Как смотреть Counter-Strike

И отличать люркера от рифлера
6
Как смотреть Counter-Strike
Аватар автора

Дмитрий Барабанов

метко стреляет

Для многих Counter-Strike — синоним киберспорта.

Игра не была первой дисциплиной в индустрии, а призовые даже на крупных турнирах не сравнятся с вознаграждением за победу на знаменитом The International по Dota 2. Но именно «Контра» познакомила большинство геймеров с онлайн-шутерами, доказала, что в играх тоже можно стать профессионалом, и объединила несколько поколений.

За почти четверть века, прошедших с выхода оригинальной версии, Counter-Strike не просто не утратила популярность — прямо сейчас шутер переживает один из лучших своих этапов: в игре нет явного фаворита, при этом общий уровень команд и соревнований высок, как никогда. CS — главная дисциплина первой трети 2023 года, а скорый релиз Counter-Strike 2 только увеличит интерес игроков и зрителей.

Из этого текста вы узнаете, как разобраться в правилах, на какие элементы игры стоит обратить внимание при просмотре и за кем следить в текущем сезоне.

Рассылка для всех, кто любит спорт
Истории о спорте во всех проявлениях — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Что нужно знать перед просмотром

Counter-Strike — одна из самых известных и доступных киберспортивных дисциплин. Для просмотра матчей не обязательно разбираться во всех механиках, а попробовать сыграть по официальным турнирным правилам может каждый. Однако неподготовленному зрителю все равно бывает сложно с ходу понять, что именно происходит на трансляции и какая команда лидирует в матче. Поэтому начнем с главного.

Что такое Counter-Strike. Это соревновательный многопользовательский шутер — жанр, многим известный просто как «стрелялка». В распоряжении каждого игрока есть большой арсенал разного оружия, при помощи которого можно устранять соперников и выводить их из игры до начала следующего раунда.

Цель игры. В Counter-Strike играют две команды по пять человек, у каждой есть своя задача на карте — помимо уничтожения команды соперника. Атакующая сторона должна выйти на одну из двух точек, заложить бомбу и дождаться ее детонации. Противник защищает место закладки или старается разминировать снаряд, если его удалось установить.

Победа в матче. При достижении цели команда выигрывает раунд и получает очко. Матч состоит из 30 таких раундов, а в середине игры соперники меняются сторонами для баланса. Побеждает тот, кто набирает 16 очков. Если в конце счет равный, проводятся дополнительные раунды.

Трансляции. Каждый игрок управляет только своим персонажем, но зрители видят куда больше: режиссеры трансляций постоянно переключаются между участниками матча, а самые яркие моменты нередко показывают со стороны. Кроме того, зрителям видны все игроки на миникарте и через стены, а также их оружие и уровень здоровья.

Интерфейс трансляции матча по CS:GO. Вверху отображается счет по раундам, внизу — справка об игроке. По сторонам находится актуальная информация о составе обеих команд, слева вверху — миникарта. Источник: Loxar _ / Behance
Интерфейс трансляции матча по CS:GO. Вверху отображается счет по раундам, внизу — справка об игроке. По сторонам находится актуальная информация о составе обеих команд, слева вверху — миникарта. Источник: Loxar _ / Behance

За что можно любить Counter-Strike

Доступность. В основе CS лежит очень простая базовая механика — противостояние двух команд с одной зеркальной задачей. Да и сам жанр шутера интуитивно понятен: тут не нужно разбираться в огромном количестве игровых механик — как, например, в «Доте». А основные правила игры поймет даже тот, кто оказался на трансляции впервые.

Комплексность. Однако шутерная часть — всего лишь оболочка Counter-Strike. При изучении игры и углублении в дисциплину открываются новые аспекты, которые делают просмотр матчей еще интереснее. Стратегии и тактики, индивидуальные стили игры, продуманная экономика, трюки и неочевидные механики. А еще здесь важны командная работа, слаженность и коммуникация между игроками.

Интрига. Из-за этих особенностей шутер держит в напряжении весь матч и позволяет игрокам и зрителям перевести дух лишь в редкие моменты. Когда соревнуются два топовых соперника, выключать трансляцию не стоит даже при крупном счете: ситуация может измениться после смены сторон, а шанс на победу у любой из команд есть всегда.

