кривят душой и выдают заведомо не готовым к морю выпускникам шкиперские сертификаты со словами «Ты же понимаешь, что это всего лишь бумажка, так что не думай взять лодку в чартер, лучше походи с нами еще хотя бы раза три».

Последний, но очень важный вопрос: уточните, есть ли гарантия того, что вы получите лицензию? Ответ «да» означает, что школа безответственно относится к обучению и сертификации будущих шкиперов. Правильный ответ тут только один: «Это зависит от вас и ваших способностей, никаких гарантий мы, к сожалению, дать не можем. Сертификаты выдаются исключительно в результате успешной сдачи экзаменов».

Если школа дала такой ответ, уточните, сколько их выпускников сдают экзамены и получают лицензии. Если 90% и выше, значит, профессионализм опять под вопросом. Разве что эта школа проводит какой-то уникальный предварительный отбор наиболее талантливых абитуриентов, что вряд ли. Реалистичная ситуация — 60/40, где 60% получают шкиперский сертификат. 75/25 — тоже приемлемо. Все, что превышает это соотношение, у меня не вызывает доверия. Дело не в том, что для управления яхтой нужны невероятные таланты и умения, а в том, что далеко не все способны полностью усвоить материал за две недели. Высокий процент сдающих экзамены, на мой взгляд, говорит или о низких требованиях, или о существенно урезанном в объеме учебном курсе. Ни то ни другое вас устроить не должно.

Если ответы на все вышеуказанные вопросы вас удовлетворили, время познакомиться с инструктором поближе.

Как понять, что инструктор вам подходит

Для начала с ним стоит встретиться или созвониться. Инструктор должен быть в первую очередь учителем и только во вторую — яхтсменом. Есть множество очень серьезных парусных спортсменов и кругосветчиков, которые совершенно не способны учить других. То есть объяснять, рассказывать, аргументировать, разжевывать, подбирать эпитеты и определения, заинтересовывать, наконец.

Будь он хоть чемпионом мира по парусному спорту, нет никакого смысла ехать учиться к человеку, если вместо логичных объяснений он будет мычать и кряхтеть. Ищите талантливого преподавателя-профессионала. Сделать верный выбор тоже помогут люди, которые учились у этого человека. Найдите их в соцсетях и спросите о преподавательских способностях инструктора. Второй фактор — личная симпатия. Важно предварительно пообщаться с человеком, с которым вам предстоит провести как минимум две недели. Попросите кандидата на роль вашего инструктора рассказать вам по-быстрому, что такое, например, вымпельный ветер. Если он справился с этим так, что вам понравилось, значит, он вам подходит. Спросите, научит ли он вас швартоваться, готов ли выходить в море при ветре сильнее 20 узлов, что вы будете делать во время штиля. Оцените ответы и решите, тот ли это человек, который вам нужен.

Неважно, сколько десятков тысяч миль за плечами инструктора или сколько и какие регаты он выиграл. Единственная цифра, которая имеет значение, — это количество его выпускников, самостоятельно и безопасно бороздящих моря.

Саронический залив, Греция. Популярное направление для начинающих шкиперов
Саронический залив, Греция. Популярное направление для начинающих шкиперов

Сколько стоит обучение

Цена обучения в яхтенной школе на рынке колеблется от 800 € (68 800  Р) до 2500 € (215 000  Р). В общую стоимость, как правило, гарантированно входит работа инструктора и проживание на лодке во время практического курса.

На стоимость влияет несколько факторов.

Выпуск лицензий. При успешной сдаче экзамена школа заказывает лицензии для студентов в той системе сертификации яхтсменов, которой она аккредитована. Комплект лицензий стоит 200—400 € (17 200 34 400  Р). Справедливо не включать эту сумму в общую стоимость обучения, так как гарантировать сдачу экзамена хорошая школа не может. Но некоторые школы сразу озвучивают полную стоимость вместе с лицензиями.

Структура курса. Обучение на шкипера состоит из теории и практики. Некоторые школы проводят теоретический курс в классе в Москве или Петербурге либо онлайн. Его могут продавать отдельно или давать в подарок при покупке практики в море.

Не у всех школ есть собственные лодки для обучения, многие арендуют их у чартерной компании на нужные даты. Если теоретический курс проходит в классе, а не на яхте, школа экономит на аренде лодки, а если он идет онлайн — еще и на работе инструкторов. Это отразится на стоимости обучения.

Но изучать теорию в отрыве от лодки сложно, а онлайн практически невозможно, на мой взгляд. На курсе Bareboat Skipper слишком много новой информации, у студентов всегда возникают вопросы. Порой с каждым их надо проговаривать отдельно: от того, насколько хорошо человек понял материал, зависит безопасность его и команды. При онлайн-обучении такой интерактив невозможен.

Дополнительные расходы. Есть школы, которые заявляют довольно низкую стоимость обучения, но не говорят о дополнительных расходах. Поэтому важно обратить внимание, входят ли в цену топливо, стоянки в маринах, страховка лодки, питание шкипера, учебные материалы и даже мерч. Все это может в сумме обойтись в 200—300 € (17 200 25 800  Р).

А вот не самые объективные причины, которые тоже могут влиять на стоимость обучения.

Квалификация инструкторов. Чем профессиональнее и ответственнее инструктор, тем дороже стоит его работа. В школах, где преподают новички, обучение недорогое. Но у начинающего инструктора недостаточно самостоятельного опыта, чтобы научить будущих шкиперов решать многочисленные сложности, которые возникают в море. А от этого зависит безопасность команды.

Порядочность школы. Школа, которая гарантирует студентам сдачу экзамена и получение лицензии, может стоить дешевле и зарабатывать на потоке учеников. Как я писал выше, случается, что, выдавая лицензию, школа говорит новому шкиперу: «Ты же понимаешь, что корочки ничего не значат и до самостоятельного выхода тебе надо еще попрактиковаться». После чего продолжает тренировать этого же студента за дополнительные деньги.

Кроме того, придется потратиться на экипировку. Для обучения необязательно покупать дорогой комплект яхтенной одежды. Из того, чего обычно нет в гардеробе, студенту точно понадобятся специальные перчатки для работы с веревками на лодке. Проще всего найти их в «Декатлоне». Обязательно нужна обувь, которая крепко держится на ноге: сандалии, кроссовки, кеды или топсайдеры. Еще нужны ветровка, головной убор по погоде и солнечные очки, которые не улетят от ветра. Что касается остальной одежды, то просто возьмите то, в чем вы пошли бы в поход в это время года и в этом регионе. Если тепло — шорты и удобные футболки, можно с длинными рукавами, чтобы укрыться от солнца. В холод берите классический трехслойный комплект: синтетическое термобелье, флис и мембранную защиту от ветра и брызг.

Пример подходящих для яхтинга перчаток из «Декатлона»
Пример подходящих для яхтинга перчаток из «Декатлона»

Запомнить

  1. Спрашивайте совета только у тех, кто получил лицензию шкипера и самостоятельно ходит в море.
  2. Проверьте, к какой системе сертификации принадлежит школа. Лучше выбирать RYA или IYT.
  3. Узнайте, на какой лодке идет обучение. Выбирайте стандартную однокорпусную одномачтовую яхту не менее 30 и не более 60 футов в длину.
  4. Учитесь только на курсах, а не на регатах или в круизах.
  5. Курс обучения должен быть не меньше двух недель.
  6. Лучше совмещать теорию и практику на борту лодки.
  7. Изучите учебную программу и отзывы в соцсетях.
  8. Спросите школу, гарантирует ли она получение лицензии.
  9. Постарайтесь пообщаться с инструктором до начала обучения.
  10. Узнайте, что входит в цену обучения, а за что придется доплатить.
Редакция
02.08, 14:19
Обучались в яхтенной школе? Расскажите про ваш опыт:
Отредактировано

Я RYA Day Skipper, училась в Нидерландах и на Канарах, самостоятельно взяла яхту в чартер в Нидерландах в приливной акватории через два месяца после получения лицензии, ни одной критической ошибки во время чартера не допустила. Сдала при этом только с третьего раза, практического яхтенного опыта до начала курса было 0.
Хочу дополнить, что несмотря на то, что теория безусловно закрепляется во время практики (хороший пример про руль и занос), знать ее заранее необходимо. Большая разница, если видишь схемы постановки парусов к ветру впервые во время, собственно, их постановки, а схемы швартовки во время швартовки, и если заранее прочитал теорию и сделал упражнения. Во время практического курса RYA изучать, как рассчитывать low tide для secondary port просто некогда, ее уже надо уметь рассчитывать. Очень многое зависит от человека: те, у кого теоретический склад ума (например учёные, как я), вполне способны освоить теорию самостоятельно заранее и закрепить ее на месте. Научиться вязать булинь мне было сложнее, чем делать passage planning :)

6
Герой Т—Ж

Спасибо за статью! Буквально вчера заинтересовался курсами по парусному яхтингу, уж очень хочется обойти Киклады своими руками, так сказать

3

Vasilii, рад быть полезным :)

0

Но спортивные яхты могут дать понять, а как тебе вообще парус. Особенно если ты из числа подрощенных "крапивинских мальчиков", у которых в детстве не было Каравеллы.
Чувство ветра, радость поющих вант, упругая тяжесть парусины и прочая, прочая, прочая.
А уже после этого можно думать, хочется ли тебе разбираться, как "переключать баки с пресной водой"

3

zts, без сомнений, только написанный мной мануал для тех, кто уже надумал и ищет школу.

0
Герой Т—Ж

Отучились с мужем этим летом в IYT школе в Петербурге, готовимся к сдаче экзамена. 48 часов теории и 40 часов практики (плюс брали ещё доп занятия). Очень довольны, лето прошло не зря! Планируем на следующий год идти в море в составе более опытного экипажа для начала.

3

Irina, на мой взгляд 48 часов теории и 40 часов практики совершенно недостаточно для получения лицензии.

0
Герой Т—Ж

Александр, школа лицензирована IYT и все необходимые аспекты мы прошли. При этом вы пишете что лицензию можно получить за 2 недели. А сколько за 2 недели можно успеть теории и практики, интересно? У нас курс 2 месяца был, на секундочку. Между занятиями ещё куча домашки-навигация, метеорология, планирование реального перехода. Мы очень довольны остались

1
Герой Т—Ж

Александр, то есть вы людей мучаете по 9 с лишним часов все 14 дней подряд? (60+70 разделить на 14). У меня бы в голове в таком графике ничего не отложилось бы. Лучше уж 2 месяца и меньше часов, есть время на осмысление)))

2

Irina, всё верно, мучаю людей по полной программе)

2

уметь плавать обязательно?

1

Roman, совершенно нет. Я вот не очень-то хороший пловец, например.

3

Спасибо, очень интересно.
Но я правильно понял, что официально это обучение нужно только для того, чтобы тебе дали лодку на прокат в сердеземке в порядочных странах?
Как я понимаю, в том же Тунисе, можно и так взять лодку без всяких корочек?

1

тьфунатебя, корочки нужны, чтобы вам дали напрокат ЗАСТРАХОВАННУЮ яхту. Во многих странах корочки вообще не нужны, но страховку в случае чего вы не получите.

1

Александр, а если своя яхта, для страховки тоже нужна корочка?

0

тьфунатебя, в большинстве случаев это так

0

Отличная статья, спасибо!
Я пока полный ноль, но тема очень интересна.
Расскажите, в какое время года лучше учиться? Турция, Хорватия и вообще Средиземноморье.
И учиться лучше сразу вдвоем с супругой, или можно по очереди?

1

Иван, учиться, на мой взгляд, лучше или весной или поздней осенью, так как средиземноморская жара негативно влияет на восприятие информации.
Если супруга планирует стать шкипером, то лучше раздельно. Если матросом, то вместе.

1

Я купил руль и педали для автосимулятора и многократно выводил машину из заноса. На реальной машине даже проще.
Я купил джойстик для авиасимулятора и с первого раза выполнил без ошибок взлет и две посадки (одну на воду) на гидроплане ultralight. На реальном самолёте даже проще.
Я проходил теоретический курс онлайн на итальянском языке, купил симулятор веревки чтобы учить узлы и сдал экзамен в порту Генуи с первого раза на 50 футовой лодке.
На реальной яхте с настоящими веревками даже проще.

Короче it depends. Существует другой путь. Я пока не готов уйти в многодневный поход, но спокойно выйду в море покататься при хорошей погоде.

1

Спасибо за статью! По-моему, очень доходчиво и, главное, по делу.

1

а Евгению «Ай-Яй-Яй» Фёдорову можно доверить выбор инструктора?

0

Петр, а я и есть его инструктор. Но Женя самостоятельно так и не ходил пока, так что его совет репрезентативным я бы не назвал :)

0

Яхтинг - это очень хорошо, но, Александр, когда уже 3 сезон?) Неужели спонсора так и нет?

0

Владимир, увы)))

0

Школа, которая легально готовит в России - Сила Ветра?

0

тьфунатебя, насколько мне известно, Сила Ветра вообще не учит шкиперов в России. Вся практика у них проходит в Средиземном море, а в России только теория и тренировки на спортивных яхтах.

0

Я как раз учусь. В сентябре в Хорватии 11 дней на яхте и потом экзамен. От себя добавлю, что есть нечистоплотные школы, выдающие удостоверение квалифицированного матроса, вместо шкипера. И ещё в расходы надо добавить 150 или 200 евро (вроде подорожали) за "корочки".

0

Смирнов, а там же в разделе «стоимость» как раз указан выпуск лицензий, 200-400 евро в зависимости от комплекта

0
Герой Т—Ж
Отредактировано

Если есть подобный материал по получению лицензии частного пилота, то я залайкаю его до смерти. Вижу через поиск только для США, а туда ехать немного не с руки

0

Спасибо за статью, в начале года заинтересовалась яхтингом как возможным хобби. Хоть раньше следующего лета до курсов не дойду, по крайней мере теперь буду знать как выбрать школу.
И немного другой вопрос - есть ли какие-нибудь проверенные ресурсы, которые можно почитать, пока практического опыта нет, но есть интерес? Может, что-нибудь, что поможет в будущем с освоением теории?

0

Слава, почитайте учебники RYA - это самые приличные яхтенные учебники в мире. Правда они на английском языке, надеюсь, для вас это не проблема.

0

Спасибо за статью
Кроме Вашей школы, какую бы IYT школу порекомендовали?

0

Slava, любая рекомендация - это ответственность. Мне сложно рекомендовать тех, у кого я сам не учился. Тем более, у меня и у вас могут быть совершенно разные критерии для оценки. Могу дать лишь один совет: выбирайте не школу, а инструктора, так как учить вас будет конкретный человек, а не целая организация.

0

Спасибо за вашу статью, тоже подумываю об обучении, и узнал массу полезного!

0

В рекомендациях "как выбрать школу" нашел несколько сомнительных, на мой взгляд. Несколько удивительных, на мой взгляд. И, что не удивительно, обнаружил, что список рекомендаций далеко не полный, на мой взгляд.
Если интересно, то конкретно это (на мой взгляд):
п.1 - удивительный совет в своей очевидности;
п.2 - удивительный в предположении, что курсант забыл обратить внимание на систему обучения;
п.3 - удивительный, поскольку предполагает, что инструктор может учить на лодке непригодной для обучения;
п.4 - сомнительный, ибо "в бою" для некоторых курсантов обучение эффективнее; (это, как ни странно, довольно известная методика);
п.5 - весьма разумный, но не полный - очень важны именно рабочая программа и расписание и практические занятия по теории - это законы преподавания;
п.6 - Чистой воды ошибочный. Практика, конечно основана на теории, то есть подкрепляет теорию и дает необходимые умения, но не должна включать в себя занятия по теории - это отсутствие квалификации школы как обучающего заведения;
п.7 - сомнительный, как все в соцсетях, и должен использоваться с понятной осторожностью;
п.8 - провокационный и сомнительный, - нет прямой зависимости результата выбора от краткого ответа школы; на мой взгляд такие рекомендации давать не стоит;
п.9 - неопределенный - учителей и инструкторов может оказаться много.
п.10 - очевидный и не требует перечисления в качестве рекомендации.
В итоге, как всегда, статья не совсем соответствует названию и не дает, к сожалению, технологию определения приоритетной школы. Нет ни четких параметров ни четких критериев ни алгоритма выбора.

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю