Для фанатов Dota 2, или просто «Дота», — это интеллектуальное противостояние двух команд, в котором сочетаются высокий темп и глубокая стратегия.

Остальным игра кажется сложной и непонятной — или вообще развлечением для подростков.

«Доту» считают одной из самых сложных киберспортивных дисциплин в мире с высоким порогом вхождения, и в этом есть определенная доля правды. Но в то же время благодаря глубине механик и разнообразию игровых ситуаций она имеет миллионы поклонников по всему миру, а призовой фонд главного чемпионата — The International — из года в год собирает восьмизначные числа.

«Дота» пестрит огромным количеством терминов. Если вы включите русскоязычную трансляцию в первый раз, с высокой долей вероятности вы не поймете и половины того, что говорят комментаторы, а происходящее на экране ничего, кроме ассоциаций со световым шоу или мультфильмами «Дисней», не вызовет.

Но все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Чтобы получить удовольствие от просмотра и понять, что происходит на поле, вовсе не обязательно знать значение каждого слова. А со временем вы заметите, что большинство терминов, не считая имен героев и названия предметов, — это просто английские слова, озвученные на русский манер.

В этой статье я хочу рассказать про основные концепции игры, дать минимальный необходимый набор знаний, который позволит начать смотреть матчи профессиональных команд, показать, почему «Доту» смотрят миллионы людей и в чем проявляется ее красота.

❤️ Почему «Дота» — это красиво

Для разных людей красота той или иной спортивной или киберспортивной дисциплины определяется индивидуально. Кто-то видит эстетику футбола в перепасовках, тактических передвижениях, взаимодействии игроков на поле, кто-то — в голах, полных болельщиков трибунах или спортивной форме.

«Доту», как и другие киберспортивные дисциплины, часто сравнивают с шахматами: игроки — как командные, так и индивидуальные — используют в первую очередь способности своего мышления. Тактика и стратегия выступают главными элементами любого матча, а физическое развитие спортсменов не так важно, как скорость реакции и принятия решений.

Расскажу, почему считаю «Доту» красивой игрой, а сравнить ее можно не только с шахматами.

Сочетание лучших черт популярных видов спорта. «Дота» — командная игра. В команде есть пять основных игроков, тренер и аналитик. У каждого члена команды свои обязанности, зоны ответственности, роли. Только если все игроки выкладываются на максимум, можно достичь результата.

В каждой команде есть свои звезды, свои единоличники, которые притягивают все внимание, игроки, труд которых не видно на первый взгляд, тренеры, которые способны удивлять стратегиями и тактическими решениями из игры в игру. В этом смысле «Дота» — классический большой спорт, который собирает стадионы и за матчами которого наблюдают миллионы зрителей.

Основные спортивные сюжеты здесь также представлены во всем многообразии. Тут вам и команда, в которую никто не верил, но которая несмотря ни на что стала чемпионом, и упадок перспективных коллективов и игроков из-за внутренних проблем. Вечное противостояние Давида и Голиафа, в котором Голиаф не так уж и редко терпит фиаско.

Широкая география и разные игровые стили. На профессиональной сцене «Доты» соревнуются игроки со всех континентов. При этом у каждого региона есть свои сильные и слабые команды, а главное — игровой стиль.

Команды из Китая и Юго-Восточной Азии предпочитают, как удавы, медленно и методично уничтожать своих оппонентов, лишая возможности двигаться по карте и хоть как-то противостоять дальнейшему натиску. Коллективы из Северной и Южной Америки избирают постоянные сражения и попытки заполучить преимущество за счет ранней агрессии и хаоса на поле.

Европейские команды сочетают оба стиля и стараются удивлять своих оппонентов — как подходом к игре, так и стратегиями. Во многом благодаря стилю, который сформировался за многие годы на профессиональной сцене, европейские команды заметнее других на международных соревнованиях.

Отточенные действия игроков. Во время просмотра командных видов спорта зрители каждый раз поражаются тому, как игроки чувствуют друг друга. Вот в футболе начинается атака — и игроки в три касания оказываются у ворот противника, забрасывают мяч за линию защитников, подхватывают его в самые невероятные моменты, двигаются как единое целое и забивают решающий гол. Как ни странно, этот принцип существует и в «Доте».

Вы можете не понимать, что происходит на поле, но когда вы увидите, как игроки выручают друг друга в опасных ситуациях, комбинируют способности, цепляются за оппонента и действуют синхронно, вы наверняка оцените слаженность и красоту игры.

Эмоциональные качели. Обе команды в процессе игры пытаются заполучить преимущество, но цена ошибки растет с каждой минутой. Из-за этого один-единственный промах на поздних стадиях игры может моментально изменить расстановку сил. И вот команда, которая доминировала на протяжении всего матча, вынуждена играть намного осторожнее или вовсе стать догоняющей.

Подобные драмы можно наблюдать во многих видах спорта. Например, в сражении советской и американской сборных по баскетболу в финале Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 году, когда советская сборная могла упустить победу, но за счет слаженных действий на последних трех секундах матча одержала победу.

📃 Основные правила

Главная цель в «Доте» — разрушить башни противника, прорваться на его базу и сокрушить главное здание — «Трон». Все так просто. Герои — персонажи, которыми управляют игроки, — выступают основными действующими лицами. От их действий зависит, кто в итоге одержит победу. Но обо всем по порядку.

Radiant и Dire, «Свет» и «Тьма», — две противоборствующие стороны. Все игры по «Доте» проходят на одной и той же карте, которая разделена на две стороны: Radiant, светлая половина слева внизу, и Dire, темная справа вверху. Их разделяет декоративная река, проходящая через большую часть карты. В одной команде пять игроков, и каждый управляет своим героем на протяжении всей игры.

На начальном этапе игроки действуют на своей половине поля, как в футболе или шахматах. Со временем они все чаще будут вторгаться на территорию оппонента и пытаться захватить все больше пространства, разрушая вражеские башни, чтобы контролировать ход игры.

В отличие от большинства традиционных видов спорта, в «Доте» нет ограничений по времени или установленных раундов. Игры могут длиться от 15 минут до нескольких часов, но в среднем продолжительность составляет около 50 минут. Цель каждой команды — уничтожить «Трон», большое здание, расположенное в самом центре базы противника.

«Географическая» карта игры. В обновлениях разработчики иногда меняют рельеф
«Географическая» карта игры. В обновлениях разработчики иногда меняют рельеф

Линии. В начале игры герои распределяются по трем линиям: верхней, центральной и нижней. Их также называют «топом», «мидом» и «ботом». Пока персонажи ходят по карте, они сталкиваются с оппонентами или предпринимают диверсионные вылазки. Игра официально начинается со звука игрового рога, который возвещает о появлении крипов.

Крипы — это существа, которыми управляет компьютер. Они сражаются за свою команду и передвигаются исключительно по трем линиям. В начале игры на каждую линию с обеих баз навстречу друг другу выходят по три крипа ближнего и по одному крипу дальнего боя. Они враждебны по отношению к героям и крипам противника, атакуют их в поле зрения, а новые волны крипов выходят с базы каждые 30 секунд. Количество крипов зависит от стадии игры. Чем дольше она длится, тем больше их становится.

Именно благодаря крипам игроки зарабатывают большую часть опыта и золота — главных игровых ресурсов, о которых поговорим дальше.

Между линиями находятся леса — это крупные зоны, в которых расположены лагеря нейтральных крипов, которые не атакуют, если на них не напасть. Герои могут в любой момент уйти в лес, если им по какой-то причине тяжело находиться на линии.

Добивания, золото и опыт. Часто можно услышать, как комментаторы говорят о добиваниях или «ласт-хитах» и о том, как одна команда побеждает на линиях. Последний удар, или добивание, — это ситуация, когда герой наносит смертельный урон вражескому крипу. Только нанесение последнего удара дает герою золото.

Игроки также могут добивать и тех крипов, которые воюют на их стороне — «денаить». Это делают, чтобы противник не получил золото за убийство и набрал меньше опыта. В свою очередь, чтобы получать опыт, можно добивать крипов, а можно просто находиться в пределах определенной дистанции от убитого крипа.

Опыт и золото — два основных игровых ресурса, которые определяют расклад сил на поле.

При получении опыта у героев растет уровень с 1 до 30, а с ростом уровня появляются и улучшаются способности, увеличиваются характеристики: сила, ловкость и интеллект. Золото позволяет покупать предметы, которые повышают характеристики и дают новые способности. Всего у героя может быть не больше шести предметов в инвентаре и трех предметов в рюкзаке. Их нельзя использовать, не переложив в основной инвентарь.

Исходя из понимания основных игровых ресурсов, всех героев в «Доте» можно разделить на две крупные группы: ключевые и герои поддержки.

Ключевые герои, или, как их называют комментаторы, «коры», занимаются «фармом», то есть стараются заработать как можно больше золота и большую часть игры добивают крипов, изредка участвуя в сражениях. Эти персонажи очень слабы на ранних стадиях, но со временем становятся самыми сильными — за счет предметов, которые покупают за заработанное золото.

Герои поддержки, или «саппорты», особенно полезны на ранних стадиях. Они обладают мощными заклинаниями — например, на короткое время улучшают характеристики союзников, излечивают от ранений, позволяют проводить ранние атаки на оппонентов и всячески помогают ключевым героям. Чтобы реализовать свой потенциал, героям поддержки не нужно много золота, поэтому, как правило, «фармом» они не занимаются или делают это редко.

Когда удается выполнить последний удар по крипу, над ним всплывает полученное количество золота. Цвет числа соответствует цвету игрока, который выполнил добивание
Когда удается выполнить последний удар по крипу, над ним всплывает полученное количество золота. Цвет числа соответствует цвету игрока, который выполнил добивание
А так выглядит добивание союзного крипа — оно отображается восклицательным знаком над павшим крипом. За него никто не получит золота, а соперник заработает меньше опыта
А так выглядит добивание союзного крипа — оно отображается восклицательным знаком над павшим крипом. За него никто не получит золота, а соперник заработает меньше опыта

Башни. На каждой линии стоит по три башни. Чем ближе башня расположена к «Трону», тем она сильнее. Башни служат препятствиями, которые не дают команде просто забежать на базу противника и уничтожить «Трон». Они атакуют любых врагов в радиусе действия, обладают внушительным количеством здоровья и брони.

За разрушение башен все герои команды получают золото и возможность двигаться дальше к «Трону». Расширяя свое пространство и ограничивая пространство противника, команды увеличивают количество возможных маневров и уменьшают их у противника. Именно поэтому игроки уделяют особое внимание разрушению башен — и рядом с ними часто разворачиваются сражения.

Кроме оборонительной функции башни играют роль «маяков», к которым игроки могут телепортироваться с помощью специального предмета — свитка телепортации. Свитки позволяют перемещаться по всей карте в зоне действия башен или других союзных зданий. Если вы видите светящийся круг с силуэтом героя на нем, то, скорее всего, игрок телепортируется в надежде спасти свою башню или переломить ход сражения.

Так выглядят башни по умолчанию. Слева — на стороне Radiant, справа — на стороне Dire. Внешний вид башен может меняться в зависимости от установленных косметических модификаций. Источник: liquipedia.net
Так выглядят башни по умолчанию. Слева — на стороне Radiant, справа — на стороне Dire. Внешний вид башен может меняться в зависимости от установленных косметических модификаций. Источник: liquipedia.net
Игрок применяет свиток телепортации к своей башне, чтобы помочь в обороне товарищам по команде
Игрок применяет свиток телепортации к своей башне, чтобы помочь в обороне товарищам по команде

Бараки. На базе расположены специальные здания — бараки, по два на каждой линии. Из бараков выходят крипы. Если уничтожить вражеский барак, это усилит ваших собственных крипов.

Если разрушить все вражеские бараки, ваши крипы превратятся в мегакрипов с большим количеством здоровья и урона. За счет этого команда, которая разрушила все бараки, получает солидные шансы на победу.

Так выглядят бараки по умолчанию. Слева — на стороне Radiant, справа — на стороне Dire. Внешний вид бараков может меняться в зависимости от установленных косметических модификаций. Левые отвечают за крипов дальнего боя, правые — за крипов ближнего. Источник: liquipedia.net
Так выглядят бараки по умолчанию. Слева — на стороне Radiant, справа — на стороне Dire. Внешний вид бараков может меняться в зависимости от установленных косметических модификаций. Левые отвечают за крипов дальнего боя, правые — за крипов ближнего. Источник: liquipedia.net

Убийства и смерти. Смерть героя в «Доте» — это не конец. Герои будут постоянно возрождаться на протяжении всей игры. Однако за смерть приходится платить. За убийство героя противника дают намного больше золота и опыта, чем за убийство крипов.

При этом убитый герой «отправляется в таверну» — становится недоступен на определенное время, в зависимости от уровня героя. Чем он выше, тем дольше персонаж будет недоступен на поле. Убийство героев соперника — самый быстрый способ обеспечить себе численное преимущество и начать осаду башен.

Еще один важный инструмент, который используют в игре, — выкуп, или «байбэк». Игрок может пожертвовать золотом из своего кошелька, чтобы немедленно появиться на базе. На начальных этапах выкуп стоит не так много и не накладывает серьезных штрафов, но с течением времени цена растет, и если герой погибнет после выкупа, то время до его возрождения значительно увеличится. Кроме того, у «байбэка» есть время на восстановление. Выкупиться два раза подряд не получится, сколько бы золота у игрока ни было.

Предметы. На момент написания статьи в «Доте» существует свыше 200 предметов, и все они обладают уникальными свойствами. Запомнить большинство из них можно, если достаточно долго смотреть матчи или играть.

Но есть несколько предметов, которые вы, скорее всего, увидите в каждой игре. Например, Blink Dagger позволяет герою мгновенно телепортироваться на небольшое расстояние, благодаря чему можно устроить внезапную атаку на соперника, а Black King Bar, или БКБ, как называют его комментаторы, дает полную неуязвимость к заклинаниям на несколько секунд. Это один из самых важных предметов в игре.

Посмотреть список всех предметов и почитать про их свойства можно на сайте русскоязычного сообщества «Доты» в разделе «Предметы».

Рошан. Самый большой и сильный нейтральный крип в игре, вокруг которого каждый раз происходят ожесточенные сражения. Рошан расположен в своей пещере, или «рошпите», на реке в верхней левой части карты, аккурат между двумя противоборствующими зонами. Этот крип отличается не только гигантскими размерами, но и огромным количеством здоровья, брони и урона, поэтому одолеть его можно только совместными усилиями одной из команд.

Если Рошана удается победить, кроме золота и опыта всей команде выпадают самые важные предметы в игре — «Эгида бессмертия», которую также называют «Аегисом», и «Сыр».

«Аегис» — это предмет, который кладется в инвентарь героя. При смерти персонаж с «Аегисом» не отправляется в таверну на долгое время, а возрождается на месте смерти спустя 5 секунд. Благодаря этому предмету на поздних стадиях игры команда может гарантировать себе численное преимущество в сражении, поэтому «Аегис» чаще всего достается именно ключевым героям, которые за счет накопленных предметов могут наносить большое количество урона практически в два раза дольше. Главное ограничение «Аегиса» заключается в том, что он не может находиться в инвентаре героя вечно. Через 5 минут он исчезнет как ни в чем не бывало.

«Сыр» — предмет, который тоже кладется в инвентарь героя и при использовании моментально восстанавливает практически все здоровье и ману — ресурс для применения заклинаний и способностей. Проблема с «Сыром» заключается в том, что его нужно успеть применить вовремя — в отличие от «Аегиса», который срабатывает автоматически.

Позже Рошан вновь появится в своей пещере — сильнее, чем раньше. Это произойдет через случайно определенное время в промежутке между восьмой и одиннадцатой минутой после смерти.

Рошан в своей пещере смиренно ждет, когда команды сразятся с ним за «Эгиду бессмертия» и «Сыр». Источник: liquipedia.net
Рошан в своей пещере смиренно ждет, когда команды сразятся с ним за «Эгиду бессмертия» и «Сыр». Источник: liquipedia.net
Трофеи, ради которых команды ожесточенно сражаются друг с другом и Рошаном. Слева — «Аегис», справа — «Сыр»
Трофеи, ради которых команды ожесточенно сражаются друг с другом и Рошаном. Слева — «Аегис», справа — «Сыр»

🧙🏻‍♂️ Герои — главные действующие лица

На момент написания статьи в игре 123 героя всех форм и размеров. Есть олицетворение Вселенной, у которого на удивление хорошо накачан пресс. Есть двуглавые существа — дракон и огр. Есть старик, который летает на вертолете и по всем стреляет. Состав крайне разнообразен по внешнему виду и способностям, но в каждой конкретной игре героев будет всего 10.

Как правило, у каждого персонажа есть три обычных умения и одно ультимативное. Герои не получают все навыки сразу, а выбирают их по мере увеличения уровня. Для получения ультимативного навыка, или «ульты», сначала необходимо добраться до шестого уровня. Такие способности очень сильны, но для их повторного использования требуется внушительное количество времени.

Героев, как и предметов в «Доте», очень много, и рассказ обо всех умениях займет не один час. Лучший способ запомнить, какими навыками обладает каждый из героев, — смотреть матчи и периодически сверяться с официальной энциклопедией на сайте игры. Если выбрать интересующего вас героя в списке, можно не только узнать его основные характеристики, но и прочитать про каждую способность и посмотреть, как она выглядит в игре. На странице героя прилагается короткая видеодемонстрация каждого умения.

Страница героя из официальной энциклопедии. В верхней части можно почитать про историю персонажа и основные характеристики, а в нижней — посмотреть на его способности. Источник: dota2.com
Страница героя из официальной энциклопедии. В верхней части можно почитать про историю персонажа и основные характеристики, а в нижней — посмотреть на его способности. Источник: dota2.com

Выбор героев и стороны. Если говорить о матче двух команд, то нельзя обойти стороной процесс подготовки. Перед началом капитан должен решить, какими героями будут играть участники его команды и на какой они будут стороне.

Для определения стороны либо бросается жребий, либо происходит обмен, если у команды есть какие-то предпочтения. Например, одна команда предпочитает играть за сторону Radiant и взамен готова уступить выбор первого героя — или наоборот.

Для набора персонажей на игру существует система командного драфта. Она заключается в том, что капитаны по очереди выбирают героев для своей команды и запрещают героев для выбора оппонентами. Выбор называют «пиком», а запрет — «баном».

У каждого капитана есть 30 секунд, чтобы сделать «пик», и 35 секунд, чтобы выбрать «бан». Выделенное каждой команде 130-секундное резервное время исчерпывается, если капитан тратит на «пик» или «бан» больше времени, чем положено. Если резервное время закончится до «пика», будет выбран случайный герой, а если оно закончится до «бана», ни один персонаж не будет запрещен. Когда все 10 героев выбраны, игроки каждой команды выбирают своего героя из пяти.

📊 За чем следить по ходу игры

Первое, на что обращает внимание зритель, когда включает спортивный матч, это счет. В «Доте» ситуация немного отличается.

Дело в том, что привычный счет, который расположен в верхней части экрана, показывает количество убийств героев, или «фрагов», которое сделали команды. А как мы уже знаем, победа достигается не за счет убийства других персонажей, а за счет добычи необходимых ресурсов, сноса строений и, конечно, разрушения «Трона». Поэтому в «Доте» нередки ситуации, когда команда может вести по «фрагам», но при этом отставать по заработанным ресурсам и разрушенным башням. Количество «фрагов» хоть и имеет значение, но не первостепенное.

Обычно игра разделяется на три стадии, которые предполагают разный подход к игре, аналогично дебюту, миттельшпилю и эндшпилю в шахматах. На разных стадиях необходимо следить за разными аспектами.

По центру в верхней части экрана отображаются счет «фрагов» в игре, игровое время и общий счет матча. В данном случае команда справа отстает по счету на два убийства, но ведет в матче 1:0. Про систему матчей расскажем в разделе о соревнованиях
По центру в верхней части экрана отображаются счет «фрагов» в игре, игровое время и общий счет матча. В данном случае команда справа отстает по счету на два убийства, но ведет в матче 1:0. Про систему матчей расскажем в разделе о соревнованиях

00:00—10:00 — начальная стадия, или «лейн-стадия». Игроки распределяются по линиям и стараются добить как можно больше крипов, а также мешать добивать их своим оппонентам. Во время трансляции комментаторы включают статистику добитых крипов, которую можно увидеть в левом верхнем углу экрана.

Убийство вражеского героя на этой стадии можно приравнять к пяти-шести убитым крипам, поэтому ранние «фраги» хоть и позволяют получить преимущество на линии, но не являются решающими в дальнейшем. Со временем большую важность приобретает второй параметр — общая ценность, или «нетворс».

Так выглядит статистика добитых крипов: первое число — вражеские крипы, второе — свои. Чем больше — тем лучше
Так выглядит статистика добитых крипов: первое число — вражеские крипы, второе — свои. Чем больше — тем лучше

10:00—30:00 — основная стадия, или «мидгейм». Когда заканчивается «лейн-стадия», у героев уже есть первые предметы и небольшие накопления, а передовые башни начинают падать, комментаторы переключают статистику добиваний крипов на общую ценность.

Общая ценность, или «нетворс», — это общая стоимость предметов, которые есть у героя, и сумма, которая накопилась у него в кошельке. «Нетворс» — основной показатель эффективности того или иного героя на карте и команды в целом. Он включает в себя все и сразу: заработанное золото за «фраги», добитых крипов, разрушенные башни противника и награду за убийство Рошана.

Статистика по общей ценности, или «нетворсу», которую можно увидеть во время основной стадии игры в левой верхней части экрана. Здесь показано, какие герои зарабатывают больше денег на карте и какой команде они принадлежат: Dire — красные, Radiant — зеленые
Статистика по общей ценности, или «нетворсу», которую можно увидеть во время основной стадии игры в левой верхней части экрана. Здесь показано, какие герои зарабатывают больше денег на карте и какой команде они принадлежат: Dire — красные, Radiant — зеленые

Разницу «нетворса» между командами можно посмотреть под счетом в верхней части экрана. На чьей стороне находится зеленый прямоугольник, тот и лидирует по количеству золота. Внутри прямоугольника указано количество золотого перевеса, где k — сокращение для тысячи. В примере ниже команда опережает соперника на три тысячи по золоту и отстает по «фрагам» на четыре убийства, что для 24 минуты противостояния не очень существенно.

Для простоты понимания добавлю, что высококачественные предметы стоят в районе пяти тысяч золота. Исходя из этого, когда преимущество одной из команд достигает пяти тысяч, условно можно сказать, что она опережает противника на один ценный предмет, который может повлиять на игру. Десять тысяч — на два предмета, и так далее. Преимущество в 15 и более тысяч отыграть уже тяжело. Для этого потребуются слаженные действия в сражениях и хитрые тактические решения.

Кроме того, стоит обращать внимание на время: преимущество в пару предметов на 20-й минуте — совсем не то же самое, что это же преимущество на 40-й или 50-й минуте. Чем глубже игра заходит в позднюю стадию, тем меньшее значение имеет преимущество по золоту.

Всю основную информацию об игре — счет «фрагов», количество здоровья и маны героев, перевес по золоту и общий счет в матче — можно посмотреть в верхней части экрана во время трансляции
Всю основную информацию об игре — счет «фрагов», количество здоровья и маны героев, перевес по золоту и общий счет в матче — можно посмотреть в верхней части экрана во время трансляции

От 30:00 до бесконечности — поздняя стадия игры, или «лейтгейм». К началу этого этапа большинство башен уже разрушены, герои обзавелись необходимыми предметами, а «фраги» ценятся выше, потому что таймер на возрождение увеличивается. Одна неудачная драка, произошедшая неподалеку от базы, может очень быстро привести к потере бараков, а то и самого «Трона».

На этой стадии ключевое значение приобретают выкупы, о которых мы говорили ранее. Наличие «байбэка» в нужный момент может помочь отбиться от нападения на базу или перевернуть неудачную драку в одну из сторон. Поэтому комментаторы в это время включают статусы выкупов в левом углу экрана.

Статусы выкупа по героям. «Да» — значит, что выкуп доступен для героя. «Нет» — значит, что недоступен. Если он недоступен, в скобках указывается время перезарядки, а вторым числом — количество золота, которого не хватает для выкупа
Статусы выкупа по героям. «Да» — значит, что выкуп доступен для героя. «Нет» — значит, что недоступен. Если он недоступен, в скобках указывается время перезарядки, а вторым числом — количество золота, которого не хватает для выкупа

За чем следить во время сражений. Герои используют свои способности, чтобы нанести как можно больше урона сопернику и вывести его из строя. Какие-то навыки направлены на нанесение урона, какие-то создают сложности при передвижении, замедляют или обездвиживают. Герои поддержки пытаются помочь ключевым в опасных ситуациях: лечат, снимают негативные эффекты, а иногда и вовсе жертвуют собой.

Со временем вы запомните способности персонажей, что они делают и какие цели преследуют в сражениях, но на начальном этапе достаточно следить всего за двумя показателями: здоровьем и количеством маны.

На протяжении всей игры над героями отображаются две полоски — зеленого, красного или синего цвета.

🟢 🔴 Зеленая полоска показывает количество здоровья у героев Radiant, а красная — у Dire. Как только полоска дойдет до нуля, герой погибнет. И это главный показатель, за которым следует следить во время сражения. Если вы видите, как у героя команды, за которую вы болеете, стремительно тает полоска здоровья, скорее всего, он находится в печальном положении.

🔵 Синяя полоска показывает количество маны — ресурса, необходимого для использования заклинаний и способностей. У каждого героя этот показатель восстанавливается с разной скоростью. Если вы видите, что у игрока закончилась мана, значит, вероятно, в драке он уже мало чем сможет помочь — или будет использовать исключительно базовую атаку, которая не требует расхода ресурса.

Обе полоски также отображаются под иконками героев в верхней части экрана во время трансляций.

Пример сражения из профессионального матча. Благодаря полоскам над героями можно определить, как у них идут дела
Пример сражения из профессионального матча. Благодаря полоскам над героями можно определить, как у них идут дела

Термины, которые вы можете услышать на трансляциях

Активные и пассивные способности. Активные навыки и предметы требуют от игрока активации, в то время как пассивные автоматически начинают действовать с момента приобретения. Например, способность «Телекинез» поднимает выбранного героя соперника, требует активации и выбора цели. А пассивная способность «Лунное благословение» постоянно увеличивает урон всех союзников в определенном радиусе.

«Эншенты», то есть древние крипы, — мощные и уникальные нейтральные крипы. Они стоят в лагерях на каждой стороне карты и дают гораздо больше золота и опыта.

«Крип-стат» — количество добитых крипов.

КД — сокращение от английского слово cooldown — время перезарядки активных способностей и предметов до повторного использования. Также используется для обозначения времени перезарядки «байбэка».

«Ганк» — сочетание слов «ганг» и «убивать». Спланированная атака, направленная на неожиданное убийство противника, обычно с численным преимуществом.

«Пуш» — осознанное продвижение и убийство крипов на линии с целью добраться до башни и уничтожить ее. «Сплит-пуш» — когда игрок избегает прямого столкновения с героями соперника и пытается провести «пуш» самостоятельно в противоположной стороне карты.

👀 Какие соревнования смотреть и где

В «Доте», как и в любом другом профессиональном виде спорта, есть турнирная система. Она называется Dota Pro Circuit, сокращенно DPC. Один турнирный сезон длится 12 месяцев и завершается чемпионатом мира — The International. Цель каждой команды — зарабатывать турнирные очки на протяжении сезона, чтобы отобраться на чемпионат.

Обычно сезон начинается осенью и завершается следующим летом, но из-за ограничений, связанных с COVID-19 и переносом крупных турниров, время начала сместилось на зиму, а завершения — на осень. Сезон условно можно разделить на три этапа: региональные лиги, региональные отборы на чемпионат и сам The International.

Региональные лиги. Турниры в круговом формате, где команды соревнуются друг с другом за отборочные очки и денежные призовые. На профессиональной сцене есть шесть основных регионов: Северная Америка, Южная Америка, Западная Европа, Восточная Европа, Китай и Юго-Восточная Азия.

Каждый регион делится на два дивизиона по восемь команд. Как только заканчивается турнир региональной лиги, две нижние команды первого дивизиона переходят во второй. Их прежние места занимают две лучшие команды второго дивизиона. Две нижние команды второго дивизиона выбывают из региональной лиги, а на их места приходят две новые команды, которые смогли пройти открытые отборы.

Если команде удается набрать достаточное количество очков, она проходит на «Мажор».

Major, или «Мажор». Большой турнир на выбывание, где лучшие команды региональных лиг сражаются за большое количество турнирных очков и солидный денежный приз. 18 участников набираются из лучших команд первого дивизиона. Дальше их ожидает битва в групповой стадии, а затем — в сетке плей-офф на выбывание.

За один сезон проходит три «Мажора», которые собирают большое количество зрителей и служат мерилом игровой формы каждого региона в общем и команд в частности.

Региональные отборы на The International. Прямую путевку на главный турнир года получают только лучшие 12 команд по итогам сезона. Остальным предстоит пройти региональные квалификации, которые проводятся за месяц до чемпионата. Чтобы получить заветную путевку, командам предстоит сразиться в турнире формата «Мажор» без групповой стадии, где обычно первые и вторые места получают прямое приглашение. Команды с третьего места переходят в турнир Last Chance, где они в том же формате пытаются завоевать последние две путевки.

Схема проведения турнирного сезона DPC в 2021—2022. Источник: dota2.com
Схема проведения турнирного сезона DPC в 2021—2022. Источник: dota2.com

The International — чемпионат мира. Главное событие года в мире «Доты». Турнир делится на две стадии: групповую и плей-офф по системе с выбыванием после двух поражений. Команды, которые по итогам групповой стадии заняли с первого по четвертое место, попадают в верхнюю часть сетки, остальные — в нижнюю. Команды, которые заняли последние места в группах, вылетают с турнира.

Поражение в верхней сетке еще не означает окончание турнира для команды. Она падает в нижнюю, где уже идет борьба за выживание. Все матчи групповой стадии обычно проводятся в формате Bo2 — Best of 2, где число — максимальное количество игр, которые необходимо провести для определения лучшей команды. То есть на групповой стадии один матч состоит из двух игр — и может закончиться либо победой одной из команд со счетом 2:0, либо ничьей со счетом 1:1. В стадии плей-офф команды играют в формате Bo3 — то есть до двух побед, а гранд-финал проходит в формате Bo5 — до трех побед.

Команда-чемпион получает огромный денежный приз. К примеру, в прошлом году российская команда Team Spirit получила более 18 миллионов долларов и главный трофей сезона — «Эгиду чемпионов».

Команда Team Spirit одержала победу на The International 2021. Игрок команды Магомед Collapse Халилов держит в руках главный трофей соревнования — «Эгиду чемпионов». Источник: Valve
Команда Team Spirit одержала победу на The International 2021. Игрок команды Магомед Collapse Халилов держит в руках главный трофей соревнования — «Эгиду чемпионов». Источник: Valve

Где все это смотреть. Трансляции всех киберспортивных соревнований, в частности по «Доте», можно найти на стриминговых платформах. Самая популярная сегодня, «Твич», традиционно собирает наибольшее количество просмотров, и все лучшие студии освещения обычно ведут трансляции там. В разделе Dota 2 во время проведения соревнований можно найти как профессиональные студии на русском, украинском и английском языках, так и отдельных стримеров, которые обозревают происходящее в одиночку или в компании друзей.

Если вы только начинаете смотреть соревнования по «Доте», я рекомендую включать официальные трансляции, которые обычно собирают больше всего просмотров. На них профессиональные комментаторы часто объясняют все, что происходит на поле, и дух трансляции похож на традиционные виды спорта.

👏🏻 За какими командами стоит следить

Суммарно во всех регионах и дивизионах профессионального сезона принимают участие 96 команд. В таком многообразии легко потеряться, поэтому я собрал список выдающихся коллективов, на которые стоит обратить внимание.

Team Spirit. Российская команда, действующий чемпион The International. На чемпионате 2021 года на нее не возлагали особых надежд, но по ходу турнира она смогла доказать, что с ней необходимо считаться. На протяжении всего сезона Team Spirit выступают на высочайшем уровне, нередко одерживают победы на «Мажорах», и за их выступлениями интересно наблюдать.

Virtus.Pro. Еще одна российская команда, которую до появления Team Spirit считали самой сильной в регионе. В основе состава — молодые игроки, которые стремятся продемонстрировать свой высокий уровень. Не все получается, но потенциал для развития и серьезной конкуренции на мировой арене присутствует в полной мере.

PSG.LGD. Легендарная китайская команда, сильнейшая в своем регионе, которая уже несколько лет подряд доходит до финала The International, но так и не стала чемпионом. На чемпионате мира 2021 года, до встречи с Team Spirit, команда проиграла всего две игры за целый турнир — что говорит о высоком классе игроков и их слаженном взаимодействии.

OG. Европейская команда, собравшая игроков из разных стран. Двукратные чемпионы мира. И пусть сейчас в этой команде не осталось никого из легендарного состава, но чемпионский дух ощущается до сих пор. Новые игроки молоды, вдохновляются старшими товарищами и показывают высокие результаты на профессиональной сцене.

Evil Geniuses. Лучшая команда последних лет в американском регионе. Она из года в год проходит на The International, и каждый раз болельщики не знают, чего от них ожидать. Один раз они могут вылететь с турнира в числе первых, другой — добраться до финальных стадий. В любом случае списывать ребят со счетов раньше времени точно не стоит.

Tundra Esports. Молодая европейская организация. В команде собрались игроки, которые не смогли прижиться в других коллективах. На удивление, вместе у них все получилось. Участники поражают разнообразием стратегий, и их игровой стиль довольно сложно описать словами. Тем интереснее будет посмотреть за ними во время The International, на который они отобрались по результатам сезона.

✍🏻 Что делать дальше, чтобы углубить понимание

Изучить героев и их способности. Чтобы лучше понимать, что происходит в игре, рекомендую на стадии драфта заглядывать в энциклопедию героев и кратко ознакомиться с их способностями. Со временем вы запомните самых популярных персонажей, их сильные и слабые стороны, а также поймете, чем может быть полезен каждый герой в сражении.

Запомнить основные стратегии и причинно-следственные связи. В игре существует множество эффективных связок героев и стратегий. Каждая из них обладает своими преимуществами и недостатками, но по мере просмотра матчей вы станете замечать, почему одни связки популярны, а другие — нет.

Также стоит обращать внимание на то, почему за одними действиями следуют другие. Например, почему после убийства Рошана вражеская команда старается не вступать в сражение до исчезновения «Аегиса». Или почему команда с преимуществом пытается принять бой ближе к базе противника. Таких связей много, но со временем они станут для вас очевидными.

Посмотреть, как играют профессиональные игроки, от первого лица. Одно дело — смотреть матчи профессиональных команд и видеть все, что происходит на карте. Совсем другое — наблюдать за игрой глазами игрока. Вы увидите, что часто они не располагают достаточным количеством информации для принятия грамотных решений и вынуждены действовать по обстоятельствам, рассчитывая на свой опыт и команду.

Рекомендую посмотреть трансляции следующих профессиональных игроков:

  1. Miposhka из команды Team Spirit на русском языке.
  2. No[o]ne из команды Na’Vi на украинском и русском языках.
  3. Arteezy из команды Evil Geniuses на английском языке.

Получать удовольствие. В конце концов, мы смотрим соревнования именно для этого. Без этой составляющей все потеряет смысл — дайте шанс игре захватить вас.

Резюме

  1. «Дота» как киберспортивная дисциплина комбинирует в себе черты высокоинтеллектуальных игр, таких как шахматы или го, и больших командных видов спорта, как футбол или баскетбол.
  2. Основные правила и концепции не так сложны для понимания, как может показаться на первый взгляд. Чтобы начать смотреть профессиональные матчи, не нужно знать всех героев и их способности или понимать все фишки, которые используют профессионалы. Чем больше матчей вы смотрите, тем яснее становятся многие нюансы.
  3. Весь год команды бьются друг с другом в региональных лигах, чтобы отобраться на главный турнир года — The International. Он точно заслуживает вашего внимания. В этом году он пройдет с 15 по 30 октября.
  4. Не бойтесь упустить что-то из виду или не понять, что происходит. Используйте это как катализатор к тому, чтобы прочитать про героя или предметы, узнать механики глубже и в дальнейшем осознать всю красоту увиденного на поле боя.