Шоу. В Counter-Strike соревнуются не только игроки, но и турнирные операторы — за аудиторию. На фоне такой конкуренции в мире появились десятки крупных турниров с высоким уровнем организации, профессиональными комментаторами и насыщенной программой между матчами. Поэтому соревнования регулярно собирают целые стадионы и миллионы зрителей у экранов.

Финал мейджор-турнира по Counter-Strike: Global Offensive 2017 года в Атланте. Источник: Kevin C. Cox / Getty Images
Финал мейджор-турнира по Counter-Strike: Global Offensive 2017 года в Атланте. Источник: Kevin C. Cox / Getty Images

История основных версий Counter-Strike

Counter-Strike 1.6. Первая версия игры вышла в 1999 году, это была пользовательская модификация для Half-Life, хотя прототип разрабатывали еще в шутере Quake 2 1997 года. Вскоре Valve, компания — разработчик Half-Life, наняла авторов мода и в 2000 году выпустила полноценную версию Counter-Strike. Игру регулярно обновляли: последний крупный апдейт 1.6 вышел в 2003 году — эта версия стала основной для дисциплины.

Counter-Strike: Source. В 2004 году вышла новая версия игры с улучшенной графикой и небольшими изменениями в механиках. Этого оказалось достаточно, чтобы полностью поменять игровой процесс: киберспортсмены не стали вдруг проигрывать новичкам, но им пришлось привыкать к нововведениям, заново учить те же самые карты и адаптироваться к незаметным деталям.

Разработчики рассчитывали, что после релиза большинство геймеров перейдет на новую версию, однако многие не захотели переучиваться и остались в Counter-Strike 1.6, где оттачивали технику годами. Но и Source нельзя назвать провалом: для новичков это была лучшая точка входа, а за все время в игру сыграло больше 15 миллионов человек. Однако киберспортивная сцена оказалась расколота, и франшиза некоторое время пребывала в кризисе, а на рынке появлялись новые шутеры, перетягивавшие часть аудитории.

Counter-Strike: Global Offensive. В 2012 году Valve выпустила CS:GO — очередную часть своего главного шутера. Как и при переходе с 1.6 на Source, игра получила значительное обновление графики и несколько нововведений в игровой процесс. Новую версию высоко оценили критики, но объединить сообщества получилось только спустя некоторое время благодаря активной поддержке игры.

Прежде всего, Valve сделала все для развития и популяризации киберспорта. В 2013 году компания основала серию профессиональных турниров Major. В первом розыгрыше призовой фонд составил внушительные на тот момент 250 тысяч долларов, а спустя пару лет увеличился в несколько раз.

Обычные пользователи тоже стали приобщаться к киберспорту. Во-первых, матчи теперь можно было смотреть не только на стриминговых платформах, но и в интерактивном формате в самой игре. Во-вторых, в CS:GO появилась продуманная рейтинговая система, которая автоматически распределяет игроков по уровню и привносит дополнительный соревновательный элемент. Кроме того, по сравнению с прошлыми частями, поиск матча стал удобнее, а игры приблизились к уровню профессиональных соревнований.

Еще один важный этап в истории Counter-Strike — появление в том же 2013 году системы кастомизации. Набор оружия все 14 лет практически не менялся, а теперь игроки могли отличиться за счет сотен «скинов» — новых раскрасок для знакомых винтовок. Интереса этому добавили ящики, из которых ценные пушки выпадали случайным образом, и уникальный контент, приуроченный к крупным турнирам. Вокруг раскрасок оружия в итоге сложилась своя экономика, которую оценивают в десятки миллионов долларов ежемесячно.

АК-47 в раскраске Blue Gem с четырьмя стикерами Katowice 2014. В середине апреля оружие продали в магазине Steam за 400 тысяч долларов. Источник: zipeL / Valve
АК-47 в раскраске Blue Gem с четырьмя стикерами Katowice 2014. В середине апреля оружие продали в магазине Steam за 400 тысяч долларов. Источник: zipeL / Valve

Counter-Strike 2. В марте 2023 года Valve анонсировали новую часть игры, Counter-Strike 2. Авторы вновь улучшили графику, обновили визуальные эффекты и усовершенствовали знакомые геймерам карты и оружие. Игровой процесс при этом почти не изменится: два главных отличия от CS:GO — повышенная отзывчивость на каждое действие и полностью переработанный дым, что явно повлияет на тактику использования дымовых гранат.

Counter-Strike 2 должна выйти летом 2023 года в виде бесплатного обновления прошлой части — весь прогресс и косметические предметы игроков перенесутся в эту версию. Пока неизвестно, каким образом пройдет переход официальных киберспортивных турниров на новую платформу.

Правила игры

Основная суть. Базовый принцип любой части Counter-Strike настолько прост, что напоминает игру во дворе: две команды по пять человек делятся на «террористов» и «спецназ». Первые должны за полторы минуты установить бомбу в одной из двух специальных зон на карте. Цель вторых — не допустить этого или вовремя разминировать заряд. Также раунд можно выиграть, если целиком уничтожить вражескую команду до установки бомбы. В середине игры команды меняются ролями.

В Counter-Strike есть другие режимы игры: например, существующее еще со времен оригинальной версии «Освобождение заложников» или классический «Бой насмерть», где у команд нет дополнительных задач, кроме уничтожения соперников. Но на профессиональной арене проводятся турниры только в одном режиме — «Закладка бомбы».

Продолжительность матча. Матч состоит из 30 раундов. Побеждает та команда, которая выиграла больше раундов. Поэтому игра может завершиться досрочно — когда одна из сторон наберет 16 очков. Если в конце матча счет ничейный, команды разыгрывают шесть дополнительных раундов. Ограничения по количеству таких раундов нет — в теории они могут продолжаться бесконечно.

Время каждого раунда ограниченно — как правило, на выполнение задачи у команд есть 1 минута 55 секунд. Когда «террористы» закладывают бомбу, таймер начинает отсчет 40 секунд, вне зависимости от оставшегося времени раунда. За это время «спецназу» нужно обезвредить бомбу. В среднем одна игра из 30 раундов длится около 40 минут.

Карты. В киберспорте такой матч часто называют «картой», потому что он весь проходит на одной выбранной карте. А встреча между командами, в зависимости от регламента, может проходить до одной, двух или трех побед — в этом случае играется один, три или пять матчей соответственно, если одна из сторон не набирает нужное количество побед быстрее. Такие противостояния называются Best of: Bo1, Bo3 и Bo5.

Существуют сотни карт для Counter-Strike, а их количество постоянно растет благодаря сообществу — геймеры могут сами создавать контент и добавлять его в игру. Некоторые из этих проектов получают одобрение разработчиков и переносятся из старых версий в новые. Известных всем карт всего несколько десятков, а в официальный набор для турниров включают только семь — с годами их состав может меняться, но общее число остается неизменным.

Набор карт для официальных турниров на май 2023 года. Источник: liquipedia.net
Набор карт для официальных турниров на май 2023 года. Источник: liquipedia.net

Драфт. Перед каждым турнирным матчем соперники выбирают карты, на которых будут играть. Для этого сначала каждая сторона банит, то есть запрещает по одной карте из семи. Затем команды по очереди выбирают по одной «любимой» карте и банят еще две — на оставшейся проходит третий матч. В Bo5 команды просто запрещают по одной карте, а Bo1 играется на последней оставшейся. Этот процесс называют драфтом или вето, а выбор карты — пиком.

Умение ориентироваться на карте, понимать ее неочевидные механики — важная часть игры на профессиональном уровне. У каждой команды есть одна или несколько карт, которые игроки знают практически наизусть. При этом необходимости тренировать все семь нет — как минимум одну можно будет забанить перед матчем.

Оружие и экономика в Counter-Strike

Основная механика CS, вокруг которой строится игровой процесс любого шутера, — убийство виртуальных противников. У каждого персонажа по умолчанию есть 100 единиц здоровья, когда этот показатель падает до нуля, игрок погибает и выбывает до следующего раунда. Устранить соперника можно даже одним точным выстрелом — количество урона зависит от того, в какую часть тела попала пуля, как далеко она летела и, главное, из какого оружия была выпущена.

Оружие. В игре существует 34 единицы огнестрельного оружия, оно делится на несколько категорий: пистолеты, дробовики, пистолеты-пулеметы, штурмовые винтовки, снайперские винтовки, пулеметы. Также у каждого игрока в арсенале есть нож, а в магазине доступны боевые и тактические гранаты и другое снаряжение.

Для баланса у игроков нет доступа ко всему оружию сразу, его приходится покупать перед раундами. Несмотря на широкий ассортимент вооружения, игроки и на любительском, и на профессиональном уровне обычно выбирают из нескольких основных винтовок. Другое оружие покупается, как правило, если не хватает внутриигровой валюты на основное.

Основное снаряжение, которое чаще всего встречается на турнирах:

  1. Броня — дополнительная защита от урона, продается со шлемом или без. Все игроки стараются купить броню в полноценных раундах: она не только повышает выживаемость, но и помогает не сбивать прицел после любого попадания.
  2. USP — базовый пистолет «спецназа». Достаточно точный и бесшумный за счет глушителя. Для убийства достаточно двух выстрелов в голову.
  3. Glock — базовый пистолет «террористов». Менее эффективный, особенно против брони, но многие игроки оставляют его в качестве вспомогательного оружия.
  4. Desert Eagle — каноничный пистолет, доступный во всех версиях CS. Снимает больше 100 единиц здоровья с одного выстрела в голову даже через шлем, но имеет сильную отдачу.
  5. АК-47 — самая популярная винтовка в игре, убивает с одного попадания в голову. Доступна для покупки только «террористам», но их соперники нередко подбирают калашников с поверженных врагов.
  6. M4A4 и M4A1-S — аналог АК-47 и основная винтовка «спецназа». «Эмка» точнее калашникова, но наносит меньше урона: при попадании в шлем у соперника остается меньше 10 единиц здоровья. Вариант с глушителем чуть более точный, но имеет 20 патронов в магазине против 30.
  7. AWP — мощная и дорогая снайперская винтовка, почти всегда убивает с одного выстрела. Исключения: выстрел в ногу или в туловище сквозь преграду. Иногда с помощью «слона» — так называют AWP — получается уничтожить двух и более соперников одним попаданием. Обычно команда покупает одну-две снайперские винтовки на команду.
  8. Набор сапера — предмет снаряжения «спецназа», который сокращает время обезвреживания бомбы в два раза: с десяти до пяти секунд. В некоторых раундах эта разница может иметь решающее значение.
  9. Гранаты — осколочная и зажигательная/коктейль Молотова наносят урон. Также есть три тактические гранаты: дымовая создает завесу, световая оглушает врагов, а ложная имитирует звуки стрельбы и действует как приманка.
Стандартный арсенал команды: одна AWP, две M4A1⁠-⁠S и два AK⁠-⁠47, подобранные с врагов. Из снаряжения — по пять световых, зажигательных и осколочных гранат, четыре дымовые и три набора сапера. Источник: ютуб⁠-⁠канал ESL Counter-Strike
Стандартный арсенал команды: одна AWP, две M4A1⁠-⁠S и два AK⁠-⁠47, подобранные с врагов. Из снаряжения — по пять световых, зажигательных и осколочных гранат, четыре дымовые и три набора сапера. Источник: ютуб⁠-⁠канал ESL Counter-Strike

Экономика. Counter-Strike — во многом тактическая игра. И речь не только о действиях команды на карте, решающую роль в победе играет грамотная экономика. Многие зрители часто не уделяют внимания этому аспекту: команды закупаются перед раундом и редко тратят время на выбор оружия — все происходит в считаные секунды. Однако это очень важный элемент игры.

В начале каждой половины матча игрокам дается по 800 $. Полноценно закупиться на эти деньги не получится: хватит или на броню без шлема, или на несколько гранат, или на более мощный пистолет. Профессиональные коллективы чаще выбирают броню, а также несколько гранат и один пистолет на всю команду.

За победу в раунде игроки получают 3250—3500 $ и небольшой бонус за установку или обезвреживание бомбы. Дополнительные деньги начисляются за каждый фраг, то есть убийство соперника. Причем слабое оружие приносит больше денег — например, редкий фраг стоит 1500 $.

Экономика Counter-Strike тоже требует командной работы. Профессионалы обычно не закупаются необходимым снаряжением только для себя, а стараются распределить ресурсы равномерно между всеми игроками: те, у кого больше денег могут приобрести оружие для партнера, а AWP часто отдают самым натренированным снайперам.

Можно выделить несколько основных вариантов командной закупки:

  • фулбай. Закупка всего необходимого снаряжения на раунд. Чаще всего это винтовка, полная броня и три-четыре гранаты. «Спецназ» также покупает два-три набора сапера. Фулбай возможен только с достаточным количеством денег;
  • эко, экономический раунд. Ситуация, когда команда экономит деньги на следующие раунды. Часто игроки не покупают вообще ничего, иногда делают минимальную закупку, как в первом, «пистолетном» раунде. На победу в этом случае рассчитывают редко, стараясь заработать дополнительные деньги;
  • форсбай. Раунд, в котором команде не хватает на фулбай, но она все равно закупается на все доступные средства: покупает броню и оружие, на которое хватает денег. Форсбай делают, когда уже нет смысла экономить — например, перед решающими раундами.

Денежные качели. Наблюдать за экономикой команд бывает не менее интересно, чем за самой игрой. Победители нескольких раундов подряд получают преимущество не только в счете, но и в деньгах, а отстающим приходится менять тактику и отыгрываться в условиях ограниченных ресурсов. Для сохранения баланса в игре существует механика камбэка: за проигрыш команда тоже получает вознаграждение, которое увеличивается со временем.

Первый проигранный раунд приносит каждому игроку 1400 $, пятый подряд — уже 3400 $, что иногда превосходит награду за победу. Если команда использует это преимущество и выигрывает раунд, счетчик обнуляется — следующий проигрыш опять принесет лишь 1400 $. Учитывая, что у выигравшей несколько раундов подряд команды явно есть деньги в запасе, такие ситуации становятся максимально напряженными и могут повлиять на ход всего матча.

Важно учитывать и то, что «спецназу» сложнее контролировать свои финансы. Во-первых, им приходится тратить дополнительные ресурсы на наборы саперов. Во-вторых, их снаряжение в целом стоит дороже. У «террористов» же есть преимущество: за установку бомбы они получают 800 $ даже в проигранном раунде. Поэтому сторона в атаке часто играет активнее и давит на оппонентов, нанося экономический урон и вынуждая сыграть эко-раунд.

«Спецназ», наоборот, ведет себя осторожнее: если команда проигрывает раунд, но часть игроков все еще остается в живых, они не обязательно попытаются разминировать бомбу. Вместо этого выжившие могут «засейвить», то есть отсидеться в стороне и сохранить свою или подобранную экипировку. В новом раунде им понадобится закупить только то, что потратили в прошлом: гранаты, броню и оружие для союзников.

В редких случаях командам удается даже выиграть экономический раунд

Роли игроков в Counter-Strike

В отличие от других соревновательных шутеров, в CS:GO не предусмотрено разделение на классы — в игре нет уникальных способностей и снаряжения, по умолчанию все находятся в равных условиях. Но командный аспект игры подразумевает определенные роли, которые есть в каждом профессиональном коллективе. Они достаточно условны, у них нет четких определений, а игроки часто делят задачи друг с другом и могут подменять союзников в зависимости от ситуации на карте.

Капитан. Лидер команды, связующее звено между остальными участниками коллектива и тренером: они вместе изучают соперника, придумывают план на каждый матч, а капитан затем реализует эти задумки. Также он принимает оперативные решения и дает указания во время игры. Часто в командах предусмотрен второй лидер, он контролирует партнеров на другом участке карты.

Снайпер. Человек, которому доверяют AWP. Чаще всего, это один игрок в составе, так как винтовка очень дорогая и не всегда полезна в атаке. Снайперы — главные звезды команд, которые могут похвастать впечатляющей статистикой: они редко вступают в открытые столкновения, оставаясь на комфортной позиции, но делают важные фраги — например, первый в раунде.

Опорник. Игрок защиты, который до последнего обороняет определенную точку. Не самая яркая роль — иногда атака развивается на другом участке карты, и опорник даже не видит соперников. Во время атаки на свою позицию у игрока есть две цели — сделать как можно больше фрагов и попытаться остаться в живых, дождавшись подкрепления партнеров.

Саппорт. Импровизированный игрок поддержки, в чьи задачи входит бросать гранаты на ход союзникам, прикрывать тыл, отдавать оружие партнерам на других позициях. Термина часто избегают, потому что конкретная роль саппорта размыта, а его функции выполняют другие игроки — например, опорник.

Энтри-фрагер. Игрок, который первым выходит на точку. Основная цель энтри-фрагера — разведать позиции соперника и сообщить информацию партнерам. Может штурмовать позиции почти без экипировки и готов пожертвовать собой, если отступить не удастся. Нередко эту задачу выполняет игрок поддержки.

Оупен-фрагер. Грубо говоря, игрок, который делает первый фраг в раунде. Как правило, это снайпер, но иногда задачу на себя берут игроки со штурмовыми винтовками. Раньше это был синоним энтри-фрагера, но сейчас это умение все чаще выделяют в отдельную роль.

Люркер. Аналог опорника со стороны атаки. Он не принимает участия в основном штурме и действует на другом конце карты. Его цель — обмануть врага, застать его врасплох со спины или во время перетягивания с одной точки на другую. Если команда меняет вектор атаки, люркер оказывается на острие.

