Как мошенники притворяются мастерами и выманивают деньги у клиентов автосервисов
Распространенность: автосервисы, телефон
Риск: 💰💰💰
Представьте: вы оставили машину в сервисе и уехали по делам. А вскоре звонит мастер и сообщает, что обнаружил серьезную неполадку и надо покупать дорогие запчасти.
Довольно типичный случай для автовладельца. Порой диагностика занимает целый день — если сервис проверенный, нет никакого смысла сидеть и ждать, пока обнаружат причину неисправности.
И вот по телефону мастер нагнетает, что проблема серьезная: если не устранить неполадку, на машине лучше не ездить. Иначе она может сломаться прямо в дороге и водитель попадет в аварию.
Сервис может устранить проблему, но за запчасти не получится заплатить на кассе. Мол, из-за санкций приходится возить детали серым импортом и их нельзя светить в официальной отчетности. И вообще, она последняя на складе — вдруг ее кто-то другой купит. Поэтому мастер предлагает перевести деньги прямо сейчас — по номеру телефона или карты.
Автомобилист, уверенный, что разговаривает с представителем сервиса, переводит деньги. А когда приезжает за машиной, с удивлением узнает, что никакой поломки нет — как и мастера, с которым он разговаривал.
Разберемся, кто кого обманул и что произошло на самом деле.
Как устроена схема развода от имени мастера СТО
Эту схему можно разделить на три этапа. Чтобы аферисты смогли дозвониться до автовладельца, им сначала должно повезти на первых двух.
Мошенники подбирают жертву. Есть несколько вариантов, где и как они ищут автовладельцев, которых потом пытаются обмануть.
В первом, простом варианте водитель сам выдает данные. В сети много профильных чатов и групп, где люди обсуждают проблемы своих автомобилей — порой прямо у входа в автосервис. У некоторых людей в профиле виден номер телефона. Если в чате или группе сидит мошенник, он может подгадать момент и позвонить человеку от имени мастера — а все данные машины возьмет из чата.
Второй вариант чуть сложнее. Злоумышленники сидят на парковке у автосервиса и наблюдают за автомобилями, которые заезжают в ремонтные боксы. Особое внимание они уделяют машинам, за руль которых сел сотрудник сервиса. Значит, владелец оставил ключи и уехал по своим делам.
В дополнение жулики могут завести непринужденный разговор с водителем, который ожидает в очереди. Мол, как дела, как цены на бензин, что сломалось? Так им проще понять, приехал ли водитель просто поменять масло, или у него что-то барахлит и он оставит машину на целый день.
Мошенники звонят в сервис. Если злоумышленники работают по второй схеме, им нужно узнать телефон потенциальной жертвы. Для этого они звонят в сервис и представляются владельцем авто. Называют номер и марку машины, говорят, что оставили ее в такое-то время, и интересуются ходом ремонта.
А порой звонящему даже не нужно называть данные конкретной машины. Я встречал истории, в которых аферисты говорили «Здравствуйте, а что там с моей Ауди?» или называли какую-то другую популярную марку. А так как в большом сервисе где-то наверняка обслуживается такая машина, мастер без сомнений начинает рассказывать, как продвигается ремонт.
В конце звонящий просит уточнить, какой номер он оставлял для связи. Если сотрудник сервиса называет номер настоящего клиента, мошенник просит туда не звонить: мол, он недавно поменял номер телефона и по привычке продиктовал старый и нерабочий.
Мошенники звонят клиенту. Получив номер и узнав детали о ремонте, аферисты наконец-то звонят владельцу. Они верно называют марку и номер авто, а также рассказывают о неполадках.
Так как клиент ожидает звонка из сервиса, аферисту довольно просто сойти за реального мастера. Остается только разыграть спектакль и предложить перевести деньги за ремонт.
Могут ли сотрудники сервиса сымитировать схему развода
К сожалению, такой вариант исключить нельзя. В конце концов, у них есть доступ к данным и автовладельца, и машины. А сервисы бывают разные: например, меня как-то попытались обмануть на 40 тысяч рублей в крупной сетевой фирме, когда предложили поменять радиатор якобы сломанного кондиционера, хотя его всего лишь нужно было заправить.
Но иногда участие сотрудников в разводе реально проверить. Чем крупнее сервис, тем больше шансов, что у него есть CRM — система, в которой учитываются все действия с клиентом. В том числе в CRM хранятся записи звонков. Можно потребовать их у сервиса и увидеть, кто звонил от вашего имени в сервис, выдал ли оператор ваши данные и был ли звонок вообще.
Многие системы учитывают, кто и в какое время запрашивал доступ к данным клиента, например к записям о машине и номере телефона. К тому же в сервисе могут стоять камеры видеонаблюдения — они тоже позволят выяснить, кто имел дело с вашей машиной и мог выдать сведения о ней.
Мы не рекомендуем заниматься расследованием самостоятельно. Если в ходе разбирательства с сервисом и его сотрудниками возникнет конфликт, виноватым могут сделать вас. Так что лучше без лишних скандалов запросите как можно больше информации и передайте ее в полицию. А еще сервис может не захотеть делиться данными с вами, а вот отказать полиции ему будет сложнее.
Можно ли наказать сервис за то, что он предоставил данные мошенникам
В законе предусмотрена уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни. Наказать могут в том числе за распространение данных о телефонном номере или машине пострадавшего — от штрафа в размере 200 000 ₽ до лишения свободы на два года.
Но это преступление относится к категории умышленных. То есть сотрудник сервиса, который выдал звонящему номер телефона, должен осознавать, что клиент лишится денег, — и даже желать этого.
Это значит, что, если сотрудник целенаправленно собирает номера клиентов и передает их соучастнику, его можно привлечь к уголовной ответственности. Если же он искренне считает, что общается с клиентом и рассказывает ему о ходе ремонта, то у него нет умысла на совершение преступления. К уголовной ответственности его в такой ситуации не привлекут.
А вот мошеннику придется отвечать по статье 159.3 УК РФ «Мошенничество с использованием электронных средств платежа». Возможные санкции — 120 000 ₽ штрафа и лишение свободы на три года.
Если потеряли деньги подобным образом, рекомендую как можно быстрее обратиться в полицию с заявлением.
Как защитить деньги
На момент выхода статьи эта схема довольно свежая. Однако крупные сервисные центры уже начинают реагировать. Например, проводят дополнительные тренинги для операторов и запрещают предоставлять кому бы то ни было номер телефона клиента.
Вскоре аферистам станет сложнее проворачивать схему именно через кол-центры. Но они все еще смогут дежурить на парковках возле автосервисов, а номера владельцев автомобилей добывать через даркнет или в утекших базах данных — к сожалению, это проще, чем может показаться.
Так что главное правило безопасности остается таким: об оплате договаривайтесь только лично с мастером в сервисном центре.
Не бывает ситуаций, когда вопрос с ремонтом авто нужно решить вот прямо сейчас и обязательно деньгами. Даже если по телефону вас пугают, что во всем городе осталась последняя запчасть, а новая будет стоить в три раза дороже и ее придется месяцами ждать из-за границы, — это повод насторожиться и отложить решение до личного разговора с мастером.
Если окажется, что вам звонили аферисты, — вы спасли деньги. А если вас на самом деле так пугал мастер, лучше забрать машину и обратиться в другое место. Подробнее о том, на что обращать внимание при выборе сервиса, мы рассказываем в пятом уроке курса для начинающих автомобилистов.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil