Я играю в «Доту 2» уже семь лет.

Компьютер подсказывает, что я провел в ней 4402 часа — это чуть больше полугода с мышкой в руках. Помимо удовольствия от процесса я научился торговать внутриигровыми товарами. Это принесло мне больше полумиллиона рублей.

В 2011 году, когда я начал играть в «Доту 2», рынок цифровых игровых товаров только формировался, конкуренция была ниже, а правила — мягче, чем сейчас. На этом можно было хорошо зарабатывать. Расскажу, как это делал я.

Рынок онлайн-игр

Онлайн-игры давно перестали быть лишь способом проведения досуга. Некоторые игры стали спортивными дисциплинами, за которые в России даже присваивают спортивные разряды.

За последний год сумма призовых на турнирах по различным онлайн-играм превысила 100 миллионов долларов, причем около трети этих денег раздали игрокам в «Доту 2», о которой пойдет речь в статье. Сейчас чемпионы «Доты» получают зарплаты в 15—20 тысяч евро.

Люди не против платить за игры. В 2017 году компании-разработчики игр заработали больше 100 миллиардов долларов. Причем неплохую кассу делают игры, которые распространяются бесплатно. Самая популярная бесплатная игра в мире «Лига легенд» заработала 2,1 миллиарда долларов, а её конкурент «Дота 2» — 406 миллионов долларов.

Логика такая: заплатив один раз, игрок рассчитывает получить всю игру целиком и больше платить не собирается. А разработчик, который заманил игрока ценой в 0 рублей, может предложить ему дополнительные товары и услуги, зачастую за деньги.

Кому-то хочется, чтобы их виртуальный воин обладал редким мечом — и он выкладывает за него 16 000 $, кто-то покупает в собственность виртуальный Амстердам за 50 000 $, а иные готовы выложить 6 миллионов долларов за целую планету. Но большая часть таких товаров — это альтернативный цвет шляпы героя, сияющая броня, другой цвет и вид оружия. Стоимость таких косметических изменений невелика: от нескольких рублей до нескольких сотен. Разработчики берут объемами продаж.

Для многих игры — это самая настоящая вторая жизнь, где тоже хочется произвести впечатление своим необычным внешним видом, оружием и виртуальным домом. Для них нож за 1000 $ в игре про противостояние террористов и спецназа — такой же символ статуса, как новый Айфон или дорогая иномарка.

Вещи для героя «Доты 2». Некоторые купить нельзя, только получить с некоторой вероятностью при покупке специального предмета. По сути — выиграть в лотерею. Все эти вещи только изменяют внешний вид и никак не влияют на игровой процесс
Вещи для героя «Доты 2». Некоторые купить нельзя, только получить с некоторой вероятностью при покупке специального предмета. По сути — выиграть в лотерею. Все эти вещи только изменяют внешний вид и никак не влияют на игровой процесс

Релиз «Доты 2»

В 2011 году корпорация Valve выпустила в бета-версии игру «Дота 2». Суть игры заключается в противостоянии двух команд. У каждой команды — своя база, окруженная защитными постройками. Чтобы выиграть, нужно уничтожить центральное здание на базе врага.

В каждой команде — по пять человек, они управляют разными героями с набором уникальных способностей. Герои отличаются внешним видом, его можно изменять с помощью внутриигровых предметов — скинов. Таким же образом меняют внешний вид курьера, который приносит герою полезные вещи с базы. Например, вместо стандартного ослика можно использовать говорящий сундук, летающую собаку, маленького робота или немыслимого зверя.

Одни из многих платных курьеров в «Доте 2» — их больше нескольких сотен, каждый месяц добавляются новые. Некоторые невозможно купить — их выдают за достижения в киберспорте, промоакции или иные активности
Одни из многих платных курьеров в «Доте 2» — их больше нескольких сотен, каждый месяц добавляются новые. Некоторые невозможно купить — их выдают за достижения в киберспорте, промоакции или иные активности

Получить скин или предмет можно несколькими способами — купить у разработчиков во внутриигровом магазине, купить у других игроков на торговой площадке или обменять из рук в руки, либо, при большой удаче, получить после сыгранной игры.

Новинки игровой моды разработчики продают во внутриигровом магазине, также есть секонд-хенд на базе игровой торговой площадки «Стим». Здесь игроки продают ненужные предметы и получают за них деньги за вычетом 13% комиссии. Деньги зачисляются на внутренний кошелек «Стима» — с него нельзя вывести деньги, но можно потратить их на другие предметы на торговой площадке или купить новую игру.

Мы с другом активно играли в «Доту 2», поэтому неплохо разбирались в моде на предметы. Мы знали, что популярно, а значит, дорого.

Торговая площадка «Стим» — место обмена предметов из множества игр на деньги и обратно
Торговая площадка «Стим» — место обмена предметов из множества игр на деньги и обратно

Обмен предметами в игре

Раньше предметы, которые могли выпасть игроку после матча, можно было обменять или сразу же продать. Все так и делали.

Предметы в «Доте 2» ценятся в зависимости от их редкости. Чем выше редкость — тем меньше шансов было получить предмет после игры и тем больше он ценился.

Мы с другом много играли, и у нас было большое количество разнообразных предметов, в том числе редких и мифических. Мы начали ими торговать, словно валютой в обменнике: предлагали купить у нас какую-нибудь редкую вещь за 7—8 менее редких, а потом искали людей, у которых можно было выменять обратно по более выгодному курсу.

На каждой сделке мы зарабатывали 2—3 вещи, что в пересчете на рубли было совсем немного, меньше 10 рублей. Но это позволяло нам расширять наш ассортимент, предлагать покупателям то, что им будет интересно, улучшая нашу позицию в переговорах о цене.

Обмен вещами был очень развит: игра набирала популярность, люди обсуждали её на форумах и в соцсетях, хвастались своими вещами, завидовали чужим. Покупкам на торговой площадке игроки предпочитали обмен — тогда платить комиссию не приходилось.

Некоторые предметы у разработчиков получались настолько красивыми, что курс обмена на них взлетал от стандартных 5—7 предметов предыдущего уровня до 10, 20 и так далее. Мы старались отслеживать тенденции и заранее выменивать такие предметы у людей, которые не осознавали их потенциальную ценность.

Вот как устроен обмен: игроки выкладывают предметы из своего инвентаря, договариваясь между собой. Когда консенсус найден, оба игрока нажимают «Обменяться»
Вот как устроен обмен: игроки выкладывают предметы из своего инвентаря, договариваясь между собой. Когда консенсус найден, оба игрока нажимают «Обменяться»

После игры также мог выпасть сундук, сейчас их уже вывели из игры. В сундуках тоже был определенный набор предметов — редких или не очень. Сундуки открывались ключами, после открытия ключ уничтожался. Ключи были нужны всегда, и у них был свой стабильный курс — 70 рублей за штуку, столько они стоили во внутриигровом магазине.

Ключи были неофициальной валютой «Доты 2». Все знали, сколько они стоят, и исходя из этого, рассчитывали стоимость уникальных вещей. Если редкого курьера на торговой площадке продавали за 1500 рублей, можно было написать продавцу и предложить за вещь 21 ключ — 21 × 70 Р = 1470 Р. А еще попросить скидку — за то, что ему не придется платить комиссию торговой площадки.

Вывод денег из игры

Редкие вещи, которые мы с другом находили и выменивали в игре, мы меняли на ключи. С помощью ключей мы начали выводить виртуальные деньги с кошелька «Стима» в реальную жизнь. В магазине игры один ключ стоил 70 рублей, а мы предлагали купить их у нас дешевле — за 50—60 рублей. Клиентов находили на игровых форумах и в группах в соцсетях.

Рынок только зарождался, и сначала люди нам не доверяли: а вдруг они переведут деньги, а мы не отдадим ключи? Но мы дорожили своей репутацией и никогда не обманывали. После каждой сделки мы просили оставить отзыв, обычно люди соглашались. Так мы зарабатывали репутацию и постоянных клиентов.

Наши первые отзывы
Наши первые отзывы

Предмет, который перевернул игру

В 2012 году мы начали присматриваться к новому интересному предмету. Мы не ошиблись — и где-то через год он стал новой валютой «Доты 2». Вот как это произошло.

Каждый год компания Valve проводит турнир The International, где лучшие команды соревнуются в игре в «Доту 2». Он знаменит своими денежными призами: турниры 2014—2017 годов занимают первые 4 строчки в рейтинге турниров с самыми большими призовыми фондами в киберспорте.

Все, что происходит во время турнира, влияет на игру: игроки чаще выбирают героев, которыми играли победители, стараются использовать такие же тактики и покупают предметы, которые были на героях победителей.

В 2012 году во время очередного турнира игрок под ником Дэнди из украинской команды «НаВи» играл на герое Пудж. Его уникальная способность — притягивание других персонажей к себе с помощью метательного крюка. На геймерском слэнге это действие называется «хукать». До турнира Пудж считался бесполезным героем, которого даже не стоит выбирать. Но благодаря мастерству Дэнди и слаженной игре других участников, команде «НаВи» удалось дойти до финала, а моменты из игр, где Дэнди с помощью хуков переворачивал исход игры, разошлись по интернету.

Дэнди и его герой стали народными любимцами. После турнира в начале каждой игры геймеры соревновались, кто быстрее выберет Пуджа. Но это не самое интересное. Весь турнир Дэнди надевал на своего героя костяной коготь (по-английски — Dragonclaw Hook), который заменял герою обычный метательный крюк. Миллионы фанатов Дэнди захотели себе такой же, и предмет начал быстро расти в цене.

Пудж со стандартным крюком
Пудж со стандартным крюком
Пудж с костяным хуком, мечтой многих игроков
Пудж с костяным хуком, мечтой многих игроков

Хук нельзя было просто купить в магазине — он с небольшим шансом выпадал из сундука, который ещё надо было найти и открыть специальным ключом. Вскоре после окончания турнира, в июне 2012 года, сундук должен был исчезнуть из игры. Люди массово скупали оставшиеся сундуки и ключи, надеясь на удачу. Мы же с другом скупали сами хуки, потому что верили не в удачу, а в то, что когда-нибудь сундуки закончатся и приток новых хуков на рынок сократится. Значит, они будут расти в цене.

Так и произошло — вскоре хук стал новой валютой в мире «Доты 2». В хуках измерялись более дорогие предметы — например, редкие курьеры или сеты, в хуках оценивали стоимость всех вещей игрока. Были даже специальные сайты, которые показывали, сколько хуков сможет купить игрок, если продаст все свои вещи — обычно меньше одного, настолько подорожал предмет.

С 2012 года хук подорожал в 20 раз — с 3000 рублей до 60 000. Акция далеко не каждой компании может похвастаться таким ростом
С 2012 года хук подорожал в 20 раз — с 3000 рублей до 60 000. Акция далеко не каждой компании может похвастаться таким ростом

В этот момент на сцену вышли мы.

Мы с другом искали людей, которые хотели побыстрее избавиться от своих вещей, чтобы накопить на желанный хук. Мы обменивали их барахло на хуки, которые до этого стратегически накупили, а сами вещи затем перепродавали с наценкой.

Торговля давала нам неплохую маржу. Хук, который в среднем стоил 150 ключей (почти 10 тысяч рублей в 2012 году), мы продавали за кучу редких вещей, которые в сумме тянули на 170 ключей. За лето каждый из нас увеличил свой инвентарь почти на тысячу ключей (70 тысяч рублей). Когда ажиотаж вокруг хуков немного спал, мы зарабатывали по 100—150 ключей в месяц на каждого, около половины реализовывали и получали по 5—10 тысяч рублей ежемесячно. Неплохо для студентов.

Прибыль, которую мы получили с реализации хуков, позволила нам охотиться за более жирной добычей на рынке.

Курьеры, которые приносят деньги

В 2013 году разработчики изменили систему внешнего вида курьеров. Если раньше курьеры могли светиться и сиять всеми цветами, то после изменения цветов осталось всего 10. Уже существующих курьеров эти изменения не коснулись. Но так как больше никто не мог сделать себе курьера с необычным цветовым эффектом, то цена на оставшиеся взлетела. И игроки открыли на них охоту.

В ноябре 2013 года я прочитал новость о том, что некий игрок «Доты 2» продал своего курьера за 38 тысяч долларов. Его курьер обладал редким сочетанием эффектов: его ноги обволакивал «небесный огонь» розового цвета, который уже убрали из игры.

Мимо такой новости было сложно пройти. Подумать только, некоторые люди готовы отдать тысячи долларов за набор пикселей определенного цвета!

В охоте на редких курьеров решили поучаствовать и мы с другом.

Новые курьеры могли иметь эффекты лишь тех цветов, которые одобрили разработчики, их осталось всего 10, против 65535, которые могли быть у курьера раньше
Новые курьеры могли иметь эффекты лишь тех цветов, которые одобрили разработчики, их осталось всего 10, против 65535, которые могли быть у курьера раньше
Тот самый дорогой курьер с более недоступным эффектом розового цвета, который оценили в 38 тысяч долларов
Тот самый дорогой курьер с более недоступным эффектом розового цвета, который оценили в 38 тысяч долларов

Эффекты курьера зависели от гемов — специальных улучшений, которые «встраиваются» в курьера. Один отвечал за тип анимации, другой — за цвет. При желании их можно было извлечь, чтобы перепродать или переставить в другого курьера.

У гемов разная стоимость, но на торговой площадке все разновидности курьеров с различными гемами внутри группировались в одну подборку. Когда игрок искал курьеров, торговая площадка показывала ему минимальную цену курьера в подборке. Конечно, можно было зайти в подборку и посмотреть каждого курьера в ней, его цену и какие гемы внутри, но многие не заморачивались. Игрок, который не знал, сколько на самом деле стоят его гемы, и желал побыстрее получить деньги, просто выставлял предмет на продажу по минимальной цене. После того, как он нажимал кнопку «Подтвердить», у нас было не более 10 секунд, чтобы увидеть это предложение в общем потоке, оценить и выкупить. Ведь помимо нас действовало много таких же искателей иголок в стогах сена.

Необходимо было помнить наизусть стоимость всех гемов, а их было больше сотни. Порой я покупал курьера за несколько тысяч, потому что мне казалось, что гемы внутри него стоят больше, но я ошибался и приходилось фиксировать убытки. Иногда вся прибыль съедалась комиссией в 13%, и я оставался ни с чем.

В день в потоке предложений удавалось выловить около 10 курьеров, а купить всего 1—2 — нас опережали другие игроки. Чтобы ничего не упустить, мы с другом посменно дежурили на торговой площадке. В будние дни смены были по 8 часов, в выходные — по 12. Иногда мы брали перерывы, чтобы восстановить силы, но боязнь того, что мы можем пропустить того самого курьера за 38 тысяч долларов гнала нас обратно за компьютер.

Помимо курьеров нам удавалось покупать за копейки редкие сеты, оружие и другие виртуальные вещи, с которыми беззаботно расставались их владельцы. Еще мы отслеживали предметы, которые будут дорожать. Для этого было нужно знать, какие сундуки скоро уйдут из продажи, и покупать предметы, которые из них выпадают, — не все, а только предназначенные для популярных героев.

В день каждый из нас повышал баланс своего кошелька «Стим» на 2—3 тысячи, в хорошие дни — на 5—10 тысяч. Однажды мой друг за несколько тысяч купил курьера, в котором оказались гемы на 120 с лишним тысяч рублей. Не 38 тысяч долларов, конечно, но тоже неплохо. Но возникла проблема: обычно у нас покупали ключи или предметы максимум на 20 тысяч, и ждать покупателя пришлось бы долго. После недели раздумий мы обменяли курьера на 15 хуков — так было легче найти покупателей.

Курьер куплен за 1488,39 рубля. Видимо его владелец не знал, сколько стоят гемы внутри курьера
Курьер куплен за 1488,39 рубля. Видимо его владелец не знал, сколько стоят гемы внутри курьера
Прибыль — 4846,95 рубля, если удастся продать гем из курьера за 7282 рубля. Такие гемы не очень ликвидный товар, возможно, другие продавцы будут периодически снижать цену, чтобы купили их гем, а не мой, а мне придётся в ответ снижать цену ещё больше
Прибыль — 4846,95 рубля, если удастся продать гем из курьера за 7282 рубля. Такие гемы не очень ликвидный товар, возможно, другие продавцы будут периодически снижать цену, чтобы купили их гем, а не мой, а мне придётся в ответ снижать цену ещё больше

Встречи с клиентами

В 2013 году нашим основным способом заработка по-прежнему были ключи. В среднем у нас покупали 5—10 ключей в неделю, деньги мы получали на электронный кошелек.

Еще у нас были крупные лоты — например, хуки за 150 ключей. Продавать их было сложнее: покупатели, несмотря на нашу репутацию, не хотели переводить 10 000 рублей в обмен на честное слово. Мы, в свою очередь, не хотели первыми отдавать хук.

Тогда мы решили встречаться с покупателями на нейтральной территории. Мой друг приходил с ноутбуком в ресторан, заходил в свой аккаунт и в игре предлагал покупателю обмен. Клиент отдавал часть денег наличными, подтверждал обмен в аккаунте, а после этого отдавал остальную сумму. Почти как в фильмах про шпионов.

После первой сделки, которая принесла нам около 25 тысяч, мы ликовали. Для меня это стало мощным толчком — тогдашним студентам 25 тысяч казались огромной суммой. Особенно если учесть, что мы их получили не разгружая вагоны, а щелкая мышкой.

После первой сделки всё было поставлено на поток, оставалось только искать покупателей. Благодаря сарафанному радио, специализированным группам во «Вконтакте» и форумам, нам удалось увеличить свой оборот до 25—50 ключей в неделю на каждого. После учебы мы ездили в «Макдональдсы» по всей Москве, а иногда и в области, чтобы встречаться с покупателями. Деньги делили по-братски: тот, кто достал товар, получал 90% стоимости, а другой — оставшиеся 10%. Доход от ключей делили пополам.

Однажды нам попался покупатель, который после трех личных встреч и покупок на 50 тысяч предложил постоянное сотрудничество. Он был готов каждую неделю покупать у нас товара на 10—20 тысяч без личных встреч и платить авансом. Мы согласились, пару месяцев эта схема работала без сбоя. Но однажды покупатель сказал, что выслал аванс, мы не проверили баланс и обменялись с ним товаром на 10 тысяч рублей. Деньги так и не дошли, хотя клиент клялся, что отправил перевод и во всём виноваты кривые руки разработчиков платежных систем.

После этого мы потеряли веру в людей и решили найти другой способ переводить виртуальные деньги в реальные.

Продажа игр

В тот момент началась распродажа игр в «Стиме». Нам в голову пришла идея: покупать коды к популярным играм на распродаже, а потом, когда она закончится, продавать игры со скидкой и всё равно быть в плюсе. Мы закупились играми, подождали пару недель после распродажи и начали рекламную кампанию в тематических группах и на форумах. Мы предлагали игры со скидкой в 33% от цены в «Стиме», а отзывы у нас в профилях давали понять, что мы не обманем.

В неделю мы продавали игр на 5—10 тысяч рублей. Игры оказались более ликвидным товаром, чем игровые предметы, и находить покупателей стало гораздо легче. Да и покупатель мог выбрать любую игру из каталога «Стим», а не ограничиваться тем, что было в нашем инвентаре.

Чтобы оповещать покупателей о наших акциях, мы основали группу во «Вконтакте». Со временем она превратилась в развлекательный ресурс и начала приносить дополнительный доход, но это уже другая история.

Главное — группа направляет к нам людей, которые считают, что игры в «Стиме» стоят как-то дорого. Они получают игры со скидкой, а мы выводим деньги из «Стима» в наши реальные кошельки.

Некоторые торговцы продают игры со скидкой на специальных сайтах. Нам это было неинтересно: у нас уже была репутация и база клиентов, мы не видели смысла платить комиссию сторонней площадке
Некоторые торговцы продают игры со скидкой на специальных сайтах. Нам это было неинтересно: у нас уже была репутация и база клиентов, мы не видели смысла платить комиссию сторонней площадке

В итоге

За пять лет, что я торговал играми, я заработал примерно 500 тысяч рублей. Мой друг, который был более удачлив, заработал более миллиона.

Несколько лет мы проводили почти всё свободное время за компьютером в надежде разбогатеть. Сейчас я понимаю, что мог бы потратить эти дни на учёбу и саморазвитие, а не сажать зрение и зарабатывать туннельно-кистевой синдром. Многое зависело от удачи: моему другу попадались более редкие предметы и гемы, и он смог заработать в два раза больше меня. Мы могли вообще ничего не заработать — если бы заходили на торговую площадку не в то время.

То, что мы делали, не поощряется правилами торговой площадки. Нас в любой момент могли заблокировать, лишив доступа к кошельку в «Стиме» и инвентарю. Нас пытались обмануть покупатели — наши потери составили около 50 тысяч рублей на каждого. А еще с прибыли по закону нужно платить налоги, самостоятельно заполняя декларацию о доходах.

Сейчас в «Стиме» большая конкуренция. Соревноваться в скорости реакции приходится не только с другими охотниками на курьеров, но и с ботами. Программы автоматически анализируют самые популярные предметы и выкупают их, если цена привлекательная. Из-за этого реже удается выкупать интересных курьеров — основной источник нашего дохода.

Компания Valve прилагает много усилий, чтобы торговую площадку не использовали для спекуляций: между покупкой предмета и возможностью выставить его на продажу появилась задержка в неделю, исчезла бесконечно прокручиваемая лента новых товаров на площадке, в которой было удобно искать выгодные предложения. Предметы, которые могут выпасть после матча, теперь нельзя продать или обменять.

Нам пришлось сбавить обороты. Сейчас мы продаем игры в основном для друзей и знакомых, получая где-то 10 тысяч в месяц на каждого. Наша группа во «Вконтакте» переквалифицировалась в развлекательную.

Но общие принципы, описанные в статье, до сих пор работают. Зарабатывать таким образом можно в «Доте 2», CS:GO, PUBG и других играх, предметы из которых присутствуют на торговой площадке.

Как зарабатывать на торговой площадке «Стим»

  1. Стать фанатом, следить за новостями и тенденциями.
  2. На торговой площадке ищите необычные вещи. Если вещь стоит стандартно, но отличается неким свойством, эффектом или описанием, вы сможете на ней заработать.
  3. Деньги с кошелька можно выводить с помощью продажи игр.
  4. Если потратите время на изучение программирования, сможете написать бота, который будет просматривать торговую площадку за вас, но злоупотребление торговлей с помощью ботов может быть расценено как нарушение лицензионного соглашения.
  5. Будьте готовы к тому, что ваш аккаунт заблокируют и вы всё потеряете.