Закрывающий или рифлер. Лучший игрок со штурмовой винтовкой, основная огневая мощь команды. Чаще всего выходит на точку вторым или третьим, чтобы поражать уже известные цели.

Распределение ролей в составе G2 Esports, слева направо: рифлер jks, капитан HooXi, люркер huNter-, энтри-фрагер NiKo и снайпер m0NESY. Источник: PressFocus / MB Media / Getty Images
Распределение ролей в составе G2 Esports, слева направо: рифлер jks, капитан HooXi, люркер huNter-, энтри-фрагер NiKo и снайпер m0NESY. Источник: PressFocus / MB Media / Getty Images

Некоторые термины, которые можно услышать на трансляциях

Т, Терры и КТ, Контры — стороны «террористов» и «спецназа» соответственно.

Плент, сайт, точка — зона на карте, в которой разрешена закладка бомбы.

База, респ, спаун — зона на карте, в которой игроки возрождаются и начинают новый раунд. Обычно указывается со стороной команды: база КТ или Т-спаун.

Хедшот — прицельный выстрел в голову. Наносит больше всего урона и моментально убивает из большинства оружия.

Скилл — навык игры. Обычно подразумевается только исполнение, без учета знания карты, тактики и стратегии, командной работы и других талантов игрока.

Буст, подсадка — игровой прием, при котором игрок запрыгивает на партнера, чтобы добраться до высоких мест или заглянуть за стену. Команды ищут варианты подсадки при изучении карты, и иногда получают за счет него нечестное преимущество.

Раскидка — заранее заготовленный бросок нескольких гранат сразу. Обычно команда использует раскидку перед штурмом, чтобы защитить позиции дымом, нанести урон или ослепить соперников.

Дефьюз — процесс разминирования бомбы «спецназом». Набор сапера называется «кит» или «дифуза».

Клатч — ситуация, при которой последний выживший игрок команды выигрывает раунд против нескольких соперников.

Главные турниры по Counter-Strike

Соревновательные игры по CS:GO проходят регулярно. В любое время суток можно найти трансляцию с каким-нибудь локальным турниром или квалификационным матчем. Даже полупрофессиональные соревнования могут быть зрелищными, но для полноценного погружения в игру и максимальных впечатлений лучше выбирать крупные чемпионаты. Расскажем про самые известные из них.

Мейджоры. Самые престижные соревнования проходят два раза в год под эгидой Valve. При этом организаторы постоянно меняются — так компания поддерживает конкуренцию.

Для команд участие в мейджоре — главное событие сезона. Там они зарабатывают себе имя и деньги: призовой фонд турниров сейчас составляет 1,25 млн долларов. И это еще не все — основной доход командам приносит продажа эксклюзивных стикеров на оружие, которые выпускают к официальным турнирам. Часть от продаж внутриигрового магазина получают игроки. Хотя точные суммы неизвестны, Valve поделилась, что в прошлом году команды заработали больше 70 млн долларов.

IEM Katowice и IEM Cologne. Ежегодные европейские турниры, организованные Extreme Masters и компанией Intel с призовым фондом в миллион долларов. Являются этапами мировой серии, но соревнования в других странах не так популярны, а за победу команды получают в четыре раза меньше призовых.

Оба неоднократно получали статус мейджора, но даже сами по себе считаются не менее престижными. А некоторые игроки и зрители даже отдают предпочтение ивентам IEM, называя их самыми зрелищными в дисциплине. Особенно интересна финальная стадия плей-офф, в которой команды играют серии до двух побед а гранд-финал проходит в формате Bo5.

Гранд-финал 2022 года в Кельне: канадец Twistzz в одиночку выиграл раунд при счете 2:2 по картам и 14:14 в раунде, а затем повторил это в матч-поинте

За какими командами и игроками в CS стоит следить

NAVI и s1mple. Одна из сильнейших команд в мире по уровню индивидуальной игры, но главная звезда здесь — Александр s1mple Костылев. Этот человек, кажется, умеет все — и даже когда его действия выглядят сумбурно и нелогично, в итоге это приводит команду к победе.

С 2016 года Костылев регулярно попадает в топ лучших киберспортсменов мира по версии сайта HLTV, еще трижды становился первым в этом рейтинге.

FaZe Clan и karrigan. Пока что единственный интернациональный коллектив, которому удалось выиграть мейджор. Турниров этой серии было уже почти два десятка, но обычно победа достается составам, говорящим на одном языке.

Добиться такого же успеха FaZe Clan в мае 2022 года помог капитан Финн karrigan Андерсен. Датчанин заслужил статус не только практически идеального лидера, но и самого возрастного победителя мейджора — на тот момент ему было 32 года.

G2 Esports и NiKo c m0NESY. Юный россиянин Илья m0NESY Осипов попал в большой киберспорт в 2022 году в возрасте 16 лет и сразу впечатлил зрителей и партнеров в роли основного снайпера команды. Ему помогают, возможно, лучший закрывающий мира с механической точностью, босниец Никола NiKo Ковач, и его кузен Неманья с ником huNter-.

В конце 2022 года звездный коллектив выиграл финал турнира BLAST, а в начале 2023 — чемпионат IEM Katowice.

Astralis и dev1ce. Датский клуб доминировал в дисциплине в 2017-2019 годах и выиграл рекордные четыре мейджора. Некоторые зрители жаловались, что команда «убила CS» — настолько предсказуемыми были исходы турниров с ее участием.

К сожалению, состав распался во время пандемии и с тех пор не побеждал ни на одном крупном чемпионате. Недавно в команду вернулся опытный снайпер Николай dev1ce Ридтц, который последний год не играл из⁠-⁠за проблем с ментальным здоровьем. Интересно посмотреть, поможет ли он Astralis хотя бы приблизиться к прежнему уровню.

Heroic и cadiaN. Еще одна команда из Дании когда-то была вечно догоняющей, а теперь стала одной из лучших в мире. Капитан Каспер cadiaN Моллер не может похвастаться впечатляющей статистикой, но восполняет это лидерскими качествами.

Игрок никогда не считался звездой, а еще пару лет назад казалось, что его карьере конец. Но сейчас он находится в своей лучшей форме и ведет перспективных молодых игроков к победам: в 2023 году коллектив занял второе место на IEM Katowice.

Virtus.pro и Jame. Российская команда, выступившая на нескольких турнирах 2022 года под названием Outsiders. Часть нейтральных зрителей считает коллектив слишком скучным.

Virtus.pro действительно сложно назвать самой зрелищной командой, а победы ей достаются стабильной и отлаженной игрой — осенью 2022 года клуб выиграл мейджор в Бразилии. Джамиль Jame Али — редкий игрок, который сочетает в себе роли капитана и снайпера, да еще и на таком высоком уровне.

Vitality и ZywOo. Французский универсал Матье ZywOo Эрбо попал на про-сцену в конце 2018 года, а уже на следующий год стал лучшим игроком мира. В 2020 году он отобрал этот титул у s1mple во второй раз. Vitality в то время была средним национальным клубом, но сейчас расширила состав иностранцами и теперь рассчитывает на трофеи.

Весной 2023 года коллектив занял первое место на турнире IEM в Рио, а в мае поборется за победу в домашнем мейджоре.

Team Liquid и ELiGE. В CS традиционно доминируют европейские и южноамериканские команды, но Team Liquid уже много лет представляет дисциплину в США и доказывает, что конкуренцию лидерам можно составить из любой точки мира. И хотя последние крупные победы клуба датируются 2019 годом, он регулярно участвует в престижных чемпионатах, а осенью 2022 года даже вышел в финал серии BLAST Premier.

Главная звезда Джонатан ELiGE Яблоновски играет в клубе с 2015 года и стабильно попадает в список сильнейших игроков планеты.

Где смотреть турниры по Counter-Strike

Турниры по Counter-Strike, как и любой другой киберспортивной дисциплины, находятся в свободном доступе на стриминговых платформах Twitch или YouTube. Достаточно открыть одну из множества трансляций или включить официальные каналы турнирных операторов — как правило, крупные чемпионаты освещают сразу на нескольких языках. Но чтобы не пропустить главные матчи, можно воспользоваться сайтами-агрегаторами.

HLTV.org. Самый популярный сайт, ориентированный на Counter-Strike. Здесь собирают подробную статистику о каждой игре, а выступления оценивают по собственной системе. Исторически редакция этого сайта выбирает MVP, то есть самых ценных игроков турнира, а также 20 лучших киберспортсменов года. Со временем эта традиция превратилась в своеобразный «Оскар» с приглашенными гостями и разными номинациями.

Liquipedia. Энциклопедия киберспорта, в которой можно найти описание и статистику по всем прошедшим соревнованиям. Анонсы будущих и результаты текущих чемпионатов тут тоже есть, но оперативную информацию проще искать на других сайтах — этот ресурс больше подходит для изучения турнирных систем, историй команд и биографий игроков.

Escorenews. Русскоязычный сайт о киберспорте с огромной базой данных, новостями и статьями. Здесь часто можно найти малопопулярные соревнования, которые не освещают другие ресурсы.

Juked. Англоязычный ресурс для любителей киберспорта. На главной странице всегда показывают важные матчи актуальных соревнований, а в шапке сайта можно найти текущий счет игр по разным дисциплинам. Для большего удобства лучше залогиниться.

Понаблюдать за игрой профессионалов можно и вне престижных чемпионатов — многие киберспортсмены не расстаются с клавиатурой и мышью даже в свободное время. На Twitch популярны личные каналы игроков, в том числе упомянутых ранее звезд m0NESY, Jame и s1mple. Это отличный способ не только лучше разобраться в дисциплине, но и узнать секреты про-игроков — они часто общаются с аудиторией и отвечают на вопросы зрителей.

Что в итоге

  1. Counter-Strike: Global Offensive — это соревновательный командный шутер, в котором «террористы» противостоят «спецназу». Первым нужно заложить бомбу на одной из двух точек, вторым — не допустить этого или обезвредить снаряд. Также раунд можно выиграть, выведя всех соперников из игры.
  2. По турнирным правилам одна игра длится 30 раундов, каждый с ограничением по времени. В середине матча команды меняются сторонами, а побеждает та, которая набирает 16 очков. Если по итогам игры счет равный, проводятся дополнительные раунды. В зависимости от регламента турнира, матчи обычно проходят до одной, двух или трех побед на разных картах.
  3. Основная механика игры, как и любого другого шутера — стрельба из различного оружия. Игроки получают снаряжение не просто так: винтовки и броню приходится покупать перед каждым раундом, а деньги начисляются за активные действия — победы, выполнение задач и устранение соперников.
  4. В Counter-Strike крайне важна слаженная командная работа. В каждом коллективе пятеро основных игроков, которые распределяют между собой несколько условных ролей: капитан, игрок поддержки, снайпер и другие. На профессиональном уровне ценится не только чистый навык игры, но и умение «читать» карту, предсказывать действия соперников и взаимодействовать с союзниками.
  5. Counter-Strike — одна из самых популярных киберспортивных дисциплин, особенно в Европе и Южной Америке. Ежегодно проводится ряд официальных турниров, самые престижные из них называются мейджорами. На них лучшие команды мира борются за крупные призовые фонды, а тысячи фанатов на стадионах и миллионы у экранов поддерживают своих кумиров.
  6. Серия Counter-Strike существует с конца прошлого века и включает несколько версий. Они отличаются в основном графикой и небольшими изменениями в игровом процессе. Актуальная версия — вышедшая больше десяти лет назад Counter-Strike: Global Offensive, но летом 2023 года планируется релиз новой части — Counter-Strike 2.

Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik

Дмитрий БарабановА как вы начали играть в «контру»?
  • Rita Panfilovaв начале нулевых отец начал ходить с друзьями в компьютерный клуб играть в контру, однажды он взял меня с собой просто попробовать, мне было 7 лет, в итоге затянуло настолько, что на протяжении 10 лет каждую субботу мы ходили с его друзьями играть в контру)5
  • Роман П.Rita, Ай да батя!3
  • d1mmmkЯ чет не понял, какая 1.6? Что за ньюфаг это писал? Турнирные зарубы плотно пошли с 1.1-1.3.2
  • Иван КудимовСкорее зачем?😂1
  • Либерж КпадонуТолько во времена 1.6 начали платить хоть какие-то минимальные призовые0
  • BadalafukaНачал играть в 2000 году, учился в 9 классе, прогуливали уроки, чтобы попасть в компьютерный клуб утром. Начинали тогда с 1.0 и 1.1, первые беты не застал. Но мы не были фанатами именно контры, было много любимых игр в которые стабильно и регулярно зарубались — Delta Force, Unreal Tournament, Quake 2 и 3, Half-Life Deathmatch (кто помнит crossfire ставьте лайк)… эх времена были :)) После школы игры забросил, с тех пор редко играю. Начал опять играть только после покупки SteamDeck в прошлом году, прошел Half-Life 2 с огромным удовольствием :)2